Научная статья на тему 'МЕДИАЛИЧНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ БЛОГОСФЕРЫ: КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА САМОВЫРАЖЕНИЯ'

МЕДИАЛИЧНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ БЛОГОСФЕРЫ: КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА САМОВЫРАЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
281
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГИНГ / БЛОГЕР / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / МАСС-МЕДИЙНАЯ ЛИЧНОСТЬ / BLOGGING / BLOGGER / PERSONAL DISCOURSE / MASS MEDIA PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Машлыкина Н.Д., Сидорова И.Г.

В данной статье рассматривается проблема самовыражения языковой личности в современной блогосфере на примере Instagram и Twitter, а также проблемы описания коммуникативных интеракций в персональном интернет-дискурсе. В качестве субъектов персональной коммуникации авторами исследовались характеристики самовыражения медийных личностей на примере известных политиков и представителей медиасообщества. Авторами была предпринята попытка изучить коммуникативные средства самовыражения публичной личности, с помощью которых происходит пересмотр образа носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей и рефлексивных процессов в современной блогосфере. На примере блогов известных персоналий авторы описывают процесс создания медийного образа языковой личности через средства самовыражения ее личных оценок, опыта и способности влиять на эмоциональный настрой общества. Материал исследования продемонстрировал, что доминирующей характеристикой самовыражения является созданный имидж и публицистический образ языковой личности, подтверждаемый использованием языковых и коммуникативных средств разной стилистического маркированности, различными аспектами модальности предлагаемых суждений, долженствовании и обязательности решительных действий общества в оценке различных политических и экономических ситуаций. Самовыражение медийной личности в блогосфере основано на свободе слова и мышления, а также на использовании языковых и коммуникативных средств, актуализирующих когнитивные и мотивационные факторы присутствия персоналии в данном коммуникативном формате. Размещаемые блог-записи известных медийных личностей формируют информационную картину современного общества, анализ их количественных показатели является оценкой степени готовности, способности и возможности целевой аудитории воспринимать и следовать идеям, транслируемым авторами этих блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIALITY IN THE PERSONAL DISCOURSE OF THE BLOGOSPHERE: COMMUNICATIVE MEANS OF SELF-EXPRESSION

This article discusses the problem of self-expression of a language personality in the modern blogosphere on the example of Instagram and Twitter, as well as the problems of describing communicative interactions in personal Internet discourse. As subjects of personal communication, the authors studied the characteristics of self-expression of media personalities on the example of well-known politicians and representatives of the media community. The authors attempted to analyze the communicative means of self-expression of a public personality, which are used to revise the image of a carrier of cultural, linguistic, communicative and activity values and reflexive processes in the modern blogosphere. Using the example of blogs of famous personalities, the authors describe the process of creating a media image of a language personality through the means of self-expression of its personal assessments, experience and ability to influence the emotional mood of society. The research material has shown that the dominant characteristic of self-expression is the created image and publicistic image of the language personality, confirmed by the use of language and communication tools of different stylistic markings, various aspects of the modality of the proposed opinions, the necessity and obligation of decisive actions of society in assessing various political and economic situations. Self-expression of a media personality in the blogosphere is based on freedom of speech and thinking, as well as on the use of language and communication tools that actualize the cognitive and motivational factors of the presence of a person in this communication format. Posted blogs of well-known media personalities form an information picture of modern society, the analysis of their quantitative indicators is an assessment of the degree of readiness and ability of the target audience to perceive and follow the ideas broadcast by the authors of these blogs.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЛИЧНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ БЛОГОСФЕРЫ: КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА САМОВЫРАЖЕНИЯ»

Оригинальная статья УДК 811.161.1'42

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-22-31

Медиаличность в персональном дискурсе блогосферы: коммуникативные средства самовыражения

Н.Д. Машлыкина

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» (Российская Федерация, г. Волгоград) ORCIDID: 0000-0001-3790-6183; Researcher ID А-8549-2013; e-mail: mashlykina-n@mail.ru

И.Г. Сидорова

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» (Российская Федерация, г. Волгоград) ORCID ID: 0000-0001-6153-6798; Researcher ID P-4558-2018; Scopus Author ID 57201975717; e-mail: ira.sidorovafomicheva@gmail.com

Получена: 14.10.2020 /Принята: 09.11.2020 /Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: В данной статье рассматривается проблема самовыражения языковой личности в современной блогосфере на примере Instagram и Twitter, а также проблемы описания коммуникативных интеракций в персональном интернет-дискурсе. В качестве субъектов персональной коммуникации авторами исследовались характеристики самовыражения медийных личностей на примере известных политиков и представителей медиасообщества. Авторами была предпринята попытка изучить коммуникативные средства самовыражения публичной личности, с помощью которых происходит пересмотр образа носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей и рефлексивных процессов в современной блогосфере. На примере блогов известных персоналий авторы описывают процесс создания медийного образа языковой личности через средства самовыражения ее личных оценок, опыта и способности влиять на эмоциональный настрой общества. Материал исследования продемонстрировал, что доминирующей характеристикой самовыражения является созданный имидж и публицистический образ языковой личности, подтверждаемый использованием языковых и коммуникативных средств разной стилистического маркированности, различными аспектами модальности предлагаемых суждений, долженствовании и обязательности решительных действий общества в оценке различных политических и экономических ситуаций. Самовыражение медийной личности в блогосфере основано на свободе слова и мышления, а также на использовании языковых и коммуникативных средств, актуализирующих когнитивные и мотивационные факторы присутствия персоналии в данном коммуникативном формате. Размещаемые блог-записи известных медийных личностей формируют информационную картину современного общества, анализ их количественных показатели является оценкой степени готовности, способности и возможности целевой аудитории воспринимать и следовать идеям, транслируемым авторами этих блогов.

Ключевые слова: блогинг, блогер, персональный дискурс, масс-медийная личность.

Для цитирования: Машлыкина Н.Д., Сидорова И.Г. Медиаличность в персональном дискурсе блогосферы: коммуникативные средства самовыражения. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №4. C. 22-31.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-22-31

Медиаличность в персональном дискурсе блогосферы: коммуникативные средства самовыражения

Natalya D. Mashlykina

Volgograd State Agricultural University (Russian Federation, Volgograd) ORCID ID: 0000-0001-3790-6183; Researcher ID А-8549-2013; e-mail: mashlykina-n@mail.ru

Irina G. Sidorova

Volgograd State Medical University

(Russian Federation, Volgograd) ORCID ID: 0000-0001-6153-6798; Researcher ID P-4558-2018; Scopus Author ID 57201975717; e-mail: ira.sidorovafomicheva@gmail.com

Recieved: 14.10.2020 /Accepted: 09.11.2020 /Publishedonline: 25.12.2020

Abstract: This article discusses the problem of self-expression of a language personality in the modern blogosphere on the example of Instagram and Twitter, as well as the problems of describing communicative interactions in personal Internet discourse. As subjects of personal communication, the authors studied the characteristics of self-expression of media personalities on the example of well-known politicians and representatives of the media community. The authors attempted to analyze the communicative means of self-expression of a public personality, which are used to revise the image of a carrier of cultural, linguistic, communicative and activity values and reflexive processes in the modern blogosphere. Using the example of blogs of famous personalities, the authors describe the process of creating a media image of a language personality through the means of self-expression of its personal assessments, experience and ability to influence the emotional mood of society. The research material has shown that the dominant characteristic of self-expression is the created image and publicistic image of the language personality, confirmed by the use of language and communication tools of different stylistic markings, various aspects of the modality of the proposed opinions, the necessity and obligation of decisive actions of society in assessing various political and economic situations. Self-expression of a media personality in the blogosphere is based on freedom of speech and thinking, as well as on the use of language and communication tools that actualize the cognitive and motivational factors of the presence of a person in this communication format. Posted blogs of well-known media personalities form an information picture of modern society, the analysis of their quantitative indicators is an assessment of the degree of readiness and ability of the target audience to perceive and follow the ideas broadcast by the authors of these blogs.

Keywords, blogging, blogger, personal discourse, mass media personality.

For citation: Mashlykina N.D., Sidorova I.G. Mediality in the personal discourse of the blogosphere. communicative means of self-expression. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, pp. 22-31 (In Russ.).

Введение

В современном мире практически невозможно встретить человека, который не сталкивался бы в своей жизни с Интернетом и интернет-технологиями. Еще два десятилетия назад никому бы и не при-

шло в голову, что можно находить друзей, единомышленников, клиентов, работников, строить бизнес, осуществлять официальную переписку, просматривать фильмы, слушать музыку, обучать, обсуждать, консультировать и даже проводить встречи и другие мероприятия, не выходя из дома - через Интернет и современные средства дистанционного взаимодействия.

Безусловно, ни один человек не может жить без общения, без поиска новых и более удобных форматов реализации своих коммуникативных интенций и выражения своих взглядов как среди узкого круга единомышленников, так и среди огромной аудитории. Конечно, социальные сети помогают быстро и легко обмениваться информацией, демонстрировать свой круг общения, свои интересы, создавать определенные сообщества, продвигать бизнес, однако уровень развития современной блогосферы показывает, что на данный момент именно блогинг стал занимать особое место в самовыражении личности в виртуальном пространстве.

Цель статьи

Персональный интернет-дискурс характеризуется объективной обязательностью реализации как физических, так и психических интеракций отдельного индивида в современном коммуникативном пространстве блогосферы. Субъектом персонального интернет-дискурса выступает публичная личность, известная широкой аудитории, пользующаяся популярностью, особым имиджем, зачастую с различным вектором своего «личностного рейтинга», а также обладающую набором коммуникативных средств воздействия на формируемое общественное мнение. Именно поэтому целью статьи является изучение коммуникативных средств самовыражения публичной личности или медиаличности, с помощью которых происходит пересмотр образа носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятель-ностных ценностей и рефлексивных процессов в современной блогосфере.

Обзор литературы

Анализ блогосферы представляет собой исследование проблематики изучения поведения личности в Интернете, с какой целью медийная личность создает вокруг себя целевую аудиторию, только ли для самоутверждения своих личностных позиций и реализации амбициозных планов? При такой формулировке исследовательских задач все сведется к тому, что в итоге будет сложно применять только лингвистические методы исследования. Е.И. Горошко в своих исследованиях указывает на то, что развитие технологий необратимо изменяет парадигмы научного сознания, а лингвистика XXI века становится все больше и больше междисциплинарной областью научного знания, при этом возникновение новых информационных и медийных технологий только усиливает этот процесс [1: 5]. Исследователь также склоняется к мнению, что на когнитивном уровне современный человек воспринимает Интернет как некое приспособление, инструмент повседневной жизни, расставляя маркеры типа он «интересен», «удобен», «доступен», «дорог» и «быстро работает» [1: 10]. Однако зададимся вопросом: для кого интересен и удобен, что определяет эти критерии?

Изменение в системе виртуального общения, конечно, сводится к главному актору любых интеракций в интернет-общении - к языковой личности. Исследователь Е.П. Белинская не случайно ставит вопрос о возможных «человеческих следствиях» использования компьютерного языка и говорит о появлении в данном контексте понятия как языковая виртуальная личность [2: 6].

Анализ форматов интернет-общения показывает, что блоги, микроблоги, а также социальные сети характеризуются удобным набором готовых инструментов, позволяющих создавать авторский микромир со своим контентом и тематической направленностью. Изучение данного контента, во многом, может дать представление о состоянии общества, его эмоционального настроя, готовности /неготовности к действиям и т.д. Социальные сети, в силу структурной рамочности и простоты дизайна, нашли применение среди простых пользователей Интернета, разных возрастных групп, вероисповедания и языковых различий. Однако социальные сети не могут заполнить информационный вакуум, который появился между демонстрацией личного и публичного в Сети. Персональный интернет-дискурс хоть и охватывает личностное пространство, формируемое при реализации коммуникативных интенций человека в виртуальном мире, но все-таки он проявляется в своих определенных жанровых форматах по-своему: персональный сайт публичной личности рассматривается как удобная интернет-площадка для репрезентации языковой личности; в свою очередь, личный блог - как современный жанровый формат, настроенный на трансляцию медийной личности и ее образа в Интернете, а жанр социальной сети следует расценивать как место коммуникации языковой личности, по своей сути, не нацеленной на публичную открытость [3-5]. Именно личный блог в контексте новой парадигмы «свободного об-

щения» - это место целенаправленного и осознанного воздействия на общество, на его сознание и стереотипное поведение и рефлексию.

Любые общественные процессы, наблюдаемые в мире, могут рассматриваться как предвестники трансформации всего общества, его настроя и эмоционального состояния. Поэтому становится очевидно, что блогосфера является тем лакмусом, который и укажет о готовящихся изменениях в обществе, так как именно этот формат адаптирован на массовую аудиторию и под определенную коммуникативную установку субъекта персонального дискурса.

Блог-канал в Instagram - это удобный формат для консолидации аудитории вокруг одного пользователя, блогера, целью которого является презентация своего микромира всему обществу. Такие блог-каналы сейчас стали очень популярны за счет удобства размещения аудио и видео контента, мгновенности получения отклика аудитории, быстрого PR-продвижения сформированного имиджа, моментального формирования требуемого общественного мнения, привлечения «нужных» слоев населения с прогнозируемым поведением. Такие блог-каналы становятся мощным оружием в руках отдельных масс-медийных личностей, а также социальных политических про-правительственных и оппозиционных блоков, которые и формируют общественную картину современного общества.

Методы исследования

Анализ текстов интернет-коммуникации, безусловно, проводится на материале, который исследователи собирают в ходе собственных наблюдений за общением в этой среде. Проблема самовыражения языковой личности в блогосфере была рассмотрена в рамках описательно-сопоставительного метода, интерпрета-тивного анализа, а также метода сплошной выборки, применяемого при подборке языкового материала.

Результаты и дискуссии

Говоря о личном пространстве и его границах в Интернете, можно отметить, что все, что попадает на обозрение любого интернет-пользователя, становится открытым и доступным широкому кругу читателей. Современные средства онлайн и офлайн общения, различные жанровые форматы и коммуникативные площадки - все это актуальные явления интернет-коммуникации. Виртуальные интеракции интернет-пользователей в своей основе детерминированы желанием актора создать свое персональное интернет-пространство, в котором человек может самовыражать себя и демонстрировать свои личностные позиции или, например, высказать свое мнение относительно любого события, будь то общественного или семейного. Таким образом, под самовыражением мы понимаем коммуникативную потребность языковой личности вербально выразить свое отношение и чувства к предметам, обстоятельствам, ситуациям и другим участникам виртуального общения, которое следует рассматривать с точки зрения детерминированности языка. Из когнитивных установок, присущих любой языковой личности именно самовыражение рассматривается как комплексная характеристика, включающая языковой, коммуникативный и личностный аспекты общения.

Стремительное развитие и трансформация блогосферы в новую плоскость межличностного общения позволили языковой личности по-иному представить себя, свой внутренний мир и свою социальную значимость в виртуальном пространстве. Еще пару десятилетий назад блогосфера активно развивалась в формате ведения личных блогов на платформе LiveJournal (www.livejournal.com), где отдельные блоги представляли собой нечто похожее на личные интернет-дневники (или сетевые дневники), в которых авторы размещали свои размышления и мысли. При этом, главное условие ведения такого интернет-дневника изначально ориентировано на публичность и открытый доступ любым членом интернет-сообщества. На страницах подобных блогов авторы-блогеры, как правило, честно писали о своем желании открытого диалога с читателями, о чем, например, свидетельствует обращение журналиста и телеведущей Т. Канделаки в личном блоге в ЖЖ в апреле 2013 г к своим подписчикам-читателям. Блогер пишет, что для нее «блог в жж — в первую очередь возможность выразить свое мнение по вопросам, которые кажутся мне важными», а также добавляет, что «жж — для более серьезных вещей» (http://tikandelaki.livejournal. com/305075.html). Этот пример очень точно показывает, что блогинг в Живом Журнале занимал особое место в интернет-активности блогеров, а в работах лингвистов, занимающихся вопросами компьютерно-опосредованной коммуникации и виртуального дискурса, тем более - блогинг, жанровые особенности, языковые средства, семантика и прагматика являются объектами исследований разных ученых [5-13].

Однако на данный момент блогинг в ЖЖ и сам жанр сетевого дневника не представляют особого интереса среди ученых и не отвечает требованиям современного блогера, формирующего сам контент, ориентированный на массовое потребление, а не частную интеракцию.

На данном этапе развития общества становится актуальным ведение блогов в блог-каналах, например в Instagram, YouTube, Telegram, молодежных платформах TikTok и Likee. Последние две коммуникативные формы представляют собой новый формат презентации языковой личности в Интернете, схожие с привычными социальными сетями, так как дают возможность ставить 'лайки', то есть отмечать понравившиеся записи, собирать в подписку, а также вести свой канал, размещая небольшие видео. Разработчики TikTok и Likee молниеносно захватили внимание молодежи и известных блогеров, предложив современные инструменты для размещения ярких видео, забавных роликов, зачастую лишенных какого-либо смысла, как только держать возле себя огромную аудиторию подписчиков, постоянно требующих новых историй.

Даже некогда известный и удобный по своей компактности и оперативности Twitter сейчас используется только для размещения актуальных новостей и мгновенного реагирования общества на эти события. Хотя эта особенность имеет положительный опыт в установлении режима мгновенной реакции с интернет-читателями и телезрителями передачи первого канала «Время покажет». Их твит-канал https://twitter.com/vremya_pokazhet уже собрал аудиторию более 69 тыс. читателей и по состоянию на 28.09.2020 имеет 5 514 твитов, при условии, что был зарегистрирован в июне 2017. Аудитория не ограничивается пользователями нашей страны, наоборот, немалая часть комментариев, размещаемые на публикуемые твит-записи, принадлежит представителям постсоветского пространства, а также стран Запада. Возможно, часть из размещаемых твит-комментариев создаются твит-ботами для формирования «нужного» настроя общества и в некоторых случаях «подогрева» мнения аудитории. Это еще раз подтверждает трансформацию коммуникативных интеракций человека и общества в новую плоскость взаимодействия, в некоторых случаях, заведомо управляемую «сверху».

В таком же ракурсе блоги в Twitter используются известными политиками, например, президент США Дональд Трамп в своем https://twitter.com/realDonaldTrump публикует не только твит-ссылки, но и активно комментирует события, происходящие в его стране, высмеивает своих оппонентов, критикует их, либо, наоборот, расхваливает, демонстрируя свою благосклонность. Так, своих политических противников экс-мэра Нью-Йорка, медиамагната и миллиардера Майкла Блумберга и кандидата на пост президента в предстоящих выборах Джо Байдена он с сарказмом высмеивает в своем твитте от 27.09.2020: «Wow, nobody realized how far Mini Mike Bloomberg went in bribing ex-prisoners to go out and vote for Sleepy Joe. He is desperate to get back into the good graces of the people who not only badly beat him, but made him look like a total fool. Now he's committed a serious crime!» https://twitter.com/real-DonaldTrump/status/1310217371307606024 «Вау, никто так и не понял, как далеко зашел «Мини-Майк» Блумберг, подкупая бывших заключенных, чтобы те вышли и проголосовали за «Сонного Джо». Он отчаянно пытается вернуть себе благосклонность людей, которые не только его разоблачили, но и выставили его полным дураком. Теперь он совершил тяжкое преступление!» (здесь и далее перевод наш. - И.С.) Именно руководствуясь стратегией самопрезентации своей личности, своего превосходства над «другими» политическими персоналиями, Д. Трамп определяет тематический каркас и заданную последовательность своего блога. Он размещает только то, что, по его мнению, является важным и достойным внимания блогера.

Поскольку самовыражение тесно связано с эмоциональным настроем, а также политическими реалиями и установками современной демократии американского общества, отмечается использование языковых и коммуникативных средств разной стилистической маркированности: от нейтрального стиля до экспрессивных выражений, сводящихся к оценке деятельности объекта коммуникативной атаки оппонента.

Согласимся с исследователем Н.В. Кобриным относительно процесса формирования политического медиадискурса. По авторитетному мнению автора, у адресанта возникает коммуникативная интенция, которая запускает готовый сценарий, находящийся в голове у коммуниканта, а также, что этот вид дискурса оказывает влияние на создание медиасообщений [14: 111]. Приближенность твиттинга к устно-письменной речи, где отмечается несоблюдение грамматических и орфографических правил, ставка на создание «нужного» эмоционального эффекта и убеждений аудитории, все это характеризует востребованность микроблогинга в самопрезентации личности, например, в предвыборной кампании, продвижении бизнеса, например в среде шоу-бизнеса и т.д.

Знаменитости и другие медийные личности также используют ресурсы современной блогосферы для самовыражения себя как уникальной личности, способной держать вокруг себя миллионную ауди-

торию. Кардинальное отличие блогосферы от других форматов персонального дискурса то, что именно блогер-автор задает тематику своих постов, размещает только то, что его интересует, то, что, по его «личному» мнению будет и должно быть интересно читателям, виртуальный разговор с которым сводится к несколько пропаганде тех идей, которые транслируются в блогах, а к принятию данного блогера как «лидера», за которым последуют его сторонники, которые принимают любой акт как интенция к действию или не действию, если так угодно создателю. Именно эти медийные личности и формируют атмосферу и настроение социальных групп, сосредоточенных вокруг этих персоналий. При этом наиболее типичными коммуникативными средствами самовыражения являются комментирование, интерпретация, выражение одобрения/неодобрения, убеждение и, конечно, навязывание своего мнения, замаскированного под совет.

Блогинг в Instagram известными медийными личностями также находит популярность среди блоге-ров, ведь именно они и формируют общественное настроение среди интернет-читателей. Именно здесь размываются границы между личным и публичным, между богатым и бедным, между известным и рядовым. Именно блог в Instagram со своим простым и понятным дизайном, удобным набором функций и инструментов позволяет увидеть известных медиа личностей в быту, как будто происходит общение «с друзьями».

Приводя яркие примеры таких медийных персоналий, нельзя не упомянуть о Кате Гордон, известной в России и постсоветских странах ведущую и блогера, которая в период пандемии стала использовать сбой блог в Instagram как площадку для выражения своих мыслей, своего отношения, своей личностной позиции к власти, к дистанционному обучению в школах, делению мира на бедных и богатых. В своем блоге (https://www•.instagram.com/katvagordon/?hl=ru) она, практически еженедельно выкладывала свои видео сначала в сторис, то есть в видео ролик, формат которого доступен читателям в течение одного дня, а потом размещала его в записи в УоиТиЪе-канале. Эти ролики молниеносно подхватывались читателями, которые делали репосты на другие каналы, мессенджеры и другие инструменты современных платформ. Именно блог в Instagram со своим простым и понятным дизайном, удобным набором функций и инструментов позволяет увидеть известных медиа личностей в быту, как будто происходит общение «с друзьями». Диалоговый формат «один к одному» трансформировался в триггерный вектор «один ко многим», демонстрируя потребность данной интерактивной площадки самопрезентации блогера как двигателя общественного мнения.

Очень ярким и показательным примером является видео-ролик К. Гордон, размещенный в ее личном блоге Instagram-канала (https://www.шstagram.com/stories/ЫgЫightsЛ7866893238718061/?Ы=m). Приведем некоторые яркие высказывания блогера: «Меня зовут Катя Гордон! Мне 39 лет, и большую часть моей жизни меня поливали говном! Я была старороженицей, проституткой, матерью-одиночкой»; «Мне говорили: «Раз ее кто-то ударил, значит, она этого заслужила». Потом говорили: «Нет, скорее всего, била она. Точно попала на экраны через постель»; «Меня поливали говном большую часть моей жизни, пока я не вышла и не сказала: «Я - Катя Гордон! Мне 39 лет. У меня немного висит грудь, у меня есть животик и да, у меня двое детей от разных мужчин. А может быть будут еще. Я хочу, чтобы ты знала, что есть такая форма насилия, насилие общественным мнением. Не поддавайся. Ты достойна любви». Из приведенного примера видно, что в формате приватной беседы с огромным количеством ненормативной и разговорной лексики, лексических и синтаксических повторов, преднамеренным указанием на факты из биографии блогер презентует себя как открытую медиаличность, которая выражает свои мысли, идеи и отношение к миру и обществу. Присутствие личности в Сети на данном этапе развития общества является некой обязательной нормой, негласно принятой между участниками коммуникативного пространства. Вот поэтому блогеры, в том числе и К. Гордон, поддерживает свой статус «медийности» через данный блог. Можно писать обо всем, что открыто не связано с преступлениями против человека и общества, обо всем, что может пропустить цензура.

По сути, все видеоролики, а также посты, размещаемые К. Гордон, представляют собой диалог с виртуальным читателем, которого блогер не видит, не знает, но раз он в подписчиках, то точно принимает позицию блогера, считает ее себе равной, а именно в этом была главная цель автора - смоделировать приватную беседу со своей аудиторией, знать, что она востребована и ее принимают как «равную». Бло-гер удачно апеллирует приватными темами, известными личностями, например, имя главы СберБанка, Г. Грефа неоднократно становилась темой видео постов блогера. Блог-запись (https://www. instagram. com/p/CFkfP5bgADg/) посвящена как раз отношению блогера к этой известной личности, автор с сар-

казмом пишет, что ей «очень бы хотелось чудес, а не темного подлого цифрового царства Грефа». Использование сравнений, гипербол и иронии позволяет понять эмоциональный настрой автора («больше пессимистического авторства», «Президент Гордон», «горести о Родине» и пр.), а также усиливает критическое отношение и восприятие текущей ситуации в стране.

Проведенный анализ показывает, что во многом, на образ презентации многоаспектной природы медийной личности в блогах влияет социальный и интеллектуальный контекст жизни общества, который, по словам М.М. Гукасовой, «выступает условием» развития информационно-медийных технологий [15: 105]. Согласимся также с М.М. Гукасовой, что одним из доминирующих компонентов в структуре медийной личности является «публицистическая составляющая» или «публицистический образ» [15: 106].

В контексте рассмотрения коммуникативных средств самовыражения медиа персоналий в блогос-фере стоит проанализировать блоги успешных и известных медийных личностей современного российского телевидения - Ольги Скабеевой и Евгения Попова, телеведущих и политических обозревателей телеканала «Россия ВГТРК». Их блоги чрезвычайно востребованы российской и постсоветской аудиторией, о чем свидетельствует не только их высокий рейтинг, но рефлексивные комментарии интернет-читателей, активно поддерживающих их деятельность. Так, после восстановления от перенесенного заболевания, о котором рассказывает пост «Так вот: меня вылечили и выписали! Спасибо большое врачам! Низкий поклон! Берегите себя, друзья. Носите перчатки и маски (хотя я их носила маниакально и что-то не помогло» (https://www. instagram.com/p/CFOs8BgFGuW/), в адрес блогера посыпались комментарии-поздравления: «Ольга, с выздоровлением! Искренне рад вас снова видеть, «железная кукла Путинского режима» на мой взгляд не оскорбление, а признание бойцовских качеств) Мир Вашему дому», «Смотрю 60 мин, ну этот ваш искренний смех за кадром , еле сдерживаемое ха-ха)) блин это божественно)правда вас нехватало)», «Ура, наша Оленька снова с нами в эфире» к записи https://www.instagram.eom/p/CFZxKGdlqLY/ (Здесь и далее орфография и пунктуация медиасообщений сохранены. - И. С.).

Евгений Попов, как и его спутница, также ведет свой блог в Instagram, а также блог в Twitter. В своем посте https://www.instagram.eom/p/CFkvLkMqrXG/ «Неполживые» о проблеме политических отравлений блогер написал: «Итак, ровно 24 часа прошло с тех пор, как официально объявлено о том, что Вовка Кара-Мурза выдумал (дважды) собственное отравление. Просто придумал. Ради грантов и честолюбия. Что мы видим? Ноль новостей, ноль колонок и репортажей. Медуза, эхо, дождь, новая, Кашин, Плющев, Ларина, Лошак, Петровская, прочие Дзядки, Пархомы и Альбацы, даже Нарышкин и Качкаева, которых считал адекватами в мире упырей, молчат и стесняются признать, что Вовка и они вместе с ним, клеветали на Родину. Не было отравления и слава богу. Сказали бы и забыли. Но никто не сказал. Запомните этот день, запишите в дневник и посмотрите наш сегмент. Важный день в истории российской журналистики». В подобных блог-записях читатели видят жесткую критику создавшейся ситуации вокруг данной темы, блогер, не скрывая своего гнева, обрушивается на современную журналистику, нелестно отзываясь о высокопоставленных лицах. Такая критика, конечно же, находит «за» и «против» среди читателей, которые активно вступают в дискуссию.

Как показывает материал исследования, самовыражение проявляется в различных аспектах модальности языка, чаще в выражении уверенности своих суждений, долженствовании и обязательности решительных действий общества в оценке различных политических и экономических ситуаций, апеллированием «злободневных» проблем общества с жестким комментированием официальных заявлений представителей, не поддерживающих установленный в России политический режим.

Анализ размещенных блог-записей известных медийных личностей, формирующих информационную картину современного общества, показывает, что коммуникативная составляющая медиаобраза любой известной личности определяется принятыми критериями популярности блога - количество размещенных блог-постов, количество читателей и количество комментариев, оставленных пользователями. Эти количественные показатели являются оценкой степени готовности, способности и возможности целевой аудитории воспринимать и следовать идеям, транслируемым авторами этих блогов. Именно аудитория является репрезентантом этих идей и вектором оценок «правильности» или «неправильности» поведения медийной личности в персональном дискурсе блогосферы.

Заключение

Развитие общества и современных интернет-технологий показало, что произошедшая трансформация блогосферы в платформу самовыражения медийной личности характеризует и смену вектора

общения в Сети - образ персоналии становится ядром, вокруг которого формируется общественное мнение, положительное или отрицательное. Эффект воздействия на аудиторию в Сети определяется готовностью интернет-читателей открыто следовать или возражать блогеру. Проведенный анализ коммуникативных средств самовыражения медийной личности в блогосфере показывает, что основной характеристикой самопрезентации выступает «свободность» выражения личного мнения и оценок бло-гера, реализация которых основывается на использовании языковых и коммуникативных средств, актуализирующих когнитивные и мотивационные факторы присутствия персоналии в данном коммуникативном формате. Считаем, что анализ коммуникативных средств самовыражения публичных личностей очень важен при анализе процесса формирования общественного мнения и настроя, какие механизмы задействованы при оценке социокультурной значимости тех или иных явлений, результатом которых являются действия медийных личностей.

Список литературы

1. Горошко Е.И. Психолингвистика Интернет-коммуникаций. Теоретические проблемы психолингвистики. 2008:5-11.

2. Белинская Е.П. Язык Интернет-коммуникации и социолингвистическая ситуация современности. Вопросы социально-психологических исследований. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011;1(10):5-10.

3. Митягина В.А., Сидорова И.Г. Жанры персонального интернет-дискурса: коммуникативные экспликации личности. Жанры речи. 2016;2:105-115. DOI: 10.18500/2311-0740-2016-2-14-105-115.

4. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики интернет-жанров «Живой Журнал» и «Твиттер». Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013;2(13):109-113.

5. Aleshchanova Irena V., Frolova Natalia A., Zheltukhina Marina R. Communication techniques in mass media discourse. Proceedings of the 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (ISMGE 2019). DOI: https://doi.org/10.2991/ismge-19.2019.2.

6. Балакина Ю.В. Блоги - новое явление в текстовой лингвистике. Вестник ВГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012;1:100-103.

7. Бондарева Н.В., Желтухина М.Р., Зеленская Л.Л. Экономическая лексика в онлайн-статьях социально-экономической направленности (на материале английского и русского медиадискурса). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019;1:85-92. DOI: 10.29025/2079-6021-20191-85-92.

8. Гарифуллин В.З., Закиров Л.Р. Роль блогосферы в развитии национального интернет-пространства. Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2018;4(160):872-883.

9. Гончарова Е.А. Жанрообразующие характеристики англоязычного Твиттера. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019;3:51-58. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-51-58.

10. Евсюкова Т.В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогос-фера» в лингвистике. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015:234-239.

11. Кочеткова М.О., Тубалова И.В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014;1(27):39-52.

12. Tameryan T.Yu, Zheltukhina M.R., Sidorova I.G., Shishkina E.V. Stereotype Component in the Structure of Ethnocultural Archetype (on Internet-Blogs). SCTCMG 2018 International Scientific Conference "Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism". 2019:1716-1722. DOI: https://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2019.03.02.200.

13. Sidorova Irina G. Wellness Brand in Personal Internet-blogs and Social Networks. CILDIAH-2019. SHS Web of Conferences. 2019;69(00107). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900107.

14. Кобрин Н.В. Твиттинг - новый социокоммуникативный жанр интернет-коммуникации. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота; 2016;9(63):109-111.

15. Гукасова М.М. Медийная личность и персональная сфера: пределы расширения в социокультурной ситуации. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016;3(8):101-107. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-101-107.

References

1. Goroshko EI. Psycholinguistics of Internet communications. Theoretical Problems of Psycholinguistics. 2008:5-11. (In Russ.)

2. Belinskaya EP. The language of Internet communication and the modern sociolinguistic situation. Issues ofsocio-psychological research. Modern social psychology: theoretical approaches and applied research. 2011;1(10):5-10. (In Russ.)

3. Mityagina VA., Sidorova IG. The Genres of the Personal Internet Discourse: Communicative Explications of a Person. Speech genres: collection of scientific works. 2016;2:105-115. DOI: 10.18500/2311-07402016-2-14-105-115. (In Russ.)

4. Sidorova IG. Communicative and pragmatic characteristics of the online genres "LiveJournal" and "Twitter". Proceedings of Saratov State University New ser. Ser. Philology. Journalism. 2013;2(13):109-113. (In Russ.)

5. Aleshchanova Irena V., Frolova Natalia A., Zheltukhina Marina R. Communication techniques in mass media discourse. Proceedings of the 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical En.

6. Balakina YuV. Blogs are a new phenomenon in text linguistics. Bulletin of Voronesh State University. Series: Linguistics andIntercultural Communication. 2012;1:100-103. (In Russ.)

7. Bondareva NV., Zheltukhina MR., Zelenskaya LL. Economic vocabulary in online articles of socio-economic orientation (based on the material of the English and Russian media discourse). Actual problems of Philology and pedagogical linguistics. 2019;1:85-92. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-1-85-92. (In Russ.)

8. Garifullin VZ., Zakirov LR. The role of the blogosphere in the development of the national Internet space. Scientific notes of Kazan State University. Series of Humanitarian Sciences. 2018;4(160):872-883. (In Russ.)

9. Goncharova EA. Genre-forming characteristics of English-language Twitter. Actual problems of Philology and Pedagogical Linguistics. 2019;3:51-58. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-51-58. (In Russ.)

10. Evsyukova TV, Germasheva TM. Basic approaches to defining the concepts of "blog" and "blogosphere" in linguistics. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. 2015;234-239. (In Russ.)

11. Kochetkova MO., Tubalova IV. The dynamics of the blog as a genre of discourse in the blogosphere: sociolinguistic aspect. Bulletin of Tomsk State University. Philology. 2014;1(27):39-52. (In Russ.)

12. Tameryan TYu., Zheltukhina MR., Sidorova IG., Shishkina EV Stereotype Component in the Structure of Ethnocultural Archetype (on Internet-Blogs). SCTCMG 2018 International Scientific Conference "Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism". 2019;1716-1722. DOI: https://dx.doi. org/10.15405/epsbs.2019.03.02.200.

13. Sidorova Irina G.Wellness Brand in Personal Internet-blogs and Social Networks. CILDIAH-2019. SHS Web of Conferences. 2019;69(00107). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900107.

14. Kobrin NV The tweeting - a new socio-communicative genre of the Internet communication. Philological sciences. Issues of theory and practice. Tambov: Gramota. 2016;9(63):109-111. (In Russ.)

15. Gukasova MM. Media personality and personal sphere: limits of expansion in the socio-cultural situation. Krasnodar: Historical and socio-educational thought. 2016;8(3):101-107. DOI: 10.17748/2075-99082016-8-3/1-101-107. (In Russ.)

Сведения об авторах:

Машлыкина Наталья Дмитриевна, зав. кафедрой «Иностранные языки», Волгоградский государственный аграрный университет, кафедра «Иностранные языки», г. Волгоград, Российская Федерация.

E-mail: mashlykina-n@mail.ru

Адрес: 400002, г. Волгоград, пр. Университетский, 26, Волгоградский государственный аграрный университет.

Сидорова Ирина Геннадьевна, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра иностранных языков с курсом латинского языка, г. Волгоград, Российская Федерация.

E-mail: ira.sidorovafomieheva@gmail.eom

Адрес: 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, 1, Волгоградский государственный медицинский университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bionote:

Natalya D. Mashlykina, Ph. D. in Pedagogy, Chair, Department of Foreign Languages, Volgograd State Agricultural University, Foreign Languages Department, Chair; Volgograd, Russian Federation. E-mail: mashlykina-n@mail.ru

Address: 400002, Volgograd, Universitetskiy Ave., 26, Volgograd State Agricultural University.

Irina G. Sidorova, Ph. D. in Philology, Associate Professor, Volgograd State Medical University, Department of Modern Languages with a course of Latin, Volgograd, Russian Federation. E-mail: ira.sidorovafomicheva@gmail.com

Address: 400131, Volgograd, Pavshikh Bortsov Sq., 1, Volgograd State Medical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.