Научная статья на тему 'Жанровая специфика политического блога'

Жанровая специфика политического блога Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
526
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический блог / интегративные характеристики / жанровая специфика / коммуникативное пространство / модель описания / political blog / integrative characteristics / genre specifics / communicative space / description model

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л. М. Генералова

Статья посвящена анализу жанровой специфики политического блога на примере немецкоязычной политической блогосферы. Описывается интегративная сущность политического блога, обусловленная жанровым своеобразием коммуникативного Интернет-пространства. Обосновывается значимость изучения блога как нового медиаформата в рамках современного жанроведения. Определяются основные релевантные жанровые параметры исследования блога как аутентичной формы Интернет-общения. Рассматриваются параметры Интернет-коммуникации, предопределяющие способ коммуникативной кооперации блогера и потенциального адресата, а также языковые средства, необходимые для реализации целеустановок блогера. Делается вывод о невозможности полного изучения жанровой специфики политического блога ввиду неоднородности данного медийного контента и разнообразных дифференциальных признаков, лежащих в основе модели описания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE SPECIFICS OF THE POLITICAL BLOG

The article focuses on the analysis of the genre specifics of the political blog on the example of the Germanspeaking political blogosphere. The integrative essence of the political blog is described, which is determined by the genre originality of the communicative Internet space. The importance of studying the blog as a new media format in the framework of modern genre studies is explained. The main relevant genre parameters of the study of the blog as an authentic form of Internet communication are determined. The article considers the parameters of the Internet communication, which define the method of communicative cooperation between a blogger and a potential recipient, as well as the language tools necessary to implement the blogger’s goals. As a result, the article conclude that it is impossible to a full explanation to the genre specifics of the political blog due to the heterogeneity of this media content and the various differential features that form the basis of the description model

Текст научной работы на тему «Жанровая специфика политического блога»

УДК 811.112.2

Generalova L.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: l.m.generalowa@volsu.ru

GENRE SPECIFICS OF THE POLITICAL BLOG. The article focuses on the analysis of the genre specifics of the political blog on the example of the German-speaking political blogosphere. The integrative essence of the political blog is described, which is determined by the genre originality of the communicative Internet space. The importance of studying the blog as a new media format in the framework of modern genre studies is explained. The main relevant genre parameters of the study of the blog as an authentic form of Internet communication are determined. The article considers the parameters of the Internet communication, which define the method of communicative cooperation between a blogger and a potential recipient, as well as the language tools necessary to implement the blogger's goals. As a result, the article conclude that it is impossible to a full explanation to the genre specifics of the political blog due to the heterogeneity of this media content and the various differential features that form the basis of the description model.

Key words: political blog, integrative characteristics, genre specifics, communicative space, description model.

Л.М. Генералова, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: l.m.generalowa@volsu.ru

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО БЛОГА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00193 «Протестная коммуникация в современном информационном пространстве России и Германии» [The reported study was funded by RFBR, project number 20-012-00193].

Статья посвящена анализу жанровой специфики политического блога на примере немецкоязычной политической блогосферы. Описывается интегра-тивная сущность политического блога, обусловленная жанровым своеобразием коммуникативного Интернет-пространства. Обосновывается значимость изучения блога как нового медиаформата в рамках современного жанроведения. Определяются основные релевантные жанровые параметры исследования блога как аутентичной формы Интернет-общения. Рассматриваются параметры Интернет-коммуникации, предопределяющие способ коммуникативной кооперации блогера и потенциального адресата, а также языковые средства, необходимые для реализации целеустановок блогера. Делается вывод о невозможности полного изучения жанровой специфики политического блога ввиду неоднородности данного медийного контента и разнообразных дифференциальных признаков, лежащих в основе модели описания.

Ключевые слова: политический блог, интегративные характеристики, жанровая специфика, коммуникативное пространство, модель описания.

Жанровое своеобразие коммуникативного пространства Интернет

С середины 90-х годов Интернет пережил неожиданный рост как ресурс глобальной коммуникации и обмена информацией, что было обусловлено появлением инновационных технологических артефактов с последующим изменением их потенциала. Как доступное мультифункциональное средство, он предлагает многочисленные возможности для расширения коммуникативного пространства, которое облегчает новые формы глобального понимания посредством характерной интерактивной организации, продвигает по всему миру неизвестные ранее стандарты общения, одновременно расширяя и дополняя их благодаря появлению инновационных технологий с бескрайними потенциальными возможностями. Электронные письма, чаты, новостные и дискуссионные форумы, блоги, Интернет-телефония служат активной межличностной коммуникации, привлекают внимание пользователей к темам, которые ранее были доступны определенным кругам читателей. Таким образом, Интернет расширяет возможности межличностного взаимодействия. Возникновение и использование этих новых компьютерно-опосредованных форм коммуникации открывают ученым широкое поле для исследовательской деятельности.

За последние годы формат онлайн-медиа стал предметом многочисленных научных исследований, где своеобразие и отличительные свойства каждой из Интернет-платформ влекут за собой и определенные правила коммуникации, существенно отличающиеся от уже устоявшихся вариантов в письменной и устной речи [1; 2].

Нельзя отрицать тот факт, что многие языковые продукты сетевого общения отклоняются от нормативных ожиданий, которые обычно возлагаются на отредактированные письменные и устные тексты. Все это детерминировано рамочными условиями и спецификой отдельной сетевой платформы. Технические медиапараметры используемых коммуникационных технологий влияют не только на формы выражения, но и на социальные факторы и индивидуальные компетенции.

«Коммуникативное пространство Интернета стало и своеобразной жан-ропорождающей средой, которая способствует возникновению новых жанров, свойственных только этой информационной среде» [3, с. 117]. Под влиянием принципиально новых коммуникативных технологий происходит трансформация жанровой системы сети Интернет в целом [4].

Несмотря на многостороннее освещение данной проблемы в современной лингвистической литературе и зарождение нового направления в теории речевых жанров - виртуального жанроведения [1], до сих пор не выработана четкая модель, которая позволила бы нам в полном объеме изучить жанровую специфику Интернет-коммуникации. Проведенные исследования достаточно разнородны, отличаются как по использованию разных дифференциальных признаков, лежащих в основе описания, так и по вкладываемому в них объему содержания. Интернет-жанр изучают, исходя из стилистических характеристик, функциональной классификации текстов, прагматических установок, параметров контентов и т.д. Используются такие понятия, как «сетевой жанр», «дигитальный жанр», «Интернет-жанр», жанр компьютерно-опосредованной коммуникации, bridging genre, technisch vermitteltes Genre, computervermitteltes Genre и т.д. [2; 5; 6].

Вышеперечисленные разногласия можно объяснить специфическими особенностями Интернет-коммуникации, включающей в себя признаки канонических и неканонических жанров.

В данной статье мы проанализируем жанровые особенности политического блога как специфичного коммуникативного пространства.

Жанровое своеобразие коммуникативного пространства Интернет

В современном жанроведении отсутствуют полные эмпирические исследования феномена блога как нового медиажанра. Между тем блоги представляют собой мощные альтернативные и независимые информационные ресурсы [7; 8] с постоянно обновляющейся повествовательной структурой. Уникальность данного средства коммуникации заключается в том, что блоги являются одновременно личными дневниками, хранилищами знаний и источниками информации. Блог ведется обо всем, что интересует людей, и чем они хотят поделиться с другими. В свою очередь, пользователи СМИ и Интернета становятся все более избирательными в выборе информации, более активно и критично пользуются медийными контентами. В связи с этим блоги предлагают совершенный коммуникативный и динамичный источник информации, независимо от того, является ли пользователь СМИ блогером или читателем.

К главным особенностям лингвистической идентификации блогов относятся домен, название блога и раздел «об авторе». Блоги представляют собой часто обновляемые веб-страницы с отдельными записями в обратном хронологическом порядке - последние из них находятся вверху Материалы могут содержать текст, изображения, видео- или аудиофайлы. Как правило, читатели имеют возможность оставлять комментарии к статьям. Каждый пост обычно включает имя автора или синоним, а также дату и время публикации. Блог обычно содержит внутренние и внешние гиперссылки на статьи или веб-сайты и список внешних ссылок с любимыми веб-сайтами автора.

Навигационные и ключевые слова включают в себя меню навигации, ссылки, теги и темы. В дополнение к навигационному меню, которое обычно отображается в виде внутригипертекстовых ссылок, навигация также содержит другую структурируемую информацию о дате, когда была сделана запись, количестве комментариев к сообщению, числе посетителей страницы и т.д.

Блог занимает особое место в Интернет-коммуникации и представляет собой определенную неоднородность. Хотя блоги могут быть созданы на различных Интернет-платформах, всех их объединяют общие интерфейсные элементы, такие как профиль пользователя, лента постов, лента друзей, а также возможность просмотреть каждый пост отдельно. Они преследуют общие цели общения, имеют схожие структуры и стилистические особенности, сообщают о схожем контенте и обращаются к конкретной аудитории.

Блоги считаются аутентичной формой Интернет-коммуникации, так как представляют авторскую позицию, ориентированы на диалог, поддерживают двунаправленную коммуникацию, сочетают в себе черты публичного и межличностного общения.

Так как веб-блоги объединяют в себе преимущества многих известных коммуникационных услуг в Интернете (списки рассылки, новостные группы, дискуссионные форумы, базы данных), они представляют собой коммуникационную платформу нового типа, комбинированный (гибридный) жанр Интернет-коммуникации [9 - 12].

Рассматриваемые нами политические блоги не являются исключением, они также представляют собой комплексный жанр динамично развивающейся бло-госферы с множеством подтем и своеобразной стилистической гетерогенностью [2, с. 238].

В своем исследовании мы анализируем феномен политического блога, исходя из модели описания жанра, предложенной Шипицыной, которая включает в себя "медийные (В каком формате?), прагматические (Кто? Кому? Зачем? Где?), структурно-семантические (Что?) и лингвостилистические параметры (Как?)" [там же].

Жанровые характеристики политических блогов

Проведенное нами исследование показало, что интерфейс политических блогов структурирован определенным образом и обусловлен требованиями Интернет-платформы, на которой он расположен. Различают веб-блоги, чье содержание носит персональный или тематический характер.

Профиль пользователя очень часто отсутствует у авторов, которые используют контент в личных целях, где они делятся опытом или взглядами на сложившуюся ситуацию или общественную проблему в целом. Как правило, данные блогеры являются публичными лицами (известными политиками, политическими обозревателями, оппозиционерами), число таких блогов в немецкой блогосфере невелико.

Чаще всего распространены блоговые сервисы (журналы), где авторами являются целый круг лиц, каждый из которых может оставлять сообщение в группе. В этом случае обязательно дается ссылка на профиль каждого автора, где он указывает личную информацию о себе, своих интересах, занимаемой должности и т.д.

Все блоги определенным образом структурированы. Хотя эта структура может изменяться от блога к блогу, основные функции веб-журнала остаются ид ентич ными:

- ыаиырвойстра ницыпреды;тавлен ы заголовки: субти т рыблыга, а таюке информаы|ияопсевдониме или именыоперыттра;

- новые записи публикуются на первой странице, а расположение сооб-щетир прти схадит в офатнтми^аслогниесквк порыдке;

л хеыеооо гыаесний п оеядот о и тавысярыша юл импиличнвальпымы|кизнтк

ком;

ы сопЯщенаоттнесттсяаслбыкияыл (^на^(^нилиы^фа^п;

- обновления производятся регулярно, их частота варьируется, всегда с^ествует «отметка времени» о том, когда сообщение было опубликовано. Чавеыо обносенаои Coльшaяинрпpaитрвысcтьытзмoжныблбгoдaыя непрерывному коммуникативному обмену между блогером и читателями посредством функцкигоммеиткфоваасо. Каадокие тпейxтoлбщокиймк>иeтымеий скитку на неyввеплcтыкаитaртlс.

Следующей важной характеристикой блога является его мультимедий-нетmь,кетпсая«ыpoеыlоeтея иоюке в вoeдхаоаринотб;о^ьнoка текыгаснеее р-бальными компонентами - графикой, картинками, фотографиями, видео, анима-циык»р,т. Щ.

ааравнвкaеыoниыл книтромзнты твравтeвнкьюбcт медийст.м pтвыто-бразием и возможностями их распространения. Все сообщения представлены по зaгoлoекaм,к«oтoр«lы ыбя зэтелкыт ыплкpакла^^ы cooвкоте■гвyющкл мееси, фатогрaфииlпиcункм,мйaгвтммы. Kтвтин«а, ксдет- и ауыгыдатеы служат «приманкой для глаз» и являются важным элементом политических блогов, так ыелмкиыерыыают омае«oнтлькамтрдeрлеиыeтппблико«aнмoгo материаом, и чмы татели блога замечают их в первую очередь.

Так называемые моблоги и видеоблоги смогли заявить о себе благодаря новейшим техническим разработкам - цифровым камерам или мобильным телефонам с встроенной камерой, позволяющим публиковать изображения в Интернете. Еще одной тенденцией в современной блогосфере является подкастинг. Подкастеры размещают самостоятельно записанные аудиофайлы в своем блоге.

Значимой характеристикой блога является его гипертекстуальность, в чем заключается главное отличие блога от других онлайн-ресурсов. Гипертек-стовость блога является одним из важнейших преимуществ Интернета. Сеть связанных текстов, составляющих блог соответствуют определенному контенту, связанному с другими узлами. Благодаря программному обеспечению браузера, которое отвечает за визуализацию веб-страниц, пользователь может извлекать эти взаимосвязанные цифровые узлы. Индекс гипертекстуальности включает в себя ссылки на посты на веб-сайтах, при помощи которых пользователь может осуществлять веб-навигацию внутри блога. Гипертекстуальность каждого блога составляют компоненты внутреннего (лента записей внутри собственного блога) и внешнего уровней (неоднородные ссылки на внешний Интернет-контент) [7, с. 129].

Рассматривая такой медийный параметр блога как интерактивность, хотелось бы отметить, что он имеет две формы проявления: социальная интерактивность - взаимодействие между двумя или более людьми и техническая интерактивность - взаимодействие между отдельным пользователем с любым техническим устройством. В век Интернет-технологий мы наблюдаем всевозможные разновидности социальной интерактивности. В то же время техническая интерактивность открывает бесчисленные новые возможности для общения. Пользователи могут получать самостоятельно интересующую их информацию в любое время по персональному запросу, благодаря неограниченной мощности цифрового контента с последующим обсуждением полученной информации друг с друго м.

Что сасается особенностей коммуникации в блоге, автор трактует информацию , отрДражая события реальной действительности через призму собственного "Я". Его собеседниками могут быть как известные блогеру постоянные чи-татсли,оаоторыми он вступает в полемику на своей странице, так и абсолютно им накраыеему люди, которые не составляют круг его постоянных читателей, а случайно зашли на веб-страницу блогера.

Праордшческие параметры блога

Интерактивная, самореферентная функция блога заключается в ведении дискуссии, что особенно характерно для политических блогов. Основными моти-вамиадресанта (создателя блога) является потребность поделиться экспертным знанием, выразить себя в обсуждении важной общественно-политической темы, выс^питааоьее рнативой традиционным средствам массовой информации, вза-иморе йствовать с другими при обмене информацией. Политические блогеры -это, в основном, представители разоблачительной журналистики, которые проводят стТсевеоное расследование и знают владеют немного большим количеством информации, чем остальные [13].

Ксывдый ыолитический блог отражает всегда «определенную политическую пез итею.скыезь призму которой интерпретируется вся остальная информация. Кроме того, своеобразие политического блогинга отнюдь не исключает попыток дпзл ичпего р ода манипулятивных воздействий, учитывая специфику Интернет-а-ед и тоете» [14, с. 10].

Вслед за Кочетковой М.О. мы будем дифференцировать следующие типы Смогереюблоге р «наивный политик», блогер-оппозиционер и блогер - профессиональный политик [14]. Адресант - «наивный политик» является часто встречающимся амплуа среди политических блогеров. К ним относятся разнообразные эксперты - общественные деятели, обозреватели, журналисты. Этот тип блогера широко представлен в пространстве немецкой блогосферы. Они используют Интернет-платформу для реализации личностных интенций и целеустановок, демонстрируя отношение к актуальным событиям, их оценку, прогнозируя исход события, формулируя задачи и проблемы в форме сжатого анализа [10, с. 119 - 127]: Anna Biselli

Zensur in Russland: Fluchen verboten

«Russland hat seine Medien gut im Griff, das ist keine große Neuigkeit. Es befindet sich in einer Rangliste der Pressefreiheit auf Platz 148 von 179. Anfang Oktober hatte die Organisation Reporter ohne Grenzen den Bericht „Der Kreml auf allen Kanälen" über die Kontrolle des russischen Fernsehen durch den Staat veröffentlicht. Dieser gab unter anderem bekannt, dass die drei größten Fernsehsender, die jeweils eine Reichweite von 75% - 99% der russischen Haushalte haben, zu großen Teilen dem Staat selbst gehören. Die Liste der Eigentümer wichtiger russischer Nachrichtenagenturen, Zeitungen, Fernseh- und Radiosender der Wikipedia lässt hier ebenso tief blicken» (https://netzpolitik.org/2013/zensur-in-russ^nd-fluchen-verboten/).

Структура заметки четко детерминирована концепцией блогера, представленной им упорядоченной информа-

цией, в комментарии просматривается полная взаимосвязь между предметом выступления и интерпретацией фактов и явлений. В ходе рассуждения автор проводит сопоставление между комментируемым событием с общественно-политическими ситуациями в мире, которые уже известны широкой аудитории.

Другая публикация блогера Джонни Хойслера посвящена выборам в Германии 2017 года. Автор анализирует политическую обстановку в целом, а также дает характеристику каждой из баллотирующихся на выборах партии. Своих субъектных интенций блогер не скрывает, открыто говорит о том, что посредством своего блога призывает немцев задуматься о предстоящем голосовании в стране и сделать правильный выбор.

Johnny Haeusler

Die Spreeblick-Wahl 2017

«Natürlich wird es Widerspruch, andere Meinungen und Einschätzungen geben, aber das ist ja das Gute: Dass wir nicht nur zwei Parteien haben in Deutschland. Und was auch klar ist: Jede Wahl ist ein Kompromiss. Wir leben in einem hoch individualisierten Land, in Bezug auf die Digitalisierung in einer hoch individualisierten Welt, und letztendlich gibt es wohl für die meisten Bundesbürger_innen keine Partei, die zu 100 Prozent die eigenen Meinungen oder Wünsche widerspiegelt.Ich hatte diesen Artikel zuerst als „ Wahlempfehlung" betitelt, aber ihr seid ja alle erwachsen. Hier ist meine Entscheidung, macht ihr doch, was ihr wollt!)» (https://www.spreeblick. com/Ыog/2017Ш18/die-spreeЫick-wahl-2017/).

Блогер реализует имидж политического эксперта, который считает, что может объяснить происходящее в стране и дать правильную политическую установку потенциальным избирателям.

Адресанты-оппозиционеры преследуют одну-единственную цель - отстаивание своих политических взглядов, противодействие существующему режиму, формирование политической оппозиции. «Непременной чертой ряда журналистских расследований часто является присутствие самого автора в ряду действующих героев тех историй, о которых они ведут речь в публикациях...» [10, с. 122 - 123].

Известным блогером-оппозиционером в Германии является Вольфганг Прабель. На страницах своего блога http://www.prabelsblog.de он подвергает критике политические реформы, проводимые канцлером Германии Ангелой Мер-кель. Материал подается в виде авторской трактовки темы отражаемого события, где блогер высказывает свое отношение к актуальным политическим новостям, анализирует преимущества и недостатки, прогнозирует дальнейшее развитие событий.

Разместив в своем блоге сообщение «Merkeldeutschtand 2020 - Bürgerkrieg in Stut^rt» (https://www.prabelsblog.de/2020Шmerkeldeutschland-2020-buerger-krieg-in-stuttgart/) Прабель описывает беспорядки в Штутгарте, инициатором которых были партия зеленых и глобалисты. Протестующие недовольны кризисом в стране и бездействием правительства Меркель. Их многократные обращения госпожа канцлер оставляет без внимания.

«Merkeldeutschland wird Hitlerdeutschland immer ähnlicher. Die 30er Jahre waren ja nicht zuletzt dadurch gekennzeichnet, daß staatlich geförderte Strukturen außerhalb von Polizei und Reichswehr ein gewalttätiges und am Rande der Gesetzlosigkeit entlangschrapendes Eigenleben führten. Davon gibt es in Stuttgart sicher einige, Stuttgart wird ja sogar von den Grünen regiert. In dieser Partei hatten die Impfgegnerei, Bachblüten, Globuli und Verschwörungstheorien immer einen fruchtbaren Boden. Die große Masse der Demonstranten sind allerdings Leute, die wirtschaftlich durch den Shutdown stark betroffen sind. Das verschwieg der zwangsfinanzierte Staatsfunker ARD seinen Gläubigen».

Автор блога выражает сожаление по этому поводу и прогнозирует, что в недалеком будущем Германия Меркель превратится в гитлеровскую Германию -«Merkeldeutschland wird Hitlerdeutschland immer ähnlicher».

Адресанты - профессиональные политики реализуют единственную цель - завоевать популярность у избирателей всеми доступными способами (что соответствует их общей политической установке - борьбе за власть). Они открыто «обозначают свой политический статус в паспортной части журнала и используют страницы блога как способ эффективного и мобильного общения с избирателями» [14, с. 181]. На страницах своего блога они выстраивают имидж политического деятеля, который открыт для конструктивного и плодотворного диалога с потенциальными избирателями. Они реализуют свой статус политика, при помощи разножанровых текстов, различных стратегий и тактик.

Кристиан Линднер - лидер СвДП Германии - объясняет секрет популярности его партии у избирателей (https://www.youtube.com/watch?time_ continue=1751&v=dqoOCZlbb6w):

«Ich muss sagen: Ich hatte Recht. Genauso war und ist es. Es ist ein langer, schwieriger, steiniger Weg mit Widerständen und Rückschlägen. Unseren politischen Wettbewerbern darf ich ankündigen und unseren Unterstützern versichern: Nach 1315 Tagen außerparlamentarischer Opposition haut diese Partei so leicht gar nichts mehr um. Diesen Staat wollen wir den Menschen zurückgeben».

В речи политика заложена интенция воздействия на собеседника и передачи определенной информации о важном событии. Он позиционирует себя как компетентного эксперта по данному вопросу, которому есть что сказать. Его субъектные интенции проявляются в выражаемых оценках, где он представляет себя как «знатока политики», который имеет представление о манере поведения в этой сфере.

Что касается адресата политического блога, следует различать действительного адресата (постоянные читатели - подписчики блогера, его друзья) и вероятного адресата - любого, кто проявляет интерес к записям данного блога. Сетевые блоги не предназначены для специальной группы адресатов, они открыты для всех.

Существуют четкие различия, связанные с мотивацией использования блога адресантом и адресатом. Если ведение блога для блогера является способом самовыражения, альтернативой традиционным СМИ, читатели ищут в блогах в первую очередь ту информацию, которая недоступна в других масс-медиа. Сеть является для них демократическим средством общения со свободным передвижением, возможностью получать информацию, общаться. Немаловажным фактором является также скорость обновления информации.

Все компоненты политической блогосферы преследуют общие коммуникационные цели, имеют схожие структуры и стилистические особенности, сообщают о схожем контенте и адресованы конкретной аудитории. Что касается речевых замыслов политических блогеров и их коммуникативных интенций, хотелось бы отметить такие характерные жанровые функции, как информативную, фатиче-скую, экспрессивную и декларативную [11; 15]. Любой политический блог всегда выражает определенные взгляды и занимает определенную политическую позицию, через призму которых комментируется вся представляемая информация. Мнение блогера базируется на совокупности принципов, основу которых составляет обращение к нравственным, общественным, человеческим ценностям. Таким образом, политическая блогосфера имеет достаточный потенциал, чтобы порождать информацию и генерировать собственные дискурсы или авторитетное мнение.

Следующим жанровым признаком блога, согласно классификации Л.Ю. Щипицыной, являются структурно-семантические параметры, которые проявляются в практике двухуровневой структуры - «вертикальном» и «горизонтальном» строении блога [11]. Вертикальное строение блога заключается в анахроническом расположении блоговых записей, включающих в себя заголовок, который может пониматься как «центральный элемент текста», подзаголовки, ссылки, темы, теги и обязательное комментирование читателей [16]. Фирменный стиль блогера определяется тем, как организованы ссылки в блогах, как содержимое онлайн-дневников помечается тегами, и как блогер классифицирует сообщения, используя темы.

«Горизонтальное» строение блога характеризуется содержанием, которое может быть как политематичным (что типично для политических блогов), так и монотематичным [7]. Отличительным признаком блога является его структурная целостность и логическая завершенность.

Стилистические и языковые параметры блога

При анализе стилистических и языковых особенностей текстов Интернет-жанра Л.Ю. Щипицина рекомендует обращать внимание на специфику его стилевого оформления на отдельном языковом уровне, а также описывать их устно-письменную гибридность [11, с. 175].

Выбор языковых средств обусловлен целями и речевой культурой блогера и зависит от разновидности жанра блога (блог-статья, блог-журнал, блог-коммен-тарий и т.д.).

Для немецкой политической блогосферы характерен «сетевой этикет бло-гов Netiquette», который включает в себя неписанные правила хорошего, информативного стиля.

В Интернет-коммуникации и блоги не являются исключением, особую роль играет комфорт общения. Поэтому чаще всего при анализе эмпирического материала нам попадались короткие синтаксические структуры, эллипсы и инфини-тивые конструкции.

Wie ist die Antwort darauf? Abschottung und die Augen verschließen? Das darf nicht die Antwort sein (https://www.christian-lindner.de/reden).

Короткие простые предложения используются блогерами, как правило, в заголовках блогов, в разделе «Об авторе» и в заголовках записей:

Zu Hause

Politik als Hobby

Freiheit als Lebensgefühl (https://www.christian-lindner.de/biografie)

Нередко употребление политиками в речи эллипсов:

410.000 Flüchtlinge in 40 Tagen (http://www.prabelsblog.de).

In den Medien hui, im Einsatz für die Sache pfui! (www.blog.focus.de/ kloeckner).

Характерной особенностью языка политиков на морфологическом уровне является активное использование слов с приставками -anti и -un. Мы предполагаем, что это происходит неслучайно, так как данные морфемы несут в себе негативной смысл, а выступления большинства политиков носят негативный, критический характер:

Angela Merkel finde ich politisch unmöglich, als Frau solidarisiere ich mich an dieser Stelle aber mit ihr (http://julia-seeliger.de).

Для языка политической блогосферы характерно использование выразительно-эмоциональных конструкций с высокой степенью экспрессивности. Это, как правило, конструкции с восклицательными или вопросительными предложениями, повторы, риторические вопросы, метафоры и т.д. Для достижения необходимой красочности и выразительности используются конструкции со всевозможными междометиями, частицами, инверсией и т.д. Так, например, активное

использование эвфемизмов в речи политиков призвано приукрасить или завуалировать подаваемую информацию:

Wir sollen Steuervergünstigungen für Menschen mit Behinderung haben (https:// www.christian-lindner.de/reden).

Второе место по степени распространения занимают метафоры, которые выполняют роль так называемых «проективных интенций» [17], выражающих протест против целей политиков, методов работы, препятствия в политическом процессе:

Ich könnte länger sprechen über Bürokratie, ein Hemmnis für uns alle. Wir stehen an der Schwelle einer Epoche (https://www.christian-lindner.de/reden).

Wer mit Schily stimmte, soll bei Streetview das Maul halten (http://blog. auchkomm.com/tag/silvana-koch-mehrin/).

Das sozialdemokratische Mantra... bleibt falsch (www.blog.focus.de/kloeckner/).

Использования метафор для выражения протеста и неудовольствия правящей партией оказывает воздействие на коммуникантов за счет реализации аффективных, насыщенных оценочных оборотов, что позволяет формировать положительный имидж критикующего политика как борца «за лучшее будущее».

Речь политиков часто изобилует «пластиковыми словами» - терминами, которые заимствованы в другой сфере использования и их возврат к предыдущей сфере использования является своего рода семантическим опустошением [18]. Так, пластиковое слово Kommunikation очень быстро вытеснило такие лексические единицы, как Gespräch, Unterhaltung oder Plausch. А Information встречается сегодня в речи политиков во всевозможных комбинациях: Informationsflut, Informationszeitalter, Informationsaustausch, становясь инструментом манипуляции в руках политиков-экспертов:

Mehr Kommunikation ist gut, mehr Demokratie wäre besser (http://blog. auchkomm.com/tag/silvana-koch-mehrin/).

Анализируя блоги немецких политиков, мы отметили примечательный факт: все они в равной степени используют различные оригинальные сложные

Библиографический список

слова, перевод которых на русский язык вызывает определенные трудности ввиду отсутствия подходящего аналога:

Europa-Afffnität, PanamaPapers, Problemlöser, Nervenkitzel, Erstaufnahme-neinrichtung, Hassprediger, Mogelpackung и др.

Deshalb braucht er den Staat auch nicht als Aufpasser oder Erziehungsberechtigten - sondern als Problemlöser (https://www.christian-lindner.de/reden).

В заключение хотелось бы обозначить следующее. Не все функции и характеристики, типичные для общения в Интернет-коммуникации, находят место в политической коммуникации. В частности, это касается акронимов, сокращений и англицизмов. Данное обстоятельство мы можем объяснить этикетом политического общения высокообразованных людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог нашим рассуждениям, хотелось бы отметить, что жанровая специфика политического блога характеризуется гибридностью ввиду гетерогенного характера изучаемого объекта. Политическая блогосфера представляет собой коммуникативное пространство сети Интернет, где находят свое выражение альтернативные источники информации. Специфика жанрового содержания блогосферы объясняется определенным набором стратегий и тактик, которые использует каждый блогер в качестве манипулятивного инструмента для реализации своих интенций. Кроме того, политические блоги характеризуются сложным адресатом и адресантом, что передает сущность блога как места и формы протестной коммуникации. Доминантная проблема, подлежащая дальнейшему обсуждению, заключается в создании универсальной модели описания жанра блога, при создании которого учитывалась бы совокупность всех параметров: медийных, прагматических, стилистических, структурных, семантических, функциональной классификации текстов блога, контентных параметров целеустановки, по авторскому воплощению и целевой направленности. Только в этом случае будет возможным выявить характерные жанровые признаки блога и досконально изучить его жанровую структуру.

1. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное. Вопросы психолингвистики. 2010; № 12: 105 - 124.

2. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерноопосредованной коммуникации. Архангельск: Поморский университет, 2009.

3. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии. Жанры речи. Саратов: Наука, 2009; Выпуск 6: Жанр и язык: 111 127.

4. Дементьев В.В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи. Вопросы языкознания. 2015; № 6: 78 - 107.

5. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий. Жанры речи. Саратов: Наука, 2015; № 2 (12): 119 - 127.

6. Herring S.C Computer-mediated communication on the Internet. The Annual Review of Information Science and Technology. Medford, NJ: Information Today Inc./American Society for Information Science and Technology, 2002: 109 - 168.

7. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр. Вестник Пермского университета. 2012; № 4 (20): 121 - 131.

8. Генералова Л.М., Ребрина Л.Н. Блогинг как форма публичной субъективности в протестной коммуникации. Современные исследования социальных проблем. 2018; Т. 10, № 2-3: 157 - 176.

9. Елькина О.М. Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов). Автореферат ... кандидата филологических наук, Пятигорск, 2012.

10. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Москва: Аспект Пресс, 2000.

11. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка). Диссертация ... доктора филологических наук. Воронеж, 2011.

12. Schmidt J., Wilbers M. Wie ich blogge!? Berichte der Forschungsstelle „Neue Kommunikationsmedien". 2005; № 06-01, Available at: http://www.ssoar.info/ssoar/View/?resid=987

13. Ирхин Ю.В. Коммуникативный, политический и управленческий потенциал блогосферы. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015; № 5: 6 - 17.

14. Кочеткова М.О. Жанровая динамика дискурса блогосферы. Диссертация ... кандидата филологических наук. Томск, 2016.

15. Дементьев В.В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров. Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997; Выпуск 1: 34 - 43.

16. Schmidt J., Wilbers M. Wie ich blogge!? Berichte der Forschungsstelle „Neue Kommunikationsmedien". 2005; № 06-01, Available at: http://www.ssoar.info/ssoar/View/?resid=987

17. Schröter C., Carius В. Vom politischen Gebrauch der Sprache: Wort, Text, Diskurs. Eine Einführung, Frankfurt am Main, 2009.

18. Pörksen U. Plastikwörter. Die Sprache einer internationalen Diktatur. 2 Aufl. Stuttgart: Klett-Cotta, 1988.

References

1. Goroshko E.I., Zhigalina E.A. Virtual'noe zhanrovedenie: ustoyavsheesya i spornoe. Voprosy psiholingvistiki. 2010; № 12: 105 - 124.

2. Schipicina L.Yu. Zhanry komp'yuternooposredovannoj kommunikacii. Arhangel'sk: Pomorskij universitet, 2009.

3. Goroshko E.I. Internet-zhanr i funkcionirovanie yazyka v Internete: popytka refleksii. Zhanry rechi. Saratov: Nauka, 2009; Vypusk 6: Zhanr i yazyk: 111 127.

4. Dement'ev V.V. Teoriya rechevyh zhanrov i aktual'nye processy sovremennoj rechi. Voprosyyazykoznaniya. 2015; № 6: 78 - 107.

5. Goroshko E.I., Polyakova T.L. K postroeniyu tipologii zhanrov social'nyh medij. Zhanry rechi. Saratov: Nauka, 2015; № 2 (12): 119 - 127.

6. Herring S.C Computer-mediated communication on the Internet. The Annual Review of Information Science and Technology. Medford, NJ: Information Today Inc./American Society for Information Science and Technology, 2002: 109 - 168.

7. Bazhenova E.A., Ivanova I.A. Blog kak internet-zhanr. VestnikPermskogo universiteta. 2012; № 4 (20): 121 - 131.

8. Generalova L.M., Rebrina L.N. Bloging kak forma publichnoj sub'ektivnosti v protestnoj kommunikacii. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2018; T. 10, № 2-3: 157 - 176.

9. El'kina O.M. Lingvo-sociokul'turnye osobennostirechevoj deyatel'nosti v sfere komp'yuterno-oposredovannoj kommunikacii (na materiale angloyazychnyh blogov). Avtoreferat ... kandidata filologicheskih nauk, Pyatigorsk, 2012.

10. Tertychnyj A.A. Zhanry periodicheskojpechati. Moskva: Aspekt Press, 2000.

11. Schipicina L.Yu. Kompleksnaya lingvisticheskaya harakteristika komp'yuterno-oposredovannoj kommunikacii (na materiale nemeckogo yazyka). Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Voronezh, 2011.

12. Schmidt J., Wilbers M. Wie ich blogge!? Berichte der Forschungsstelle „ Neue Kommunikationsmedien". 2005; № 06-01, Available at: http://www.ssoar.info/ssoar/View/?resid=987

13. Irhin Yu.V. Kommunikativnyj, politicheskij i upravlencheskij potencial blogosfery. Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2015; № 5: 6 - 17.

14. Kochetkova M.O. Zhanrovaya dinamika diskursa blogosfery. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Tomsk, 2016.

15. Dement'ev V.V. Faticheskie i informativnye kommunikativnye zamysly i kommunikativnye intencii: problemy kommunikativnoj kompetencii i tipologiya rechevyh zhanrov. Zhanry rechi. Saratov: Kolledzh, 1997; Vypusk 1: 34 - 43.

16. Schmidt J., Wilbers M. Wie ich blogge!? Berichte der Forschungsstelle „ Neue Kommunikationsmedien". 2005; № 06-01, Available at: http://www.ssoar.info/ssoar/View/?resid=987

17. Schröter C., Carius V. Vom politischen Gebrauch der Sprache: Wort, Text, Diskurs. Eine Einführung, Frankfurt am Main, 2009.

18. Pörksen U. Plastikwörter. Die Sprache einer internationalen Diktatur. 2 Aufl. Stuttgart: Klett-Cotta, 1988.

Статья поступила в редакцию 01.06.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.