Научная статья на тему 'МЕДИАЛАНДШАФТ ЯКУТИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПОКОЛЕНИЙ'

МЕДИАЛАНДШАФТ ЯКУТИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПОКОЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
252
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЛАНДШАФТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / СМИ / БИЛИНГВИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / АКСИОСФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / MEDIA LANDSCAPE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / MEDIA / BILINGUALISM / YOUTH / AXIOSPHERE / SOCIAL HISTORY / SOCIO-CULTURAL DYNAMICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магидович Марина Леонидовна, Сидорова Лена Алексеевна, Сидоров Олег Гаврильевич

В статье реконструируется история формирования медиаландшафта современной Республики Саха (Якутия). Авторы анализируют историю профессионального поля СМИ последних двадцати лет, а также актуализируют проблематику влияния СМИ на современную аксиосферу молодых россиян на примере одного из наиболее отдаленных от столицы РФ региона, отличающегося практически всеобщим билингвизмом не только на вербальном уровне, но и в потребительских практиках в области художественной литературы, театра, кинопродукции и СМИ. В работе впервые публикуется ряд данных, полученных авторами в ходе научного исследования 2014-2015 гг., представляющих интерес не только с точки зрения социальной истории региона, но и как эмпирическая база, позволяющая проследить социокультурную динамику последнего десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA LANDSCAPE IN YAKUTIA AND ITS INFLUENCE ON THE CONSUMPTION OF INFORMATION AMONG YOUNG GENERATIONS

The paper reconstructs the history of modern Republic of Sakha (Yakutia) media landscape formation. The authors analyze social history of the Media professional of the last twenty years as well as update the problems of the influence of the media on the modern axiosphere of young Russians on the example of one of the most remote regions of the Russian Federation, which is distinguished by almost universal bilingualism not only at the verbal level, but also in consumption practices in fiction, theater, film production and the media. The paper first describes data received by the authors in the course of scientific research in 2014-2015, that are interesting not only in terms of social history of the region, but also as the empirical base that allows us to trace the socio-cultural dynamics of the last decade.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЛАНДШАФТ ЯКУТИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПОКОЛЕНИЙ»

УДК 82-92(571.56):316.775.4-053.81

Магидович Марина Леонидовна

доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Magidovich Marina Leonidovna

D. Phil. in Social Science, Professor, Department of Cultural Theory and History, Herzen State Pedagogical University

Сидорова Лена Алексеевна

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Сидоров Олег Гаврильевич

Sidorova Lena Alekseyevna

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Department of Cultural Studies, Institute for the Languages and Culture of the Peoples of the North-Eastern Russia, North-Eastern Federal University in Yakutsk

Sidorov Oleg Gavrilyevich

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

МЕДИАЛАНДШАФТ ЯКУТИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПОКОЛЕНИЙ

PhD in Philological Science, Associate Professor, Head, Department of Journalism, Faculty of Philology, North-Eastern Federal University in Yakutsk

MEDIA LANDSCAPE IN YAKUTIA AND ITS INFLUENCE ON THE CONSUMPTION OF INFORMATION AMONG YOUNG GENERATIONS

Аннотация:

В статье реконструируется история формирования медиаландшафта современной Республики Саха (Якутия). Авторы анализируют историю профессионального поля СМИ последних двадцати лет, а также актуализируют проблематику влияния СМИ на современную аксиосферу молодых россиян на примере одного из наиболее отдаленных от столицы РФ региона, отличающегося практически всеобщим билингвизмом не только на вербальном уровне, но и в потребительских практиках в области художественной литературы, театра, кинопродукции и СМИ. В работе впервые публикуется ряд данных, полученных авторами в ходе научного исследования 2014-2015 гг., представляющих интерес не только с точки зрения социальной истории региона, но и как эмпирическая база, позволяющая проследить социокультурную динамику последнего десятилетия.

Summary:

The paper reconstructs the history of modern Republic of Sakha (Yakutia) media landscape formation. The authors analyze social history of the Media professional of the last twenty years as well as update the problems of the influence of the media on the modern axiosphere of young Russians on the example of one of the most remote regions of the Russian Federation, which is distinguished by almost universal bilingualism not only at the verbal level, but also in consumption practices in fiction, theater, film production and the media. The paper first describes data received by the authors in the course of scientific research in 2014-2015, that are interesting not only in terms of social history of the region, but also as the empirical base that allows us to trace the socio-cultural dynamics of the last decade.

Ключевые слова:

медиаландшафт Республики Саха (Якутия), СМИ, билингвизм, молодежь, аксиосфера, социальная история, социокультурная динамика.

Keywords:

media landscape of the Republic of Sakha (Yakutia), media, bilingualism, youth, axiosphere, social history, sociocultural dynamics.

Средства массовой информации в значительной степени влияют на формирование культурной идентичности. В большой степени это утверждение касается молодежи отдаленных северных регионов России, где СМИ составляют основную часть сферы досуга и развлечений. Проведенные в последнее десятилетие авторами статьи эмпирические исследования показали, что СМИ являются интегральным фактором формирования культурной идентичности, инкультурации и социально-культурных стереотипов молодых россиян. Как пишет Н. Больц, «к какому поколению человек относится, сегодня зависит от того, к какой информационной культуре он принадлежит» [1, с. 15].

1. История развития СМИ в Якутии

Город Якутск - столица Якутии. С момента своего основания в XVII в. Якутск являлся административным центром стратегического продвижения на Северо-восток, центром духовной,

культурной и деловой жизни Якутии. Жители города всегда были первыми и самыми многочисленными читателями областных, а позже республиканских газет, журнальной периодики, которые издавались в Якутии.

Началом истории становления СМИ г. Якутска можно считать выход в декабре 1989 г. еженедельной газеты Якутского городского Совета «Эхо недели» (позже переименованной в «Эхо столицы»). По инициативе первого президента Якутии М.Е. Николаева после провозглашения Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики в 1990 г. был принят ряд законодательных актов по поддержке культуры и языков народов республики, также расширилась и укрепилась сфера применения якутского языка и языков коренных народов Якутии. В 1992 г. был принят республиканский Закон «О языках в Республике Саха (Якутия)», благодаря которому «якутский язык как язык титульной нации, закрепившей название республики, получил статус государственного наравне с русским языком. Эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский языки получили возможность в местах проживания этих народов признаваться местными официальными языками» [2, с. 69]. Это создало условия для более широкого использования языков коренных народов в административном делопроизводстве, образовании и СМИ.

Одним из первых журналов, в котором под одной обложкой публиковались материалы на русском и якутском языках, стал журнал «Илин» («Восток») (издается с 1991 г. по настоящее время), выразивший в своем дизайне концепцию двуязычия. В нем начали публиковаться исторические и этнографические статьи о якутских верованиях, ранее запрещенные материалы о репрессированных деятелях политики, науки, культуры, литературы. К этим темам обратились и другие печатные издания, к которым в первую очередь следует отнести литературно-художественные журналы «Чолбон», «Полярная звезда», «Аргыс», «Айсберг» (последний был образован в 1991 г. на базе журналов «Политическая агитация» и «Диалог», которые закрылись соответственно в 1992 и 1993 гг.); литературный журнал «Розовая чайка»; журналы «Далбар Хотун», «КeмYeл» «Уус саха» и др.

Возросло число изданий на якутском языке. К ним относятся ежеквартальный литературно-экологический журнал «КыраИа» («Пороша») (издавался с декабря 1996 по 1998 гг.), литературная газета «©лYeнэ сарсыардата» («Утро Лены») (издавалась в 1990-2002, 2005-2006 гг.). В 1990-е годы на языках коренных малочисленных народов Севера начала издаваться газета «Илкэн» («Рассвет» - пер. с эвенского яз.), приступила к работе телевизионная студия «Геван», которая выпускала программы на эвенском, эвенкийском, юкагирском языках. Первоначально передачи этой студии имели большой объем вещания и большую аудиторию, а к работе привлекались яркие личности, исследователи, ученые, поэты и писатели, представляющие народы Севера. Открытие в 1982 г. специализации по журналистике и в 1992 г. выпускающей кафедры в Якутском государственном университете сделало возможным подготовку в республике профессиональных журналистов из числа коренных народов.

В конце 1990-х гг. в профессиональном поле журналистики появились и религиозные СМИ. Наиболее значительными из них сегодня являются СМИ Русской православной церкви и издания, репрезентирующие верования коренных народов. Появление этих изданий было связано с процессом институционализации религиозных верований народа саха в 90-х гг. Среди наиболее ярких культурных событий этого периода можно вспомнить первую конференцию общественной ассоциации «Итэгэл» («Верование») в 1995 г. и выход газеты «Айыы суола» («Путь божественный»). К СМИ якутских верований можно отнести также журнал «Кистэлэнг кус» («Скрытая сила»), который издавался на средства частных лиц и распространялся среди членов сообществ, интересовавшихся верованиями саха, мистическими учениями, духовными практиками. Следует отметить более поздние издания, в которых также публиковались материалы религиозно-духовного содержания: общественно-политические еженедельные газеты «Орто дойду сонуннара» («Новости Срединного мира») (2001-2008 гг.), «Орто дойду» («Срединный мир») (2009-2012 гг.), газета для охотников «Аар Тайга» («Седая священная тайга») (издается с 2013 г.), газета для семейного чтения «Алтан сэргэ» («Медный сэргэ») (издается с 2013 г.).

Существовали в республике и православные СМИ. Первый номер православной газеты «Логос», рассчитанной на молодого читателя, вышел в Якутии в апреле 2003 г., а с 2006 г. появилась еженедельная православная передача «Простые истины» на телеканале «Саха». Многие деловые и другие светские журналы также имели постоянные рубрики, посвященные православию. В 2012 г. возобновилось издание журнала «Якутские Епархиальные ведомости», содержание которого было отражено в подзаголовке - «Жизнь православной Якутии». Этот журнал продолжил традиции официального органа Якутской Епархии, издававшей «Якутские епархиальные ведомости» с 1887 по 1918 гг. Публиковались в Якутске газеты и других христианских конфессий. Так, в 1991 г. выходила частная католическая газета «Свет», инициированная одним из членов прихода.

Общие глобальные проблемы в постсоветской культуре Якутии дополнились и проявлениями тенденций российского масштаба: снижением уровня жизни населения и усилением имущественной дифференциации; сохраняющейся значительной дистанцией между сельским и городским образом и уровнем жизни. Изменились и ценности молодых поколений. В сознании поколения 1990-х гг. проявилась девальвация труда как социальной ценности.

Конечно, особенностью этого периода являлась доступность, открытость информации и вместе с тем заимствование новых культурных образцов, адаптирование которых на новой якутской почве принимало разные формы: от копирования и подражания (якутские «глянцевые» журналы) до создания собственных художественных направлений и таких звучных брендов республики, как якутский современный театр, молодое кино Якутии, литература Якутии, ведущую роль в продвижении которых сыграли и якутские СМИ.

В якутских СМИ 2000-х гг. проявились социально-культурные особенности, к которым следует отнести достаточно высокую степень урбанизации. В настоящее время больше половины населения проживает в различных городах республики, но медиаактивность и широкий спектр СМИ сосредоточены в Якутске. В городе с населением 260 тыс. человек в 2010-е гг. издавалось более 20 газет и 10 журналов. Эти цифры постоянно меняются, т. к. в последние 5 лет идет, с одной стороны, сокращение тиражей бумажных СМИ, с другой, - появление новых интернет-СМИ и интернет-ресурсов.

В структуре распространяемых в Якутии российских СМИ в 2000-е гг. произошли изменения, характерные и для других регионов России. Перестали появляться в продаже познавательные научно-популярные газеты и журналы, существовавшие еще с советских времен и издававшиеся еще в 1990-х гг. (например, «Наука и жизнь», «Квант», «Юный натуралист», «Наше наследие», «Человек»), так называемые толстые журналы («Иностранная литература», «Роман-газета», «Знамя» и др.), знаменитая «Литературная газета». Кроме того, снизились тиражи местных литературных изданий, таких как «Полярная Звезда» и «Чолбон». Их потеснили новые глянцевые журналы, ориентировавшиеся на вкусы массового читателя и прежде всего основного потребителя - женской аудитории. Популярность этих изданий была основана на феномене «рассказов о себе»: биографиях местных эстрадных звезд; заказных историях из жизни якутского истеблишмента: депутатов и членов правительства; рекламных фотосессиях, публикаций материалов о жизни якутян, живущих за рубежом и т. д. Влияние СМИ на конструирование новой идентичности наиболее ярко проявилось в так называемых женских журналах. На страницах журнала «Далбар Хотун» традиционный образ якутской девушки претерпел значительные изменения: будущая хозяйка аласа и домашнего очага все более приобретала черты бизнесвумен или победительницы конкурсов красоты, независимой и самостоятельной.

Тиражирование новых культурных образцов, нового жизненного стиля, ориентированного на потребление, стало новым контентом СМИ. Одним из первых наиболее популярных трендов явились новые для россиян в 90-е гг. конкурсы красоты. В орбиту этой индустрии все больше вовлекались журналисты и фоторепортеры, а глянцевые журналы средствами «Photoshop» перемещали читателя из повседневности в иной преображенный мир, динамичный, полный ярких впечатлений.

2. Участники профессионального поля СМИ

Социальные диспозиции участников поля СМИ определимы по их отношению к власти и обществу. По этому критерию можно выделить правительственные и неправительственные информационные источники. К правительственным газетам и журналам, как правило, относят издания, финансирование которых осуществляется из средств бюджета. В Якутии это газета «Саха сирэ» (язык якутский), республиканская общественно-политическая газета «Якутия» (язык русский), газета «Ил Тумэн» (языки якутский, русский), республиканская газета о проблемах социальной защиты «Забота-Арчы» (языки русский, якутский), Якутское-Саха информационное агентство (ЯСИА) (языки русский, якутский, английский). По-прежнему издаются газеты для школьников, такие как «Кэскил» («Будущее») на якутском языке и «Юность Севера» на русском языке. На языках малочисленных коренных народов Якутии выходит газета «Илкэн». Также к изданиям, получающим дотации из республиканского бюджета, относятся уже упоминавшиеся журналы «Чолбон», «Полярная звезда», детский журнал «Чуораанчык-Колокольчик» и журнал «Далбар Хотун».

Среди печатных неправительственных СМИ, издающихся на средства частных предпринимателей, акционеров или других собственников, наибольшей популярностью у горожан пользуется газета «Якутск вечерний». Крупные российские издания «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты» имеют свои региональные приложения, например, «Московский комсомолец в Якутии» и «Аргументы и факты на Севере». К этому же ряду можно отнести несколько глянцевых журналов на русском и якутском языках.

Собственно городских газет в настоящее время издается незначительное количество. К городским муниципальным газетам для жителей Якутска относятся «Эхо столицы» (на русском

языке), «Киин куорат» («Столица») (на якутском языке). Пять лет назад наибольшей популярностью пользовалась частная газета «Для женщин и не только» - «ОНА+». Деловая пресса представлена журналом конца 1990-х гг. «Предприниматель Якутии». К журналам для молодежи могут быть отнесены журналы «Хатан» («Закаленный») (на якутском языке), издающийся медиа-группой «Ситим»; рекламно-молодежный журнал «ALL» (на русском языке), издававшийся в 2000-е гг. (в настоящее время не выпускается). Интересный феномен, отражающий увлечение японской культурой, представляет собой журнал «Анимэ» для школьников. Выпуск этого журнала был инициирован группой городских школьников и поддрежан Министерством культуры Республики Саха (Якутия). Вышло несколько номеров этого печатного журнала.

Феномен якутского телевидения. С появлением кабельного телевидения в 1990-х гг. стало возможным расширение числа телеканалов. Первым городским телеканалом г. Якутска стал канал «СТВ», первоначально поддержанный обкомом ВЛКСМ и министерством культуры республики. В 1990-е гг. канал был популярен среди горожан. Одну из передач на нем вел Алексей Козлов -ныне известный российский кинорежиссер. Передачи выходили на русском и якутском языках. Созданный молодыми энтузиастами, этот телеканал демонстрировал новый стиль подачи информации и формирования контента.

С конца 1990-х гг. после реорганизации Якутского Гостелерадио в Национальную вещательную компанию «Саха» (НВК), а также появления частных радиоканалов наблюдается постепенное увеличение объема передач на якутском языке. Исследования Н.И. Ивановой свидетельствуют о том, что в Якутске, несмотря на рост их популярности (например, канал «Киин радио» («Центр») и «Виктория Саха») [3, с. 24], в коммуникативном пространстве начала XXI в. наблюдается более гармоничное двуязычие в сравнении с 1970-80-ми и даже 1990-ми гг. [4, с. 24-27]. При этом у телеканала НВК, имеющего большую аудиторию, на якутском языке наиболее популярными были программы нового для якутского телевидения жанра ток-шоу. Среди молодежи в 2010-е гг. наиболее востребованы были передачи «Харах далыгар» («В поле зрения») и «Киэhэлик» («Вечерком»). По итогам опросов жителей г. Якутска, проведенного социологами Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных коренных народов Севера Сибирского отделения РАН, А.Н. Томаска сделала вывод о том, что основной зритель НВК - это взрослое население, домохозяйки и пенсионеры [5, с. 30]. Молодежь предпочитает развлекательные телепередачи, каналы кабельного телевидения, предлагающие программы на подобие шоу «Танцы» - аналог российского шоу. Также для подростков предназначена программа «Пропеллер». Кроме того, молодежная аудитория удовлетворяет свои информационные потребности в Интернете. Этот вывод делают многие исследователи современной молодежной культуры. Возможно эта особенность приводит к снижению печатных и прежде всего печатных молодежных СМИ в Якутске. Как отмечают ученые, Якутия в 2000-е гг. стала одним из лидирующих регионов по развитию сети Интернет, особенно в образовании и СМИ [6, с. 341].

Первым интернет-СМИ Якутии исследователи считают News.Ykt.Ru -службу новостей, при этом интернет-версии распространившихся тогда периодических печатных СМИ (газет и журналов) не учитывались. Кроме нее наиболее крупными интернет-СМИ Якутии 2000-х гг. считаются порталы ИА SakhaNews, ИА Sakhalife, сайт Sakhatoday, SakhaPress, Aartyk.ru и др. Наибольшей посещаемостью и цитируемостью отличается News.Ykt.Ru -служба новостей, которая, «ориентирована на молодежь и на среднюю возрастную категорию, ведущую активный образ жизни» [7, с. 342].

Феномен якутских мессенджеров. WhatsApp. В начале 2010-х гг. Якутск стал побивать рекорды по распространению способов передачи информации, использованию мессенджеров. Якутский лексикон пополнился глаголом «Ватсаптаа», что переводится как «отправь по WhatsApp». Об этом явлении поспешили написать журналисты: «Одну новость в мессенджере иногда пересылают по 200 раз. В фейсбуке заметки интернет-изданий попадают в ленту пользователя через ре-пост от друзей, в WhatsApp они прилетают в групповые чаты. В Якутске около 300 000 жителей, каждый состоит в десятках таких чатов» [8]. Действительно, этот мессенджер имеет беспрецедентные масштабы распространения. Причины этому, как полагает журналистка Н. Черникова, в том, что это удобный способ общения для людей, которые постоянно живут в холодном климате. И все же причины его распространения именно в эти годы объясняются большой распространенностью и доступностью смартфонов для всех категорий населения. «Согласно опросу портала Drom.ru в Якутии 93,7 % людей пользуются WhatsApp. Это самый высокий процент среди дальневосточных городов. Сами того не подозревая, якуты показали, как выглядит следующий этап медиаразвития, где общение из соцсетей ушло в мессенджеры» [9] - делает вывод автор публикации.

3. Предпочтения молодежи

Данные, полученные авторами статьи в ходе проведения в 2014-2015 гг. социолого-куль-турологического исследования «Искусство, религия и культурные индустрии в формировании об-

щегражданской и региональной идентичности молодежи Якутска», позволили установить предпочтения молодых поколений в использовании источников информации, а также особенности актуализации различных языков, которыми владеют молодые поколения г. Якутска в ходе повседневных культурных практик [10, с. 116]. Исследование было проведено среди учащихся школ и средних профессиональных учебных заведений города, студентов вузов, работающей молодежи. В представленную выборку исследования вошли 442 анкеты. В качестве метода сбора данных использовалось формализованное интервью.

Как показало проведенное эмпирическое исследование, большая часть молодежи предпочитает удовлетворять свои информационные потребности в Интернете. Однако носитель информации не всегда играет ведущее значение в формировании ценностных ориентаций. В качестве используемых сетевых ресурсов респонденты зачастую называли сайты радио- и телевизионных каналов. Интересно, что среди социальных сетей, используемых молодежью Якутска, наиболее часто с огромным отрывом от всего интернет-контента указывается сеть «ВКонтакте». Эта же сеть, но значительно реже, указывается среди каналов, используемых для получения информации об искусстве. Для получения информации при поиске места проведения досуга молодежью в порядке убывания, указывались следующие ресурсы: «Ykt.ru», «Якутск вечерний», «ВКонтакте», «Кыым», «Кэскил», «Саха сирэ», «ВДВ», «Она+». В процентном соотношении ресурсы, используемые респондентами для поиска сведений об искусстве, распределились следующим образом: «ВКонтакте» - 59 %, «Ykt.ru» - 24 %, «Google» - 8 %, «Youtube.com» - 7 %.

Что касается предпочтений в области телевизионных каналов, подавляющее большинство якутской молодежи билингвы, поэтому выбор программы не связан с языковой компетентностью молодых. Из всех каналов на русском языке с большим отрывом от других лидируют «ТНТ» - 49 % и «СТС» - 23 %, что объясняется развлекательным характером этих каналов (сериалы, кинофильмы, шоу). В предпочтениях телевизионных программ на якутском языке больший интерес вызывали каналы НВК «Саха» - 68 % и Саха-24 - 26 %, на которых молодежь преимущественно получала информацию о региональных проблемах, знакомилась с новостным контентом, музыкальной и кинокультурой республики. Отдельно указывалось первое в Якутии ток-шоу «Харах далыгар» («В поле зрения»), популярность которого можно объяснить острой социальной тематикой местного характера. Узнаваемые герои, места, проблемы позволили молодым людям увидеть самих себя. Этому способствовал и выбор ведущего программы Георгия Белоусова - молодого, достаточно раскованного, но корректного и внешне привлекательного молодого журналиста.

В качестве основного вывода можно говорить о тенденции глокализации культуры Саха и частичной регионализации СМИ. В целом молодые жители Якутии намного чаще упоминали каналы центрального телевидения на русском языке, чем местные на якутском. Однако «Первый канал» (5%) и «Россия 1» (3 %) занимают незначительное место в их предпочтениях. Основную новостную информацию и связанный с социально-политической, экономической и культурной проблематикой контент молодежь Якутии черпает из местных СМИ и социальных сетей.

Ссылки:

1. Больц Н. Азбука медиа. М., 2011. 136 с.

2. Левочкин В.В. Особенности формирования культурных индустрий в национальном регионе России: на примере Республики Саха (Якутия) : дис. ... канд.культурологии. Якутск, 2018. 233 с.

3. Иванова Н.И. Функционирование государственных языков Республики Саха (Якутия) в СМИ : социолингвистическая парадигма : монография. Новосибирск, 2011. 240 с.

4. Там же. С. 24-27.

5. Томаска А.Н. Степень удовлетворения информационных потребностей телезрителей НВК «Саха» // Северо-восточный гуманитарный вестник. 2012. № 2 (5). С. 29-32.

6. Сидоров О.Г. Информационные интернет-ресурсы Якутии / О.Г. Сидоров, Л.А. Иванова, М.Д. Пермякова, Н.Н. Пермяков // Вестник казахского национального университета. Серия: Журналистика. 2015. № 1/1 (37). С. 341-344.

7. Там же. С. 342.

8. Черникова Н. Как Якутия совершила прорыв в WhatsApp // Секрет фирмы. URL: http://secretmag.ru/arti-cles/2015/04/21/whatsapp_yakutsk/ (дата обращения: 10.08.2020).

9. Там же.

10. Магидович М.Л., Сидорова Л.А. Роль СМИ в формировании идентичности молодежи Якутии // Контакты и взаимодействие культур : XI Конгресс антропологов и этнологов России : сборник материалов / отв. ред. В.А. Тишков. М., 2015. С. 116.

Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.