Научная статья на тему 'МЕДИАКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СЕМИОТИКА, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)'

МЕДИАКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СЕМИОТИКА, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СЕМИОТИКА / МИКРО- И МАКРОСОЦИУМ / ИНТЕРАКЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грановская Наталья Анатольевна

Проанализированы факторы, влияющие на деятельность СМИ в условиях современного медиакультурного пространства, определены подходы к разработке методов обеспечения устойчивости функционирования информационной модели средств массовой коммуникации в регионе для того, чтобы иметь представления об их потенциальной способности влиять на дальнейшее культурное развитие региона. Акцент ставится на эффективности распространения информации; способности к презентабельным интеракциям; интеграции микро- и макросоциума в регионе; адаптации к новым медиасоциальным условиям; определении и использовании заложенных информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA CULTURAL CONTENT: SEMIOTICS, DEVELOPMENT PREREQUISITES AND PROBLEMS (ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)

At the present stage, it is necessary to analyze the process of media space creating and forming in the region in order to represent the algorithm for increasing the effectiveness of the influence of mass communication media. It is also necessary to analyze the factors influencing the media activities in the modern conditions, to determine development approaches to ensure the functioning sustainability of the information model of mass media in the region. The following were emphasized: the effectiveness of information dissemination; the ability to presentable interactions; integration of micro- and macro-society in the region; adaptation to new media conditions; identification and use of embedded information resources.

Текст научной работы на тему «МЕДИАКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СЕМИОТИКА, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)»

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 5.7.7.)

Научная статья УДК 101

doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-8-15

МЕДИАКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СЕМИОТИКА, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

© Наталья Анатольевна Грановская

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск, Россия dlc-mordovia@yandex. ru

Аннотация. Проанализированы факторы, влияющие на деятельность СМИ в условиях современного ме-диакультурного пространства, определены подходы к разработке методов обеспечения устойчивости функцио -нирования информационной модели средств массовой коммуникации в регионе для того, чтобы иметь представления об их потенциальной способности влиять на дальнейшее культурное развитие региона. Акцент ставится на эффективности распространения информации; способности к презентабельным интеракциям; интеграции микро- и макросоциума в регионе; адаптации к новым медиасоциальным условиям; определении и использовании заложенных информационных ресурсов.

Ключевые слова: медиакультурное пространство, средства массовой информации, семиотика, микро- и макросоциум, интеракция, культурные ценности.

Для цитирования: Грановская Н.А. Медиакультурное пространство: семиотика, предпосылки и проблемы развития (на примере Республики Мордовия) // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 8-15. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-8-15

PHILOSOPHY

(specialty: 5.7.7)

Original article

Media cultural content: semiotics, development prerequisites and problems (on the example of Republic of Mordovia)

© Natalia A. Granovskaya

Research institute of Humanities of the Mordovia Republic, Saransk, Russian Federation dlc-mordovia@yandex.ru

Abstract. At the present stage, it is necessary to analyze the process of media space creating and forming in the re -gion in order to represent the algorithm for increasing the effectiveness of the influence of mass communication media. It is also necessary to analyze the factors influencing the media activities in the modern conditions, to determine development approaches to ensure the functioning sustainability of the information model of mass media in the region. The following were emphasized: the effectiveness of information dissemination; the ability to presentable interactions; integration of micro- and macro-society in the region; adaptation to new media conditions; identification and use of embedded information resources.

Key words: media cultural content, mass media, semiotics, micro-society and macro-society, interaction, cultural values. For citation: Natalia A. Granovskaya Media cultural content: semiotics, development prerequisites and problems (on the example of Republic of Mordovia). The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 92. No 3. P. 8-15. doi: 10.18522/2070-1403-2022-92-3-8-15

Введение

Если рассматривать создание медиакультурного пространства в целом, то оно напоминает зарождение новой звезды. Любая структура будет устойчива, если будет адаптирована к новым условиям окружающего мира. Как огромное государство, так и отдельный человек стре-

мится попасть в насыщенное информационное поле, чтобы получать от него необходимые для адаптации, а затем и для успешного развития знания. Чтобы медиакультурное пространство создавалось и развивалось необходимы социально-значимые акции, которые будут представлять историческую, культурную, социальную ценность для последующих поколений.

Интерес вызывает вопрос, что было, когда не было еще масс-медиа? Нами выявлены следующие обстоятельства: 1) накопленный социальный опыт передавался из уст в уста посредством устного народного творчества, передавался на расстояния, увеличивая временное и географическое пространство между источником информации и ее получателем; 2) увеличивалось число потребителей - получателей информации; 3) в процессе трансляции информация трансформировалась под влиянием ретранслятора. Поэтому не позволительно утверждать, что медиакультурного пространства до масс-медийного периода развития информационного общества не было. Так, информационное общество существовало уже с появлением первых приданий старины глубокой: миссий, конфессиональных проповедников, библейских истин, произведений малых фольклорных форм, устного народного творчества («Слово о полку Игореве») и т.д.

Очевидно, что качественные характеристики медиакультурного пространства выглядели иначе. Одно из главных отличий - отсутствие оперативной и актуальной информации. Но функции медиакультурного пространства оставались неизменными. Феномен медиа-культурного пространства не только по мнению автора данного исследования, но и пред -ставителей разных культурологических школ, на любом историческом этапе представляет собой своеобразный конгломерат из всех прошлых и будущих культур в виде единой циви-лизационной лестницы [16].

Мы не ставим задачу рассмотреть в ретроспективе становление и развитие медиа-культурного пространства в регионе. Это объясняется тем, что технические преобразования кардинально меняют процесс формирования медиакультурного пространства. Соответственно с теоретической точки зрения более эффективным будет изучение современного состояния рассматриваемо процесса. Масс-медиа в регионе представлены тремя телевизионными каналами, рядом радиостанций и несколькими интернет-изданиями. Говорить о том, что электронные масс-медиа являются в регионе мощным информационным генератором, преждевременно. Скорее сами электронные средства массовой коммуникации (далее ЭСМК) находятся на стадии становления и развития несмотря на то что некоторые из них («ГТРК «Мордовия» и «Телесеть Мордовии») функционируют достаточно продолжительное время.

И если ГТРК «Мордовия», «Народное телевидение Мордовии» осуществили переход на изготовление и передачу медиапродукта потребителю в цифровом формате, то «Телесеть Мордовии» так и не осуществила «отрыв» от аналогового вещания, при этом финал 2019 г. для телеканала «НТМ» становится судьбоносным. Вещатель выигрывает государ -ственный конкурс на право работать на «21» кнопке, обретя тем самым прочную эфирную позицию в контенте телеканала «ОТР». Это дает возможность выйти на более высокий уровень и выполнять более масштабные и сложные задачи, связанные с формированием медиакультурного пространства в Республике Мордовия. В начале 2019 г. телеканал «НТМ» уже приступил к реализации социально-значимого для культурного развития региона проекта под названием «Театральное Приволжье», который реализуется на всем пространстве Приволжского федерального округа.

Обсуждение

Телевизионные каналы в регионах взяли на себя в основном интегративную функцию: информировали о проведении фестиваля, рассказывали о положении конкурса, правилах участия в нем, приглашали к участию творческие коллективы со всей республики. Как заявляют о проекте его организаторы, это Новый общественный проект ПФО для вовлечения молодежи в театральную среду в целях расширения ее культурного кругозора, формирования гуманистических и патриотических ценностей, создания новых стимулов для развития молодежного театрального искусства в условиях «ускользающей» реальности [3]. Описание проекта,

дословно взятое с первой страницы официального сайта, позволяет подойти к анализу процесса взаимовлияния двух функциональных структур, изменяющих качественные и количественные характеристики медиапространства.

На протяжении нескольких месяцев в регионе шла серьезная театральная работа. Основные телеканалы, рассказывая о ходе отборочных туров, знакомя аудиторию с актерами, постановками, необычными режиссерскими ходами и т.д., актуализировали шаблонные смыслы из презентации проекта. Если отобрать из контекста опорные лексемы, то мы полу -чим наглядную схему драматургических акцентов, наполняющих содержанием современное медиакультурное пространство региона, на территории которого происходят столь активные совместные действия [2, с. 16]. Итак, сопровождая региональный проект, ТВ каналы наполняют медиакультурное пространство региона такими «опорными сигналами», побуждающими к действию, как:

• молодежное творчество;

• культурный кругозор;

• гуманистические ценности;

• патриотические ценности;

• стимулы для развития.

Так формируется семиотика медиакультурного пространства. Кстати, при изучении выбранного нами объекта исследования семиотика может выступать в качестве эффективного метода. На это обратили внимание такие зарубежные ученые-семиотики, как Ч. Пирс и Ф. де Сосюр [13, с. 25]. Это же подтверждает еще целый ряд известных философов и психологов -М.М. Бахтин, Ж. Бодрийяр, Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, У. Эко, М.Б. Ямпольский и др. Они разработали и представили современной науке методы анализа и исследования медиа-культуры. В частности, культуролог Ю.М. Лотман доказал, что любые проявления культуры необходимо анализировать через призму «лексического полотна», которое содержит информацию и, соответственно, смысл [8, с. 19].

Каждый из семи сегментов требует особого отношения к раскрытию своей сути журналистов и аудитории. Обсуждение вышеуказанных ориентиров происходит в период определенного времени, который позволяет вовлекать в процесс активной дискуссии все большее количество участников. За время общения происходят качественные изменения в сознании отдельных представителей аудитории, формируются интересы, возрастает мотивация к соответствующим действиям и поступкам.

О масштабе медиакультурной акции говорят следующие статистические данные. В завершающем этапе (31 июля 2019 г.) фестиваля «Театральное Приволжье» участвовали 483 театральных коллектива (369 школьных и 114 - студенческих театральных трупп) [14]. Общий охват участников - 6990 человек, количественный показатель аудитории - 115 тысяч человек (столько зрителей посетило спектакли регионального этапа фестиваля). Практически все телеканалы округа поддержали данный проект, было задействовано большое количество интернет-ресурсов. Можно утверждать, что фестиваль «Театральное Приволжье» в Мордовии явился сильнейшим фактором, повлиявшим на значительные изменения качественных и количественных характеристик медиакультурного пространства региона:

1. оно наполнилось большим количеством повествований и событиях, которые развиваются вокруг фестиваля, трансляциями самих выступлений;

2. семантическое поле наполнилось новыми культурообразующими смыслами [12], характерными для описания театрального искусства, в медиакультурном пространстве (в нем зафиксированы основные эмоции, переживания, сопереживания, сострадания, любви, преданности и верности и т.д., т.е. всем, чем только может быть богато театральное искусство, его кладовые поистине неисчерпаемы).

Данный медиасоциальный проект можно охарактеризовать, как мощный интегратив-ный кластер поликультурного пространства Мордовии в идентичное пространство всего округа. Достаточно только привести следующие статистические данные:

1. школьные и студенческие постановки фестиваля «Театральное Приволжье» посмотрели более 100 тысяч человек;

2. в спектаклях были заняты более 7 тысяч молодых актеров, школьников и студентов из всех регионов ПФО;

3. общее число просмотров видеоконтента на YouTube-канале фестиваля достигло 35 тысяч человек.

Основную работу по интеграции социально-значимого проекта «Театральное Приволжье» в медиакультурную среду Республики Мордовия выполнил телевизионный канал «НТМ». Это была своеобразная проба пера перед освоением канала-вещателя 21-ой кнопки регионального телевидения. С ноября 2019 г. данная компания начинает вещание на телеканале «ОТР», входящем в список обязательных общедоступных телевизионных каналов на всей территории Российской Федерации. Перед данным телевизионным каналом стояла задача продемонстрировать в телеэфире все театральные работы школьников и студентов для того, чтобы в дальнейшем при голосовании зритель делал свой выбор осознанно, основываясь на итогах реальной деятельности творческих коллективов.

Впрочем, расширить медиакультурное пространство в республике призван еще один социально-значимый проект - телерадиомарафон «Добро без границ». Это чисто телевизионный проект, который основан на профессиональных действиях работников телевидения (продюсеров, шеф-редакторов, корреспондентов, телеоператоров, режиссеров, монтажеров и т. д.). Теле-радиомарафон «Добро без границ» проходит в республике уже давно - примерно на протяжении 20 лет, развиваясь как социальное наследие. Но наследие он оставил еще и профессиональное.

Авторы видеосюжетов вынуждены были искать и применять новые методы создания информационного телепроизведения, которые позволяют наиболее эффективно эмотивно влиять на аудиторию, активизируя ее духовно-нравственные начала [1], побуждая к благородным поступкам, соответствующим высоким моральным целям и нравственным ценностям. Анализ содержательных характеристик телерадиомарафона «Добро без границ», приводит к выводу о том, что региональное медиакультурное пространство способно эффективно выполнять образовательную функцию совместно с телевизионной журналистикой [2, с. 89]. В данном случае наблюдается процесс «диффузии ресурсов». Причем мы в первую очередь имеем в воду кластер информационного вещания. Это самый распространенный жанр и самый используемый на современном телеэкране. Вместе с тем по праву считается, что именно репортаж, основанный на эстетической речи, всесторонне использует фотографическое видение плюс оригинальность монтажного мышления [5, с. 21].

Продолжая анализировать функции медиа относительно формирования медиакультур-ного пространства в регионе, необходимо выделить следующие функциональные особенности региональных СМИ:

1. быстрое продвижение информации. Без данного процесса развитие медиакультурного пространства невозможно и не имеет смысла;

2. интерактивность участников медиарынка. Посредством современных гаджетов зрители могут включаться в активную деятельность, предлагаемую тем или иным СМК, причем в деятельность могут включаться как отдельные личности, так и социальные группы;

3. открытость для мирового сообщества. Это функция присущая исключительно телевидению. Точнее сказать она - то и делает телевидение исключительным. Утверждение о глобальной деревне тут находит свое подтверждение и так же открывает перед локальным культурным медиапространством возможность подключения ко «всемирному разуму» (глобальному гуманитарному опыту, исторически накопленному цивилизацией);

4. оперативность актуальной информации. Данная функциональная особенность говорит о том, что как масс-медиа, так и медикультурное пространство - субстанции подвижные с высокой степенью реакции на происходящие в реальном ритме события. Способные к дальнейшей самостоятельной ретрансляции приобретенного из мирового информационного пространства опыта;

5. трансляция с использованием множества педагогических принципов (системность, доступность, наглядность) [7, с. 16].

Несомненно, факторов, влияющих на медиакультурное пространство в регионе, может быть выявлено значительно больше, однако мы считаем указанные сегменты достаточными для дальнейшего анализа исследуемых процессов.

К общим предпосылкам формирования медиакультурного пространства в регионе относятся:

• интеграция в зоне общественных ценностей и нравственных ориентиров. Медиа-культурное пространство собирает вокруг главных ценностей членов информационного общества, объединяя их процессом восприятия одной и той же телеинформации. Так проявляется принцип Соборности, который характерен ментальности нашего общества;

• информационный бум, который стал условием интеграции в глобальном медиапро-странстве многих стран мира;

• необходимость для каждого члена современного социума умения адаптироваться к новым условиям. Здесь идет речь в большей степени о приобретении новых знаний, умений, навыков;

• умение определять и использовать заложенные информационные ресурсы;

• желание индивида и социальных групп участвовать в процессе совместного создания культурных ценностей, а также в процессах воспитания и социального формирования следующего поколения.

В ходе исследования выявлены и отрицательные факторы, влияющие на формирование медиакультуры региона с не меньшей силой и эффективностью. К таковым можно отнести:

• изготовление медиапродуктов без учета принципов и правил морали, главной задачей которых является любой ценой захватить и «поглотить внимание» аудитории с целью решения манипулятивных задач;

• способность телевидения оказывать на телезрителя парализующий эффект с целью навязывания готовых ассоциативных образов, символов и знаков.

В ходе анализа отрицательного влияния СМК на формирование медиапространства в регионе напрашивается вывод о том, что назрела крайняя необходимость распространения такого явления, как медиаобразование. Как отдельный сегмент образования и развития личности, оно, несомненно, обеспечит способность самостоятельного принятия решения относительно той или иной поданной в готовом виде телеинформации. Поддерживаю мнение современного искусствоведа и практика Н.Б. Кириллову в том, что несмотря на накопленный в стране немалый теоретический и практический опыт медиаобразования, вопрос этот так и остается остродискуссионным, причем полемика рождается в основном между журналистами, психологами и социологами [5, с. 150]. Возможно, это объясняется парализующим эффектом воздействия телевизионного информационного потока на сознание, особенно формирующейся личности. При этом у аудитории не остается ни времени, ни возможности на репродуктивное мышление, ни на формирование собственного отношения к предлагаемой информации, а остается лишь один вариант - согласится и принять за истину представленный контент.

Учитывая такие усиливающие парализующий эффект механизмы, как персонификация информации, формирование особой экспрессивности при помощи современных выразительных средств и т.д. Все это вызывает озабоченность психологов последствиями влияния СМИ. С.Г. Кара-Мурза определяет их свойство, как гипнотизирующее. При этом утверждает, что зритель, находясь перед экраном, как правило, теряет свободу воли. На фоне сформированной зависимости проводит у телевизора гораздо больше времени, чем этого требует объем переданной информации [4, с. 297]. Вместе с тем социально-педагогическая функция ТВ, которая иначе трактуется как управленческая, оказывает сильнейшее влияние на зрителя, склоняя его к определенным убеждениям, навязывая определенные идеи и цели.

Все вышеуказанные обстоятельства вызвали активное обсуждение вопросов актуальности и необходимости медиаобразования, которые отражены в медиаобразовательных моде-

лях ученых О.А. Баранова, Л.С. Зазнобиной, Я.Н. Засурского, Н.Б. Кирилловой, А.А. Новиковой и др. В 2005 г. в России открылся специализированный журнал «Медиаобразование» при поддержке программы ЮНЕСКО «Информация для всех», введены в действие множество национальных проектов [6]. По утверждению британского профессора, специалиста по медиапедагогике Л. Мастермана, медиаобразование должно строиться на формировании способностей критического мышления (critical understanding) и критическом автономном обучении (critical autonomy) [9, с. 23]. Так, зарубежные и отечественные концепции объединяет общая задача - формирование медиаграмотности аудитории, которая помогает распознавать и интерпретировать смыслы медиатекстов, определять способы, цели и задачи их создания, чтобы в конечном счете сформировать адекватное отношение к информации [15].

На территории Республики Мордовия осуществляются отдельные попытки реализации задач медиаобразования, которые сводятся, как правило, либо к журналистскому образованию, либо к освоению знаний, умений и навыков активного пользователя цифровыми технологиями. К примеру, в 2017 г. молодежное крыло общероссийского народного фронта в регионе презентовало социально-значимый проект «Медиаобразование - контент безопасного будущего», в ходе реализации которого ученики лицея № 7 г. Саранск осваивали мастерство тележурналиста, учились писать медиатексты, работать с видеокамерой, профессионально фотографировать и т.д. [10]. Заключение

Таким образом, не только в России, но и в мире еще не сложилась устойчивая концепция медиаобразования, не существует и отдельно подобного предмета. Пока еще вопросы формирования медиакультуры, медиаграмотности и т.д. решаются путем интеграции различных дидактических сегментов в различные самостоятельные предметы. Но по нашему утверждению, серьезность данной проблемы настолько высока, что требует специальных целенаправленных методических методик с использованием многочисленных информационно-коммуникационных инструментов и технологий.

Список источников

1. Аркова Т.И., Хантурова И.Е. Духовно-нравственные ценности вузовского образования в динамичных условиях современного российского общества // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3. C. 2-12.

2. Божедаров Д.А. Воспитательный потенциал образовательных программ регионального телевидения // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. 264 с.

3. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А., Марченко С.А. Экзистенциально-ценностные основания существования человека в условиях современной «ускользающей» реальности // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. С. 2-10.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 832 с.

5. Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. Екатеринбург, 2014. 184 с.

6. Куршева Г.А. [и др.] Медийность мероприятий в области культуры и общественный резонанс (на материале Республики Мордовия) // Регионология. 2022. Т. 30. № 1. С. 226-243.

7. Лаптева И.В. Неповторимость человеческой культуры в «информационном обществе» XXI века // Гуманитарные науки: проблемы и решения: сборник научно-методических трудов. Саранск: ООО «Копир», 2005. С. 72-75.

8. Лотман ЮМ. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1994. 399 с.

9. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 4. С. 22-23.

10. Медиаобразование - подробнее о программе // Информационное общество и общества знаний: новости, события, комментарии, аналитика... - URL: www.ifap.ru/projects/mediaed2.htm (дата обращения 11.03.2022).

11. «Молодежки ОНФ» в Мордовии представила проект «Медиаобразование - контент безопасного будущего» // Свежие новости из первых рук. - URL: http://inthepress.ru/ press/p381411.html (дата обращения 12.03.2022).

12. Петрова Ю.А., Кисель И.Ф. Коммуникационный процесс: кодирование и декодирование коммуникации // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 40-47.

13. ПостоваловаВ.И. Фердинанд де Соссюр и его значение в становлении лингвофилософ-ской мысли ХХ-ХХ1 веков // Критика и семиотика. 2017. № 1. С. 25-68.

14. Театральное Приволжье // И.А. Комаров: официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. - URL: http://pfo.gov.ru/projects/theatre/ (дата обращения 20.03.2022).

15. IvlevaA.Yu. [et al]. Topical Issues of Bachelor-Translator's Basic Linguistic Training in Higher School: The Introduction of Communicative-Functional Approach to Translation Teaching // Integration of Education. 2018. Vol. 22. No 2(91). P. 324-338.

16. Media Literacy in the Information Age: Current Perspectives: by R. Kubey. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 1997. P. 199-211.

References

1. Arkova T.I., Manturova I.E. Spiritual and moral values of university education in dynamic conditions of modern Russian society // Humanities and social sciences. 2019. N 3. Pp. 2-12.

2. Bozhedarov D.A. Educational potential of educational programs of regional television // Proceeding of All-Russian science conference. Saransk, 2003.

3. Gazgireeva L.H., Burnyasheva L.A., Marchenko S.A. Existential-value foundations of human existence in the conditions of modern "elusive" reality // Humanities and social sciences. 2020. N 6. Pp. 2-10.

4. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness. Moscow, 2005.

5. KirillovaN.B. Media culture and the basics of media management. Ekaterinburg; 2014.

6. Kursheva G.A. [et al]. Media coverage of events in the field of culture and public resonance (based on the material of the Republic of Mordovia) // Regionology. 2022. Vol. 30 (1). Pp. 226-243.

7. Lapteva I.V. Uniqueness of human culture in the "information society" of the XXI century // Humanities: problems and solutions: collection of scient. research. Saransk, 2005. Pp. 72-75.

8. Lotman Yu.M. About art. St.Petersburg, 1994.

9. MastermanL. Teaching the language of mass media // Specialist. 1993. Vol. (4). Pp. 22-23.

10. Media education - more about the program // Information Society and knowledge societies: news, events, comments, analytics... available at: www.ifap.ru/projects/mediaed2.htm.

11. "Youth of the ONF" in Mordovia, she presented the project "Media Education - the content of a secure future" // Fresh news from the first hand. - URL: http://inthepress.ru/press/p381411 .html.

12. Petrova Yu.A., Kisel I.F. Communication process: coding and decoding of communication // Humanities and social sciences. 2021. N 2. Pp. 40-47.

13. Postovalova V.I. Ferdinand de Saussure and his significance in the formation of linguophilo-sophical thought of the XX-XXI centuries // Criticism and Semiotics. 2017. Vol. 1. Pp. 25-68.

14. Theatrical Volga region // I.A. Komarov: official website of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District. - URL: http://pfo.gov.ru/proj ects/theatre/

15. IvlevaA.Yu. [et al]. Topical Issues of Bachelor-Translator's Basic Linguistic Training in Higher School: The Introduction of Communicative-Functional Approach to Translation Teaching // Integration of Education. 2018. Vol. 22(2). Pp. 324-338.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Media Literacy in the information age: current perspectives: by R. Kubey. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 1997. Pp. 199-211.

Статья поступила в редакцию 12.04.2022; одобрена после рецензирования 20.04.2022; принята к публикации 01.05.2022.

The article was submitted 12.04.2022; approved after reviewing 20.04.2022; accepted for publication 01.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.