Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / ЖУРНАЛИСТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ГАЗЕТА / ПАБЛИК / TELEGRAM-КАНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьева Ксения Владимировна

Статья посвящена изменениям системы медиакоммуникаций в Республике Мордовия, обусловленной развитием новых технологий, появлением и популярностью разных видов новых медиа, трансформациям в сложившейся системе традиционных СМИ. Происходящие перемены позволили оживить информационное пространство, долгое время ограниченное фиксированным количествомпопулярныхмедиаихарактеризующеесяпочтиполнымотсутствиемоппозиционной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дементьева Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MEDIA COMMUNICATIONS OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article is devoted to the changes in the system of media communications in the Republic of Mordovia, due to the development of new technologies, the emergence and popularity of different types of new media, transformations in the existing system of traditional media. The diversity of the media market, including television journalism, and the full development of the district multimedia editorial office can be noted. The changes taking place also concern the radio market, which in the region is turning into a commercial enterprise that focuses on advertising, rather than on the production of creative, news content.The popularity and effectiveness of such a media resource as urban publics revives the function of the media as the “fourth” power, establish a dialogue with the people, make all participants in the information process reckon with the posted information. Competition and openly expressed opinions, insights that have appeared since the creation of Telegram channels have made it possible to revive the information space, which for a long time was limited by one small opposition newspaper. New media stimulate the development of traditional media, which confirms the creation of its own TikTok channel by the political party “New People”, which, according to our forecasts, will entail a faster entry of other media into the space of this messenger, which has not yet been practically mastered in Mordovia by anyone except individual youth bloggers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА

В АСПЕКТЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

УДК 070

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10408

К. В. Дементьева

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва, Саранск

ОСОБЕННОСТИ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Статья посвящена изменениям системы медиакоммуникаций в Республике Мордовия, обусловленной развитием новых технологий, появлением и популярностью разных видов новых медиа, трансформациям в сложившейся системе традиционных СМИ. Происходящие перемены позволили оживить информационное пространство, долгое время ограниченное фиксированным количеством популярных медиа и характеризующееся почти полным отсутствием оппозиционной прессы.

Ключевые слова: медиа, журналистика, региональные СМИ, Республика Мордовия, газета, паблик, Telegram-канал.

Введение. Профессиональная журналистика в Мордовии появилась в 1906 году с началом издания газеты «Мужик», а спустя 100 лет, в 2006 году, она отмечала свое 100-летие, в том числе выходом журнала «Журналист», на обложке которого появился глава республики, а в самом номере - статья о журналистике региона.

В 2017 году районные газеты республики отмечали свой 100-летний юбилей. 2018 год запомнился круглой датой газеты «Известия Мордовии», вышедшей впервые в 1918 году под названием «Известия саранского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

Но во второе столетие журналистика региона вступила, значительно расширившись. В состав традиционной триады печатных СМИ, телевидения и радио добавился серьезный участник медиарынка - новые медиа, включающие электронные версии, порталы, социальные сети, блоги, видеохостинги, мессенджеры, Telegram-каналы и т. д.

Так, 13 декабря 2019 года Telegram-канал Mordor Offshore, созданный в январе 2018 года, отметил своего 1500 подписчика. А 1 декабря были подведены итоги первого республиканского конкурса «Лидер мнений 2019» (блогер сферы Instagram Саранска).

Вместе с тем современный этап со всеми его изменениями комплексно почти не рассматривался в региональных исследованиях, хотя отдельные работы затрагивали разные аспекты функционирования медиа в Республике Мордовия [1; 2; 4; 6; 9].

При этом происходящие изменения настолько уплотнены во времени, что необходим регулярный мониторинг медиапространства с целью фиксации происходящих трансформаций и анализа причин и последствий, которые важны как для понимания теории журналистики, так и для практиков с целью определения дальнейших стратегий развития медиа. Рассмотрим, что представляют собой медиакоммуникации Республики Мордовии на данном этапе развития информационного общества.

Методология и методы исследования

Цель исследования - рассмотреть особенности медиакоммуникаций Республики Мордовия в условиях цифровизации. Объект - СМИ Республики Мордовия.

Нами были проанализированы крупнейшие издания Республики Мордовия, проведен качественный анализ медиатекстов за 2018-2021 гг. Кроме того, использовались данные полевых

исследований автора. В ходе исследования применялись общенаучные методы, такие как системный и структурно-функциональный, а также эмпирические методы.

Выбор периода обусловлен стремительными процессами цифровизации, происходящими в обществе. Развитие новых технологий, появление и популярность разных видов новых медиа влечет изменение сложившейся системы традиционных СМИ. Региональные медиа, в частности в небольших городах - столицах регионов, хоть и опозданием, но следуют общим тенденциям. Фиксировать данные изменения, анализировать их в силу быстроты прогресса важно оперативно, так как спустя какое-то время, вероятно, наступит следующий этап развития медиакоммуникаций.

Полученные результаты и их обсуждение

Всего на территории региона осуществляют деятельность 146 СМИ. Из них: газеты - 46, журналы - 23, информационные агентства - 3, сетевые издания - 42, электронные периодические издания - 7, телепрограммы - 1, радиопрограммы - 1, телеканалы - 7, радиоканалы - 16.

Из 146 СМИ: 72 - с территорией распространения Российская Федерация (из которых 18 - печатные СМИ), зарегистрированы центральным аппаратом Роскомнадзора, 74 СМИ -зарегистрированы Управлением Роскомнадзора по Республике Мордовия. Таким образом, видно, что региональных СМИ в настоящий момент на территории Мордовии больше, чем федеральных.

В государственном секторе медиарынка Республики Мордовия можно выделить газету «Известия Мордовии», интернет-сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, https://izvmor. ru, радиоканал «Радио Рекорд Саранск» и радиопрограмму «Вайгель (Голос)» [5]. АУ «Известия Мордовии» находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему Автономного учреждения Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере средств массовой информации «Мордовия - 7 дней» (АУ «Мордовия - 7 дней), который является лицензиатом радиоканала «Радио Рекорд Саранск».

Газета «Известия Мордовии» имеет общественно-политическую тематику. В основном, все публикации касаются новостей республики, районов республики и деятельности Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия. Публикации носят нейтральную либо положительную окраску. Источник представлен в социальных сетях: «ВКонтакте» (почти 30 тыс. подписчиков), «Facebook» (более 440 подписчиков), «Одноклассники» (более 16 тыс. участников), «Twitter» (более 500 читателей), «YouTube» (более 1,9 млн просмотров), «Instagram» (более 16,3 тыс. подписчиков), TikTok (более 400 подписчиков).

На территории Республики Мордовия выходят в свет 19 средств массовой информации, учредителями которых являются региональные органы государственной власти, администрация городского округа Саранск и администрации муниципальных районов республики, среди которых «Вечерний Саранск» (находится под угрозой закрытия), национальные издания «Мокшень правда» («Мокшанская правда»), «Эрзянь правда» («Эрзянская правда»), «Юлдаш» («Спутник»), районные или муниципальные газеты, например, «Победа» (Ромодановский район).

На территории Республики Мордовия осуществляет свою деятельность филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия». Компания осуществляет вещание в эфире федеральных СМИ телеканалов «Россия 1», «Россия 24» и радиоканалов «Радио России», «Маяк» с местными вставками и телепрограммами.

В частном сегменте медиарынка можно выделить несколько крупных медиа. Газета «Столица С» - одно из самых известных и популярных СМИ в республике. Источник также представлен на всех крупных социальных площадках - «ВКонтакте» (более 120 тыс. человек), «Facebook» (более 2 тыс. подписчиков), «Одноклассники» (почти 15 тыс. участников), «Twitter» (более 300 читателей), «YouTube» (более 2,6 млн просмотров), «Instagram» (более 52,5 тыс. подписчиков), «Telegram» (2,4 тыс. подписчиков).

Медиахолдинг под управлением Ю. А. Понетайкина состоит из следующих СМИ: ООО «РТКОМ» (телеканал «ТелеСеть Мордовии», радиоканал «Радиоволна Мордовии» и «Милицейская волна», информационное агентство «ИНФО-РМ/INFO-RM»), ООО «Саранск ТВ» (телеканал «Саранское телевидение», радиоканал «Старт FM»), ООО «СаранскМедиа» (радиоканалы «Ретро FM» и «Саранск FM»), ООО «Медиа Дом» (телеканал «МОРДОВИЯ 24»), ООО «Медиа Союз» (радиоканалы «Радио-Вираж» и «Дорожное радио», журнал «Антенна-Телесемь. Саранск», газета «ТВ неделя Мордовии»).

Вещание телеканала «ТелеСеть Мордовии» началось в 2002 г. в г. Саранск. Телеканал быстро стал популярным в городе, а затем и во всей Мордовии, благодаря публицистическим и новостным передачам, острой подаче актуальной информации. Этому способствовало расширение сети вещания через «цифру» (филиал ПАО «Ростелеком», стандарт DVB-T) и сети всех кабельных операторов республики. Сейчас телеканал «ТелеСеть Мордовии» могут принимать жители практически всего региона и некоторых соседних областей.

Региональный телеканал «Народное телевидение Мордовии (НТМ)» информационно-развлекательной тематики. Телеканал начал осуществлять вещание в республике с 2017 г. со 100 % собственным вещанием (кабельное телевидение). 28 ноября 2018 г. «Народное телевидение Мордовии (НТМ)» выиграло конкурс по выбору региональных обязательных общедоступных телеканалов. Победитель получил право вещать в кабельных сетях бесплатно на «21 кнопке» (сразу после двух первых федеральных цифровых мультиплексов). «Народное телевидение Мордовии (НТМ)» - круглосуточный телеканал в формате высокой четкости HD. Телеканал объединяет в линейку общероссийский телевизионный контент (художественные, документальные фильмы, спортивные, развлекательные и развивающие передачи), а также программы собственного производства, количество которых постоянно растет. Телеканал НТМ распространяется в сети 12 операторов связи кабельного телевидения.

В муниципальном секторе медиарынка Республики Мордовия также можно выделить объединение медиаресурсов, учредитель которых - Автономная некоммерческая организация «Информационно-аналитическая редакция «Рузаевские новости», владелец и главный редактор - Л. Н. Резяпкина. Сюда входят «Рузаевская газета», интернет-сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, http://ruzgazeta.ru, телепрограмма «Рузаевские новости» [8].

В 2018 году радиорынок Саранска, сформированный в 2000 г., дополнился группой компаний «Свежий ветер» (владелец А. В. Млейник). На территории Республики Мордовия в данный медиахолдинг входят: ООО «Ритон» (РВ «Саранск Медиа», «Радио Шансон» («МС Радио»), ООО «Радио Плюс» (РВ «Свежий ветер-Саранск», «Европа Плюс» («ТренТ Медиа»), ООО «Талина Радиосеть» («Ди FM» («ДЭНС-Динамит Саранск»), ООО «Евро-люкс» («Радио Энерджи-Саранск», «Авторадио»), ЗАО «Европа-ТВ» («Русское Радио»).

Медиахолдинг является эксклюзивным продавцом рекламы сети радиостанций в городах Астрахань, Брянск, Волгоград, Тверь и Саранск. Для завоевания рынка рекламы в Саранске были выкуплены наиболее рейтинговые радиоканалы («МС-Радио», «Дэнс-Динамит Саранск»). Тематика распространяемых СМИ - информационно-развлекательная с привлечением к участию радиослушателей, заявок радиослушателей и т. д. Основной деятельностью указанных организаций является распространение рекламы и, как следствие, получение прибыли.

На территории Республики Мордовия отсутствуют зарегистрированные медиаресурсы, распространяемые в сети «Интернет», учредителем которых официально является Правительство республики или государственные учреждения, однако есть 9 незарегистрированных сайтов СМИ, курируемых властью («Известия Мордовии», «Вечерний Саранск», Народное телевидение Мордовии, «Юлдаш» и др.).

Сайт https://izvmor.ru - это электронная версия газеты «Известия Мордовии». По данным медиакарты Роскомнадзора является «информационным лидером региона по оперативности и содержанию». Новости публикуются несколько раз в час. Средняя посещаемость сайта - более 3 млн посетителей в месяц и около 1,5 просмотренных за сеанс страниц. Однако длится этот контакт всего 43 секунды и показатель отказов 85 % [1]. По данным liveinternet.ru, число посетителей сайта https://izvmor.ru из региона 1 976 096 за последний месяц - 1 место в рейтинге. Но при этом количество просмотров материалов в паблике «ВКонтакте» редко достигает 3 тыс., в то время как записи паблика газеты «Столица С» собирают от 8 до 30 тыс. просмотров.

В августе 2019 года редакция «Известий Мордовии» приняла участие в вебинаре Камиллы Нигматуллиной «Переупаковка контента для социальных сетей: делаем нативные форматы» [3]. По итогам публичного разбора цифровой активности редакции, опубликованного в журнале «Журналист», был сделан вывод, что «сильные стороны производства редакции - это плотный новостной поток и профессиональный фотоконтент».

На территории Республики Мордовия к зарегистрированным сетевым ресурсам относится 31 медиаресурс, распространяемый в сети «Интернет»: электронное периодическое издание «www.

stolica-s.su (Столица С)», Информационное агентство «ИНФО-РМ/INFO-RM», сетевые издания «www.pg13.ru», «Информационное агентство Вестник Мордовии», «Сделано в Мордовии», «MORDOVMEDIA», «Газета 13» и др.

Сайт www.stolica-s.su один из популярных новостных сайтов о жизни Саранска и республики. По данным liveinternet.ru, число посетителей сайта www.stolica-s.su из региона 857 640 за последний месяц - 2 место в рейтинге [7].

Отражает актуальные политические, экономические, культурные и спортивные новости, состояние образования и здравоохранения в регионе, предоставляет криминальную хронику и оперативную информацию о ДТП на территории города и республики. Средняя посещаемость сайта - более 785 тыс. посетителей в месяц.

Отдельно стоит выделить группу ресурсов под руководством Р. Е. Майорова. Это сетевые издания «Анонсенс», «Русаргумент», «Фактом», «Вевбай», «Городэй». Издания не сосредоточены на освещении региональной тематики, а предоставляют аудитории крупнейшие российские и зарубежные новости.

К числу незарегистрированных сетевых ресурсов относятся интернет-сайты «Саранск. Безформата» (http://saransk.bezformata.ru, средняя посещаемость сайта - более 45,3 тыс. посетителей в месяц) и «Мордовия ньюс» (http://mordovia-news.ru, средняя посещаемость сайта - более 1,1 тыс. посетителей в месяц).

Кроме того, печатные СМИ и сетевые ресурсы в Мордовии представляют политические партии - «За Единую Россию», «ЛДПР Мордовии», «Наша правда», «КПРФ Мордовия», «Справедливая Россия».

В социальных сетях наиболее популярными пабликами являются «Привет, сейчас, Саранск» (202 тыс. подписчиков) «Саранск | Доска Позора» (102 тыс. подписчиков), являющиеся источником новостных поводов для традиционных СМИ региона. Кроме того, паблик «Саранск | Доска Позора» можно отнести к числу оппозиционных ресурсов, на которые вынуждены обращать внимание по следующим причинам: 1) большой охват и вовлеченность аудитории; 2) высокая степень реагирования на вопросы и проблемы, поднятые в паблике; 3) выполнение функций «четвертой» власти, которые в последнее время были потеряны традиционными медиа (информация через паблик доходит до власти, проблемы решаются, о чем могут написать в том же посте, закрыв обсуждение.

Схожими функциями стал обладать созданный в начале 2021 года паблик Центра управления регионом (ЦУР) - структуры, которая набирает силу по всем регионам страны. Однако, несмотря на положительную динамику решения проблем и увеличения числа обращений граждан через социальные сети, количество подписчиков многократно уступает городским пабликам (945 подписчиков на 06.07.2021 г.). Возможно, в будущем ресурс будет набирать силу ввиду выполнения тех же функций и быстрого решения проблем, однако пока паблик «Саранск | Доска Позора» остается значимым медиаресурсом, к мнению которого вынуждены прислушиваться как властные, так и коммерческие структуры.

К источникам региональной оппозиции относится только одно печатное издание - газета «Эрзянь Мастор (Страна эрзян)». Коллектив редакции является противником реформы Правительства Республики Мордовия в части создания единого мордовского языка. В номерах СМИ ранее встречались материалы, которые рассматривались в суде на предмет экстремизма. Публикации были критичны по отношению к региональной власти, но Верховные суды Республики Мордовия и Российской Федерации выносили решения в пользу указанного СМИ. После смены главного редактора позиция газеты стала более нейтральной. У газеты есть свой сайт - http:// www.erzia.saransk.ru/, а также группа в социальной сети «ВКонтакте» (30 подписчиков).

В мобильном мессенджере Telegram как наиболее активный можно отметить канал Mordor Offshore, имеющий следующие показатели: 2,2 тыс. подписчиков, охват одной публикации -2,1 тыс. пользователей, дневной охват - 2,4 тыс., в среднем 7 постов в неделю, индекс цитирования - 22,02 [10]. Канал публикует те новости, которые нельзя встретить в традиционных СМИ и имеет подзаголовок «Основные формы страха чиновников МОРДОРА».

В период до 2020 года наблюдался явный недостаток оппозиционных средств массовой коммуникации, перевес в медиатекстах позитивных мнений о республике и власти, чем можно объяснить популярность оппозиционно настроенного Telegram-канала.

И если некоторое время назад наблюдался дефицит оппозиционных средств массовой информации, то политическая обстановка изменила и ситуацию на медиарынке. Разделение политических сил, конкуренция заставили создать альтернативные медиа. Так, в 2019-2020 гг. функционировало несколько Telegram-каналов, поддерживающих разные региональные элиты (действующего Главы республики В. Волкова и экс-главу Н. Меркушкина), между ними наблюдалось явное информационное противостояние. С конца 2021 года, после назначения врио Главы республики А. Здунова ситуация снова изменилась. Новая команда создала несколько новых Telegram-каналов, прекратило финансирование двух старых, поддерживающих предыдущую власть («Мордовский шпиль», «Злой мордвин»). Произошла частичная смена команды, занимающейся информационной политикой.

Изменения коснулись и традиционных медиа - оппозиционно настроенный телеканал «ТелеСеть Мордовии» (10 канал) проявил лояльность по отношению к новой власти в 2021 году.

В то же время медиапространство уже вышло из застоя предыдущих лет, когда долгое время не было изданий, выражающих альтернативную точку зрения, а пытавшиеся противостоять власти газеты закрывались и подвергались судебным преследованиям. Новое медаипространство, включающее как традиционные СМИ, так и анонимные паблики и каналы, уже вряд ли вернется к прежнему монологу. Постепенно налаживается диалог, плюрализм мнений, позволяющий выражать свою позицию как разным политическим элитам, так и отдельным гражданам через городские паблики.

Лидером региона на видеохостинге «YouTube» является «ТелеСеть Мордовии (10 канал)», имеющий 23,8 тыс. подписчиков и видео, собравшее до 1,7 млн просмотров.

В «Яндекс.Дзен» перешли не так много СМИ. Лидирует канал газеты «Известия Мордовии» - более 29 тысяч подписчиков, небольшая аудитория есть у «Про Город Саранск» (2,7 тыс.). Остальные, даже созданные, нельзя назвать значимыми для формирования медиапространства, то есть массовым и популярным среди аудитории канал так и не стал.

Новый TikTok, быстро завоевывая аудиторию, был освоен пока только одним медиа в Мордовии. Возможно расширение произойдет в ближайшем будущем, но пока СМИ оказались на готовы производить контент, адаптированный для аудитории нового мессенджера. Но, как и в случае с Telegram, ситуацию может изменить политическая обстановка. Так, свой канал в TikTok появился у партии «Новые люди», что вероятно может подстегнуть (особенно перед выборами) и другие медийные ресурсы осваивать новую площадку. Таким образом, сама социально-политическая ситуация вынуждает развиваться сферу медиа. И застойные явления все меньше наблюдаются в региональном медиапространстве, хотя республика по-прежнему только с опозданием следует за новыми тенденциями, которые появляются в крупных городах с более развитой системой коммуникаций.

Выводы и перспективы исследования.

Таким образом, можно сделать вывод, что в регионе значительно расширился спектр альтернативных коммуникационных источников, а журналистика вступила в эпоху новых медиа, активно переводя контент на сайты изданий, в социальные сети и мессенджеры. При этом в основном популярностью пользуются медиаресурсы, которые оперативно размещают разнообразную информацию, позволяют аудитории быть в курсе событий, ориентируются на новые форматы и жанры.

Можно отметить разнообразие рынка медиа, в том числе телевизионной журналистики -не каждый регион, даже территориально более обширный, чем Мордовия, может отметиться наличием трех телеканалов, притом курируемых разными политическими элитами.

Вместе с тем, полноценно развивается и районная мультимедийная редакция, примером которой могут служить «Рузаевские новости». Коллектив в полной мере использует все преимущества новых цифровых технологий, представляя аудитории разные формы контента и активно взаимодействуя с ней.

Происходящие изменения касаются и радиорынка, который в регионе в большей степени превращается в коммерческое предприятие, делающее акцент на рекламной деятельности, а не на производстве творческого, новостного контента. Появление на рынке сильного монополиста - медиахолдинга «Свежий ветер» делает довольно сложным дальнейшее развитие новых радиостанций.

Популярность и эффективность такого медиаресурса как городские паблики возрождает функцию СМИ как «четвертой» власти, налаживает диалог с народом, заставляет считаться с размещенной информацией всех участников информационного процесса. Кроме того, уже запущен механизм альтернативного источника информации в социальных сетях, выполняющего схожие функции - ЦУР Республики Мордовия, но ввиду пока еще небольшой аудитории и ее вовлеченности данный ресурс не может опередить паблик «Саранск | Доска Позора».

Развитие Telegram как анонимного источника информации позволило различным политическим силам и отдельным медиаперсонам вести свои каналы информации. Данный медиаканал относится не к массовым, а скорее к элитарным, рассчитанным на небольшую, но осведомленную и обладающую властью аудиторию. Конкуренция и открыто высказанные мнения, инсайды позволили оживить информационное пространство, долгое время главным и практически единственным оппозиционным СМИ которого считалась национальная газета, аудитория которой крайне мала.

Даже смена Главы республики не затормозило данный процесс - новые Telegram-каналы продолжают создаваться, внося существенное разнообразие в информационную повестку и заставляя продолжать свое активное развитие разные виды СМИ, в первую очередь традиционные. Это же подтверждает создание своего TikTok-канала политической партией «Новые люди», что, по нашим прогнозам, повлечет более скорый выход других медиа в пространство данного мессенджера, пока еще практически не освоенного в Мордовии никем, кроме отдельных молодежных блогеров.

Список литературы

1. Бакеева, Д. А. Интернет-СМИ Республики Мордовия: новые подходы к подаче медиатекстов / Д. А. Бакеева. - Текст : непосредственный // Трансформация медиасреды в XXI веке Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д. В. Неренц. - 2019. - С. 304-309.

2. Дементьева, К. В. Медиакоммуникации региона в условиях глобализации и глокализации информационного пространства (на примере СМИ Республики Мордовия) / К. В. Дементьева. -Текст : непосредственный // Научный диалог. - 2020. - № 8. - С. 200-214.

3. Нигматуллина, К. Вместе с разбором редакционной жизни онлайн ЖУРНАЛИСТ вспоминает основные идеи прошедшего вебинара К. Нигматуллина. - Текст : электронный // Журналист : [сайт]. - 2019. - 16 сент. - URL: https://jrnlst.ru/izvmor (дата обращения: 07.07.2021).

4. Пакшина, И. А. Печатные СМИ Мордовии в условиях конвергенции / И. А. Пакшина. - Текст : непосредственный // Цифровые трансформации СМИ: региональный. национальный и глобальный аспекты. Десятые международные научные чтения в Москве. Тезисы. - 2018. - С. 192-193.

5. Пивкина, С. В. Региональные аудиовизуальные СМИ и аудитория: дискурс, взаимосвязь, влияние (на примере радиопрограммы «Вайгель» («Голос») Республики Мордовия) / С. В. Пивкина, Е. М. Пыреськина. - Текст : непосредственный // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. сборник трудов международной научно-практической конференции. - Белгород, 2020. - С. 280-284.

6. Потапов, П. Ф. Национальная журналистика в Республике Мордовия: структура и содержание / П. Ф. Потапов. - Текст : непосредственный // Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник № 11. - Москва, 2018. - С. 67-73.

7. Рейтинг сайтов LiveInternet.Ru: [сайт]. - Текст : электронный. - 2021. - 7 июля. - URL: https://www.liveinternet.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).

8. Резяпкина, Л. Н. Рузаевская газета: история и современность (к вопросу о функциональной модели современной районной газеты) / Л. Н. Резяпкина, В. И. Антонова. -Текст : непосредственный // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2020. - № 1 (53). - С. 144-148.

9. Фролова, Н. М. Особенности репрезентации концепта «спорт» в массмедийном дискурсе Республики Мордовия (на примере газеты «Столица С») / Н. М. Фролова. - Текст :

непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. -№ 7 (441). - С. 152-160.

10. Telegram Analytics : [сайт]. - Текст : электронный. - 2021. - 7 июля. - URL: https://tgstat. ru/ (дата обращения: 07.07.2021).

FEATURES OF MEDIA COMMUNICATIONS OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Dementieva K. V., Mordovia State University named after N. P. Ogarev, Saransk,

[email protected]

The article is devoted to the changes in the system of media communications in the Republic of Mordovia, due to the development of new technologies, the emergence and popularity of different types of new media, transformations in the existing system of traditional media. The diversity of the media market, including television journalism, and the full development of the district multimedia editorial office can be noted. The changes taking place also concern the radio market, which in the region is turning into a commercial enterprise that focuses on advertising, rather than on the production of creative, news content.

The popularity and effectiveness of such a media resource as urban publics revives the function of the media as the "fourth" power, establish a dialogue with the people, make all participants in the information process reckon with the posted information. Competition and openly expressed opinions, insights that have appeared since the creation of Telegram channels have made it possible to revive the information space, which for a long time was limited by one small opposition newspaper. New media stimulate the development of traditional media, which confirms the creation of its own TikTok channel by the political party "New People", which, according to our forecasts, will entail a faster entry of other media into the space of this messenger, which has not yet been practically mastered in Mordovia by anyone except individual youth bloggers.

Key words: media, journalism, regional media, Republic of Mordovia, newspaper, public, Telegram channel.

References

1. Bakeeva, D. A. (2019). Internet-SMI Respubliki Mordoviya: novye podhody k podache mediatekstov [Internet mass media of the Republic of Mordovia: new approaches to the presentation of media texts]. Transformaciya mediasredy v XXIveke [Transformation of the media environment in the XXI century], pp. 304-309. (in Russ.).

2. Dement'eva, K. V. (2020). Mediakommunikacii regiona v usloviyah globalizacii i glokalizacii informacionnogo prostranstva (na primere SMI Respubliki Mordoviya) [Media communications of the region in the context of globalization and glocalization of the information space (on the example of the mass media of the Republic of Mordovia)]. Nauchnyj dialog [Scientific dialogue]. 8. pp. 200-214. (in Russ).

3. Nigmatullina, K. (2019). Vmeste s razborom redakcionnoj zhizni onlajn ZHURNALIST vspominaet osnovnye idei proshedshego vebinara [Along with the analysis of the editorial life of the online JOURNALIST recalls the main ideas of the last webinar]. ZHurnalist [Journalist], available at: https://jrnlst.ru/izvmor accessed 07.07.2021. (In Russ.).

4. Pakshina, I. A. (2018). Pechatnye SMI Mordovii v usloviyah konvergencii [Print media of Mordovia in the conditions of convergence]. Cifrovye transformacii SMI: regional'nyj. nacional'nyj i global'nyj aspekty [Digital transformations of the media: regional. national and global aspects], pp. 192-193. (in Russ.).

5. Pivkina, S. V. & Pyres'kina, E. M. (2020). Regional'nye audiovizual'nye SMI i auditoriya: diskurs, vzaimosvyaz', vliyanie (na primere radioprogrammy «Vajgel'» («Golos») Respubliki Mordoviya) [Regional audiovisual media and audience: discourse, interrelation, influence (on the

example of the radio program "Vaygel" ("Voice") of the Republic of Mordovia)]. Diskurs sovremennyh mass-media v perspektive teorii, social'nojpraktiki i obrazovaniya [Discourse of modern mass media in the perspective of theory, social practice and education], pp. 280-284. (in Russ.).

6. Potapov, P. F. (2018). Nacional'naya zhurnalistika v Respublike Mordoviya: struktura i soderzhanie [National journalism in the Republic of Mordovia: structure and content]. Etnicheskaya zhurnalistika: istoriya i sovremennost' [Ethnic journalism: history and modernity], 11, pp. 67-73. (in Russ).

7. Rejting sajtov LiveInternet.Ru [Rating of sites LiveInternet.Ru], available at: https://www. liveinternet.ru/ accessed 07.07.2021. (In Russ.).

8. Rezyapkina, L. N., Antonova, V. I. (2020) Ruzaevskaya gazeta: istoriya i sovremennost' (k voprosu o funkcional'noj modeli sovremennoj rajonnoj gazety) [Ruzaevskaya newspaper: history and modernity (to the question of the functional model of a modern regional newspaper)]. Vestnik NII gumanitarnyh nauk pri Pravitel 'stve Respubliki Mordoviya [Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia], 1 (53), pp. 144-148. (in Russ.).

9. Frolova, N. M. (2020). Osobennosti reprezentacii koncepta «sport» v massmedijnom diskurse Respubliki Mordoviya (na primere gazety «Stolica S») [Features of the representation of the concept "sport" in the mass media discourse of the Republic of Mordovia (on the example of the newspaper "Stolitsa S")]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 7 (441), pp. 152-160. (in Russ.).

10. Telegram Analytics : [Telegram Analytics], available at: https://tgstat.ru/ accessed 07.07.2021. (In Russ.).

Дементьева Ксения Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск.

[email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Дементьева К. В. Особенности медиакоммуникаций Республики Мордовия в условиях цифровизации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 72-79. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10408.

Dementieva K. V. Features of media communications of the Republic of Mordovia in the conditions of digitalization // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 4 (42), pp. 72-79. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.