Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ КАК ФАКТОР ИНКУЛЬТУРАЦИИ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)'

СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ КАК ФАКТОР ИНКУЛЬТУРАЦИИ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный уровень / триединый поток / парализующий эффект / удерживающий эффект / информационный образ / репродуктивное мышление / information level / triune flow / paralyzing effect / retention effect / informational image / reproductive thinking.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д.А. Божедаров

Социальный статус 2019 – 2020 гг. заметно повлиял на состояние медиакультурной среды региона. Условия пандемии, которую вызвала новая коронавирусная инфекция, наложили значительные ограничения как в передвижении людей, так и в их непосредственном взаимодействии. В подобной ситуации единственным и самым доступным информационно-коммуникационным средством является сетевая медиакоммуникационная среда. Для современного регионального социума данное явление абсолютно новое, требующее внимания исследователей. Цель представленной статьи – выявить принципиальные различия и специфику влияния популярных СМИ на сознание аудитории; определить структуру сетевого медиапространства, характерную для Республики Мордовия; проанализировать особенности влияния информационно-коммуникационной сетевой среды на сознание аудитории. Материалы исследования: сопоставление теоретических подходов в соотношении понятий «информационный уровень», «информационный поток», «медиапродукт» и «манипуляция». Доказало, что использование данной терминологии позволяет проанализировать происходящие в современном социуме медиакоммуникационные процессы. В качестве эмпирического материала были использованы передачи местных телевизионных каналов на основе процесса конвергентности. Соответственно, их Интернет – версии и самостоятельные медийные объекты – оказались в поле исследования. Впервые осуществился теоретический подход к осмыслению функционирования такого социального явления, как сетевое медиакультурное пространство. Впервые проанализирована структура сетевого медиапространства региона с определением доминирующих позиций. Впервые сетевое медиакультурное пространство региона рассматривается через призму его инкультуративной функциональности. Особый интерес вызывает процесс конструкции образа в информационном контенте сетевой медиакоммуникации. Условия и методология создания образа в сетевой телекоммуникации представляет научно-практический интерес в свете того, что условия возникновения образности значительно отличаются от исключительно телевизионного вещания. Это обусловлено прежде всего тем, что система более подвижна. Информация в условиях сетевой среды в короткий срок трансформируется под постоянным воздействием аудитории, которая с развитием технологий сетевого вещания способна трансформировать, ретранслировать, транслировать, качественно и количественно изменять информацию путем добавления комментариев и добавлением новых фактов, не всегда отвечающих действительности, но имеющих право на свободное существование в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TELEVISION BROADCASTING AS A FACTOR OF AUDIENCE INCULTURATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA).

The social status of 2019-20 significantly affected the state of the region’s media and cultural environment. The conditions of the pandemic caused by the new coronavirus infection have imposed significant restrictions, both in the movement of people and in their direct interaction. In this situation, the only and most accessible information and communication medium is the network media communication environment. For the modern regional society, this phenomenon is absolutely new and requires the attention of researchers. It is necessary to identify the fundamental differences and specifics of the influence of popular media on the audience’s consciousness; to determine the structure of the network media space characteristic of the Republic of Mordovia; to analyze the features of the influence of the information and communication network environment on the audience. The research materials include comparison of theoretical approaches in relation to the concepts of “information level”, “information flow”, “media product” and “manipulation”. It is proved that the use of this terminology makes it possible to analyze the media communication processes taking place in modern society, as the empirical material was used to transmit local television channels based on the process of convergence. Accordingly, their Internet versions and independent media objects are in the field of research. For the first time the theoretical approach to understanding the functioning of such a social phenomenon as a network media and cultural space is implemented. The structure of the network media space of the region is analyzed with the definition of dominant positions. The network media and cultural space of the region is viewed through the prism of its inculturative functionality. Of particular interest is the process of image construction in the information content of network media communication. Conditions and methodology of image creation in network telecommunications is of scientific and practical interest in the light of the fact that the conditions for the emergence of imagery are significantly different from exclusively television broadcasting. This is primarily due to the fact that the system is more mobile. Information in a network environment is transformed in a short period of time under the constant influence of the audience, which, with the development of network broadcasting technologies, is able to transform, retransmit, broadcast, qualitatively and quantitatively change information by adding comments and adding new facts that do not always correspond to reality, but have the right to free existence in society.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ КАК ФАКТОР ИНКУЛЬТУРАЦИИ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)»

11. Arutyunova N.D. Yazyk i mir cheloveka. Moskva, 1998.

12. Yazyk sredstv massovoj informacii. Available at: https://bookonlime.ru/lecture/lekciya-8-osnovnye-tipy-mediatekstov-novosti

13. Vladimir Putin's all-female 'miniskirt army' display their strength as Russia puts on a show of military might in Victory Day parade. Available at: https://www.thesun.co.uk/archives/ news/1167393/vladimir-putins-all-female-miniskirt-army-display-their-strength-as-russia-puts-on-a-show-of-military-might-in-victory-day-parade/

14. Steven P. Unspeak, 2006. Available at: https://archive.org/details/unspeak0000pool

15. Rossiya zafiksirovala pyat' narushenij peremiriya v Sirii. Available at: https://news.rambler.ru/middleeast/38742890-rossiya-zafiksirovala-pyat-narusheniy-peremiriya-v-sirii-za-sutki/

16. The Economist. 2017; October 7. Available at: https://magazinelib.com/all/the-economist-usa-october-7-13-2017/

17. The Economist. 2018; February 22. Available at: https://www.magfree.net/66510-the-economist-usa-february-22-2018.html

18. SShA vmesto bor'by s terrorizmom beret kurs na mirovuyu vojnu. Available at: http://nk.org.ua/geopolitika/ssha-vmesto-borbyi-s-terrorizmom-beret-kurs-na-mirovuyu-voynu-130446

19. Voennaya mashina SShA gotovitsya k reshitel'noj perezagruzke. Available at: https://politikus.ru/articles/104046-voennaya-mashina-ssha-gotovitsya-k-reshayuschey-perezagruzke.html

20. The Economist. 2018; January 20. Available at: https://litmy.ru/jurnali/jbiznes/228941-the-economist-20-january-2018.html

21. The Economist. 2018; February 9. Available at: https://magazinelib.com/all/the-economist/

22. The Economist. 2018; February 3. Available at: https://litmy.ru/jurnali/jbiznes/232864-the-economist-3-february-2018.html

Статья поступила в редакцию 13.11.20

УДК 070

Bohzedarow D.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Ogarev Moscow State University, Chief editor of information TV programs "Vesti-Mordovia",

branch of FSUE VGTRK GTRK "Mordovia" (Saransk, Russia), E-mail: db13@rambler.ru

SPECIFICS OF TELEVISION BROADCASTING AS A FACTOR OF AUDIENCE INCULTURATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA).

The social status of 2019-20 significantly affected the state of the region's media and cultural environment. The conditions of the pandemic caused by the new coro-navirus infection have imposed significant restrictions, both in the movement of people and in their direct interaction. In this situation, the only and most accessible information and communication medium is the network media communication environment. For the modern regional society, this phenomenon is absolutely new and requires the attention of researchers. It is necessary to identify the fundamental differences and specifics of the influence of popular media on the audience's consciousness; to determine the structure of the network media space characteristic of the Republic of Mordovia; to analyze the features of the influence of the information and communication network environment on the audience. The research materials include comparison of theoretical approaches in relation to the concepts of "information level", "information flow", "media product" and "manipulation". It is proved that the use of this terminology makes it possible to analyze the media communication processes taking place in modern society, as the empirical material was used to transmit local television channels based on the process of convergence. Accordingly, their Internet versions and independent media objects are in the field of research. For the first time the theoretical approach to understanding the functioning of such a social phenomenon as a network media and cultural space is implemented. The structure of the network media space of the region is analyzed with the definition of dominant positions. The network media and cultural space of the region is viewed through the prism of its inculturative functionality. Of particular interest is the process of image construction in the information content of network media communication. Conditions and methodology of image creation in network telecommunications is of scientific and practical interest in the light of the fact that the conditions for the emergence of imagery are significantly different from exclusively television broadcasting. This is primarily due to the fact that the system is more mobile. Information in a network environment is transformed in a short period of time under the constant influence of the audience, which, with the development of network broadcasting technologies, is able to transform, retransmit, broadcast, qualitatively and quantitatively change information by adding comments and adding new facts that do not always correspond to reality, but have the right to free existence in society.

Key words: information level, triune flow, paralyzing effect, retention effect, informational image, reproductive thinking.

Д.А. Божедаров, канд. филол. наук, доц., Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, г. Саранск, E-mail: db13@ranbler.ru

СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ КАК ФАКТОР ИНКУЛЬТУРАЦИИ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Социальный статус 2019 - 2020 гг. заметно повлиял на состояние медиакультурной среды региона. Условия пандемии, которую вызвала новая корона-вирусная инфекция, наложили значительные ограничения как в передвижении людей, так и в их непосредственном взаимодействии. В подобной ситуации единственным и самым доступным информационно-коммуникационным средством является сетевая медиакоммуникационная среда. Для современного регионального социума данное явление абсолютно новое, требующее внимания исследователей. Цель представленной статьи - выявить принципиальные различия и специфику влияния популярных СМИ на сознание аудитории; определить структуру сетевого медиапространства, характерную для Республики Мордовия; проанализировать особенности влияния информационно-коммуникационной сетевой среды на сознание аудитории. Материалы исследования: сопоставление теоретических подходов в соотношении понятий «информационный уровень», «информационный поток», «медиапродукт» и «манипуляция». Доказало, что использование данной терминологии позволяет проанализировать происходящие в современном социуме медиакоммуникационные процессы. В качестве эмпирического материала были использованы передачи местных телевизионных каналов на основе процесса конвергентности. Соответственно, их Интернет - версии и самостоятельные медийные объекты - оказались в поле исследования. Впервые осуществился теоретический подход к осмыслению функционирования такого социального явления, как сетевое медиакультурное пространство. Впервые проанализирована структура сетевого медиапространства региона с определением доминирующих позиций. Впервые сетевое медиакультурное пространство региона рассматривается через призму его инкультуративной функциональности. Особый интерес вызывает процесс конструкции образа в информационном контенте сетевой медиаком-муникации. Условия и методология создания образа в сетевой телекоммуникации представляет научно-практический интерес в свете того, что условия возникновения образности значительно отличаются от исключительно телевизионного вещания. Это обусловлено прежде всего тем, что система более подвижна. Информация в условиях сетевой среды в короткий срок трансформируется под постоянным воздействием аудитории, которая с развитием технологий сетевого вещания способна трансформировать, ретранслировать, транслировать, качественно и количественно изменять информацию путем добавления комментариев и добавлением новых фактов, не всегда отвечающих действительности, но имеющих право на свободное существование в социуме.

Ключевые слова: информационный уровень, триединый поток, парализующий эффект, удерживающий эффект, информационный образ, репродуктивное мышление.

Практически ни один вид деятельности современного человека не представляется без подключения его к оперативной медиакоммуникативной среде. Именно она диктует (транслирует) условия успешного существования в предлагаемом социуме, формулируя, ранжируя и предъявляя необходимые требования. В свете данной теоретической позиции успешным является член общества, который соответствует его требованиям и является актуальным для процесса социокультурного развития. Социокультурная медиасистема - это высокоразвитая

технологическая среда, способная снабдить человека оперативными знаниями, умениями и даже навыками. То есть обеспечить процесс инкультурации. Есть все основания предполагать, что какие социальные оттенки будет иметь информационный образ или информационный продукт, воплощенный в виде определенного образа, такую «окраску» приобретет и личность или аудитория в целом, попавшая под медиакультурное воздействие информационно-коммуникационной сетевой медиасреды. Важность для научного осмысления данного процес-

са подтверждает массово-коммуникационный характер. Данный процесс имеет сложную структуру, вовлекающую все больше людей, расширяя собственную аудиторию, транслируя определенный информационный продукт Следуя законам драматургии, в основу информационного продукта ложится образ, созданный изначальным повтором информационного контента. Образ, как известно из современной науки, - «это результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов Анализ построения образа, его функционирования и развития - прерогатива психологии, которая рассматривает его как процесс, играющий важную роль в системе психической регуляции деятельности человека» [1, с. 39].

Опрос, проведенный в контрольной группе, в основном это когнитивно мотивированная часть общества (студенты), показал, что доминирующие позиции в сетевом медиапространстве Республики Мордовия занимает все еще телевизионное вещание. (Выбрано триста студентов. Было предложено ответить на три вопроса: Считаете ли вы доминирующими в системе региональных СМИ печатные источники? Считаете ли вы доминирующим в системе СМИ региона радиовещание? Считаете ли вы, что в системе СМИ региона по-прежнему доминирует телевизионное вещание? Голоса распределились следующим образом: 1 вопрос - 37 человек; 2 вопрос - 52 человека; 3 вопрос - 211 человек). Данное экспресс-исследование показало, что аудитория не только следит за происходящими в регионе медиапроцессами, но и имеет первичное представление о значении их функциональности. Это еще раз доказывает, как плотно в повседневную жизнь входит система средств массовой коммуникации и главным образом ее электронный сегмент.

Понятие «телевидение» отражает создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определённом взаимодействии с аудиторией [2]. Очевидно, что любое взаимодействие должно основываться, прежде всего, на взаимовыгодных условиях и решении общих задач.

Еще одна специфическая особенность телевизионного вещания - персонификация информации. Это существенное отличие телевидения от иных средств массовой информации признано во всем мире. До сих пор между медиапракти-ками нет согласия в том, что персонификация - это положительный или отрицательный аспект телевизионной сущности. Все дело в том, что личностный контакт распространителя информации (телеведущего, автора телепроизведения), с одной стороны, позволяет более эффективно переводить предлагаемые знания (информацию) в аудиторное убеждение. С другой стороны, процесс персонификации сводится к манипуляции мнением аудитории, что уже негативно само по себе, поскольку приводит зрителей в пассивное состояние реципиента. На этом моменте под сомнение попадает нравственный аспект организации телерадиовещания. И поскольку телевидение занимает пока еще главенствующее место в системе современных средств массовой информации, то представляется важным рассмотреть основные его отличия от других сегментов современного ме-дипространства.

Информационно-коммуникационный процесс, в том числе и как культурологическую систему социальной активности, рассматривали такие исследователи, как С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел, М. Кастельс, С. Кара-Мурза, В.В. Егоров, Н.Б. Кириллова, П.Н. Киричек, Е.Н. Сиридонова, Р.А. Борецкий.

На современном этапе все чаще стало наблюдаться противоречие, возникающее между формой и содержанием источников информации. Между ними, как известно, стоит цель и задачи по ее реализации. И не всегда форма способна обеспечить полноценную трансляцию информационного потока, направленного на обладание сознанием аудитории. Это обстоятельство приводит создателей медиапространства к поиску новых форм и методов подачи и передачи информационного потока.

Материалы и методы

Как только появилось слово (как основа народного творчества), как и «Слово о полку Игореве», тут же возникло множество корреспондентов и редакторов. Журналистика же появилась вместе с печатным станком Гуттенберга. Презентабельность данных заметно повысилась с того момента, когда все данные древнего «сарафанного радио» четко зафиксировались на бумаге. Так началось эволюционное построение журналистики, а вместе с ней и информационного общества. Последнее, в свою очередь, принялось за поиск все новых и новых средств сбора, аккумулирования и передачи информации. Очевидно, что в основе мотивации развития СМИ лежит «игра» с общественным мнением, от которой зависит благополучие не только вещателей, но тех, кто за ними стоит. Так, на самом начальном этапе формирования информационного общества возникают и проблемы его развития, которые выражаются в силе воздействия на сознание аудитории.

Представленные выше схемы раскрывают социально значимые особенности воздействия на аудиторию основных источников массовой информации:

- газета предлагает аудитории информационный текст (вербальный образ). Он отличается тем, что эмоционально, интонационно, аудиовизуально не окрашен. Данные особенности обусловливают отсутствие персонифицированно-сти газетной информации. За читателем остается право и возможность самостоятельно сопоставлять факты, создавать ассоциативные образы и самостоятельно

анализировать информацию без внесения посторонних эмоциональных проявлений. Читатель не ограничен во времени и имеет возможность неоднократно возвращаться к содержанию предлагаемой информации, а значит, произвести более глубокий анализ материала. Информационный текст без дополнительных выразительных средств подтверждает наличие только одного информационного уровня - текста;

- радио предлагает два информационных уровня. Они содержатся в информационном тексте (вербальном образе) и «интершуме» (акустический образ) с места события либо музыкальном оформлении информационного текста. Информационный текст, передаваемый по радио, уже персонифицированный, а значит, имеет интонационную и эмоциональную окраску, что уже склоняет слушателя к принятию точки зрения автора информации, этому способствует и «интершум», удерживая внимание аудитории и, при правильном его применении, усиливая информационное давление на слушателя. Но за радиослушателем все же остается право и возможность самостоятельно создавать ассоциативные образы, мысленно придавая им ту или иную окраску, а значит, строить свое отношение. Принимая во внимание свойства радио, которые мы перечислили, можно утверждать, что радио обладает так называемым удерживающим эффектом. Поскольку слушатель в отличие от читателя не имеет перед глазами текста, возникает необходимость дослушать логическую фразу до ее завершения;

- телевидение предлагает аудитории три информационных уровня, которые содержатся в видеоизображении, информационном тексте и «интершуме». Согласно законам драматургии, каждый из них несет свое индивидуальное информационное наполнение, сливаясь в единый поток мощно оформленной мысли за ограниченный отрезок времени, врываясь в сознание зрителя и чаще разрушая его гармонию. При этом выпадение одного из информационных уровней из зоны внимания зрителя приводит к ощущению неполноценности восприятия телеинформации. Именно это обстоятельство обусловливает парализующий эффект телевизионного вещания. Телевидение путем использования своих выразительных средств, предлагает аудитории готовую систему ассоциативных образов. «Парализованному» зрителю необходимо применить большое усилие воли, чтобы в данной ситуации сохранить индивидуальное отношение к происходящему [3].

Вот насколько трудно человеку справиться с телевизионным информационным потоком. Справиться - значит проанализировать, возразить или поспорить. Тут же становится понятным, насколько велика сила телеинформации.

Сила воздействия телеинформации на сознание, особенно формирующейся личности, прямо пропорциональна масштабу нравственной ответственности перед аудиторией и обществом в целом, чем обусловливается сущность социального служения тележурналиста.

Результаты

Оценивая силу воздействия телевизионной (экранной) информации на сознание аудитории, становится очевидным уровень ответственности создателя информационного потока перед его получателем. Нравственные ориентиры должны быть основой профессиональной деятельности. Это с одной стороны коммуникативного акта. А с другой, должна наблюдаться медийная грамотность или медиакультура личности. Медиакультура - это способность отбора актуальной, презентабельной, достоверной и необходимой для алгоритмизации действий информации. Для этого процесса необходимы навыки ориентирования в социально-политических процессах, происходящих на определенной аудитории, и умение прогнозировать возможные варианты развития события на основании достоверных фактов. О том, что необходимо постоянно находиться в поиске эффективных способов работы с информацией, говорит и М. Баскар [4]. По его мнению, в связи с переизбытком информации необходимы навыки ее систематизации, типологии, ранжирования и т.д.

Обсуждение и заключение

Таким образом, обнаруживается подтверждение чрезвычайной способности экранного вещания влиять на сознание аудитории, как отдельной ее личности, так и на группу людей в целом. Причем телекоммуникационный процесс провоцирует возбуждение определенной социальной активности и необязательно в зоне актуализации культурно-нравственных дел. Аудитория способна сама распространять, транслировать, при этом интерпретировать полученную информацию. И на этом этапе, чтобы не перейти к информационной анархии, необходимо наличие такого целенаправленного процесса, как медиаобразование. Оно предусматривает наличие у аудитории навыков: применяя весь ресурс информационного потока, перенаправить его на решение просоциальных задач согласно функциям телевизионного вещания. При правильном применении можно достичь реализации культурно-просветительской функции. Она осуществляется в процессе приобщения зрителей к ценностям культуры и искусства. В своем содержании предусматривает дидактические циклы, цель которых - системное образование. Анализируя культурно-просветительскую функцию, важно понимать различие между учебными и образовательными телевизионными программами. Под образованием с помощью телевидения следует понимать процесс преобразования личности зрителя, для которого недостаточно передачи точных знаний, умений и навыков.

Образовательное телевидение как уникальный процесс массовой коммуникации берет на себя решение сверхзадачи, которая заключается в формировании человека-творца, способного подходить к любой жизненной задаче целостно, с высоких нравственных позиций. Ведь доказано, что творчество и нравственность

Библиографический список

неразрывны. (Здесь уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Гений и злодейство -две вещи несовместимые».) Таким образом, понятие «образовательное» в коммуникационном процессе вбирает более глубокий смысл и масштаб воздействия на публику, чем обучение, которое является лишь одним из составных его компонентов.

1. Логинова М.В. Современная философия искусства: концептосфера: учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2020.

2. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. Москва: «Воскресенье», 1999.

3. Божедаров Д.А. Средства массовой коммуникации в современной образовательной системе. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва: 2005.

4. Баскар М. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка. Москва: Ад Маргирнем Пресс, 2017.

References

1. Loginova M.V. Sovremennaya filosofiya iskusstva: konceptosfera: uchebnoe posobie. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta, 2020.

2. Egorov V.V. Televidenie mezhdu proshlym i buduschim. Moskva: «Voskresen'e», 1999.

3. Bozhedarov D.A. Sredstva massovoj kommunikacii v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva: 2005.

4. Baskar M. Princip kuratorstva. Rol' vybora v 'epohu pereizbytka. Moskva: Ad Margirnem Press, 2017.

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 398

Vagizieva N.A., Cand. of Sciences (Philology), junior research associate, Institute of Languages, Literature and Arts n.a. G. Tsadasa, Dagestan Federal Research

Center of Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: naida.vagizieva@mail.ru

SMALL GENRES OF THE KADAR FOLKLORE (PROVERBS, SAYINGS). The article studies Kadar proverbs and sayings as one of the types of folklore works related to small genres of folklore. The subject of the research is the author's field material collected in the Kadar villages of the Republic of Dagestan. The materials are important due to the relevance of the study of such small genres of folklore as Kadar proverbs and sayings, previously not studied and not reflected in the scientific literature. The author of the article gives an ideological and thematic description of Kadar proverbs and sayings, which reflects the traditional value orientations of the ethnos, which perform the function of transmitting knowledge about the way of life and mentality. As a result, it is revealed that proverbs and sayings unite all social strata, reflect the main values of the ethnos, preserve elements of the traditional culture of the people and carry out educational functions. The elements of the ideological component of traditional culture, that are reflected in proverbs and sayings, are the importance of family and home, respect for others, discipline, faithfulness to the word, hard work, etc.

Key words: Kadar folklore, small genres, proverbs and sayings, paremias, classification, expressive means.

Н.А. Вагизиева, канд. филол. наук, мл. науч. сотр. Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального

научного центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: naida.vagizieva@mail.ru

МАЛЫЕ ЖАНРЫ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КАДАРЦЕВ (ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-012-00718 «Документирование кадарского языка: грамматический очерк, тексты, словари»

Данная статья посвящена исследованию и анализу кадарских пословиц и поговорок как одного из видов произведений, относящихся к малым жанрам фольклора. Предметом исследования послужил полевой материал автора, собранный в кадарских селах РД ввиду актуальности исследования, ранее не изученных и не отраженных в научной литературе таких малых жанров фольклора, как пословицы и поговорки кадарцев. Автор статьи приводит идейно-тематическую характеристику кадарских пословиц и поговорок, которая отражает традиционно-ценностные ориентации этноса, выполняющие функцию передачи знаний о жизненном укладе и менталитете. В результате исследования выявлено, что пословицы и поговорки объединяют все социальные слои, отражают главные ценности этноса, сохраняют элементы традиционной культуры народа, выполняют воспитательную, образовательную функции. Элементами идейной составляющей традиционной культуры, отраженными в пословицах и поговорках, являются значимость семьи и дома, уважение к окружающим, дисциплинированность, верность слову, трудолюбие и др.

Ключевые слова: кадарский фольклор, малые жанры, поговорки и пословицы, паремии, идейно-тематическая классификация, художественно-изобразительные приемы.

Малые жанры фольклора представляют собой небольшие по объему фольклорные произведения. Колыбельные песни, пестушки, прибаутки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки и др. являются видами исследуемого жанра. Пословица - это «краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное поэтическое изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт» [1, с. 14]. В.И. Даль отмечал, что «пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности» [2, с. 18 - 20]. Как и притча, пословица состоит из двух частей: из картины, общего суждения и толкования, научения. Иногда научение пословицы опускается в надежде на сметливость ьслушателя, и тогда пословица по форме схожа с поговоркой. Поговорка - это образное выражение, переносная речь, простое иносказание без притчи, без суждения, заключения. По мнению А.М. Аджиева, «поговорка, в отличие от пословицы, представляет собою образное выражение, метко характеризующее то или иное явление, предмет, в поговорке не дается законченного суждения» [3, с. 390]. И. Снегирев определяет поговорку как «краткое изречение, широко распространенное в народе, образно определяющее предмет и явления по их характерным признакам» [4, с. 105].

В.И. Далем, ГЛ. Пермяковым, Е. М. Верещагиным, В.Г Костомаровым, В.И. Зиминым и др. опубликованы труды, посвященные исследованию пословиц и поговорок, их происхождению, структуре, классификации и т.д. Исследования

малых жанров в фольклорных произведениях даргинцев отражены в трудах Ф.О. Абакаровой, Ф.А. Алиевой, С.М. Темирбулатовой, У.У. Гасановой и др. В данной публикации впервые подвергаются научному исследованию малые жанры кадарского фольклора на примере пословиц и поговорок, а также отражена жанровая специфика и приведена идейно-тематическая характеристика исследуемых паремий. Кадарские пословицы и поговорки ранее не подвергались научному анализу и, соответственно, не были научно освещены.

Существует несколько типов классификации пословичных изречений:

1. Алфавитная классификация: требует размещения пословиц и поговорок в алфавитном порядке. По такому типу классификации составляют словари пословичных изречений.

2. Монографическая классификация: строится на группировке пословиц и поговорок по месту и времени их собирания, учитывая собирателя.

3. Генетическая классификация разделяет материал по признаку происхождения т.е. по языкам и народам.

4. Идейно-тематическая классификация позволяет отразить тематическое многообразие, связь с трудовым опытом человека, народность, классово-социальную сущность и др. В данной работе рассмотрим кадарские пословицы и поговорки с точки зрения данной классификации.

О семье и семейных ценностях: тематическая группа о семье наиболее ярко представлена, так как у кадарцев и других этносов Дагестана особое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.