Научная статья на тему 'Медиакультура человека: сущность, компонентный состав, функции и уровни формирования'

Медиакультура человека: сущность, компонентный состав, функции и уровни формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1316
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕДИАКУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / МЕДИАРЕСУРСЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ / УРОВНИ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / CULTURE / MEDIA CULTURE / INFORMATION / MEDIA RESOURCES / ACTIVITIES / MEDIA CULTURE COMPONENTS / STUDENTS' MEDIA CULTURE LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина Ольга Валентиновна, Годлевская Елена Владимировна

В статье рассматривается сущность понятия «медиакультура», которая достаточно близка к понятию «культура». Рассматривается роль «медиакультуры» в современном обществе». Проводится анализ функций «культуры» как системы и функций «медиакультуры» и как подсистемы с точки зрения их соотношения, пересечения и взаимного влияния. Рассматривается понятие «информация» как основной ресурс и продукт медиакультуры. Выделяются существенные для проводимого исследования подходы определения информации: семантический и прагматический, аксиологический. Определены следующие компоненты формирования медиакультуры обучающихся: ценностно-целевой, когнитивный, деятельностный, оценочно-коррекционный. Сформированность данных компонентов у обучающихся рассматривается на четырех уровнях: недопустимом, критическом, достаточном, оптимальном. Каждый уровень включает в себя виды деятельности обучающихся по работе с информацией, которые являются критериями сформированности данного компонента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башарина Ольга Валентиновна, Годлевская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN’S MEDIA CULTURE: ESSENCE, COMPONENTS AND FORMATION LEVELS

The meaning of “media culture” concept, which is quite close to the concept of “culture”, is discussed. The role of “media culture” in the society is discussed. The functions of “culture” as a system and functions of “media culture” as a subsystem are analyzed from the point of view of their interrelation, intersections and interinfiuence. The concept of “information” is considered as the main resource and product of media culture. Important approaches for information defining: semantic, pragmatic and axiological, are singled out. The following components of student’s media culture formation are defined: values and objectives, cognitive, activity, evaluation and correction. The formation of the components in students is considered at four levels: impermissible, critical, sufficient and optimal. Each level includes all students’ activities in working with information that are criteria of the component formation

Текст научной работы на тему «Медиакультура человека: сущность, компонентный состав, функции и уровни формирования»

УДК 377 ББК 74.4+71.06

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-2-34-41

О.В. Башарина, Е.В. Годлевская

(Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Россия)

МЕДИАКУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ, КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ, ФУНКЦИИ И УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассматривается сущность понятия «медиакультура», которая достаточно близка к понятию «культура». Рассматривается роль «медиакультуры» в современном обществе». Проводится анализ функций «культуры» как системы и функций «медиакультуры» и как подсистемы с точки зрения их соотношения, пересечения и взаимного влияния. Рассматривается понятие «информация» как основной ресурс и продукт медиакультуры. Выделяются существенные для проводимого исследования подходы определения информации: семантический и прагматический, аксиологический. Определены следующие компоненты формирования медиакультуры обучающихся: ценностно-целевой, когнитивный, деятельностный, оценочно-коррекционный. Сформиро-ванность данных компонентов у обучающихся рассматривается на четырех уровнях: недопустимом, критическом, достаточном, оптимальном. Каждый уровень включает в себя виды деятельности обучающихся по работе с информацией, которые являются критериями сформированности данного компонента.

Ключевые слова: культура, медиакультура, информация, медиаресурсы, деятельность, компоненты медиакультуры, уровни медиакультуры обучающихся.

O.V. Basharina, E.V. Godlevskaia

(Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia)

MAN'S MEDIA CULTURE: ESSENCE, COMPONENTS AND FORMATION LEVELS

The meaning of "media culture" concept, which is quite close to the concept of "culture", is discussed. The role of "media culture" in the society is discussed. The functions of "culture" as a system and functions of "media culture" as a subsystem are analyzed from the point of view of their interrelation, intersections and interinfluence. The concept of "information" is considered as the main resource and product of media culture. Important approaches for information defining: semantic, pragmatic and axiological, are singled out. The following components of student's media culture formation are defined: values and objectives, cognitive, activity, evaluation and correction. The formation of the components in students is considered at four levels: impermissible, critical, sufficient and optimal. Each level includes all students' activities in working with information that are criteria of the component formation.

Keywords: culture, media culture, information, media resources, activities, media culture components, students' media culture levels.

Сегодня медиаресурсы являются одним их основных факторов, влияющих на формирование и развитие человека. Современное общество активно использует СМИ, телевидение, Интернет, мобильную связь. Эти информационные средства проникли практически во все сферы жизни общества и охватили практически все культурное пространство человека.

В наши дни медиаресурсы перестали быть «только передаточным механизмом (что изначально подразумевал сам термин: от лат. «media», «medium» -средство, посредник) и превратились в основное средство производства современной культуры. Таким образом, в результате процессов, происходящих в современном обществе, сложилась особая форма культуры - медиакультура» [13].

Анализ научных трудов по вопросам медиакультуры Н.Б.Кириловой [8; 9], Н.А Коноваловой [10], А.В. Федорова [13], И.В. Челышевой [15] и др. показывает, что влияние медиакультуры на человека имеет всесторонний характер. Она может диаметрально противоположно влиять на интеллект, эмоции, формировать мировоззрение, творческое и критическое мышление, эстетическое сознание, однако вопросы формирования и развития медиакультуры в образовательном процессе всех уровней недостаточно разработаны. Так, М.В. Чернышева, Л.В. Львов, В.А. Чернов подчеркивают наличие противоречия между необходимостью использования технологий виртуального обучения для повышения качества образования при снижении отрицательного воздействия виртуальной реальности на становление личности, особенно в отношении общения, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью вопроса [16, с. 55].

Рассмотрим сущность понятия ме-диакультура, для этого проведем анализ определений данного понятия в социологической, культурологической и педагогической научной литературе.

М.Г Кашкина считает, что медиа-культура - это фактор информационной цивилизации [7].

Н.Б. Кирилова определяет медиа-культуру как совокупность информа-ционно-комму никационных средств, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Она включает в себя культуру производства и передачи информации, а также культуру ее восприятия; медиа-культура может выступать и показателем уровня развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать ме-диатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.» [8].

Медиакультуру как грань культуры рассматривает Н.И Коновалова и исследует ее связь с медиааспектоми всех видов жизнедеятельности человека [10].

Проведенный анализ показывает, что медиакультура достаточно близка к понятию «культура» и рассматривается как часть ее системы, тип или подсистема.

Следовательно, мы можем рассматривать роль медиакультуры в современном обществе в соответствии с системными уровнями философии Гегеля, который ввел понятия «всеобщее - особенное - единичное» [4].

Согласно его теории: «Понятие как таковое содержит в себе: 1) момент всеобщности как свободное равенство с самим собой в его определённости, 2) момент особенности, определённости, в которой всеобщее остается незамутнённо, равным самому себе, и 3) момент единичности, как рефлексию в-самое-себя определённостей всеобщности и особенности, отрицательное единство с собой, которое есть в-себе-и-для-себя-определённое и вместе с тем тождественное с собой, или всеобщее» [4].

В нашем случае культура как единство (как целое) состоит из частей (одной из частей является медиакультура), а части - из элементов (согласно предмету нашего исследования таким элементом

I

го ш о

о

ш

о

I -&

со го н о о о

ф I

о с

о о

ф

ш

о

т го

£

ф

является медиакультура отдельной личности). Существование целого, частей и элементов взаимно обусловливается друг другом. Не бывает целого без частей, а частей без элементов. Их различие как моментов одной системы неотделимо от их единства [3].

Таблица 1. Функции к

Проанализируем функции культуры как системы и функции медиакультуры как подсистемы с точки зрения их соотношения, пересечения и взаимного влияния (табл. 1) [9].

и медиакультуры

к

го

^

о со <и с; ч о

т ш го"

I ^

а. го Э го ю

т

О

Функции Культура Медиакультура

Образовательно-воспитательная Развивает индивида до личности в по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Обеспечивает широкий спектр возможностей для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний в процессе образование на всех уровнях.

Интегративная и дезинтегративная Создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д. Сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних, она противопоставляет их другим. Интеграция различных культур на основе глобальной сети Интернет. Объединение традиций и культур, не уничтожая их самобытность и индивидуальность.

Информационная Передача подрастающему поколению социального опыта. Особенностью культурно-информационного обмена является социальная память человечества. Накопление и умножение информации с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Развитие компьютерной техники, включающей память и программы по переработки информации, гарантируют ее сохранность в разных знаковых системах.

Регулятивная (нормативная) Определяет нормы поведения в различных видах деятельности людей (труд, быт, межличностное общение). Поддерживается моралью и правом. Несет ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе. Имеет потенциал распространения антиморали и анархии.

Знаковая Представляет определенную знаковую систему, предполагает знание владение ею. Не только предполагает знание и владение знаковыми системами, но и способствует их лавинообразному росту.

Ценностная Формирует совокупность ценностных потребностей и ориентаций, накопленных на протяжении всей жизни, и способствует их развитию у индивида. Воздействует на ценности общества, может способствовать размытию ценностных ориентаций.

Адаптивная Способствует приспособлению человека к окружающей среде. В процессе приспособления человека к среде или в процессе изменения окружающей среды создаются новые эталоны культуры. Способствует адаптации человека к информационному обществу, цифровой среде, виртуальному пространству и создает новые правила его существования.

Коммуникативная Общение в процессе любого вида деятельности. Условие и результат общения людей. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект формирования культуры Общение между человеком и другими людьми, обществом и властью и т.д. Благодаря ей происходит обмен культурной информацией, развиваются формы и средства передачи и обмена информацией.

Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сделать вывод о том, что медиакультура, как часть системы обогащает культуру новыми видами деятельности, отношениями, продуктами деятельности (процесс изменения мышления человека).

Современные потребители медиа-продуктов характеризуются «мозаично-стью восприятия, подменой творческого освоения мира подражанием, размытостью эстетических границ между реальностью и виртуальным пространством экрана» [15].

Таким образом, возникает проблема, управления формированием и развитием медиакультуры человека.

Без управления формированием ме-диакульуры происходит спонтанное, бессистемное поглощение информации. Рассмотрим понятие «информации» как основного ресурса и продукта медиакультуры.

В современном научном мире сложились количественные и качественные методы исследования категории «информация», однако необходимо отметить, что они не исключают, а дополняют друг друга.

В соответствии с количественным подходом информационная реальность является количественной величиной взаимосвязей, проявленных для объекта, способного удерживать данное структурное взаимодействие в пространстве своей определённости. Однако все важные и существенные стороны феномена информация данная теория охватить не в силах [5].

В настоящее время в науке выделяется несколько количественных подходов к определению сущности информации: вероятностно-статистический (К. Шеннон), топологический Н. Рашевский, алгоритмический (А.Н. Колмогоров), семиотический (И. Виллем Р. Карнап, Й. Бар-Хиллел), семантической (Ю.А. Шрейдер) [17], макроскопический (Чуринов Н.М.), функциональный (Д.И. Дубровский), кибернетический (Н. Винер, А.И. Берг, В.М. Глушков) [12]. В нашем исследовании мы будем опираться на семантический, прагматический и аксиологический подходы, которые являются одними из направлений семиотического подхода.

Выделенные подходы к определению информации представлены в табл. 2

I

го m о ü

о

m

о

Таблица 2. Определение понятия «информация»

Автор Подход Определение

Ю.Л. Шрейдер Семантический Информацией обладают не только гипотезы, но вообще любые сведения, которые изменяют запас знаний приемника информации [16].

А. А. Харкевич Прагматиче ский Ценность информации обозначает разность индивидуальных количеств информации. Ценность информации может выражаться через приращение вероятности достижения цели [14].

Н. Грабарь Аксиологический Информация выступает не только как ценное средство познания и преобразования мира, она является неким продуктом, который также выступает как ценность, поскольку он удовлетворяет определенные человеческие потребности [6].

I -8-CÛ

го I— о о о

о

0

1

о

ф

m

о

т го

ф

Данные подходы к понятию «информация» позволят нам выстроить систему дидактических уровней формирования медиакультуры человека.

Далее для понимания специфики формирования и развития медиакульту-ры человека необходимо определить ее компоненты.

Т.Е. Айгина рассматривает три компонента, составляющих медиакультуру: материальный, духовный, творческие силы и способности человека [1].

О.И. Пугач выделяет следующие компоненты: когнитивный (совокупность знаний и представлений об информационной картине мира), операционно-технологиче-ский компонент (совокупность алгоритмов человеческой деятельности, связанной с обработкой информации), психофизический (совокупность определенных психических структур и ансамблей общих способностей, необходимых для реализации алгоритмов информационной деятельности), аксиологический (система ценностных ориента-ций, этических и моральных норм) [11].

Опираясь на компоненты, предложенные О.И. Пугач и выделенные нами подходы к понятию «информация», определим следующие компоненты: ценностно-целевой, когнитивный, деятель-ностный, оценочно-коррекционный.

На наш взгляд, сформированность данных компонентов можно рассматривать на четырех уровнях: недопустимом, критическом, достаточном, оптимальном. Каждый уровень включает в себя виды деятельности по работе с информацией [2], которые являются критериями сформированности данного компонента на определенном уровне (табл. 3).

Таблица 3. Уровни формирования компонентов медиакультуры человека

к

го

^

о m <u с; ч о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m ш го"

I

s а. го Э го

LÛ □3

О

Уровни ^^'^'Критерии Ценностно-целевой Когнитивный Деятельностный Оценочно-коррекционный

Недопустимый 1. Отсутствует мотивация к работе с медиаресурсами. 2. Отсутствует стремление получить новую информацию. 3. Не может поставить цель для получения результата. 4. Отсутствуют ценностные и нормативные установки. 1. Не знает правила получения, обработки, хранения и передачи информации. 2. Не знает основных норм и законов информационного общества. 1. Отсутствие взаимодействия с медиаресурсами. 2. Отсутствуют навыки работы в информационной среде. 1. Не может осуществить оценку информации, полученной из медиа-ресурсов. 2. Не осуществляет оценку своей деятельности. 3. Отсутствует коррекция.

Критический 1. Уровень мотивации не достаточен для достижения цели. 2. Не может простроить алгоритм по цели, заданной преподавателем. 3. Использование информации, несоответствующей поставленным целям. 4. Не соблюдает ценностные нормативные установки 1. Не в полном объеме знает правила получения, обработки, хранения и передачи информации. 2. Имеет поверхностные знания об основных нормах и законах информационного общества. 3. Спонтанное взаимодействие с медиаресурсами. 4. Осуществляет деятельность в информационной среде по алгоритму, заданному преподавателем и с его помощью. 1. Осуществляет спонтанную оценку информации из медиаресурсов, не используя методы оценки. 2. Осуществляет эпизодиче скую оценку своей деятельности. 3. Вносит коррективы с помощью руководителя.

Достаточный 1. Уровень мотивации не позволяет получить результат 1. Знает большую часть правил получения, обработки, 1. Частое бессистемное взаимодействие с медиаре- 1. При оценке информации не использует пол-

Уровни

ритерии

Ценностно-целевой

Когнитивный

Деятельностный

Оценочно-коррекционный

в полном объеме.

2. Ставит репродуктивные цели.

3. Использование информации в недостаточном объеме.

4. Выборочно соблюдает ценностные и нормативные установки.

хранения и передачи информации. 2. Знает большую часть основных норм и законов информационного общества.

сурсами.

2. Осуществляет

деятельность в

информацонной

среде по заданному

преподавателем

алгоритму.

ный комплекс ее аспектов (синтаксический, семантический, прагматический).

2. Оценка своей деятельности осуществляется бессистемно.

3. Может вносить коррективы, но план коррекции разрабатывается преподавателем.

Оптимальный

1. Адекватная формулировка своих мотивов и потребностей.

2. Постановка цели в соответствии с требованиями и нормами личности общества, морали и этики.

1. Знает в совершенстве правила получения, обработки, хранения и передачи информации.

2. Знает в полном объеме основные нормы и законы информационного общества.

1. Наличие системы взаимодействия с медиаресурсами.

2. Составляет собственную программу деятельности в информационной среде.

1. Адекватно отбирает и оценивает информацию из медиаресурсов

в комплексе ее аспектов

2. Оценка своей деятельности осуществляется в соответствии с разработанной программой.

3. Осуществляет коррекцию по результатам оценки своей деятельности (продукта труда).

I

го со о а

ср о

со о а

I -&

со го н о о о

ф I

о с

о о

ф

со о

т го

а ^

£

ф

На современном этапе уровень владения информацией определяет успешность любых видов деятельности, сле- 2. довательно, влияет на идентификацию человека в социуме. Уровневая система формирования компонентов медиакуль-туры, включенная в образовательный процесс, позволит сформировать общую компетенцию «умение работать с информацией», необходимую для профессиональной деятельности.

В заключение можно сделать вывод о том, что несмотря на недостаточную разработку дидактической основы необходимость включения формирования ме-диакультуры в процесс профессиональ- 3. ного образования является актуальной. Библиографический список: 1. Айгина Т. Е. Комплексный подход к воспитанию информационной ульту-ры старших школьников: автореф .

дис. ... канд . пед. наук . - Бишкек, 1993. - 18 с.

Башарина О.В., Сташкевич И.Р. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования // Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования: теория и практика: материалы II Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Челябинск, 26.01.2017). - Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 2017. С. 9-13. Викентьев И.Л. Понятия «всеобщее -особенное - единичное» по Гегелю [Электронный ресурс] // VIKENT. КС . Портал И.Л. Викентьева. - Режим доступа: http://vikent.ru/enc/1642 Vikentiev IX.

4. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук в 3-х томах. Том 1. - М.: «Мысль», 1975 г. С. 345-349.

5. Годлевская Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения: монография. - Челябинск: ЧГАА, 2014. - 202 с.

6. Грабарь Н. Аксиологический подход к оценке информации в коммуникационных каналах: библиотековедческий аспект [Электронный ресурс] // RELGA.RU. - 2018. - №5. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main ?level1=main&level2=articles&text id=3566

7. Кашкина М.Г. Медиакультура информационного общества в аспекте философского дискурса: автореф. дис. . канд . филос. наук. - Краснодар, 2012. - 46 с.

8. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. - М.: Академ. проект, 2008. - 496 с.

9. Кириллов Н. Б.Медиакультура и основы медиаменеджмента: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 184 с.

10. Коновалова Н.А. Развитие медиа-культуры студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Вологда, 2004. - 205 с.

11. Пугач О.И. Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования: дис. канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 194 с.

12. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. - Челябинск: ЧГАКИ, 2010. - 231 с.

13. Федоров А.В. Развитие медиаобразо-вания на современном этапе // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. С. 16-20.

14. Харкевич А.А. О ценности информации // Проблемы кибернетики. -1960. - Вып. 4. С. 54.

15. Челышева И.В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. - М: МОО «Информация для всех», 2016. - 178 с.

16. Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов

B.А. Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 54-63.

17. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации // Проблемы кибернетики. Вып.13 / под ред. А.А. Ляпунова. - М.: Наука, 1965.

C. 233-240.

Поступила 08.05.2018

к

го

^

о m <u с; ч о

03 LU (О

I

s ср го Э го

m

О

Об авторах:

Башарина Ольга Валентиновна, заведующий лабораторией «Информатизация профессионального образования и социологических исследований» Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития профессионального образования» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, basholgachel@mail.ru

Годлевская Елена Владимировна, доцент Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития профессионального образования» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, elengodl@yandex.ru

Для цитирования: Башарина О.В., Годлевская Е.В. Медиакультура человека: сущность, компонентный состав, функции и уровни формирования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 2. С. 34-41. DOI: 10.7442/2071-96202018-10-2-34-41

References:

1. Aigina T.E. Complex approach to forming information culture of senior school students. Author's transcript, Dis.... Cand. Scie. (Education). - Bishkek, 1993. -18 p. [in Russian]

2. Basharina O.V., Stashkevich I.R. Use of information and telecommunication technologies in the system of secondary vocational education // Razvitie informatsionno-obrazovatelnoi sredy v organizatsiakh srednego professionalnogo obrazovania: teoria i praktika. -Chelyabinsk: ChlRPO, 2017. P. 9-13. [in Russian]

3. Vikentiev I.L. Concepts «universal - specific - unique» according to Hegel [Electronic resource] // VIKENT.RU . Portal I.L. Vikentieva. Accessible at: http://vikent.ru/enc/1642 Vikentiev I.L [in Russian]

4. Hegel G.W. Encyclopedia of the philosophical sciences in 3 volumes. Vol.1. - M.: Mysl, 1975. P. 345-349. [in Russian]

5. Godlevskaia E.V. Didactic potential of the system of graphical forms of presenting information in vocational training. - Chelyabinsk: ChGAA, 2014. - 202 p. [in Russian]

6. Grabar N. Axiological approach to evaluating the information in communication channels: library science approach [Electronic resource] // RELGA.RU. - 2018. - №5. Accessible at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=m ain&level2=articles&textid=3566 [in Russian]

7. Kashkina M.G. Media culture of the information society in the aspect of philosophic discourse. Author's transcript. Dis ... Cand. Scie. (Philosophy). - Krasnodar, 2012. - 46 p. [in Russian]

8. Kirillova N.B. Media culture: theory, history, practice. - M.: Akadem. proekt, 2008. -496 p. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kirillov N.B. Media culture and the foundations of media management. - Ekaterinburg. Izd-vo Ural. un-ta., 2014. - 184 p. [in Russian]

10. Konovalova N.A. Developing the media culture of pedagogical university students. S Dis ... Cand. Scie. (Education). - Vologda, 2004. - 205 p. [in Russian] g-

11. Pugach O.I. Forming the information culture of general education school students as a i. factor of education humanization. Dis ... Cand. Scie. (Education). - Samara, 2000. - 194 p. -& [in Russian] |

12. Ursul A.D. Nature of information: a philosophical essay. - Chelyabinsk: ChGAKI, 2010. - ^ 231 p. [in Russian] =

13. Fedorov A.V. Development of media education at the present stage // Innovatsii v ^ obrazovanii. - 2007. - № 3. P. 16-20. [in Russian] |

14. Kharkevich A.A. On information value // Problemy kibernetiki. - 1960. - Vyp.4. P. 54. [in Russian] £

15. Chelysheva I.V. Social and cultural field of media: reality, communication, man. - g M.: «Informatsia dlia vsekh», 2016. - 178 p. [in Russian]

16. Chernysheva M.V., Lvov L.V., Chernov V.A. The use of technology of virtual teaching for improving the quality of education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - № 2. P. 54-63. [in Russian]

17. Shreider Yu.A. On a model of semantic theory of information // Problemy kibernetiki. Vyp. 13 / Edit. A.A. Liapunov. - M.: Nauka, 1965. P. 233-240. [in Russian] About the authors:

Basharina Olga Valentinovna, Head, Laboratory of Informatization of Vocational Education and Sociological Research, Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), basholgachel@mail.ru Godlevskaia Elena Vladimirovna, Associate Professor, Department ofEducational Systems Development, Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), elengodl@yandex.ru

For citation: Basharina O.V., Godlevskaia E.V. Man's media culture: essence, components and formation levels // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. -No. 2. P. 34-41. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-2-34-41

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.