Научная статья на тему 'Медиакультура без культуры?'

Медиакультура без культуры? Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
334
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиакультура без культуры?»

ОБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА. СМИ

Б. САПУНОВ, профессор ИПКработников телевидения и радиовещания

Наше время - время стремительной смены мод не только на платье, пищу, развлечения, но и на научные и педагогические концепции. В последние годы стала модной тема медиаобразования, которой посвящаются многочисленные статьи как в периодической литературе, так и в специальных педагогических изданиях. Это вполне объяснимо и оправданно, если принять во внимание ту роль, которую играют ныне средства массовой коммуникации, прежде всего ТВ, в жизни страны и ее образовательной системе. При этом проблемы последней во многих публикациях рассматриваются в рамках более широкой структуры - медиа-культуры, понятие о которой получило сегодня статус своего рода идеологической парадигмы. Так как это может оказать серьезное влияние как на саму культуру, так и на образование, стоит присмотреться к данному понятию внимательнее.

В самом деле, что понимается большинством авторов под медиакультурой, как истолковывается ее сущность, содержание, исторические рамки? Наиболее распространенным ответом на эти вопросы является следующий: медиакультура есть совокупность информационно-коммуникационных средств (визуальных, аудиальных, печатных, компьютерных), а также сам процесс создания и передачи текстов; ме-диакультура - явление лишь новейшего времени, модерна и постмодерна [1].

Можем ли мы согласиться с такой трактовкой медиакультуры?

Культура представляет собой процесс и результат духовной деятельности человека. Именно духовность, духовный мир (разум, самосознание, высшие чувства и эмоции, способность к творчеству и т.п.)

Медиакультура без культуры?

(Что стоит за модным понятием)

определяют сущность человека, его неповторимость, уникальность, суверенность как личности. Это работа души, поиск смыслов и подлинных ценностей жизни, вера в вечные истины, нравственные и эстетические идеалы. Вне духовной деятельности, духовного творчества нет культуры.

Но духовность - «внутренняя» сторона человеческой деятельности. Она опредмечивается, становится внешне представленной, осязаемой, слышимой лишь через материальную «субстанцию» - знаково-комуникативную систему. Деятельность суть единство духовного содержания и знаковой формы, в которой последняя является не только носителем, выразителем содержания, но и средством его трансляции и связи с внешней средой. Систему этих акустических, визуально-изобразительных, вербальных, паралингвистических искусственно созданных человеком знаков принято определять как язык культуры или ее тексты, которые распространяются в обществе специальными средствами общения и связи - средствами коммуникации. Вне этих медийных средств культура как социальное явление невозможна.

Таким образом, медиакультура - это процесс и результаты знаково-коммуни-кативной деятельности, направленной на совершенствование, возвышение человека и гуманизацию общества. В качестве таковой она присуща всей истории человечества.

Именно концепция медийности позволяет по-новому взглянуть на историческую типологию культуры. Современные науки - антропология, семиотика, лингвистика, коммуникативистика - исходят из того, что исторические типы культуры определя-

Образование. Культура. СМИ 139

ются не только и не столько способом материального производства и труда, характером общественно-экономической формации («пятичленка»), сколько знаково-ком-муникационной системой, языком в широком понимании [2].

Первый по времени тип медиакультуры сложился в условиях дописьменной коммуникации, основанной на устном слове, когда за тысячелетия созданы удивительные духовные ценности, не потерявшие своей значимости и в настоящее время.

Этот тип предполагает ограниченные формы пространственно-временного распространения информации и социальной организации (семья, род, община, племя). Единицей сообщения здесь является акт контактного типа, представляющий собой реплику конкретного лица, адресованную другому конкретному лицу с целью побудить его к ответной реакции; общение здесь носит диалогический эмоционально-активный характер. Устный текст существует лишь в момент своего произношения и сохраняется только в памяти или в визуальных символических изображениях.

Историко-этнографические исследования свидетельствуют, что духовная жизнь людей, находящихся на экономически примитивном уровне развития, чрезвычайно насыщенна и многообразна. Ведущей ее чертой является сакральность и мифология, которые воплощаются в многочисленных образах богов и соответствующих им культах. Как пишет Н. Бердяев, «культура родилась из культа».

Следующий тип медиакультуры связан с первой революцией в средствах коммуникации - рукописным словом, письмом, сыгравшим огромную роль в становлении человеческой цивилизации. Изобретение письма относится к ГУ—Ш тысячелетиям до н.э. Его различные виды породили кодирование и раскодирование содержания текстов, создаваемых на различных материалах (камень, дерево, папирус, бумага), что дало возможность распространения информации в пространстве и хранения во

времени. Продукты творческой деятельности впервые отделились от их носителей, сформировав специфические сферы их социального функционирования — национальные государства и империи.

Революция в искусственных технических средствах информации — изобретение печатного станка — привела к формированию нового типа медиакультуры. Уже первая книга, напечатанная Гуттенбергом (Библия), ставшая доступной многим верующим, внесла раскол в христианский мир, способствовала появлению протестантских конфессий, отрицающих исторические предания. Возможность публикации своих открытий, распространения взглядов и идей способствовала утверждению сциентистской парадигмы мышления, превращению науки в основной способ познания и преобразования мира. Всеобщее образование расширило читательскую аудиторию. Печатная книга стала важнейшим инструментом культуры. Началось издание журналов и газет, появилась журналистика как форма профессиональной деятельности. В свою очередь, это способствовало демократизации общественной жизни, массовому участию населения в социальных и политических событиях. Наряду с этим происходит отчуждение личности во всех сферах жизни (К. Маркс), человектеряет индивидуальность, становится частью массы (Ортега-и-Гассет). Зреет духовный кризис культуры.

Результатом последней революции — массового использования аудиовизуальной техники и новейших информационно-компьютерных средств — стало нарастание и необычайное ускорение этих процессов. Формируется чрезвычайно сложная и обширная сфера создания и распространения информации, произведений социального и художественного творчества, которая определяется ныне как «массовая культура» и получает неадекватное, на наш взгляд, обоснование в понятии «медиакультура».

Какие опасности для культурной жизни таит в себе внеисторическая трактовка данного понятия?

140 Высшее образование в России • № 12, 2006

Прежде всего, она ведет в неверному пониманию действительной истории развития культуры человечества, места и роли в ней духовности, знаковых и коммуникационных процессов. До сих пор в культурологических исследованиях прочное место занимает установившаяся в атеистическую эпоху тенденция не включать в состав культуры религию, между тем как духовность составляет ее нравственное ядро. Сейчас, когда духовная литература доступна каждому и широко издается, в редкой работе по истории или современности используются воплощенные в ней поразительные по мудрости мысли, особенно в области духовной жизни личности и общества.

К сожалению, то же самое можно сказать об изданиях по проблемам культуры, социальной жизни, воспитания и образования. А ведь Слово в русском языке — «Сын Божий, Истина, Премудрость, Сила», Слово — от «славить, славянин» (В. Даль).

Далее, немедийное понимание культуры углубляет разрыв, который существует между средствами массовой коммуникации и традиционными ее видами. Предполагалось, что образование из Минкультуры и Мининформа единого органа управления смягчит этот разрыв. Но этого не произошло. Кажется, наоборот, это расхождение двух по определению родственных подсистем культуры все более усугубляется.

Эта двойственность оказывает воздействие на развитие науки и образования в сфере культуры и массовых коммуникаций. Число университетов, институтов культуры и соответствующих аспирантур, готовящих кадры по традиционным, нередко отжившим специальностям и молодых ученых в этой области, на порядок выше, чем вузов, осуществляющих подготовку специалистов для СМИ.

Уже ставшая традицией диспропорция между научными исследованиями в этих двух сферах деятельности приводит к печальному результату. С одной стороны, в тематике и содержании подавляющего

большинства работ в области общей культурологии, литературоведения и искусствознания совершенно не учитывается влияние на нихинформационно-коммуникаци-онных процессов, особенно телевидения. С другой стороны, авторы работ в области теории телевидения и журналистики редко касаются общих проблем культуры и искусства. Создается впечатление, что в отношениях этих отраслей к социальной и духовной жизни общества за последние полвека ничего не изменилось!

Однако современная культура - это по определению исторически сложившаяся медиакультура на новом этапе ее развития. Ее творцом и предметом является человек какфеномен - целостная личность в ее органической связи с обществом.

Живое слово в этой системе, очеловечивание межличностного общения, игра живых актеров на сцене театра или эстрадной площадке, мир музыки живого оркестра, великолепная гармония живого танца, страстный порыв борьбы в спортивном соревновании - все это и многое другое — традиционная медиакультура в живой, истинной культуре.

А что же информационно-коммуникативная система, основанная на электронно-компьютерных технологиях, которая объявляется единственной специфической сферой медиакультуры? Конечно, здесь воплощены громадные достижения человеческого гения, позволившие необычайно расширить диапазон возможностей человечества по созданию и освоению мира. Вместе с тем, во-первых, знаковые системы радио, кино, телевидения, информационно-коммуникационных сетей используют традиционные средства: устную речь, письменное и печатное слово, достижения изобразительного и музыкального искусства, хореографического творчества и т.д.

Во-вторых, все средства массовой коммуникации (радио, телевидение, мультимедиа) создают свои, свойственные только им оригинальные произведения культуры и искусства. Такие виды и жанры, как кино-

Образование. Культура. СМИ_141

сериалы, шоу-представления, трехмерное моделирование и анимация, виртуальные спектакли и многое другое, правильнее называть произведениями культуры медиа. Именно эта культура ныне широко распространяется в системе обучения, получив наименование «медиаобразования».

Итак, сводить современную медиа-культуру только к культуре медиа, как это следует из господствующей ныне концепции, неверно и даже опасно. Еще Гегель писал об истинной культуре, которая са-моцельна и в которой творцом и объектом выступает мир живой человеческой личности, и культуре формальной, выступающей всего лишь средством для достижения других целей. Здесь человек обесчеловечива-ется, общество дегуманизируется, средство начинает господствовать над содержанием, идеальное, духовное подменяется материальным интересом, человек сводится к телесности. Именно эта формализация культуры зачастую становится определяющей тенденцией в современной информационно-коммуникативной системе, особенно на телевидении, а также в набирающих силу мультимедийных технологиях.

Не будем множить высказываний (преимущественно отрицательных) о содержании материалов, транслируемых СМИК, -это зависит от многих факторов: политики, проводимой государством, состояния демократии (свободы слова), уровня технической базы, совершенства технологий и, наконец, от профессионализма, образованности и культуры работников системы.

Однако, на наш взгляд, существуют имманентные, присущие самим техническим информационно-коммуникационным средствам «от природы» свойства, которые способны обесчеловечивать живую душу культуры. Сошлемся на тезис, выдвинутый еще в 60-х гг. адептом массмедиа, выдающимся канадским социологом и лингвистом Маршаллом Маклюэном. Звучит он так: «Сообщением, передаваемым средством общения, является само средство » [3]. Скажем, телевидение выступает не про-

сто в качестве трубы, по которой перегоняется все что угодно, - все, что оно транслирует, становится телеподобным и телегенным. Теоретики и практики вещания до сих пор с восторгом утверждают, что ТВ, как никакое другое средство, наиболее полно и незамутненно отражает реальную действительность. Но этого никогда не было ни с одним коммуникативным средством, тем более это не присуще телевидению. Оно не столько достоверно «отражает» мир, сколько порождает новую действительность, в которой обречены жить зрители.

При всем огромном корпусе информации, которую несут технические СМИ, они не способны к всестороннему изображению человека и практически ограничиваются внешней стороной его жизни. К примеру, вместо живых человеческих образов, характеров телевидение конструирует имиджи различных типов, образуя вокруг них атмосферу поклонения, превращая зрителей в легкоуправляемую толпу.

На стыке социально-философских, культурологических и технических дисциплин сформировалась популярнейшая дисциплина - виртуалистика, которая имеет теоретический и практический аспекты: открываются новые реальности и среды, виртуальные жизненные пространства, создаются научные лаборатории по изучению и конструированию «виртуального человека» [4] . Все это ново и необычайно интересно. Но когда читаешь великолепные работы молодых энтузиастов виртуальности, невольно зарождается сомнение: может ли виртуальная личность быть действительным субъектом и объектом культурного творчества? В любом искусстве человеческий образ есть результат моделирования, а не «копия» действительности. Но мы его обычно и не принимаем за реально существующего человека и соответствующим образом к нему относимся.

Совсем не то в модели «виртуального человека»: он объявляется субъектом реально существующей, хотя и иной действительности. Соответственно должны бы

142 Высшее образование в России • № 12, 2006

строиться наши отношения с ним и с другими людьми этого искусственно созданного мира. Однако здесь иллюзия выдается за действительность, а виртуальный человек — за творца культуры, которая тем самым обесчеловечивается.

Особенно откровенно говорят и пишут об этом теоретики и практики постмодернизма, проекта конструирования виртуальной реальности с использованием электронно-компьютерных технологий и международных сетей типа Интернет. Происходит подмена оригинала закодированным информационным знаком, неповторимой личности — искусственной моделью. Наступает утрата реальности, происходящая по причине пребывания в виртуальных пространствах, полного отождествления себя с искусственными моделями, полного переноса души в эти инфернальные сферы. Грядет своеобразная «смерть » живого человека. А вместе с ней и похороны культуры.

Этому может противостоять только решительный поворот общества к духовному измерению действительности, которое

должно стать главным как в традиционных, так и в технических медийных средствах культуры. Уместно вспомнить здесь слова Д. Мережковского, сказанные им в период глубокого кризиса российской культуры: «Есть путь в культуру из дикости, но нет из одичания. Культура неповторима. Сущность ее - непрерывность, неугасимость, огонь ее может поддерживать, но угасив, -не зажжешь. Духа не угашайте - вот сейчас самые нужные из слов человеческих». Может, и сейчас это самые нужные и важные слова? И не только для России, но и для всего человечества!

Литература

1. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модер-

на к постмодерну. - М., 2005.

2. Поздняков Э.А. Философия культуры. - М.,

1999.

3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние

расширения человека. - М., 2003. - С.16.

4. Носов Н.А. Виртуальный человек. Очерк

по виртуальной психологии детства. - М., 1997; Дворко Н.И. Профессия - режиссер мультимедиа. - СПб., 2004.

И. ЦАТУРОВА, профессор А. ЯКОВЛЕВ, ст. преподаватель М. АФАНАСЬЕВ, студент Таганрогский радиотехнический университет

К. АВЕТИСОВА, магистрант Хельсинкский университет искусств и дизайна

«Сегодня, чтобы путешествовать, нужны паспорт и билет. В будущем паспортом для мобильности станут образование и способность к обучению в течение всей жизни ».

Это заявление было сделано семь лет назад в Хартии Кёльнского саммита. Интересно отметить, что описанное в документе будущее наступило очень скоро, а изменения, о которых говорили лидеры ведущих индустриальных держав в 1999 г., происходят быстрее, чем на них успевает реа-

Медиакомпетенции в глобальном информационном обществе

гировать человечество. Их стремительность в значительной мере обусловлена достижениями в сфере науки и высоких технологий. Для объяснения новейших явлений, явившихся результатом компьютерной и информационной революции, общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты концепции так называемого «информационного общества».

Становление глобального информационного общества и развитие ИКТ способствовали тому, что образование не только стало рассматриваться в функции передачи знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.