МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
С. Л. Троянская
Несомненно, что образование сегодня является одной из самых важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Всё более существенную роль играют не только уже приобретённые знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. В начале XXI столетия сформировалось противоречие между существующей системой образования, основанной на парадигме «образование на всю жизнь», и вызовами настоящего времени, требующими «образования через всю жизнь». Замена всего одного значимого предлога существенно меняет смысловое наполнение парадигмы.
Необходимость реформирования систем образования в настоящее время связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где всё более существенную роль играют не только уже приобретённые знания людей, а возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. Согласно определению Д. Белла (автора теории «постиндустриального общества»), информационное общество характеризует специфику постиндустриальной стадии развития человечества, при которой основой определения социальной структуры становится информация [1]. Значительная часть педагогического сообщества не представляет себе приобщение к непрерывному образованию без повсеместного использования информационных технологий. Однако к началу XXI в. выяснилось, что совершенствование информационных технологий, обеспечивающих наступление «лучшего будущего» сопровождается целым рядом негативных эффектов, таких как: формирование у современного человека, погруженного в информационно перенасыщенную среду фрагментарного «клипового» сознания, делающего его неспособным к целостному и системному осмыслению действительности. Нарастающая динамичность и контентная мозаичность современного информационного пространства приводят к тому, что сегодня многие молодые люди также испытывают когнитивный диссонанс, пытаясь последовательно уложить в своей голове всю противоречивость и многомерность окружающего их мира. Как показывают исследования, этот диссонанс усугубляется тем, что при столкновении с агрессивным медийным и противоречивым контентом сознание людей переходит в режим хаотичного мировосприятия. В настоящее время никто специально не обучает человека «противостоять» беспорядочно нарастающим информационным потокам, т. е. критически относиться к несущим взаимоисключающие смыслы и ценности текстам, фактам, сообщениям.
Как образовательная система может предотвратить угрозу постепенного, почти незаметного, но при этом всеобщего понижения уровня критического оценивания потребляемой информации? В целях предупреждения такого ро-
173
да явлений в рамках образовательных учреждений необходимо осуществлять систематический мониторинг и целенаправленное развитие культуры производства и потребления информации. Посредством внедрения специальных образовательных программ можно достичь гармоничного баланса между нарастающей технологической мощью массмедиа и коллективными ценностями, определяющими жизнедеятельность локальных культурных сообществ.
В учебно-воспитательный процесс современных образовательных учреждений в настоящее время активно внедряются идеи медиаобразования. Согласно материалам ЮНЕСКО, медиаобразование - это обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации [7]. Формирование медиа- и информационной грамотности является одним из приоритетов стратегического плана Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Однако современная концепция медиаобразования скорее направлена на внедрение новых технологий получения информации, в то время как в тени остаётся проблема разработки методов адекватной психологической защиты сознания обучающихся от агрессивных информационных воздействий, развития критического мышления.
Медиаобразование (media education), в нашем понимании, - это процесс развития и саморазвития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа). Сегодня в этом педагогическом ответвлении выделяют такие направления: медиаобразование будущих профессионалов - журналистов, кинематографистов, редакторов и др.; будущих педагогов в университетах, системе повышения квалификации; как составная часть общего образования школьников и студентов; в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах; дистанционное; самостоятельное, непрерывное образование. Один из ведущих российских специалистов в этой области А. В. Федоров справедливо считает, что обретенная в процессе медиаобразования медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает лучше понять язык медиакультуры. Под медиаобразованием А. В. Федоров понимает процесс с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [4]. С опорой на концептуальный подход Д. Бааке и модель развития медиакомпетентности К. П. Тройманна, У. Зандер, Д. Майстер понятие «медиакомпетентность» можно охарактеризовать как результат личностно-субъектных обретений студента в процессе формального и неформального обучения, характеризующий индивидуальную готовность личности к обращению к медиа [6].
Исследование проблем медиакомпетентности обучающихся предполагает учитывать 4 ведущих показателя уровня ее развития: 1) медиакритика как аксиологический феномен, ориентированный на совершенствование готовности личности к оценочной деятельности, с аналитическим, рефлексивным и ценностным (социально ответственным) подуровнями; 2) знание о медиа с информативным и инструментально-техническим подуровнями; 3) медиапотребление с компетенциями восприятия и интерактивной деятель-
174
ности; 4) медиаконструирование с инновационным и креативным подуровнями. Согласно данным опроса, проведенного такими экспертами в области российского медиаобразования, как Е. А. Бондаренко, А. П. Короченский, С. Н. Пензин, было установлено, что медиакомпетентность понимается как развитие у обучающихся способности к критическому мышлению.
Именно потому, что медиа сегодня является фактором процесса индивидуализации молодежи, этический аспект критической рефлексии должен привлечь к себе усиленное внимание в дебатах о медиакомпетентности. При развитии медиакомпетентности студентов целесообразно использовать аксиологический подход, благодаря которому достигается ценностное самоопределение личности студента, представляющее собой процесс обретения ею смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования.
В качестве ценностно-цифровой матрицы развития медиакомпетентности студентов нами использовалась идея А. В. Кирьяковой о согласованности действия механизмов, обеспечивающих восхождение личности к ценностям: поиск - оценка - выбор - проекция [3]. Ценностно-смысловое отношение студентов формировалось посредством развития способностей к оценочной аргументации, которая, по мнению Г. Марси-Бенке и М. Рата, выраженная как медиакритика, является основным содержательным элементом развития медиакомпетентности студентов. Условия успешного формирования способности к оценочной аргументации на основе опыта прослеживает и Б. М. Бим-Бад [2]. Для развития способности к оценочному суждению нами использовалась модифицированная модель аксиологического анализа текста Д. Мита [5] Автор обосновывает развитие ценностей у детей и молодежи путем дидактического применения вынесенного из нарративной этики анализа повествования текста. Анализ модели: «Что повествуется? О чем идет речь?»; Анализ практики повествования: «Как повествуется? В какой форме происходит повествование?»; Анализ морали повествования: «Почему повествуется? О каких ценностях идет речь, и какая дилемма показывает данные ценности? Как автор желает этого достичь?».
Студентам бакалавриата второго курса предлагалось проанализировать фильмы «Общество мертвых поэтов» (США, 1989) и «Доживем до понедельника» (СССР, 1968). Если первый вопрос в основном не вызвал затруднений в ответах, то на второй - студенты, как правило, также отвечали в эмоционально-повествовательной форме, пересказывая содержание фильмов, а не анализируя их, редко (9 %) определяли главные идеи и способы их реализации авторами фильмов (5 %). Студенты выделяли такие ценности, как любовь, честность, смелость, любовь к профессии и такие, по их мнению, как «крутизна», «отсталость». Многие (71 %) дали критический анализ лишь в терминах «понравился фильм или нет», однако были и такие (23 %), кто сопоставлял проблемы героев фильмов и проблемы собственной жизни.
Нами было установлено, что педагогически целесообразно для развития медиакритики обращать внимание студентов на авторский замысел, на передаваемые автором ценности, на социальную основу возникновения фильма. Так, в нашем исследовании мы обращали внимание на столкнове-
175
ние в этих фильмах традиционной и гуманистической систем образования и их проявлений в действиях педагогов, просили выделять их черты и конкретные проявления. Побуждение студентов к выявлению представленной нравственной дилеммы, выраженной автором посредством столкновения двух ценностей, способствует обращению к собственной жизни, анализу собственных ценностей, конструированию собственной ценностной позиции, идентичности. Практикуя аргументированное оценочное суждение замысла автора, размышление о столкновении ценностей персонажей, мы развиваем у студентов оценочное, критичное отношение к медиапространству, а значит, и к собственному жизненному пути, формируем жизненную позицию.
Подводя итог вышесказанному, определим перечень необходимых информационно-познавательных компетенций, которые обучающиеся могут и должны приобретать в современном образовательном пространстве. Итак, в условиях экспансивного развития массмедиа усилия педагогического сообщества должны быть направлены на то, чтобы научить молодых людей внимательно отслеживать воспринимаемые потоки информации, автономно и оперативно дифференцировать поступающие сообщения по их актуальной значимости, источникам и причинам возникновения; адекватно оценивать ценностно-смысловую нагрузку медиапродуктов, информационных сообщений, выделяя ключевые смыслы и сопоставляя вкладываемые в них ценности с собственной системой ценностей, а также теми ценностями, которые являются доминирующими среди их ближайшего окружения; полностью или частично блокировать информацию, провоцирующую аффективные реакции, возникновение эмоционального дисбаланса, непродуктивных конфликтов с окружающими и т. п.; активно формировать и поддерживать наиболее полезную для адаптации и личностной самореализации информационную среду, своевременно отключая или переключая информационные потоки.
Поскольку компетентность и нравственность - основные императивы современного непрерывного образования, то и проблемы формирования медиакомпетентности и ценностного самоопределения личности имеют определяющее значение и не предполагают простого однозначного решения.
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.
2. Бим-Бад Б. М. Что такое хорошо и что такое плохо в обучении: полезная «предметность» и вредная «наглядность» // Семья и школа. - 2010. - № 9.
3. Кирьякова А. В., Ольховая Т. А. Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета // Инновации в науке. -2012. - № 9.
4. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов н/Д., 2001.
5. Mieth D. Moral und Erfahrung I. Grundlagen zur theologisch-ethischen Hermeneutik. -Freiburg, 1999.
6. Treumann K. P., Sander U., Meister D. Medienhandeln Jugendlicher. - Wiesbaden: VS Ver-lag fur Sozialwissenschaften, 2007.
7. European Parliament Resolution of 16 December 2008 on Media Literacy in a Digital World. [Электронный ресурс]. - URL: http://europarl.europa.eu/sides/.
176