Научная статья на тему 'Медиакоммуникации в эпоху культуры отмены: антикризисное управление'

Медиакоммуникации в эпоху культуры отмены: антикризисное управление Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / медиакоммуникации / кризис / антикризисные коммуникации / антикризисное управление / современная культура / культура коммуникаций / культура отмены / общество / взаимодействие / современность / медиа / communications / media communication / crisis / crisis communication / crisis management / modern culture / culture of communications / cancel culture / society / interaction / modernity / media

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарифуллина Светлана Валентиновна

В статье рассматривается проблема существования современных коммуникаций, которые формировались и продолжают формироваться в особое историческое время – в эпоху культуры отмены. Антикризисные коммуникации – это феномен постковидной эпохи, времени международной нестабильности и продолжающегося противостояния ведущих политических систем. Возможность управления антикризисными коммуникациями – компетенция спе-циалиста – коммуникатора наших дней. В качестве возможных решений существующей про-блемы предлагается комплекс мер по стабилизации и укреплению позиций системы медиа-коммуникаций в культурном медиаполе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media communications in the age of cancel culture: crisis management

The article explores the issue of modern communications that have emerged and continue to develop in a unique historical time – the era of cancel culture. Crisis communication is a phenomenon of the post-COVID era, a time of international instability and ongoing confrontation between leading political systems. The ability to manage crisis communication is a competence of the modern communication specialist. A set of measures to stabilise and strengthen the position of the media communications system in Russia's cultural media field is proposed as possible solutions to the existing problem.

Текст научной работы на тему «Медиакоммуникации в эпоху культуры отмены: антикризисное управление»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 111-119. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 111-119.

Научная статья УДК 070

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-10 EDN: BZXREQ

Медиакоммуникации в эпоху культуры отмены: антикризисное управление

Светлана Валентиновна Шарифуллина

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия Litera-Tur@yandex.ru; https://orcid.org/0009-0005-3650-1223

Аннотация. В статье рассматривается проблема существования современных коммуникаций, которые формировались и продолжают формироваться в особое историческое время - в эпоху культуры отмены. Антикризисные коммуникации - это феномен постковидной эпохи, времени международной нестабильности и продолжающегося противостояния ведущих политических систем. Возможность управления антикризисными коммуникациями - компетенция специалиста - коммуникатора наших дней. В качестве возможных решений существующей проблемы предлагается комплекс мер по стабилизации и укреплению позиций системы медиа-коммуникаций в культурном медиаполе России.

Ключевые слова: коммуникации, медиакоммуникации, кризис, антикризисные коммуникации, антикризисное управление, современная культура, культура коммуникаций, культура отмены, общество, взаимодействие, современность, медиа

Для цитирования: Шарифуллина С. В. Медиакоммуникации в эпоху культуры отмены: антикризисное управление // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 111-119. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-10

Media communications in the age of cancel culture: crisis management

Svetlana V. Sharifullina

St Petersburg University of Management Technologies and Economics,

St Petersburg, Russia Litera-Tur@yandex.ru; https://orcid.org/0009-0005-3650-1223

Abstract. The article explores the issue of modern communications that have emerged and continue to develop in a unique historical time - the era of cancel culture. Crisis communication is a phenomenon of the post-COVID era, a time of international instability and ongoing confrontation between leading political systems. The ability to manage crisis communication is a competence of the modern communication specialist. A set of measures to stabilise and strengthen the position of the media communications system in Russia's cultural media field is proposed as possible solutions to the existing problem.

' Шарифуллина С. В., 2024

Keywords: communications, media communication, crisis, crisis communication, crisis management, modern culture, culture of communications, cancel culture, society, interaction, modernity, media

For citation: Sharifullina S. V. Media communications in the age of cancel culture: crisis management. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 111-119. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-10

Введение

Культура отмены, или канселинг (cancel culture) - понятие новое, не устоявшееся в современной науке, для понимания которого необходимо полное исследование и оформленный круг академической терминологии. Данное понятие уходит корнями в древнюю процедуру остракизма (букв. «изгнание»).

В целом, «культура отмены представляет собой современное проявление остракизма»1 . Чаще всего культура отмены обнаруживает себя в Интернете, в социальных медиа, как реакция на неосторожное, непонятное большинству замечание или оценку продукта, процесса, явления, человека, как демонстрация неприемлемых форм жизнеустройства.

Культура отмены есть «форма общественного бойкота, при котором человек или группа людей исключается из социальных и профессиональных кругов в качестве порицания действий или высказываний»2. Под так называемую «отмену» может попасть любое лицо, организация, бренд или целые страны. Если речь будет идти о стране, то культура отмены - как мера психологического воздействия - «становится дополнением к санкционным мерам, направленным на ослабление экономики и дестабилизацию политического режима» 3.

Введение в культуру отмены - это явление, которое стало широко распространенным в последние годы и заключается в «отмене» людьми друг друга за разные высказывания, поступки или убеждения. Этот тренд породил целую философию, культуру, в которой любое несогласие или некоторое отклонение от принятых стандартов может привести к критике, осуждению, изоляции.

Актуальность проблемы, представленной в данной статье, обусловлена тем, что культура отмены является комплексным явлением, которое имеет как положительные, так и отрицательные стороны - она подчеркивает важность общественного мнения и открытого диалога в вопросах социальной справедливости, но требует глубокого анализа и обсуждения в рамках общественной дискуссии.

Культура отмены является сложным и многогранным явлением, которое не может быть однозначно оценено как положительное или отрицательное. Ее реальное влияние на общество может быть противоречивым, и ее последствия могут быть как полезными, так и опасными. Поэтому при изучении культуры отмены важно учиты-

1 Субботина М. В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2002. № 3 (95).

С. 34.

2

Гиленсон Б. А. История литературы США. Москва: Академия, 2003. С. 40.

3 Там же.

вать ее многогранность и проводить более глубокий анализ ее влияния на общество в целом.

Основная часть

Термин «отмена» вошел в активное употребление в афроамериканских сообществах в конце 1990-х гг., а затем в 2000-х с началом кампании #MeToo (2014 г.) и в связи с возникновением социального движения Black Lives Matter стал особенно популярен.

Недальновидно рассматривать это движение как новое - в этом фатальная ошибка современных исследователей: истоки его можно увидеть в античном времени, в проявлениях остракизма в Древних Афинах, когда речь шла об изгнании того или иного политика (например, отстранение от власти правителя Афин Перикла. Отметим, что обвинение было ошибочным, и со временем полководца просили вернуться к своим обязанностям) - в этом проявлялась традиционность античной политической системы; так же, как и в эпоху Средневековья, - в отлучении от церкви за вероотступничество .

В Новое время формируется институт социального порицания проступков: так, в известном романе американского писателя «Алая буква» (1850) показан «один из очагов мрачного и сурового пуританизма XVII века»1 - Бостон - с его религиозной и социальной нетерпимостью.

В завязке романа - в сцене на площади - мы видим гражданскую казнь главной героини Эстер Принн, которую сограждане обвиняют в адюльтере. Эстер приговаривают к пожизненному ношению вышитой на одежде буквы «А» - клейма позора (от слова adulterres - прелюбодейка). Участь Эстер незавидна: она живет на самом краю Бостона, работает денно и нощно швеей и терпит презрение общества. На ее дочь также ложится пятно бесчестия. Впоследствии выяснится, что обвинения в отношении Эстер были беспочвенными.

Н. Готорн «писал о комплексе проблем, неизменно заботивших его»2. Писатель не приукрашивает прошлое - он высвечивает его несовершенства для возможного излечения уроков в настоящем и избегания подобных ошибок в будущем.

Кризисное управление и современные концепции в области коммуникации также не новы, они существуют с эпохи древних цивилизаций. Классическим примером могут служить существовавшие требования непосредственного контакта между руководством и представителями общественности, проведение возможных для конкретного исторического времени исследований причин кризиса, запрет на распространение ложных новостей и формирование общественного мнения, возможность управления им.

Технический прогресс облегчил возможности межкультурной коммуникации: «общая цель, массовость, глобализация обусловили определение основной черты культуры отмены - многоаспектность и тотальность»1.

1 Гиленсон Б. А. История литературы США. Москва: Академия, 2003. С. 108.

2 Там же.

От митингов, через нарратив-стандарт к активным действиям (часто псевдореволюционного характера) идет по нарастающей «история создания врага», который должен принять вину на себя в виде отставки, публичного покаяния и т. д. В то же время «признание вины» воспринимается как подтверждение правоты сторонников отмены (так, например, публичное отречение от России оперной певицы А. Нетреб-ко, которая постоянно проживает в Австрии, не спасло ее от тотальной отмены концертов и изъятия апартаментов в Америке).

Интернет сегодня часто становится местом для распространения «культуры отмены» как формы современного остракизма и жесточайшей социальной цензуры, направленной против личности. Основной механизм культуры отмены - это социальные сети, благодаря которым люди могут сформировать общественное мнение и выразить свое негодование в отношении отдельных личностей, выразителей общественного мнения - инфлюэнсеров. Это может привести к тому, что человек становится изгоем в сфере бизнеса, образования, культуры или политики. Формой проявления культуры отмены выступает кибербуллинг - массовая травля в социальных сетях и иных формах интернет-коммуникации2.

В книге «Как разговаривать с сумасшедшими» М. Гоулстон приводит примеры неосторожного поведения в сети, от которого рушатся семьи и карьеры3. Влияние культуры отмены на коммуникации ощущается во всех сферах жизни - от общения в социальных сетях до профессионального общения. Люди становятся осторожнее в выражении своих мнений, опасаясь быть «отмененными» или атакованными за них. Это создает напряженную обстановку и затрудняет откровенное и честное обсуждение разных точек зрения.

В результате культура отмены может привести к уменьшению свободы слова и мысли, ограничению дискуссий и даже к созданию разделения между людьми. Важно помнить, что уважение к разным точкам зрения и открытое общение являются основой здоровых коммуникаций, и культура отмены может серьезно подорвать эти принципы.

Так или иначе, культура отмены показывает назревший в обществе кризис коммуникаций - он может рассматриваться и как вариант социальной справедливости, и как попытка поставить под сомнение ценность свободы слова и полемичности высказываний.

Феномен «культуры отмены» требует самого внимательного изучения с целью разработки подходов для предотвращения его негативного влияния на современное общество 4.

1 Субботина М. В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2002. № 3 (95). С. 34-37.

2 Шамне Н. Л., Майер В. С. Слова года как лингвистические маркеры культуры отмены (Cancel Culture) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 288-290.

3 Гоулстон М. Как разговаривать с сумасшедшими. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. С. 35.

4 Шамне Н. Л., Майер В. С. Слова года как лингвистические маркеры культуры отмены (Cancel Culture) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 288-290.

Коммуникационные кризисы прошедших эпох связаны с современностью - и это основа не только для возможного сравнения, но и решения подобных проблем уже в наши дни.

История изучения кризиса показывает, что кризисное управление не объясняется особенностями конкретной эпохи или цивилизации, но однозначно берет начало в далекой истории. За продолжительное время существования коммуникаций человечество становилось свидетелем многих политических, военных, экономических и экологических кризисов - и это научило граждан философски подходить к решению сложнейших проблем наведения так называемых «мостов общения» в разных плоскостях и стратах.

Труды исследователей (Кеннет Ротен, Джон Ронсон, Майкла Дж. Сандел, Шей-мус Кахана), которые занимались изучением культуры отмены и ее влияния на современное общество, могут стать базовой площадкой для всестороннего рассмотрения актуальной и в наши дни проблемы.

Так, правозащитник и адвокат К. Ротен, Нобелевский лауреат (Премия мира в 1997 г.) и создатель общества "Human Rights Watch" в своей книге "So You've Been Publicly Shamed", исследует, как происходит процесс открытой критики, почему люди публично бросают вызов системе, а также последствия этого процесса для самого общества. Ш. Кахан в своей работе "A Defense of Shame" строит аргументацию в пользу того, что позор может быть эффективным инструментом, который способствует соблюдению социальных норм, а Дж. Ронсон в монографии "So You've Been Publicly Shamed" приводит в качестве примера конкретные случаи публичного осуждения и их последствия1.

Культура отмены является лакмусовой бумажкой эмоционального и психологического состояния общества. Так, в эпоху культуры отмены кризисные ситуации могут приобретать особенно острые и опасные формы из-за чрезвычайной чувствительности общества к различным высказываниям и поведению. В случае возникновения кризиса, связанного с отменой, например из-за спорного высказывания или действия какого-то человека или группы людей, ситуация может быстро обернуться настоящим штормом в социальных сетях и СМИ - данное проявление общественной активности мы видели в осуждении так называемой «Голой вечеринки» А. Ивлеевой, после участия в которой звезды отечественного шоу-бизнеса лишились площадок для выступления и предполагаемого дохода от участия в новогодних концертах и корпоративах, но главное - они потеряли поддержку зрителей и фанатов, обнаружив себя в лагере «врагов народа».

Одной из отличительных особенностей кризисных ситуаций в культуре отмены является быстрая мобилизация сторонников и противников личности или идеи, ставшей объектом отмены. Важно понимать, что «мысли и убеждения разных людей объединяются посредством социальных сетей: люди с аналогичным мышлением выбирают сходный контент. Обычные люди, создавая контент в Интернете и притяги-

1 Лисица К. Э., Туркулец В. А. «Культура отмены» как форма проявления стигматизации общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022, № 6. С. 107-110.

вая публику со сходными интересами, получили влияние на других и стали представлять собой одну из форм знаменитости»1.

В социальных сетях многочисленные сообщества могут атаковать друг друга, выяснять отношения и проводить агрессивные кампании в пользу или против субъекта кризиса. В результате происходит полное разделение мнений и возможны даже физические конфликты и угрозы.

Кроме того, кризисные ситуации в культуре отмены могут привести к серьезным последствиям для личности, оказавшейся на грани отмены. Она может потерять работу, друзей, стать объектом публичного осуждения и даже подвергнуться угрозам со стороны агрессивных сторонников культуры отмены. Все это создает атмосферу страха, цензуры и самоцензуры, что негативно сказывается на свободе слова, коммуникации и разнообразии мнений в обществе.

Едва ли не ведущую роль в антикризисных коммуникациях играют социальные медиа - они являются ключевыми в современном цифровом мире.

Социальные медиа - это онлайн-платформы и приложения, которые позволяют пользователям создавать, обмениваться или делиться контентом (текстовыми сообщениями, фотографиями, видео, ссылками и т. д.), а также взаимодействовать друг с другом. Платформы дают возможность принимать участие в обсуждениях, создавать сети контактов, делиться информацией и быть в курсе новостей и событий. Некоторыми из популярных социальных медиа-платформ являются Telegram, ВК, Twitter, Linkediln.

Социальные платформы предоставляют возможность организациям быстро и эффективно взаимодействовать с широкой аудиторией в случае возникновения кризисной ситуации.

На наш взгляд, есть ряд ключевых моментов, которые демонстрируют роль социальных медиа в антикризисных коммуникациях:

1. Реактивность. Социальные медиа позволяют организациям моментально реагировать на кризисные ситуации, перехватывать инициативу и предоставлять публике актуальную информацию.

2. Взаимодействие. Через социальные сети компании могут напрямую общаться с клиентами, отвечать на их вопросы, разъяснять ситуацию и демонстрировать прозрачность.

3. Содружество. С использованием социальных медиа можно проводить информационные кампании, направленные на преодоление кризиса, разъяснение ситуации и восстановление репутации.

4. Мониторинг. Организации могут использовать социальные платформы для мониторинга обсуждений и отзывов о кризисной ситуации, чтобы быстро адаптировать свои коммуникационные стратегии.

5. Реабилитация. После разрешения кризиса социальные медиа остаются важным инструментом для восстановления репутации компании, взаимодействия с публикой и продолжения диалога.

1 Субботина М. В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2002. № 3 (95). С. 35.

Выводы

В целом, социальные медиа являются мощным инструментом для управления кризисными коммуникациями, но требуют тщательного планирования, стратегии и прозрачности для достижения наилучших результатов.

Эффективное управление антикризисными коммуникациями играет ключевую роль в минимизации негативных последствий кризисных ситуаций.

Нами представлены стратегии и тактики, которые могут помочь в решении коммуникационных кризисов и восстановлению репутации:

1. Быстрая реакция. Важно оперативно реагировать на возникшую кризисную ситуацию, чтобы предотвратить ее дальнейшее развитие и ограничить негативное воздействие на бренд или личность.

2. Открытая и прозрачная коммуникация. Важно быть открытым и честным в общении с заинтересованными сторонами, предоставляя достоверную информацию о происходящем и шагах, предпринятых для решения проблемы.

3. Управление информацией. Контроль над информацией является важным аспектом антикризисных коммуникаций. Важно предоставлять свою версию событий и объяснения, прежде чем другие сделают это за вас.

4. Привлечение экспертов. В случае кризиса полезно обратиться к специалистам по общественным отношениям или кризисному PR за консультациями и рекомендациями.

5. Извинения и принятие ответственности. В случае состоявшегося коммуникационного кризиса важно признать ошибку, извиниться и принять ответственность за свои действия - это поможет восстановить репутацию.

6. Составление плана действий. При наличии плана действий уже до возникновения кризиса можно быстрее и эффективнее реагировать на ситуацию, минимизируя ее негативные последствия.

7. Мониторинг и анализ. Важно следить за реакцией общественности и СМИ, оценивать эффективность своих действий и корректировать стратегию коммуникаций в процессе управления кризисной ситуацией.

8. Обучение персонала. Включение в план обучения сотрудников по поводу правильных коммуникационных практик и реакции на кризисные ситуации также является важным шагом в подготовке к различным вызовам.

Список рекомендаций может быть дополнен и актуализирован. Однако на данный момент он представляется логичным и самодостаточным.

Соблюдение этих стратегий и тактик способно сделать управление антикризисными коммуникациями более эффективным и помочь минимизировать негативное воздействие в кризисных ситуациях.

Приведем примеры успешного и неудачного разрешение кризисной коммуникации.

В 2019 г. шведская компания Н&М попала в кризисную ситуацию после того, как в рекламе было использовано фото модели, одетой в свитер с надписью, которую сочли расистской. Н&М быстро отреагировала на возникший скандал, публично извинилась и приняла меры, чтобы урегулировать ситуацию. Компания провела встречу с афроамериканскими лидерами и обсудила с ними стратегию по развитию более

включительной моды и рекламы. Этот пример успешного управления кризисными коммуникациями в культуре отмены иллюстрирует важность быстрой реакции и признание ошибок.

В 2020 г. американская актриса и певица Vanessa Hudgens попала в кризисную ситуацию после того, как в прямом эфире на своей странице в Instagram (запрещенная в России платформа) она дала оскорбительные и неуместные комментарии о пандемии COVID-19. Vanessa Hudgens раскритиковали за подобные высказывания в социальных сетях, что привело к потере популярности и репутации. Актриса не смогла оперативно и эффективно отреагировать на возникшую ситуацию, не извинилась публично и не приняла мер для восстановления репутации, что привело к ухудшению ее общественного образа.

Эти примеры демонстрируют важность профессионального управления кризисными коммуникациями в культуре отмены и его влияние на репутацию и общественное мнение о персоне или компании.

В эпоху культуры отмены, где неверные высказывания или действия могут привести к широкому общественному осуждению и потере репутации, управление антикризисными коммуникациями играет максимально важную роль. Общественность ожидает от компаний и отдельных личностей честности, ответственности и способности извлекать уроки из собственных ошибок.

В целом, эффективное управление антикризисными коммуникациями в эпоху культуры отмены требует от участников коммуникации высокой степени чувствительности к социальным трендам, эмпатии и понимания общественных ожиданий. Соблюдение представленных рекомендаций поможет минимизировать негативные последствия и способствовать восстановлению репутации в кризисных ситуациях.

Список источников

Гиленсон Б. А. История литературы США. Москва: Академия, 2003. 703 с.

Гоулстон М. Как разговаривать с сумасшедшими. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

Кузнецов Г., Ступко М. Культура отмены: история и современность // Социодиггер. 2022. Март-апрель. Т. 3. Вып. 3-4 (17): Российский синдром отмены. С. 40-44.

Лисица К. Э., Туркулец В. А. «Культура отмены» как форма проявления стигматизации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 6. С. 107-110.

Субботина М. В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2002. № 3 (95). С. 34-37.

Шамне Н. Л., Майер В. С. Слова года как лингвистические маркеры культуры отмены (Cancel Culture) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 288-290.

References

Gilenson B. A. Istoriia literatury SShA [History of Literature of the USA]. Moscow: Akademiia, 2003. 703 p.

Goulston M. Kak razgovarivat's sumasshedshimi [How to talk to crazy people]. Moscow: "Mann, Ivanov i Ferber", 2018. 272 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuznetsov G., Stupko M. Kul'tura otmeny: istoriia i sovremennost' [Cancel culture: history and modernity], Sotsiodigger [Sociodigger], 2022. Mart-aprel'. vol. 3, iss. 3-4 (17): Rossiiskii sindrom otmeny [Russian cancellation syndrome], pp. 40-44.

Lisitsa K. E., Turkulets V. A. "Kul'tura otmeny" kak forma proiavleniia stigmatizatsii ["Cancel culture" as a form of stigmatisation]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Social-Economic and Social Sciences], 2022, no. 6, pp. 107-110.

Subbotina M. V. Kul'tura otmeny: proiavlenie sotsial'noi spravedlivosti ili novyi instrument ma-nipuliatsii [Cancel culture: a manifestation of social justice or a new way of manipulation]. Ob-shchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics], 2002, no. 3 (95), pp. 34-37.

Shamne N. L., Maier V. S. Slova goda kak lingvisticheskie markery kul'tury otmeny (Cancel Culture) [Words of the year as linguistic markers of cancel culture]. Mir nauki, kul'tury, obrazovani-ia [The world of science, culture and education], 2023, no. 1 (98), pp. 288-290.

Сведения об авторе

Светлана Валентиновна Шарифуллина - кандидат филологических наук; https://orcid.org/0009-0005-3650-1223, LiteraTur@yandex.ru, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (д. 44, лит. А, Лермонтовский пр-т, 190020 Санкт-Петербург, Россия); Svetlana V. Sharifullina - Candidate of Philological Sciences, https://orcid.org/0009-0005-3650-1223, LiteraTur@yandex.ru, St Petersburg University of Management Technologies and Economics (44, lit. A, Lermontovsky pr., 190020 St Petersburg, Russia).

Статья поступила в редакцию 08.04.2024; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 06.05.2024.

The article was submitted 08.04.2024; Approved after reviewing 22.04.2024; Accepted for publication 06.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.