Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ АНТИКРИЗИСНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В МЕДИА-ДИСКУРСЕ В ЭПОХУ COVID'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ АНТИКРИЗИСНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В МЕДИА-ДИСКУРСЕ В ЭПОХУ COVID Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

237
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коронавирусный кризис / новая социальная реальность / антикризисные коммуникации / Covid-19 / диджитал-коммуникации / coronavirus crisis / new social reality / anti-crisis communications / Covid-19 / digital communications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дружба Ольга Владимировна, Олейников Игорь Юрьевич

В статье рассматриваются коммуникационные процессы, происходящие в новой социальной и медиа-реальности, созданной эпидемией Covid-19, анализируется проблематика антикризисных коммуникаций в профессиональном и научном медиадискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE PROBLEMS OF ANTI-CRISIS COMMUNICATIONS IN THE MEDIA DISCOURSE IN THE ERA OF COVID

The article examines the communication processes taking place in the new social and media reality created by the Covid-19 epidemic, analyzes the problems of anti-crisis communications in the professional and scientific media discourse.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ АНТИКРИЗИСНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В МЕДИА-ДИСКУРСЕ В ЭПОХУ COVID»

XVI Международная научно-практическая конференция

УДК 659.3

Дружба Ольга Владимировна Druzhba Olga Vladimirovna

доктор исторических наук, профессор doctor of Historical Sciences, Professor Донской государственный технический университет

Don State Technical University, Олейников Игорь Юрьевич Oleynikov Igor Yuryevich магистрант Master's student

Донской государственный технический университет

Don State Technical University

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ АНТИКРИЗИСНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В МЕДИА-ДИСКУРСЕ В ЭПОХУ COVID

ACTUALIZATION OF THE PROBLEMS OF ANTI-CRISIS

COMMUNICATIONS IN THE MEDIA DISCOURSE IN THE ERA

OF COVID

Аннотация : В статье рассматриваются коммуникационные процессы, происходящие в новой социальной и медиа-реальности, созданной эпидемией Covid-19, анализируется проблематика антикризисных коммуникаций в профессиональном и научном медиадискурсе.

Abstract: The article examines the communication processes taking place in the new social and media reality created by the Covid-19 epidemic, analyzes the problems of anti-crisis communications in the professional and scientific media discourse.

Ключевые слова: коронавирусный кризис, новая социальная реальность, антикризисные коммуникации, Covid-19, диджитал-коммуникации

Keywords: coronavirus crisis, new social reality, anti-crisis communications, Covid-19, digital communications

Сегодня большинство населения мира живет в той или иной форме с ограничениями привычного образа жизни. Изменению подверглись все наши аспекты жизни: работа, средства к существованию, общение и многое другое.

В формате новой социальной и медиа-реальности Covid-19 - это один из самых масштабных кризисов, самым серьезным образом повлиявший на все

52

«Научные междисциплинарные исследования» аспекты нашей жизни и раскрывший не только множество новых социальных

явлений, но и выступивший массовым ревизором современной системы

антикризисных коммуникаций, прямо или косвенно выявивший огромный пласт

не раскрытых проблем в этой сфере.

В качестве первого шага осмысления состояния антикризисных коммуникаций мы поставили перед собой задачу проанализировать, насколько данная проблематика актуализировалась в научном и медиадискурсе.

В широком смысле этого термина под антикризисными коммуникациями понимают комплекс коммуникативных мероприятий, направленных на прогнозирование, недопущение, преодоление, а также регулирование последствий кризиса [1].

Если обратить внимание на три ключевых элемента, характеризующих кризис, а именно: угроза репутации, элемент неожиданности и ограниченное время для принятия решения, мы можем достаточно уверенно сказать, что с этими проблемами большинство компаний и организаций справились вполне уверенно. Большинство финансово-коммуникационных проблем возникают при так называемом конфликте антикризисных решений.

Конфликт антикризисных решений - ситуация, когда оба участника антикризисного взаимодействия не в состоянии полностью удовлетворить требования друг друга из-за угроз репутационных и финансовых рисков.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в сфере дистрибуции кинопродукции. В период с 12.01.20 до 17.11.20 по данным Яндекс.Метрики было опубликовано 567 публикации с ключевыми словами "кинотеатры обратились к правительству" [2].

За аналогичный период прошлого года было опубликовано только 343 публикации с этими ключевыми словами. Рост публикаций по данной теме более чем на 65% показывает нам ситуацию конфликта антикризисных решений [3]. Большинство наиболее серьезных конфликтов антикризисных решений возникают как раз в сфере GR [4].

XVI Международная научно-практическая конференция

Оксфордский словарь уже определил, что "коронавирус" будет словом года 2020 - и спорить с этим сложно. Согласно данным Google Trends - за прошедшие 12 месяцев в рейтинге самых популярных запросов первые пять мест уверенно и долго занимают такие запросы: Coronavirus, covid 19, corona virus, covid-19, Coronavirus update [5]. Неиссякающий, хотя местами идущий на спад, интерес к данным запросам демонстрирует, что тема коронавируса в период времени с декабря 2019 года, интересовала практически каждого человека на планете.

Как некогда в журнале Evening Standard фраза Джона Ленона - "We're more popular than Jesus" изменила многое в оценке современной медиареальности, так и "коронавирус" обгоняет по популярности в медиа такие два огромных события новой истории как Вторая мировая война и распад СССР.

Над решением проблемы существования в условиях коронавирусного кризиса размышляют все специалисты, так или иначе связанные с темой антикризисных коммуникаций.

Основной вектор публикаций специалистов по антикризисным коммуникациям - практические советы и рекомендации по результатам собственного опыта. Одной из самых популярных статей по данной теме стала работа «Communicating Through the Coronavirus Crisis» Паула А. Аргенти профессора корпоративных коммуникаций [6]. Между тем, в ней не содержится ничего принципиально инновационного по сравнению с классическими схемами управлении коммуникациями в ситуации кризиса: создать штаб, прояснить необходимые вопросы для всех целевых аудиторий, закупить моющие средства и антисептики и быть максимально открытыми. Под «открытостью» понимается своевременное информирование целевых аудиторий о текущей ситуации внутри компании.

Элемент «гашения» отрицательных сообщений, как в СМИ, так и среди потребителей контента на данный момент, на фоне уменьшающихся ресурсов, неоправданно дорог и малоэффективен. Это и есть наиболее рациональный подход к решению текущего экстраординарного кризиса.

«Научные междисциплинарные исследования»

Можно выделить три основные темы публикаций в сфере кризисных

коммуникаций на тему коронавируса:

Теоретизация (чем этот кризис отличается от других?).

Как те или иные компании справляются, или не справляются, с этим кризисом?

Какие возможности нам дает данный кризис?

Коронавирусная пандемия дает нам возможности роста и нахождения новых стратегических вариантов развития коммуникаций, но вероятность кардинального изменения мира коммуникаций многими специалистами этой сферы оценивается весьма скептически. Изменения социальных конструктов и большой интерес компаний к набору сотрудников на формат аутсорса и сокращение фактического времени нахождения в прямом контакте с коллегами сформировали новые рабочие условия.

Вероятнее всего, эти изменения будут самыми критичными. На данный момент сложно предсказать конечный эффект. Мотивы и потребности коммуникаторов остаются такими же. Меняются лишь средства достижения целей. Тренды сохранились, а пандемия лишь ускорила некоторые зарождающиеся процессы.

На 108-й сессии Международной организации труда в Женеве в 2019 году представлявший Россию Д.А. Медведев сформулировал концепцию ухода от пяти-шестидневной рабочей недели: «Работодателям придётся всё больше учитывать интересы своих сотрудников. Весьма вероятно, что будущее - за четырехдневной рабочей неделей. Постоянная погоня за успехом оборачивается системной усталостью, хроническим стрессом, люди подчас просто сгорают на работе. Всё это приводит к снижению производительности труда»[7].

Устойчивая боязнь потерять прямой контроль над сотрудниками была практически полностью уничтожена во время пандемии. Для многих специалистов теперь достаточно очевидно, что дистанционная работа и условные планерки через Zoom, Skype и иные сервисы дистанционного

XVI Международная научно-практическая конференция взаимодействия объективно не уступают по своему качеству с методами face-to-

face коммуникаций.

Человечество быстро ко всему приспосабливается. Даже те, кто раньше не дружил с «цифрой» и годами не мог привыкнуть к ноутбукам и смартфонам, из-за ограниченных вследствие коронавируса условий, перестроились достаточно быстро. По данным исследования Kantar TNS, количество жителей СНГ, которые покупают онлайн, увеличилось с 8 до 23%. Данныий показатель продолжает расти, и это только одна из тенденциий [8].

Другой заметной тенденцией по данным сервиса Statista стал рост почти на 10% (с 65% до 75%) количества людей, совершающих покупки через интернет

[9].

Мировые гиганты индустрии развлечений и онлайн образования (а также платформ для доставки этих ресурсов) уже отчитались перед своими инвесторами о небывалом росте. Такие компании как Netflix - американская развлекательная компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа, сервис Duolingo - платформа для изучения языка и краудсорсинговых переводов, сервис Coursera - онлайн дистрибьютор курсов обучения, некоторые подразделения Disney и акционеры Zoom - платформы для создания онлайн конференций, фиксируют рекордные выручки за время локдауна. Хотя большинство из этих компаний признают, что рост временный, а в итоге компании все же могут потерять часть клиентской базы [10].

Всемирная пандемия и последовавший за ней карантин ударили по всем без исключения сферам общественной жизни. Ограничения на коммуникации в формате face-to-face неуклонно ведут к тому, что большинство компаний, социальных и политических организацией будут использовать диджитал-коммуникации как свой «спасательный круг». Однако, активный переход акторов в диджитал ведет к переизбытку контента, что, соответственно, означает более жесткую конкуренцию за внимание пользователей.

Это показала ситуация, в частности, в развлечениях и ее дистрибуция. Одна из самых значимых для нас сфер жизни переживает огромные изменения.

«Научные междисциплинарные исследования» Так, сделанное студией Warner Bros. объявление нанесло непоправимый ущерб системе кинотеатров. Студия заявила, что все новинки студии (кинопродукция) 2021 года будут выходить на HBO Max (очередной онлайн сервис дистрибуции видеоконтента - сериалов и фильмов) одновременно с международными релизами в кинотеатрах [11]. Сформировалась уникальная ситуация - потеря многолетней прерогативы кинотеатров на первые недели и месяцы монопольной дистрибуции контента, что с большой долей вероятности, если не уничтожит, то нанесет непоправимый вред экосистеме кинотеатров и организаций, их обслуживающих.

По причине существенного снижения покупательской способности и локдауна последовало массовое закрытие компаний малого и среднего бизнеса. Все это подталкивает компании к пересмотру своей финансовой политики, что также фиксируется в списке рекомендаций антикризисных специалистов. Очевидно, что лучше потерять прибыль в краткосрочной перспективе, чем лишиться большей части лояльной аудитории, которая в данный момент находится в не очень стабильном финансовом состоянии.

Таким образом, анализ медиадискурса показывает, что в нем были актуализированы проблемы практической реализации корпоративных и организационных коммуникаций, бизнес-коммуникаций в условиях глобального кризиса, а также общественные дискуссии, суть которых коротко можно обозначить как противопоставление национальной экономики и здоровья нации.

В научном дискурсе также обозначилась тенденция осмысления процессов, происходящих в информационно-коммуникационном пространстве социума в условиях пандемии. Однако в этом направлении сделаны лишь первые шаги, и очевидно, что основная исследовательская работа еще впереди.

Библиографический список:

1. Coombs, W. T. (2007). Ongoing Crisis Communication: Planning, Managing, and Responding (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage.

XVI Международная научно-практическая конференция

2. Яндекс.Метрика. Режим доступа: https://newssearch.yandex.ru/yand search?text=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B0 %D 1 %82%D 1 %80%D 1 %8B+%D0%BE%D0%B1 %D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D 0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81 %D 1 %8C&rpt=nnews2&grhow=clutop&rel=rel &within=777&from_day=12&from_month=01 &from_year=2020&to_day=28&to_m onth=11&to_year=2020 (дата обращения 19.12.2020)

3. Там же.

4. GR. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. — М.: РОССПЭН, 2012. с.73.

5. Google Trends.- Режим доступа: https://trends.google.ru/ trends/explore?q=%2Fm%2F01cpyy&geo (дата обращения 19.12.2020)

6. Аргенти Паул А. «Communicating Through the Coronavirus Crisis». -Режим доступа: https://hbr.org/2020/03/communicating-through-the-coronavirus-crisis (дата обращения 19.12.2020)

7. Медведев Д.А. Выступление на пленарном заседании 108-й сессии Международной конференции труда 11.06.2019. - Режим доступа: http://government.ru/news/36975/ (дата обращения 25.06.2021)

8. Kantar TNS. - Режим доступа: https://officiel-online.com/lich nosti/kolumnisty/how-world-of-communication-changed-after-covid-19/(дата обращения 25.06. 2021)

9. Statista- Режим доступа: https://www.statista.com/studies-and-re ports/consumers (дата обращения 25.6.2021)

10. Щербинина О. Netflix на фоне пандемии получил в два раза больше новых подписчиков, чем ожидал. - Режим доступа: https://tjournal.ru/tv/161233-netflix-na-fone-pandemii-poluchil-v-dva-raza-bolshe-novyh-podpischikov-chem-ozhidal-no-posle-karantina-ozhidaet-stagnaciyu(дата обращения 25.06.2021)

11. Официальный сайт компании Warner Brothers. - Режим доступа: https://www.warnerbros.com/news/articles (дата обращения 25.06.2021)

© О.В.Дружба, 2021 © И.Ю.Олейников, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.