Кризис - время для переосмысления эффективности работы бизнеса The crisis is a time for rethinking business performance
Захыров Джемшит Ахмедович
Студент,
Ф-т разработки нефтяных и газовых месторождений, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
РФ, г. Москва e-mail: jemshitzahvrov@gmail.com +79167320501
Zakhyrov Jemshit Ahmedovich
Student,
Faculty of oil and gas field development, National University of Oil and Gas «Gubkin University»,
Russia, Moscow e-mail: jemshitzahvrov@gmail.com +79167320501
Мауыт Аян Ерсинович
Студент,
Ф-т разработки нефтяных и газовых месторождений, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
РФ, г. Москва e-mail: salfard@bk.ru +79251339629
Mauyt Ayan Ersinovich
Student,
Faculty of oil and gas field development, National University of Oil and Gas «Gubkin University»,
Russia, Moscow e-mail: salfard@bk.ru +79251339629
Аннотация.
Статья посвящена проблемам, с которыми пришлось столкнуться компаниям разных отраслей в период коронавирусной инфекции. В их числе организационные, финансовые, как отечественные российские, так и мировые. В этой статье приведены примеры, как предприятия приспосабливались к новым трудностям и развивались в условиях коронавируса. Влияние коронавируса на работников и сферу обслуживания в целом. Чем этот кризис отличается от других, и как пандемия в корне поменяла мышление людей.
Annotation.
The article is devoted to the problems faced by companies in different industries during the period of coronavirus infection. Among them are organizational, financial, both domestic, Russian and international. This article provides examples of how businesses have adapted to new challenges and developed in the face of the coronavirus. The impact of the coronavirus on workers and the service industry in general. How is this crisis different from others, and how the pandemic has fundamentally changed the way people think.
Ключевые слова: коронавирус, кризис, предприятия, компании, доставка, сервисы, бизнес, магазины, адаптация к кризисной ситуации.
Key words: coronavirus, crisis, enterprises, companies, delivery, services, business, shops, adaptation to a crisis
situation.
Любой масштабный экономический кризис — это серьезный предлог для пересмотра результатов социально-экономических процессов в мире, стране, отрасли или на предприятии. Даже в условиях ослабления кризисных тисков выявление его причин и природы требует продолжения анализа. Причем весьма сложным
вопросом в настоящее время становится поиск эффективных антикризисных мер, благодаря которым должна быть решена первостепенная задача преодоления кризиса с переводом экономики в фазу роста. Но и одновременно нельзя не задуматься о том, как в будущем не допускать новых кризисных обвалов. Ведь одно из значений понятия «кризис» как раз связано с его трактовкой в качестве «поворотного пункта». [4]
Депрессия на рынке — великое преимущество не только для стартапов. Существующие фирмы во время кризиса тоже могут сделать значительный скачок, который поменяет их будущее. Именно во время рецессий прошлых эпох и образовались такие компании, бренды которых сегодня знает каждый. [1]
За многочисленными рисками, связанными с негативными последствиями кризиса, скрывается одна чрезвычайно значительная угроза. Она состоит в том, что за отрицательными и негативными сторонами кризиса, за всеми угрозами и рисками, за различными трудностями и опасностями мы можем не понять его благоприятные стороны и плюсы этой ситуации, возможности и перспективы, появляющиеся шансы и открывающиеся перед нами новые горизонты для развития бизнеса. То, что сегодня воспринимается, как опасность, завтра может стать возможностью. [5]
Рассмотрим, как коронакризис повлиял на работу многих компаний, какие меры они принимали, чтобы оставаться на плаву и как этот кризис навсегда поменял у компаний подход к работе.
Весной 2020 г. больше половины предприятий России приостановили или значительно сократили свою деятельность в связи с вынужденным общенациональным карантином. Исключение составляли продуктовые магазины, аптеки, финансовые и другие организации, которые обеспечивали жизнедеятельность общества Постепенно ограничительные меры снимались, но не все компании после этого открылись. При этом те, кто смог продолжить свою работу, принимали серьезные меры для выживания [2]. Среди них можно отметить следующие решения:
• Расширение направлений деятельности
Компании, производившие духи и косметику, начали производство антисептиков, которые моментально стали продуктом высокого спроса. Также о похожих намерениях объявили десятки компаний по всему миру, российские фирмы не исключение. Медицинские маски начали шить продающая одежду и предметы роскоши Bosco di Ciliegi и косметическая компания MIXIT. Также в этот период увеличился спрос на многоразовые маски. Покупатели объясняют это удобством и экономичностью. Российский коммерческий банк «Тинкофф Банк» начал выдавать новым пользователям и держателям карт многоразовые маски. Из-за дефицита масок, пользователей у «Тинкофф банка» стало, как ни странно, больше. Такие решения компаний позволяют обеспечивать граждан средствами первой необходимости, а также сохранить рабочие места и удержать бизнес на плаву.
Под специфический спрос во время пандемии подстраиваются не только производители, но и магазины. Например, службы доставки готовой еды ввели в ассортимент маски, а магазины одежды - продукты питания и т.д. Это делается с целью максимально ограничить круг контактирующих лиц, чтобы как можно больше обезопасить себя от распространения вируса COVID-19. [7]
Во время пандемии Сбербанк открыл сервис Beremnarabotu.ru для быстрого поиска работы не только длительными безработными, но и теми, кто остался без работы из-за карантинных мер. Эта "функция" помогла как работникам, так и работодателям. Работники, чьи компании закрылись или перевелись на дистанционную работу на неопределенный срок, могли найти временную подработку. А компаниям этот сервис помог перераспределить трудовые ресурсы в условиях кризисной ситуации.
Из-за локдаунов и карантина прекратились сьёмки фильмов и сериалов, были отложены мировые кинопремьеры. Во время пандемии люди начали больше проводить время в интернете с целью отвлечься от
плохих новостей, происходящих в мире. Американская развлекательная компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа Netflix стала самой просматриваемой платформой, и количество подписчиков превысило 200 млн. по итогам 2020 года. Известная во всём мире компания Disney претерпела как убытки, так и прибыль. Компании пришлось закрыть свои парки аттракционов, её глава Боб Чапек оценил ущерб как минимум в 1,4 млрд. долларов. Чтобы возместить потери, в ноябре Disney запустил стриминговый сервис Disney+ и за тот же месяц набрал 55 млн. подписчиков, для сравнения Netflix понадобилось 7 лет, чтобы достичь того же показателя. В Disney+ будут выходить новейшие шоу, фильмы и сериалы франшиз Disney, Pixar, Marvel, Star Wars, National Geographic и др.
• Изменение бизнес моделей
Из-за закрытия мест общественного питания и массового скопления людей у многих компаний увеличились проценты выручки с доставок еды, продуктов и других товаров от 5-8% до 12-18% (средняя сумма покупок потребителей увеличилось на 15-20%). В связи с невозможностью посещать места массового скопления людей более 3000 ресторанов подключились к сервису доставки еды Delivery Club. Но доставляются продукты немного иным образом: доставщик приносит заказ, оставляет и отходит на пару метров, только затем заказчик забирает свой заказ. Опять же тем самым компания пытается минимизировать круг контактирующих лиц. Наглядным примером успешного изменения модели бизнеса является кафе сети «Андерсен», которые перестроили свой сайт в интернет-магазин и поставляют десерты и выпечки в магазины нескольких ритейлеров.
COVID-19 не обошел стороной и образовательные курсы, которые перешли на дистанционное обучение. Занятия с учениками ведутся в видеоконференциях, чаще всего это программа «Zoom», которая в кратчайшие сроки обрела популярность как у преподавателей и студентов, так и у многих компаний, где проводились совещания и брифинги [3]. Студенты и школьники предпочитали длительным курсам краткосрочные. Основная причина - страх и неуверенность клиентов в будущем.
Если магазины продуктов питания и одежды более или менее оправились и приспособились к новым переменам, то компании других ниш столкнулись с серьёзными испытаниями. По статистике Hoog Link, производство мебели за первые полгода сократилось на 80%.В первые месяцы потребителей не волновал интерьер их дома и спрос на него резко упал. Гендиректор мебельной компании "Белфан" обратился к своим сотрудникам, подбодрив их и призвав всех поделиться нестандартными идеями. Предприимчивые сотрудники объединились и с энтузиазмом начали строить планы по выходу из сложившейся ситуации. В то же время начальство вложилось в бизнес-курсы для сотрудников, чтобы те более грамотно подошли к реализациям своих идей. Образовалась робкая гипотеза, что со временем люди, запертые дома из-за локдауна, будут нуждаться в комфортной мебели и гарнитуре для работы и учёбы из дома. В итоге, несмотря на все трудности, руководство принялось действовать по новой стратегии. Лучших офлайновых менеджеров посадили на телефонные продажи, а сотрудников по онлайн продажам перевели вести видео-стримы в шоурумах для заинтересованных клиентов. Заработала стратегия: если клиент не может прийти в магазин, то магазин сам приедет к нему. К потенциальному покупателю выезжали с пробами для «примерки». Если клиенту хотелось приобрести диван, то менеджеры давали ознакомиться с материалами, подробно пощупав их. А еще появилась услуга «Час помощи», суть которой состояла в том, что если человек купил мебель, приезжали сборщики, собирали мебель и оставались помогать в выполнении любой другой работы по дому.
• Объединение и взаимопомощь
Некоторые компании решили совместными усилиями помочь сотрудникам, оставшимся без работы: они ищут временную работу тем, кого хочется принять обратно после возобновления деятельности. Бизнес
договаривается с компаниями-партнерами, которые продолжают нанимать персонал, - в основном с продовольственными сетями, крупными интернет-магазинами и сервисами доставки.
Так, крупнейший онлайн-ритейлер Wildberries запустил проект шеринга персонала «Всемработа». Проект предполагает, что сотрудник не увольняется с основного места работы, а только на время, пока его компания не работает, выходит на новое. После снятия режима самоизоляции сотрудники вернутся на свои места. Сейчас на сайте размещено около 50 000 вакансий, сама Wildberries приняла на работу 12 000 сотрудников за месяц. [7]
Пандемия СОУГО-19 застала всех врасплох. С началом локдауна многие люди перешли на дистанционный формат работы и учебы, а малые и средние бизнесы вовсе закрылись и были вынуждены перейти в формат доставок. В связи с этим увеличилось количество запросов на заказ еды, продуктов на дом. Со временем ресторанные компании поняли, что нужно выбрать новую стратегию по привлечению клиентов и решились на кардинальные меры: увеличили зоны доставок, попутно набирая новых сотрудников (доставщиков, колл-операторов), расширяли ассортимент товаров (маски, антисептики), обновляли сайты и увеличивали технологические мощности серверов для быстрых и удобных покупок в онлайн режиме, тем самым смягчая или устраняя слабые стороны бизнеса. На начальном этапе с наплывом онлайн заказов, многие онлайн-гипермаркеты не могли удовлетворить потребности покупателей из-за высокого спроса, зависали сайты или просто-напросто не хватало товаров. Но вскоре и эти проблемы были быстро урегулированы.
Таким образом, оставались на плаву компании, которые переходили на дистанционное обслуживание. Поначалу это было неудобно как производителям, так и потребителям. Но спустя некоторое время все адаптировались, и сейчас это стало неотъемлемой частью жизни и бизнеса. Но не на одних идеях компании выбирались из кризиса. Компании брались за оптимизацию бизнес-процессов по всем секторам: стратегическое управление, команда, финансы, логистика, продажи и т.д. Поэтапно расписывали план действий по поднятию дохода и снижению расходов. Благодаря такой высокоэффективной стратегии компании выходили из коронакризиса с прибылью.
Прийти к прежнему темпу ведения бизнеса после коронакризиса - это весьма долгий и сложный процесс, который уже столкнулся со многими трудностями и требует немало усилий со стороны работодателей. Пандемия заставила предприятия искать новые способы защиты здоровья сотрудников и показала важность новых технологий для организации рабочего процесса. Руководителям не следует забывать, что похожий сценарий может повториться и ситуация будет еще хуже. Поэтому всегда нужно быть наготове и уже сейчас обдумывать планы действий в подобных ситуациях.
После кризиса ключевую роль будут играть шаги, направленные на достижение двух вышеупомянутых трендов. Новые форматы работы, появившиеся в период пандемии, сохранят свою эффективность и продуктивность и позволят внедрить передовые технологии в рабочие процессы в дальнейшем. [6]
На данном этапе руководители решают главный вопрос - как перестроить бизнес под современные реалии, где до сих пор есть ограничения и экономика стран нестабильна. Компании поставили перед собой 4 цели: восстановить доходы, возобновить операции, переосмыслить организацию и ускорить внедрение цифровых решений. Переосмысление бизнес-моделей поможет оценить текущую ситуацию, продумать и внедрить новые идеи. Требуется немедленная диверсификация бизнеса, и чем раньше поймут это предприниматели, тем скорее они вернутся в игру, смогут пережить кризис и даже воспользоваться его возможностями.
Список используемой литературы:
1. Кризис: альтернативы будущего / Под ред. А.В. Бузгалина и П. Линке.- М., 2010.
2. Максимова Е.В., Муравьева Е.К. Особенности работы банковской системы в условиях коронакризиса. // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции», - 2021, № 4. - С.209-212.
3. Максимова Е.В., Мухина Д.Ю. Изменения на рынке труда в современных кризисных условиях. // Журнал «Нормирование и оплата труда в промышленности». - 2020, № 6. - С.38-42.
4. «Мировой экономический кризис и его последствия». - СуЬег1етпка [Электронный журнал]. -Режим доступа: https://cyber1eninka.rU/artic1e/n/mirovoy-ekonomicheskiy-krizis-i-ego-pos1edstviya;
5. «Смена парадигмы: фокус на цифровую торговлю». - Accenture [Электронный журнал] - Режим доступа: https://www.accenture.com/ru-ru/about/company/coronavirus-digita1-commerce-impact
6. «Переосмысление деятельности». - Росконгресс [Электронный журнал] - Режим доступа: https://rosc ongress.org/materia1s/pereosmys1enie-deyate1nosti-dvustoronniy-podkhod-k-otkrytiyu-i-preobrazovaniyu-vashego-biznesa/
7. «Что может сделать бизнес, чтобы пережить кризис самому и помочь другим». - Ведомости [Электронный журнал]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/partner/artic1es/2020/05/29/831289-sde1at-biznes;