УДК 343.97; 316.4
DOI 10.23672/l9940-2233-9740-s
Лисица Ксения Эдуардовна
преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Дал ьневосточны й государственн ы й университет путей сообщения [email protected]
Туркулец Валентина Алексеевна
старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин, Дал ьневосточны й государственный университет путей сообщения [email protected]
Kseniya E. Lisitsa
Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines, Far Eastern State Transport University [email protected]
Valentina A. Turkulets
Senior Lecturer of the Department of Criminal Law Disciplines, Far Eastern State Transport University [email protected]
«Культура отмены» как форма
проявления стигматизации
«Cancel culture» as a form
of stigmatization
Аннотация. Сегодня все больший интерес для социально-правовых исследований приобретает феномен «культуры отмены», или «канселинга» (от англ. canceling - отмена, вычеркивание, аннулирование), зародившийся в западном интернет-сообществе в 2014-2016 годах, благодаря движениям «BLM» и «#MeToo», направленным на защиту прав отдельных категорий лиц. В статье авторы размышляют о социальных и правовых аспектах данного феномена, а также, выражают опасения о возможном негативном влиянии канселинга, в частности, на современную молодежь.
Ключевые слова: культура отмены, стигматизация, девиантное поведение, молодежь, институт репутации, «канселинг».
Annotation. The phenomenon of «cancel culture» or «cancelling», which originated in the Western Internet community in 2014-2016 due to the «BLM» and «#Me-Too», aimed at protecting the rights of certain categories of people. In the article the authors reflects on the social and legal aspects of this phenomenon, and also express concerns about the possible negative impact of cancellation, in particular on youth.
Keywords: cancel culture, stigmatization, deviant activities, youth, reputation, cancelling.
И спокон веков для человека как социального животного одним из наиболее страшных, унизительных и позорных наказаний выступало изгнание из сообщества.
Историческое развитие цивилизаций приводило к появлению новых способов избавления общества от «неугодных» элементов - тех людей, чьи мысли или действия противоречат общепризнанным правилам, моральным и правовым нормам, политическим или идеологическим установкам.
Так, при первобытнообщинном строе было принято просто изгонять человека из племени, что фактически приравнивалось к его казни - выжить в условиях дикой природы в одиночку было практически невозможно. В Древней Греции это был непосредственно остракизм - суд черепков, по результатам которого гражданин полиса лишался данного статуса и высылался за его пределы. В Средние века изгнание стало применяться, как правило, в тех случаях, когда смертная казнь или телесные наказания были по различным причинам нежелательны. Однако применение
отдельных видов телесных наказаний (например, клеймения, отрезания конечностей) также приводило к тому, что общество само прекращало контакты с таким лицом, явные внешние признаки наказания которого давали остальным знак о том, что контакты с ним нежелательны или запрещены. Кроме того, широкое распространение стали получать прилюдно исполняемые наказания, связанные с унижением человека: привязывание к позорному столбу, порка, которые сопровождались агрессией со стороны «зрителей» -толпы обычных граждан. То есть, к судилищу над виновным оказывалось причастным и само сообщество, а не только представители власти в лице, например, палача.
В период Возрождения и Нового временистали применяться и «более гуманные» способы для привлечения нарушителей к социальной и правовой ответственности. Начинает формироваться институт социального порицания поступков, которые не всегда противоречат закону, но жестко пресекаются обществом. Ярким примером можно назвать прелюбодеяние, наказанием за которое в
молодом американском обществе переселенцев XVIII века выступала, так называемая, «Алая буква», описанная в одноименном романе Ната-ниеля Готорна - наказание, выраженное в прикалывании на одежду виновного лица специального знака - вырезанной из красной ткани большой буквы «А», символизирующей прелюбодея, нарушителя церковных и моральных норм, запрещающих супружескую измену. Контакты с виновным резко прекращались, а вынужденное общение (для решения бытовых вопросов) сводилось к минимуму и могло сопровождаться явно выраженным негативным отношением к виновному лицу со стороны окружающих.
Таким образом, в обществе постепенно формировался институт социального осуждения, который получил интересное воплощение в форме товарищеских судов в СССРво второй половине ХХ века. Однако в отличие от наказания, стигматизации и позора, данный суд, являясь одним из элементов построения и поддержания социалистической идеологии, имел целью не наказать виновного, а помочь оступившемуся члену советского общества вернуться на «путь истинный», признать свои ошибки, перевоспитаться и вернуться к совместному построению коммунистического общества. К сожалению, данный положительный опыт социального воздействия был практически забыт после распада СССР [8].
Ускорение развития мирового сообщества в эпоху бурного внедрения современных коммуникационных технологий 2000-х годов, переход к постиндустриальному обществу и повышение благосостояния в отдельных странах позволило обратить внимание на необходимость решения проблем, которые раньше по различным историческим, политическим, экономическим причинам отвергались или отодвигались на задний план. Внимание уделяется, в частности, проблемам защиты прав отдельных категорий лиц, чьи права во вроде бы равноправном обществе ущемляются: женщин, представителей ЛГБТ, лиц с особенностями психического или физиологического развития и др. Именно такие движения и породили феномен «культуры отмены».
Термин «отмена» (от англ. cancel - отмена, вычеркивание) в значении «общественное порицание, прекращение контактов, творческого и профессионального взаимодействия и т.п. с лицом, нарушившим чьи-то права действием или словом» впервые был использован в 2014 г. в рамках распространения общественного движения за права женщин и их защиту от сексуального домогательства #Metoo. Так, например, в социальных сетях Twitter и РаееЬоокв 2014 г. стали распространять хэштег #сапсе1Со1ЬеП, призывающий к «отмене»телеведущего Стивена Колберта и его юмористического шоу, в котором неоднократно звучали шутки, имеющие расовый или сексист-ский характер.
Объектами «отмены», как правило, становятся публичные личности, а иногда - и целые компании, корпорации и бренды. Причиной могут стать отдельная фраза, позиция или действие, которое, по мнению интернет-сообщества, нарушает чьи-
либо права, оправдывает насилие, носит дискриминационный характер или иным образом вызывает негодование публики. Так, жертвами «отмены» уже стали:
- создательница серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг - за её высказывание в ТшМего биологических женщинах, гендерах и присущих им физиологических особенностях, которое было агрессивно воспринято пользователями, относящими себя к транс-сообществу;
- американский рэпер Тревис Скотт - за плохую организацию его концерта, которая привела к давке и гибели нескольких десятков людей;
- известный актёр Джонни Депп - за неподтвержденные обвинения в домашнем насилии со сто-ро н ы бывшей супруги; и другие [4-6].
Постепенно это явление стало проявляться и на просторах российского сегмента интернета. Согласно показателям Ооод^гепСэ за 2020-2021 гг., стабильный интерес российского интернет-сообщества к данной теме стал отмечаться, начиная с первой половины 2020 года [9]. Именно тогда одним из первых объектов российского канселинга стала популярная телеведущая, блогер и певица Регина Тодоренко - за её неоднозначные высказывания, направленные против жертв домашнего насилия в одном из интервью, а также, последовавшие за ним попытки оправдаться перед своими зрителями [3]. Однако стоит отметить, что в России «отмена» пока не носит тотальный характер, в связи с чем, Р. Тодоренко все-таки удалось, отчасти, восстановить репутацию и провести общественно полезную «работу над ошибками» -она сняла документальный фильм о жертвах домашнего насилия, направленный на широкое освещение данной проблемы и поиски путей ее решения, тем самым «загладив вину» перед жертвами домашнего насилия [1].
«Отмена» носит быстрый, стихийный характер, что объясняется скоростью распространения информации в интернете, особенно если она затрагивает какую-либо актуальную повестку (бодипо-зитив, права меньшинств, домашнее насилие и др.) [5]. Публичному человеку достаточно сделать одно неосторожное заявление во время он-лайн-трансляции или в «сторис» в соцсети, чтобы спустя пару часов весь мир был готов его «запретить».
Феномен «культуры отмены» постепенно завоевывает интерес российских ученых, поскольку вызывает ряд опасений в безопасности и адекватности его существования. Мы допускаем, что «кан-селинг» изначально был призван стать формой общественного порицания и способом привлечения к ответственности перед обществом тех лиц, чьи поступки противоречат интересам общества, но по каким-либо причинам не могут служить основанием для привлечения к юридической ответственности, предусмотренной нормами права. Однако та форма, в которой он проявляется, в реальной жизни несет в себе больше вреда, чем общественной пользы.
«Культура отмены» предполагает социальную «отмену» человека (компании, бренда - любого участника публичных отношений) при совершении каких-либо аморальных действий (в том числе выраженных в словесной форме), противоречащих интересам общества. Несмотря на его пол, возраст, благосостояние, статус и заслуги, с ним разрываются социальные и профессиональные контакты, коммерческие отношения, предаются запрету или забвению результаты труда и т.п. При этом лица, отказывающиеся поддержать «отмену» и продолжающие взаимодействие с этим лицом, сами могут подвергнуться осуждению. «Канселинг» без суда и следствия, по желанию толпы, посчитавшей действия человека оскорбительными для неё, клеймит человека как виновного иустраняет его из социума.
Так, в своей книге «Как разговаривать с сумасшедшими» Марк Гоулстон приводит примеры того, как неосторожное поведение в виртуальной среде может уничтожить карьеру и социальные связи, и показывает, как усложняются правила соблюдения личных границ, обсуждения «острых» вопросов [10]. Многие аспекты, которые раньше были обыкновенным объектом обсуждения, оказываются табуированными, что всячески усложняет коммуникацию. Любой контакт превращается в своеобразное хождение «по лезвию бритвы», в котором стороны боятся лишний раз сказать лишнее слово, из-за которого в одночасье можно лишиться всего и даже стать жертвой.
Учитывая специфику существования данной «культуры» в интернет-пространстве, можно заметить, что формой её проявления выступает ки-бербуллинг - массовая травля в социальных сетях и иных формах интернет-коммуникации [7]. Парадокс заключается в том, что, зачастую, сторонниками публичной «отмены» тех, чьи взгляды противоречат их собственным, являются те же люди, которые борются против интернет-травли и выступают в защиту прав отдельных категорий лиц.
В связи с вышесказанным, можно признать, что «канселинг» является опасной современной формой социальной стигматизации, которая может в одночасье лишить человека его жизни: карьеры, друзей и сторонников, семьи, средств к существованию, что является крайне негуманным, несправедливым и неадекватным способом призвать его к ответственности за деяния, зачастую даже не являющиеся правонарушением.
Хотелось бы отметить правовые и социальные риски «культуры отмены».
Во-первых, жертва «канселинга» практически не имеет возможности объяснить свою позицию, поскольку любые попытки оправдания воспринимаются толпой как признание вины, что только подогревает агрессию со стороны сторонников
Литература:
1. «А что я сделала, чтобы помочь?» / О проблеме домашнего насилия // YouTube.com. URL : https://www.youtube.com/watch?v=LIqhcVakm6I&a
публичного самосуда. Таким образом, жертва «канселинга» фактически лишается возможности защиты. Кроме того, это делает невозможным решение спорных или конфликтных ситуаций мирным путем посредством переговоров, потому что объекта «отмены» фактически лишают права слова.
Во-вторых, сторонники «культуры отмены» считают, что человек, проявивший недостойное поведение или высказавший противоречащее позиции большинства мнение, достоин не только персонального бойкота, но и запрета всех результатов его деятельности. Так, например, «отменяя» Джоан Роулинг, интернет-пользователи массово записывали видео, на которых выкидывали, рвали или уничтожали произведения автора или зачеркивали ее имя на обложках книг. Это влечет к нивелированию, обесцениванию положительного культурно-исторического, политического, экономического и иного вклада данного человека (компании) в развитие общества.
В-третьих, «культура отмены» может выступать инструментом социальной манипуляции и политической борьбы, а также, инструментом удержания или приобретения власти недобросовестными членами общества, формирования нужного общественного мнения.
В-четвертых, «канселинг» способствует разжиганию социальной вражды и ненависти к отдельной личности, группе лиц, организациям, обозначенным в качестве объекта «отмены», в том числе, посредством кибербуллинга.
В-пятых, такая культураспособствует формированию социума, не готового к компромиссу и дискредитирующего всех, кто готов вступиться за объект «отмены».
В-шестых, данное явление нарушает основополагающие принципы защиты прав и свобод человека: принцип презумпции невиновности и принцип законности, соразмерности, разумности и справедливости наказания.
Любопытно, что Интернет как глобальная информационно-коммуникационная сеть, созданная, чтобы дать возможность людям на всей планете свободно выражать свои мысли и обмениваться любой информацией, в итоге, становится местом для распространения «культуры отмены» как формы современного остракизма и жесткой социальной цензуры, объектами которой, по сути, выступают отдельные личности.
На наш взгляд, данный феномен является спорным и сложным явлением, которое требует дальнейшего подробного изучения с целью разработки подходов для предотвращения его негативного влияния на современное общество.
Literature:
1. «What have I done to help?» / About the problem of domestic violence // YouTube.com. URL : https://www.youtube.com/watch?v=LIqhcVakm6I&a
Ь_оИаппе!=РегинаТодоренко (дата обращения 30.01.2022).
2. Баранова М.В. Канселинг (cancelculture) как инновационный правокультурный феномен / М.В. Баранова // Юридическая техника. 2021. № 15. С. 123-128.
3. Боржонов А. Регину Тодоренко обвинили в оправдании домашнего насилия. Она извинилась, но Glamour уже лишил её звания «Женщина года» / А. Боржонов // TJournal. URL : https ://tjour nal.ru/internet/162202-reginu-todorenko-obvinili-v-opravdanii-domashnego-nasiliya-ona-izvinilas-no-glamour-uzhe-lishil-ee-zvaniya-zhenshchina-goda (дата обращения 28.01.2022).
4. Быков И.А. Культура отмены в политическом дискурсе современной России / И.А. Быков, Ю.Д. Ахмедова // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. 2021. Т. 1. № 1. С. 14-26.
5. Культура отмены (Cancelculture) - что это такое и почему стирают знаменитостей // Что та-кое.ЫБТ. URL : https://chto-takoe.net/chto-takoe-kultura-otmeny-cancel-culture (дата обращения 28.01.2022).
6. Лейзаренко Д. Способ привлечь знаменитостей к ответственности или травля: что такое cancelculture и не зашла ли она слишком далеко / Д. Лейзаренко // TJournal. URL : https://tjournal.ru/ internet/182917-sposob-privlech-znamenitostey-k-otvetstvennosti-ili-travlya-chto-takoe-cancel-culture-i-ne-zashla-li-ona-slishkom-daleko (дата обращения 30.01.2022).
7. Мальцева В.А. Информационная безопасность детей в виртуальном пространстве. Кибер-буллинг как стигматизационный фактор / В.А. Мальцева, Н.С. Барей // Теория и практика общественного развития. 2020. № 1(143). С. 107-110.
8. Положение о товарищеских судах // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL : https://docs.cntd.ru/document/ 9056374 (дата обращения 30.01.2022).
9. Cancelculture - динамика популярности в России // TrendsGoogle. URL : https://trends.google.ru/ trends/explore?date=today%205-y&geo=RU&q= cancel%20culture (date of application 28.01.2022).
10. Goulston Mark. Talking to Crazy: How to Deal with the Irrational and Impossible People in Your Life. 2018.
b_channel=ReginaTodorenko (date of application 01/30/2022.
2. Baranova M.V. Canceling (cancelculture) as an innovative legal cultural phenomenon / M.V. Baranova / M.V. Baranova // Legal technique. 2021. № 15. P. 123-128.
3. BorzhonovA. Regina Todorenko was accused of justifying domestic violence. She apologized, but Glamor had already stripped her of the title of «Woman of the Year» / A. Borzhonov // TJournal. URL : https://tjournal.ru/internet/162202-reginu-to-dorenko-obvinili-v-opravdanii-domashnego-nasiliya-ona-izvinilas-no-glamour-uzhe-lishil-ee-zvaniya-zhenshchina-goda (date of application 01/28/2022).
4. Bykov I.A. The culture of cancellation in the political discourse of modern Russia / I.A. Bykov, Yu.D. Akhmedova // Bulletin of the Kabardino-Balkarian State University: Journalism. Education. Literature. 2021. Vol. 1. № 1. P. 14-26.
5. Cancellation culture (Cancelculture) - what is it and why are celebrities being erased // What is .NET. URL : https://chto-takoe.net/chto-takoe-kultura-can-cel-cancel-culture (date of application 01/28/2022).
6. Leizarenko D. A way to bring celebrities to justice or bullying: what is cancelculture and has it gone too far / D. Leizarenko // TJournal. URL : https://tjour-nal.ru/internet/182917-sposob-privlech-znamenitos tey-k-otvetstvennosti-ili-travlya-chto-takoe-cancel-culture-i-ne-zashla-li-ona-slishkom- daleko. date of application 01/30/2022.
7. Maltseva V.A. Information security of children in the virtual space. Cyberbullying as a stigmatizing factor / V.A. Maltseva, N.S. Barey // Theory and practice of social development. 2020. № 1(143). P. 107-110.
8. Regulations on friendly courts // Electronic fund of legal and normative-technical documents. URL : https://docs.cntd.ru/document/9056374 (date of application 01/30/2022).
9. Cancelculture - динамика популярности в России // TrendsGoogle. URL : https://trends.google.ru/ trends/explore?date=today%205-y&geo=RU&q= cancel%20culture (date of application 28.01.2022).
10. Goulston Mark. Talking to Crazy: How to Deal with the Irrational and Impossible People in Your Life. 2018.