Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЛИ НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ'

КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЛИ НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3520
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СПИРАЛЬ МОЛЧАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Субботина Мария Владимировна

Культура отмены (cancel culture), представляющая собой современное проявление остракизма, в последние годы стала набирать все большую популярность. Суть данного феномена заключается в бойкотировании определенных людей или брендов, транслировавших идеи (как правило, в сети Интернет), которые отличаются от идей принятых в обществе. Культура отмены - это очень сложное социальное движение. С одной стороны, это одно из высших проявлений демократизации дискурса, с другой - сила цензуры и нетерпимости к идеям, которые противоречат доминирующим социальным нормам. В статье предпринимается попытка выяснить, чем может обернуться развитие культуры отмены для современного общества: произойдет сдвиг в сторону упрочения социальной справедливости либо, наоборот, культура отмены будет служить интересам определенных групп и подавлять неугодные мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANCEL CULTURE: A MANIFESTATION OF SOCIAL JUSTICE OR A NEW WAY OF MANIPULATION

The cancel culture, which is a modern manifestation of ostracism, has become increasingly popular in recent years. The essence of this phenomenon is the boycotting of certain people or brands that broadcast ideas (usually on the Internet) that differ from the ideas accepted in society. The cancel culture is a very complex social movement. On the one hand, this is one of the highest manifestations of the democratization of discourse, on the other hand, it is the power of censorship and intolerance to ideas that contradict the dominant social norms. In the article, the author attempts to find out what the development of the cancel culture can turn out to be for modern society: there will be a shift towards the development of social justice, or, conversely, the cancel culture will serve the interests of certain groups and suppress objectionable opinions.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЛИ НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 34-37. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 3. P. 34-37.

Научная статья УДК 316.472.3

https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.5

Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции

Мария Владимировна Субботина

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2597-2706

Аннотация. Культура отмены (cancel culture), представляющая собой современное проявление остракизма, в последние годы стала набирать все большую популярность. Суть данного феномена заключается в бойкотировании определенных людей или брендов, транслировавших идеи (как правило, в сети Интернет), которые отличаются от идей принятых в обществе. Культура отмены - это очень сложное социальное движение. С одной стороны, это одно из высших проявлений демократизации дискурса, с другой - сила цензуры и нетерпимости к идеям, которые противоречат доминирующим социальным нормам. В статье предпринимается попытка выяснить, чем может обернуться развитие культуры отмены для современного общества: произойдет сдвиг в сторону упрочения социальной справедливости либо, наоборот, культура отмены будет служить интересам определенных групп и подавлять неугодные мнения.

Ключевые слова: культура отмены, справедливость, спираль молчания, социальные сети Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 20 011 00307 «Субъективное и объективное измерения счастья: справедливость как критерий личного и социального благополучия».

Для цитирования: Субботина М.В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С. 34-37. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.5.

Original article

Cancel culture: a manifestation of social justice or a new way of manipulation Maria V. Subbotina

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-2597-2706

Abstract. The cancel culture, which is a modern manifestation of ostracism, has become increasingly popular in recent years. The essence of this phenomenon is the boycotting of certain people or brands that broadcast ideas (usually on the Internet) that differ from the ideas accepted in society. The cancel culture is a very complex social movement. On the one hand, this is one of the highest manifestations of the democratization of discourse, on the other hand, it is the power of censorship and intolerance to ideas that contradict the dominant social norms. In the article, the author attempts to find out what the development of the cancel culture can turn out to be for modern society: there will be a shift towards the development of social justice, or, conversely, the cancel culture will serve the interests of certain groups and suppress objectionable opinions.

Keywords: cancel culture, justice, spiral of silence theory, social networks

Funding: the article was prepared with the financial support of the RFBR. Project No. 20 011 00307 "Subjective and objective dimensions of happiness: justice as a criterion of personal and social well-being".

For citation: Subbotina, M.V. (2022) Cancel culture: a manifestation of social justice or a new way of manipulation. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 34-37. Available from: doi:10.24158/spp.2022.3.5 (In Russian).

Изначально платформы социальных сетей были созданы для того, чтобы люди могли участвовать в различных формах онлайн-взаимодействия. Сегодня социальные сети стали мощной силой в жизни общества, проложив путь к росту цифровых культур и социальных движений. Культура отмены стала частью цифровой культуры относительно недавно, на данный момент она ориентирована, в первую очередь, на общественных деятелей, которые нарушают нормы социальной приемлемости и действуют вразрез с доминирующими в обществе взглядами на остросоциальные явления. Что касается общественного мнения, существует два порождающих его источника: наблюдение за окружающими, сравнение их поступков с реакцией других людей

© Субботина М.В., 2022

и средства массовой коммуникации. Последние, представленные в данном случае социальными сетями, будут более подробно рассмотрены в статье.

С одной стороны, культура отмены - это форма публичного порицания, инициированная в социальных сетях, чтобы лишить кого-либо имеющегося влияния или внимания с целью сделать публичный дискурс более разнообразным и менее монополизированным теми, кто занимает привилегированное положение. С другой стороны, культура отмены представляет собой форму нетерпимости (нередко крайне острую) к противоположным взглядам ^^го, 2020). Кроме того, культура отмены может трактоваться как идеология, которая рассматривает реальность как нечто социально сконструированное, определяемое властью, угнетением, зависящее напрямую от групповой идентичности.

Интернет и социальные сети позволили рассматривать новые типы коллективов, которые стали формироваться, если можно так сказать, на стыке общества и технологий. Социальные сети не только стали площадкой для обмена информацией, но и проложили путь для развития своеобразных цифровых культур и социальных движений. Наличие большого количества разнообразных движений, так или иначе, приводит к столкновению интересов и идеологий. Так, акт отмены кого-либо стал одной из стихийных коллективных практик, которые инициируются пользователями социальных сетей без учета возможных последствий этого акта.

На данный момент существует не так много научных дискуссий о феномене культуре отмены. В некоторой степени это может объясняться опасениями со стороны исследователей самим оказаться в статусе «отмененных», если предложенные аргументы будут идти вразрез с доминирующими течениями определенных социальных движений (Beiner, 2020). Н.М. Альперштейн проследил культурные сдвиги, которые происходили по мере того, как социальные сети стали набирать популярность. Исследователь выдвигает концепцию виртуального коллективного сознания, согласно которой мысли и убеждения разных людей объединяются посредством социальных сетей. Такое идейное слияние порождает коллективное сознание. Альперштейн пишет, что внутренний мир человека, чтобы стать частью сети, должен быть обращен вовне. В какой-то степени виртуальное коллективное сознание представляет собой выражение нашего внутреннего потока сознания, обращенного наружу спонтанным, синхронным образом в социальной сети, частично основанной на опосредованных социальных связях со знаменитостями и другими людьми, которые присутствуют и активны в этой же социальной сети (Alperstein, 2019).

Здесь нельзя не отметить, что, просматривая тот или иной контент в социальных сетях, люди больше внимания уделяют тому, что соответствует их интересам и мировоззрению. Люди с аналогичным мышлением выбирают сходный контент. Они видят и слышат ровно то, что хотят видеть и слышать, в некоторой степени неосознанно игнорируя то, что не совпадает с их картиной мира. Всё, что может противоречить их образу мыслей и предпочтениям, считается нежелательным. Пользователи социальных сетей подписываются на страницы, соответствующие их взглядам, и не подписываются на те, которые кажутся несовместимыми с их склонностями и ценностями. По мере того как мысли и идеи человека синхронизируются с другими опосредованными связями в социальных сетях, становится все сложнее приспосабливать идеи, противоречащие доминирующему идеологическому климату.

Публичные люди, общественные деятели и знаменитости из разных сфер культурной или политической жизни, являясь личностями, обладающими определенным влиянием, высказываясь в социальных сетях, во многом стараются придерживаться стандартов социальной приемлемости, чтобы не навлечь на себя общественное порицание. Феномен знаменитости с момента его появления считается продуктом медийных институтов (Лилти, 2018). Собственно концепция знаменитости представляет собой сложную сущность: сконструированную субъективность, состоящую из наборов самореферентных, привлекающих внимание, ориентированных на рынок практик (Heam, Schoenhoff 2016).

Знаменитости - это своего рода зрелища, постоянно демонстрирующиеся в средствах массовой информации. При этом они производят различные (иногда провокационные) действия, что обеспечивает устойчивый интерес публики. Но развитие социальных сетей и их превращение в платформу для самостоятельных публикаций в корне меняет правила игры. Традиционные институты медиа перестают быть посредниками между знаменитостями и публикой. Теперь известные (и казавшиеся ранее недосягаемыми) люди могут напрямую обращаться к публике в социальных сетях. Аналогично общественность может напрямую связаться с этими людьми через те же социальные сети. Знаменитости, проявляющие активность на виртуальных площадках, теперь считаются влиятельными людьми, лидерами мнений. При этом, наоборот, обычные люди, создавая контент в интернете и притягивая публику со сходными интересами, получили влияние на других и стали представлять собой одну из форм знаменитости.

Но когда публичные деятели нарушают нормы социальной приемлемости, о которой было сказано ранее, они становятся объектами скандалов, что может повлечь за собой различные типы реакций со стороны общественности. К таким реакциям относятся осуждение, безразличие, негодование и одобрение (Cashmore, 2006).

Интересен тот факт, что представления о действиях или высказываниях, считающихся скандальными в определенный временной промежуток, очень быстро меняются, что затрудняет оценку и прогноз того, какие поступки могут привести к одобрению или осуждению. Но скандалы неизбежно привлекают внимание общественности. Кроме того, знаменитости как таковые притягивают публику своей амбивалентностью: с одной стороны, они демонстрируют свою близость к обществу (они такие же люди, как и любой из нас); с другой - им доступны определенные формы самовыражения и возможность находиться в центре внимания, что не доступно «обычным» людям. Несколько десятилетий назад общественные деятели могли изящно переносить скандалы и выходить из них невредимыми. Но благодаря прямой связи этих фигур с общественностью с помощью технологий избежать пристального взгляда публики теперь практически невозможно. Одно неправильное слово в посте, утверждение, противоречащее доминирующему повествованию, или даже «бесчувственная» шутка влекут публичное порицание, потоки негативных высказываний пользователей социальных сетей, а затем бойкотирование.

Те, кто был отменен, нарушили черту социальной приемлемости в соответствии с немаркированной, двусмысленной нормой современного климата в социальных сетях. Д. Е. Бромвич определяет культуру отмены как акт отказа от кого-либо, чье самовыражение (политическое, художественное и пр.), ранее допускаемое обществом и считавшееся приемлемым, теперь не приветствуется и порицается1.

Под культурой отмены можно также понимать попытки вычеркнуть кого-либо из публичного дискурса - либо путем публичного позора, либо отлучением его от социальных сетей (самый яркий пример - ситуация с бывшим президентом США Дональдом Трампом), либо требованиями уволить человека с его рабочего места (Beiner, 2020).

Нет четких параметров, которые бы указывали на то, что кто-либо заслуживает отмены. При этом, учитывая неоднозначную природу культуры отмены, у человека, который подвергается этой форме публичного позора, практически нет очерченного пути к искуплению.

Некоторые исследователи рассматривают культуру отмены как проявление социальной свободы и справедливости, «высшее выражение свободы воли» или форму культурного бойкота. Кроме того, культура отмены рассматривается как одна из форм демократизации дискурса или даже как способ влияния на власть2.

Важно отметить, что сегодня такой феномен, как культура отмены более распространен на Западе. В России это явление пока не набрало ощутимой силы. Согласно результатам исследования международного коммуникационного агентства PBN Hill+Knowlton Srategies и исследовательского агентства MAGRAM Market Research (опрошено 1500 человек разных возрастов из разных городов России), лишь 7% россиян имеют представление о том, что такое культура отмены. В исследовании затрагивается и вопрос о необходимости формирования «новой этики». Под этим понятием исследователи подразумевают осознание людьми факта существования в обществе большого количества социальных групп с различными интересами. Как следствие, в социуме должны понимать, что свою жизнь необходимо выстраивать так, чтобы не задевать интересы людей, которые чем-либо отличаются от большинства.

Отмечается, что идею о формировании «новой этики» поддерживают 63 % опрошенных россиян. Возвращаясь к вопросу культуры отмены, исследователи задали респондентам вопрос, откажутся ли они от использования того или иного бренда, если будут не согласны с его социальной политикой. Лишь 10 % респондентов ответили на данный вопрос утвердительно. При этом большая часть опрошенных (80 %) уверена, что бренды обращают внимание на их мнение. Более чем у трети опрошенных был опыт отмены бренда, но из них лишь 15 % отказывались от бренда навсегда. Остальные переставали использовать продукцию бренда в среднем на восемь месяцев3.

Что касается готовности российского общества отменять не бренды, а конкретных персоналий, то здесь всё не так прозрачно. На данный момент исследований по этой тематике не проводилось и вряд ли здесь можно что-либо спрогнозировать или получить исчерпывающие ответы. Самым громким примером отмены российских знаменитостей можно считать кейс известной телеведущей Регины Тодоренко, которая столкнулась с общественным осуждением, некорректно высказавшись на тему домашнего насилия. Поступок вызвал настолько бурную реакцию пользователей социальных сетей, что бренды, сотрудничавшие с ведущей, приняли решение разорвать рекламные контракты, а журнал Glamour лишил Регину присужденной ранее премии «Женщина года».

1 Bromwich J. E. Everyone is cancelled // The New York Times. 2019.

2 Lim K. Cancel culture: How Asia's 'woke brigade' became a political force // South China Morning Post, 2020.

3 Возможна ли «культура отмены» в России [Электронный ресурс] // Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/10/15/kultura-otmeny/ (дата обращения: 26.02.2022).

Говоря о культуре отмены, нельзя не упомянуть такую концепцию, как спираль молчания, предложенную немецким политологом Э. Ноэль-Нойман. Согласно ей, человек будет опасаться высказать свое мнение, если будет уверен, что находится в меньшинстве и в связи с этим может столкнуться с общественным осуждением. Если человек не может свободно высказываться или поступать так, как считает нужным, не учитывая позиций и установок своего окружения, чтобы не оказаться в социальной изоляции, речь идет о проявлении общественного мнения (Ноэль-Ной-ман, 1996).

Возможность оказаться в изоляции пугает людей сильнее, чем невозможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Сегодня социальные сети оказывают существенное влияние на то, как репрезентируется общественное мнение, и, следовательно, влияют на его индивидуальное восприятие, независимо от того, соответствует ли картина, отраженная в социальных сетях, действительности (не исключено, что картина общественного мнения, бытующая в социальных сетях, представляет собой не что иное, как симулякр). Но именно от того, как человек воспринимает общественное мнение, зависит, возникнет ли эффект спирали молчания. В свою очередь, культура отмены во многом способствует ее закручиванию.

Так, активное распространение культуры отмены не может способствовать открытым дебатам, представляя собой критику в ее разрушительном понимании. Возможно, в дальнейшем она может эволюционировать в сторону более конструктивной формы, сфокусированной на действии, а не на человеке. Но в настоящее время культура отмены представляет собой достаточно разрушительную силу, во многом препятствуя свободе слова. Так или иначе, в сегодняшнем мире никто не застрахован от того, чтобы пополнить списки «отмененных».

Список источников:

Лилти А. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750-1850) / Пер. с фр. П. С. Каштанова. СПб., 2018. 496 с.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Перевод с нем.; общ. ред. и предисл. Н.С. Мансурова. М., 1996. 352 с.

Alperstein N. M. Celebrity and Mediated Social Connections. Cham: Springer, 2019. 242 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-17902-1.

Beiner A. Sleeping woke: Cancel culture and simulated religion. [Электронный ресурс] // Medium. 2020, July 17. URL: https://me-dium .com/rebel-wisdom/sleeping-woke-cancel-culture-and-simulated-religion5f96af2cc107 (дата обращения 25.02.2022).

Cashmore E. Celebrity/Culture. New York: Routledge, 2006.

Hearn A., Schoenhoff S. From celebrity to influencer: Tracing the diffusion of celebrity value across the data stream (pp. 194-211) // A Companion to Celebrity / P. D. Marshall & S. Redmond (eds.). West Sussex: Wiley, 2016. 584 p.

Velasco J. C. You are Cancelled: Virtual Collective Consciousness and the Emergence of Cancel Culture as Ideological Purging // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2020. Vol. 12, № 5, P. 1-7. https://doi:10.21659/rupka-tha.v12n5.rioc1s21n2.

References:

Alperstein, N. M. (2019) Celebrity and Mediated Social Connections. Cham: Springer, 242 p. Available from: doi:10.1007/978-3-030-17902-1.

Beiner, A. (2020) Sleeping woke: Cancel culture and simulated religion. Medium. Available from: https://medium.com/rebel-wisdom/sleeping-woke-cancel-culture-and-simulated-religion5f96af2cc107 [Accessed 25th February 2020].

Cashmore, E.( 2006) Celebrity/Culture. New York: Routledge.

Hearn, A. & Schoenhoff, S. (2016) From celebrity to influencer: Tracing the diffusion of celebrity value across the data stream (pp. 194-211). In: Marshall, P. D. & Redmond, S. (eds.) A Companion to Celebrity. West Sussex: Wiley, 584 p.

Lilti, Antoine (2014) Publichnyye figury: Izobreteniye znamenitosti (1750-1850) [Figures publiques: l'nvention de la célébrité (1750-1850)]. Translated from French by Kashtanov, P.S. (2018). Saint Petersburg, Izdate'stvo Ivana Limbakha. 496 p. ((In Russian)

Noelle-Neumann, Elisabeth (1984) Obshchestvennoye mneniye. Otkrytiye spirali molchaniya [The Spiral of Silence: Public Opinion]. Translated from German; by ed. & entry Mansyrov, N. (1996). Moscow, Progress-Akademiya, Ves' Mir, 352 p. (in Russian)

Velasco, J. C. (2020) You are Cancelled: Virtual Collective Consciousness and the Emergence of Cancel Culture as Ideological Purging. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 12 (5), 1-7. Available from: doi:10.21659/rupka-tha.v12n5.rioc1s21n2.

Информация об авторе

М.В. Субботина - кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия.

Information about the author

M.V. Subbotina - PhD in Social Science, Assistant Professor, Department of Sociology, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.02.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 29.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.