Научная статья на тему 'Медиаканикулы: подготовка младших школьников к работе с визуальной информацией'

Медиаканикулы: подготовка младших школьников к работе с визуальной информацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТЬ / CDIO / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИЯ / MOTION CAPTURE / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федюлина Елена Владимировна

Медиаграмотность учащихся. Освоение фотодела, журналистики, операторского искусства и монтажа, актёрского мастерства и основ интернет-грамотности. Изготовление медиапродукта. Работа с современными информационными технологиями в производстве. Практика интернет-безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаканикулы: подготовка младших школьников к работе с визуальной информацией»

МЕДИА

КАНИКУЛЫ: ПОДГОТОВКА младших школьников к работе

W ■ W

с визуальном информацией

Елена Владимировна Федюлина,

ассистент кафедры электронных СМИ факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета, руководитель студенческой редакции Молодого астраханского телевидения, e-mail: elyukshina@yandex.ru

С развитием цифровых технологий и их доступностью для широкого круга пользователей наряду с новыми возможностями возникают актуальные проблемы. Подрастающее поколение граждан виртуозно обращается с различными гаджетами и активно «заселяет» виртуальное пространство. Но какое же будущее ждёт детей, познающих окружающий мир через Сеть? Как воспитать у ребёнка чувство «избирательности» в бесконечном информационном потоке? Как научить его основам грамотного обращения с техникой и эстетике аудиовизуального восприятия? Одним из способов решения этих вопросов могут стать практико-ориентированное обучение и профилактика поведения ребёнка в медиасреде, которые помогут сформировать прочные навыки работы с современными информационными технологиями, полезный опыт, а кому-то из них, возможно, определиться с выбором будущей профессии.

• медиасреда • медиаграмотность • интернет-безопасность • CDIO

• информационные технологии • профессия • Motion Capture • дети

Программа «Медиаграмотность» — дело с увлечением

С 2012 года на кафедре электронных СМИ АГУ организовано обучение студентов специальностей «Журналистика», «Информационные системы и технологии» на основе проектного метода. За основу мы берём принцип Всемирной инициативы CDIO по жизненному циклу продукта (процесса): стадия осмысления и планирования (Conceiving), стадия проектирования (Designing), стадия производства (Implementing), стадия применения (Operating)1. Группа де-

1 ВСЕМИРНАЯ ИНИЦИАТИВА CDЮ

Стандарты. Информационно-методическое издание. Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. Изд-во Томского политехнического университета 2011. — С. 5.

лится на подгруппы, и за определённый временной интервал каждая из них, согласно стадиям, реализует медиапро-ект — от идеи до публикации. Примером может служить спецпроект студентов-журналистов «Наши дети в Интернете»2, выполненный в рамках учебного процесса в 2017 году.

Высшая школа ориентируется не только на студентов, но и на школьников — будущих поколений абитуриентов. Целесообразно взаимодействовать с региональными школьными СМИ, реализовывать совместные проекты, вовлекать школьников в университетскую среду и образовательные программы.

2 URL: https://www.youtube.com/watch?v= onMuW- Qdlmw.

Осенью 2017 года, в период школьных каникул кафедра электронных СМИ факультета филологии и журналистики совместно со студенческой редакцией Молодого астраханского телевидения Телевизионного медиацентра АГУ организовали обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Медиаграмот-ность».

Участниками стали ребята в возрасте от 7 до 12 лет. Их наставниками — преподаватели кафедры, сотрудники медиацентра и студенты специальности «Журналистика». Время занятий с 9:00 до 13:00.

После знакомства проведён опрос каждого ребёнка на предмет уровня владения ими современными техническими средствами (мобильным телефоном, персональным компьютером, фото- и видеокамерой). Все без исключения отметили, что регулярно пользуются этими устройствами для связи, просмотра различного содержания и для создания собственных медиаматериалов.

По результатам исследования составили программу курса таким образом, чтобы каждый день ребята поочерёдно осваивали несколько тематических блоков: фотодело, журналистику, операторское искусство и монтаж, актёрское мастерство и основы интернет-грамотности. Такой подход был выбран в связи с тем, что участникам хорошо знакомо и привычно такое учебное планирование в рамках школы, когда один урок сменяет другой, например, после математики они изучают литературное чтение или наоборот. Также это было сделано для того, чтобы дети не теряли фокус внимания.

Практика работы со школьниками

С первого же дня большое значение было уделено законам построения композиции кадра, так как, в зависимости от их соблюдения или нарушения, зависит общее восприятие любого изображения. Для этого предложили каждому участнику самостоятельно снять портрет сверстника на фотоаппарат. Понятно, что дети снимали в автоматическом режиме, и в этом случае было важно проследить, как именно они расположат человека в кадре. После того как был выполнен последний снимок, скопиро-

вали данные с флеш-носителя на компьютер и начали анализ фоторабот. Путём совместного обсуждения практически у всех участников выявлены следующие «типичные» ошибки начинающих фотографов: «лепим» объект по центру, снимаем против света, «заваливаем» горизонт, выбираем неудачный ракурс, неловко кадрируем. Вместе с тем во время фотографирования все участники проявили инициативность и творческий подход непосредственно к самому «герою» кадра — говорили, куда встать, какую принять позу и какие выразить эмоции. После группового «совещания» в свободной форме было предложено зафиксировать в записях основные правила фотосъёмки (старшие участники помогали младшим с правописанием), а также в качестве домашнего задания поручили до следующего дня в свободное время сделать портрет с учётом всех замечаний. Отметим, что принесённые фотопортреты были выполнены уже на совершенно ином качественном уровне. И все последующие дни обучения поочерёдно дети сопровождали занятия съёмкой, выступая в качестве фоторепортёров, в результате чего получили внушительный разноплановый фотоотчёт.

Аналогично, в другом тематическом блоке, школьники на практике знакомились с устройством основных специализированных технических средств видеосъёмки: камерой, суфлёром, штативом, микрофонами. Ребята научились раскладывать штатив, устанавливать камеру, выставлять кадр, работать с микрофонами, «читать» суфлёр. Основные аспекты деятельности они также фиксировали письменно. После репетиций видеосъёмки «на себе», в учебном классе, им самым захотелось выйти за его пределы.

Но перед этим, в рамках журналистского направления, познакомили участников с основными телевизионными жанрами (интервью, информационный сюжет, репортаж, программа, ток-шоу) и принципами их создания. Главным

Е.В. Федюлина. Медиаканикулы: подготовка младших школьников к работе с визуальной информацией

акцентом стал метод интервьюирования: умение выбрать и расположить к себе собеседника, способность задать ему открытые вопросы. Участникам программы предложили сформулировать открытый вопрос для блиц-опроса студентов и сотрудников университета. Совсем недавно в нашем вузе было открыто новое девятиэтажное здание — пристрой к главному корпусу с современной инфраструктурой (огромной библиотекой, эргономичными аудиториями, лабораториями, студенческим рестораном здорового питания, тренажёрным залом и бассейном). В первый день учеников водили в него на экскурсию. После бурных обсуждений ребята решили обратиться к респондентам с вопросом: что именно вам нравится в новом здании АГУ?

Во время опроса ребята проявили способности и навыки. Вежливо и смело подходили ко взрослым с приглашением поучаствовать в их телепроекте. Потенциальные интервьюируемые удивлялись, восхищались, обдумывали предложение, но в итоге соглашались и с удовольствием делились мнением с юными корреспондентами. Во время работы все дети были задействованы и чередовались в видах деятельности: поиске людей, непосредственно в самом опросе на камеру, видеосъёмке. Разумеется, весь процесс организован под контролем и с помощью педагогов.

После «полевых» съёмочных работ показали ученикам, как пользоваться основными инструментами профессионального программного обеспечения для нелинейного монтажа — AdobePre mierPro. С их помощью они «своими руками» смонтировали отснятый материал (выбирали последовательность кадров, регулировали хронометраж, выравнивали звук.)

Тг «

Каждый этап творческого процесса комментировался и корректировался специалистом. Полученное видео размещено на канале нашего телевидения и распространено в социальных сетях, получив исключительно положительные отзывы. А ребят так захватил этот процесс, что они позже выполнили ещё одну такую работу.

В рамках блока актёрского мастерства школьники под руководством опытного специалиста — профессионального режиссёра — работали над техникой речи, оттачивали выразительное чтение, декламировали стихи, разыгрывали различные сценки.

Выпускной работой участников медиака-никул стала съёмка профориентационного видеоролика для Всероссийского проекта «Zaсобой в профессию». Темы были определены заранее — профессии промышленной сферы. Каждый участник накануне выбрал ту сферу, которую он счёл для себя интересной. Начали с того, что совместно подготовили съёмочное пространство в студии: на фоне хромакея установили стол, выставили вместе с детьми свет и установили камеру. Поочерёдно каждый ученик выступал в кадре с речью, подготовленной дома с родителями. В это время его коллеги — стояли за камерой, следили за звуком и светом, помогали советами, если дубль оказывался неудачным. После съёмок вместе отсматривали материал, выбирали удачные кадры, определяли их последовательность и обсуждали графическое оформление. В итоговом варианте получен завершённый совместный медиапродукт.

Учащиеся приняли участие в специальном мастер-классе в Инновационно-технологическом центре по созданию муль-тимедиаконтента АГУ. От специалистов центра участники подробно узнали о том, как работает система по захвату и анализу движения (Motion Capture) Vicon (Oxford, GreatBritain) и познакомились с возможностями применения этой технологии в мультипликации и кинопроизводстве. В первой части мастер-класс имел лекционно-познавательный характер, но с элементами интерактива: во время презентации специалист задавал школьникам вопросы, например, слышали ли они раньше о такой технологии; могут ли предположить, в каких именно фильмах/мультфильмах она применялась; представляют ли, что при создании

полнометражного мультфильма студии «Walt Disney Productions» «Белоснежка и семь гномов» ещё в далёком 1937 году использована подобная техника — ротоскопирование? Вопросы звучали не для получения точных ответов, а для мотивирования заинтересованности у детской аудитории. После школьники тоже обращались с вопросам ко взрослым: перечислите больше фильмов, где это использовалось; много ли в России таких установок; как это работает по-настоящему; а это не вредно? Во второй части встречи один из участников примерил специальный костюм для захвата, его друзья с помощью специалиста центра расположили на нём светоотражающие маркеры (на липучках) на все важные анатомические ориентиры и предложили пройтись по специализированной платформе под включёнными инфракрасными камерами. Ребята, наблюдавшие за процессом, оказались в восторге от происходящего на большом экране, где скелетная 3D-копия в точности повторяет

« тг «

все действия их товарища. Каждый из них показал ему несколько действий, которые он должен был повторить, в это время остальные наблюдали, насколько точно в этот момент дублирует его движения графическая копия.

Сегодня дети фанатично осваивают интернет-пространство, в частности — видеохостинги, где помимо интересного и полезного есть много того, что может нанести им вред. С участниками Медиашколы проводились интерактивные собеседования на тему интернет-грамотности и безопасности: как вести себя в Сети, чтобы не стать объектом манипулирования, как находить действительно полезные ресурсы, что надо помнить при публикации собственных визуальных материалов. В первую очередь опросили ребят: как часто они заходят в Интернет и на какое время, что там именно их интересует, как реагируют на это родители и родственники, размещают ли они в Сети свой контент. Выяснилось, что все подопечные практически ежедневно пользуются Интернетом, смотрят в основном мультфильмы, фильмы и многочисленные каналы детских блогеров. В этом вопросе одних взрослые контролируют тщательно, других — в разной степени. Часть сообщила о том,

то имеют собственные аккаунты, несмотря на возраст, в популярных социальных сетях и на видеохостингах. В свою очередь объясняли школьникам, что надо смотреть не всё подряд, а стремиться выбирать увлекательные, но полезные материалы, не переходить по разным ссылкам без совета со старшими и не публиковать в Сети данные, которые содержат личную информацию (имена, адреса, телефоны, номера машин). Просили обратить внимание школьников, чтобы посторонние не выкладывали в Интернет материалы с их участием. А если такое произошло, обязательно сообщить родителям.

Итоги программы

По итогам участия в программе школьники получили сертификаты, но главное — они стали обладателями полезного профессионального опыта и знаний основ поведения на современной медиа-территории. А от родителей школьников поступили обращения по поводу регулярного проведения подобных проектов на базе вуза.

— Когда мама мне предложила пойти на эти курсы, я не хотел. Но после первого же дня очень заинтересовался. Научился фотографировать и опрашивать людей. И ещё мы очень подружились со всеми ребятами. (Максим,

7 лет).

— У меня есть свой канал на Youtube. Я выкладываю там свои видеообзоры. На медиаканикулах я стал лучше снимать, а также мне очень понравилось быть в кадре. (Руслан, 9 лет).

— Раньше я очень стеснялась говорить на камеру, но на занятиях мне удалось. И очень запомнилось, когда брала интервью у студентов. (Анастасия, 8 лет). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.