Научная статья на тему 'Медиафилософия как семиотическая машина смыслопорождения'

Медиафилософия как семиотическая машина смыслопорождения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
198
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАФИЛОСОФИЯ / СЕМИОТИЧЕСКАЯ МАШИНА / СМЫСЛ / ЗНАЧЕНИЕ / КАРТИНА МИРА / MEDIA PHILOSOPHY / SEMIOTIC MACHINE / MEANING / SENSE / WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коробкина Анна Николаевна

В статье с позиций социальной семиотики рассматривается процесс социокультурной коммуникации и социального конструирования смыслов. Медийная социофилософия рассматривается как процесс не только индивидуального, но и коллективного смыслопорождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA PHILOSOPHY AS A SEMIOTIC MACHINE OF MEANING CREATING

The article is concerned with a process of social and cultural communication and social meanings construction from the perspective of social semiotics. Media social philosophy is considered to be both individual and collective meaning creation.

Текст научной работы на тему «Медиафилософия как семиотическая машина смыслопорождения»

УДК 300.3

Коробкина Анна Николаевна

Korobkina Anna Nikolaevna

аспирант

Краснодарского государственного университета культуры и искусств тел.: (917) 578-54-83

PhD student, Kuban State University of Arts and Humanities tel.: (917) 578-54-83

МЕДИАФИЛОСОФИЯ

КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ МАШИНА

СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЯ

MEDIA PHILOSOPHY AS A SEMIOTIC MACHINE OF MEANING CREATING

Аннотация:

Summary:

В статье с позиций социальной семиотики рассматривается процесс социокультурной коммуникации и социального конструирования смыслов. Медийная социофилософия рассматривается как процесс не только индивидуального, но и коллективного смыслопорождения.

The article is concerned with a process of social and cultural communication and social meanings construction from the perspective of social semiotics. Media social philosophy is considered to be both individual and collective meaning creation.

Ключевые слова:

медиафилософия, семиотическая машина, смысл, значение, картина мира.

Keywords:

media philosophy, semiotic machine, meaning, sense, world view.

Медиа являются характеристикой современной семиотической машины, это важное средство не только коммуникации, но и формирования картины мира. Как справедливо отмечает Ю.В. Лучинский, «специфика самого феномена бытования медийного пространства в общей системе культуры общества заключается в том, что масс-медиа во многом формируют взгляд общества на какую-либо проблему, информируя членов социума о событиях, в нем же происходящих, предлагая клише мировосприятия. Возникает сложнейшее (многоуровневое) взаимопроникновение медийной составляющей и самого социума (с его государственными, правовыми, религиозными, культурными формами» [1]. Соответственно, медиафилософия - это современная семиотическая форма порождения мировоззренческих смыслов.

В ходе дискуссии о предмете и статусе медиафилософии М. Степанов высказывает мнение, что наибольший интерес представляет позиция о том, что «...медиа есть то, что позволяет проводить определенную практику философствования, они позволяют писать, читать, чувствовать, слышать и видеть, и каждый раз по новому, в каждый культурный переход средств медиа, через них прочитывается, слышится и видится нечто особенное, специфическое историческое. Выделяя новые моменты, меняя точки взора, медиа переписывают реальность, которая становится возможной только благодаря медиа» [2]. Согласно позиции М. Фогеля и С. Крэмэр в медиафилософии все сводится к «вопросу о конституирующих функциях медиального» [3, э. 89], а М. Зэль говорит, что медиа совершенствует «само искусство философствования» [4, э. 15.].

Для нас представляет интерес позиция М. Степанова, который трактует медиа как машину абстракций [5]: «Машины абстракций онтологические машины, они производят гетерогенные универсумы, отличные друг от друга, возможные миры. Машины абстракций беспристрастно регистрирующие все, все частности, даже самые незначительные, все, что попадает в зону досягаемости.». Для обозначения этого семиотического феномена, приобретающего определенные институциональные формы, В.П. Гриценко использует понятие «семиотическая машина» [6].

Понятие социальной машины использовали, например, В.И. Ленин [7, т. 39. с. 75], Л. Мэмфорд. Ленин определял государство как «машину» классовой эксплуатации, а Л. Мэм-форд характеризовал социальные мегамашины власти древних государств. Такого рода машины, считает Л. Мэмфорд, были изобретены царями в ранний период века пирамид, в конце четвертого тысячелетия [8, с. 87].

В.П. Гриценко справедливо указывает, что Л. Мэмфорд, пожалуй, не учитывает, что мегамашина может существовать при наличии общих ментально-семантических значений, общей знаковой среды (семиосферы), реализующей дискурсы власти.

Идеальная модель семиотической машины может включать в себя следующие элементы [9, с. 80-92]: а) сообщение или текст как связную совокупность или последовательность знаков и высказываний, имеющих смысл или значение; б) порождающее устройство (генератор фраз) -«черный ящик», обладающий свойством порождения сообщений или текстов культуры; в) коди-

рующее / декодирующее устройство - механизм перевода смыслов в знаковые последовательности или напротив - механизм распознавания смыслов, извлечения смыслов из высказываний языка культуры; г) культуррайтер - творец культурных текстов, транслятор культурных смыслов в культурные формы (сообщения, тексты); д) культурридер - читатель культурных текстов, транслятор сообщений и текстов культуры в ментальные значения.

Человек живет в пространстве смыслов. Как утверждает С.Д. Смирнов, «...главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом» [10]. Наличие человеческого сознания в западноевропейской культуре находится в прямой зависимости от необходимости построения картины мира. В способе мыслить мир воплощается коллективная «философия» обыденной жизни. Иногда она называется наивным реализмом (Р. Халлинг, В. Вартбург) потому, что образ мира, запечатленный в языке, во многих существенных деталях отличается от научной картины мира [11, с. 62].

Для обыденной картины мира характерна обязательность действия. «Картина мира» рассматривается ее носителями и осознается не как исторически конкретное видение реальности, а как смысловой двойник мира [12, , т. 2, с. 639]. «Образ мира» воспринимается в картине мира как смысловая реальность. В современном обществе существует развитая машина порождения, согласования, усреднения и стереотипизации образов. Это система средств массовой информации, которая включает в себя множество аудиовизуальных средств. Благодаря визуализации процесс формирования общезначимой или «нужной», «выгодной» «картины мира» стал высокотехнологичным и эффективным. Медиа технологии сделали этот процесс высокотехнологичным. Современные семиотические машины монополизировали и область эмоций, стали «машинами желаний».

Важнейшая задача интеллектуальной игры современного, медийного вооруженного субъекта состоит в том, чтобы не только сконструировать виртуальные смысловые пространства, но и найти «лучший из возможных миров». Человеческий ум постоянно проникает в окружающие его социальные, технические и природные онтологические порядки. Интеллект продолжается за пределами мыслительного процесса в опредмеченных формах мысли-артефакта. В этом смысле он доказывает свою значимость, онтологичность, как способность вписаться ментальной организованностью в пространство мироздания. Для этого логический дискурс требует строгой дисциплины, непрерывного уподобления интуитивного, образного, волевого и логического порядка фактуре Универсума. В своем логически рафинированном виде логические схемы приобретают вид формализма, технических приспособлений для освоения природы. Но этой не случайно: только через технократическую мощь цивилизации смысловые интенции сознания могут овеществиться и воплотиться в предметных формах неорганической природы человека.

Смысл является средством связи значений с бытием, с предметной действительностью и предметной деятельностью. Может не зря В.В. Савчук неоднократно подчеркивает, что средства коммуникации - вне нас, а медиа - внутри нас [13]. Но в любом случае, современная социальная философия находится в рамках семиотической машины и является современной системой тексто- и смыслопорождения мировоззренческих смыслов.

Ссылки:

1. Лучинский Ю.В. Медиатизация «картины мира»: американский дискурс // Филология как средоточие знаний о мире. М., Краснодар, 2008. С. 317-320.

2. Михаил Степанов. Аппаратное понимание медиа. URL: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/ ste-panov_apparatus/

3. Margreiter R. Medienphilosophie. Eine Einführung, 202 S., kt., Parerga, Berlin 2007.

4. Seel M. Seel, Martin, Eine vorübergehende Sache // Münker, Roesler, Sandbothe, 2003.

5. Михаил Степанов. Аппаратное понимание медиа.

URL: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/

stepanov_apparatus/

6. См.: Гриценко В.П. О природе социальных мегамашин // Социально-гуманитарный вестник. Межвузовский сборник научных статей. Специальный выпуск «Семиотика культуры и искусства» / Материалы научной конференции ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» 14-15 февраля 2011 г. Краснодар, 2011. С. 20-23 ; Его же. Социальная семиотика. Екатеринбург, 2006. С. 77-101.

References (transliterated):

1. Luchinskiy Y.V. Mediatizatsiya «kartiny mira»: ameri-kanskiy diskurs // Filologiya kak sredotochie znaniy o mire. M., Krasnodar, 2008. P. 317-320.

2. Mikhail Stepanov. Apparatnoe ponimanie media.

URL: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/

stepa nov_appa rat us/

3. Margreiter R. Medienphilosophie. Eine Einführung, 202 S., kt., Parerga, Berlin 20O7.

4. Seel M. Seel, Martin, Eine vorübergehende Sache // Münker, Roesler, Sandbothe, 2003.

5. Mikhail Stepanov. Apparatnoe ponimanie media.

URL: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/

stepanov_apparatus/

6. See: Gritsenko V.P. O prirode sotsial'nykh

megamashin // Sotsial'no-gumanitarniy vestnik. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh statey. Spetsi-al'niy vypusk «Semiotika kul'tury i iskusstva» / Mate-rialy nauchnoy konferentsii FGOU VPO «Krasno-darskiy gosudarstvenniy universitet kul'tury i is-kusstv» 14-15 fevralya 2011 g. Krasnodar, 2011. P. 20-23 ; Idem. Sotsial'naya semiotika. Ekaterinburg, 2006. P. 77-101.

7. Ленин В.И. О государстве // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5 изд.

8. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / пер. с разных языков; под ред. В.А. Чаликовой. М., 1991.

9. См. об этом: В.П. Гриценко. Социальная семиотика. Екатеринбург, 2006.

10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / пер. с англ. М., 1986.

11. См.: Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. М., 1998.

12. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Избранные труды: В 2 т. М., 1995.

13. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000.

7. Lenin V.I. O gosudarstve // Lenin V.I. Poln. sobr. soch. 5th ed.

8. Memford L. Mif mashiny // Utopiya i utopicheskoe mysh-lenie: antologiya zarubezhnoy literatury / transl. from different languages; ed. by V.A. Chalikova. M., 1991.

9. See about this: V.P. Gritsenko. Sotsial'naya semiotika. Ekaterinburg, 2006.

10. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa: Noviy dialog cheloveka s prirodoy / transl. from Engl. M., 1986.

11. See: Lebedev M.V. Stabil'nost' yazykovogo

znacheniya. M., 1998.

12. Apresyan Y.D. Deyksis v leksike i grammatike i na-ivnaya model' mira // Izbrannye trudy: In 2 vols. M., 1995.

13. Agafonov A.Y. Chelovek kak smyslovaya model' mira. Samara, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.