Научная статья на тему 'Медиафилософия как подход к исследованию медиапространства'

Медиафилософия как подход к исследованию медиапространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1705
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАФИЛОСОФИЯ / MEDIA / MEDIAREALITY / MEDIASPACE / MEDIAPHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исмагилов Роман Салаватович

Как известно, существует достаточно много концепций и подходов к исследованию проблематики медиа и медиапространства. В конце 1990-х начале 2000-х гг. формируется такое направление, как медиафилософия, которое позволяет переосмыслить сущность понятия ‘медиум’. Медиафилософская трактовка таких феноменов, как ‘медиа’, ‘медиареальность’, привела нас к рассмотрению медиафилософии как подхода к пониманию медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediaphilosophy as an approach to researching of the mediaspace

There are many approaches to researching of the mediaspace. At the end of 1990 2000 it is forming a new sphere of philosophy such as mediaphilosophy, which allows to rethink the essence of notion ‘medium’. Mediaphilosophical interpretation of such phenomena as ‘media’, ‘mediareality’ leads us to examination of mediaphilosophy as an approach to understanding mediaspace

Текст научной работы на тему «Медиафилософия как подход к исследованию медиапространства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 14-16.

Р. С. Исмагилов

МЕДИАФИЛОСОФИЯ КАК ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕДИАПРОСТРАНСТВА

Как известно, существует достаточно много концепций и подходов к исследованию проблематики медиа и медиапространства. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. формируется такое направление, как медиафилософия, которое позволяет переосмыслить сущность понятия 'медиум'. Медиафилософская трактовка таких феноменов, как 'медиа', 'медиареаль-ность', привела нас к рассмотрению медиафилософии как подхода к пониманию медиапро-странства.

Ключевые слова: медиа; медиареальность; медиапространство; медиафилософия.

Наша статья посвящена рассмотрению медиафилософии в качестве подхода к исследованию проблематики медиапространства. Термин 'медиафилософия' был впервые использован в названии книги немецкого исследователя Рудольфа Фитца «Медиафилософия. Музыка, язык и письмо Фридриха Ницще» (1992). Рудольф Фитц называет музыку медиумом: «Музыка, - пишет Фитц, - есть медиум выражения и сообщения, медиум, беспрестанно продолжающийся, по сравнению с языком и письмом, поскольку они размеренны и степенны»1. Понятие 'медиафилософия' также используется в книге Юргена Хаберма-са «Фактичность и значимость»2 (1992), под 'медиафилософией' он понимает перечень нормативных предписаний для масс-медиа в целях достижения общественного консенсуса. Первые исследования по медиафилософии в России можно найти в сборнике «Медиа-философия. Основные проблемы и понятия»3 под редакцией В. В. Савчука.

Существует несколько подходов к определению сущности медиафилософии. Первый подход рассматривает медиафилософию как рефлексию понятийных и концептуальных проблем, связанных с новыми медиа, с современным медиапространством. Данного подхода придерживается Штефан Мюнкер: «Именно в тот самый момент, когда весь наш жизненный мир характеризуется обращением с так называемым новыми - с электронными и цифровыми медиа, такая научная дисциплина, как медиафилософия, является оправданной и необходимой»4. Возникновение медиафилософии он связывает с появлением и распространением новых медиа начиная с конца XX в. Второй подход представлен в работах Александра Рёслера, в его основе

лежит следующая идея: философия традиционно рассматривается как работа с понятиями, следовательно, медиафилософия должна заниматься работой с понятием 'медиа'. Рёс-лер считает, что медиафилософия является «размышлением о медиа в связи с понятием "медиа", о понимании того, что это понятие должно означать, о теоретическом воздействии этого понятия на другие концепции, и о статусе тех теорий, которые используют это понятие»5. Согласно этому подходу, медиафилософия занимается не столько изучением новых медиа, сколько в первую очередь исследует понятие 'медиа' в целом, независимо от временного контекста, в котором оно используется. Согласно третьему подходу, медиафилософия рассматривается как закономерный этап развития философии, реагирующей на важнейшие повороты в культуре ХХ в.: после лингвистического и икониче-ского поворотов пришла очередь медиального поворота. Если в основе лингвистического поворота лежит максима: «все есть текст», а иконического поворота - «все есть образ», то медиальный поворот, по мнению Савчука, основывается на ключевом тезисе медиафило-софии - «все есть медиа»6. Это означает, что практически все предметы и процессы можно рассматривать как медиа, т. е. как средства передачи значений или некоторого смысла. Объединяет эти подходы тот факт, что медиа-философия представляет собой соединение двух областей - философии и медиа. Философия дает абстрактное и фундаментальное понимание изучаемого феномена, т. е. медиа. Медиа имеют огромное число разнообразных видов - язык, образ, радио, танец и т. д. Авторы фундаментального исследования «Systematische Medienphilosophie» предлага-

Медиафилософия как подход к исследованию медиапространства

15

ют разделить все виды медиа на три группы: медиа чувственного восприятия, семиотические информационно-коммуникативные медиа и технические медиа распространения, обработки и накопления информации7. При этом к медиа чувственного восприятия относятся пространство и время; к семиотическим информационно-коммуникативным медиа - речь, письмо, изображение, музыка, танец, театр и т. п.; к третьей группе медиа распространения относятся голос, книгопечатание, фотография, телефон, фильм, радио, телевидение, компьютерные коммуникации и т. д. Данный подход можно рассматривать как комплексный философский подход к медиальной сфере. Можно сказать, что количество видов медиа и масштаб их распространения в мире обусловили переход медиа в новое качество, а именно медиа как среда. Ведь если изначально медиа рассматривались как посредник, функция которого заключалась в передаче сообщения, то в дальнейшем медиа становятся глобальной средой, охватывающей жизнь буквально каждого человека и всего общества в целом. «Медиа оказываются не столько посредниками, сколько средой, включающей в себя то, что прежде противостояло друг другу: субъективную и объективную реальность, индивид и социум»8.

Максима медиафилософии «все есть медиа» означает не только внешнее, аппаратное понимание медиа. Это онтологический тезис, который означает, что медиа участвует в формировании реальности для человека, так как наше восприятие по природе свое также медиально. Медиа внутри нас и от нас неотделимы. Проводя разграничение между средствами коммуникации и медиа, медиафилософия предлагает следующую трактовку: средства коммуникации находятся вне человека, а медиа - внутри человека. Если средства коммуникации сообщают, то медиа и есть сообщение, то есть: они видят, слышат и чувствуют нами. Подобная интерпретация может быть обозначена как медийный фундаментализм, когда к понятию медиа причисляются, по сути, все орудия, предметы и даже процессы, создаваемые человеком. Более того, согласно медиафилософии восприятие человека по природе своей медиально. Подтверждением этого может служить рассмотрение органов чувств человека как медиаканалов, по которым поступает информация в головной мозг человека. И сам процесс познания осущест-

вляется при помощи медиа, которые буквально заложены в нашу способность воспринимать и понимать окружающий мир. Другими словами мы видим не медиа, но медиумами. Соответственно, рамки понятия 'медиапро-странство' включают не только СМИ и новые медиа, но также процессы восприятия, т. е. представления о реальности в сознании человека. В связи с чем медиафилософия исходит из того, что медиа, сообщение и реальность -суть одно и то же. Их объединение дает новое качество - медиареальность. Неоднородность и разнообразие медиа способствуют тому, что каждый вид медиа организует свой способ восприятия действительности и образует свою медиареальность.

Таким образом, суть медиа раскрывается не только в опосредовании социального взаимодействия, то есть инструментальной природе медиа, но в производстве новой реальности - медиареальности. Как писала И. В. Чернышева в тезисах к международной конференции молодых ученых «Медиафило-софия-У1. Необратимость медиатрансформа-ций», посвященной анализу трансформаций медиареальности, «в реальности, создаваемой кинематографом и телевидением, конструировался новый мир зрительных образов, где фантазия существует наряду с предлагаемыми изображаемыми объектами. В условиях постиндустриального общества человек получил возможность самостоятельно моделировать совершенно новые конструкты медиареаль-ности, в которой у каждого есть право видеть и конструировать собственную медиареаль-ность»9. И очевидно, что процессы конструирования индивидуальной реальности невозможны без медиа, понимаемые по тезису «все есть медиа». Как пишет В. В. Савчук, «медиа не только становятся самостоятельным, но и единственным, можно сказать онтологическим, условием существования человека, реальностью человеческого опыта и сознания»10.

Понятие 'медиа' широко используется в общеупотребительной лексике и в совершено различных областях знания и практики. Но большинство людей не занимаются абстрактным и фундаментальным осмыслением такого феномена, как медиа, и не знакомы с его онтологической трактовкой. Соответственно, использование терминов медиа, медиапро-странство, масс-медиа и т. д., а также и самих медиасредств, происходит не до конца осознанно со стороны большинства людей,

16

Р. С. Исмагилов

пользователей медиа. Но независимо от того, осознанно это или нет, на бессознательных уровнях бытия восприятие окружающей действительности всегда осуществляется посредством медиумов. Таков механизм восприятия и жизнедеятельности человека в принципе. И в связи с этим задача медиафилософии может быть обозначена как перевод бессознательных процессов восприятия реальности посредством медиа в осознанные и отрефлек-сированные. Для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы у человека была полноценная картина, полное понимание такого феномена, как медиум, и, соответственно, более эффективное использование медиа в повседневной и профессиональной жизни каждого конкретного человека и общества.

В заключение отметим, что медиафилосо-фия достаточно продуктивна в качестве подхода к исследованию такого феномена, как медиапространство. Формула медиафилософии «все есть медиа» позволяет рассматривать медиапространство более широко, дает возможность выйти за рамки определений медиапространства как СМИ и масс-медиа. Более широкая трактовка медиа в медиафилософии по принципу «все есть медиа» включает все материальные предметы и явления, способные осуществлять передачу значений или некоторых смыслов, в том числе органы чувств человека и процессы восприятия. Медиа понимается не просто как средство коммуникации, но как среда, в которой происходят взаимодействия. Медиафилософию как направление можно условно обозначить термином 'медиадетерминизм', поскольку в соответствии с ним процесс восприятия, познания и деятельности человека в принципе исследуется в зависимости от медиа.

Примечания

1 Fietz, R. Medienphilosophie. Musik, Sprache und Schrift bei Friedrich Nietzsche. Würzburg : Königshausen & Neumann, 1992. S. 11.

2 Habermas, J. Faktizität und Geltung. Beiträge zur Diskurstheorie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaats. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1992. S. 458.

3 Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В. В. Савчука. СПб. : Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2008. С. 7-39.

4 Münker, S. After The Medial Turn. Sieben Thesen zur Medienphilosophie // Medienphilosophie. Beiträge zur Klärung eines Begriffs / Hrsg. S. Münker, A. Roesler, M. Sandbothe. Frankfurt am Main, 2003. S. 18.

5 Roesler, A. Medienphilosophie und Zeichentheorie // Medienphilosophie. Beiträge zur Klärung eines Begriffs. S. 35.

6 О предмете медиафилософии. Культурная история медиа [Электронный ресурс]. URL: http: //www. culturalresearch. ru/files/open_is-sues/03_2011/IJCR_03(4)_2011_Savchuk.pdf (дата обращения 20.08.2013).

7 См.: Кузнецова, Е. И. Медиа и медиальное: социально-философский анализ [Электронный ресурс] / Е. И. Кузнецова, А. М. До-рожкин. С. 8. URL: http://www.unn.ru/ pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_ soc_2008_3(11)/17.pdf (дата обращения

15.02.2011).

8 Савчук, В. В. Коммуникант: конфигурация медиального тела [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/subject/figures/ valeriy-savchuk/13596-kommunikant-konfigu-raciya-medialnogo-tela.html (дата обращения

25.03.2012).

9 Чернышева, И. В. Медиареальность: среда обитания или протез сознания // Медиафи-лософия VI. Необратимость трансформации / под ред. В. В. Савчука и А. И. Иваненко. СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2010. 128 c.

10 Савчук, В. В. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под. ред. В. В. Савчука. СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2008. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.