ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ VOCATIONAL EDUCATION
УДК a811.161.1 a378 ББК 81.2Рус + 74.58
Алла Александровна Акишина,
кандидат филологических наук, профессор, Академия труда и социальных отношений (Москва, Россия), e-mail: reception@atiso.ru
Анатолий Викторович Тряпельников,
кандидат педагогических наук, доцент, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (Москва, Россия), e-mail: tryapelnikov@yandex.ru
Медиа-образ русского языка в учебных пособиях по РКИ на основе ресурсов интернета
(цифровые педагогические технологии)
Быстрый прогресс в развитии компьютерных технических средств, компьютерных сетей и телекоммуникаций открывает всё новые возможности в области использования информационных компьютерных технологий в сфере обучения русскому языку как иностранному. Медиаобраз русского языка во многом формируется здесь посредством новых инновационных инструментов представления и обработки информации. Современные технологии преподавания РКИ должны успевать за техническим прогрессом и использовать новые предоставляемые возможности. В статье рассматриваются методологические проблемы интеграции современных информационных и телекоммуникационных технологий в обучение РКИ, связанные с необходимостью учёта особенностей существования и функционирования информации в её цифровом представлении на глобальном пространстве Интернета. Авторами выявляются признаки динамики понятийных новообразований в такой цепочке языковых явлений, как текст - гипертекст - кибертекст, обусловленной динамикой технологического развития ИКТ. Подчёркивается особая значимость опоры в современных методических исследованиях по применению информационных технологий в обучении языку на технологические основания в их техническом, историческом и поступательном развитии. Это оказывается важным при определении методологических предпосылок к использованию инновационных технологий в учебном процессе. В статье отмечается, что текст (гипертекст), перемещаемый в киберпространство, теряет свои привычные «окончательные», завершённые качества, превращаясь в «оцифрованное, готовое к распространению, не стеснённое формой содержание», то есть - контент. И наоборот, контент, будучи извлечённым из цифрового представления, используется для целей обучения как текст в своей единичной, целостной и статической форме. Авторами в статье выдвигаются следующие утверждения, методологические предпосылки: 1. Сегодня в фокусе внимания методистов-исследователей должно быть цифровое, информационное направление развития компьютерной лингводидакти-ки («кибер-направление»). 2. Вопросы семиотики текста при условии обращения к цифровому контенту при отборе информации для обучения РКИ должны занимать приоритетное место в современных методических исследованиях. 3. Живое участие преподавателя является необходимым и определяющим началом в генерации смыслов и образов, которые он извлекает из отбираемого контента и представляет обучаемому посредством текста. 4. Наконец, профессиональное мастерство, необходимые (всё новые и новые в добавление к имеющимся) компетенции могут помочь преподавателю использовать в своей профессиональной деятельности современные цифровые средства обучения. Из этих утверждений исходят авторы, делая свой посильный вклад в формирование образа русского языка в медиапространстве РКИ, при разработке (в составе творческого коллектива) современных учебных пособий нового поколения, представляемых в статье.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, инновационные педагогические технологии, интернет, киберпространство, текст, гипертекст, кибертекст, цифровой формат обучения, компьютерная лингводидактика, медиаобраз русского языка.
210
© А. А. Акишина, А. В. Тряпельников, 2013
Alla Aleksandrovna Akishina,
Candidate of Philology, Professor, Academy of Labor and Social Affairs (Moscow, Russia), e-mail: reception@atiso.ru
Anatoliy Viktorovich Tryapel’nikov,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia), e-mail: tryapelnikov@yandex.ru
Media Image of Russian in Textbooks of Russian as a Foreign Language on the Basis of the Internet Resources (Digital Pedagogical Technologies)
Rapid progress in the development of computer hardware, computer networks and telecommunications opens new possibilities in the field of information and computer technologies in teaching Russian as a foreign language (RFL). Media image of the Russian language is largely shaped by new innovative tools for submission and processing of information. Modern technology of teaching RFL should keep pace with technological developments and the use of the new opportunities provided. The article considers the methodological problems of integration of modern information and communication technologies in teachingRFL related to the need to consider the features of the existence and functioning of information in its digital representation in the global Internet space. The authors revealed signs of conceptual dynamics of neoplasms in such a chain of linguistic phenomena as text - hypertext - cyber-text due to the dynamics of ICT development. The paper emphasizes importance of support in modern methodological studies on the application of information technology in language learning for technological foundation in the technical, historical and progressive development. This is important in determining the methodological premises to the use of innovative technologies in the educational process. The article notes that the text (hypertext) moves into cyberspace and loses its usual “final”, completed quality, becoming a “digitized, ready for distribution, not constrained by the content of the form”, i. e. the content. Conversely, the content being extracted from the digital representation is used for training purposes as a text in its single, coherent and static form. The authors of the article put forward the following statements, methodological assumptions: 1. Today supervisors and researchers must focus on digital and information direction of computer didactics (“cyber-direction”); 2. Questions on text semiotics in case of access to the digital content in the selection of information to train RFL should be a priority in modern methodological studies; 3. Teacher's lively participation is necessary, it is a determining principle in generating meanings and images that he draws from the sampled content and represents to the student through the text; 4. Finally, professional skills required (more and more in addition to the existing) competence can help teachers to use digital learning tools in their professional activity. The authors concentrate on these statements making a contribution to the image of the Russian language in media space and modern teaching aids represented in the article (as part of a creative team).
Keyword: Russian as a foreign language, innovative educational technologies, the Internet, cyberspace, text, hypertext, cybertext, digital learning, computer linguodidactics, media image of the Russian language.
Сегодня в компьютерной лингводидак-тике в центре внимания оказываются цифровые технологии обучения языку. Понятие инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям модернизации обучения, неразрывно связывается в наше время с информационными цифровыми технологиями. Термин «технология» сегодня является ключевым в современных педагогических исследованиях и методических разработках.
Должное внимание в направлениях поиска в компьютерной лингводидактике, по
мнению авторов, необходимо уделять такому направлению, как цифровое, (кибер-ин-фо) информационное, связанное с особенностями природы и использования информации в цифровом формате при обучении языку, накопленной и размещаемой, функционирующей в виртуальной (цифровой, идеальной) среде, в киберпространстве.
О необходимости и важности исследований в этом направлении в теории и практике обучения РКИ в методической литературе есть многочисленные свидетельства. Например, Н. Н. Битюцкая пишет: «Необхо-
димо уметь ориентироваться в потоке цифровой информации, отсеивать заведомо избыточную, ненужную, быстро обрабатывать найденную информацию и встраивать её в новую технологию. Это, несомненно, требует дополнительной подготовки преподавателя, однако оптимизирует и делает более результативным процесс обучения. Эти умения незаменимы при подготовке к занятиям по практике устной и письменной речи со студентами-лингвистами, где предусмотрено освоение лексического материала и развитие умений всех видов речевой деятельности по различной тематике» [1].
Заметим здесь, что в состав необходимых компетенций преподавателя необходимо входит компетенция семиотическая, что всё более становится очевидным в случае обращения преподавателя за материалом для занятий в информационное пространство Интернета.
Информационный (цифровой) формат связан с цифровым представлением информации. В отличие от электронного он более представляет собственно информацию, которая, будучи перенесённой на цифровые материальные носители, свободно циркулирует в компьютерных коммуникационных сетях и способна размещаться, обрабатываться и извлекаться для использования в глобальном киберпространстве. Здесь это уже идеальная материя, то есть -непосредственно информация.
В этой связи важно рассматривать и осознавать такие явления и понятия, как информация в цифровом представлении, цифровая революция, информационное поле, кибернетическая среда, кибернетическое пространство (киберпространство) и др. - относительно сферы обучения РКИ.
Киберинфотехнологии, которые привлекаются сегодня в сферу образования, непосредственно определяют особенности накопления и функционирования информации в киберпространстве, а также особенности её отбора из этой среды в целях обучения языку.
Отбор информации из Интернета связан с природой семиотического представления цифровой информации в Интернете. Каким образом, в каком методологическом направлении киберинфотехнологии могут определять инновации в методике препода-
вания РКИ, можно представить себе, если принять во внимание, что общим основанием для методологического развития, на наш взгляд, следует выбрать технологические основания в их техническом,историческом и поступательном развитии.
Здесь будет уместным заметить, что сами мысли и чувства человека, возможно, не так сильно связаны с развитием технологий, которые делают возможным их передачу во вне, скорее - с языком. Но литература, то есть книги как способ фиксации и передачи мыслей и чувств - это явление в своём исходе технологическое.
Для себя мы определяем, что мысли и чувства человека (образы) и возможность их вывода из поля сознания посредством отображения, фиксации в тексте определяются технологиями, которыми располагает то или иное историческое время. Так, в понятном отношении связываются такие явления текста: тушь и кисть -> свиток; печатный станок -> книга; компьютер и инфоком-муникационные технологии -> гипертекст, и далее кибертекст. Таким образом, текст, гипертекст и кибертекст - это, в первую очередь, явления технологические.
Исследование гипертекста с особенностями его нелинейного построения в работах лингвистов, методистов и специалистов в области информационных технологий занимают сегодня своё должное место (А. Н. Баранов, С. Н. Водолад, О. В. Воронина, Л. В. Дементьева, Е. А. Иванова, Е. В. Казначеева, О. В. Константинова, Е. Л. Круглая, А. В. Лория, Л. Г. Ованесбеков, B. Г. Овчинников, Р К. Потапова, И. П. Севбо, А. Ю. Соколова, М. М. Субботин, В. Л. Эпштейн, M. Guido, G. Landow и др.).
Понятие гипертекста с 1992 года, когда появился Интернет, в предложенной концепции Т. Нельсона - соединения всего со всем через гипертекст, было осознано и понято в полной мере с точки зрения инфо-технологических особенностей. Гипертекст стали определять как новую, современную форму технологии коммуникации, возможной в Интернете.
Существуют исследования методистов по использованию гипертекста как средства обучения языку. Обнаруживается, что понимание природы гипертекста вскрывает отсутствие продуманных и апробированных
методик его применения в обучении [3]. И это сегодня проблема и тема для исследований.
«Гипертекст» - это текстовое образование с нелинейным содержанием. Идея интертекстуальности, взаимоприсутствия нескольких текстов в одном - это уже идея кибертекста.
Понимание идеи кибертекста необходимо связывается с представлениями о киберпространстве. Здесь следует заметить, что одним из назначений языка является обеспечение информационного речедеятельностного обмена в среде социальных коммуникаций. Одним из назначений киберпространства яляется обеспечение информационного обмена в той же среде вездесущих социальных коммуникаций, которые осушествляются, например, на информационном поле Интернета. То есть, киберпространство - это и зона присутствия языка, рассыпанного в текстовых фрагментах на пространстве Интернета.
Ю. В. Рождественский писал о важности семиотических исследований в науке о языке. Говорил о привлекательности идеи широкого применения лингвистического метода в таких исследованиях, о возможности эффективного применения лингвистического метода к изучению не только языка, но и других языкоподобных явлений («например, флажный семафор, телеграфный код и т. д.» [7]). В киберпространстве к знаковым системам можно отнести, например: формат, кодировку, шифр, все свойственные цифровой среде средства выражения и способы представления информации. Киберпространство несомненно проявляется как такое новое языкоподобное явление.
Интернет и цифровые технологии предоставляют инструменты для работы с фрагментами информации.
В истории новых медиа фрагментацией (fragmentation) сегодня называют дробление информационных файлов на некоторое количество небольших частей. Цифровые технологии позволяют оперировать частями этих файлов и создавать из них бесконечное разнообразие новых медиафайлов. Всё это непосредственно относится к нашему новому представлению о тексте (кибер-тексте). Текст, перемещаемый в киберпространство, теряет физические качества «единичности, целостности и статичности»,
превращаясь в «оцифрованное, готовое к распространению, не стеснённое формой содержание», то есть - контент [2]. И уже ничто не мешает его физическому взаимодействию с коммуникантом во всех своих частях (фрагментах) и с каждой из них в отдельности.
Появляется новизна в обращении с текстом. В киберпространстве «любая часть этого контента-содержания с лёгкостью вычленяется и используется отдельно либо, наоборот, выступает вместилищем для привнесенного содержания». И само представление текста легко принимается и вычленяется из контента как в его письменной форме, так и в аудиовизуальной записи.
Ниже мы приводим примеры из учебных пособий, в которых реализуем изложенные выше представления: каким образом и в каком методологическом направлении могут определяться подходы в методике преподавания РКИ с использованием кибе-ринфотехнологий. Так, в списке литературы приводятся ссылки на открытые источники в Интернете с представлением наших материалов [6; 9]. Об этих пособиях несколько слов. Можно начать с приглашения к обучению: приглашаем изучать русский язык на основе интересных текстов по истории, русской культуре и искусству, предлагаемых в нашем пособии. При работе с данным комплектом медиафайлов (МФ) учебного пособия по развитию русской речи и страноведению на занятиях можно будет читать, писать, слушать и говорить о музыке и композиторах, о театральных постановках и концертах. Все эти темы требуют знаний определённых тематических групп слов и словосочетаний, некоторых типизированных видов текста, что и представляет частью содержание обучения языку с использованием этих материалов.
Безусловно, знакомство с культурой страны изучаемого языка нераздельно связано с её историей. В пособие включены МФ с материалами из истории России XIX века.
Возможности ММ расширяют границы получения информации: помимо печатного текста, выведенного на экран, его можно прослушать, увидеть содержание в виде картины, почувствовать настроение увиденного, слушая музыку или просматривая фильм.
Рис. 1. Титульный экран комплекта медиафайлов
Обучение предполагает широкое использование учащимися Интернета, с этой целью даются задания с прямой отсылкой в Интернет. Подключение Интернета в учебный процесс расширяет горизонты познания, делая их безграничными.
Да, образовательные технологии всё далее продвинуто и всё более всеохватывающе попадают под купол глобальных информационных технологий. Цифровое, (кибер-) информационное направление развития компьютерной лингводидактики, связанное с необходимостью учёта особенностей природы и использования информации в цифровом формате при обучении языку, становится всё более актуальным. Вопросы семиотики текста, в широком понимании этого слова, при обращении к цифровому контенту содержания обучения сейчас в фокусе внимания методистов-исследовате-лей [4; 8]. Необходимое живое участие коммуниканта в раскодировании информации, циркулирующей в цифровом коде контента, является определяющим началом, генерирующим смыслы и порождающим из извлекаемого оригинальные образы. Настоящее киберпространство будит воображение, а «не повторяет мир» [5].
Наконец, профессиональное мастерство (компетенции) преподавателя и его уме-
ние адекватно извлекаемому из контента смыслу (высекаемому образу) придать им ту необходимую фиксацию (в единичной, целостной и статической форме), которая и является в тексте, представляет семиотику текста и содержательно будет определять действия обучаемого - вооружает преподавателя средством обучения.
Собственно, из этого мы исходим в разработке наших учебно-методических материалов. В результате осуществляется работа по формированию образа русского языка, который все мы собираем сегодня в медиапространстве РКИ.
В заключение скажем, сейчас мы переживаем языковой кризис, вызванный переходом в эпоху информатизации и глобализации всей общественной жизни. Это справедливо и по отношению к сфере РКИ. Ю. В. Рождественский пишет: «Если рассматривать историю языка, то видно, что основой разрешения кризиса всегда являлось введение новой формы существования языка при сохранении всех предшествующих достижений, включении их внутрь нового целого ... если предположить, что это есть закон развития языка, то неудача всех попыток объясняется пренебрежением этим законом» [6]. Если отвечать требованиям определяемого Ю. В Рождественским
закона о развитии языка, то нужно искать формы развития методической мысли и практической работы, не пренебрегая этим законом.
Перспективы развития наших представлений о кибер-инфо технологиях в обучении РКИ без пренебрежения законом о развитии языка, таким образом, существуют.
Список литературы
1. Битюцкая Н. Н. Использование интернет-технологий на занятиях по иностранному языку при подготовке студентов-лингвистов в вузе. URL: http://www.info-alt.ru/2010-11-12-12-11-56 (дата обращения: 1.01.2013).
2. Будник Р Контент в киберпространстве. URL: http://www.rbis.su/article.php?article=650 (дата обращения:
1.01.2013).
3. Куликова И. В. Учебный гипертекст как средство обучения построению высказывания. URL: Ьійр://паика-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-uchebnyy-gipertekst-kak-sredstvo-obucheniya-postroeniyu-vyskazyvaniya (дата обращения: 1.01.2013).
4. Куроленко Е. М. Семиотика художественно-педагогической деятельности. URL: http://www.emissia.org/ offline/2012/1738.htm (дата обращения: 1.01.2013).
5. Майкл Хайм. Метафизика виртуальной реальности. От наивного реализма к ирреализму. URL: Ь^/Лтт^. old.kspu.ru/ffec/philos/chrest/g12/hiem_m.html (дата обращения: 1.01.2013).
6. Музыка. Русские композиторы XIX века. URL: http://www.atmos-edu.ru/MEDIA/muz_demo/html %205/_start/ start.html (дата обращения: 1.01.2013).
7. Рождественский Ю. В. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
8. Русь, Россия, русский язык. История ІХ-ХХ вв. URL: http://www.edu-author-ru.1gb.ru/ru/node/17 (дата обращения: 1.01.2013).
9. Суханова А. А. Структура технологии семиотической интерпретации учебных текстов в условиях экспериментального обучения в СПО. URL: Ь^/Лтт^. sibac.info/files/2011_03_30_Pedagogika/Suhanova.doc (дата обращения: 1.01.2013).
References
1. Bitjuckaja N. N. Ispol'zovanie internet-tehnologij na zanjatijah po inostrannomu jazyku pri podgo-tovke studentov-lingvistov v vuze. URL: http://www.info-alt.ru/2010-11-12-12-11-56 (data obrashhe-nija: 1.01.2013).
2. Budnik R. Kontent v kiberprostranstve. URL: http://www.rbis.su/article.php?article=650 (data ob-rashhenija:
1.01.2013).
3. Kulikova I. V. Uchebnyj gipertekst kak sredstvo obuchenija postroeniju vyskazyvanija. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-uchebnyy-gipertekst-kak-sredstvo-obucheniya-postroeniyu-vyskazyvaniya (data obrashhenija: 1.01.2013).
4. Kurolenko E. M. Semiotika hudozhestvenno-pedagogicheskoj dejatel'nosti. URL: http://www.emissia.org/ offline/2012/1738.htm (data obrashhenija: 1.01.2013).
5. Majkl Hajm. Metafizika virtual'noj real'nosti. Ot naivnogo realizma k irrealizmu. URL: http://www.old.kspu.ru/ffec/ philos/chrest/g12/hiem_m.html (data obrashhenija: 1.01.2013).
6. Muzyka. Russkie kompozitory XIX veka. URL: http://www.atmos-edu.ru/MEDIA/muz_demo/html %205/_start/start. html (data obrashhenija: 1.01.2013).
7. Rozhdestvenskij Ju. V. Obshhaja filologija. M.: Fond «Novoe tysjacheletie», 1996.
8. Rus', Rossija, russkij jazyk. Istorija IX-XX vv. URL: http://www.edu-author-ru.1gb.ru/ru/node/17 (data obrashhenija:
1.01.2013).
9. Suhanova A. A. Struktura tehnologii semioticheskoj interpretacii uchebnyh tekstov v uslovijah jeks-perimental'nogo obuchenija v SPO. URL: http://www. si-bac.info/files/2011_03_30_Pedagogika/Suhanova.doc (data obrashhenija:
1.01.2013).
Статья поступила в редакцию 13.01.2013