Научная статья на тему 'Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ'

Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
708
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая реальность / текст / гипертекст / кибертекст / киберобраз / дидактика / Digital reality / text / hypertext / Cyber-text / Cyber-image / Didaktics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акишина Алла Александровна, Тряпельников Анатолий Викторович

Современный мир переживает глубокие изменения. Многие из них формируются цифровой реальностью. Цифровая реальность присутствует сегодня и проявляет себя во всех сферах обучения, в том числе и в сфере преподавания иностранных языков и русского как иностранного. В своем докладе мы предлагаем рассмотреть пришедшее к нам с цифровой реальностью такое новое явление, которое в лингводидактике сегодня мы определяем как «кибертекст». Рассматриваем его роль и место в современном преподавании иностранных языков, в частности русского языка как иностранного в качестве основной единицы обучения языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern world is undergoing profound changes. Many of them are formed by digital reality. Digital reality is present today and manifests itself in all areas of education, including in the field of teaching foreign languages and Russian as a foreign language. In our report we propose to consider a new phenomenon that has appeared with a digital reality, which in didactics today we define as "Cyber-text". We analyze its role and place in the modern teaching of foreign languages, in particular Russian as a foreign language, as the basic unit of language teaching. We distinguish concepts: text, hypertext and Cyber-text. Cybertext is a single, solid, completed new type of multimedia text, generated in Cyber space and expressed by different signs, covering a large semiotic space, but with a single content and a unified semantic way (Cyberimage). We show that when you use Internet resources (cyberspace, information field), you can create a new type of training text, Cyber-text. It is created with different types of texts that have passed into digital reality: A video fragment, a picturesque canvas, a picture, a musical work, a verbal text. Thus Cyber -text is capable to carry in itself a new image, Cyber-image, which lives and functions naturally in digital reality. Cyber-text is a new unit of teaching Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ»

Педагогика. Методика. Информационные и интеллектуальные технологии

Акишина Алла Александровна, почет. доктор МонголАСПЯЛ, канд. филолог. наук, профессор Академии труда и социальных отношений Москва, Россия

Тряпельников Анатолий Викторович, доцент РУДН, Москва, Россия

КИБЕРТЕКСТ КАК НОВЫЙ ВИД УЧЕБНОГО ТЕКСТА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Аннотация

Современный мир переживает глубокие изменения. Многие из них формируются цифровой реальностью. Цифровая реальность присутствует сегодня и проявляет себя во всех сферах обучения, в том числе и в сфере преподавания иностранных языков и русского как иностранного. В своем докладе мы предлагаем рассмотреть пришедшее к нам с цифровой реальностью такое новое явление, которое в лингводидактике сегодня мы определяем как ««кибертекст». Рассматриваем его роль и место в современном преподавании иностранных языков, в частности русского языка как иностранного в качестве основной единицы обучения языку.

Ключевые слова: цифровая реальность, текст, гипертекст, кибертекст, киберобраз, дидактика

Abstract

The modern world is undergoing profound changes. Many of them are formed by digital reality. Digital reality is present today and manifests itself in all areas of education, including in the field of teaching foreign languages and Russian as a foreign language. In our report we propose to consider a new phenomenon that has appeared with a digital reality, which in didactics today we define as "Cyber-text".

We analyze its role and place in the modern teaching of foreign languages, in particular Russian as a foreign language, as the basic unit of language teaching.

We distinguish concepts: text, hypertext and Cyber-text. Cyber- text is a single, solid, completed new type of multimedia text, generated in Cyber space and expressed by different signs, covering a large semiotic space, but with a single content and a unified semantic way (Cyberimage). We show that when you use Internet resources (cyberspace, information field), you can

205

create a new type of training text, Cyber-text. It is created with different types of texts that have passed into digital reality: A video fragment, a picturesque canvas, a picture, a musical work, a verbal text. Thus Cyber -text is capable to carry in itself a new image, Cyber-image, which lives andfunctions naturally in digital reality. Cyber-text is a new unit of teaching Russian as a foreign language.

Keywords: Digital reality, text, hypertext, Cyber-text, Cyber-image, Didaktics

Компьютер стал неотъемлемым инструментом в обучении как для преподавателя, так и для учащегося и оказался (как инструмент) встроенным во все реализуемые сегодня в рамках информатизации обучения педагогические технологии.

Появился в основании новых информационных педагогических технологий (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные технологии), которые сегодня позиционируются в ряду других уже не технических средств обучения (ТСО), но педагогических технологий: проективные и деятельностные технологии, креативные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированного образования, тренинговые и др.

Информационные технологии, в свою очередь, обретая универсальные качества, то есть, неизбежно инструментально внедряясь в другие педагогические технологии, способствуют их инновационному обновлению и изменению, то есть совершенствованию образовательных технологий.

Кибер-инфо технологии, которые привлекаются сегодня в сферу образования, непосредственно определяют особенности накопления и функционирования информации в киберпространстве, а также особенности её отбора из этой среды, в целях обучения языку. Отбор информации из Интернета связан с семиотическим представлением цифровой информации пользователю Интернета, вернее со способностью у пользователя Интернета (у преподавателя) к семиотическому отбору информации из информационной среды.

Настоящее киберпространство - будит воображение, а «не повторяет мир» [6], то есть оно - дарит образ, извлекаемый (в меру семиотической подготовки преподавателя [3]) для использования в качестве средства обучения языку.

Каким образом и в каком методологическом направлении кибер-инфо технологии могут определять новые подходы в методике преподавания РКИ, можно представить себе, например, обратившись к динамике понятийных новообразований в определениях текста: "текст", -> "гипертекст",_> "кибертекст", которые уже представлены в русскоязычной виртуальной речедеятельностной среде и проявляют себя как новое в истории средств коммуникации. [7] Общим основанием, отправной точкой для выявления методологических предпосылок при рассмотрении особенностей этой понятийной динамики правильно, на наш взгляд, выбрать технологические основания в их техническом историческом и поступательном развитии.

Лотман Ю.М. пишет о том, что текст, включаемый в акт коммуникации обладает

семиотической неоднородностью. «Стоит снять с полки "Гамлета", прочесть его или поставить на сцене, подключив к нему читателя или зрителя, как он начнет функционировать в качестве генератора новых и по отношению к автору, и по отношению к аудитории, и по отношению к нему самому сообщений. Последнее качество настолько важно, с одной стороны, и поразительно, с другой, что в него стоит вдуматься» [5].

Сейчас, видимо, пришла пора «вдуматься». Действительно, можно предположить, что определяющее живое участия соприкасающегося с текстом человека в процессе коммуникации делает текст генератором (местом и телом) новых сообщений и смыслов, которые остаются в памяти и могут быть отражены образно, посредством языка положены в текст.

В нашем случае, человеком, который при своем живом участии благодаря кибер-инфо технологиям в процессе коммуникаций соприкасается с текстом, извлекаемым из пространства Интернета, является преподаватель. Он ищет, формирует образ как средство обучения для использования в иных коммуникациях - партнерстве с обучаемым. Составленный преподавателем текст (кибертекст), несущий в себе обновленную семантику, при живом участии обучаемого, в свою очередь, в состоявшихся коммуникациях становится генератором смыслов, над которыми под управлением преподавателя трудится обучаемый.

Повсеместное распространение Интернета и использование компьютера предполагает необходимость адаптации к новым условиям организации обучения с опорой на цифровые информационные ресурсы. Компьютерные средства дают возможность сегодня создавать учебники нового поколения - это учебники с кинофильмами, учебники мультимедийного типа, наконец, это интерактивные учебно-методические комплексы (УМК), включающие в себя все необходимые материалы для обучения русскому языку студентов, как в группах, так и индивидуально, и одновременно создающие благодаря Интернету виртуальные интерактивные площадки дистанционной учебно-методической поддержки. То есть студенты получают возможность не только самостоятельно работать с учебными материалами и контролировать себя, но и связываться с преподавателем и получать консультации через глобальную систему Интернета. [2] Передовой опыт применения инновационных методик, в этой связи, очень важен для использования в работе над совершенствованием преподавания, в том числе русского языка как иностранного. Мы предлагаем посмотреть на новое для лингводидактики понятие: кибертекст и его роль в современном преподавании иностранных языков.

Мы различаем понятия: текст и гипертекст и ввоодим новое понятие и термин -кибертекст. Кибертекст - это единый, цельный, связанный, завершенный новый тип мультимедийного текста, порождаемый в кибепространстве и выраженный разными символами, охватывающий большое семиотическое пространство, но с единым содержанием и единым смысловым образом (киберобраз). Опираясь на ресурсы Интернета (киберпространство),мы можем создавать новый тип текста, кибертекст. Он собирается из разных видов текстов: видеофрагмент, живописное полотно, фотография, музыкальное произведение, словесный текст. При этом формируется и новый образ, киберобраз

В чем же отличие предлагаемого нами термина кибертекст от таких традиционных терминов, как текст, интертекст и от относительно нового термина — гипертекст.

Кибертекст, во-первых, включает в себя то, что принято называть текстом, интертекстом и гипертекстом: в нем одновременно представлены и собственно тексты, выраженные различными знаками (словесными, звуковыми, зрительными), в кибертексте наличествуют и гипертексты, то есть ссылки на другие тексты, в нем присутсвуют и интертексты, то есть аллюзии на иные тексты. Все это тематически объединено (сплавлено) и представлено в одном объемном тексте-кадре (кибертексте) со своим новым киберобразом. Во-вторых, кибертекст создается и живет только в киберпространстве, поэтому мы и называем его «КИБЕРтекстом», а образ, который он создает, «КИБЕРобразом».

От понятия собственно ТЕКСТ, в лингвистическом его понимании, КИБЕРТЕКСТ отличается по 5 параметрам: -образ,

-пространство, -каналы восприятия, -знаковая система,

-количество входящих в него разноплановых текстов.

От ИНТЕРТЕКСТА, то есть включенного текста в виде цитат и аллюзий, кибертекст отличается 3 параметрами: -образ,

-каналы восприятия, -знаковая система.

А от ГИПЕРТЕКСТА - только одним параметром - образ.

Гипертекст не формирует нового образа, он только расширяет информационные рамки собственно текста, увеличивая его объем, но не влияя на образ. А кибертекст из сплава, входящих в него отдельных текстов, разных видов и жанров, создает новый, единый, эмоционально усиленный образ, в отличие от каждого единичного образа, входящих в него текстов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КИБЕРТЕКСТОВ

С нашей точки зрения, кибертекст - тот вид учебного текста, который необходим в методике преподавания русского языка как иностранного - в свете современного подхода к изучению языка в диалоге культур.

Мы знаем, что один из естественных путей освоения языка через культуру состоит в непосредственном пребывании в культурной среде изучаемого языка. Но естественная языковая среда существует в Интернете как виртуальная. И это не модель, а проекция в киберпространство живой естественной языковой среды, которая конвертируется в контент как: «оцифрованное, готовое к распространению, не стесненное формой содержание» [8, с.17].

Эта проекция несет в себе посредством триединства «текст-гипертекст-кибертекст» культурные и языковые коды и образы. Подобно тому, как это происходит в естественной среде, коды и образы считываются, понимаются и воздействуют на реципиента, возвращаясь к нему с экрана посредством контента из киберпространства, в новом уже -киберобразе.

О характере и силе воздействия киберобраза на реципиента мы знаем из масс-медиа и личного опыта, который сейчас есть у каждого, кто работает с Интернетом. Сила воздействия велика. Отметим, что профессионально не использовать силу информационного воздействия киберобраза в целях обучения языку, в частности русскому языку как иностранному, в современном образовании мы просто не в праве.

Почему, с нашей точки зрения, кибертексты актуальны сегодня в образовании?

1) Кибертексты как сплав многих разноплановых текстов формируют у учащегося обобщенный образ множества взаимосвязанных понятий и явлений. Мы называем его -киберобраз.

2) Одновременно задействованы все каналы восприятия: словесный, зрительный, слуховой, даже осязательный, поскольку в детские кибертексты мы вводим задание нарисовать какое-то явление.

3) Подключено к логическому восприятию текста эмоционально-образное восприятие, что, как известно, способствует лучшему запоминанию, а также повышает интерес к обучению.

4) Поскольку индивидуализация становится одной из главных тенденций образования XXI века, что обусловливается глубокими отличиями людей друг от друга, обучение в электронном формате становится острой необходимостью, позволяющее задействовать компьютеры как индивидуального педагога.

5) Расширены рамки самостоятельной работы учащихся: собранный в кибертексте материал самодостаточен и может не требовать преподавательского толкования.

6) Кибертекстом легко пользоваться учителю: он функционирует в электронной среде и при необходимости может быть трансформирован по требованию педагога;

7) Расширяются возможности раннего информационного включения страноведческого материала для обучения детей дошкольного возраста и при обучении иностранным языкам школьников, поскольку представленные в кибертекстах зрительные фрагменты облегчают восприятие сложных понятий, а при обучении иностранному языку вводят их в языковую среду, благодаря звуковым фрагментам.

8) Расширены возможности интерактивной учебной работы с использованием Интернета и мобильных коммуникаций и многое другое.

Покажем пример (скриншоты) одного из кибертекстов нашего пособия «Русь, Россия, русский язык: искусство и литература первой половины XX века в России» [1].

Педагогическая разработка кибертекста предполагала его сборку как носителя такого кода-образа отечественной культуры (в нашем случае, киберобраза), как: творческий облик писателя Михаила Александровича Шолохова.

Рис 3. Кибертекст «История в лицах: Михаил Александрович Шолохов». Титульная страница.

Рис 4. Составляющие компоненты кибертекста «История в лицах: Михаил Александрович Шолохов».

Список литературы

1. Акишина А.А., Тряпельников А.В. Электронный ресурс - Режим доступа: Url:

http://taresurs-ru.1gb.ru/6_r-r-r_yzyk/3_zor_v_5-ti_chastych_2knigi/P_2/20_vek-2

(Web)/index.html

2. Акишина А.А., Тряпельников А.В., Шипелевич Л. О новом типе учебного текста для изучающих иностранные языки // Человек, сознание, коммуникация, интернет: материалы VI Международной научной конференции «Русский язык в языковом и

культурном пространстве Европы и мира»: 22—25 мая 2014. Лёвен, 2014. С. 267—274.

3. Куроленко Е.М. Семиотика художественно-педагогической деятельности. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1738.htm (дата обращения: 10.10.2012).

4. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1993. Т. 52, № 1. С. 3—9.

5. Лотман Ю.М. Мозг - текст - культура искусственный интеллект. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/02.php (дата обращения: 16.10.2012)

6. Майкл Хайм. Метафизика виртуальной реальности. От наивного реализма к ирреализму. URL: http://www.old.kspu.ru/ffec/philos/chrest/g12/hiem_m.html (дата обращения: 24.03.2012).

7. Сергеева О.В. Циркуляция социального знания и информации: от традиционной книги к версии 2.0. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/10.htm (дата обращения: 24.03.2012).

8. Тряпельников А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.