бо
злокачественной и доброкачественной опухоли при раке молочной железы в самостоятельном варианте и в сочетании с миомой матки.
Материал и методы. В 37 образцах ткани рака молочной железы при самостоятельном развитии процесса и 36 образцах ткани злокачественной и доброкачественной опухолей при сочетании рака молочной железы с миомой матки, а также 25 образцах ткани миомы матки, полученных при оперативном лечении больных, определяли уровень содержания пролактина и прогестерона методом ИФА. Все больные находились в перименопаузе, медиана возраста составляла 51,2 ± 0,7 года.
Результаты. Установлено, что в ткани злокачественной опухоли молочной железы при самостоятельном процессе уровень пролактина был повышен на 12,2 % относительно интакт-ной ткани, тогда как в ткани злокачественной опухоли при сочетании рака молочной железы и миомы матки повышение составило 61 %. При этом в ткани миомы матки при самостоятельном процессе и при сочетании со злокачественной
опухолью молочной железы, повышение уровня гормона было в среднем на 29,2 % относительно ткани интактного миометрия. Показано, что при самостоятельном развитии опухолей в молочной железе в ткани злокачественной опухоли содержание прогестерона было снижено на 37,1 %. При сочетании рака молочной железы и миомы матки в обоих образцах тканей обнаружено снижение уровня гормона в 1,9 раза и 2,2 раза соответственно по сравнению с интактными тканями молочной железы и миометрия, тогда как в ткани миомы матки при самостоятельном варианте развития уровень его не отличался от нормативных показателей.
Выводы. Направленность изменения изученных гормонов в образцах опухолевой ткани при различных вариантах развития указывает на готовность доброкачественной опухоли миометрия - миомы матки к формированию патологической метаболической взаимосвязи со злокачественными новообразованиями репродуктивных органов, сопровождающейся неконтролируемой пролиферацией.
матриксные металлопротеазы и их тканевые
ИНГИБИТОРЫ ПРИ ОПУХОЛЕВОМ РОСТЕ
И метастазировании аденокарциномы
ЛЕГКИХ ЛЬЮИС у мышей
Я.А. КИСАРОВА, Т.А. КОРОЛЕНКО
НИИ физиологии СО РАМН, г. Новосибирск
Матриксные металлопротеазы (ММП), в том числе желатиназы А (ММП-2) и В (ММП-9), играют важную роль в инвазии и метастазировании опухолей, расщепляя коллагены НУ типов, ламинин, фибронектин, эластин, протеогликаны базальных мембран, а также другие компоненты внеклеточного матрикса (ВКМ). Значительный интерес представляют факторы, регулирующие активность ММП. Тканевые ингибиторы ММП - ТИМП-1, -2, -3, -4 и активация проформ ММП являются специфичными регуляторами активности ММП.
Цель исследования. Оценить уровень ТИМП-1, ТИМП-2 и сопоставить с изменениями активности ММП в динамике развития
и метастазирования аденокарциномы легких Льюис (АЛЛ) у мышей.
Материал и методы. Использовали перевиваемую опухоль мышей - аденокарциному легких Льюис. Забой животных осуществляли на 7-е (начало развития метастазов), 15-е (прогрессирование опухолевого процесса) и 20-е сут (максимальное развитие опухоли и метастазов). Активность ММП в гомогенатах опухоли, легких и в сыворотке крови определяли при pH 7,5, используя флюоресцентный субстрат MCA-Pro-Leu-Gly~Leu-Dpa-Ala-Arg-NH2 (American Peptide Company, Inc, USA), расщепляющий связь Gly~Leu (Knight C.G. 1992). Флюоресценцию оценивали при длине волн возбуждения и эмис-
сии, соответственно, 328 нм и 393 нм. В качестве стандарта использовали 7-метилкумарин (ICN Biomedicals Inc.). Инкубацию производили в присутствии специфичного ингибитора сери-новых протеаз фенилметилсульфонилфторида (ФМСФ, Boehringer Mannhein, Germany) в концентрации 0,5 мМ. Для активации ММП применяли специфический активатор АФМА (аминофенилмеркурий-ацетат) в конечной концентрации 1 мМ. Для определения проформ и активных форм ММП-2 и ММП-9 использовали желатиназную зимографию (Mini-PROTEAN Tetra Cell, 165-8000, Bio Rad Inc, USA). Концентрацию ТИМП-1 и ТИМП-2 определяли в ткани легких и в сыворотке крови мышей количественно методом ИФА с помощью соответствующих коммерческих наборов для мышей (Ray Biotech Inc., USA).
Результаты. Развитие опухоли (на 20-е сут по сравнению с 15-ми сут) характеризовалось увеличением общей активности ММП (активная форма + проММП) в ткани опухоли за счет преобладания проММП. Выявлена положительная корреляционная связь между весом опухоли и проММП в ткани опухоли мышей с АЛЛ. В ткани легких интактных животных преобладала проММП. Развитие метастазов в легких сопровождалось увеличением общей активности ММП на всех исследованных сроках (7, 15 и 20-е сут после перевивки опухоли) за счет увеличения активной формы и снижения проММП.
Выявлена положительная корреляционная связь между общей активностью ММП и активной формой ММП в ткани легких мышей с АЛЛ. Обнаружено, что соотношение проформ и активных форм ММП в ткани опухоли отличается от соотношения этих показателей в ткани легких с метастазами, что указывает на различную роль проформ и активных форм ММП в клетках опухоли и метастазах. Активность ММП в сыворотке крови носит волнообразный характер: повышение на 7-е сут развития опухоли, снижение на 15-е сут (развитие метастазов и прогрессирование АЛЛ), и вновь повышение к 20-м сут. Обнаружено, что содержание ТИМП-1 в сыворотке крови мышей выше по сравнению с интактными животными в динамике роста опухоли на всех исследованных сроках (7, 15 и 20-е сут после перевивки). В сыворотке крови интактных мышей концентрация ТИМП-2 почти в 4 раза выше в сравнении с ТИМП-1. Уровень ТИМП-2 повышен только на поздней стадии развития опухолевого процесса (20-е сут) по сравнению с сывороткой интактных животных и мышей с АЛЛ на более ранних сроках развития (7-е и 15-е сут). В ткани легких концентрация ТИМП-1 значительно ниже у мышей с АЛЛ (7-е сут) по сравнению с легкими интактных животных. Содержание ТИМП-2 в ткани легких выше на 7-е и 20-е сут развития опухолевого процесса по сравнению с интактными мышами.
ЦИТОСТАТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ КОМПЛЕКСА ЛИПОПРОТЕИНОВ
ОЧЕНЬ низкой плотности с кортизолом на рост и развитие опухолевых клеток в культуре
р.а. Князев, ж.и. гринюк
НИИ биохимии СО РАМН, г. Новосибирск
Актуальность. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что интерес исследователей к участию липопротеинов (ЛП) и их белкового компонента апоЛП в регуляции митотической активности клеток, экспрессии генов, механизмов иммунного ответа существует давно. Показано, что липопротеины высокой плотности проявляют пролиферативный эффект,
обусловленный действием биологически активного комплекса тетрогидрокортизол-апоА-1, который образуется в макрофагах. Выяснен молекулярный механизм его действия, обусловленный усилением экспрессии многих генов в соматических клетках (гепатоцитах). Показано также, что апоЕ и апоЕ-содержащие липопротеины очень низкой плотности (ЛПОНП) пода-