ЭкоНомико-математигеское
моделирование
МАТРИЧНО-БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОКУПАТЕЛЕЙ-ДЕБИТОРОВ
В.Н. ЕДРОНОВА,
доктор экономических наук, профессор
O.E. СТУЛОВА,
старший преподаватель Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Приведенная в данной статье методика дает возможность сгруппировать и провести сравнительный анализ покупателей, а также выявить тех из них, которые менее всего подвержены риску невозврата долгов. Балльная оценка позволяет провести не только анализ текущего финансового состояния дебиторов, но и осуществить анализ изменения статуса покупателя в будущем. Представленная методика может найти широкое применение при разработке кредитной политики, так как позволяет снизить размер сомнительной задолженности, что в свою очередь положительно отразится на деятельности предприятия в целом.
Ключевые слова: дебет, задолженность, балл, оценка, покупатель, платежеспособность, группа, карта.
Для поддержания экономического статуса и в целях привлечения новых покупателей организации предлагают разные варианты оплаты за свой товар, которые варьируются между двумя крайними случаями: предварительная оплата и торговый кредит на уровне установленного лимита. Фактический механизм оплаты будет зависеть от рыночных позиций покупателя и продавца, их финансового положения и существующих взаимоотношений между ними. При любых условиях оплаты, за исключением предварительной, у организации-поставщика образуется дебиторская задолженность, составляющая значительную часть активов предприятий и характеризующаяся положительной динамикой (табл. 1).
Следует признать, что при разработке финансовой политики организации значительная роль должна отводиться управлению дебиторской задолженностью.
Следует также учитывать, что наличие дебиторской задолженности сопровождается расходами организации, явными и неявными. Первые состоят в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в текущую деятельность, а ко вторым необходимо отнести проценты от неэффективного вложения средств и их отвлечение в долго неоплачиваемую задолженность1. В соответствии с этим задача управления дебиторской задолженностью заключается в ускорении платежей со стороны клиентов, снижении сомнительных долгов, в проведении эффективной политики продаж и дальнейшем продвижении на рынке. Все это требует проведения тщательного анализа и оценки покупателей.
В данной статье предлагается методика мат-рично-балльной оценки покупателей-дебиторов для сравнительного анализа их надежности и платежеспособности, которая включает следующие этапы.
1. Определение перечня покупателей-дебиторов, подлежащих дальнейшей балльной оценке: П= {П}, 1=1,.., п.
1 Мицек С. А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 248 с.
Таблица 1
Динамика суммарной дебиторской задолженности российских организаций (на конец года) за период 2000 — 2008 гг.1
Год Дебиторская задолженность
Всего, млрд руб. Темп роста, % В том числе просроченная, млрд руб. Темп роста, %
2000 2 450,8 - 916,6 -
2001 3 318,2 135,4 1 053,2 114,9
2002 3 663,3 110,4 910,9 86,5
2003 4 141,8 113,1 877,5 96,3
2004 5 174,4 124,9 839,0 95,6
2005 6 331,3 122,4 855,1 101,9
2006 7 871,2 124,3 1039,9 121,6
2007 11 061,1 140,5 887,2 85,3
2008 13 783,1 124,6 1 051,3 118,5
Таблица 2
Предприятия, выбранные для анализа
№ п/п Наименование предприятия Основные критерии для отбора на 31.12.2007 г.
Численность работающих Выручка, тыс. руб. Прибыль, убыток, тыс. руб.
1 ОАО «Завод корпусов» 1 123 700 069 43 900
2 ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» 2 529 4 073 280 40 885
3 ОАО «Заволжский моторный завод» 8 281 15 726 518 1 625 038
4 ОАО «Заволжский завод гусеничный тягачей» 1 516 867 386 52 030
5 ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» 5 011 3 994 160 99 717
6 ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» 1 233 2 022 033 9 519
Для сопоставимости результатов исследования необходимо осуществить группировку покупателей по отраслям и размеру (крупные, средние, малые). Балльную оценку необходимо осуществлять по каждой полученной группе.
В качестве примера отбор потенциальных покупателей будет осуществляться исходя из следующих критериев (табл. 2):
- относящиеся к отрасли машиностроения;
- на последнюю отчетную дату не являются убыточными;
- относящиеся к категории крупных.
2. Установление набора показателей, на основе которых можно судить о степени надежности покупателя: К = {КД, 1=1,..., п.
Используя данные бухгалтерской отчетности, необходимо оценить платежеспособность каждого предприятия на основании расчета коэффициентов текущей ликвидности (Ктл), критической л) и абсолютной ликвидности (Каб л); обеспеченности собственными средствами (Ксос); периодов оборачиваемости дебиторской (Пдз) и кредиторской задолженности (Пкз), готовой продукции (Пгп); степени платежеспособности по текущим обязательствам (П ).
плат
3. Определение количества интервалов расчета (т. е.
рядов динамики показателей, у которых в качестве признака упорядоченности принимается время):
к (^ к к („1
где К.1 — показатель /-го вида, относящийся к периоду т
В качестве примера выбран интервал с 2002 по 2007 г.
4. Формирование матриц: исходных данных, стандартизированных коэффициентов.
Данный этап основан на методе рейтинговой оценки, используемом в комплексном экономическом анализе2.
На основании системы оценочных показателей строится матрица, где по строкам отражаются показатели исследуемых покупателей-дебиторов (/ = 1, 2,., п), а по столбцам — изменение каждого показателя (/ = 1, 2,., т).
В каждой графе определяется максимальный элемент, который принимается за единицу. Все элементы столбца матрицы делятся на показатель данного столбца, соответствующий «эталонному дебитору». Затем все элементы возводятся в квадрат. Если значимость показателей имеет различный вес, то каждому показателю присваивается весовой коэффициент, который определяется экспертным путем. Балльная оценка по каждому дебитору определяется по формуле:
^ =>/¿1 * Х1 + ¿2 * + - • + кп * ХП, (1)
1 URL: www.gks.ru за 2004 - 2009 гг.
2 Любушин Н. П. Экономический анализ: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 423 с.
Таблица 3
Исходные данные
Наименование дебитора Показатели оценки*
Ктл *кр л Каб. л Ксос Пдз Пкз Пгп Пплат
ОАО «Завод корпусов» 2,2 1,01 0,07 0,26 18 51 19 1,9
ОАО «НМЗ» 1,4 0,64 0,21 0,17 78 75 66 21,7
ОАО «ЗМЗ» 3,7 2,28 1,23 0,72 35 30 4 1,2
ОАО «ЗЗГТ» 2,8 1,49 0,29 0,65 45 47 12 1,9
ОАО «АМЗ» 2,3 1,33 0,61 0,46 73 48 19 3,6
ОАО «АЗКМ» 1,5 0,44 0,09 0,24 25 56 11 2,3
* Рассчитаны как среднеарифметические значения показателей за 2002 — 2007гг.
Таблица 4
Стандартизированные коэффициенты
Наименование дебитора ктл Ккрл Каб. л Ксос Пдз Пз Пгп Пплат
ОАО «Завод корпусов» 0,595 0,443 0,057 0,361 1 0,588 0,211 0,632
ОАО «НМЗ» 0,378 0,281 0,171 0,236 0,231 0,400 0,061 0,055
ОАО «ЗМЗ» 1 1 1 1 0,514 1 1 1
ОАО «ЗЗГТ» 0,757 0,654 0,236 0,903 0,400 0,638 0,333 0,632
ОАО «АМЗ» 0,622 0,583 0,496 0,639 0,247 0,625 0,211 0,333
ОАО «АЗКМ» 0,405 0,193 0,073 0,333 0,720 0,536 0,364 0,522
Таблица 5
Балльная оценка дебиторов
Наименование дебитора Ктл Ккр. л Каб. л Ксос Пдз Пкз Пгп Пплат
ОАО «Завод корпусов» 0,35 0,20 0,003 0,13 1,00 0,35 0,04 0,40 1,57
ОАО «НМЗ» 0,14 0,08 0,03 0,06 0,05 0,16 0,004 0,003 0,73
ОАО «ЗМЗ» 1,00 1,00 1,00 1,00 0,26 1,00 1,00 1,00 2,70
ОАО «ЗЗГТ» 0,57 0,43 0,06 0,82 0,16 0,41 0,11 0,40 1,72
ОАО «АМЗ» 0,39 0,34 0,25 0,41 0,06 0,39 0,04 0,11 1,41
ОАО «АЗКМ» 0,16 0,04 0,01 0,11 0,52 0,29 0,13 0,27 1,24
где к, к2.., кп — весовые коэффициенты показателей;
х,, х., х . — показатели.
1/ 2/' щ
Таким образом, исходная матрица совокупности показателей преобразуется в матрицу стандартизованных коэффициентов1.
Данные для расчета балла, присваиваемого каждому покупателю, выбранного на первом этапе предлагаемой методики, представлены в табл. 3.
Полученные стандартизированные коэффициенты по совокупности финансовых показателей представлены в табл. 4.
Результаты балльной оценки покупателей-дебиторов представлены в табл. 5.
5. Расчет среднего арифметического значения балльной оценки дебиторов.
Полученные балльные оценки покупателей-дебиторов (Я) размещаются в порядке возрастания, затем определяется их среднее арифметическое значение, которое имеет определенный эконо-
мический смысл. Оно характеризует типичное положение покупателя-дебитора исходя из его балльной оценки в рассматриваемой группе и поэтому свидетельствует о наличии некоторого значения балльной оценки, которое в силу своего «центрального положения» разделяет всю совокупность на дебиторов с надежной и ненадежной позицией. Особенностью данного распределения является наличие существенной асимметрии, когда большее число покупателей-дебиторов концентрируется вокруг некоторого среднего значения.
Среднее арифметическое значение балльной оценки всей совокупности предприятий-дебиторов (Дг,) определяется из соотношения:
Ср
• I ^С^ • I «* ф Сс
т _ 1-> 2 ]_
ср ~ „
(2)
1 Любушин Н. П. Экономический анализ: Учеб. пособие. 2-е
изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 423 с.
где п — число покупателей-дебиторов; х„ хп, х . — значения показателей.
1/ 2/ щ
Согласно данным выбранных предприятий
среднее арифметическое значение составит:
9,356 , .. Тср 1,56.
6
6. Формирование двух групп покупателей-дебиторов.
Вся совокупность дебиторов делится на два сектора, для которых значения оценок больше или меньше среднего значения: DS > Dср; < D ).
Согласно данным отобранных покупателей: Б, > 1,56: 1,57; 2,70; 1,72 ; Б, < 1,56: 0,73; 1,41; 1,24.
7. Выявление границ представленных групп дебиторов.
Рассчитываются среднеквадратичные отклонения, которые совместно с минимальным и максимальным значениями определяют границы представленных групп покупателей-дебиторов.
Среднеквадратичные отклонения предприятий-дебиторов ст1(ст2), для которых D¡ > (<) Dср, рассчитываются:
1,57 + 2,70 +1,72 0,73 +1,41 +1,24 , Оср1 = ~-^-— = 1,99; Dcn =--^-— = 1,12;
= J11 (Ds - Dсрl )2
ID - Dср2)2
n - к
D . = 0,73; D = 2,70;
mm ' > шяп ' '
^ср 2
CT1 ((1,57 -1,99)2 + (2,70 -1,99)2 + (1,72 -1,99)2) = 0,50;
где CTj (ст2) — отклонение балльной оценки для дебиторов с оценкой выше средней (ниже средней);
S = 1,..., Кр t = 1,..., n — Кр
Кр (n — к1) — число дебиторов, для которых DS > D (D, < D );
ср v t ер7'
Ds (D) — балльные оценки дебиторов, для которых Ds > Dер (D <
Dер1 (Dер2) — среднее арифметическое балльных оценок покупателей-дебиторов, для которых Ds >
Dер (D < Dер).
Dср1 =11Ds, D 2 = — IDt. (5, 6)
Ky n - к1
Если учесть, что среднеквадратичные отклонения в левую и правую стороны различны, то очевидны различные интервалы групп дебиторов по величине их балльных оценок. В интервале ст1 находятся дебиторы с надежной позицией, а в интервале ст2 — со слабой позицией. Предприятия, не подпадающие в эти интервалы, существенно отличаются от данных групп, формируя отдельные группы — дебиторов-лидеров и ненадежных дебиторов.
Минимальное (D . ) и максимальное (D ) зна-
v mm7 v max7
чения определяются по всем значениям Df Dmin = min {D}, D = max {D}, i = 1,., n.
1 iJ' max 1 i'' ' '
Рассчитанные показатели являются основными для выбора схемы отнесения дебиторов к группам и построения оценочной карты покупателей-дебиторов.
По данным выбранных предприятий:
ст2 ((0,73 -1,12)2 + (1,41 -1,12)2 + (1,24 -1,12)2) = 0,29.
8. Определение схемы отнесения покупателей-дебиторов к группам.
Группировка покупателей основывается на результатах их оценки и предусматривает выделение следующих категорий с точки зрения предоставляемых условий оплаты:
(3) - комм ерческий кредит может быть предостав-
лен в максимальном объеме, т. е. на уровне
(4) установленного кредитного лимита;
- коммерческий кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, но при наличии документа о гарантировании оплаты;
- коммерческий кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме;
- расчеты осуществляются на стандартных договорных условиях;
- расчеты осуществляются на условиях предварительной оплаты.
Отнесение покупателей-дебиторов к группам осуществляется исходя из следующей схемы:
+СТР Бтах]]
Б, Бср +ст^
то i е
[Бср -ст2, Бр ]
]Бт1П, Бср-а2]
I группе - дебиторы-лидеры
II группе - дебиторы с надежной позицией
III группе - дебиторы со слабой позицией
IV группе - ненадёжные дебиторы
Полученные классификационные группы потенциальных покупателей:
дебиторы-лидеры: 2,06-0-2,70: ОАО «ЗМЗ»; надежные дебиторы: 1,56-^2,06: ОАО «Завод корпусов», ОАО «ЗЗГТ»;
дебиторы со слабой позицией: 1,27-^1,56: ОАО «АМЗ»;
ненадежные дебиторы: 0,73-0-1,06: ОАО «НМЗ», ОАО «АЗКМ».
Первая группа включает в себя дебиторов-лидеров с самой высокой балльной оценкой.
1
ст2 =
Таблица 6
Оценочная карта покупателей-дебиторов
Классификационные группы покупателей-дебиторов Эффективное множество
I — группа: по совокупности финансовых показателей входят в эффективное множество II — группа: по совокупности финансовых показателей не входят в эффективное множество
Матрично-балльная оценка I — группа Дебиторы-лидеры Отсрочка оплаты Отсрочка оплаты при наличии гарантийного письма
II — группа Дебиторы с надежной позицией Отсрочка оплаты при наличии гарантийного письма Ограниченная отсрочка оплаты
III — группа Дебиторы со слабой позицией Ограниченная отсрочка оплаты Стандартные условия оплаты
IV — группа Ненадежные дебиторы Стандартные условия оплаты Предварительная оплата
Предприятиям, входящим в эту группу, предоставляются льготные условия оплаты в виде отсрочки, рассрочки платежа.
Вторая группа дебиторов имеет надежную позицию при более низких балльных оценках. Покупатели, включенные в эту группу, преодолевают препятствия для своевременной оплаты задолженности в срок. Данным предприятиям предоставляется ограниченная отсрочка оплаты в виде максимального размера коммерческого креди -та, предоставляемого одному покупателю, лимита суммы продаж, максимального периода отвлечения средств или предлагается использовать жесткий график погашения задолженности.
Третья группа — это дебиторы со слабой позицией. При продаже продукции таким покупателям существует риск задержки оплаты и возникновения сомнительных долгов. Поэтому таким дебиторам предоставляются стандартные условия договора. По данным покупателям необходимо составление графиков по проведению преддоговорной работы, исполнению договоров, организации получения оплаты по каждому договору.
Четвертая группа дебиторов включает ненадежных дебиторов с высоким риском неоплаты долгов. С данными покупателями необходимо работать на условиях предварительной оплаты, что максимально снижает риск непоступления платежей при минимальном сроке поступления средств и при отсутствии каких-либо затрат со стороны продавца.
9. Построение оценочной карты покупателей-дебиторов на основе перекрестной классификации.
Карта покупателей-дебиторов строится по двум параметрам: балльная оценка и оценка вхож-
1 Малафеева М. В. Методика комплексной оценки покупателей-дебиторов / М. В. Малафеева, О. Е. Стулова // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 8. С. 31 — 35.
дения в эффективное множество, на основании чего будут внесены необходимые корректировки в условия оплаты продукции (товаров, работ, услуг). Диаметр наносимого на карту круга, представляющего каждого дебитора, пропорционален его балльной оценке.
Проведение анализа эффективных множеств дебиторов, а также полученные результаты были рассмотрены в статье «Методика комплексной оценки покупателей-дебиторов»1.
Карта позволяет выделить восемь типовых положений дебиторов, отличающихся степенью платежеспособности, а затем провести ситуационный анализ их потенциальной возможности оплачивать свои долги в срок. Наиболее значимым статусом обладают дебиторы-лидеры, входящие в эффективное множество, наиболее слабым - ненадежные дебиторы, не входящие в эффективное множество. Положение предприятия внутри каждой группы определяется величиной его балльной оценки. Более высокое положение занимают дебиторы с более высокой балльной оценкой, а более низкое соответственно наоборот (табл. 6).
Карта покупателей-дебиторов позволяет оценить их финансовое положение, произвести сравнительный анализ, а также установить перспективных и надежных покупателей, разработать необходимые условия оплаты продукции (товаров, работ, услуг).
10. Отражение корректировочных прогнозных значений на оценочной карте покупателей-дебиторов.
При всей важности представленных групп необходимо иметь в виду, что они представляют собой статическую оценку для конкретного момента времени в прошлом. В связи с тем, что ситуация во внешней среде организации достаточно мобильна, необходимо знать изменение позиции покупателя-дебитора в будущем. Для этого осуществляется отражение корректировочных прогнозных значе-
ний на оценочной карте покупателей-дебиторов. Прогнозные значения балльной оценки покупателей-дебиторов рассчитываются с помощью метода наименьших квадратов.
Прогнозные значения балльной оценки отражаются с помощью пунктирных линий. Стрелки показывают возможные изменения в положении покупателей-дебиторов. Если дебитор с учетом прогнозных значений переходит в другую классификационную группу, то пунктирные стрелки на карте покупателей-дебиторов будут пересекать границы групп. В противном случае стрелки отражаются внутри наносимого круга и показывают наличие, характер тенденции изменения темпа прироста балльной оценки, рассчитываемого на следующем этапе данной методики.
Средние значения показателей с учетом прогнозных сведены в табл. 7.
Классификационные группы с учетом прогнозных значений:
— дебиторы-лидеры: 1,90о2,69: ОАО «ЗМЗ», ОАО «ЗЗГТ»;
— надежные дебиторы: 1,50о1,90: отсутствуют;
— дебиторы со слабой позицией: 1,22о1,50: ОАО «Завод корпусов», ОАО «АЗКМ»;
— ненадежные дебиторы: 0,67о1,22: ОАО «НМЗ», ОАО «АМЗ».
11. Проведение анализа темпа прироста балльной оценки.
Расчет относительных темпов роста, характеризующих динамику изменения состояния покупателей, позволяет сделать выводы о тенденциях изменения позиции дебиторов. Корректировочные прогнозные значения балльных оценок покупателей-дебиторов, а также анализ темпа прироста позволяют более полно оценить финансовое положение покупателей и определить вероятность изменений кредитной политики предприятия в будущем.
На основе проведения ранжирования дебиторов по балльным оценкам и по темпам ее прироста составляется классификационная матрица покупателей (рис. 1).
Первоклассные Сомнительные
Перспективные Безнадёжные
Темп прироста балльной оценки
Высокая Средняя Низкая
Высокий
Средний
Низкий
Если П, е
ср + СТ1
Пр
Рис. 1. Классификационная матрица покупателей по балльной оценке
Для оценки степени изменения позиции покупателей целесообразно выделить типовые состояния предприятий-дебиторов по темпу прироста их балльной оценки. Аналогично группам покупателей-дебиторов, представленным на восьмом этапе данной методики, можно выделить четыре группы дебиторов согласно темпу прироста их балльной оценки:
[ К +СТ1, Пт
[ Пср , П
[ Пср -
[ Птп, Пр -а
I группе - дебиторы с быстро улучшающейся оценкой
II группе - дебиторы с улучшающейся оценкой
III группе - дебиторы с ухудшающейся оценкой
IV группе - дебиторы с быстро ухудшающейся оценкой
Средний темп прироста определяется по следующей формуле:
П = Р -100% или П = (Кр -1)100%, (7) где П — средний темп прироста;
Р — средний темп роста;
К — средний коэффициент роста.
то г е <
Р = Кр 100%,
(8)
Балльная оценка дебиторов с учетом прогнозных значений
Таблица 7
Наименование дебитора Ктл Ккр. л Каб. л Ксос Пз Пз Пгп ^плат
ОАО «Завод корпусов» 0,16 0,08 0,001 0,07 1,00 0,33 0,11 0,28 1,42
ОАО «НМЗ» 0,14 0,04 0,002 0,06 0,03 0,16 0,004 0,003 0,67
ОАО «ЗМЗ» 1,00 1,00 1,00 1,00 0,22 1,00 1,00 1,00 2,69
ОАО «ЗЗГТ» 0,63 0,50 0,04 0,85 0,12 0,60 0,31 0,51 1,88
ОАО «АМЗ» 0,22 0,12 0,06 0,22 0,04 0,37 0,11 0,07 1,10
ОАО «АЗКМ» 0,14 0,02 0,002 0,08 0,38 0,42 0,25 0,23 1,24
Таблица 8
Темп прироста балльных оценок анализируемых предприятий
Наименование дебитора Динамика балльных оценок Темп роста Средний темп роста Средний темп прироста
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003 2004 2005 2006 2007
ОАО «Завод корпусов» 2,16 1,83 1,56 1,47 1,22 1,56 0,85 0,85 0,95 0,83 1,27 0,94 -6,00
ОАО «НМЗ» 0,83 0,83 0,64 0,97 0,68 0,57 1,00 0,77 1,52 0,71 0,84 0,93 -7,00
ОАО «ЗМЗ» 2,17 2,31 2,57 2,58 2,47 2,35 1,06 1,11 1,00 0,96 0,95 1,02 2,00
ОАО «ЗЗГТ» 1,38 1,34 1,59 1,86 2,27 2,39 0,98 1,18 1,18 1,22 1,06 1,12 12,00
ОАО «АМЗ» 2,34 2,02 1,72 1,38 0,92 0,80 0,86 0,85 0,80 0,67 0,87 0,81 -19,00
ОАО «АЗКМ» 1,21 1,47 1,02 1,24 1,32 1,28 1,21 0,70 1,21 1,06 0,97 1,01 1,00
Кр = х Кр2,...,Кп_\; Кр=^~, (9, 10)
У7-1
где Кр1, Кр2,.., Кп1 — коэффициенты роста;
п — число уровней ряда последовательных периодов;
у., у. ! — значение балльной оценки соответственно анализируемого и предыдущего периодов. Минимальное (77 . ) и максимальное (77 )
^ т I и' х тих7
значения темпа прироста определяются по всем значениям 77.: 77 . = тт {77/, 77 = тах {77.},
I тт 1 V ' тах 1 г '
/ = 7,..., п.
Среднеквадратичное отклонение (77. от 77ср) рассчитывается по формуле:
(Ц)
°г=}—Т;{П,-Пср2)\ (12)
где £ = 1,..., Кр 1= 1,..., п — кх\
к^ (я — к{) — число дебиторов, для которых П8 ^Лср(Ц<ПсрУ,
П8 (II) — темпы прироста, для которых П8 >
лср(ц<псру,
77р1 (77ср2) — средний темп прироста балльных оценок предприятий, для которых IIу > 77ср (II, < 77ср).
Кг — (13,14)
п-кх
где / = 7,..., п.
В предлагаемой схеме классификации помимо абсолютной величины темпа прироста решающее значение имеет знак данного показателя. Отрицательные значения свидетельствуют о наличии тенденции ухудшения оценки, положительные - ее роста, т. е. констатируют ухудшение или улучшение позиции дебитора.
Темп прироста балльных оценок анализируемых предприятий представлен в табл. 8.
Пср = - 3,31;
Я, >-3,31:2:12; 1; Я, <-3,31:-6;-7;-19;
Ятп=-19;Ятах=12;
Ст; =4,97; ст2 =5,91.
Классификационные группы дебиторов:
— быстро улучшающаяся оценка: 1,66<-> 12: ОАО «ЗЗГТ», ОАО «ЗМЗ»;
— улучшающаяся оценка: — 3,31-^1,66: ОАО «АЗКМ»;
— ухудшающаяся оценка: — 9,22<->-3,31: ОАО «Завод корпусов», ОАО «НМЗ»;
— быстро ухудшающаяся оценка: — 19<->-9,22: ОАО «АМЗ».
Полученные темпы прироста балльных оценок отражаются на карте покупателей-дебиторов в виде наклона стрелок (табл. 9).
Наиболее значимым статусом обладают дебито-ры-лидеры с быстро улучшающейся оценкой, входящие в эффективное множество, наиболее слабым — ненадежные дебиторы с быстро ухудшающейся оценкой, не входящие в эффективное множество.
Итоги исследования потенциальных покупа-телей-дебиторов отрасли машиностроения, проведенного на основе матрично-балльной методики, отражены в оценочной карте (рис. 2).
Таким образом, условия оплаты продукции, предоставляемые выбранным покупателям, будут следующими:
1. ОАО «ЗМЗ» — отсрочка оплаты в максимальном объеме, т. е. на уровне установленного
кредитного лимита.
Таблица 9
Наименование группы Обозначение на карте покупателей-дебиторов
Дебиторы с быстро улучшающейся оценкой
Дебиторы с улучшающейся оценкой
Дебиторы с ухудшающейся оценкой
Дебиторы с быстро ухудшающейся оценкой
14
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворъ&ъ'нракжъка
Рис. 2. Оценочная карта покупателей-дебиторов
По эффективному множеству
Классификационные группы покупателей-дебиторов I - группа: по совокупности финансовых показателей входят в эффективное множество II - группа: по совокупности финансовых показателей не входят в эффективное множество
Дебиторы-лидеры I - группа: отсрочка оплаты / ОАО «ЗМЗ» \ Ср А
и и я и я о О я л ч ч й «3 Дебиторы с надёжной позицией II - группа: ограниченная отсрочка оплаты ||ОАО«ЗЗГТ»! ©АО «Зав<& корпусов»/]
ж'"'
я V я а 13 г о С Дебиторы со слабой позицией III - группа: стандартные условия оплаты | *
Ненадежные дебиторы IV - группа: предварительная оплата ОАО «АЗВД» ОАО «НМЗ» 0
2. ОАО «Завод корпусов», ОАО «ЗЗГТ» — ограниченная отсрочка оплаты в виде лимита суммы продаж в кредит и периода отвлечения средств.
3. ОАО «АМЗ» — стандартные условия оплаты.
4. ОАО «АЗКМ», ОАО «НМЗ» - предварительная оплата.
В дальнейшем условия кредитной политики могут быть пересмотрены с учетом прогнозных значений и результатов анализа темпа прироста балльной оценки:
1. ОАО «ЗМЗ» — отсрочка оплаты в максимальном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита;
2. ОАО «ЗЗГТ» — отсрочка оплаты в максимальном объеме при наличии гарантийного письма;
3. ОАО «Завод корпусов», ОАО «АЗКМ» — стандартные условия оплаты;
4. ОАО «АМЗ», ОАО «НМЗ» — предварительная оплата.
Список литературы
Предложенные условия оплаты указывают на те предприятия, которым необходимо уделять повышенное внимание из-за высокой степени вероятности ухудшения их финансового положения в будущем.
Проведенный с помощью матрично-балльной методики анализ ряда предприятий Нижегородской области позволяет определить наиболее платежеспособных покупателей машиностроительной отрасли, а также тех, с которыми возможна работа только с условием предварительной оплаты. Кроме того, с помощью данной методики можно производить группировки покупателей и их ранжирование. Использование в процессе анализа прогнозных значений позволяет оценить возможное изменение показателей, вероятность отклонения ожидаемых значений от фактических в будущем, что повышает достоверность принимаемых решений по выбору условий оплаты продукции.
1. ЛюбушинН. П. Экономический анализ: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 423 с.
2. Малафеева М. В. Методика комплексной оценки покупателей-дебиторов / М. В. Малафеева, О. Е. Стулова // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 8. С. 31 — 35.
3. Мицек С. А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. 248 с.