УДК 159.9
Черных Наталия Александровна
кандидат психологических наук, доцент Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
МАТЕРИНСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ФЕНОМЕН. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ БЕРЕМЕННЫХ
В статье рассматривается материнство как социально-обусловленный феномен, так как в это время у женщин происходит адаптация как физиологическому и психологическому состоянию, так и к принятию роли матери и формированию материнской позиции. Отмечается, что первая беременность часто сопровождается негативными эмоциональными состояниями: раздражительностью, неясностью жизненной перспективы, ощущением одиночества, что связано с физиологической перестройкой организма, а также недостатком информации о предстоящем протекании беременности и родах. Приводятся данные исследования тревожности беременных на материале работы межобластного кабинета пренатальной диагностики.
Ключевые слова: институт материнства, социально-обусловленный феномен, тревожность, страхи, прена-тальная диагностика, беременность.
В современной науке материнство считается социокультурным, социально-историческим феноменом. Действительно, положение женщины в обществе и отношение к ней всегда были связаны с её ролью в продолжении рода. Многочисленные образы женщин, за-печатлённые в различных произведениях духовной и материальной культуры - тому подтверждение.
Институт материнства складывался многие столетия. Он обеспечивает взаимосвязь индивидов и способствует удовлетворению их духовных потребностей. Разные народы имеют своё представление о материнстве и свой образ женщины-матери, который напрямую связан с культурой.
Однако в современном мире традиционный стереотип восприятия женщины, её предназначения оказывается размытым. Образ матери и хранительницы очага заменяется образом деловой женщины, хотя в самом словосочетании с точки зрения теории социальных ролей содержится парадокс. Увеличивающееся среди молодёжи количество гражданских браков также не способствует росту ценностей материнства.
В связи с этим наблюдается девальвация брачных, семейных ценностей, материнства как на индивидуальном уровне, так и на общественном.
Институт материнства можно рассматривать с двух сторон - как фактор, обеспечивающий условия для полноценного и всестороннего развития ребенка (конкретно материнско-детские взаимоотношения), и как особую часть жизни личности, женщины-матери (удовлетворение потребности быть матерью) [4].
Кроме того, некоторые исследователи называют материнство «социально-обусловленным феноменом» и предлагают рассматривать его как ситуацию адаптации с двух сторон: к физиологическому и психологическому состоянию; к принятию роли матери и формированию материнской позиции. При этом саму ситуацию беременности и материнства можно рассматривать как острейший кризис, поскольку происходит коренной перелом и изменение всех сторон жизни женщины [2].
Первоначально материнство являлось объектом рассмотрения естественных наук: медицины, физиологии, биологии поведения, однако к середине ХХ века данная сфера стала объектом изучения и гуманитарных наук: психологии, социологии, педагогики.
В конце ХХ века в отечественной психологии возникло научное направление - «психология материнства». В рамках этого направления материнство рассматривается как «часть личностной сферы женщины - системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации» [1].
Потребность иметь детей - это социально-психологическое свойство социализированного индивида, проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения в личностной самореализации [2]. Психологи отмечают, что материнские установки являются компонентом потребностно-мотивационной сферы женщины, т.е. важнейшим компонентом системы ценностных ориентаций.
Психологическое состояние женщин во время вынашивания ребёнка рассматривается в работах В.И. Бутмана, А.Я. Варга, М.С. Радионовой, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой и других. Внимание психологов прежде всего привлекает эмоциональное состояние женщин во время беременности, которое, безусловно, зависит от многих факторов: семейной ситуации, самочувствия женщины, количества предыдущих беременностей и др. Колебания гормонального фона могут привести к частым сменам настроения, усилению тревожности, быстрой утомляемости и другим изменениям. Изучение психологии беременных позволяет специалистам утверждать, что на разных сроках вынашивания плода обостряются либо ослабляются имеющиеся у женщин проблемы.
Так, в первом триместре могут обостриться отношения с матерью и супругом, во втором и третьем - появляется избегание отрицательных эмоций, связанных с родственниками и усиливается
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Черных Н.А., 2016
Материнство как социально-обусловленный феномен. Эмпирическое исследование тревожности беременных
страх перед родами и событиями послеродового периода. К концу беременности снижаются страхи, характерные для предыдущих периодов. Обратная ситуация может свидетельствовать о снижении ценности ребёнка.
Специалисты отмечают, что первая беременность на субъективном уровне может сопровождаться негативными эмоциональными состояниями: раздражительностью, неясностью жизненной перспективы, ощущением одиночества. Это, прежде всего, связано с физиологической перестройкой организма, а также недостатком информации о предстоящем протекании беременности и родах. При этом полное отсутствие негативных эмоций не является признаком психологического благополучия и считается симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса [5].
Г.Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности: адекватный (без сильных и длительных отрицательных эмоций), тревожный (страх, беспокойство в первом триместре), эйфо-рический (неадекватная эмоциональная окраска, некритичное отношение к проблемам), игнорирующий (чувство досады и неприятного удивления), амбивалентный (сходный с тревожным), отвергающий (резко отрицательное эмоциональное переживание своего состояния, аффекты) [3, с. 95].
Типичными страхами беременных (особенно первородящих) являются: «страх непривлекательности» для мужа; страх потери ребёнка («невынашивания»), страх кардинальной перемены жизни; страх «быть плохой матерью».
Психологи и медики отмечают, что тревожность у беременных - это временное состояние, которое они могут преодолеть самостоятельно или с помощью близких. Однако если женщина постоянно находится в угнетённом состоянии, которое сопровождается бессонницей, потерей или снижением аппетита, апатией, чувством безысходности - это признаки депрессии. Это может негативно сказаться как на течении беременности и здоровье плода, так и на состоянии матери и ребёнка в послеродовом периоде. Поэтому изучение тревожности и выявление случаев патологии является чрезвычайно важным аспектом работы психологов и специалистов пренатальной диагностики.
Целью нашего исследования являлось изучение тревожности беременных г. Борисоглебска (Борисоглебского района) и Волгоградской области (г. Урюпинск и Урюпинский район). Базой выступал межобластной кабинет пренатальной диагностики, расположенный в г. Борисоглебск Воронежской области. Контингент испытуемых (экспериментальная группа) - 113 женщин в возрасте от 19 до 38 лет. В качестве контрольной группы выступали 95 небеременных женщин в возрасте от 18 до 40 лет.
Для диагностики тревожности испытуемых нами была использована методика «Шкала тревож-
ности» Дж. Тейлора, дополненная Т.Г. Немчиновым и В.Г. Норакидзе, которая не только позволяет определить уровень тревожности, но и уровень искренности ответов респондентов. Исследование проводилось анонимно. От испытуемых требовалось указание только своего возраста.
Из опрошенных нами женщин 37% (42 чел.) были первородящими, 47% (53 чел.) - вторая беременность, 13% (15 чел.) - третья беременность, 3% (3 чел.) - четвёртая.
Показатель очень высокой тревожности не был выявлен у исследуемых женщин. Высокая тревожность была диагностирована у 11% опрошенных (13 чел.). При этом из них 6 чел. (46%) вынашивали первого ребёнка, 4 чел. (31%) - второго, 2 чел. (15%) - третьего и 1 женщина была беременна четвёртым ребёнком.
Средний уровень (с тенденцией к высокому) был отмечен у 41% (46 женщин), из них 19 чел. (41%) вынашивали первенца, 19 чел. (41%) - второго ребёнка, 7 чел. (15%) - третьего и 1 женщина была беременна в четвёртый раз.
Средний уровень тревожности, с тенденцией к низкому был выявлен у 41% женщин (46 чел.). Из их числа у 17 чел. (37%) была первая беременность, у 25 чел. (54%) - вторая, у 4 чел. (9%) -третья беременность.
Низкий уровень тревожности был зафиксирован у 8 женщин, что составляло 7% от общего количества беременных, принявших участие в нашем опросе. Интересно то, что в данном случае показатель низкой тревожности встречается как у женщин с четвёртой (1 балл), так и со второй (2/4 балла), третьей беременностью (3/4 балла).
Что касается небеременных женщин, опрошенных нами, то из 95 человек у 25% (24 чел.) диагностирован высокий уровень тревожности, у 47% (45 чел.) - имеется тенденция к высокому уровню, у 22% (21 чел.) - к низкому, а 5% (5 чел.) находятся на низком уровне данного показателя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом показатель тревожности у опрошенных нами беременных женщин не является очень высоким. Однако среди первородящих выявлено достаточно большое количество женщин с высоким, средним уровнем и с тенденцией к высокому, что в целом подтверждает результаты предыдущих исследований в этой области. В то же время у контрольной группы в основном выявлен средний (стремящийся к высокому) показатель тревожности. Учитывая тот факт, что многие из данной группы являются потенциальными матерями, данный показатель является настораживающим.
В то же время достаточно много беременных вторым ребёнком также испытывают тревогу (находятся на среднем уровне с тенденцией к высокому). Это может свидетельствовать о том, что в настоящее время, в ситуации общей нестабильности,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
95
даже опытные матери могут испытывать эмоциональные трудности в процессе беременности. При этом они могут быть совершенно не связаны со здоровьем женщин, а обусловлены исключительно социальными факторами.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что ситуация первой беременности действительно является для многих будущих матерей стрессогенным фактором. Такие беременные являются группой риска и нуждаются в особом наблюдении психологов и специалистов пренатальной диагностики.
Библиографический список
1. Психологическая готовность к материнству: хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А.Н. Васина. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 328 с.
2. Скрицкая Т.В. Материнство как социально-обусловленный феномен. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: hpsy.ru/public (дата обращения 20.01.16).
3. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.
4. Шведко Т.В. Материнство как социальный институт современного общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grani2.kznscience. m/partiripants/sekriya2/ShvedkoTV/ (дата обращения 21.01.16).
5. Эмоциональное состояние женщин во время беременности: теоретические подходы к проблеме. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nicemed.ru/nmed-407.html (дата обращения 19.01.16).
УДК 378.013
Токарева Елена Александровна Железовская Галина Ивановна
доктор педагогических наук, профессор Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
[email protected], [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
В настоящей статье предлагается авторская модель формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата. В предлагаемой модели выделяются взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-деятельност-ный, содержательно-технологический и оценочно-результативный. Целевой блок обеспечивает направленность изучаемого процесса. Организационно-деятельностный определяет средства, этапы и функции. Содержательно-технологический блок включает методы и формы формирования коммуникативной культуры. В оценочно-результативном блоке сосредоточены критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной культуры. Внедрение описанной модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата, осуществляющееся на базе Саратовского государственного университета, показало положительную динамику в коммуникативном развитии студентов, повышение уровня их самооценки и самоуважения, уверенности и смелости в коммуникативной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная культура, модель формирования, структура модели, компонентный состав.
Разработка модели формирования коммуникативной культуры студентов бакалавриата обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, современная ситуация в обществе предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам будущего специалиста, поэтому образование должно обеспечить целостное развитие личности студента: обладание высоким уровнем коммуникативной культуры, творческим мышлением, способностью решать традиционные и нестандартные задачи, находить оптимальные пути их решения. Во-вторых, образование должно способствовать развитию и формированию студента не только как носителя совокупности знаний и норм поведения, но также общечеловеческих и профессиональных ценностей.
Первое направление моделирования - это определение базовых принципов как исходных положений, на которые будет опираться наша теоретическая позиция. На наш взгляд, формирование коммуникативной культуры студентов бакалавриата обеспечит следующая система принципов:
- принцип активности;
- принцип эмоциональной доминанты личностного развития;
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип системности;
- принцип коллективизма;
- принцип гуманности.
Исследование проводилось на базе факультета экономики и менеджмента Саратовского государственного аграрного университета им. Н.В. Вавилова. Предлагаемая нами модель организации обучения касается, прежде всего, будущих экономистов. Но мы полагаем, что она может быть использована при обучении студентов разных специальностей.
На основе работ И.А. Зимней, Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозовой, Ю.К. Бабанско-го, Л.В. Поздняка, Л.Г. Семушиной [2, с. 55-165], посвященных рассмотрению модели как системы со множеством взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания и образования, мы выделили
96
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Токарева Е.А., Железовская Г.И., 2016