Научная статья на тему 'МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ / СЕМЬЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / SOCIAL SUPPORT / MATERNAL (FAMILY) CAPITAL / FAMILY / NORMATIVE LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдов А. Н.

В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты реализации материнского (семейного) капитала как меры социальной поддержки. Автор делает акцент на анализе правовых коллизий в отечественном законодательстве, регулирующем дополнительные меры социальной поддержки семе с детьми в РФ. В заключении автор представляет предложения, позволяющие расширить перечень направлений расходования средств материнского (семейного) капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERNITY CAPITAL AS A MEASURE OF SOCIAL SUPPORT OF THE FAMILY: LEGAL AND REGULATORY ASPECTS

The article deals with the legal aspects of the implementation of maternal (family) capital as a measure of social support. The author focuses on the analysis of legal conflicts in the domestic legislation regulating additional measures of social support for families with children in the Russian Federation. In conclusion, the author presents proposals to expand the list of areas of expenditure of maternal (family) capital.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

4. Махотлова М.Ш., Куготов А.Н. Проблемы ведения государственного кадастра недвижимости. Интеграция наук. 2017. № 4 (8). С. 135-137.

5. Махотлова М.Ш., Гутаев Р.Т. Организация и планирование кадастровых работ. Интеграция наук. 2017. № 4 (8). С. 131-132.

УДК 369.8

Давыдов А.Н. студент магистратуры ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

Россия, г. Волгоград МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты реализации материнского (семейного) капитала как меры социальной поддержки. Автор делает акцент на анализе правовых коллизий в отечественном законодательстве, регулирующем дополнительные меры социальной поддержки семе с детьми в РФ. В заключении автор представляет предложения, позволяющие расширить перечень направлений расходования средств материнского (семейного) капитала.

Ключевые слова: социальная поддержка, материнский (семейный) капитал, семья, нормативно-правовой акт

Davydov A.N. master's degree student Volgograd state University, Russia, Volgograd MATERNITY CAPITAL AS A MEASURE OF SOCIAL SUPPORT OF THE FAMILY: LEGAL AND REGULATORY ASPECTS

Annotation. The article deals with the legal aspects of the implementation of maternal (family) capital as a measure of social support. The author focuses on the analysis of legal conflicts in the domestic legislation regulating additional measures of social support for families with children in the Russian Federation. In conclusion, the author presents proposals to expand the list of areas of expenditure of maternal (family) capital.

Key words: social support, maternal (family) capital, family, normative legal act

Федеральное законодательство в отношении семьи, материнства, отцовства и детства включает в себя нормы, гарантирующие социальную защиту, поддержку, обеспечение и обслуживание. Основными источниками социальной помощи являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, федеральные законе и подзаконные акты. Кроме того, не малая часть нормативный положений содержится в региональных нормативно-правовых актах субъектов РФ.

В области социальной защиты семьи основными являются

федеральные законы о государственных пособиях гражданам, имеющим детей (1995), об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998), о государственной социальной помощи (1999), о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (2006), об опеке и попечительстве (2008), о ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей (2017).

В 2007 году вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который закрепил меры, обеспечивающие способы улучшения жилищных условий, получения детьми образования, повышения уровня пенсионного обеспечения матери, а в дальнейшем - приобретение услуг и средств для социальной реабилитации ребенка [6]. На основании Федерального закона от 29.12.2010 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства материнского капитала можно потратить на погашение кредитов или займов на приобретение жилья, независимо от даты заключения соответствующих договоров.

Основная цель нормативно-правового акта заключается в закреплении конкретной меры социальной поддержки семьям с детьми в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, установленный в твердой сумме на вышеобозначенные меры поддержки [4].

Однако не смотря на положительную динамику рождаемости в России после введения данной меры [3], фиксируемую органами государственной статистики, данный закон подвергается критике со стороны различных экспертных сообществ по ряду положений.

Согласно Федеральному закону право на материнский капитал имеют женщины, родившие или усыновившие второго ребенка с 01.01.2007 года, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго и последующих детей на тех же условиях. Важным моментом является тот факт, что в случае смерти матери либо ее лишения родительских прав, отмены усыновления, осуждения за совершение в отношении своих детей умышленного преступления, право возникает у отца ребенка независимо от его гражданства. Важно отметить, что данное положение не касается отчима первого ребенка, не смотря на то, если второй ребенок признан ребенком, оставшимся без попечения родителей. В случае смерти отца (усыновителя) ребенка, либо совершения умышленного преступления в отношении детей, либо лишения родительских прав, право на материнский капитал прекращается и возникает у детей, не достигших совершеннолетия (или обучающихся по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа до достижения ими возраста 23 лет) в равных долях.

Изначально наибольшие нарекания со стороны критиков вызывала норма закона о том, что право на материнский капитал возникает после рождения (усыновления) второго и последующего детей, а не первого

ребенка. По-мнению ряда известных отечественных юристов, это положение представляет собой узаконенное неравенство, противоречащее Конституции РФ, поскольку все граждане страны от рождения приобретают равные права, в том числе и в сфере социальной защиты. В связи с этим отсутствуют объективные причины, согласно которым второй ребенок имеет преимущество при оплате образования перед первым ребенком. На наш взгляд, данная критика явно необъективна, поскольку средства материнского капитала могут расходоваться на любого ребенка, а сама мера предназначена для помощи семье в целом, а не конкретному ребенку.

Наибольшей критики со стороны экспертных сообществ и общественности подверглись способы расходования средств материнского капитала. Отмечалось, что список крайне узок, например, не все семьи имеют возможность расходовать средства на приобретение жилья, но имеют другие потребности в виде приобретения семейного автомобиля, оргтехники для обучения детей, ремонта жилья и т.д. Федеральным законом № 131 -ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», закреплена возможность расходовать средства материнского капитала на первоначальный взнос по ипотеке. Ранее, использовать капитал на первый взнос разрешалось только при наступлении ребенку трех лет.

Федеральным законом № 348-Ф3 от 28.11.2015 г. были внесены поправки и изменения в действующий Закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Так, с 1 января 2016 года средства по материнскому сертификату стало возможным использовать «на покупку товаров и услуг, направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов», которые предусмотрены индивидуальной программой реабилитации или адаптации. На наш существенным минусом данного положения является то, что средства материнского капитала допустимо расходовать только на оплату товаров и услуг для ребенка-инвалида в форме компенсации за уже понесенные расходы, что означает изначальные самостоятельные траты семьи. Очевидно, что потребность в такой статье расходов у семей с детьми -инвалидами есть, но новое положение не учитывает сложности ситуации таких семей и их реальных потребностей.

До сих пор в качестве критики материнского капитала как меры социальной поддержки встречаются мнения о необходимости его выплаты семьям в виде наличных средств. На наш взгляд, это крайне неверно, поскольку государству необходимо было бы усиливать контролирующие функции, чтобы проследить целевое расходование средств. К сожалению, в данной сфере фиксируется не мало мошеннических схем по обналичиванию средств, не смотря на то, что это преследуется законом.

Однако часть средств все же можно было обналичить законным путем. Так, в 2009 и 2010 годах предусматривалась единовременная выплата из средств материнского капитала в размере 12 тысяч рублей на повседневный

нужды семьи. Аналогичная антикризисная мера в сумме 20 тысяч рублей предоставлялась ПФР в 2015 году согласно Федеральному закону от 20.04.2015 г. № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала». В 2016 году сумма «антикризисной» выплаты была увеличена до 25 тысяч рублей согласно Федеральному закону от 23.06.2016 г.№ 181-ФЗ 1 о повторной единовременной выплате из средств материнского капитала в размере 25 тысяч рублей.

Несомненным положительным аспектом для реализации права на материнский капитал являлось принятие постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 253 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому стало возможным сократить срок выплаты средств данной помощи. Так, срок перечисления средств сократился до 10 дней вместо одного месяца, а весь период от подачи заявления на распоряжение до выплаты средств стал составлять 1 месяц 10 дней.

Несомненно, закон о материнском капитале очень своевременен с учетом демографических тенденций в современной России, однако с точки зрения реализации он имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Важный позитивный момент заключается и в том, что государство обратило внимание на демографические проблемы и роль института семьи в их решении. Положительным также является и тот факт, что большинство субъектов Российской Федерации ввели свои региональные материнские капиталы, которые существенно отличаются между собой по суммам и условиям предоставления [5].

Таким образом, все еще остаются актуальными целый ряд правовых доработок, которые сделали бы материнский капитал более эффективным стимулирующим рождаемость инструментом. Так, необходимо уточнить статус отцов-одиночек, чья категория в последнее время становится все более распространенной, расширить перечень направлений реализации капитала, усилить контроль за целевым использованием средств, принимать соответствующие подзаконные акты своевременно.

Использованные источники:

1. Андрющенко, О.Е. Оптимизация социальной политики российского государства в сфере защиты многодетных семей (на примере Светлоярского центра социальной помощи семье и детям «Семья») / О.Е. Андрющенко, Л.В. Харинина, Е.А. Шульмейстер // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 174.

2. Андрющенко, О.Е. Социальная защита несовершеннолетних матерей на современном этапе: региональный аспект (на примере Волгоградской области) / О.Е. Андрющенко, Т.А. Гладилина // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - С. 107.

3. Андрющенко, О.Е. Специфика реализации семьями права на материнский капитал / О.Е. Андрющенко, Н.Г. Левковская, В.А. Свищева // Социум и власть. - 2017. - № 3 (65). - С. 41-45.

4. Рымарь, С.В. Материнский капитал как компонент социальной политики в отношении семьи / С.В. Рымарь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 20. - С. 1566-1570.

5. Портал Все про материнский капитал // http://www.matermskiy-semeyniy-kapital.ru/

6. Сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // (http://www.pfrf.ru/family_capital/

УДК 351/354

Давыдова Е.А. студент магистратуры Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина -

филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Россия, г. Саратова

СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В статье выделены особенности коррупции в системе государственного управления; проанализирована специфика самоподдерживающего механизма сохранения и развития коррупции в обществе.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные схемы, непотизм, государственное управление.

Davidova E.A., master student Povolzhskiy institute of manegment named after P.A. Stolypin -the branch of RANEPA under the RF President

Russia, Saratov SOCIAL DANGER OF CORRUPTION IN THE PUBLIC ADMINISTRATION

Abstract: the article highlights the features of corruption in the system of public administration; analyzes the specifics of the self-supporting mechanism of preservation and development of corruption in society.

Keywords: corruption, corruption schemes, nepotism, public administration.

Ведущая международная неправительственная организация Transparency International (TI) ежегодно публикует рейтинг наименее и наиболее коррумпированных стран мира, составляемый на основе данных за год. В ежегодном индексе восприятия коррупции по результатам 2017 года Россия заняла 135 место из 180. Третий год подряд Россия набирает в составляемом международным отделением движения TI индексе восприятия коррупции лишь 29 баллов из 100, что соответствует результатам Доминиканская республика, Гондурас, Киргизия, Лаос, Мексика, Папуа— Новая Гвинея и Парагвай — стран, выступающих сомнительными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.