Научная статья на тему 'Материалы врачебной экспертизы качества медицинской помощи в подготовке по курсу внутренних болезней на кафедре'

Материалы врачебной экспертизы качества медицинской помощи в подготовке по курсу внутренних болезней на кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ / ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вишневский С.Е., Михалик Д.С., Жуков Г.В., Николаенкова Л.И., Погодина М.В.

В статье обсуждаются перспективы и главные направления использования в обучении студентов материалов врачебной экспертизы качества медицинской помощи в ЛПУ города и области как ценного информационного источника в подготовке будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вишневский С.Е., Михалик Д.С., Жуков Г.В., Николаенкова Л.И., Погодина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF MEDICAL AID CONTROL IN REGIONAL MEDICAL INSTITUTIONS AND CASES HISTORIES IN PRACTICAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS

Quality of medical aid control documentation and cases histories data are discussed as a valuable toolfor practical students’ training

Текст научной работы на тему «Материалы врачебной экспертизы качества медицинской помощи в подготовке по курсу внутренних болезней на кафедре»

УДК 614.21:681(470.45)

МАТЕРИАЛЫ ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПОДГОТОВКЕ ПО КУРСУ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ НА КАФЕДРЕ Вишневский С.Е., Михалик Д.С., Жуков Г.В., Николаенкова Л.И., Погодина М.В., Семченкова М.Ю., Максименкова В.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье обсуждаются перспективы и главные направления использования в обучении студентов материалов врачебной экспертизы качества медицинской помощи в ЛПУ города и области как ценного информационного источника в подготовке будущих врачей. Ключевые слова: истории болезни, экспертиза качества медицинской помощи, обучение студентов.

QUALITY OF MEDICAL AID CONTROL IN REGIONAL MEDICAL INSTITUTIONS AND CASES HISTORIES IN PRACTICAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS Vishnevsky S.E., Mikhalik D.S., Zhukov G.V., Nikolaenkova L.I., Pogodina M.V., Semchenkova M.Yu., Maksimenkova V.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28

Summary: Quality of medical aid control documentation and cases histories data are discussed as a valuable toolfor practical students ' training

Ключевые слова: истории болезни, экспертиза качества медицинской помощи, обучение студентов.

В обучении студентов-педиатров и стоматологов на кафедре (2-5 курс) последовательно решается ряд задач, начиная с пропедевтики и заканчивая вопросами диагностики и дифференциальной диагностики сложных случаев в практике врача-терапевта. С учетом того, что большинство преподавателей являются одновременно сертифицированными врачами-экспертами качества медицинской помощи в ЛПУ города и области со стажем работы 10 и более лет, клинически интересные случаи и информация о проблемах практического здравоохранения (рецензируемые истории болезни, амбулаторные карты, данные специализированной статистики и др.) являются важным вспомогательным и иллюстративным материалом на занятиях.

Хорошо известно, что история болезни стационарного больного (особенно с современным уровнем верификации выставляемых диагнозов) - это:

1. набор результатов клинических и инструментальных методов обследования при соответствующей патологии. Завершает этот этап обоснование диагноза как трактовка имеющихся клинических и дополнительных данных в пользу конкретного диагноза (с обсуждением на занятии возможных объективных и субъективных ошибок и мер по их профилактике);

2. юридический документ, отражающий этапы диагностического процесса и возможные ошибки на этом пути;

3. живой клинический пример, помогающий формированию клинического мышления у будущего врача [1].

Известно, что клиническое мышление представляет собой уникальный набор теоретических и практических навыков по наиболее быстрому и эффективному решению клинических задач. Это вариант общенаучного мышления, отличающийся особой сложностью и специфичностью в силу особенности решаемых задач:

а) необходимостью принимать решения при множестве неизвестных исходных условий;

б) дефицитом времени на обдумывание;

в) индивидульностью и неповторимостью каждого клинического случая;

г) динамизмом врачебных выводов и тактики в зависимости от поступающих новых данных о пациенте и изменений в его состоянии (с возможностью недооценки или переоценки отдельных диагностических признаков).

Все сказанное выше делает «машинную» диагностику заболеваний пока что неблизкой перспективой и именно поэтому история болезни остается важной составляющей частью учебного процесса в любом медицинском вузе.

Информация историй болезни рецензируемых ЛПУ используется нами по следующим основным направлениям:

1. Наиболее часто встречающиеся в регионе врачебные ошибки, расхождения клинических диагнозов по разным категориям, атроге-нии и т.п. Студенты на конкретных примерах знакомятся с общими принципами диагностики в сложных случаях, причинами (субъективными и объективными) наиболее частых

Кратко

175

ошибок, принципами их профилактики. На клиническом материале студенты учатся анализировать источники атрогенных воздействий на пациента, выбирать способы выполнения профессиональных задач, исключающие атро-генные воздействия [1]; знакомятся с принципами работы в команде медиков, критериями диагноза «профессионального выгорания» и его профилактики. Разбирая на практических занятиях генез конкретных клинических симптомов у данного больного студенты знакомятся с ролью разнообразных дополнительных (психогенных, социальных и др.) факторов в проявлениях болезней; с последствиями «медицинского лабиринта» - избыточного направления больных от одного врача к другому; с понятием о «токсическом» воздействии слов врача и его профилактике (неуместные комментарии для пациентов по медицинским вопросам) [4].

2. Положительные и отрицательные стороны ведения больных по стандартам диагностики и лечения основных терапевтических заболеваний. Студенты знакомятся с особенностями врачебной тактики в зависимости от тяжести больного и особенностей течения заболеваний, правилами использования стандартов, «подводными камнями» стандартизации в медицине.

3. Вопросы врачебной деонтологии и жалобы пациентов, связанные с такого рода врачеб-

ЛИТЕРАТУРА

ными ошибками [2]. При рассмотрении вопросов врачебной деонтологии особое внимание обращается на важность в профессии врача постоянного совершенствования коммуникативных навыков между врачами, врачами и пациентами [4].

4. Знакомство студентов на примере конкретных историй болезни с современными высокотехнологичными методами помощи в ЛПУ города как фактор выбора будущей медицинской профессии. Студенты на конкретных примерах знакомятся с требованиями к личности врача при высокотехнологичной помощи, методами профилактики атрогений. Известно, что ряд более высоко оплачиваемых медицинских профессий предъявляет повышенные требования к подготовке врача, в том числе и в плане общей эрудиции, приобретения и обновления знаний по своей и смежным специальностям, общей культуры и образа жизни.

Выводы

1. Использование материалов врачебной экспертизы качества медицинской помощи является хорошим практическим иллюстративным материалом к рассматриваемым на практических занятиях.

2. Имеющийся на кафедре практический опыт такого использования может быть распространен и на другие кафедры, решающие сходные учебные задачи.

1. Дятлова М.М. Об образованности, здравомыслии, опыте, совести и долге специалистов // Здравоохранение. - 2007. -№ 6. - С. 36-39.

2. Колоколов Г.Р. Защита прав пациентов. СПб.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 192 с.

3. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. М.: Медпресс-ин-форм, 2012.- 112 с.

4. Фионова Л. Р. Этика делового общения. Учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. - 126 с.

176

Кратко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.