coelebs. Только у большой синицы были птенцы. В остальных гнёздах находились кладки с разной степенью насиженности яиц. При повторном осмотре гнёзд оказалось, что в период с 13 по 27 мая все указанные выше гнезда были разорены. Все дупла оказались вскрытыми со стороны задней или боковой стенок в наиболее тонких местах. Исключение составило дупло с относительно широким летком, занимаемое большой синицей. Во всех гнёздах яйца были расклёваны, часть их оставалась в подстилке. Эмбрионы из насиженных яиц, а также птенцы, были похищены. Нет сомнения, что все гнёзда были разорены большим пёстрым дятлом. Мы были свидетелями разорения дятлами гнезда мухоловки-пеструшки и зяблика.
На гнездовом участке второй пары дятлов, расположенной от первой в 2 км, были найдены повреждёнными 2 дупла, занятые мухоловками-пеструшками, разорены гнездо серой мухоловки Muscicapa stria-ta в полудупле и кладка у вертишейки Jynx torquilla. В результате и на этом участке также не осталось других жилых гнёзд.
В то же время на гнездовом участке третьей пары больших пёстрых дятлов благополучно вывели птенцов пара пищух Certhia familiaris и три пары мухоловок-пеструшек.
По-видимому, некоторые пары больших пёстрых дятлов специализируются на питании в гнездовое время яйцами и птенцами мелких птиц.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1193: 3453-3455
Материалы по постэмбриональному развитию малой чайки Larus minutus
Н.С.Иванова
Второе издание. Первая публикация в 1966*
Изучение постэмбрионального развития малой чайки Larus minutus проводилось летом 1965 года на северо-востоке Ленинградской области. За это время был собран материал по развитию около 70 птенцов этого вида.
Вес птенцов малой чайки увеличивается более или менее равномерно до 2-недельного возраста с 14 до 110 г. В дальнейшем происходит его интенсивное увеличение главным образом за счёт накопления
* Иванова Н.С. 1966. Материалы по постэмбриональному развитию малой чайки // Материалы 6-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 77-79.
подкожного жира. Причём жирность молодых особей увеличивается к моменту подъёма на крыло и перехода к самостоятельному питанию. Ноги усиленно растут в течение первой недели. Цевка увеличивается с 15 до 20 мм. Рост же крыла заметно усиливается с 10-дневного возраста, за счёт развития маховых. Яйцевой зуб отпадает на 5-й день. Одновременно изменяется голос птенца, становится хриплым и грубым.
Новорождённые птенцы одеты эмбриональным пухом, равномерно покрывающим тело, особенно густым и длинным на соприкасающейся с водой брюшной стороне. Он уменьшает теплоотдачу, тем самым защищая птенца от охлаждения. Утепляющее значение пуха, видимо, особенно велико в первые 3-4 дня, когда химическая терморегуляция ещё не достаточно развита. Для поддержания температуры тела птенцов родители вынуждены постоянно обогревать их в первые сутки. Уже на 4-й день протяжённость обогрева в дневное время снижается почти в 2.5 раза, а на 7-8-й день родители сидят на птенцах только ночью. По мере роста тела утепляющее значение пуха резко снижается, так как количество пушин на 1 см2 поверхности тела за первые 6 дней уменьшается со 112 до 23 на спине и с 200 до 28 на груди. Кроме того эмбриональный пух не растёт, а наоборот обнашивается за то же время на 3-8 мм, особенно сильно на нижней стороне. На 4-й день среди пуха намечаются, а в дальнейшем развёртываются пушины на боковой, нижней, шейной, голенной аптериях.
Эмбриональный пух малых чаек, согласно установленной терминологии, можно разделить на 2 категории: ргаер1ити1ае и ргаереппе. Ргаер1ити1ае, длиной 2-3 мм, меняется на дефинитивный вторичный пух, закладывающийся на 3-й день в кутисе в виде пеньков. Кисточки его над кожей раскрываются на 5-й день. Пух постоянно растёт и достигает максимальной длины 5-8 мм на 18-20-й день одновременно с окончанием роста пухового пера. Он развивается на аптериях и пте-рилиях между пеньками растущего пера.
Ргаереппе, длиной 17 мм на спине и 19 мм на груди, меняется на юношеское перо, при этом каждая пушинка выталкивается растущим пером. На 13-14-й день чехлик в основании пушины разрушается и каждая бородка 1-го порядка становится продолжением бородки пера. Постоянно бородки отпадают, сохраняясь лишь на перьях головы, шеи, груди до подъёма на крыло.
Первые пеньки на грудной и плечевой птерилии и маховые закладываются одновременно на 3-й день. В течение последующих 4 суток формируются последовательно спинная, бедренная, голенная, брюшная, головная, ушная, хвостовая и крыловая птерилии. В последнюю очередь, лишь на 11-12-й день, появляются пеньки на подбородке, про-патагиуме и нижней стороне крыла. На 15-й день раскрываются дополнительные пеньки в промежутках между растущими перьями на
спинной и бедренной птерилии. Одновременно развиваются пуховые перья на бедренной аптерии. Окончательное отрастание контурного оперения тела происходит примерно к 18-20-дневному возрасту, опережая несколько развитие маховых, больших кроющих и рулей.
Подъём на крыло молодых в колонии малых чаек сильно растянут. Первые лётные чайки отмечены 4 июля, но ещё и 23 июля встречались подлётывающие 3-недельные птенцы с остатками пеньков в основании маховых, кроющих и рулевых перьев. Молодые держатся в пределах колонии до полного развития крыла и приобретения способности к полёту, что происходит, по-видимому, в 22-25-дневном возрасте.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1193: 3455-3457
О растянутости сроков размножения некоторых видов птиц в районе Старого Петергофа
Е.Р.Гагинская
Второе издание. Первая публикация в 1966*
Исследования проводились в парке Биологического института Ленинградского университета в Старом Петергофе в 1960 -1965 годах. Преследовалась цель проследить степень растянутости сроков размножения у открыто гнездящихся воробьиных птиц и выяснить возможные её причины. Основное внимание уделялось наиболее обычным видам, гнездящимся в парке - дроздам белобровику Turdus iliacus и певчему T. philomelos, серой мухоловке Muscicapa striata, чечевице Carpodacus erythrinus, садовой Sylvia borin и черноголовой S. atricapil-la славкам, зяблику Fringilla coelebs.
Явление растянутости сроков размножения в пределах одного сезона хорошо известно зоологам. Наиболее подробно у ряда воробьиных птиц оно было проанализировано А.С.Мальчевским (1959). В качестве основных причин растянутости названный автор выдвигает частые случаи разорения гнёзд, неодновременность прилёта птиц на места гнездования, позднее весеннее похолодание, а также наличие нормальных вторых кладок у некоторых видов.
В годы исследования сроки откладки яиц были растянуты у дрозда-белобровика на 77 дней, у певчего дрозда на 65, у зяблика на 43, у
* Гагинская Е.Р. 1966. О растянутости сроков размножения некоторых видов птиц в районе Старого Петергофа //Материалы 6-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 39-40.