2019 №1 (18)
HAPOAbl M PEAMrMM EBPA3MM
Издание основано в 2007 г.
Главный редактор:
П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционная коллегия:
С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционный совет журнала:
Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Е Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) 3. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).
Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ№ ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
Журнал подготовлен при частичной финансовой поддержке проекта Минобрнауки РФ «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» (проект №33.2177.2017/4.6).
© Оформление. Издательство
Алтайского госуниверситета, 2019
2019 №1 (18)
NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA
The journal was founded in 2007
Executive editor:
P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)
The editorial Board:
S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N.L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N.A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T.D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)
The journal editorial Board:
L.N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K.A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S.A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)
Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI№ &C 77-69787. Registration date 18.05.2017.
The magazine was prepared with the partial financial support of the project Ministry of education and science of the Russian Federation (the project "Development of ethno-religious situation in cross-border space of Altai, Kazakhstan and Mongolia in the context of state-confessional policy: historical experience and modern trends", No. 33.2177.2017/4.6).
© Altai State University Publisher, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Сериков Ю. Б. Предметы неутилитарного назначения в кладах каменных
изделий Урала и Сибири...............................................................................................................7
Казаков А. А. Материалы первого тысячелетия с памятника Ближние Елбаны 3
(по материалам Государственного Эрмитажа)......................................................................18
Ксенжик Г. Н. Археология и этнокультурная история казахов по русским картографическим материалам XVIII — начала XX в.:
теоретико-методологические проблемы.................................................................................26
Серегин Н. Н., Васютин С. А. Тюркские оградки комплексов Большой
Курманак-I и II (Центральный Алтай): по материалам раскопок A.C. Васютина........37
Пиков Г. Г. Западное Ляо (1125-1218) как результат этнокультурного трансфера.......50
Раздел II
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Атдаев С.Дж. Русалки и водяные девы сув-периси в традиционном
представлении туркмен...............................................................................................................61
Сакович Е. Е Происхождение этнонима «печенеги»: сведения источников
и мнения исследователей............................................................................................................73
Кожа М. Б., Амантуров М. К. О захоронениях в склепах Казахстана..............................81
Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Матыцин К. С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции
Солонешенского музея (Алтай)................................................................................................91
Хвастунова Ю. В. Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере
группы Алтай Jair Ак Jair в Республике Алтай....................................................................104
Вртанесян Г. С. Змеедержец: миграции календарного символа.......................................113
Раздел IV
ИНФОРМАЦИЯ О КОНФЕРЕНЦИЯХ
Байпаков К. М., Дашковский П. К. Международная научно-практическая конференция «Центральная Азия на Великом Шёлковом пути: диалог культур и конфессий от древности до современности»...................................................................129
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ......................................................................................................135
ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................137
CONTENT
Section I
ARCHAEOLOGY AND ETNO CULTURAL HISTORY
Serikov U. B. Artefacts of non-utilitarian purpose in buried treasure of stone artefacts
of Ural and Siberia............................................................................................................................7
Kazakov A. A. Materials of the 1st millennium monument Blizhnie Elbany 3
(materials of the State Hermitage)................................................................................................18
Ksenzhik G. N. Archeology and ethnocultural history of the kazakhs on russian cartographic materials XVIII — the beginning of the XX century.: theoretical and
methodological problems...............................................................................................................26
Seregin N. N., Vasyutin S. A. Turkic enclosures of complexes Bolshoi Kurmanak-I
and II (Central Altai): based on excavations by A. S. Vasyutin.................................................37
Pikov G. G. Western Liao (1125-1218) as a result of ethno-cultural transfer.........................50
Section II
ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY
Atdaev S. f. Mermaids and water virges — Suv-perisi in the traditional representation
of turkmen........................................................................................................................................61
Sakovich E. G. The origin of the ethnonym "pechenegs": information of sources and
opinions of researchers...................................................................................................................73
Khozha M. B., Amanturov M. K. About crypt burials of Kazakhkstan.....................................81
Section III
RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS
Matytsin K. S. The old belivers' manuscript «Puteshestvennik» from the museum
of Soloneshnoe village (Altai)........................................................................................................91
Khvastunova J.V. A new type of religious leader in the neo-paganism on the example
of Altay Jang Ak Jang in the Republic of Altai...........................................................................104
Vrtanesjan G. S. Snakeholder. Calendar symbol migration......................................................113
Section IV
INFORMATION ABOUT CONFERENCES
Baybakov K. M., Dashkovskiy P. K. International scientific-practical conference "Central Asia on the Silk Road: the dialogue of cultures and religions from ancient times to the present".....................................................................................................................129
INFORMATION ABOUT CONFERENCES.........................................................................135
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS.........................................................................137
УДК 902 (571.150)
DOI: 10.14258/nreur (2019) 1-02
A.A. Казаков
Барнаульский юрилический институт МВД России, Барнаул (Россия)
МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ С ПАМЯТНИКА БЛИЖНИЕ ЕЛБАНЫ 3 (по материалам Государственного Эрмитажа)
Представленная вниманию читателей работа открывает цикл публикаций, посвященных базовому для археологии Западной Сибири памятнику — Ближние Елбаны, материалы которого послужили основой для создания периодизационной схемы древней истории не только Алтая, но и Сибири в целом. Целью работы является введение в научный оборот не опубликованных ранее материалов с памятника Ближние Елбаны 3, хранящихся в Государственном Эрмитаже. Они представлены развалами трех сосудов, два из которых на основании анализа морфологических признаков и орнамента относятся к фоминскому этапу кулайской археологической культуры, один — к акути-хинскому этапу одинцовской археологической культуры. В работе приведены их описания и рисунки. Опубликованные материалы позволяют выделить в комплексе источников памятника Ближние Елбаны 3 еще две культурно-хронологические группы, которые не были отражены в более ранних публикациях. Введение в научный оборот пускай незначительного по объему материала позволяет пополнить источниковую базу, представляющую заключительный этап раннего железного века (фоминский этап кулайской культуры) и начало эпохи раннего Средневековья (одинцовской археологической культуры).
Ключевые слова: керамика, форма, орнамент, кулайская культура, одинцовская культура.
A. A. Kazakov
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul (Russia)
MATERIALS OF THE 1ST MILLENNIUM MONUMENT BLIZHNIE ELBANY 3 (materials of the state hermitage)
The article opens a series of publications devoted to the monument — considered as basic for archaeology of Western Siberia — Blizhnie Elbany, materials of which served as the foundation for creating a periodization scheme of ancient history of not only Altai, but the whole of Siberia. The aim of this work is to introduce into scientific circulation previously
unpublished materials from the monument Blizhnie Elbany 3 stored in the State Hermitage. They are presented by 3 broken vessels, two of which, on the basis of analysis of morphological characteristics and ornamentation, belong to Fominskii stage of the Kulaiskaya archaeological culture, the third belonging to Akutikhinskii stage of the Odintsovskaya archaeological culture. The work contains their descriptions and figures. The published materials allow to single out in the sources of the site Blizhnie Elbany 3 two more cultural-chronological groups, which were not described in earlier publications. Introduction into the scientific circulation although small volume of material enriches a small source database by representing the final stage of the Early Iron Age (Fominskii stage of Kulaiskaya culture) and the beginning of the Early Middle Ages (Odintsovskaya archaeological culture).
Key words: ceramics, form, ornament, Kulaiskaya culture, Odintsovskaya culture.
Казаков Александр Альбертович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Барнаульского юридического института МВД России, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: kaa-2862@mail.ru.
С момента окончания работ М. П. Грязнова в урочище Ближние Елбаны (1949 г.) прошло почти 70 лет. На основании материалов, полученных в результате исследования этого комплекса памятников, М. П. Грязновым впервые создана исчерпывающая периодизационная схема развития древних племен Верхней Оби начиная с андроновского времени и заканчивая монгольским [Грязнов, 1956].
Трудно переоценить значение его работы «История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка», подготовленной на основании полученных в результате четырехлетних исследований материалов. Работая со ссылочным аппаратом всех работ по истории региона, исследователи возвращаются к базовой работе М. П. Грязнова.
Несмотря на титанический труд по обработке и осмыслению полученных в результате четырехлетних полевых работ материалов, М. П. Грязнов в своей исчерпывающей публикации, что вполне естественно, представил не все находки и не потому, что им не нашлось места в разработанной периодизационной схеме, а потому, что объем полученного материала не позволял ввести его в полном объеме в научный оборот в одной публикации. Поэтому исследователи до настоящего времени обращаются к коллекции с урочища Ближние Елбаны, хранящейся в Государственном Эрмитаже.
Любой исследователь, серьезно занимающийся периодом гунно-сарматского времени и Средневековья Западной и Южной Сибири, работал с этими коллекциями, открывая для себя и науки новую информацию [Троицкая, 1979; Чиндина, 1984; Ширин, 2003; Казаков, 2014].
Признавая неисчерпаемые информационные возможности любого источника, которые с развитием методов и методологии познания раскрывают все новые и новые свои грани, остановимся на следующем факте: несмотря на известность памятника (памятников) и хорошую изученность неопубликованных материалов отдельными учеными, остальные исследователи знакомы с ними лишь по публикациям с констатаци-
ей данных об их наличии [Чиндина, 1984] либо по статистическим выкладкам [Троицкая, 1979:41-43].
К сожалению, только одна публикация сопровождается рисунками материала [Ширин, 2003], да и то неполного его комплекса. Учитывая, что никакие описания и статистические выкладки не в состоянии дать исчерпывающую характеристику вещевого комплекса без иллюстративного материала, считаю целесообразным опубликовать имеющиеся в распоряжении автора иллюстрации, полученные в результате обработки коллекций с Ближних Елбанов, относящихся к периоду гунно-сармат-ского времени и Средневековья и хранящихся в Государственном Эрмитаже. Надеюсь, что полная публикация коллекций поможет исследователям, не имеющим возможности непосредственной работы с материалом, составить более полную картину о базовом памятнике, легшим в основу периодизации древней истории огромного региона и по-новому взглянуть на весь комплекс источников с этого памятника, раскрыв новые его грани.
Публикацию начнем с памятника Ближние Елбаны 3 (БЕ-3). Публикуемые материалы, к сожалению, не упоминаются ни в одной работе, в то время как неопубликованные комплексы с БЕ-4 и БЕ-7 привлекают внимание исследователей.
Пункт БЕ-3 находится на крайней северо-восточной дюне комплекса памятников БЕ-3, к моменту исследования наполовину разрушенной эоловой эрозией. В результате работ на памятнике исследовано 17 погребений (на плане памятника отмечено 16 погребений [Грязнов, 1956: табл. 26]), принадлежащих, по мнению М. П. Грязнова, к бере-зовскому этапу болыпереченской культуры и переходному этапу верхнеобской культуры [Грязнов, 1956: 10]. В настоящее время эти культурно-хронологические группы памятников отнесены к староалейской археологической культуре и сошниковскому этапу одинцовской археологической культуры.
Интереснейшие материалы, полученные при исследовании памятника, позволили М. П. Грязнову провести стратиграфические наблюдения, подтверждающие относительную хронологию культурно-хронологических комплексов (могила 1 переходного (сошниковского) этапа верхнеобской (одинцовской) [Грязнов, 1956: 117] культуры перерезала могилу 2-го березовского этапа болыпереченской (староалейской) культуры [Грязнов, 1956: 93, табл. 26, 27]), уточнить датировку переходного этапа верхнеобской культуры. Последующие обращения к материалам памятника сыграли основную роль в установлении хронологических границ сошниковского этапа одинцовской культуры [Казаков, 2014: 120-136].
Кроме погребально-поминальных комплексов, в культурном слое памятника встречены фрагменты керамики и вещей, соотносимые М. П. Грязновым с остатками поминальной тризны переходного этапа [Грязнов, 1956: 10].
Работая с материалами коллекции с пункта БЕ-3, хранящимися в Государственном Эрмитаже (инв. № 1619), я наряду с опубликованными встретил в ее составе материалы (развалы трех сосудов), пока еще не введенные в научный оборот и, что самое интересное, не соотносимые ни с одним культурно-хронологическим комплексом из выделенных М. П. Грязновым в этом пункте.
3
Керамика 1 тысячелетия пункта БЕ-3
Более того, в описи они значились как происходящие из могилы 40, хотя такой могилы на БЕ-3 исследовано не было. Но на этом загадки этой коллекции не закончились. Происходящие якобы из одного закрытого комплекса (могилы 40) эти сосуды принадлежали к различным культурно-хронологическим типам, отстоящим один от другого на значительный хронологический отрезок, следовательно, находиться в одном закрытом погребально-поминальном комплексе они просто не могли (рис. — 1-3).
Для решения этой задачи необходима очень тщательная работа с архивными материалами и описями, хранящимися в различных архивах, в том числе в архивах Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры, которым была организована экспедиция, осуществлявшая работы на комплексе Ближние Елба-ны [Грязнов, 1956: 5]. Не имея возможности провести подобное расследование, оставляя честь решения существующей загадки последующим исследователям, констатируем, что публикуемые материалы происходят с комплекса памятников Ближние Елба-ны и, судя по характеру развалов (достаточно крупные фрагменты), вполне вероятно, происходят из погребальных комплексов.
Не опубликованные ранее материалы представляют собой развалы трех сосудов, хранящиеся под инвентарными номерами 1619/99 (см. рис. — 1), 1619/100 (см. рис. — 2), 1619/108 (см. рис. — 3).
Судя по отсутствию в развалах фрагментов плоских днищ, сосуды были крутлодонными.
Сосуды под инвентарным номером 1619/99, 1619/100 баночной формы с прямыми венчиками (см. рис. — 1, 2). У сосуда под инвентарным номером 1619/100 намечается шейка, что характерно для керамики фоминского этапа кулайской культуры [Ширин, 2003:91-100].
Сосуд под инвентарным номером 1619/99 с округлым срезом венчика. Верхняя часть тулова, почти сразу за срезом венчика, орнаментирована двумя горизонтальными рядами подковообразного гребенчатого штампа с широкими частыми зубьями. Поверх этого орнамента в нижней части верхнего горизонтального ряда подковообразного штампа нанесен горизонтальный ряд ямок. Жемчужины, образовавшиеся с внутренней стороны сосуда в результате нанесения ряда ямок, немного заглажены (см. рис. — 1).
Сосуд под инвентарным номером 1619/100 с горизонтальным срезом венчика имеет небольшие утолщения как с внешней, так и с внутренней стороны, которые ввиду своей достаточной аморфности нельзя назвать карнизиками. Срез венчика орнаментирован косопоставленным мелкозубым гребенчатым штампом. Верхняя часть тулова, почти сразу за срезом венчика, орнаментирована пятью горизонтальными орнаментальными строками. Четыре горизонтальные строки нанесены идентичным штампом — гребенчатая уточка. Расстояние между вторым, третьим и четвертым горизонтальными рядами одинаковое, между первым и вторым — чуть больше. На этом пространстве помещен горизонтальный ряд ямок. Вполне возможно, что этот ряд служил разделителем. Нанесения ямок поверх другого орнаментального элемента не зафиксировано. Жемчужины, образовавшиеся с внутренней стороны сосуда в результате нанесения ряда ямок, немного заглажены (см. рис. — 2).
Сосуд под инвентарным номером 1619/108 является горшком с хорошо профилированным венчиком и ярко выраженной шейкой. Венчик с горизонтальным срезом выгнут наружу, что создает видимость воротничка. По срезу венчик орнаментирован мелкозубой гребенкой, сильно вытянуто овальной формы, так называемой гусенич-кой. С внутренней стороны на венчик также более крупным штампом нанесен орнамент сильно вытянутой овальной формы, гусеничкой с широкими частыми зубьями. По шейке венчика расположен горизонтальный ряд ямок. Жемчужины, образовавшиеся с внутренней стороны сосуда в результате нанесения ряда ямок, немного заглажены. Сразу под рядом ямок верхнее плечико украшено косыми лентами, спускающимися от ряда ямок вниз. Каждая лента состоит из пяти (возможно, больше, так как нижняя часть сосуда не сохранилась) наклонно-горизонтальных отпечатков штампа, которым орнаментирован венчик с внутренней стороны (см. рис. — 3).
Культурно-хронологическая атрибутация представленных сосудов особых затруднений не вызывает. Два из них (инв. № 1619/99 и 1619/100) относятся к фоминскому этапу кулайской культуры. Об этом говорит их форма — круглодонные банки, форма венчика одного из сосудов — с горизонтальным срезом и утолщениями венчика, фигур-
но-штамповые элементы орнамента, среди которых присутствует гребенчатая уточка, относительная обедненность орнамента и нанесение ямок поверх основного орнаментального элемента. Подобная керамика встречена в пункте БЕ-7 комплекса памятников Ближние Елбаны [Грязнов, 1956: табл. 50], погребениях могильника Татарские могилки (памятник известен под разными названиями, обоснование используемого названия смотрите [Григоров, Казаков, 2018: 6-7]) [Ширин, 2003: 30-31, 207-209; Уман-ский, 1974: 145-146], на поселении Малый Иткуль 1 [Абдулганеев, 2001: 105], городище Малый Иткуль 6 [Абдулганнев, Кадиков, Кирюшин, Кунгурова, 2003: 54, 72] и других памятниках Алтайского края.
Хронологические рамки памятников фоминского этапа в настоящее время определены в пределах П-1У вв. [Троицкая, 1979: 44; Ширин, 2003: 114; Казаков, 2016; Горбунов, 2017].
Один сосуд (инв. № 1619/108) относится к одинцовской культуре, причем к одному из последних этапов ее существования — одинцовскому или акутихинскому. Об этом свидетельствуют такие признаки, как хорошая профилировка венчика, наличие воротничка, орнаментация тулова спускающимися лентами из отпечатков гусенички. Подобная керамика встречена в пункте БЕ-14 комплекса памятников Ближние Елбаны [Грязнов, 1956: табл. 40; Казаков, 2014: 63], БЕ-12 [Казаков, 2014: 62], на поселении Костен-кова Избушка [Казаков, 2014: 50-51], местонахождении Вихоревка [Казаков, 2014: 58], Солдатово [Казаков, 2014: 60] и др. Орнаментальный мотив, использованный на этом сосуде древним мастером, чаще всего встречается на финальных стадиях одинцовского этапа и на акутихинском этапе одинцовской культуры. Это позволяет нам датировать публикуемый сосуд VI-VIII вв. [Казаков, 2014: 136].
Однако в момент выделения тимирязевского этапа, заключительного этапа существования одинцовской культуры, я не в полной мере сознавал соотношение верхнеобской и одинцовской культур, считая их единым культурно-хронологическим образованием, только с разными названиями. Во избежание дальнейшей терминологической путаницы название последнему этапу развития культуры было дано по наиболее близким комплексам верхнеобской культуры (тимирязевский), в надежде, что в скором времени единая культурная принадлежность этих образований будет признана исследователями. Дальнейшее накопление и осмысление материалов привело к осознанию ошибочности своей точки зрения и признанию существования двух родственных, но различных культур — верхнеобской в Новосибирском Приобье и одинцовской в Барна-ульско-Бийском Приобье. Осознание этого факта влечет за собой и необходимость изменения названия последнего этапа, так как его содержание отличается от содержания тимирязевского этапа верхнеобской культуры. Вслед за рядом исследователей [Тишкин, Горбунов, 2002: 84; Горбунов, 2017] я считаю вполне правомерным название заключительного этапа одинцовской культуры дать по названию наиболее показательного памятника, давшего материалы этого периода — городища Акутиха — акутихинский.
Таким образом, в научный оборот вводятся новые материалы фоминского этапа ку-лайской культуры и одинцовской культуры, пусть незначительно, но все же дополняющие корпус источников с комплекса памятников Ближние Елбаны по этим культурно-хронологическим периодам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абдулганеев М.Т. Фоминский комплекс поселения Малый Иткуль-1 // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул, 2001. 175 с.
Абдулганеев М. Т., Кадиков Б. X., Кирюшин Ю. Ф., Кунгурова Н. Ю. История исследования археологических памятников Зонального района // Зональный район. История, люди и судьбы. Барнаул, 2003. 852 с.
Горбунов В. В. Культурно-исторические процессы на территории лесостепного Алтая в 1 тыс. н. э. // V (XXI) Всероссийский археологический съезд. Барнаул, 2017.
Григоров Е. В., Казаков А. А. Барнаульско-Бийское Приобье в 1-2 вв. (по данным погребального обряда). Барнаул, 2018. 230 с.
Грязнов М. П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // Материалы и исследования по археологии СССР. №48. М.; Л., 1956. 256 с.
Казаков А. А. Одинцовская культура Барнаульско-Бийского Приобья. Барнаул, 2014. 152 с.
Казаков А. А. Материалы 1 тысячелетия со сборов у с. Фоминского // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края : сборник научных статей. Вып. 22. Барнаул, 2016. С. 116-122.
Тишкин А. А., Горбунов В. В. Культурно-хронологические схемы изучения истории средневековых кочевников Алтая // Древности Алтая. №9. Горно-Алтайск, 2002. С. 82-91.
Троицкая Т.Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск, 1979. 126 с.
Уманский А. П. Могильники верхнеобской культуры на Верхнем Чумыше // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974. С. 136-149.
Ширин Ю. В. Верхнее Приобье и предгорья Кузнецкого Алатау в начале 1 тыс. н. э. (погребальные памятники фоминской культуры). Новокузнецк, 2003. 288 с.
Чиндина Л. А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск, 1984.
REFERENCES
Abdulganeev М.Т. Fominskii kompleksposeleniya Malyi Itkul' — 1. Problemy izucheniya drevnei i srednevekovoi istorii [Fominskii Complex of the Settlement Malyi Itkul' — 1. Issues of studying ancient and medieval history]. Barnaul, 2001. 175 s. (in Russian).
Abdulganeev M. Т., Kadikov B. Kh., Kiryushin Yu. F., Kungurova N. Yu. Istoriya issledovaniya arkheologicheskikh pamyatnikov Zonal'nogo. Zonal'nyi raion. Istoriya, lyudi i sud'by raiona [History of studying archaeological sites of Zonal'nyi district. Zonal'nyi district. History, people and destinies]. Barnaul, 2003. 852 s. (in Russian).
Gorbunov V. V^ Kul'turno-istoricheskie protsessy na territorii lesostepnogo Altaya v 1 tys. п. е. V (XXI) Vserossiiskii arkheologicheskii s'ezd [Cultural and historical processes in the territory of forest-steppe Altai in the 1st millennium В. С. V (XXI) All-Russian Archaeological Congress] [Electronic resource]. Barnaul, 2017 (in Russian).
GrigorovE. V., Kazakov A. A. Barnaul'sko-Biiskoe Priobe v 1-12 vv. (po dannym pogrebal'ngo obryada) [Barnaul-Biysk Ob Region in the 1st — 12th centuries (according to the funeral rite data)]. Barnaul, 2018. 230 s. (in Russian).
Gryaznov M. P. Istoriya drevnikh piemen Verkhnei Obi po raskopkam bliz s. Bol'shaya Rechka [History of the ancient tribes of the Upper Ob according to excavations near the village of Bolshaya Rechka]. Moscow; Leningrad, 1956. No. 48. 256 s. (in Russian).
Kazakov A. A. Odintsovskaya kul'tura Barnaul'sko-Biiskogo Priob'ya [Odintsovskaya culture of Barnaul-Biysk Ob Region]. Barnaul, 2014.152 s. (in Russian).
Kazakov A. A. Materialy 1 tysyacheletiya so sborov u s. Fominskogo. Sokhranenie i izuchenie kul'turnogo naslediya Altaiskogo kraya [Materials of the 1st Millennium from findings near Village of Fominskoe. Preservation and studying the cultural heritage of Altai territory: collection of scientific articles]. Vol. 22. Barnaul, 2016. S. 116-122 (in Russian).
Tishkin A. A., Gorbunov V. V. Kul'turno-khronologicheskie skhemy izucheniya srednevekovykh kochevnikov Altaya. Drevnosti Altaya. [Cultural-chronological schemes for studying Altai medieval nomads. Antiquities of Altai]. Gorno-Altaysk, 2002. No. 9. S. 82-91 (in Russian).
Troitskaya T. N. Kulaiskaya kul'tura v Novosibirskom Priob'e. [Kulaiskaya culture in Novosibirsk Ob region]. Novosibirsk, 1979.126 s. (in Russian).
Umanskii A. P. Mogil'niki verkhneobskoi kul'tury na Verkhnem Chumyshe. Bronzovyi i zheleznyi vek Sibiri [Burial grounds of Verkhneobskaya culture on the Upper Chumysh. Bronze and iron age of Siberia]. Novosibirsk, 1974. S. 136-149 (in Russian).
Shirin, Yu. V. Verkhnee Priob'e i predgor'ya Kuznetskogo Alatau v nachale 1 tys. n. e. (pogrebal'nye pamyatniki fominskoi kul'tury) [The upper Ob region and the foothills of the Kuznetsk Alatau in the early 1st Millennium BC (Fominskaya culture funerary monuments)]. Novokuznetsk, 2003. 288 s. (in Russian).
Chindina L. A. Drevnyaya istoriya Srednego Priob'ya v epokhu zheleza. [Ancient history of the Middle Ob region in the iron age]. Tomsk, 1984 (in Russian).
Цитирование статьи:
Казаков А. А. Материалы первого тысячелетия с памятника Ближние Елбаны 3 (по материалам Государственного Эрмитажа) // Народы и религии Евразии. 2019. № 1 (18). С. 18-25. Citation:
Kazakov A. A. Materials of the 1st millennium monument Blizhnie Elbany 3 (materials of the State Hermitage). Nations and religions of Eurasia. 2019. № 1 (18). P. 18-25.