Научная статья на тему 'Материалы о творчестве художника-литографа А. Г. Петровского'

Материалы о творчестве художника-литографа А. Г. Петровского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТОГРАФИЯ / ИЗДАНИЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОДЕЖДЫ И ВООРУЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК» / RUSSIAN LITHOGRAPHY / LITHOGRAPHER ALEXEY PETROVSKY / EDITION OF «HISTORICAL DESCRIPTION OF CLOTHING AND WEAPONS OF RUSSIAN TROOPS» / ЛИТОГРАФ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ПЕТРОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Метелкина Анна Геннадьевна

Статья посвящена творчеству русского литографа середины XIX века Алексея Гавриловича Петровского (1817 ?). Он вошел в историю русской литографии как автор иллюстраций издания «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» (СПб., 1841-1862).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discovered records on the oeuvre of Lithographer Alexey Petrovsky

The article deals with the oeuvre of Alexey Petrovsky (1817 ?), Russian lithographer from the middle of XIX century. He came down in the history of Russian lithography as the author of edition of «Historical Description of Clothing and Weapons of Russian Troops» (St. Petersburg, 1841-1862).

Текст научной работы на тему «Материалы о творчестве художника-литографа А. Г. Петровского»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.008

УДК 763

МАТЕРИАЛЫ О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-ЛИТОГРАФА А.Г. ПЕТРОВСКОГО

Метелкина Анна Геннадьевна Старший научный сотрудник отдела гравюры XVШ-XXI вв., Государственный Русский музей. Россия, г. Санкт-Петербург. Meteolcina@yandex.ru

Статья посвящена творчеству русского литографа середины XIX века Алексея Гавриловича Петровского (1817 — ?). Он вошел в историю русской литографии как автор иллюстраций издания «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск»

Ключевые слова: русская литография, литограф Алексей Гаврилович Петровский; издание «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» (СПб., 1841—

Библиографическое описание для цитирования:

Метелкина А.Г. Материалы о творчестве художника-литографа А. Г. Петровского // Искусство Евразии. - 2018. - №4(11). - С. 95-103. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.008. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1214115/16/

Статья приурочена к 200-летнему юбилею со дня рождения художника Алексея Гавриловича Петровского, входившего в число талантливых литографов Временной мастерской, специализировавшейся на изготовлении иллюстраций издания А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск»

В конце XIX — начале XX вв. в связи со службой А.Г. Петровского в этом привилегированном литографском заведении его имя упоминают в своих трудах многие

4 «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» (СПб., 1841-1862) -крупнейшее издание середины XIX в. выходило под покровительством императоров Николая I и Александра II. К работе над иллюстрациями издания привлекались лучшие отечественные и иностранные художники и литографы.

Аннотация

(СПб., 1841-1862).

1862).

(СПб., 1841-1862)4 [6, с. 82].

известные исследователи отечественной печатной графики: Д.А. Ровинский5 [18] (можно сказать, что он положил начало изучению творческого наследия художника), Е.Н. Тевяшов [20, с. 158], Н.П. Собко [19], С.Н. Кондаков [4, с. 151] и Н.А. Обольянинов [7, с. 82, № 378].

Художник не оставил автобиографии, а потому сведения о нем крайне скупы. Известность пришла к А.Г. Петровскому в 1847 г. после выхода в свет литографий с оригиналов Ф.А. Бруни: «Вакханка» и «Моление Христа на горе Елионской» (последняя была выполнена совместно с пенсионером ОПХ литографом С.Ф. Кружкиным6). Оба эстампа были изданы на средства художника А.А. Козлова и вышли с посвящениями: первый — Президенту ИАХ герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому, второй — его супруге великой княгине Марии Николаевне. С тех пор за А.Г. Петровским закрепилась слава одного из лучших литографов Петербурга. На протяжении всего творческого пути его интересы совпадали с требованиями времени. В 1840—1850-х гг. он литографировал иллюстрации таких изданий, как «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» (СПб., 1841—1862), «Портреты лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 годов» (СПб., 1858-1861)», «Военные формы» (СПб., 1850-е — первая половина 1860-х). В течение многих лет он совмещал деятельность в казенной литографской мастерской с частными заказами. Портретный жанр раскрыл еще одну грань его дарования. В 1860-е гг. художник увлекся фотографией.

Разыскание новых сведений об А.Г. Петровском было связано с поисками документов, относящихся к его обучению в Императорской Академии художеств и к его службе во Временной мастерской. Восстановить творческую биографию художника позволила работа в архивах Москвы и Петербурга. Материалы о литографе хранятся в Отделе рукописей РНБ (фонд «Н.П. Собко»), в РГИА (фонды: «Академия художеств МИДВ», «Художественные заведения МПС», «Полиции исполнительной») и в РГВИА (фонд «Редакция Российской военной хроники. 1855—1868»).

В метрическом свидетельстве художника указано, что он родился в 1817 г. [14, л. 3] от жителя г. Аккермана Гавриила Петровского, «без означения происхождения»7 [8, л. 42 об., л. 49]. В официальных документах А.Г. Петровский значился как «бессарабский уроженец, отыскивающий дворянское свое происхождение». Сам художник считал себя дворянином. Он писал: «Аттестат о службе моей, в котором значится, что я происхожу из дворян, находится в деле, об определении Художников в Департамент Искусственных Дел Главного Управления Путей Сообщения и Публичных Зданий ...» [14, л. 2]. Из послужного списка А.Г. Петровского известно, что родового и благоприобретенного имения он не имел. Достаточно быстрому продвижению по служебной лестнице по сравнению с другими художниками

5 Д.А. Ровинский ввел в научный оборот издание «Портреты лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 годов» (СПб., 18581861), но не указал имена художников.

6 Кружкин Сергей Федорович (? - 1846) - живописец, литограф, печатник. С.-Петербургский мещанин. С 1840 г. вольноприходящий ученик ИАХ.

7 Метрическое свидетельство от 4-го сентября 1833 года за № 4738.

А.Г. Петровский был обязан покровительству над ним бессарабского военного губернатора П.И. Федорова .

Первоначальные художественные навыки Алексей Петровский, скорее всего, получил в Аккерманском уездном училище. В августе 1833 г. по окончании курса наук он был приглашен секретарем для «занятий письменными делами» к уездному судье титулярному советнику Ф.П. Снежкову9 [2, с. 417], состоявшему в должности аккерманского уездного предводителя дворянства. В октябре 1836 г. Петровский переехал из Аккермана в Кишинев, где «по способности его к рисовальному искусству» был принят в литографскую мастерскую, учрежденную при канцелярии бессарабского военного губернатора П.И. Федорова. В обязанности А.Г. Петровского входило литографирование бланков. Мастерская при канцелярии была открыта в 1830-х гг., как тогда говорили, «в виде опыта» для сокращения расходов на нужды казенного заведения. Без сомнения, искусству художественной литографии А.Г. Петровский мог обучиться только в Одессе в заведении уроженца Царства Польского А. Брауна10 [10, л. 118].

Спустя два года, продолжая работать в литографской мастерской, согласно прошению он был допущен, с утверждения попечителя одесского учебного округа Д.М. Княжевича, к исправлению должности надзирателя за воспитанниками в Благородном пансионе при кишиневской гимназии [5, с. 651]. Можно предположить, что в этом учебном заведении А.Г. Петровский поддерживал знакомство с учителем рисования Р.П. Односумовым11, с которым его могли связывать отношения, основанные на общности интересов. Летом 1839 г. он уволился из Благородного пансиона «для приискания другого рода службы». Из послужного списка художника известно, что с 31 августа 1840 г. по 10 августа 1842 г. он был в отставке [8, л. 36]. Его увольнение от службы совпало с открытием в Кишиневе в июне 1840 г. литографской мастерской григориопольского гражданина Акима Попова [10, л. 264; 21], где, вполне вероятно, он продолжил совершенствоваться в искусстве литографии. Существовало предположение, что А.Г. Петровский переехал в столицу, где в качестве вольноприходящего посещал занятия в Воскресной рисовальной школе, открывшейся в мае 1840 г. В настоящее время эта версия не подтвердилась.

В августе 1842 г. по протекции бессарабского военного губернатора П.И. Федорова, который положительно характеризовал художника, отметив, что он «... вел себя очень хорошо и делаемые ему поручения исполнял с усердием и прилежанием», А.Г. Петровский в Петербурге был определен во Временное литографское заведение Департамента военных поселений [12, л. 23], а затем в 1844 г. переведен во Временную

8 Федоров Павел Иванович (1791-1855) - генерал от инфантерии, бессарабский военный губернатор (1836-1854), сенатор (с 1854).

9 Снежков Федор Петрович, участник Отечественной войны 1812 года, был награжден орденом Св. Георгия и серебряными медалями за 1812 и 1814 гг. Аккерманский уездный судья (18331837).

10 В 1829 г. первая литографская мастерская в Одессе была открыта уроженцем Царства Польского Александром Брауном на улице Дерибасовской в доме купца Гуровича.

11 В 1834 г. Роман Павлович Односумов был удостоен званием свободного художника живописи портретной.

мастерскую Главного управления путей сообщения и публичных зданий. За долгие годы

12

работы он налитографировал около 200 рисунков .

Служба в мастерской дала А.Г. Петровскому право на беспрепятственное проживание в столице [14, л. 2 об.]. В свободное от должности время он в качестве вольноприходящего ученика посещал натурный класс в ИАХ. В мае 1850 г. А.Г. Петровский представил на суд Совета ИАХ для получения звания художника «по акварельной живописи» не только акварели, но и литографии. Их выбор не был делом случая. Среди работ были два портрета акварелью с натуры: «один семейный», писанный в 1848 г., «а другой с одного лица» — в 1850 г. Но наряду с оригинальными работами А.Г. Петровский как профессиональный литограф показал эстампы с картин Ф.А. Бруни: «Моление Христа на горе Елионской», «Вакханка» и «очерк с колоссальной картины Бруни, изображающей "Воздвижение Моисеем Медного змия", для исполнения в таком формате литографии», а также «две эскизные литографии из

13 и

Римской истории» [22, с. 111, 116] и «.портрет поэта Пушкина, рисованный итал1анским карандашом для литографии».

В 1855 г. А.Г. Петровский был зачислен в литографское заведение Редакции Российской военной хроники, «младшим художником», а с 1858 по 1864 г. работал при этой мастерской как «вольнонаемный» литограф [8, л. 43].

В 1860-х гг. А.Г. Петровский посвятил себя искусству фотографии. Он открыл в Петербурге фотографическое заведение (совместно с купцом Ф. Денисовым) и выполнял заказы художника В. Прохорова для ИАХ [14, л. 1]. Известно, что в 1861 г.

12 Список работ А. Г. Петровского составлен по экземпляру издания «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» (СПб., 1841-1862), хранящемуся в библиотеке Государственного Русского музея. Издание «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск»: Часть 3 (1842): как литограф - № 310, № 329, № 337, № 344, № 348, № 351, № 358, № 382, № 390, № 401, № 403, № 466, № 468, № 472, №№ 478 - 479; Часть 4 (1843): как литограф - № 504, № 506, № 516, № 521, № 525, № 530, № 534, № 538, № 541, №№ 553 - 554, № 563, № 565, № 570, № 580, № 584, № 586, №№ 588 - 589, № 605; Часть 5 (1844): как литограф - № 609, № 614, № 646, № 648, №№ 678 - 680, №№ 684 - 685, № 690, № 697, № 702, № 705, № 709, № 712, № 714, №№ 722 - 723, № 739, № 748, № 764; Часть 6 (1847): как литограф - № 774, № 789, № 791, № 793, № 807, № 812, № 819, № 823, № 825, № 839, №№ 843 - 845, № 856, № 865, № 905; Часть 7 (1848): как литограф - № 931, № 933, № 936, № 945, №№ 965 - 966, № 972, № 993, № 996, № 1009, № 1015; Часть 8 (1849): как литограф - № 1026, № 1028, №№ 1041 - 1042, № 1046, № 1060, № 1074, № 1076, № 1090, № 1096, № 1102; Часть 9 (1850): как литограф - №№ 1122 - 1124, № 1137, № 1163, №№ 1165 - 1166, № 1205, №№ 1210 - 1211; Часть 10 (1851): как литограф - №1277, № 1286, № 1302, № 1304, № 1318, № 1335, № 1340, № 1363, № 1384; Часть 13 (1857): как литограф - № 1780, № 1785, № 1797, № 1810, № 1813, № 1819, № 1825, №№ 1830 - 1831, №№ 1837 - 1838, №№ 1842 - 1843, № 1849, №№ 1851 - 1852, №№ 1859 - 1860, №№ 1869 - 1870; Часть 14 (1859): как литограф - №№ 1880 -1881, №№ 1889 - 1890, №№1902 - 1903, № 1915, № 1917, № 1928, № 1930, №№ 1939 - 1940, № 1947, №№ 1956 - 1957, № 1970, № 1972; Часть 15 (1858): как литограф - №№ 1988 - 1989, № 1993, № 1997, №№ 2026 - 2027, № 2036, № 2039, № 2047 Б, № 2055, № 2089, № 2116; Часть 16 (1859): как литограф - №№ 2145 - 2146, №№ 2164 - 2165, №№ 2179 - 2180, № 2196, № 2212, №№ 2262 - 2263, №№ 2275 - 2276, № 2288; Часть 17 (1860): как литограф - № 2339, № 2391, № 2411, № 2413, №№ 2415 - 2416; Часть 18 (1860): как литограф - № 2437, № 2442, № 2444, № 2449, № 2455, №№ 2473 - 2474, № 2481, № 2488, № 2546 А, № 2549, № 2558, № 2564; Часть 19 (1861): как литограф - № 42, № 60, № 68, № 74, № 99; Часть 20 (1861): как литограф -№ 179, № 200.

13 А.Г. Петровский исполнил две литографии с оригиналов Б. Пинелли: «Сабинки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами» и «Похищение сабинок римлянами». Обе - 1850 г.

ИАХ утвердила за А.Г. Петровским право собственности на издание в свет фотографий с рисунка, исполненного им с картины Ф.А. Бруни «Воздвижение Моисеем Медного змия» [14, л. 1; 16, л. 2-2об.]. Этим свидетельством художник оградил свое «предприятие . от контрафакции и недозволенного воспроизведения на основании 3-й статьи Конвенции, заключенной весной 1865 г. между Россией и Францией «о литературной и художественной собственности». Помимо этого он исходатайствовал в ИАХ дозволение посвятить императору Александру II «светописное воспроизведение картины» Ф.А. Бруни «Воздвижение Моисеем Медного змия» [16, л. 4-5 об]. Дела шли у А.Г. Петровского настолько хорошо, что в 1864 г. он уже числился владельцем собственной мастерской, располагавшейся на Васильевском острове на Кадетской линии в доме № 31 [11, л. 61. № 93].

26 октября 1864 г. он был произведен в чин коллежского секретаря X класса [9, л. 29], а в марте 1865 г. — представлен к производству в следующий чин за выслугу лет по Редакции Российской военной хроники [9, л. 28] и к Высочайшей награде [9, л. 20]. В 1865 г. художник был принят на службу в Окружное интендантское управление Петербургского военного округа [9, л. 56], а в 1867 г. — проживал в Петербурге на Покровской площади в доме № 90. кв. 6 [3, с. 368]. В 1880-х гг. художник выслужился до чина коллежского советника14 и проживал по адресу: Каменноостровский проспект, дом № 22/2, квартира № 4, напротив Лицея [17, л. 1].

Среди вновь выявленных материалов о художнике особый интерес вызывает упоминание о портрете А.С. Пушкина, рисованном итальянским карандашом. Необходимо напомнить, что этот портрет был представлен в 1850 г. на суд Совета ИАХ. До настоящего времени никто из ученых не говорил о А.Г. Петровском как об авторе портрета А. С. Пушкина. Единственным источником сведений об этом портрете были архивные документы, хранящиеся в РГИА.

Безусловно, А.Г. Петровский не создавал самостоятельного портрета А.С. Пушкина, а выполнил подготовительный рисунок для литографии с чужого живописного оригинала. Рисунки, выполненные итальянским карандашом для дальнейшего перевода их в гравюру или литографию, были обычным явлением того времени15.

Вопрос об осуществлении А.Г. Петровским своего намерения тиражировать портрет оставался открытым. Из архивных материалов известно, что в 1850 г. портрет А.С. Пушкина не был представлен на рассмотрение в Петербургский цензурный комитет, а значит — не был официально тиражирован [13, л. 1-93]. В обширной иконографии А.С. Пушкина, составленной известным коллекционером русской литографии В.Я. Адарюковым, эстамп с подписью А.Г. Петровского не указан [1]. В настоящее время литография отсутствует в крупных собраниях печатной графики Петербурга: ГРМ, РНБ и ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).

Есть основание предположить, что этот портрет был выполнен А.Г. Петровским по предложению адъютанта лейб-гвардии Конного полка И.В. Анненкова, который в конце 1840-х гг. близко общался или, как тогда говорили, «пользовался доверием»

14 Коллежский советник - гражданский чин VI класса в Табели о рангах. Должности VI класса награждались личным дворянством.

15

К примеру, художник К.Я. Афанасьев нарисовал итальянским карандашом портрет князя П.А. Вяземского, а впоследствии выполнил со своего оригинала гравюру, прилагавшуюся ко 2-й части «Собрания образцовых сочинений».

командира полка П.П. Ланского, второго мужа Н.Н. Пушкиной. Поскольку первое

посмертное издание сочинений А.С. Пушкина было распродано, в 1849 г. Ланские

задумали осуществить его переиздание, положившись на И.В. Анненкова16. Ланские

остановили свой выбор на И.В. Анненкове как на возможном издателе сочинений

А.С. Пушкина, поскольку он считался в военном кругу «литератором». И.В. Анненков

был автором четырехтомной «Истории лейб-гвардии Конного полка от 1731 по 17

1848 год» . Иллюстрации этого издания были переведены на литографский камень и отпечатаны в привилегированной Временной мастерской ГУПС и ПЗ, в штате

которого состоял А.Г. Петровский18. Скорее всего, тогда и могло состояться его личное

19

знакомство с И.В. Анненковым . Бессарабский уроженец мог заинтересовать

И.В. Аненнкова как человек, знавший людей, общавшихся с А.С. Пушкиным в декабре

1821 г. во время его посещения Аккермана и пребывания в Кишиневе20. И.В. Анненков

принял во внимание профессионализм А.Г. Петровского, отмеченный Советом ИАХ21

[14, л. 5; 8, л. 49], а также характеристику, составленную на него директором Временной

мастерской Карлом Полем: «.г-н Петровский, как по ревности и усердию к службе, так

и по отличному поведению за время служения его в Литографии с 10-го августа

1842 года удостоился получить восемь Монарших награждений и в последнее время

прибавку жалования: почему и заслуживает справедливую признательность 22

начальства» [12, л. 139].

Можно высказать предположение о том, что портрет А.С. Пушкина, выполненный А.Г. Петровским итальянским карандашом, после перевода в литографию и предназначался для издания, которое должно было с небольшими поправками повторять первое посмертное издание сочинений А.С. Пушкина 1837—1841 гг. Несмотря на то, что разрешение на издание было дано в августе 1850 г., оно в это время не было осуществлено. Сочинения А.С. Пушкина, подготовленные уже братом И.В. Анненкова П.В. Анненковым, вышли в свет только в 1855 г. с портретом, гравированным Н.И. Уткиным.

16 Весной 1851 г. И.В. Анненков подписал с Н.Н. Ланской договор, по которому получил право на издание сочинений А.С. Пушкина.

17 Труд был приурочен к юбилейным торжествам, посвященным 50-летию со дня назначения полковником и шефом лейб-гвардии Конного полка будущего императора Николая I.

18 На литографиях под изображениями посередине имеется надпись: «Лит. Главн. Управл. Путей Сообщ. и Публич. Зданш (К. Поль Дир.)».

19 А.Г. Петровский был не единственным литографом в штате Временной литографской мастерской ГУПС и ПЗ, исполнившим портрет А.С. Пушкина. В настоящее время известны портреты поэта, выполненные художниками этой мастерской И.А. Клюквиным и А.И. Клиндером.

20 С 21 сентября 1820 г. по начало июля 1823 г. А.С. Пушкин жил в Кишиневе.

21 Советом ИАХ А.Г. Петровский был удостоен звания художника и получил аттестат за №1087 от 7 октября 1850 г.

22 Об этом можно судить по характеристике, переданной в Совет ИАХ.

Литература

1. Адарюков В. Я. Указатель гравированных и литографированных портретов А.С. Пушкина. - М. 1926.

2. Адрес-календарь. — СПб., 1833. — Часть 2. LIV Бессарабская область. Аккерман.

3. Всеобщая адресная книга С.-Петербурга, с Васильевским островом, Петербургской и Выборгской сторонами и Охтой : В 5 отд-ниях / [С предисл. Гоппе и Корнфельд]. — Санкт-Петербург: Гоппе и Корнфельд, 1867—1868. III отдел. Общий алфавитный указатель.

4. Кондаков С.Н. Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. — СПб., 1914.

5. Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1839 г. Часть первая. — СПб. Отделение VIII. Министерство Народного образования. Одесский учебный округ. В Бессарабской области. В гимназии кишиневской.

6. Метелкина А.Г. К истории оформления русской военной книги: Временная литография Главного управления путей сообщения и публичных зданий и ее частные заказы с 1844 по 1856 год / / Книга в пространстве культуры. [Сб. ст.]. Выпуск 1 (8)'2011 / Рос. гос. б-ка; [отв. сост. О. Р. Хромов]. — М., 2011. (Прил. к журналу «Библиотековедение»).

7. Обольянинов Н.А. Каталог русских иллюстрированных изданий 1725—1860 гг. — М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1914. — Т. 1.

8. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 374, оп. 1, д. 25, 1863 г.

9. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 374, оп. 1, д. 31, 1865 г.

10. Российский государственный исторический архив. Ф. 1286, оп. 52, д. 12, 1862-1864 гг.

11. Российский государственный исторический архив. Ф. 1286, оп. 52, д. 77, 1864 г.

12. Российский государственный исторический архив. Ф. 209, оп. 1, д. 4, 1846.

13. Российский государственный исторический архив. Ф. 777, оп. 2, д. 5, 1850 г.

14. Российский государственный исторический архив. Ф. 789, оп. 14, Литера «П», д. 92.

15. Российский государственный исторический архив. Ф. 789, оп. 3, д. 121, 1860 г.

16. Российский государственный исторический архив. Ф. 789, оп. 3, д. 133, 1861 г.

17. Российская национальная библиотека, Отдел рукописей. Ф. 708, д. 1163.

18. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — СПб., 1889. — Т. IV Ст.134-135. 1857—60 гг.

19. Собко Н. П. Словарь русских художников. — Т. III. Вып. 1. — СПб.,1899. — Ст. 186.

20. Тевяшов Е.Н. Описание нескольких гравюр и литографий. Составил по своему собранию Е.Н. Тевяшов. — СПб., 1903.

21. Фаньян Дж. Первопечатник Кишинева Аким Попов // ^штйш-ршйши^рш^шЬ hmüqhu. — № 3. — 1974. — С. 266-269.

22. Ярцева А. В. «Римская история» Бартоломео Пинелли: взгляд из России / / Российская Национальная библиотека и отечественная художественная культура. Сборник статей и публикаций. Выпуск II / Составитель и научный редактор О.С. Острой. — СПб., 2002.

Статья поступила в редакцию 22.11.2018 г.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DISCOVERED RECORDS ON THE OEUVRE OF LITHOGRAPHER ALEXEY PETROVSKY

Meteolkina Anna Gennadievna

Senior researcher at the Department of Prints

of XVIII-XXI Centuries,

State Russian Museum.

Russia, St.-Petersburg.

Meteolcina@yandex.ru

The article deals with the oeuvre of Alexey Petrovsky (1817 — ?), Russian lithographer from the middle of XIX century. He came down in the history of Russian lithography as the author of edition of «Historical Description of Clothing and Weapons of Russian Troops» (St. Petersburg, 1841-1862).

Keywords: Russian lithography; Lithographer Alexey Petrovsky; edition of «Historical Description of Clothing and Weapons of Russian Troops» (St Petersburg, 1841-1862).

Bibliographic description for citation:

Meteolkina A.G. Discovered records on the oeuvre of Lithographer Alexey Petrovsky. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2018, No. 4(11), pp. 95-103. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.008. Available at: https://readymag.com/u50070366/1214115/16/ (In Russian).

1. Adaryukov V.Ya. Ukazatel'gravirovannykh i litografirovannykhportretov A.S. Pushkina [Index of engraved and lithographed portraits of A.S. Pushkin]. Moscow, 1926.

2. Adres-kalendar' [Address calendar]. St.-Petersburg, 1833. — Part 2. LIV Bessarabian region. Ackermann.

3. Vseobshchaya adresnaya kniga S.-Peterburga, s Vasil'evskim ostrovom, Peterburgskoi i Vyborgskoi storonami i Okhtoi : V 5 otd-niyakh / S predisl. Goppe i Kornfel'd [The general address book of St. Petersburg, with Vasilyevsky Island, the Petersburg and Vyborg sides and the Okhta: In 5 divisions / With the preface. Goppe and Kornfeld]. St.-Petersburg, Goppe i Kornfel'd Publ., 1867-1868. III department. General alphabetical index.

4. Kondakov S.N. Spisok russkikh khudozhnikov. K yubileinomu spravochniku Imperatorskoi Akademii khudozhestv [List of Russian artists. For the anniversary reference book of the Imperial Academy of Arts]. St.-Petersburg, 1914.

5. Mesyatseslov i obshchii shtat Rossiiskoi imperii na 1839 g. Chast' pervaya [Menology and the general staff of the Russian Empire in 1839. Part One]. St.-Petersburg. Ch. VIII. Ministry of Public Education. Odessa school district. In the Bessarabian region. In Kishinev gymnasium.

Abstract

References

HcKyccxBo EBpa3HH №4(11) • 2018 ISSN 2518-7767

6. Metelkina A.G. K istorii oformleniya russkoi voennoi knigi: Vremennaya litografiya Glavnogo upravleniya putei soobshcheniya i publichnykh %danii i ee chastnye %aka%y s 1844 po 1856 god [On the history of the design of the Russian military book: Temporary lithography of the Main Directorate of Communications and Public Buildings and its private orders from 1844 till 1856]. Kniga v prostranstve kul'tury. [Sb. st.]. Vypusk 1 (8)'2011 [Book in the cultural space [Collection of articles]. Issue 1 (8) '2011]. Moscow, 2011.

7. Obolyaninov N.A. Katalog russkikh illyustrirovannykh i%danii 1725—1860 gg. [Catalog of Russian illustrated editions of 1725—1860]. Moscow, Tovarishchestvo tipografii A.I. Mamontova, 1914, vol. 1.

8. Rossiiskiigosudarstvennyi voenno-istoricheskii arkhiv [Russian State Military History Archive]. F. 374, inv. 1, d. 25, 1863.

9. Rossiiskiigosudarstvennyi voenno-istoricheskii arkhiv [Russian State Military History Archive]. F. 374, inv. 1, d. 31, 1865.

10. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 1286, inv. 52, d. 12, 1862-1864.

11. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 1286, inv. 52, d. 77, 1864.

12. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 209, ivn. 1, d. 4, 1846.

13. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 777, inv. 2, d. 5, 1850.

14. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 789, inv. 14, Letter «P», d. 92.

15. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 789, inv. 3, d. 121, 1860.

16. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 789, inv. 3, d. 133, 1861.

17. Rossiiskaya natsional'naya biblioteka, Otdel rukopisei [National Library of Russia, Department of Manuscripts]. F. 708, d. 1163.

18. Rovinsky D.A. Podrobnyi slovar' russkikh gravirovannykh portretov [Detailed dictionary of Russian engraved portraits]. St.-Petersburg, 1889, vol. IV, art. 134-135. 1857-60.

19. Sobko N. P. Slovar' russkikh khudo%hnikov [Dictionary of Russian artists]. Vol. III, iss. 1. St.-Petersburg, 1899, art. 186.

20. Tevyashov E.N. Opisanie neskol'kikh gravyur i litografii. Sostavilpo svoemu sobraniyu E.N. Tevyashov [Description of several prints and lithographs. Compiled by its collection E.N. Tevyashov]. St.-Petersburg, 1903.

21. Fanyan J. Pervopechatnik Kishineva Akim Popov [Chisinau pioneer printer Akim Popov]. ihuwilw-piuhiuuppiuljwii hiuhijhu- Historical and philological journal, No. 3, 1974, pp. 266-269.

22. Yartseva A. V. «Rimskaya istoriya» Bartolomeo Pinelli: v%glyad i%_ Rossii [«Roman history» Bartolomeo Pinelli: the view from Russia]. Rossiiskaya Natsional'naya biblioteka i otechestvennaya khudo%hestvennaya kul'tura. Sbornik statei i publikatsii. Vypusk II [Russian National Library and Russian Artistic Culture. Collection of articles and publications. Issue II]. St.-Petersburg, 2002.

Received: November 22, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.