Научная статья на тему 'Материалы межрегионального совещания «Проблемы и пути совершенствования оказания высоко: технологичной медицинской помощи населению Урала, Сибири и Дальнего Востока», Томск, 24 июня 2010 г. '

Материалы межрегионального совещания «Проблемы и пути совершенствования оказания высоко: технологичной медицинской помощи населению Урала, Сибири и Дальнего Востока», Томск, 24 июня 2010 г. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы межрегионального совещания «Проблемы и пути совершенствования оказания высоко: технологичной медицинской помощи населению Урала, Сибири и Дальнего Востока», Томск, 24 июня 2010 г. »

Материалы Межрегионального совещания «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ УРАЛА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА», Томск, 24 июня 2010 г.

пансер» (КГУЗ АККД) (включая пациентов, направленных на лечение в Федеральные центры за пределы края), составляли не более 29% от рекомендованных ВОЗ. Очередь на плановое оперативное лечение составляла более 1000 пациентов. Ежегодно, не дождавшись операции, 7% нуждающихся в ней больных умирали, а 21% становились неоперабельными. Длительное ожидание операции существенно снижало эффективность хирургического лечения. Увеличивалось количество осложнений и длительность пребывания пациента в стационаре, соответственно, лечение «запущенного» больного обходилось в 1,5-2 раза дороже.

Декларированным принципом российского здравоохранения остается его государственный характер, обеспечивающий оказание общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи. Инициативы Президента РФ по повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) радикально изменили ситуацию.

В 2007 г. вступил в строй реконструированный реанимационно-хирургический комплекс Алтайского краевого кардиологического диспансера, материально-техническое оснащение и кадровый потенциал которого позволили оказывать кардиохирургическую помощь в размерах, значительно превышающих показатели прежних лет. Этому способствовало получение лицензии на оказание ВМП по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» и предоставление КГУЗ АККД с 2008 г. государственного задания на данный вид помощи с финансированием из краевого и федерального бюджетов.

Динамика объемов ВМП в КГУЗ АККД по основным видам кардиохирургических вмешательств представлена в таблице.

ОКАЗАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО КАРДИОХИРУРГИИ ЖИТЕЛЯМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Гридасов В.Ф.

КГУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер, Барнаул

По данным официальной статистики, болезни системы кровообращения (БСК) занимают ведущее место в структуре заболеваемости взрослого населения Алтайского края. Уровень распространенности БСК за период с 2007 по 2009 гг. имел непрерывный рост и в 2009 г. составил 532 на 1 тыс. взрослого населения, что в 2 раза превышает среднероссийский показатель. Ежегодно увеличивается количество выявляемых больных основными кардиологическими заболеваниями, являющимися главными причинами инвалидизации и смертности взрослого населения. Так, за последние 3 года в крае количество пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) возросло на 56 тысяч, с гипертонической болезнью - на 118 тысяч. При этом ежегодно более 2600 жителей Алтайского края нуждаются в кардиохирургической помощи. До 2007 г. объемы этой помощи в Краевом государственном учреждении «Алтайский краевой кардиологический дис-

Вид ВМП 2007 г. 2008 г. 2009 г.

1 Операции с искусственным кровообращением: 288 589 703

Аортокоронарное шунтирование 151 390 529

Протезирование клапанов сердца 75 134 120

2 Имплантация кардиостимулятора 260 299 324

3 Чрескожные эндоваскулярные вмешательства, всего: 389 743 1024

из них экстренных 283 447 551

4 Стентирование коронарных артерий 55 257 696

5 Эндоваскулярное закрытие дефекта межпредсердной перегородки 12 6 23

ИТОГО 949 1631 2051

Как видно из таблицы, имеет место ежегодное увеличение государственного задания. В сравнении с 2008 г. объемы ВМП по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» возросли в 1,25 раза, в сравнении с 2007 г. - рост составил 216%. Оперативная активность достигла 97%. Также в 2009 г. выполнено около 60 кардиохирургических вмешательств высокой категории сложности (многоклапанное протезирование, клапанное протезирование + аортокоронарное шунтирование (АКШ), АКШ + анев-ризмэктомия и т.д.).

Увеличение оперативной активности привело к зако-

номерному снижению послеоперационной летальности. При кардиохирургических операциях по ВМП этот показатель составил 4%, что укладывается в рамки, допустимые для центров, оказывающих данный вид медицинской помощи.

В КГУЗ АККД работает круглосуточная служба экстренной эндоваскулярной помощи при остром инфаркте миокарда. С февраля 2008 г., благодаря увеличению финансирования по целевой программе «Кардиохирургия», оказание помощи больным с острым коронарным синдромом (ОКС) проводится в соответствии с международными рекомендациями и стандартами.

2007 г. 2008 г. 2009 г.

Количество больных с ОКС в г. Барнауле, 1508 1610 1854

из них с ОИМ 893 880 1014

Экстренная коронарография 547 779 864

Экстренные чрескожные вмешательства

(БАП и стентирования): 389 447 551

из них при остром инфаркте миокарда 283 386 441

Количество диагностических и лечебных эндоваску-лярных вмешательств растет каждый год. Стационарная летальность при таких методиках у больных с ОКС составила 2,5%, что в 1,8 раза меньше, чем в 2007 г.

С целью контроля эффективности лечения больных в КГУЗ АККД проводится мониторинг пациентов, получивших ВМП по профилю «сердечно-сосудистая хирургия». Сформирован Регистр, который ведется в кабинете восстановительного лечения (КВЛ). Все пациенты, подвергшиеся кардиохирургическому вмешательству, в день выписки из стационара регистрируются в КВЛ, где данные всех этапов их лечения и реабилитации вносятся в Регистр, назначается дата следующей консультации.

Ведение Регистра и мониторинг эффективности лечебно-реабилитационного воздействия проводится совместно с КГУЗ «Управляющая компания медицинского кластера Алтайского края» на основе реестров пролеченных пациентов.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПАЦИЕНТАМИ, ПЕРЕНЕСШИМИ СТЕНТИРОВАНИЕ КОРОНАРНЫХ АРТЕРИЙ

Дашибалова Т.Л., Дамбаев А.И., Лудупова Е.Ю.

Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко, Улан-Удэ

Цель данного исследования: проанализировать отдаленные результаты коронарного стентирования и факторы, влияющие на них.

Материал и методы. Проанализировано 274 законченных случая планового коронарного стентирования с применением стентов с лекарственным покрытием (Endeavor, Cypher, EGA TAX). Оперативные вмешательства проводились в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения (РХМДиЛ). Диспансерное наблюдение осуществлялось хирургами отделения РХМДиЛ и кардиологом отделения сердечно-сосудистой хирургии.

При выписке из стационара пациенту давались следующие рекомендации: наблюдение кардиолога по месту жительства, соблюдение режима питания, ежемесячный контроль холестерина крови, ЭКГ, постоянный прием симвастатинов, прием клопидогреля в дозировке 75 мг ежедневно в течение 12 месяцев и др. Назначалась явка на прием к оперирующему хирургу: для жителей города с периодичностью 1 раз в 2 месяца, для жителей села - 1 раз в квартал.

В критерии диспансерного наблюдения были включены:

1. Фамилия, имя, отчество, возраст, пол.

2. Диагноз.

3. Дата коронарного стентирования с кратким описанием операции (количество стентов, вид стента, оперированная ветвь коронарной артерии).

4. Наличие факторов риска: сахарный диабет, гиперхо-лестеринемия, артериальная гипертензия, ожирение.

5. Прием клопидогреля.

6. Прием симвастатинов.

7. Контроль ЭКГ.

8. Контроль уровня холестерина.

9. Наблюдение кардиолога или терапевта по месту жительства.

10. Контрольная коронарография, сроки после операции.

11. Необходимость повторного оперативного вмешательства, вид, сроки.

12. Наличие тромбоза стента, сроки после операции.

13. Наличие рестеноза, сроки после операции. Срок наблюдения составил 24 месяца. Были получены следующие результаты:

1. Тромбоз стента имелся в 13 случаях (4,7%), во всех случаях подострый. У 7 пациентов с сопутствующим сахарным диабетом. Все пациенты перенесли повторное оперативное вмешательство (рестентирование, аортокоронарное шунтирование).

2. Рестеноз в стенте имелся в 11 случаях (4%): в 9 случаях - в первые 12 месяцев, в 2 случаях - на втором году после стентирования. Все пациенты перенесли повторное оперативное вмешательство (рестентирова-ние, аортокоронарное шунтирование).

3. Регулярный прием клопидогреля имелся только в 67% случаев, что связано с недоступностью стоимости препарата, особенно для жителей села.

4. Контроль уровня холестерина с адекватной коррекцией приема симвастатинов имелся в 64% случаев.

5. Наблюдение врача кардиолога по месту жительства имело место в 50% случаев.

6. Повторная коронарография по показаниям проведена у 50% пациентов.

По результатам исследования были разработаны информационные письма по ведению больных, перенесших оперативные вмешательства на коронарных артериях, для участковых, районных терапевтов, кардиологов. Создан «коронарный клуб» - школа здоровья для пациентов, перенесших коронарное стентирование и аортокоронар-ное шунтирование, с целью повышения уровня образованности населения в вопросах развития и лечения ише-мической болезни сердца, пропаганды здорового образа жизни.

Проблема диспансерного наблюдения за пациентами, получившими высокотехнологичную медицинскую помощь, является актуальной. Необходимо обеспечить регулярное специализированное наблюдение за пациентом после операции с анализом и интерпретацией физикаль-ных и инструментальных данных для своевременной коррекции лечения. Это позволит удлинить сроки клинической ремиссии, улучшить качество жизни и удовлетворенность пациента от общения с медицинской средой.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ КАРДИОХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМ ЭТАПЕ

Зайцева Т.В., Лукьянчикова В.Ф., Поляков К.В.

ГУЗ Краевая клиническая больница №1

им. проф. С.И. Сергеева;

Краевой клинический кардиологический центр,

Хабаровск

В Хабаровском крае заболеваемость инфарктом миокарда за последние пять лет выше, чем в среднем по Российской Федерации и по Дальневосточному федеральному округу. В структуре смертности и среди причин выхода на инвалидность болезни системы кровообращения устойчиво занимают первое место. Кардиохирургическая помощь - это этап в комплексном лечении больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Целью нашей работы было создание единой системы в организации кардиохирургической помощи населению Хабаровского края. Порядок оказания помощи выстроен с соблюдением принципов преемственности на всех этапах: поликлиническом, стационарном с проведением высокотехнологических хирургических операций, реабилитационном. Краевой клинический кардиологический центр (КККЦ) г. Хабаровска, работает на базе ГУЗ Краевая клиническая больница №1 им. проф. С.И. Сергеева, в КККЦ выполняются 16 из 24 высокотехнологичных видов медицинской помощи по разделу «сердечно-сосудистая хирургия», ежегодно определяемых нормативными документами Минздравсоцразвития РФ.

Материал и методы. Мы адаптировали некоторые инновационные клинико-организационные технологии других кардиологических центров РФ применимо к нашим условиям, учитывая последние приказы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) Минздравсоцразвития РФ и Министерства здравоохранения Хабаровского края.

Инструментом для внедрения в работу новых технологий было создание регистров больных, ведение листов ожидания, т.е. системы мониторинга пациентов, нуждающихся в оказании ВМП, как в отделениях Краевой клинической больницы №1, так и в ФСМУ. Эти регистры формируются на основании анализа выписок из историй болезни кардиотерапевтического и кардиохирургическо-го отделений, отделения хирургии магистральных сосудов. Информация о мониторинге таких пациентов передается в ЛПУ края по месту проживания больных. В кар-

диологическом поликлиническом отделении также ведется картотека и динамическое наблюдение за группами больных Хабаровского края со сложными формами ССЗ, за пациентами до и после оперативного лечения, за больными, которым в перспективе планируется оперативное лечение (в том числе за детьми с врожденными пороками сердца).

С целью повышения эффективности работы отделений КККЦ мы предлагаем модель ведения пациентов на поликлиническом уровне с выделением этапов и разграничением функций каждого:

I этап - участковый терапевт территориальной поли-

клиники.

II этап - кардиолог территориальной поликлиники (при

его отсутствии - заведующий терапевтическим отделением).

III этап - кардиолог краевого кардиоцентра консульта-

тивно-диагностической поликлиники Краевой клинической больницы №1.

Основными принципами инновационных технологий являются: этапность, преемственность, стандартизация в оказании медицинской помощи кардиологическому больному, высокий профессионализм врачей, своевременная информированность и обучение медицинских работников.

С этой целью сотрудниками Кардиоцентра подготовлены 6 информационно-методических писем, цикл лекций и практических занятий для специалистов здравоохранения Хабаровского края («Диагностические и лечебные возможности Краевого клинического кардиологического центра», «Организация оказания высокотехнологичной кардиохирургической помощи в Хабаровском крае», «Показания для коронароангиографии» и др.). Терапевты и кардиологи обучаются на циклах сертификационного усовершенствования для врачей в ГОУ ДПО Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения.

Кроме того, повышение качества оказания кардиохи-рургической помощи предполагает решение важнейших вопросов, в первую очередь, научного прогнозирования развития кардиологической службы на основе изучения потребности региона в учреждениях кардиологического профиля, в материально-техническом обеспечении, в научных и врачебных кадрах. Обоснована необходимость внедрения научных достижений кардиологии в практику здравоохранения, в том числе оптимальные организационные технологии обеспечения преемственности на всех этапах.

Выводы. Приоритетное значение приобретает разработка научных основ диспансеризации кардиологических больных, средств и методов автоматизации, компьютеризации процессов выявления больных, наблюдения за ними. Наряду с этим требуют дальнейшего изучения вопросы, касающиеся структуры кардиологической службы; факторов, влияющих на те или иные нарушения медицинской помощи и эффективность использования ресурсов; методики планирования кардиохирургической помощи; комплексной экспертизы качества оказания стационарной кардиологической и кардиохирургической помощи, взаимосвязи с догоспитальным этапом; причинно-следственных связей между элементами кардиологической службы здравоохранения территории; организации

и определения потребности в высокотехнологичных методах лечения; системного подхода к проблеме вторичной профилактики ССЗ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О НУЖДАЕМОСТИ В ОКАЗАНИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРОФИЛЮ «СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ ХИРУРГИЯ»

Комарова О.В., Недосеко К.В., Насонов С.В., Шульженко Е.Е., Переверзина Н.А.

КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера, Барнаул

Выявление больных, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) по профилю «сердечно-сосудистая хирургия», в Алтайском крае сохраняет свою актуальность. Несмотря на снижение смертности от заболеваний системы кровообращения за последние 2 года с 831,1 до 804,7 на 100 тыс. населения, уровень общей заболеваемости болезнями системы кровообращения в крае остается достаточно высоким - 441,6 на 1 тыс. населения.

В рамках кластерного подхода организации здравоохранения Алтайского края с целью своевременности оказания и повышения доступности ВМП жителям региона Краевым государственным учреждением здравоохранения Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера совместно с Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности разработан и внедряется на всей территории края проект по выявлению и отбору больных для направления на консультацию в КГУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер (специализированное учреждение, оказывающее ВМП за счет средств федерального и краевого бюджетов) для решения вопроса о нуждаемости в оказании того или иного вида ВМП «кардиохирургического» профиля.

В связи с этим был разработан алгоритм выявления и порядок направления пациентов на консультацию к кардиологу в специализированное учреждение для решения вопроса об оказании ВМП.

Алгоритм выявления включает в себя перечень показаний (в том числе группы диспансерного учета) и обязательного стандартного обследования для направления к кардиологу, что позволяет избавить специализированное учреждение от проведения рутинных исследований и сократить время, необходимое для окончательного принятия решения о нуждаемости в оказании ВМП.

Порядок направления включает в себя должное оформление необходимой медицинской документации, запись пациента после проведения полного объема обследований на консультацию через врачебно-диспетчерскую службу КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера, имеющее отдельные талоны к кардиологу для такой консультации и в дальнейшем отслеживающее ее результат посредством АРМ «Поликлиника» в корпоративной сети передачи данных.

В каждом учреждении первичного звена назначен врач, ответственный за данное направление работы (как правило, врач-кардиолог, заведующий поликлиникой или районный терапевт), который осуществляет взаимодействие с врачебно-диспетчерской службой КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера, координирующей работу проекта. В КГУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер для таких пациентов создана «зеленая улица» - отдельное окно регистратуры, проведение необходимых дополнительных обследований в день обращения, оперативное предоставление информации о результатах консультации во врачебно-диспетчерскую службу КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера. Все это избавляет пациента от необходимости неоднократного посещения кардиологического диспансера, что немаловажно для жителей отдаленных районов Алтайского края.

Помимо интенсификации работы по выявлению и направлению на консультацию таких больных проект предусматривает материальное стимулирование работы врачей лечебных учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, причем как участковой службы, так и врачей «узкого» профиля - кардиологов, районных терапевтов и других, участвующих в этой работе, за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Алтайского края. Несмотря на то, что в Алтайском крае со II полугодия 2009 г. применяется принцип подушевого финансирования лечебных учреждений, Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности совместно с ТФОМС Алтайского края достигнуто соглашение о выплатах стимулирующего характера сверх подушевого финансирования за каждого выявленного и направленного на консультацию пациента при условии включения его в краевой регистр лиц, нуждающихся в оказании ВМП по профилю «сердечно-сосудистая хирургия». Включение в данный регистр осуществляется по результатам консультаций, не включаются в регистр пациенты, ВМП которым не показана. Таким образом, КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера осуществляет координацию работы ЛПУ всех уровней, а также маршрутизацию пациента от момента его выявления до госпитализации в специализированное учреждение либо включения в «Лист ожидания оказания ВМП».

Оплата за выявленного и направленного таким образом пациента осуществляется по согласованному с ТФОМС Алтайского края тарифу «комплексное медицинское обследование», размер которого составляет 260 рублей за каждого пациента. Для оплаты КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера ежемесячно передает в ТФОМС Алтайского края регистр лиц, нуждающихся в оказании ВМП, а также уведомляет об этом учреждения первичного звена с целью внесения таких пациентов в реестры на оплату услуг за счет средств ОМС по тарифу «комплексное медицинское обследование».

С начала 2010 г. по настоящее время в проекте принимают участие 18 учреждений здравоохранения первичного звена. За I квартал 2010 г. было направлено 108 человек, из них:

- 63 (58,3%) нуждаются в проведении специального до-

обследования для решения вопроса об оказании ВМП

(коронароангиографии, эхокардиографии, суточное

мониторирование и т.д.);

- 19 (17,6%) госпитализированы непосредственно на ВМП;

- 12 (11,1%) отказались от ВМП или дообследования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 7 (6,5%) ВМП не показана;

- 7 (6,5%) не явились на консультацию.

Соответственно в регистр лиц, нуждающихся в оказании ВМП, включено 95 человек.

Таким образом, внедренный в здравоохранении Алтайского края проект позволит оптимизировать работу учреждений всех уровней по выявлению больных, нуждающихся в оказании ВМП, стимулировать работу врачей учреждений первичного звена, снять «рутинную» нагрузку с кардиологического диспансера, а самое главное, избавит пациентов от лишних «хождений по врачам».

ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Насонов С.В., Елыкомов В.А.

КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера, Барнаул

Стратегия социально-экономического развития края на период до 2025 г. определяет как основной инновационный вектор развитие отраслей социальной сферы, в том числе и здравоохранения. В Алтайском крае с 2005 г. высокими темпами идут процессы системного реформирования здравоохранения - как первичной, так и специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Специфичным для края является высокая доля сельского населения (46,4%), расселенного на обширной территории (14,9 чел./км2). Основная задача - обеспечить равнодоступность медицинской помощи для всех жителей края. На Четвертом съезде врачей Алтайского края (июль 2008 г.) Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин акцентировал: «Не больной должен ходить вокруг больниц и поликлиник, а профессионалы-медики вести больного от первого визита до исцеления». Национальный проект «Здоровье», федеральные программы, усилия Администрации края позволили активно создавать современную материальную базу здравоохранения, способную обеспечить высокий лечебно-диагностический уровень ЛПУ. На состояние здоровья населения и демографическую ситуацию в крае существенное влияние оказывает ряд специфических факторов: радиационное воздействие и «генетический эффект», обусловленные ядерными взрывами на Семипалатинском исследовательском полигоне, а также возрастная структура населения - с более высокой, чем в среднем по СФО, долей лиц старшего возраста. Воздействие этих факторов во многом обусловило значительно более высокий, чем в РФ и СФО уровень заболеваемости по важнейшим видам патологий, таким, как новообразования, болезни крови, эндокринной системы и системы кровообращения, болезни органов дыхания, врожденные аномалии. Возрастает число пациентов с множественным характером заболеваний. В связи с этим население края имеет

более высокую потребность в объемах медицинской помощи, в том числе специализированной и высокотехнологичной. Вместе с тем мы не можем беспредельно увеличивать количество медицинских учреждений, которые оказывают эти виды помощи. Полинозологичный характер патологии у значительной части пациентов диктует необходимость оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в условиях более тесной технологической интеграции медицинских учреждений. Мы считаем, что наиболее эффективной формой такой интеграции являются медицинские кластеры. Медицинский кластер - это группа взаимосвязанных организаций, действующих в сфере здравоохранения и взаимодополняющих друг друга, которая обеспечивает ВМП населению в виде специализированных, инновационных медицинских технологических цепочек по отбору, лечению, реабилитации и диспансерному наблюдению пациентов с целью восстановления их здоровья. Первостепенная задача - максимально эффективно использовать имеющиеся и привлеченные в отрасль ресурсы. Идеология кластерного подхода к организации медицинской помощи населению проста - вовлеченные в исцеление человека медицинские силы, от кабинета первичного осмотра до высокотехнологичного центра должны быть гармонично увязаны в единый комплекс. Единое управление, единые методические подходы, сосредоточение средств и сил - все для эффективного лечения пациента в одном месте и в кратчайшие сроки. Своеобразный конвейер знаний, высоких технологий и человеческого участия призван обеспечить доступность и качество оказания медицинской помощи. Кластерный подход потребовал выработки еще одной инновации - механизма ведения больного по всей медицинской цепочке - от первого приема врачом до полной реабилитации. Для ее реализации с начала 2008 г. создана и функционирует врачебно-диспетчерская служба. Ее отличительные особенности: укомплектованность специалистами высшей квалификации, наделенными достаточными оперативными полномочиями в области управления; прямое взаимодействие с мини-диспетчерскими службами на муниципальном уровне; сосредоточенность на специализированной и высокотехнологичной помощи, широкое применение возможностей телемедицины, современных информационных технологий, выездных форм работы. Такой подход позволил добиться понятной и логичной увязки всего процесса излечения с конечным результатом. В настоящее время в поликлиниках всех 60 ЦРБ края внедрена система дистанционной предварительной записи пациентов на консультативные приемы в краевые ЛПУ. В течение 2009 г. предварительной записью воспользовались 67231 пациент. Во исполнение распоряжения Администрации Алтайского края от 23.05.2009 г. №169-р завершено формирование корпоративной сети передачи данных, которая оплачивается централизованно с четвертого квартала 2009 г.

Оператором выполнения программ по созданию единой врачебно-диспетчерской службы, централизации ряда лечебно-диагностических служб и обслуживающих структур в медицинском кластере выступает КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера, которая разрабатывает государственные задания для исполнителей программ, осуществляет постоянный мониторинг достижения индикативных

показателей, определяет пути повышения эффективности технологических кластерных цепочек. За четыре года объемы оказанной высокотехнологичной медицинской помощи жителям края увеличились в 9 раз. С 2008 г. финансирование ВМП выделено отдельной строкой в законе о бюджете Алтайского края. В 2009 г. профинансировано 228,9 млн руб. из краевого и 61,2 млн руб. из федерального бюджетов. На 2010 г. запланировано 197,4 млн руб. из краевого и 115,4 млн руб. из Федерального бюджетов. С 2009 г. увеличилась доступность ВМП для сельских жителей края, их доля составила 51% от числа пролеченных (в 2008 г. - 29%). В 2009 г. ВМП получили 4696 жителей края, в том числе в федеральных центрах - 1652 чел., в краевых - 3044 чел., из них 2486 за счет средств краевого бюджета, а в 2010 г. планируется оказать ВМП уже 6 тыс. человек, в том числе в клиниках края - 3065 чел., что указывает на достаточный уровень доступности ВМП при отсутствии в регионе Федеральных центров. В рамках реализации кластерного подхода в 2009 г. внедрена мотивация специалистов ЛПУ края сверх подушевого финансирования (260 руб.) за включение пациентов в регистры по кардиологии, прединсульту, предраку, а также беременных. КГУЗ Медицинский центр осуществляет медико-экономическую оценку ВМП, оказанной в Алтайском крае; корректировку стандартов, тарифов, государственного задания каждому ЛПУ за счет средств краевого бюджета (квоты ЛПУ в 2009 г. план - 1891; факт - 2499). В истекшем году организован ежемесячный персонифицированный мониторинг больных по месту жительства после всех видов ВМП, с использованием корпоративной сети передачи данных. На 01.05.2010 г. мони-торируется 2670 граждан и база продолжает дополняться в on-line режиме. Таким образом, основными целями внедрения кластерных моделей здравоохранения в крае являются повышение качества медицинской помощи и обеспечение ее равнодоступности для сельских и городских жителей, что направлено, в конечном итоге, на повышение качества жизни и здоровья жителей, а также на снижение смертности и инвалидизации. Важнейшим индикатором повышения качества жизни населения с 2006 г. стала позитивная динамика демографических показателей. Уровень рождаемости за период с 2006 по 2009 гг. вырос на 23,8% (с 10,1 в 2005 г. до 12,4 в 2009 г. на 1 тыс. нас.). Показатель общей смертности снизился на 5,9% (с 15,2 в 2005 г. до 14,3 в 2009 г. на 1 тыс. нас.), смертность трудоспособного населения снизилась на 14,6% (с 715,6 в 2006 г. до 611,3 в 2009 г. на 100 тыс. нас. трудоспособного возраста), показатель младенческой смертности снизился на 22,3% (с 11,2 в 2006 г. до 8,7 в 2009 г. на 1 тыс. живорожденных). Более значительным стало снижение убыли населения за счет процессов естественного движения, показатель естественного прироста возрос в 2,8 раза (с 5,1 в 2006 г., до 1,9 в 2009 г.).

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Недосеко К.В., Комарова О.В., Насонов С.В., Шульженко Е.Е., Переверзина Н.А.

КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера, Барнаул

В рамках развития в здравоохранении Алтайского края системы информатизации и с целью создания в крае единой информационной системы мониторинга высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера было сформировано техническое задание на разработку программного обеспечения «Мониторинг лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь» (ПО «Мониторинг ВМП») на платформе Firebird, предназначенное для использования в составе существующих в Алтайском крае медицинских информационных систем и представляющее собой совокупность автоматизированных рабочих мест в корпоративной сети передачи данных, объединяющей все лечебные учреждения края. Разработанное программное обеспечение позволяет организовать диспансерное наблюдение за больными, получившими ВМП, в период их восстановительного лечения и медицинской реабилитации, своевременный обмен информацией между лечебными учреждениями разных уровней и ряд других функций. В I квартале 2010 г. началось внедрение программного обеспечения в учреждениях здравоохранения края.

Программа в режиме on-line осуществляет персонифицированный учет пациентов получивших или ожидающих получения ВМП.

В общей сложности мониторируется 24 различных показателя, часть из которых (паспортные данные, дата оказания ВМП, учреждение, оказавшее ВМП и т.п.) является постоянными, часть - динамическими (плановые и контрольные осмотры, состояние здоровья на момент осмотра, случаи госпитализации, временной и стойкой нетрудоспособности и ряд других). Динамические данные в программе сохраняются нарастающим итогом, что позволяет отслеживать их динамику.

Все пользователи ПО «Мониторинг ВМП» разделены на 4 категории, имеющие различные права и уровни доступа. Учреждения, обслуживающие пациентов по месту жительства могут вносить паспортные данные, случаи и результаты осмотров, госпитализаций, сроки временной нетрудоспособности, данные о санаторно-курортном лечении, направлении больных на МСЭ и результаты освидетельствования и ряд других. Учреждения, оказывающие ВМП, вносят сведения о проведенных высокотехнологичных операциях (период и результат оказания ВМП, вид, код вида, стоимость), могут планировать контрольные осмотры и вносить их результаты, включать пациентов в лист ожидания, который автоматически формируется программой. КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера, осуществляющее координацию данного направления работы, выступает в роли администратора программы и обладает полными правами на внесение сведений, их редактирование и удаление. Последняя категория пользо-

вателей имеет права просмотра сведений без каких-либо изменений данных, предназначена для органов управления здравоохранением различного уровня.

В ПО «Мониторинг ВМП» в полном объеме реализованы возможности поиска, сортировки, фильтрации данных, что позволяет формировать достаточно широкий спектр статистических и отчетных документов. Данные могут быть экспортированы в табличный редактор MS Office Excel.

Внесение сведений и обмен информацией между учреждениями различных уровней осуществляется в режиме on-line, что позволяет учреждениям, оказавшим ВМП, отслеживать динамику наблюдения за больным, своевременность контрольных и плановых осмотров, состояние здоровья на момент осмотра, а также оперативно принимать решения о дальнейшей тактике ведения больного, например, повторной госпитализации.

КГУЗ Медицинский центр - управляющая компания Алтайского медицинского кластера помимо функций администрирования программного обеспечения вносит сведения о пациентах, получивших ВМП за пределами края, осуществляет текущий мониторинг своевременности наблюдения пациентов лечебными учреждениями, обслуживающими больных по месту жительства, мониторинг состояния здоровья пациентов после полученной ВМП, снимает с мониторинга пациентов по различным причинам (по истечении периода реабилитации, по причине смерти больного, в случае смены места жительства и т.д.), а также осуществляет мониторинг выполнения государственного задания учреждениями края, оказывающими ВМП, и ведет статистический учет различных показателей, связанных с оказанием ВМП.

Внедрение в Алтайском крае ПО «Мониторинг ВМП» позволяет систематизировать работу учреждений здравоохранения всех уровней по вопросам оказания жителям края ВМП и последующего их наблюдения, организовать оперативный обмен информацией между учреждениями, автоматизировать ведение «Листа ожидания» оказания ВМП, обеспечить текущий мониторинг ситуации, что в совокупности позволяет сократить сроки принятия управленческих решений для органов управления здравоохранением всех уровней.

ОКАЗАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПРИ КЛАСТЕРНОМ ПОДХОДЕ

Яковлев В.В., Насонов С.В., Голдобина О.А.

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Барнаул

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) в 2005-2007 гг. оказывалась жителям Алтайского края только за счет средств федерального бюджета в лечебных учреждениях, находящихся за пределами Алтайского края. В 2005 г. ВМП получили 529, в 2006 г. - 713, в 2007 г. - 1377 больных. В 2007 г. получена первая лицензия по профилю «травматология и ортопедия» МУЗ Городская больница №1 г. Барнаула, которая является филиалом НИИТО г. Новосибирска, начато оказание ВМП по данному профилю за счет средств федерального бюджета.

Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности были разработаны стандарты, тарифы и индикаторы результативности по планируемым профилям ВМП. В 2007 г. принята стратегия медицинского обеспечения безопасности дорожного движения Алтайского края и система оказания медицинской помощи больным с тяжелой сочетанной травмой с оплатой операций при сочетанной травме и нейрохирургической патологии за счет средств краевого бюджета. В 2008 г. были получены лицензии ГУЗ Краевая клиническая больница по профилям: травматология и ортопедия, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия и КГУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер по профилю «сердечно-сосудистая хирургия». С 2008 г. финансирование ВМП включено отдельной строкой в закон о бюджете Алтайского края. Постановлением Администрации Алтайского края от 28.01.2008 г. №38 были определены правила формирования Государственного задания, перечень и задание каждому ЛПУ, порядок финансовых расчетов и отчетности в государственных и муниципальных ЛПУ. 30.09.2008 г. постановлением АКЗС №638 внесено изменение в закон Алтайского края об оказании медицинской помощи на территории от 31.12.2004 г., которое изменило Государственную политику при оказании медицинской помощи на территории Алтайского края, основанную на развитии существующих и внедрении инновационных (в том числе кластерных) подходов к организации оказания медицинской помощи. Постановлением Администрации Алтайского края от 17.11.2008 г. №438 создано КГУЗ Медицинский центр - Управляющая компания Алтайского медицинского кластера, которое призвано осуществлять оперативное управление, организационное и финансовое обеспечение стандартов и технологий ВМП, эффективное использование имеющихся и привлеченных ресурсов, формирование групп с высоким риском возникновения патологии, а также мониториро-вание состояния здоровья граждан, получивших ВМП. В

2008 г. в учреждениях края ВМП оказана 2499 пациентам за счет средств краевого бюджета. За пределами края такую помощь получили 1105 человек. С 2009 г. увеличилась доступность ВМП для сельских жителей края, составив 51% от числа пролеченных (в 2008 г. - 29%). В

2009 г. ВМП получили 4696 жителей края, в том числе в федеральных центрах - 1652 чел., в краевых - 3044 чел., из них 2486 за счет средств краевого бюджета, а в 2010 г. планируется оказать ВМП уже 6 тыс. человек. В 2009 г. число учреждений, имеющих лицензии и Государственное задание на различные виды ВМП на 2010 г., увеличилось до восьми:

1. ГУЗ Краевая клиническая больница - по профилям: акушерство и гинекология, сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, трансплантация органов и тканей, онкология, эндопротезирование, травматология и ортопедия.

2. КГУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер - по профилю сердечно-сосудистая хирургия.

3. ГУЗ Краевая офтальмологическая больница - по профилю офтальмология.

4. МУЗ Городская больница №1 г. Барнаула - по профилям: эндопротезирование, травматология и ортопедия, нейрохирургия.

5. МУЗ Городская больница №5 г. Барнаула - по профи-

лю абдоминальная хирургия, торакальная хирургия.

6. МУЗ Городская больница №11 г. Барнаула - по профилям: эндопротезирование, травматология и ортопедия, урология.

7. МУЗ Городская больница №12 г. Барнаула - по профилям: эндопротезирование, травматология и ортопедия, абдоминальная хирургия.

8. НУЗ Отделенческая клиническая больница на станции Барнаул ОАО «РЖД» г. Барнаула - по профилю сердечно-сосудистая хирургия.

В 2010 г. получена лицензия КГУЗ Краевая детская клиническая больница по профилям: абдоминальная хирургия, детская хирургия, детская урология, андрология, неонатология, педиатрия и травматология и ортопедия.

Показатели удовлетворенности и обеспеченности населения Алтайского края плановым объемом ВМП по всем 20 профилям (в абсолютных цифрах), оказываемой за счет средств краевого и федерального бюджетов, внутри и за пределами края представлены в таблице.

Год Потребность в ВМП (лист ожидания) Факт Уровень удовлетворенности населения

факт 2006 2037 713 35%

2007 2700 1377 51%

2008 6006 3604 60%

2009 7115 4696 66%

2010 8630 5955 69%

план 2011 9185 6613 72%

2012 9740 7305 75%

Алтайский край входит в важнейшие программы, реализуемые в рамках ПНП «Здоровье»: «Реализация мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями», «Мероприятия, направленные на совершенствование организации онкологической помощи населе-

нию», «Мероприятия по развитию службы крови», а с 2011 г. войдет в программу «Повышение безопасности дорожного движения» на федеральных трассах, способную обеспечить высокий лечебно-диагностический уровень медицинских учреждений. На стадии строительства высокотехнологичный центр травматологии и ортопедии. Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения» и ввод в действие Федерального центра позволят совершенствовать существующую в крае систему оказания ортопедотравматологической помощи, в том числе высокотехнологичную. В 2010 г. продолжена реализация: ПНП «Здоровье»; краевой Целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 20082015 гг.»; «Концепции развития здравоохранения Алтайского края на период до 2013 г.»; программы информатизации здравоохранения края на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий; концепции развития врачебно-диспетчерской службы и ситуационного центра. Таким образом, основными целями внедрения кластерных моделей здравоохранения в крае являются: повышение качества медицинской помощи и обеспечение ее равнодоступности для сельских и городских жителей, что направлено, в конечном итоге, на повышение качества жизни и здоровья жителей, а также на снижение смертности, инвалидизации и увеличение средней продолжительности жизни. Модернизация здравоохранения в крае определена программой социально-экономического развития до 2025 г., включающей в себя интеграцию и координацию ресурсов, инновации, концентрацию ВМП, приближение первичной помощи, информатизацию, создание более эффективной системы охраны здоровья населения, способной обеспечить конституционные права граждан края на получение доступной и качественной медицинской помощи; сокращение потерь здоровья от управляемых системой здравоохранения причин; более выраженное влияние здравоохранения на стабилизацию и последующее улучшение показателей здоровья и, как результат, увеличение продолжительности активной жизни населения Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.