Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНЫЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО НАСЛЕДИЯ: К ВОПРОСУ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ'

МАТЕРИАЛЬНЫЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО НАСЛЕДИЯ: К ВОПРОСУ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
203
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / МАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КУЛЬТУРА / РАБОЧИЙ ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Санькова Анна Сергеевна

В исследованиях, посвященных промышленному наследию, внимание, в основном, уделяется материальным объектам: зданиям, станкам и оборудованию или проектной документации. Между тем, нематериальный аспект индустриального наследия также представляет большой интерес. Он позволяет углубить представления о социокультурных аспектах производства, способствует сохранению исторической памяти, и формированию национальной идентичности. При этом разграничение наследия на материальное и нематериальное также может вызывать сложности. В статье рассматриваются основные элементы промышленного наследия и предлагается один из вариантов их классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TANGIBLE AND INTANGIBLE ASPECT OF INDUSTRIAL HERITAGE: TO THE ISSUE OF DIFFERENTIATION OF CULTURAL FORMS

Usually researchers of industrial heritage, pay attention only to material objects: buildings, machines and equipment or project documentation. Meanwhile, the intangible aspect of industrial heritage is also of great interest. It allows us to understand deeper the sociocultural aspects of production, helps to the preserve the historical memory, and to form the national identity. At the same time, the differentiation of heritage into tangible and intangible can also cause difficulties. The article discusses the main elements of the industrial heritage and offers one of the way for their classification.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНЫЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО НАСЛЕДИЯ: К ВОПРОСУ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ»

Научная статья

УДК 069.4:351.853.1

DOI: 10.32340/2414-9101-2022-3-52-59

МАТЕРИАЛЬНЫЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО НАСЛЕДИЯ: К ВОПРОСУ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ

Анна Сергеевна Санькова

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия ancha01@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-7484-8555

Аннотация. В исследованиях, посвященных промышленному наследию, внимание, в основном, уделяется материальным объектам: зданиям, станкам и оборудованию или проектной документации. Между тем, нематериальный аспект индустриального наследия также представляет большой интерес. Он позволяет углубить представления о социокультурных аспектах производства, способствует сохранению исторической памяти, и формированию национальной идентичности. При этом разграничение наследия на материальное и нематериальное также может вызывать сложности. В статье рассматриваются основные элементы промышленного наследия и предлагается один из вариантов их классификации.

Ключевые слова: промышленное наследие, материальное наследие, нематериальное наследие, нематериальная промышленная культура, рабочий фольклор, историческая память

Для цитирования: Санькова А. С. Материальный и нематериальный аспект промышленного наследия: к вопросу дифференциации культурных форм // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 3. С. 52-59. DOI: 10.32340/2414-9101-2022-3-52-59.

Original article

THE TANGIBLE AND INTANGIBLE ASPECT OF INDUSTRIAL HERITAGE: TO THE ISSUE OF DIFFERENTIATION OF CULTURAL FORMS

Anna S. Sankova

Saint Petersburg State Institute of Culture (Saint Petersburg, Russia) ancha01@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-7484-8555

Abstract. Usually researchers of industrial heritage, pay attention only to material objects: buildings, machines and equipment or project documentation. Meanwhile, the intangible aspect of industrial heritage is also of great interest. It allows us to understand deeper the socio-cultural aspects of production, helps to the preserve the historical memory, and to form the national identity. At the same time, the differentiation of heritage into tangible and intangible can also cause difficulties. The article discusses the main elements of the industrial heritage and offers one of the way for their classification.

Keywords: industrial heritage, material heritage, intangible heritage, working folklore, historical memory

For citation: Sankova A. S. The Tangible and Intangible Aspect of Industrial Heritage: to the Issue of Differentiation of Cultural Forms. Proceedings of Altai State Academy of Culture and Arts. 2022;(3):63-70. (In Russ.). DOI: 10.32340/2414-9101-2022-3-52-59.

В последнее время в России и других странах мира значительно возрос интерес к «промышленному наследию». Зачастую под этим термином понимаются только материальные объекты культуры, связанные с производством - здания фабрик и заводов, транспортной инфраструктуры, горнодобывающие ландшафты, станки и оборудование, а также проектная документация. Между тем, при изучении индустриального наследия не меньший интерес представляет и нематериальный аспект.

Само понятие «нематериального культурного наследия» в XXI в. стало объектом внимания на различных международных музейных форумах. 17 октября 2003 г. на тридцать второй сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже была принята «Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия» [1]. В указанном документе определены направления, в которых это наследие может быть представлено: устные традиции, исполнительское искусство, ритуалы, обряды и праздники, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, а также и навыки, связанные с традиционными ремёслами. Такое понимание способствует тому, что нематериальное наследие изучается, в основном, в рамках этнографических исследований. Действительно, при внимательном изучении ежегодных списков [2] объектов нематериального наследия, большую их часть составляют музыкальные, театральные, поэтические, танцевальные и карнавальные традиции, культовые места и ритуалы народов разных стран. То есть, несмотря на то, что «между «традиционной культурой» и феноменом нематериального наследия авторами научных работ никогда не ставится знак равенства, но анализ второго зачастую заменяется анализом первого, а ассоциация первого со вторым оказывается настолько сильной, что нетрадиционная культура только в редких случаях может быть осмыслена как нечто, составной частью чего может являться нематериальное наследие» [3, с. 16].

По мнению некоторых исследователей, «понятие нематериального наследия должно включать более широкий спектр явлений, чем исключительно «традиционная культура», и распространяться также на множество других явлений, существующих в нематериальной форме (прецедентные тексты, современный театр, некрестьянский фольклор и т. д.)» [3, с. 16]. Однако трудовые промышленные коллективы также имеют свой язык и традиции, а опыт и знания технологий производства зачастую передается рабочими из поколения в поколение устно и на личном примере. То есть, эти явления также можно отнести к нематериальному наследию, имеющему отношение к промышленной сфере. Изучение таких аспектов производственной жизни людей помогает пониманию того или иного исторического периода развития страны, сохранению культурной памяти и может способствовать формированию национальной гордости, что в свою очередь отразится на развитии чувств идентичности и самоуважения народа.

Таким образом, изучение нематериального аспекта промышленного наследия представляется для нашей страны важной и актуальной проблемой, несмотря на то, что Россия пока не ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО. Между тем, само разделение наследия на материальное и нематериальное представляется сложным. Данная статья представляет собой попытку выделить основные составляющие нематериального промышленного наследия и дифференцировать его от материального.

Предлагается все промышленное нематериальное наследие разделить на три больших группы, взяв за основу принцип, применимый О. В. Галковой [4, с. 167] к нематериальному культурному наследию в целом:

• Коллективные формы выражения нематериальной промышленной культуры, у которых отсутствует физическое воплощение: язык, воспоминания, рабочий фольклор и т. д.

• Материализованные формы выражения нематериальной промышленной культуры: открытки, агитационные фильмы, рекламные объявления, товарные знаки, фирменные логотипы и т. д.

• Памятные места, связанные с промышленной сферой, но наделенные особым смыслом в общественном сознании.

К промышленному наследию, выделенному нами в первую из этих групп, можно отнести:

— Рабочий фольклор - устное творчество, характерное для рабочих конкретных специализаций или регионов. В зависимости от этого исследователи определяют различные жанры. Например, для рабочих горнодобывающей промышленности характерны сказы, байки и профессиональные легенды. Так, у шахтеров Донбасса существует свой мифологический персонаж и покровитель - «хозяин шахты» Шубин, похожий на гнома. Его появление связывают с чрезвычайно опасной профессии углежегов, которые спускались в шахту выжигать взрывоопасный метан. Чтобы обезопасить себя от огня, они одевались в смоченную водой шубу [5]. Таким образом, рабочие легенды отражают и сохраняют особенности производственных процессов прошлого.

В отдельный жанр выделяются шахтерские частушки, которые в свою очередь могут делиться на более узкие группы в зависимости от специализаций угледобытчиков - «частушки коногонов, вагонников, откатчиков, забойщиков, запальников» [6, с. 166].

Интересным жанром являются уральские горнозаводские «легенды о справедливых» начальниках, отсутствующие в других регионах. «На многих предприятиях в пореформенный период ежегодно в день рождения собственника завода, по случаю его приезда или в честь какого-либо религиозного праздника устраивались обеды для всех рабочих, демонстрирующие «отеческую заботу» заводовладельцев о своих рабочих и единство их интересов» [7, с. 76]. Эта традиция и положила начало легендам, анализ которых позволяет глубже понять характер взаимоотношений рабочих с заводской администрацией.

Профессиональные суеверия также можно отнести к этому типу нематериальной промышленной культуры. Они рождались во многом благодаря специфическим особенностям «работы горняка в экстремальной природной среде, <...> способности чувствовать проявление природных опасностей, умения принимать быстрые решения» [8, с. 98]. Сулившие несчастья встреча с женщиной, смерть лошади на шахте, возвращение домой до начала смены, а также другие суеверия являются ярким примером нематериального промышленного наследия.

— Профессиональный язык (арго) - язык определенной профессии, который характеризуется специфичной лексикой и своеобразием её употребления. В качестве элементов устной речи горняков Л. А. Кравцова приводит следующие обозначения предметов, действий, людей, событий: «верхняк - верхний элемент крепи», «водяной - рабочий водоотлива», «Бойся! - окрик опасности», «выпал - обваленная взрывом горная масса (отпалка)», «гора - поверхность», «огниво - поперечная, наклонная стойка» [5] и др.

— Профессиональные праздники. Помимо обрядов и обычаев, характерных для людей одной культуры в целом (свадьба, похороны, Рождество, Пасха), можно выделить и специфические, профессиональные праздники. К этой категории нематериального промышленного наследия можно, например, отнести традиции празднования Дня Шахтера, Дня работников текстильной и легкой промышленности, Дня энергетика и т. д.

— Технология - совокупность методов и инструментов, позволяющих решить производственные задачи, например, сокращение финансовых и временных затрат на выпуск продукции, увеличение объемов готовой продукции и улучшение ее улучшение качества. К этой группе нематериального промышленного наследия следует отнести патенты, изобретения и открытия, которые внесли значительный вклад в историю промышленности. Для угольной промышленности одним из таких примеров может служить передвижная крепь («щит Чинакала») и щитовая система разработки мощных крутопадающих пластов угля, включенная «в число 50 важнейших достижений горной науки XX века» [5]. Еще один

пример из этой же отрасли - технология подземной газификации углей, осуществленная в нашей стране в 1930-е годы, но сейчас уже не использующаяся.

И если с определением культурных явлений, относящихся к первой группе, сложностей не возникает, то выделить элементы второй группы, обозначенной нами как объекты нематериального промышленного наследия, имеющие материальное воплощение, значительно сложнее. При их исследовании встает вопрос, не являются ли рассматриваемые объекты частью наследия материального? В данном контексте нам кажется важным указать, какое именно значение материального носителя мы будем рассматривать. Если предлагаемые ниже объекты промышленного наследия изучать с точки зрения используемого материала, средств и способов производства, то их можно отнести и к материальному наследию. Но рассматривая эти же объекты как отражение происходящих в современном им обществе перемен или как средство формирования новых общественных и культурных ценностей, их можно отнести и к наследию нематериальному.

Торговая марка (бренд) - уникальное название и изображение компании или конкретных продуктов. Появление торговых марок в России связано с открытием мануфактур по производству тканей на рубеже XVШ-XIX вв. Необходимость клеймения товаров была связана с расчетом пошлины на товар (она определялась с учетом страны производства), требованиями выявления контрабанды заграничных товаров и задачами повышения престижа российских изделий на рынке [9, с. 12]. Изначально клеймение вводилось только для товаров-аналогов, выпускаемых в России, вместо запрещенных к ввозу, а позднее стали клеймиться и остальные российские товары. Постепенно торговая марка стала показателем качества производимого продукта и средством борьбы с конкурентами. Социальные и политические изменения в стране в 1917 г. получили отражение также и в смене названий фабрик и заводов, а также и логотипов. Традиционные для царской России имена заводов по фамилиям прежних владельцев были заменены на новые, революционные. Таким образом, нематериальное промышленное наследие, выраженное в виде товарных знаков, также позволяет изучить не только аспекты производства, но и общественные тенденции, господствующие ценности того или иного периода.

Упаковка товара (для отраслей, выпускающих готовую продукцию). Художественно выполненным этикеткам всегда уделялось значительное внимание, так они были одним из способов увеличения спроса на производимую продукцию. В советское время этикетка также стала одним из средств пропаганды, которое должно было отразить героику социалистического строительства, промышленных успехов и задачи реконструкции рабочего быта. В качестве примера такого рода нематериального промышленного наследия можно привести продукцию треста «Жиркость» («Тэжэ»), выпускавшего парфюмерию и косметику. В 1925 г. правительство СССР исключило эти товары из списков предметов роскоши и перевело их в разряд предметов широкого потребления [10, с. 121]. В связи с этим изменилась и упаковка. Помимо традиционных цветов, появляются этикетки с использованием «советской атрибутики: вид на пропилеи и фасад Смольного декорирован красными знаменами, на заднем плане виднеются красная звезда, серп и молот» [10, с. 123]. Интересны и этикетки Невского мыловаренного завода, где центральное место занимают портреты тружениц МТС Георгиевского района Анастасии Гуенко, Елены Строевой, Евдокии Пашковой в окружении колосьев и подсолнухов, и цитаты И. В. Сталина «Колхозы должны стать большевистскими - колхозники зажиточными» [10, с. 125] (мыло «Георгиевская колхозница»). Участие в создании этикеток (товаров широкого потребления) признанных мастеров книжной иллюстрации доказывает, что промышленная графика, выполняя свою агитационную задачу, также является важным элементом культуры повседневности.

Открытки — популярные с конца XIX в. почтовые карточки для отправки в открытом (без конверта) виде. Если до революции популярными сюжетами были религиозные

праздники (Пасха, Рождество), виды русских городов и репродукции русских художников. После 1917 г. «тематика изображений на открытках стала в основном революционной и трудовой. Издавались открытки с изображением индустриальных строек, заводов, плотин» [11]. Например, в 1931 г. Государственное издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ) выпускало серию открыток по фотографическим оригиналам «Индустриальный Ленинград». Данные почтовые карточки должны были способствовать развитию промышленности и подчеркнуть ключевую роль Ленинграда в выполнении первого пятилетнего плана. По мнению А. В. Ярцевой, данная серия открыток «не только непосредственно отражает успехи первой пятилетки, но и предлагает образ города, отличный от сформированного «старорежимными» открытками: он представлен как сумма уникальных производственных возможностей» [12, с. 220]. Одним из авторов фотографий был Николай Николаевич Штерцер, входивший наряду с А. М. Родченко, в фото-группу «Октябрь». Подписи на открытках продублированы на английском и немецком языках, что свидетельствует о том, что подобные открытки выполняли пропагандистскую функцию, оповещая не только население СССР, но и Европу о достижениях советской промышленности.

Агитационный фильм (фильм-плакат) - короткометражная картина, отражающая происходящие в стране события и разъясняющая в игровой форме актуальные с точки зрения властей политические цели и задачи [9, с. 56]. Кинематограф в России зародился в 1896 г. как развлечение для всех слоев общества. Однако в 1920-е гг. взгляд на роль кино в жизни общества изменился, стала понятна сила его воздействия, что и привело к использованию его в агитационных целях и появлению агит-плаката. В рамках этого жанра можно выделить фильмы, посвященные борьбе с разрухой на производстве или достижениям советской промышленности. Например, кинокартина «Чините паровозы» или мультфильм «Плюс электрификация». Задачи таких фильмов - «промышленная пропаганда, в цели которой входили организация новых отношений на производстве; подъем масс на восстановление разрушенной промышленности и организация соцсоревнования» [9, с. 61]. То есть их тоже можно отнести к нематериальному промышленному наследию.

Третью большую группу объектов промышленного наследия представляют места, хранящие память о событиях, связанных с теми или иными аспектами производственной жизни предприятия. В этот раздел, на наш взгляд, можно включить следующие объекты промышленного наследия:

Память о персоналиях, внесших значительный вклад в развитие промышленности (передовики производства, владельцы заводов, авторы технологий). Она может быть увековечена в виде мемориальных досок, информационных стендов, фотографий, в устном творчестве (легенды, рассказы) или названиях производимых товаров. Например, имя патриарха отечественного авиамоторостроения Владимира Яковлевича Климова увековечено на мемориальной доске на здании, где он трудился с 1946 по 1960 гг. (Санкт-Петербург, Кантемировская улица, д. 11), в современном названии завода (АО «ОДК-Климов»), а также в индексе «ВК» (Владимир Климов), присваиваемом авиационным двигателям, выпускаемым на данном заводе.

Память о местах зарождения отрасли производства. Например, место первой угольной копи Кузбасса (Беловский район Кемеровской области).

Памятные места, связанные с трагическими событиями. Часто они оформляются в виде памятников, захоронений или зданий культа (храмы, часовни). В качестве примера можно привести мемориал-часовню «Памяти погибших шахтеров» в честь Владимирской иконы Божией Матери (ул. Кирова, 2, г. Березовский, Кемеровская обл.), часовню святой великомученицы Варвары - памяти погибших шахтеров (район 12 шахты, улица Чумова, 2, г. Киселевск, Кемеровская обл.), памятник «Погибшим шахтерам» (сквер «Красный Камень», г. Киселевск, Кемеровская обл.) или братскую могилу шахтеров шахты «Северная»,

погибших в результате аварии в 1948 г. (д. Красная, г. Кемерово, Кемеровская обл.) [5]. Для Петербурга знаковым местом и примером такого рода нематериального промышленного наследия можно считать территорию Московского парка Победы. Здесь с 1931 г. функционировал Государственный кирпично-пемзовый завод № 1 (Бассейная, 26; Московский проспект, 188), который в 1942 г. был переориентирован в крематорий ("Блокадный крематорий") для сожжения трупов погибших жителей блокадного Ленинграда. Материалы по работе завода того периода после войны засекретили [13, с. 105-115], при создании парка завод снесли, факт массового захоронения пепла жителей города в зоне парка не увековечен. В 1999 г. со дна паркового пруда была поднята вагонетка, используемая для вывоза праха сожженных жителей из крематория. В 2001 г. вагонетка была установлена на гранитном постаменте, став своего рода памятным знаком [14, с. 150-151].

Материальные объекты, утратившие связь с производством. К этой категории можно отнести территории утраченных промышленных объектов, на которых не установлено никаких информационных стендов или здания, реконструированные в объекты непромышленного назначения (бизнес-центры, культурные галереи и т. д.) Сюда же относятся и здания, по своей изначальной функции не являющиеся производственными, но используемые в этих целях в какой-то период времени. В качестве примера можно привести Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодо-ровский собор) в Санкт-Петербурге (Миргородская улица, д. 1-В, литер А), в помещении которого с 1932-2005 гг. работал молокозавод. Для новых целей культовое здание было перестроено - двухэтажный пятиглавый собор превратился в пятиэтажное промышленное почти кубическое строение, хаотично обросшее по периметру кирпичными пристройками, общей площадью почти не уступавшими площади собора [15]. В 2005 г. здание было возвращено церкви и снова перестроено, утратив все внешние признаки производственного помещения.

Рассмотренный список не является исчерпывающим. Это первая попытка автора систематизировать элементы нематериального промышленного наследия. В дальнейшем перечень будет дополнен. Однако уже сейчас можно сказать, что существует определенная сложность при дифференциации культурных форм, имеющих материальное воплощение. Также очевидно, что нематериальный аспект промышленного наследия, как и материальный, крайне важен для изучения. Он имеет социальную и культурную ценность, так как является значимой частью жизни, как отдельных социальных групп, так и населения местности или страны в целом. Являясь связующим звеном между прошлым и будущим, нематериальное промышленное наследие позволяет углубить представления о социокультурных аспектах производства, способствует сохранению исторической памяти, формированию национальной гордости и идентичности. Оно также выполняет и образовательную функцию: соотносясь с трудовой сферой общественной жизни, изучение нематериального промышленного наследия приводит к росту производственной культуры, помогает освоению технологий прошлого для разработки и внедрения новых решений, обеспечивающих экономическую стабильность и технологическую независимость страны на международном рынке.

Список литературы

1. Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО : [сайт]. URL: https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2018_version-RU.pdf (дата обращения: 08.05.2021).

2. Списки нематериального культурного наследия и Реестр передовой практики охраны. Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО : [сайт]. URL: https://ich.unesco.org/en/lists

https://ich-unesco-org.translate.goog/en/lists?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 08.05.2021).

3. Климов Л. А. Нематериальное культурное наследие: к вопросу о содержании понятия // Вопросы культурологии. 2011. № 9. С. 15-19.

4. Галкова О. В. Международные документы о сохранении и защите нематериального культурного наследия // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 4(15). C. 167-172.

5. Кравцова Л. А. Теоретические аспекты исследования историко-культурного наследия угольной отрасли // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 23. С. 127-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-issledovaniya-istoriko-kulturnogo-naslediya-ugolnoy-otrasli (дата обращения: 11.05.2022).

6. Ярошевич И. А. Шахтерские частушки Донбасса как особый жанр рабочего фольклора // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы III междунар. науч. конференции, Донецк, 25 октября 2018. Донецк : Донецкий национальный университет, 2018. Т. 4. Филологические науки. Культура и искусство. Библиотечное дело. С. 165168.

7. Кяккинен Н. И. «Справедливые начальники» на горнозаводском Урале в XIX-начале XX в. // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 59. Ч. 4. С.76-79.

8. Гринько Н. К., Грунь В. Д., Лунев В. Г. Культурные традиции и обычаи горняков // Горная промышленность. 2015. № 1(119). С. 98-101.

9. Игнатенко А. А. Очерки истории российской рекламы. Санкт-Петербург : Алтейя, 2015.

88 с.

10. Ярцева А. В. «Ленжет»: этикетки для мыла 1920-1930-х гг. К истории предприятия «Невская косметика» // Петербург - центр промышленности и инженерного искусства : материалы науч. конф. Санкт-Петербург : Норинт, 2003. 224 с.

11. Шевырин С. Из истории открытки. Пермский Государственный архив социально-политической истории. Официальный сайт. URL: https://www.permgaspi.ru/publikatsii/stati/iz-istorii-otkrytki.html (дата обращения: 12.05.2022).

12. Ярцева А. В. «Индустриальный Ленинград»: серия открыток 1931 г. // Петербург -центр промышленности и инженерного искусства : материалы науч. конф. Санкт-Петербург : Но-ринт, 2003. 224 с.

13. Волков М. С. Первый государственный кирпичный пемзовый завод в период блокады Ленинграда // Аничковский Вестник. 2003. № 36. Кирпич и его производство в Петербурге. С. 105115.

14. Золотоносов М. Н. Бронзовый век. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга, 1985-2007 гг. Санкт-Петербург : Новый мир искусства, 2010. 784 с.

15. Феодоровский собор. Официальный сайт. URL: https://feosobor.ru/history/molokozavod/ (дата обращения: 11.05.2022).

References

1. Intangible Cultural Heritage. UNESCO Official website. [Internet]. Available from: https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2018_version-RU.pdf [cited 2021 May 8].

2. Intangible Cultural Heritage. UNESCO Official website. [Internet]. Available from: https://ich.unesco.org/en/lists [cited 2021 May 8].

3. Klimov L. A. Intangible cultural heritage: about the issue of the content of the concept. Voprosy kul'turologii = Issues of cultural studies. 2011 No 9. (In Russ.)

4. Galkova O. V. International documents on the preservation and protection of intangible cultural heritage. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii = Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010 No 4 (15) (In Russ.).

5. Kravtsova L. A. Theoretical aspects of the study of the historical and cultural heritage of the coal industry. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv = Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts] 2013 No 23. [Internet]. Available from: https cyberleninka ru

article n teoreticheskie-aspekty-issledovaniya-istoriko-kulturnogo-naslediya-ugolnoy-otrasli [cited 2021 May 11].

6. Iaroshevich I. A. Mining ditties of Donbass as a special genre of working folklore. Donetskie chteniia 2018: obrazovanie, nauka, innovatsii, kultura i vyzovy sovremennosti. Materialy III Mezhdu-narodnoi nauchnoi konferentsii Donetsk 25 oktiabria 2018 = Donetsk Readings 2018: Education, Science, Innovation, Culture and Modern Challenges: Proceedings of the third International Scientific Conference, Donetsk, October 25, 2018. Donetsk. Donetskii national university; 2018. (In Russ.).

7. Kiakkinen N. I. Fair bosses in the mining Urals in the 19th and early 20th century. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia = Trends in the development of science and education. 2020 No 59-4 (In Russ).

8. Grinko N. K., Grun V. D., Lunev V. G Cultural traditions and customs. Gornaia promyshlen-nost = Mining industry. 2015 No 1 (119) (In Russ.).

9. Ignatenko A. A. Essays on the history of Russian advertising. Saint Petersburg, Alteiia 2015, 88. (In Russ.).

10. Iartseva A. V. Lenget: soap labels of the 1920s-1930s. To the history of the enterprise "Nev-sky cosmetics". Peterburg tsentr promyshlennosti i inzhenernogo iskusstva. Materialy nauchnykh konferentsii = Saint Petersburg is a center of industry and engineering art. Materials of scientific conferences. Saint Petersburg, Norint 2003 224. (In Russ.)

11. Shevyrin S. From the history of a postcard. Perm State Archive of Socio-Political History. Official website. [Internet]. Availible from: https://www.permgaspi.ru publikatsii stati iz-istorii-otkrytki html [cited 2021 May 12].

12. Iartseva A. V. "Industrial Leningrad": a series of postcards from 1931. Peterburg tsentr promyshlennosti i inzhenernogo iskusstva. Materialy nauchnykh konferentsii = Saint Petersburg is a center of industry and engineering art. Materials of scientific conferences. Saint Petersburg, Norint 2003 224. (In Russ.).

13. Volkov M. S. The first state brick pumice plant during the siege of Leningrad. Kirpich i ego proizvodstvo v Peterburge. Anichkovskii Vestnik = Brick and its production in St. Petersburg. Anichkovsky Bulletin. 2003 No 36. Saint Petersburg, GOU Saknt-Peteburgskii dvorets tvorchestva iunykh, 2003. (In Russ.)

14. Zolotonosov M. N. The Bronze Age. Illustrated catalog of monuments, memorials, urban and decorative sculpture of Leningrad-Petersburg. Saint Petersburg, Novyi mir iskusstva 2010. 784. (In Russ.)

15. Theodore Cathedral. Official website. [Internet]. Available from: https://feosobor.ru/history/molokozavod [cited 2021 May 12].

Статья поступила в редакцию 11.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 26.10.2022.

The article was submitted 11.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 26.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.