Научная статья на тему 'Материальные расходы в налоговой политике'

Материальные расходы в налоговой политике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

В статье рассмотрено, какие аспекты материальных расходов необходимо отражать в налоговой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальные расходы в налоговой политике»

Налогообложение

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ В НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Как следует из положений гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (НК РФ), материальные расходы налогоплательщика включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. Причем в их составе могут учитываться не только материальные ценности, имеющие вещественную форму (за исключением основных средств), но и иные виды ресурсов.

Основным нормативным документом, которым руководствуется компания при ведении своего налогового учета, выступает, как известно, учетная политика в целях налогообложения (далее — налоговая политика), где материальным расходам традиционно уделяется большое внимание. Рассмотрим, какие аспекты в части материальных расходов необходимо отражать в налоговой политике.

В первую очередь необходимо привести критерии отнесения затрат к материальным расходам. Напоминаем, что примерный перечень материальных расходов определен п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно указанной норме в качестве материальных расходов налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение:

— сырья и материалов, используемых в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) (подп. 1);

— материалов, используемых для упаковки продукции, а также на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели) (подп. 2);

— инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством

РФ, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (подп. 3). На это же указывает и Минфин России в разъяснениях, приведенных в письмах от 16.03.2011 № 03-03-06/1/143 и от 25.03.2010 № 0303-06/1/173;

— комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (подп. 4);

— топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии (подп. 5);

— работ и услуг производственного характера (подп. 6).

Обратите внимание, при этом к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Помимо этого, к работам (услугам) производственного характера относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации.

Кроме того, в составе материальных расходов налогоплательщиком могут учитываться расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом в качестве материальных расходов могут учитываться:

— расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов;

— расходы на захоронение экологически опасных отходов;

— расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов;

— расходы по очистке сточных вод;

— расходы, связанные с формированием сани-тарно-защитных зон в соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

— платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду;

— другие аналогичные расходы.

Обращаем внимание, что к материальным

расходам налогоплательщика приравниваются следующие расходы:

— расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено ст. 261 НК РФ;

— потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). При этом следует иметь в виду, что данные расходы признаются материальными расходами только в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. До утверждения соответствующих норм естественной убыли в надлежащем порядке налогоплательщик вправе руководствоваться нормами, принятыми ранее, такие разъяснения дает Минфин России в письме от 24.09.2008 № 03-03-06/1/545.

Если же соответствующие нормы не утверждены вообще (включая нормы, утвержденные ранее федеральными органами исполнительной власти), то, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 21.06.2006 № 03-03-04/1/538, признать такие расходы в целях налогообложения налогоплательщик не вправе. С финансистами согласны и налоговые органы столицы, на это указывает письмо УФНС России по г. Москве от 30.07.2010 № 16-15/080278@.

Вместе с тем судебная практика не так категорична, на это указывает, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2008 по делу № А05-6193/2007, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2007 № Ф04-9155/2006(30637-А03-15), Ф04-9155/2006(30334-А03-15) по делу № А03-1336/2006-3 и др.;

— технологические потери при производстве и (или) транспортировке (подп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ). При этом технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), определенные технологией производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

В части учета технологических потерь при производстве и (или) транспортировке, по мнению автора, налогоплательщику следует обратить внимание на следующее.

Исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщики могут определять нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Такие нормативы в компании могут быть установлены, в частности, технологическими картами, сметами технологического процесса или иными аналогичными документами, являющимися внутренними документами, не имеющими унифицированной формы. Разрабатываются эти документы специалистами организации, контролирующими технологический процесс (технологами), и утверждаются уполномоченными руководством организации лицами (главным технологом или главным инженером). Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина России от 31.01.2011 № 03-03-06/1/39 и от 21.09.2007 № 03-03-06/1/687.

В письме Минфина России от 14.08.2007 № 03-03-05/218 (далее — Письмо № 03-03-05/218) финансисты обращают внимание на то, что при передаче товаров от продавца к покупателю в соответствии с заключенным договором технологические потери, возникающие при транспортировке товара, являются потерями собственника товара, у которого они и могут быть учтены для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ. При этом, поскольку НК РФ не установлено иное, указанные технологические потери учитываются для целей налогообложения прибыли исходя из

фактического размера, с учетом их обоснованности и документального подтверждения.

Также в Письме № 03-03-05/218 сказано, что законодательством РФ не определен конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения расходов в виде технологических потерь при транспортировке нефти трубопроводным транспортом в налоговом учете. По мнению Минфина России, для целей обоснования и документального подтверждения расходов в виде технологических потерь при транспортировке нефти магистральным трубопроводным транспортом в налоговом учете налогоплательщик вправе самостоятельно определить норматив указанных технологических потерь. Такой норматив может быть установлен в организации внутренними документами, не имеющими унифицированной формы, в частности технологической картой, сметой технологического процесса или иными аналогичными документами.

При этом фактические размеры потерь нефти при транспортировке по конкретному маршруту должны подтверждаться первичными учетными документами, в том числе маршрутными поручениями, актами приема-сдачи нефти на узлах нефти, а также отчетами налогоплательщика транспортной организации;

— расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий.

Обратите внимание, поскольку перечень материальных расходов налогоплательщика не является исчерпывающим, то понятно, что каждая организация вправе учитывать в составе материальных расходов и иные аналогичные виды расходов, при условии, что они отвечают критериям ст. 252 НК РФ, т. е. экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Имейте в виду, что в данном случае документы, косвенно подтверждающие произведенные затраты, могут не устроить налоговиков при проверке. Так, в письме Минфина России от 25.06.2007 № 0303-06/1/392 сказано, что документы, косвенно подтверждающие произведенные затраты, могут служить только дополнением к уже имеющимся первичным документам. Поэтому, к примеру, расходы на приобретение материалов не могут быть учтены в составе материальных расходов только на основании счета-фактуры.

В части документального подтверждения таких материальных расходов, как приобретение работ и услуг производственного характера (транспортные услуги), автор рекомендует обратить внимание на письмо Минфина России от 26.05.2008 № 03-0306/1/333, в котором финансисты разъясняют, что такие услуги должны в обязательном порядке оформляться товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т, утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

По мнению автора, такие требования не вполне обоснованны, так как для учета услуг перевозчика в составе материальных расходов налогоплательщику нужно подтвердить приобретение его услуг и оплату, а не сам факт доставки материальных ценностей. Поэтому в качестве подтверждающих документов у налогоплательщика могут использоваться другие документы: договор с перевозчиком, акты на оказание услуг, счета-фактуры и др. Такого же мнения придерживаются и арбитры, о чем свидетельствует постановление ФАС Центрального округа от 03.02.2009 по делу № А48-2405/08-8.

По мнению налоговиков столицы, выраженному в письме УФНС России по г. Москве от 18.02.2010 № 16-15/017646, услуги сторонних организаций нельзя считать подтвержденными только на основании счета на их оплату. Чтобы данные расходы соответствовали критериям ст. 252 НК РФ, организации необходим двусторонний акт, оформленный в соответствии с условиями договора.

Однако вернемся к составу расходов, которые могут учитываться налогоплательщиком в качестве материальных расходов. Поскольку перечень материальных расходов организации, установленный ст. 254 НК РФ, не является закрытым, организация вправе учитывать в их составе и иные аналогичные расходы при условии, что они отвечают критериям ст. 252 НК РФ. Не возражают против такого подхода и контролирующие органы.

Так, Минфин России в письме от 11.04.2007 № 03-03-06/1/229 разъяснил, что в качестве материальных расходов налогоплательщика могут учитываться расходы на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и т. д.).

В письме Минфина России от 16.03.2011 № 0303-06/1/143 говорится, что в составе материальных расходов можно учитывать затраты на выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, предохраняющих работни-

ков лучше, чем те, которые определены типовыми нормами.

Столичные налоговики в письме УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 № 20-12/116503 разъясняют, что если на арендатора возложена обязанность по уплате расходов, связанных с потреблением энергии и водоснабжением, то для целей налогообложения прибыли арендатор вправе в составе материальных расходов учитывать фактически понесенные расходы в процессе осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Аналогичного подхода придерживается и Минфин России в письме от 05.12.2008 № 03-11-04/2/191.

В письме Минфина России от 22.01.2007 № 0303-06/1/16 разъясняется, что при условии надлежащего оформления в составе материальных расходов налогоплательщика могут учитываться расходы по доставке экспортером товара до границы РФ и возврате цистерн.

На возможность учета в составе материальных расходов платежей за предельно допустимые выбросы, за сбросы загрязняющих веществ и за размещение отходов в пределах утвержденных лимитов указывает письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2007 № 20-12/060976. Обращаем внимание, что в составе таких материальных расходов могут учитываться платежи, осуществленные налогоплательщиком в собственных интересах.

Плата сторонней организации по приему и очистке сточных вод, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 25.09.2007 № 03-0306/1/697, учитывается в составе материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В письме Минфина России от 13.11.2006 № 03-03-04/1/754 рассмотрена возможность применения подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в отношении расходов землепользователя на рекультивацию земель. В этом письме отмечено, что согласно п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов учитываются расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, к которым расходы на рекультивацию нарушенных земель не относятся. При этом финансисты обращают внимание, что указанные расходы не включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств, поскольку не являются расходами на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, и имеют особый порядок при-

знания в целях налогообложения прибыли организаций, установленный ст. 261 НК РФ.

Таким образом, расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, включая расходы на рекультивацию нарушенных земель при осуществлении строительства объектов амортизируемого имущества, учитываются налогоплательщиками в соответствии с положениями ст. 261 НК РФ. Вместе с тем судебные инстанции допускают возможность учета расходов на рекультивацию земель по правилам ст. 254 НК РФ, на что, в частности, указывает постановление ФАС Московского округа от 26.01.2010 № КА-А40/15269-09-2-Б по делу № А40-78155/08-117-359.

Напоминаем, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, вправе не начислять амортизации по электронно-вычислительной технике. Указанная категория налогоплательщиков может признавать затраты на ее приобретение своими материальными расходами. Такое право им предоставляет п. 6 ст. 259 НК РФ. Чтобы реализовать это право, компания должна закрепить его в своей налоговой политике.

Заметим, что при определении состава материальных расходов организация должна руководствоваться п. 4 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которым вправе учитывать в составе материальных расходов те из них, которые могут быть учтены в числе иных.

Так, из примерного перечня материальных расходов следует, что в качестве таковых фирма вправе учитывать расходы не только на специальную одежду сотрудников, но и на форменную одежду. В то же время НК РФ позволяет при выполнении определенных условий учитывать такие расходы в составе затрат на оплату труда. Кстати, с этим соглашается и Минфин России в письме от 09.02.2009 № 03-03-06/1/43.

Поэтому на основании п. 4 ст. 252 НК РФ организация должна решить, в составе каких расходов будет учитывать такие затраты, и закрепить решение в налоговой политике. В случае принятия решения об учете таких затрат в составе материальных расходов это нужно закрепить в данном разделе налоговой политики.

Анализируя состав материальных расходов, можно отметить, что их большая часть касается материально-производственных запасов (МПЗ)

компании, которые используются налогоплательщиком в процессах производства и для хозяйственных нужд.

Следовательно, следующий аспект налоговой политики компании в части материальных расходов — это порядок оценки МПЗ.

Общее правило налоговой оценки МПЗ, включаемых в материальные расходы, закреплено в п. 2 ст. 254 НК РФ, в соответствии с которым их стоимость определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.

Учитывая алгоритм формирования стоимости МПЗ, организации обычно включают в стоимость их приобретения:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику с учетом стоимости невозвратной тары и упаковки;

— суммы, уплачиваемые посредническим организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

— таможенные пошлины и сборы;

— невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением МПЗ;

— вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;

— затраты по доставке МПЗ до места их использования;

— затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Иначе говоря, цена приобретения МПЗ включает фактически все затраты на их покупку (без НДС и акцизов). Имейте в виду, что иные затраты, связанные с приобретением МПЗ, включаются в их стоимость только в том случае, если гл. 25 НК РФ не предусматривает иного порядка их учета.

Так, например, проценты по заемным средствам, взятым на приобретение сырья или материалов, на-

логоплательщик обязан учесть в составе внереализационных расходов на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. Аналогичная ситуация касается суммовых и курсовых разниц, с которыми налогоплательщик может столкнуться при приобретении МПЗ.

Напоминаем, что с 01.01.2010 приобретение МПЗ у иностранных поставщиков на условиях 100 %-ной предоплаты не ведет к образованию курсовых разниц по расчетам с продавцом, на это указывают нормы п. 11 ст. 250 НК РФ и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ. На это также обращает внимание и Минфин России в письме от 30.09.2010 № 03-03-06/1/620.

О том, что предоплата, полученная налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитывается в рубли только на дату получения аванса, говорит как ст. 316 НК РФ, так и письмо Минфина России от 21.03.2011 № 03-03-06/1/159.

Обратите внимание, п. 2 ст. 254 НК РФ предписывает включать ввозные таможенные пошлины и сборы в стоимость приобретения МПЗ, включаемых в материальные расходы налогоплательщика. В то же время п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет учитывать их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Поэтому на основании п. 4 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе сам решить, будет он включать указанные расходы в стоимость приобретения МПЗ или нет. Свое решение он должен закрепить в налоговой политике. Такие же рекомендации на этот счет дают и специалисты финансового ведомства в письме от 20.02.2006 № 03-03-04/1/130.

Иначе производится оценка МПЗ, включаемых в материальные расходы налогоплательщика, выявленных в ходе инвентаризации, полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной их ликвидации.

В этом случае стоимость МПЗ определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пп. 13, 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Иначе говоря, налоговая стоимость таких МПЗ будет равна их рыночной цене, учтенной в составе внереализационных доходов налогоплательщика. Напоминаем, что это правило применяется налогоплательщиками с 01.01.2010.

С указанной даты при передаче таких МПЗ в производство в составе материальных расходов налогоплательщик учитывает их рыночную стоимость, которая ранее была учтена в составе

внереализационных доходов. Причем, как сказано в письме Минфина России от 11.02.2011 № 03-0306/1/88, этот порядок определения стоимости МПЗ может быть использован и в отношении МПЗ, выявленных (полученных) до 2010 г.

Если налогоплательщик в производственной деятельности использует МПЗ собственного производства, то нужно помнить, что их оценка производится исходя из оценки готовой продукции в соответствии с положениями ст. 319 НК РФ.

Напоминаем, что в составе материальных расходов налогоплательщика налоговое законодательство запрещает учитывать:

— стоимость остатков МПЗ, переданных в производство, но не использованных на конец месяца;

— стоимость возвратных отходов, под которыми понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

При этом не относятся к возвратным отходам остатки МПЗ, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Оценка возвратных отходов производится следующим образом:

— если возвратные отходы реализуются на сторону, то они оцениваются по цене возможной реализации. По мнению Минфина России, содержащемуся в письме от 18.09.2009 № 03-03-06/1/595, при реализации возвратные отходы следует оценивать исходя из действующих рыночных цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 НК РФ. Таким образом, сумма материальных расходов может быть уменьшена на сумму возвратных отходов, определенных по рыночной стоимости.

Обратите внимание, тем, кто связан с оценкой возвратных отходов, в налоговой политике следует привести состав документов, которыми будут подтверждаться указанные рыночные цены;

— если возвратные отходы могут использоваться налогоплательщиком в дальнейшем с пониженным выходом готовой продукции, то их оценка производится по пониженной цене исходного материального ресурса.

Следующим элементом налоговой политики в части материальных расходов должен стать метод их оценки при списании в производство.

Как следует из п. 8 ст. 254 НК РФ, налоговое законодательство позволяет налогоплательщику использовать следующие методы оценки:

— по стоимости единицы запасов;

— по средней стоимости;

— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

— по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Налогоплательщик вправе выбрать любой из указанных методов и закрепить его использование в своей налоговой политике. При этом с точки зрения трудозатрат наиболее целесообразным является применение того способа, который применяется в бухгалтерском учете.

Заметим, что налогоплательщик может установить разные методы оценки списания для отдельных групп МПЗ. Так, в части учета материальных ценностей, замена которых невозможна, может быть использован метод оценки по стоимости единицы запасов.

В отношении остальных можно использовать любой из оставшихся трех методов. Тем, кто намерен сближать налоговый учет с бухгалтерским учетом, остаются лишь два метода оценки, так как в бухгалтерском учете метод ЛИФО не используется. Поэтому налогоплательщик может применять либо метод оценки по средней стоимости, либо метод ФИФО.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Письмо Минфина России от 20.02.2006 № 0303-04/1/130.

4. Письмо Минфина России от 18.09.2009 № 0303-06/1/595.

5. Письмо Минфина России от 25.03.2010 № 0303-06/1/173.

6. Письмо Минфина России от 11.02.2011 № 0303-06/1/88.

7. Письмо Минфина России от 16.03.2011 № 0303-06/1/143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.