Научная статья на тему 'Материальные носители традиционной удмуртской символики'

Материальные носители традиционной удмуртской символики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
767
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ТРАДИЦИОННАЯ ПРЕДМЕТНО-БЫТОВАЯ ОБСТАНОВКА / TRADITIONAL DOMESTIC FURNITURE SETTING / МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ / ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА / ICONIC SYMBOLS / КРАСНЫЙ УГОЛ / ICON CORNER / TANGIBLE MEDIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бортникова Наталья Вячеславовна

Приводится комплексный искусствоведческий анализ традиционной планировки и предметно-бытового наполнения красного угла удмуртского жилища. Красный угол являлся сосредоточением духовно-мировоззренческой составляющей национальной культуры удмуртов, которая нашла материальное отражение в традиционных предметах быта, тканом текстиле, основных семантических орнаментальных мотивах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tangible Medium of Traditional Udmurt Symbols

It provides a comprehensive art analysis of the traditional layout and common household details of the icon (altar) corner of Udmurt home. The icon corner was the core component of spiritual and ideological component of Udmurt national culture, which reflects the traditional material objects of everyday life, woven textiles, and typical semantic ornamental motifs.

Текст научной работы на тему «Материальные носители традиционной удмуртской символики»

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ ТРАДИЦИОННОЙ УДМУРТСКОЙ СИМВОЛИКИ

Н. В. БОРТНИКОВА,

аспирант ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Ижевск, РФ)

Структура традиционного жилища удмуртов и его предметно-бытовая обстановка служили материальным отражением мировоззренческих, духовных составляющих национальной культуры этноса, его истории и жизненного уклада. Под влиянием указанных факторов у народов сформировалось представление, что традиционное жилище является условной малой символической «моделью мира» - пространством, освоенным людьми. Поэтому само жилище и предметы быта олицетворяли и были материальными носителями множества сакральных образов, выраженных через конструктивно-технологические и эстетические особенности, а также знаковую символику [1-3].

В настоящее время проектирование жилища и его предметно-бытового наполнения производится без учета этнодуховной составляющей, которая до глобальной индустриализации общества пронизывала весь окружающий материальный мир человека. Традиционные материальные носители культуры постепенно исчезают, унося с собой значительный пласт неповторимого этнического колорита. В связи с этим в научных исследованиях особое внимание уделяется такой проблематике, как сохранение традиционной этнокультурной составляющей в разрезе ее адаптации к предметам бытовой обстановки современного человека - объектам промышленного проектирования и производства. Такой подход представляется акту-

альным и новаторским в деле сохранения культурного наследия этносов.

В свете вышеизложенного рассмотрим в качестве адаптационного источника традиционную планировку и предметно-бытовую обстановку красного угла удмуртского жилища («торо шор»), имея в виду, что все жилище условно делилось на зоны, которые не только были различными по функциональному назначению, но и имели различную сакрально-ритуальную значимость в доме.

Главенствующее место в удмуртском доме занимала зона красного (переднего) угла. По этому поводу у П. А. Орлова читаем: «Являясь семантическим центром жилища, красный угол выступает как посредствующее звено между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом), является местом их пересечения. Здесь проходит связующая нить между небом, землей и человеком. В торо шор происходит обмен ценностями между мирами, превращение ценностей потустороннего мира в ценности, значимые в мире людей» [9, 40]. Из цитаты видно, что удмурты называли красный угол словосочетанием «торо шор». С той же целью использовались другие словосочетания: «торо сэрег» [12, 67], «мудор сэрег» или «Инмар сэрег» [9, 83] от слов «торо» - вождь, хозяин, старейшина; «шор» - середина; «сэрег» -угол; «мудор» - центр, край земли, полка для хранения воршудного короба с сакральными реликвиями; «Инмар» - главное божество, бог неба. Понятие «торо

© Бортникова Н. В., 2013

шор» («торо сэрег») означало собственно особое место в доме, ориентированное строго по сторонам света. Чаще всего это были южная, юго-восточная или юго-западная стороны, так как именно здесь, по представлениям удмуртов, обитали боги-покровители. «Торо шор» находился в обжитой части дома, поэтому в жилище народов-язычников в переднем углу часто располагалась священная полка «мудор» с сакральными предметами языческого культа (воршудный короб). У крещеных удмуртов в переднем углу устраивался иконостас.

В традиционном жилище разных народов различные его области закреплялись либо за мужчинами, либо за женщинами и детьми. По представлениям удмуртов, «передний угол дается мужчинам, а противоположный ему, напротив печки, женщинам» [4, 11]. В зоне красного угла, которая являлась в основном мужской частью избы, располагались сундук хозяина и стол (символы благосостояния семьи), лавки (отдельно мужские и женские). Удмуртские женщины наряду с мужчинами принимали активное участие в бытовых обрядах, проводимых в зоне красного угла. Здесь находились орудия женского труда, в частности прялка (когда женщина не пряла, прялка располагалась под столом так, чтобы были видны ее орнаментированные части), и его результаты (скатерти, полотенца). Размещенный в переднем углу сотканный женщиной текстиль (полотенца, скатерти) имел особое сакральное значение, и в его украшении использовались тканые или вышитые орнаментальные мотивы, имеющие трех-частную композицию и символизирующие условно «модель мира», «мировое древо», идею плодородия, женского начала.

Доступ в красный угол, с которого начиналась жилая часть дома, условно был отделен от входа плоскостью матицы (по-удмуртски «мумыкор» - мать-бревно), которая служила границей между «чужим» (вход/выход, дверь, порог, Нижний мир) и «своим» (внутренняя, передняя часть избы, Верхний мир).

Функционально матица представляла собой центральный брус, поддерживающий среднюю часть потолка. В передний угол (за матицу) никогда не допускали чужого человека, что нашло отражение в удмуртских пословицах: «Званый гость - в красном углу, незваный - у порога» [15, 103]. У удмуртов сакральное значение переднего угла дома постепенно возрастало с исчезновением религиозного значения дворового языческого святилища «куала», что сопровождалось изменением обрядов, связанных как собственно с передним углом, так и с его основными атрибутами - столом, стулом, полкой для хранения религиозных предметов культа.

В переднем углу по традиции главное место занимал общий обеденный стол «...так как именно в месте за краем стола, стоящего в переднем углу, торо шор и находился» [13, 113], о чем также говорится в удмуртской загадке: «В доме стоит один, без него жить невозможно» [11, 74]. Именно за столом объединялась вся семья: мужчины, женщины и дети. Мужчины во время трапезы садились по левую часть стола, женщины и дети - по правую сторону или на лавки. Считалось, что «.самый акт совместной еды и питья зачастую есть не только проявление дружбы или родства, но в ряде случаев он сам создает отношения дружбы» [14, 5], в то время как «в недружной семье даже за столом спиной друг к другу сидят» [15, 117]. Удмурты относились к столу (по-удмуртски «жок») как к живому существу, наделенному душой [6, 56].

В древнем обществе стол как определитель социального статуса дома и центр сплочения всей семьи обладал сакральным значением, особенно во время обрядов, связанных с появлением в доме нового члена семьи (ребенка, невестки). Самым почетным местом за столом было то, что смотрело в передний (красный) угол, куда могли садиться только старики («считается неприличным, если молодой человек в присутствии пожилых людей сидит в переднем углу» [12, 55]). Нельзя было кричать, ссориться за столом, сту-

чать по нему, царапать его, иначе, по народным поверьям, из дома уйдет счастье.

Со столом были связаны многие бытовые обряды с участием женщин. Так, например, во время свадьбы:

- невесте разрешалось садиться на край стола в переднем углу либо там сидела ее ближайшая родственница, так как передний угол не должен был пустовать, чтобы новоиспеченная семья была крепкая дружная;

- невесту трижды обводили вокруг стола обязательно по движению солнца. Этот ритуал означал прощание ее с отчим домом и вхождение в новую семью мужа;

- за столом проходил обряд «сюлык кыскон», когда с невесты снимали платок, представляя ее (открывая ее лицо) семье жениха.

Стол в красном углу «торо шор» характеризовал материальное благополучие семьи. При этом накрытый стол являлся символом изобилия и достатка. Удмурты говорили: «В дом ваш только вошли и на передний угол взглянули - тут же мы поняли, как вы богаты. На столе постланная ваша скатерть, словно утром выпавший иней (белая)» [5, 143].

Скатерть у удмуртов традиционно обладала особым сакральным статусом. Сотканная женщиной скатерть была обязательным атрибутом удмуртского стола, так же как и испеченный ею каравай хлеба, который даже при отъезде хозяев из дома на долгое время оставался на столе в качестве оберега [6, 54-57; 12, 83-86]. Во время свадебных обрядов, когда жених с невестой вставали из-за стола, невеста должна была дернуть за краешек скатерти, чтобы подружки невесты быстрее вышли замуж. В случае благоприятного сговора родители невесты дарили родителям жениха новую скатерть, которой тут же покрывали стол. Невеста дарила родителям жениха скатерть как пожелание им и всему роду «ровной дороги» (долгой жизни и здоровья) [7, 50; 13, 147].

Скатерть выступала как связующее звено между возвышенным миром богов и более приземленным миром людей. Пища на обеденном столе в красном углу, по пред-

ставлениям удмуртов, была одновременно священным даром богов, который нельзя было осквернить, и жертвоприношением богам и воршуду рода.

Интересно отметить, что особое сакральное значение скатерти распространялось не только на красный угол «торо шор», но и на ритуальное принятие пищи. Это можно проследить на примере ритуального принятия пищи в священной роще Луд, когда скатерть стелилась либо на стол, либо прямо на землю, символизируя жертвенник. Возможно, поэтому удмурты называют скатерть «жоккы-шет» («жок» - стол, «кышет» - женский платок), что дословно означает «платок стола» [6, 56]. В особых случаях (например, во время свадьбы) вместо скатерти в роще Луд перед священным деревом рода (шаманским деревом) расстилалось свадебное женское платок-покрывало «сюлык» с древовидным орнаментом, где обязательно присутствовали традиционные удмуртские мотивы: ромб с отростками, треугольники, углы, которые символизировали идею плодородия, женские силы. Этот орнамент являлся также символичным изображением Мирового древа, Вселенной, олицетворением трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего) [3]. Именно богам этих миров жертвовали (клали на скатерть) ритуальные блюда: хлеб - символ солнца (Верхний мир), кашу с мясом (Средний мир), кумышку (Нижний мир).

Скатерть имела кайму, орнамент которой нес определенную смысловую нагрузку, являясь магическим оберегом. При этом два полотнища скатерти соединялись швом в виде узорной полосы-прошивки с тем же рисунком и цветом, что и кайма скатерти. Относительно общей орнаментации скатерти можно сказать следующее. Самыми распространенными орнаментами удмуртской скатерти были геометрические мотивы - ромбы, розетки, кресты, треугольники, углы, зигзаги, а также сложное переплетение основных орнаментальных мотивов и цветных нитей. По мнению этнографов, ромбический мотив скатерти является сильно стилизованным

вариантом мотивов «питыри», «питырес» (окружность, круг) - семантического изображения солнца, Шунды-Мумы, верховного божества Инмара. Ромб с отростками (мотив «куско»), использованный в орнаменте скатерти, олицетворял плодородие, продолжение жизни, рода, соединение мужского и женского начал. Розетки, квадраты и кресты символизировали четырех-частную модель Вселенной, графический план мира, стороны света: «Крест внутри четырехчастной фигуры - частое явление в геометрическом орнаменте. Крестом как бы обозначен центр, а контуром квадрата или ромба очерчены границы родовой земли» [8, 102]. Орнаментальные мотивы «треугольники» и «углы» издревле символизировали женское чрево, детородный орган. Как считают этнографы, треугольник - древнее изображение Вселенной (в виде Мировой горы), Мирового древа. Повторяющиеся углы создают мотив «елочка» или «зигзаги» - символы «.женской природной силы, плодотво-рящего низа, образующего основу, корни родового древа, воршудной богини, стоящей у истоков рода» [8, 104]. Зигзагообразный мотив также символизировал дождь, небесную влагу.

Традиционная цветовая гамма знаковой символики удмуртов состояла из трех основных цветов (белого, черного, красного): белый цвет символизировал небесную чистоту, возвышенность, бога Ин-мара, женское молоко, оплодотворяющее мужское семя; красный - жизнь, кровь, солнечный свет; черный - землю, плодородие.

Орнаментальные мотивы скатерти на обеденном столе красного угла «торо шор» символизировали идею плодородия, изобилия, сытости, материального достатка отдельной семьи и всего рода, единство трех миров (Верхнего, Среднего, Нижнего). Семантика данных образов ассоциировалась в сознании удмурта «.со становлением социума, с осознанием его единства» [8, 111], где красные орнаменты на белом фоне служили магическим оберегом, смысл которого передавался из поколения в поколение.

Удмуртские скатерти в красном углу «торо шор» были прямоугольной формы и определялись геометрией обеденного стола с отношением ширины к длине 2:3. Скатерти сшивались из отдельно сотканных полос, что было обусловлено габаритами традиционного ткацкого станка, который позволял ткать полотна шириной в пределах 35-45 см [7, 47].

Технологически на удмуртских станках скатерти выполнялись в многоремизной или бранной технике ткачества, которые придавали сотканным полотнам определенные художественно-эстетические особенности. При этом орнаментальный узор на удмуртских скатертях был геометризи-рованным и во многом определялся технологией ткачества.

Многоремизная техника ткачества обеспечивалась посредством нитов и подножек, когда нити основы (продольные) и нити утка (поперечные) переплетались под прямым углом. Ткани, выполненные в многоремизной технике, создавались при помощи ремизок или ниченок (специальных приспособлений на ткацком станке), которые в определенном порядке поднимали нити основы, чтобы проложить нити утка (такое переплетение называют еще полотняным). У удмуртов были распространены четырех- и вось-миремизные станки, но встречались и шестнадцатиремизные, что позволяло ткать более тонкие гладкие полотна с тканой удмуртской символикой. Именно из таких полотен шились цветные праздничные скатерти и ритуальный текстиль [10, 116-118].

Бранное ткачество на станке выполнялось с помощью специальной длинной узкой дощечки - бральницы, которая с одной стороны была слегка заострена, чтобы удобнее было захватывать нити. По внешнему виду полотно, выполненное в технике бранного ткачества, имитировало вышивку, т. е. узор в отличие от многоремизной техники ткачества получался более рельефным [10, 143-149]. В данной технике изготовлялись в основном ритуальные полотенца, которыми украшалась священная полка «мудор» в красном углу,

и повседневные белые скатерти на столе красного угла.

Из представленного в статье описания видно, что планировка красного угла и его предметно-бытовое наполнение не только являлись материальным отражением основных мировоззренческих, духовных составляющих национальной культуры удмуртского этноса, но и находились в тесной взаимосвязи друг с другом, олицетворяя традиционный жизненный уклад. Практически все предметы, их расположение и орнаментация имели сакральное значение. При этом главенствующее место в красном углу занимал обеденный стол, покрытый скатертью. Именно тка-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -

1. Бортникова, Н. В. Критериальный анализ специфических особенностей объектов материальной культуры этноса / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2013. - № 7 (33) : в 2 ч. - Ч. 1. - С. 33-36.

2. Бортникова, Н. В. «Мировое древо» в символике предметной среды удмуртов / Н. В. Бортникова, В. Г. Желудов // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2013. - № 6 (73). -С. 34-37.

3. Бортникова, Н. В. Специфические характеристики объектов предметно-бытового наполнения крестьянского жилища / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков, А. Н. Обухова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2013. - № 10 (36) : в 2 ч. - Ч. 2. - С. 35-37.

4. Васильев, И. Обозрение языческих обычаев, суеверий и религии вотяков Казанской и Вятской губерний // ИОАИЭ. -Казань, 1906. - Т. 22, вып. 5. - С. 321-349.

5. Верещагин, Г. Е. Этнографические очерки : собр. соч. : в 6 т. - Ижевск : Изд-во Удм. ин-та истории, яз. и лит., 1998. - Т. 3, кн. 1. - 309 с.

6. Виноградов, С. Н. Кладезь удмуртской философии и магии : [статьи об обычаях, традициях, мировоззрении удмуртов] / С. Н. Виноградов. - Ижевск : Инвожо, 2010. - 148 с.

ная сакрально-символьная орнаментация скатерти и наличие «мудора» с тканым полотенцем придавали красному углу «торо шор» значение места духовной и материальной связи с богами и духами предков.

Структура информации, полученная на основе подробного искусствоведческого анализа отдельных зон традиционного удмуртского дома, которая представлена в статье на примере красного угла «торо шор», является полной, взаимосвязанной в описании и может быть взята за образец для формирования разноплановой информации по другим зонам удмуртского дома.

Поступила 11.11.2013

7. Климов, К. М. Удмуртское народное искусство / К. М. Климов. - Ижевск : Удмуртия, 1988. - 200 с.

8. Молчанова, Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика) / Л. А. Молчанова. - Ижевск, 2006. - 132 с.

9. Орлов, П. А. «Вещный мир удмуртов (к семантике материальной культуры) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / П. А. Орлов. - Ижевск, 1999. - 107 с.

10. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей : практ. пособие для рук. шк. кружков / под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. - М. : Просвещение, 1978. -255 с.

11. Первухин, Н. Г. Эскизы преданий и быта вотяков Глазовского уезда : в 5 эскизах / Н. Г. Первухин. - Вятка, 1888-1890. -Эскиз 3. - 83 с.

12. Садиков, Р. Р. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты) / Р. Р. Садиков. - Уфа : Гилем, 2001. - 181 с.

13. Садиков, Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития) / Р. Р. Садиков. - Уфа : Центр этнол. исслед. УНЦ РАН, 2008. -232 с.

14. Токарев, С. А. К методике этнографического изучения материальной культуры // СЭ. - 1970. - № 4. - С. 3-17.

15. Удмуртский фольклор. Загадки / сост. Т. Г. Перевозчикова. - Ижевск : Удмуртия, 1982. - 254 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.