Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД)'

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материальное стимулирование / научно-техническая деятельность / научно-технический прогресс / Союз Советских Социалистических Республик (СССР) / государственные премии / Ленинские пре-мии / Сталинские премии. / financial stimulation / scientific and technological activity / scientific and technological progress / Union of Soviet Socialist Republics (USSR) / State Prizes / Lenin Prizes / Stalin Prizes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Александр Вячеславович

Целью статьи является систематизация практики материального стимулирования научно-технической де-ятельности в советский период. В ходе исследования использован комплексный подход, сочетающий в себе такие методы научного познания, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, исторический метод. Полу-ченные результаты свидетельствуют о том, что материальному стимулированию в советский период уделя-лось значительное внимание, и это отразилось на прорывных открытиях и техническом прогрессе. Отмечен-ный опыт целесообразно использовать для стимулирования научно-технической деятельности в настоящее время, а также при совершенствовании организационно-экономического механизма инновационной деятель-ности в Российской Федерации и Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Козлов Александр Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL STIMULATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITIES OF THE SOVIET STATE (pre-war period)

The aim of the article is to systematize the practice to financial stimulation for scientific and technological activity in the Soviet period. In the course of the study a complex approach was used, combining such methods of scientific knowledge as observation, comparison, analysis and synthesis, historical method. The obtained results indicate that the financial stimulation in the Soviet period were paid considerable attention, and it was reflected in the breakthrough discov-eries and technical progress. It is reasonable to use the mentioned experience to stimulate scientific-technical activity at the present time, as well as to improve the organizational-economic mechanism of innovation activity in the Russian Federation and the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД)»

УДК 334.027 +338.28+338.246.027.2 DOI 10.52452/18115942_2023_3_22

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД)

© 2023 г. А.В. Козлов

Козлов Александр Вячеславович, к.э.н.; заместитель генерального директора государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по материаловедению» по экономике и производству, Минск, Республика Беларусь Kozlov_alexandr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2023 Статья принята к публикации 28.07.2023

Целью статьи является систематизация практики материального стимулирования научно-технической деятельности в советский период. В ходе исследования использован комплексный подход, сочетающий в себе такие методы научного познания, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, исторический метод. Полученные результаты свидетельствуют о том, что материальному стимулированию в советский период уделялось значительное внимание, и это отразилось на прорывных открытиях и техническом прогрессе. Отмеченный опыт целесообразно использовать для стимулирования научно-технической деятельности в настоящее время, а также при совершенствовании организационно-экономического механизма инновационной деятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Ключевые слова: материальное стимулирование, научно-техническая деятельность, научно-технический прогресс, Союз Советских Социалистических Республик (СССР), государственные премии, Ленинские премии, Сталинские премии.

Введение

Мировая практика свидетельствует, что приоритетной задачей государственной политики экономически развитых стран является создание благоприятных условий для занятия научно-технической и инновационной деятельностью. Решение этой важнейшей задачи видится проблематичным без разработки и применения адекватных стратегий, организационно-экономических механизмов стимулирования и иной поддержки, осуществляемых в рамках государственной инновационной политики.

На современном этапе развития экономики страны, в частности ее инновационной деятельности, уже разработано большое количество различного рода теорий, подходов и практических механизмов стимулирования, но, к сожалению, все они не дают достаточного экономического результата. Сравнительный анализ экономического развития Республики Беларусь и других экономически развитых стран говорит о том, что ресурсы для улучшения ситуации у нас не исчерпаны. Постоянно реализуемые государственные программы, например в сфере инновационного, социально-экономического и иного развития, также свидетельствуют об этом. Соответственно, к вопросу поиска эффективного и оптимального государственного организационно-экономического механизма стимулирования

научно-технической и инновационной деятельности, способного обеспечить желаемый экономический рост, придется возвращаться снова и снова.

В этой связи возникает необходимость провести ревизию подходов к стимулированию научно-технической деятельности и прогресса, которые хотя и были заложены еще на ранней стадии формирования советского государства, но по-прежнему могут быть весьма актуальными и эффективными для Республики Беларусь и в наши дни. Этот опыт важен, поскольку наша страна была одной из республик Советского Союза, который в экономическом плане составлял конкуренцию мировому лидеру - США и по отдельным позициям временами находился ниже их всего на одну ступеньку.

Цель такого исследования - выяснить, почему и каким образом ранее существовавшие подходы в научно-технической деятельности позволили СССР за короткий промежуток времени и в условиях ограниченности ресурсов не только сократить технологическое отставание от мировых лидеров, но и стать страной с первой атомной электростанцией, первым спутником и человеком в космосе, с достаточным машиностроением, станкостроением и достичь за короткий период времени второй позиции в мировом экономическом рейтинге, а современные решения, как считается более прогрессивные,

не позволяют даже приблизиться к таким результатам? Какие меры стимулирования при этом применялись и какие из них были наиболее эффективными?

Ответы на эти вопросы предполагают вскрытие деталей, на которые ранее не обращалось внимание либо которым не была дана должная оценка. Это позволит не только отобрать и адаптировать все самое лучшее к нашим нынешним условиям, но и в дальнейшем правильно скорректировать современные подходы, заложенные в инновационной политике Республики Беларусь.

Следует отметить, что в литературе в полной мере описаны подходы и практика стимулирования труда в СССР, включая премирование, в рамках обычных трудовых отношений. В то же время в полной мере не изучены подходы, которые практиковались для стимулирования решения крупных народно-хозяйственных задач и создания прорывных технологий, обеспечивающих научно-технический прогресс. В литературе нет освещения того, какое место и роль в механизме стимулирования научно-технической деятельности отводилось государственным премиям, включая именные. Исследование целесообразно разделить на условные периоды, поскольку обработать предстоит большой объем информации. Данная научная статья является логическим продолжением уже начатого обобщения подходов стимулирования научно-технической деятельности и научно-технического прогресса в советский период [1]. На текущем этапе видится разумным обобщить довоенный период, чему и посвящена настоящая статья.

Результаты и их обсуждение

В советский период достижения науки и техники всегда стояли на первом месте. Индустриализация, механизация, химизация, а в дальнейшем и гонка вооружения, космические программы, самолетостроение - все это требовало колоссальных усилий со стороны ученых, мотивация и поддержка труда которых обеспечивалась на высшем государственном уровне.

Обобщение литературных источников свидетельствует о том, что разработкой проблематики в экономике 20-30-х годов занимались многие видные советские экономисты того времени, среди которых можно выделить академиков Г.М. Кржижановского и С.Г. Струмилина, профессора Е.Л. Грановского и др. [2-4]. При этом научная литература в области экономики труда в основном была посвящена базовым вопросам трудовых отношений в условиях становления экономической системы и необходимости накопления капитала:

- повышение квалификации труда;

- устранение отставания заработной платы в отдельных отраслях народного хозяйства [4, 5];

- обеспечение роста производительности и оплаты труда;

- подъем уровня жизни и улучшение быта трудящихся [4];

- максимизация использования машинного оборудования;

- перераспределение рабочего времени, его сокращение [4] с переходом на 5-дневную рабочую неделю;

- отказ от труда несовершеннолетних и малолетних, устранение дискриминации в оплате мужского и женского труда, стимулирование труда (как правило, путем проведения социалистических соревнований), укрепление трудовой дисциплины и т.д. [5, с. 9-11, 32-42, 44].

Из постановки проблем видно, что у Советского Союза в довоенный период на повестке в основном было решение жизненно важных первостепенных задач для государства и речь о стимулировании научно-технической деятельности не велась.

В первой половине 40-х годов, по сути в военный период, научные исследования посвящались военной тематике, обороне страны и продовольственной безопасности [6]. Примечательно, что для решения народно-хозяйственных задач военного времени был мобилизован весь научный потенциал, помимо экономистов (академики С.Г. Струмилин, В.С. Немчинов и др.), вопросами экономики в своей части занимались ученые из разных отраслей (академики В.Л. Комаров (ботаник, географ), И.П. Бардин (металлург), Э.В. Брицке (химик и металлург), Л.Д. Шевяков (горное дело) и др.).

Источники второй половины 40-х годов до первой половины 60-х (академик К.В. Островитянов, член-корреспондент А.И. Пашков и др.) в основном освещают проблематику решения вопросов, связанных с восстановлением народного хозяйства и ликвидацией последствий Великой Отечественной войны [7, 8]. Со второй половины 50-х годов после смерти И.В. Сталина наметился курс либерализации в экономике, переосмысления существовавших подходов. Началась активная научная дискуссия относительно материальной мотивации к труду [9], расширения самостоятельности предприятий с переводом их на хозрасчетную форму оплаты труда, которая вылилась в принятие ЦК КПСС и Советом министров постановления от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» [10].

Со второй половины 60-х годов до конца 70-х постановления Совета министров СССР пестрят

решениями о повальном проведении экономических экспериментов и переводе предприятий Советского Союза на новую систему планирования и материального стимулирования. В связи со сменой экономической парадигмы в Советском Союзе и либерализацией экономики научные труды освещают вопросы, связанные с переводом предприятий на хозрасчетную форму оплаты труда и стимулирования, а именно: формирование новых экономических показателей на предприятиях, оценка производительности труда и привязка к ней оплаты труда, совершенствование методик нормативного метода планирования заработной платы.

Проводятся научные исследования и обосновывается комплексность механизма стимулирования научно-технического прогресса (академики Л.И. Абалкин, В.А. Трапезников [11, 12]; члены-корреспонденты Л.М. Гатовский, П.Г. Бунич [13, 14] и др. [15-17]), реализуются экономические опыты [18] и описывается необходимость ускорения технического прогресса и совершенствования хозрасчетных отношений [19-22]. Получили развитие математические методы в экономике, особенно связанные с поиском оптимального решения [23], за что в 1975 году советский ученый - академик Л. В. Канторович даже был удостоен Нобелевской премии по экономике [24].

Результатом становится решение партии и правительства, и в соответствии с XXIV съездом КПСС (1971 год) поставлена государственная задача создать условия, которые «заставили бы предприятия выпускать новейшие образцы продукции, буквально гоняться за научно-техническими новинками, а не шарахаться от них, образно говоря, как черт от ладана. В наиболее привилегированное положение должны быть поставлены те коллективы, которые действительно борются за совершенствование техники и технологии, за выпуск продукции, отвечающей современным требованиям» [25].

В дальнейшем намеченный тренд на усиление материальной заинтересованности всех категорий работников от результатов труда был продолжен, и на XXV съезде КПСС (1976 г.) было объявлено о необходимости совершенствования методов хозяйствования и экономического стимулирования, а также усилении роли экономических стимулов в росте эффективности производства, повышении качества продукции, ускорении научно-технического прогресса, обеспечении ритмичной работы предприятий, улучшении использования трудовых и материальных ресурсов [26 , с. 93].

Материальное поощрение трудовых коллективов было поставлено в зависимость от конеч-

ных экономических результатов капиталовложений, получила развитие мысль о новой форме финансирования работ, связанных с научно-техническим прогрессом, которое предлагалось осуществлять через единый (специальный) фонд поощрения науки и техники в системе хозрасчетного управления [27, 28].

В 80-е годы началась перестройка, вскрылись определенные проблемы функционирования советского государства и началась дискуссия относительно эффективности использования государственной собственности; продолжился тренд на совершенствование новых методов хозяйствования, которые должны были отразиться на ускорении научно-технического прогресса [29-31]. Поднимаются вопросы качества продукции, стимулирования создания новых производств, внедрения изобретений, новой техники и рационализаторских предложений (академик Н.Г. Чумаченко) [32]. Имеются достаточно полные и интересные работы относительно стимулирования труда (профессор И.П. Поварич) [33]. Но, к сожалению, при достаточно широком освещении общих подходов премирования тема стимулирующей роли государственных премий не рассмотрена.

В 1991 году произошел распад Советского Союза, и последовавшее за этим десятилетие вошло в историю варварской приватизацией и новым первоначальным накоплением капитала. В этот период вопросы стимулирования труда в целом и научно-технического прогресса в частности отошли на второй план, опыт советского государства в один момент стал непопулярен и всяческим образом критиковался. Основная масса трудов ученых обусловлена сменой экономической модели и переходом от командно-административной системы к рыночной. Соответственно и основная часть научных работ была связана с этой новой набиравшей популярность тематикой.

Автором отдельно проанализированы труды белорусских ученых, посвятивших часть своих работ теме стимулирования труда и научно-технического прогресса. Среди таких ученых следует назвать академиков В.Г. Гусакова [34] и П.Г. Никитенко [35], профессоров В.И. Тарасова [36], В.Ф. Байнева [37], А.И. Лученка [38], С.А. Пелиха [39], И.М. Абрамова [40] и др. Анализ их работ показал, что в них проблема стимулирования труда, научно-технического прогресса и инновационного развития (в современном понимании) рассмотрена достаточно полно и с разных позиций (по отраслям экономики, по способам стимулирования, по порядку ценообразования готовой продукции, с позиции затратного метода, по целевому назначению, по

формам поощрения и т.д.). Вместе с тем такой аспект, как место и роль государственного премирования за особо важные результаты, полученные с применением интеллектуального труда, так же как и у российских коллег, остался неисследованным и требует восполнения.

Из приведенного анализа следует вывод о том, что сама институциональная среда, которая складывалась в Советском Союзе на протяжении десятилетий, не предполагала проведение детального анализа опыта государственного премирования как способа стимулирования научно-технического прогресса, тем более в довоенный период. После устранения последствий войны и по мере восстановления экономики развитие экономической мысли шло в ногу с общественных запросом на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление) и повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов и каждого отдельно взятого работника в результатах своей хозяйственной деятельности, переводе их на хозрасчетную форму.

Вместе с тем такой анализ, по мнению автора, позволит пролить свет на те детали, которым ранее должного внимания не уделялось, но они могут иметь существенное значение для построения оптимального современного механизма стимулирования научно-технической и инновационной деятельности государства в условиях ограниченных ресурсов. Системный анализ поводов и оснований для присуждения именных государственных премий позволит понять, какие направления получали государственную поддержку и финансирование. Соответственно, такие направления в настоящее время должны обладать абсолютными или относительными конкурентными преимуществами, а значит, их в первую очередь необходимо анализировать и вовлекать в экономический оборот.

Премия имени В.И. Ленина

Меры стимулирования развития научно-технической деятельности и ученых в советском государстве уходят корнями в период становления социалистической системы хозяйствования. Главным лицом, поддерживающим научные процессы сначала в РСФСР, а потом и в СССР, явился В.И. Ленин. Именно поэтому первая важнейшая государственная премия названа его именем. Рассмотрим эту премию более детально.

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР (далее - СНК СССР) от 23 июня 1925 года учреждены премии имени В.И. Ленина за научные труды [41, 42].

Из содержания постановления следует, что премия присуждалась только гражданам СССР и за научные труды, имеющие наибольшее практическое значение и написанные после 25 октября (7 ноября) 1917 года, по всем отраслям знания (естественным и точным наукам, технике, сельскому хозяйству, медицине и общественным наукам).

Постановлением также предусмотрено учреждение фонда для выдачи премий, а общая сумма ежегодно выдаваемых премий установлена в 10 тыс. рублей. Присуждение премий проводилось на основании заключения экспертной комиссии, в которую входили представители Академии наук РСФСР и УССР, ЦеКУБУ и секции научных работников профсоюза работников просвещения (А.Н. Бах, В.П. Волгин, А.М. Дебо-рин, Г.М. Кржижановский, П.П. Лазарев, Н.А. Семашко и др., председатель - М.Н. Покровский, заместитель - О.Ю. Шмидт) [42, с. 75]. Правила о порядке выдачи премий было поручено разработать и издать Коммунистической академии при ЦИК СССР.

Поскольку фонд премирования составлял 10 тыс. рублей, а ежегодно награждались пять лауреатов, то размер каждой премии был равен 2 тыс. рублей. При этом если учесть, что средняя заработная плата в те годы в СССР составляла, по данным Статистического издательства ЦСУ СССР, от 54 рублей в 1925 году до 226 рублей в 1936 году [43], то, соответственно, премия была эквивалентна примерно трем годовым среднемесячным окладам. Кроме того, в начальный период вручения премий имени В.И. Ленина государство предоставляло лауреатам право на получение земельного участка для строительства дачи в престижном Подмосковье, а впоследствии уже и само, будучи заинтересованным в хранении секретов в тайне, стало налаживать быт и строить дома ученым, где они не только жили, но и трудились [44].

Таким образом, определение номинантов на присуждение премий имени В.И. Ленина и самого порядка их присуждения полностью возлагалось на видных представителей научного сообщества, уровень подготовки и квалификации которых сомнений вызывать не мог - почти все они либо были, либо впоследствии стали академиками АН СССР.

Впервые присуждение премий имени В.И. Ленина состоялось 17 августа 1926 года. Интерес представляет именно то, за что были присуждены такие премии, поскольку это является основанием для отнесения настоящей научной работы к изучению развития определенного направления инновационной деятельности. Было присуждено 5 таких премий: за работы по изуче-

нию многочисленных рас культурных растений и за разработку вопроса о центрах происхождения этих растений (Н.И. Вавилов); за работы по фармакологии и исследования по оживлению тканей и органов (Н.П. Кравков); за работы по геологии Сибири (В.А. Обручев); за исследования питания растений, послужившие основанием учения об удобрении и учения о свойствах культурных почв (Д.Н. Прянишников); за работы по химии алкалоидов и фармацевтической химии (А.Е. Чичибабин) [42, с. 75]. При этом нужно отметить, что первые лауреаты проделали огромную научную работу. Их труды имели большое практическое значение не только для своего времени, но и оказали существенное влияние на соответствующие области знаний на многие десятилетия вперед. Премии присуждались даже посмертно, например Н.П. Кравкову, умершему 24 февраля 1924 года.

Из изложенного следует, что премии присуждались по весьма актуальным темам и действительно заслуженным деятелям, а сам механизм премирования был достаточно прозрачным и справедливым.

До 1932 года премии имени В.И. Ленина присуждались ежегодно - 5 премий в год. Затем последовал, по одним источникам, двухлетний перерыв (с 1933 по 1934 год), по другим - трехлетний (с 1932 по 1934 год). Последнее известное присуждение трех премий состоялось в 1935 году. В дальнейшем был снова перерыв до 1955 года, и лишь 15 августа 1956 года уже ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение о восстановлении Ленинских премий. После длительного перерыва, в 1957 году, было присуждено сразу 17 премий [42, с. 83].

Приостановка присуждения премий имени В.И. Ленина не связана с какими-либо ограничениями в отношении номинантов либо изменением отношения к науке и инновационной деятельности. Как следует из многочисленных источников, это было связано прежде всего с внутрипартийной борьбой за лидерство. Промежуточным результатом стало учреждение лидером СССР новой премии в свою честь -Сталинской премии.

Необходимо обратить внимание на то, что в период, когда премии имени В.И. Ленина «уже» не вручались, а Сталинские премии - «еще» не вручались (это промежуток с 1936 по 1940 год), государство не оставляло без внимания заслуженных деятелей и премии по-прежнему вручались, но без условных наименований. Так, в марте 1939 года постановлением СНК СССР были премированы два известных советских хирурга, профессоры С.И. Спасокукоцкий и А.Д. Очкин. Каждому из них была присуждена

премия по 30 тыс. рублей и передано в личную собственность по одному легковому автомобилю: «ЗИС» - профессору С.И. Спасокукоцкому и «Оппель» - профессору А.Д. Очкину [45]. Размер премии и наивысший государственный уровень ее присуждения свидетельствуют о том, что данное награждение сопоставимо с Ленинской либо Сталинской премией. В свою очередь, из этого можно сделать следующий вывод: даже в период политической неопределенности относительно того, какой премии быть - Ленинской или Сталинской, - заслуженные деятели получали достойные награды.

Следует также отметить, что при изучении собраний постановлений и распоряжений Правительства СССР за 1938 год установлено отсутствие в этих источниках за указанный период (в отличие от 1939-1949 годов) сведений о поощрениях на высоком государственном уровне.

Уместно при этом вспомнить хотя и именную, но присуждаемую на высшем государственном уровне (Советом Народных Комиссаров СССР) премию имени великого советского летчика В.П. Чкалова [46]. В декабре 1938 года в области авиации были учреждены три премии по 50 тыс. рублей. Размер премии и уровень ее присуждения также свидетельствуют о том, что она, как Сталинская и Ленинская премии, относилась к наивысшему государственному уровню.

Количество врученных премий имени В.И. Ленина показало, что до 1935 года было вручено как минимум 38 (или 33) премий. Неточность может быть связана с тем, что в различных источниках оно указывалось с небольшой разбежкой в сторону увеличения до 5 премий.

Вместе с тем для целей проводимого исследования указанное разночтение в количестве премий не имеет критического значения. Более важным является то, что учреждение премий и их выплаты свидетельствуют о понимании со стороны государства необходимости стимулирования интеллектуального труда.

Сталинские премии

В соответствии с Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1939 года № 2078 по случаю 60-летия И.В. Сталина учреждены премии имени Сталина [47], или так называемые Сталинские премии [48, с. 3].

По сути, Сталинская премия носила собирательный характер и первоначально объединяла в себе 94 различные премии деятелям науки, искусства, изобретателям и военным, а затем по Постановлению СНК СССР от 1 февраля 1940 года № 178 она дополнена 4 премиями писателям, поэтам и литературным критикам [48, с. 4; 49].

Из содержания указанных постановлений следует, что деятелям науки и искусства ежегодно присуждалось 16 премий за выдающиеся работы в следующих областях: 1) физико-математические науки; 2) технические науки; 3) химические науки; 4) биологические науки; 5) сельскохозяйственные науки; 6) медицинские науки; 7) философские науки; 8) экономические науки; 9) историко-филологические науки; 10) юридические науки; 11) музыка; 12) живопись; 13) скульптура; 14) архитектура; 15) театральное искусство; 16) кинематография [47].

Одновременно 60 премий присуждались за лучшие изобретения, из них 10 первых - по 100 тыс. рублей; 20 вторых - по 50 тыс. рублей; 30 третьих - по 25 тыс. рублей и 18 премий - за выдающиеся достижения в области военных знаний, из них 3 первые - по 100 тыс. рублей, 5 вторых - по 50 тыс. рублей, 10 третьих - по 25 тыс. рублей [47], а также 4 премии по 100 тыс. рублей - за выдающиеся произведения в области литературы, в том числе по 1 - в области поэзии, прозы, драматургии и литературной критики [49].

Таким образом, Сталинские премии охватывали достаточно большой диапазон сфер интеллектуальной деятельности общества и, конечно же, область инновационной деятельности, напрямую связанную со всеми вышеназванными областями и сферами.

При этом для понимания размера премии следует сравнить его, например, со средней зарплатой в СССР, которая в 1940 году составляла 339 рублей в месяц, а в 1945 году - 442 рубля [50]. Следовательно, Сталинская премия в размере 100 тыс. рублей была эквивалентна примерно 295 среднемесячным заработным платам в ценах 1940 года и 226 заработным платам в ценах 1945 года, или примерно двадцатилетнему периоду среднемесячных выплат, что является весьма внушительным показателем.

Необходимо признать, что существовавший механизм реализации присуждения премий был весьма детальным и конкретным. Для реализации Положения о присуждении премий Постановлением СНК СССР от 25 марта 1940 года № 400 утвержден порядок присуждения премий имени Сталина за выдающиеся работы в области науки, военных знаний, изобретательства, литературы и искусства [51]. Из содержания постановления следует, что по общему правилу на соискание премий представляются лишь новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий, т.е. поданные на рассмотрение комиссии до 15 октября, а труды, законченные с 15 октября до 31 декабря, могут быть представлены на соискание премий в сле-

дующем календарном году [51]. Можно констатировать, что рассмотрение вопроса о премировании происходило в достаточно сжатый срок: до 15 октября осуществлялась подача документов в специально созданные комитеты, последние рассматривали их и не позднее 1 декабря представляли свои предложения в СНК СССР, а 21 декабря в центральной печати уже публиковалось соответствующее постановление о присуждении премий [51].

Отдельного внимания заслуживает пункт 4 постановления, согласно которому работы в области науки и военных знаний, а также описания изобретений представляются на любом языке [48]. Предусматривалось присуждение премий и авторскому коллективу. При этом если он состоял из двух человек, то премия делилась пополам, если из трех, то руководитель получал половину, а если из четырех и более, то руководитель получал одну треть, а две трети делились между остальными участниками поровну [52].

Лицам, удостоенным Сталинской премии, также вручались диплом и Почетный знак лауреата Сталинской премии [48, с. 9; 53]. В этой части постановление касалось только лауреатов премии в области науки, искусства, литературы и изобретательства и не распространялось на лауреатов в области военных знаний [53]. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что первоначально на государственном уровне было принято решение о закрытом характере сведений о некоторых премиях, в частности по военной тематике, что является логичным, поскольку вопросы обороноспособности страны, как правило, составляют государственную тайну.

В первый год присуждения Сталинских премий (1940) в соответствующие документы были внесены коррективы, а именно: вопрос о присуждении премий по науке и искусству был отложен до 15 марта 1941 года, но количество премий на 1940 год было увеличено и к тому же принимались работы за последние 6 лет начиная с 1935 года [54].

Оценивая увеличение количества премий, можно сказать, что оно было существенным. Так, за выдающиеся работы в области науки и искусства их число увеличилось в 5 раз - с 16 до 80; за лучшее изобретение число первых премий увеличилось с 10 до 20; вторых - с 20 до 30; третьих - с 30 до 50; за выдающиеся достижения в области военных изобретений количество первых премий увеличилось с 3 до 10, вторых - с 5 до 20, третьих - с 10 до 30; за выдающиеся произведения в области литературы увеличение составило ровно в 3 раза - с 4 до 12. Общее количество премий увеличилось примерно в 2.5 раза - с 98 до 252 [48, с. 113-162].

Проведенный автором настоящей статьи подсчет показал, что, по данным нормативных источников, число Сталинских премий, врученных в 1941 году, т.е. в первый год их присуждения, за выдающиеся работы в области науки, за выдающиеся изобретения и за выдающиеся работы в области искусства и литературы достигло 223. Различие с ранее указанным количеством (252) объясняется закрытым характером сведений о премиях по военной тематике. Действительно, открытые нормативные источники за 1941 год, как, впрочем, и в дальнейшем, не содержали сведений о премиях за выдающиеся работы в области военных знаний.

Количественно-видовой состав Сталинских премий в 1941 году выглядел следующим образом.

За выдающиеся работы в области науки были присуждены 23 первые премии и 20 вторых [55]. За выдающиеся изобретения, в том числе военные, были присуждены 20 первых премий, 32 вторые и 26 третьих [56]. За выдающиеся работы в области искусства и литературы присуждены 41 и 61 премия первой и второй степени соответственно [57]. При этом следует обратить внимание на то, что присуждение указанного числа премий произошло с учетом частичного изменения постановления СНК СССР от 20 декабря 1940 года «Об изменениях порядка присуждения Сталинских премий по науке, изобретениям, литературе и искусству» и включения в постановление от 15 марта 1941 года [57] дополнительных премий: в области оперного искусства (1 - первой степени и 1 - второй), в области кинематографии (7 - первой степени и 10 - второй), в области литературы (по прозе, поэзии и драматургии - соответственно 3, 5 и 3 премии второй степени).

Заключение

1. В период становления советского государства, включая довоенное время, политическое руководство страны сделало ставку на науку как основной источник по обеспечению экономического роста и национальной безопасности. Именно поэтому основанием, а на начальном этапе - исключительным основанием для применения высшей формы поощрения в виде Ленинской или Сталинской премии стало наличие у лауреатов выдающихся научных достижений. В условиях ограниченности в ресурсах акцент при выборе работ делался на те труды, которые вносили существенный вклад в развитие науки, могли обеспечить прорывные открытия и опережающее развитие государства.

2. Детальный анализ положений о присуждении названных премий позволяет сделать вывод о том, что в довоенный период был сформирован уникальный способ стимулирования научно-технической деятельности и прогресса. Выбор направлений для премирования был отнюдь не случаен, он предопределялся государственными задачами. Решения о присуждении премий принимались на высшем политическом уровне, что закрепило за Ленинской и Сталинской премиями статус важнейших государственных премий Советского Союза. При этом премии выполняли не только материально-поощрительную функцию, но и социальную -лица, их удостоенные, получали общественное признание, особое отношение в обществе и могли рассчитывать на прочие привилегии и дальнейшую поддержку. Премии придавали своим лауреатам особый социальный статус, который зачастую был выше, нежели материальные выплаты.

3. Размер государственных премий сначала в несколько, а затем и в несколько десятков раз превышал среднегодовую зарплату по стране. Из такого весьма существенного размера следует вывод о том, что премии были не просто способом отметить уже имеющиеся достижения, а по сути являлись частью государственной политики по стимулированию ученых, занимающихся перспективными научными направлениями и способных обеспечить актуальный в наши дни научно-технический прогресс, технологический суверенитет в соответствующих направлениях народного хозяйства и национальную безопасность.

4. Временной анализ оснований для присуждения именных государственных премий с позиции иерархической модели потребностей Маслоу позволяет сделать вывод о том, что экономическая ситуация в СССР в довоенный период улучшалась. Это следует из того, что уже порядок государственного премирования совершенствовался, а охватываемые области премирования расширялись. Не прибегая к детальным статистическим данным, можно сделать обоснованный вывод о том, что применяемый механизм стимулирования научно-технической деятельности дал для экономики положительный эффект.

5. Проведенный анализ может быть полезен на современном этапе развития экономики. С одной стороны, известны направления научно-технической деятельности, которые финансировались на протяжении многих десятилетий и по этой причине стали ресурсами с накопленным потенциалом. Такие ресурсы характеризуются абсолютным или относительным конкурентным

преимуществом, а их разумное использование может обеспечить дополнительный положительный эффект. Например, в СССР на протяжении десятилетий «премировались» физико-математические и технические науки, и как следствие белорусские и российские ученые и производители и в настоящее время хорошо известны во всем мире своей продукцией в области атомной энергетики, оптики, сверхтвердых материалов, самолетостроения, космических технологий и т.д. С другой стороны, есть основания полагать, что сосредоточение сил и средств в направлениях, которые ранее уже приносили успех, позволит рассчитывать на него и в будущем.

Автор выражает признательность Председателю Президиума Национальной академии наук Беларуси, доктору экономических наук, профессору, академику В.Г. Гусакову за плодотворное обсуждение подходов к стимулированию интеллектуального труда в довоенный период советского государства.

Работа выполнена при поддержке генерального директора государственного научно-производственного объединения «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по материаловедению», доктора физико-математических наук, профессора, члена-корреспондента В.М. Федосюка.

Список литературы

1. Козлов А.В. Инновации в раннем СССР: кому и чем могут помочь в ХХ1 в. идеи столетней давности? // Наука и инновации. 2023. № 1. С. 66-71.

2. Техническая реконструкция народного хозяйства СССР в первой пятилетке: [сборник] / Под ред.: Е.Л. Грановского [и др.]. М.; Л. : Соцэкгиз, 1934. 392 с.

3. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда: очерки и этюды. М.: Вопр. труда, 1925. 224 с.

4. Труд в СССР: экон.-стат. справ. / Под ред.: З.Л. Миндлина, С.А. Хейнмана. Л.: Гос. экон. изд.; М.: 1 тип. НКПС в М., 1932. 182 с.

5. Труд в СССР: [экон.-стат. справ. до 1931 г. / Ред. И.В. Сергиевский]. [М.: 1-я тип. НКПС, 1932]. 182 с.

6. О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области науки за 1941 год: постановление Совета Нар. Комиссаров Союза ССР, 10 апр. 1942 г. // Правда. 1942. 11 апр. С. 1.

7. Политическая экономия: Учебник / Ред.: К.В. Островитянов [и др.]. М.: Госполитиздат, 1954. 638 с.

8. Пашков А.И. Экономический закон преимущественного роста производства средств производства. М.: Госпланиздат, 1958. 232 с.

9. Пашкевич Б.В. О материальном стимулировании труда. Минск: Изд-во АН БССР, 1962. 105 с.

10. О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства: постановление ЦК КПСС, Совета Мини-

стров СССР, 4 окт. 1965 г., № 729 // Собр. постановлений и распоряжений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1965. № 19/20. Ст. 153.

11. Абалкин Л. Сущность, структура и актуальные проблемы совершенствования хозяйственного механизма // Экон. науки. 1978. № 8. С. 33-44.

12. Патон Б.Е. и др. Управление НИОКР: исследования, разработки, внедрение / Под ред. В. А. Трапезникова. М.: Экономика, 1979. 221 с.

13. Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 1971. 374 с.

14. Львов Д.С. и др. Совершенствование хозяйственного механизма / Под ред. П. Г. Бунича. М.: Экономика, 1976. 230 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Научно-технический прогресс и материальное стимулирование труда: сб. науч. тр. / Науч. -исслед ин-т труда; редкол.: Н.А. Сафронов (пред.) [и др.]. М.: НИИтруда, 1984. 134 с.

16. Веселков Ф., Горбатов Б. Об оценке работы объединений (предприятий) в зависимости от степени интенсификации производства // Эконом. науки. 1978. № 7. С. 32-39.

17. Бижанова М.И. Механизм стимулирования научно-технического прогресса. М.: Мысль, 1981. 181 с.

18. О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники [Электронный ресурс]: постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, 24 сент. 1968 г., № 760 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/docu теП/901984812 (дата обращения: 20.06.2023).

19. Методы измерения и стимулирования роста производительности труда: [материалы конф.] / Акад. наук СССР, Ленингр. сектор Ин-та экономики, Ле-нингр. фил. Науч. совета Акад. наук СССР по комплекс. проблеме «Науч. основы хозрасчета»; Под ред. А.В. Сигиневича, Б.И. Табачникаса. Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1973. 188 ^

20. Вопросы совершенствования хозрасчетных отношений в СССР / Акад. наук СССР, Ин-т экономики; отв. ред. Р. А. Отсасон. М.: Наука, 1976. 199 с.

21. Любимов В. Д. Ускорение технического прогресса в машиностроении. М.: Знание, 1977. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер.: Промышленность. № 2).

22. Милюков А.И. Механизм стимулирования роста эффективности труда. М.: Экономика, 1977. 151 с.

23. Труды международной конференции «Моделирование экономических процессов», Ереван, [15-20] апр. 1974 г. / Вычислит. центр Акад. наук СССР, Вычислит. центр Акад. наук Арм. ССР. М.: ВЦ АН СССР, 1975. 380 с.

24. Канторович Л.В., Горстко А.Б. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука, 1972. 231 с.

25. XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза: 30 марта - 9 апр. 1971 г.: стеногр. отчет: в 2 т. М.: Политиздат, 1971. Т. 1. 599 с.

26. В.И. Голиков и др. XXV съезд КПСС о путях дальнейшего повышения эффективности и качества труда / Отв. ред. В. И. Голиков. Киев: Наук. думка, 1978. 194 с.

27. Стародубровский В.Г. и др. Совершенствование хозрасчетного механизма развития производства / Под ред.: В.Г. Стародубровского, Р.А. Отсасона. М.: Экономика, 1978. 247 с.

28. Милюков А.И. Поощрительные фонды на предприятии: (проблемы образования и использования). М.: Экономика, 1974. 239 с.

29. О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 12 июля 1985 г. М.: Политиздат, 1985. 31 с.

30. Петухов А.И. Эксперимент в пищевой промышленности: опыт, проблемы. Минск: Беларусь, 1986. 78 с.

31. Астафьев В.Е. Экономический эксперимент в электротехнической промышленности. М.: Энергоатом-издат, 1984. 111 с.

32. Повышение эффективности производства: в 3 т. / Ин-т экономики пром-сти; редкол.: Н.Г. Чумаченко (отв. ред.) [и др.]. Киев: Наук. думка, 1983-1990. Т. 2: Планирование и стимулирование технического развития предприятий / З.П. Коровина [и др.]. 1990. 227 с.

33. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда. Системный подход / Отв. ред. Ф.М. Бородкин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 193 с.

34. Шапиро Б.М. Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку / Под общ. ред. Б. М. Шапиро, В.Г. Гусакова. Минск: Армита-Маркетинг: Менеджмент, 1997. 275 с.

35. Никитенко П.Г. Интенсификация производства и фондоемкость продукции. Минск: Беларусь, 1981. 127 с.

36. Тарасов В.И. Ценообразование: Учеб. пособие. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2006. 316 с.

37. Байнев В.Ф., Саевич В.В. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / Под общ. ред. В. Ф. Байнева. Минск: Право и экономика, 2007. 178 с.

38. Лученок А.И. Экономические стимулы использования оборотных средств в промышленности / Под ред. В. И. Клецкого. Минск: Наука и техника, 1984. 118 с.

39. Пелих С.А. и др. Экономический механизм развития предприятия: Учеб. пособие: в 2 ч. / Под общ. ред. С.А. Пелиха, Е.С. Русак. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. Ч. 1: Экономические методы, рычаги и стимулы. 311 с.

40. Абрамов И.М. Стимулирование научных работников за создание новой техники / Науч. ред. З.И. Гиоргидзе. Минск: Наука и техника, 1983. 123 с.

41. Об учреждении премий имени В. И. Ленина за научные работы [Электронный ресурс]: постановление Совета Нар. Комиссаров, 23 июня 1925 г. // Летопись Московского университета. Режим доступа: http://letopis.msu.ru/content/postanovlenie-snk-sssr-o-le ninskih-premiyah. (дата обращения: 13.06.2023).

42. Первые лауреаты премий им. В.И. Ленина // Вестн. Акад. наук СССР. 1967. № 6. С. 75-83.

43. Прокопович С.Н. Заработная плата рабочих [Электронный ресурс] // Народное хозяйство СССР: [в 2 т.]. Нью-Йорк, 1952. Т. 2, гл. 8. Режим доступа: https://istmat.org/node/48223 (дата обращения: 23.02.2023).

44. «...Наградить ученых, инженеров, конструкторов за выполнение спецзадания правительства». Воспоминания М.П. Дьячковой об истории дачного поселка ученых-ядерщиков. 1950-2005 гг. // Отеч. архивы. 2009. № 3. С. 82-93.

45. О премировании профессора Спасокукоцкого и профессора Очкина: постановление Совета Нар. Комиссаров, 8 марта 1939 г., № 277 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1939. № 16. Ст. 108.

46. Об увековечении памяти В. П. Чкалова: постановление Совета Нар. Комиссаров, 27 дек. 1938 г., № 1357 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1939. № 2. Ст. 2.

47. Об учреждении премий и стипендий имени Сталина: постановление Совета Нар. Комиссаров, 20 дек.

1939 г., № 2078 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1940. № 1. Ст. 6.

48. Сталинские премии: справочник / Сост. Н.С. Шерман. М.: Совет. наука, 1945. 177 с.

49. Об учреждении премий имени Сталина по литературе: постановление Совета Нар. Комиссаров, 1 февр.

1940 г., № 178 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1940. № 3. Ст. 89.

50. Статистическая таблица ЦСУ СССР «Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950-1955 гг.» [Электронный ресурс] // Советская жизнь, 1945-1953: [сборник / Сост.: Е.Ю. Зубкова и др.]. М., 2003. Режим доступа: https://istmat.org/ по<!е/18454. (дата обращения: 23.02.2023).

51. О порядке присуждения премий имени Сталина за выдающиеся работы в области науки, военных знаний, изобретательства, литературы и искусства: постановление Совета Нар. Комиссаров, 25 марта 1940 г., № 400 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1940. № 7. Ст. 207.

52. О порядке выдачи Сталинских премий: постановление Совета Нар. Комиссаров, 26 марта 1941 г., № 686 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1941. № 11. Ст. 177.

53. Об установлении звания «Лауреат Сталинской премии»: постановление Совета Нар. Комиссаров, 26 марта 1941 г., № 685 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1941. № 11. Ст. 176.

54. О присуждении Сталинских премий по науке, искусству и литературе: постановление Совета Нар. Комиссаров, 20 дек. 1940 г., № 2600 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1940. № 32. Ст. 812.

55. О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области науки : постановление Совета Нар. Комиссаров, 13 марта 1941 г., № 526 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1941. № 10. Ст. 157.

56. О присуждении Сталинских премий за выдающиеся изобретения: постановление Совета Нар. Комиссаров, 14 марта 1941 г., № 536 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1941. № 10. Ст. 160.

57. О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы: постановление Совета Нар. Комиссаров, 15 марта

1941 г., № 558 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. 1941. № 10. Ст. 163.

FINANCIAL STIMULATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITIES OF THE SOVIET STATE (pre-war period)

A. V. Kozlov

State Research and Production Association «Scientific and Practical Center of the National Academy of Sciences of Belarus for Materials Science»,

Minsk, Republic of Belarus

The aim of the article is to systematize the practice to financial stimulation for scientific and technological activity in the Soviet period. In the course of the study a complex approach was used, combining such methods of scientific knowledge as observation, comparison, analysis and synthesis, historical method. The obtained results indicate that the financial stimulation in the Soviet period were paid considerable attention, and it was reflected in the breakthrough discoveries and technical progress. It is reasonable to use the mentioned experience to stimulate scientific-technical activity at the present time, as well as to improve the organizational-economic mechanism of innovation activity in the Russian Federation and the Republic of Belarus.

Keywords: financial stimulation, scientific and technological activity, scientific and technological progress, Union of Soviet Socialist Republics (USSR), State Prizes, Lenin Prizes, Stalin Prizes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.