Научная статья на тему 'Динамика премиальных выплат городского населения РСФСР во второй половине 1940-х гг.'

Динамика премиальных выплат городского населения РСФСР во второй половине 1940-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городское население / РСФСР / оплата труда / премия / материальное стимулирование труда / Сталинская премия / urban population / RSFSR / remuneration / bonus / material stimulation of labor / Stalin Prize

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марина Александровна Клинова

Предпринят анализ динамики премиальных выплат горожанам РСФСР во второй половине 1940-х гг., выявлена ее обусловленность социально-экономическими реалиями периода, задачами мобилизационной стратегии государства. Отмечается, что политика в области материального премирования граждан была неоднозначной. С целью стимулирования производительности труда населения в 1946–1947 гг. был увеличен объем премий за трудовые достижения граждан в различных отраслях промышленности. Начиная с 1948 г. премии за перевыполнение планов и победу в социалистическом соревновании были сокращены, снижаются «средние индивидуальные» выплаты по Сталинским премиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of incentive pays to the urban population of the RSFSR in the second half of the 1940s

The article analyzes the dynamics of incentive pays to citizens of the RSFSR in the second half of the 1940s, reveals its dependence on the socio-economic realities of the period and the tasks of the mobilization strategy of the state. The source basis of the research is legislative acts and clerical materials (extracted from archival repositories and published collections of documents), materials of the Soviet press. In 1946–1949 the policy of incentive pays to citizens for good labor was ambiguous. In order to stimulate the productivity of the population in 1946–1947, bonuses for labor achievements and innovations in various sectors of the national economy increased. In 1948 and on the bonuses were reduced. Bonuses for over–fulfillment of plans were reduced by 25%, for victory in the socialist competition by 50%; the “average individual” pays for Stalin prizes were reduced (from 7.5 to 57.7% in various categories). Bonuses for awarded orders and medals were also reduced. The analysis of documents prepared by the Soviet financial authorities revealed that the reduction of bonus payments went in parallel with other measures of the authorities aimed at reducing the money held by the population (limiting the amount of personal pensions; reducing travel expenses; increasing tariffs for utilities, transport services, communication services, etc.). All these measures determined the need to “consolidate” the results of the monetary reform of 1947. Consideration of the measures of the Soviet socio-economic policy in line with the concept of a mobilization system allows identifying some trends. Incentive pays were one of the mobilization mechanisms aimed at stimulating the work of citizens. The maximum intensity of the use of mobilization measures was recorded in 1946–1947. The revealed decrease in incentive pays in 1948 was synchronous with other measures of socio-economic regulation – the softening of legislative norms regulating labor discipline at enterprises, the reduction of organizational recruitment plans, etc. The synchronicity of these events suggests a partial weakening of the mobilization regime in the late 1940s.

Текст научной работы на тему «Динамика премиальных выплат городского населения РСФСР во второй половине 1940-х гг.»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 165-173 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 488. рр. 165-173

ИСТОРИЯ

Научная статья

УДК 93/94. 331.225

аог 10.17223/15617793/488/16

Динамика премиальных выплат городского населения РСФСР во второй половине 1940-х гг.

Марина Александровна Клинова1

1 Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия,

klinowa.m@yandex.ru

Аннотация. Предпринят анализ динамики премиальных выплат горожанам РСФСР во второй половине 1940-х гг., выявлена ее обусловленность социально-экономическими реалиями периода, задачами мобилизационной стратегии государства. Отмечается, что политика в области материального премирования граждан была неоднозначной. С целью стимулирования производительности труда населения в 1946-1947 гг. был увеличен объем премий за трудовые достижения граждан в различных отраслях промышленности. Начиная с 1948 г. премии за перевыполнение планов и победу в социалистическом соревновании были сокращены, снижаются «средние индивидуальные» выплаты по Сталинским премиям.

Ключевые слова: городское население, РСФСР, оплата труда, премия, материальное стимулирование труда, Сталинская премия

Для цитирования: Клинова М.А. Динамика премиальных выплат городского населения РСФСР во второй половине 1940-х гг. // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 165-173. (М: 10.17223/15617793/488/16

Original article

doi: 10.17223/15617793/488/16

Dynamics of incentive pays to the urban population of the RSFSR in the second half of the 1940s

Marina A. Klinova1

1 Institute of History and Archaeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russian Federation,

klinowa.m@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the dynamics of incentive pays to citizens of the RSFSR in the second half of the 1940s, reveals its dependence on the socio-economic realities of the period and the tasks of the mobilization strategy of the state. The source basis of the research is legislative acts and clerical materials (extracted from archival repositories and published collections of documents), materials of the Soviet press. In 1946-1949 the policy of incentive pays to citizens for good labor was ambiguous. In order to stimulate the productivity of the population in 1946-1947, bonuses for labor achievements and innovations in various sectors of the national economy increased. In 1948 and on the bonuses were reduced. Bonuses for over-fulfillment of plans were reduced by 25%, for victory in the socialist competition by 50%; the "average individual" pays for Stalin prizes were reduced (from 7.5 to 57.7% in various categories). Bonuses for awarded orders and medals were also reduced. The analysis of documents prepared by the Soviet financial authorities revealed that the reduction of bonus payments went in parallel with other measures of the authorities aimed at reducing the money held by the population (limiting the amount of personal pensions; reducing travel expenses; increasing tariffs for utilities, transport services, communication services, etc.). All these measures determined the need to "consolidate" the results of the monetary reform of 1947. Consideration of the measures of the Soviet socio-economic policy in line with the concept of a mobilization system allows identifying some trends. Incentive pays were one of the mobilization mechanisms aimed at stimulating the work of citizens. The maximum intensity of the use of mobilization measures was recorded in 1946-1947. The revealed decrease in incentive pays in 1948 was synchronous with other measures of socio-economic regulation - the softening of legislative norms regulating labor discipline at enterprises, the reduction of organizational recruitment plans, etc. The synchronicity of these events suggests a partial weakening of the mobilization regime in the late 1940s.

Keywords: urban population, RSFSR, remuneration, bonus, material stimulation of labor, Stalin Prize

For citation: Klinova, M.A. (2023) Dynamics of incentive pays to the urban population of the RSFSR in the second half of the 1940s. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 488. рр. 165173. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/488/16

© Клинова М.А., 2023

Введение

Политика оплаты труда являлась одним из инструментов советской социальной инженерии. Объем заработной платы определял специфику трудовых и потребительских стратегий горожан. Интерес представляет реализация данной политики в послевоенные годы - период мобилизации трудовой активности населения и интенсификации производства. В СССР доходы горожан, занятых в государственном секторе экономики, могли включать: оклад, компенсирующие выплаты и различные премии (за выполнение и перевыполнение производственных планов, соблюдение режима экономии на производстве, победу в социалистическом соревновании и др.).

В данной работе предпринят анализ динамики премиальных выплат горожанам во второй половине 1940-х гг., выявлена ее обусловленность социально-экономическими реалиями периода, задачами мобилизационной стратегии государства.

Проблематика премий, выплачиваемых советским гражданам, получила рассмотрение в отечественной историографии. Были проанализированы практики премирования, действовавшие в оборонной промышленности 1930-х - первой половины 1940-х гг. [1-3]; реализованные на отдельных предприятиях: Московском электрозаводе (1928-1938 гг.) [4], Тверском вагоностроительном заводе (1941-1951 гг.) [5], Алтайском тракторном заводе (1942-1955 гг.) [6]. Рассмотрены различные аспекты, касающиеся Сталинской премии: содержание работ лауреатов в различных номинациях, профессиональных группах, размеры премиальных выплат и др. [7-10]. Отсутствие обобщающих работ, посвященных изучению премиальных выплат в первые послевоенные годы, свидетельствует об актуальности обращения к данной теме.

Рост премиальных выплат в 1946-1948 гг.

Система премирования граждан за трудовые достижения получает широкое распространение на советских промышленных предприятиях, рассматрива-ясь как стимул повышения производительности труда. В первые послевоенные годы в различных отраслях народного хозяйства были введены стимулирующие премии за перевыполнение норм выработки (более 60% всех рабочих, занятых в промышленности, находились на сдельной системе оплаты труда [11. С. 255-256]).

В период с ноября 1946 г. по февраль 1947 г. Советом министров СССР (далее СМ СССР) были приняты положения о премировании руководителей и ИТР промышленных предприятий за выполнение и перевыполнение производственных планов (№2 2438 от 8 ноября 1946 г. - станкостроения, № 2440 от 8 ноября 1946 г. -химической промышленности, № 2674 от 13 декабря 1946 г. - целлюлозной и бумажной промышленности, № 2675 от 13 декабря 1946 г. - строительного и дорожного машиностроения, № 2676 от 13 декабря 1946 г. - электропромышленности, № 2677 от 13 декабря 1946 г. -цветной металлургии, № 229 от 4 февраля 1947 г. -

авиационной промышленности, № 230 от 4 февраля 1947 г. - предприятий министерства вооружения, № 231 от 4 февраля 1947 г. -сельскохозяйственного машиностроения, № 232 от 4 февраля 1947 г. - нефтяной промышленности и др.) [12. Д. 287. Л. 82-99; Д. 289. Л. 8098; Д. 291. Л. 86-101].

Согласно текстам данных постановлений, премируемые сотрудники могли рассчитывать на повышение доходов в размере 50-75%. На размер премий влияли отрасль, групповая принадлежность предприятия (в зависимости от важности и сложности производства), отношение к основному производству или вспомогательному (ремонтному, монтажному и др.), должность работника (табл. 1). Например, директор и главный инженер предприятия по добыче нефти и бурению нефтяных и газовых скважин, отнесенного к первой группе промысла, получали премию в размере 75% должностного оклада и 8% за каждый процент перевыполнения плана [12. Д. 291. Л. 98], а директор и главный инженер предприятия основного цикла Министерства сельскохозяйственного машиностроения, отнесенного к первой группе, получали премию в размере 50% должностного оклада и 5% за каждый процент перевыполнения плана (если предприятие являлось вспомогательным и относилось к третьей группе, то размер премий составлял 20 и 2% соответственно) [12. Д. 291. Л. 96].

Дифференциация в начислении премиальных выплат фиксировалась и в других отраслях индустрии. В частности, премии на предприятиях химической промышленности и цветной металлургии были выше, чем на предприятиях целлюлозной и бумажной промышленности, станкостроения (табл. 1). В текстах постановлений оговаривалось, что «общая сумма начисленной за месяц премии по всем действующим положениям о премировании не должна превышать двухмесячного оклада работника, не считая премии по итогам Всесоюзного социалистического соревнования» [12. Д. 287. Л. 84, 99]. Половина премии могла выплачиваться, если предприятие не менее чем на 50% выполняло государственный план по снижению себестоимости продукции [12. Д. 291. Л. 86, 92, 96].

Источником премирования трудящихся был фонд директора предприятия, восстановленный в декабре 1946 г. «в целях усиления инициативы и ответственности директоров промышленных предприятий в деле выполнения производственной программы, снижения себестоимости и выполнения плана прибылей» [12. Д. 288. Л. 251-253]. Фонд формировался путем отчислений от прибыли предприятия (от 2 до 10% по различным отраслям) или суммы экономии от снижения себестоимости продукции. Помимо премирования работников средства фонда могли направляться улучшение их жилищных условий, культурно-бытового обслуживания.

С целью решения кадровой проблемы на предприятиях индустрии были введены премии работникам учебных заведений Министерства трудовых резервов [12. Д. 341. Л. 91-98]. Премия выплачивалась при сохранении контингента учащихся в конце четверти, года обучения. Размер премий варьировался от должности сотрудника и отрасли промышленности, для которой готовились учащиеся.

Таблица 1

Объемы премиальных выплат на предприятиях индустрии за перевыполнение производственных планов

[12. Д. 287. Л. 82-99; Д. 289. Л. 80-84, 93-98]

Отрасль промышленности Групповая принадлежность предприятия Производство (основное, вспомогательное) Должности премируемых

Директор, главный инженер Главный механик, старший мастер, начальник цеха и др.

Размер премии, %

к окладу дополнительно за каждый процент перевыполнения плана, (к окладу) к окладу дополнительно за каждый процент перевыполнения плана (к окладу)

Станкострое-ние 1 Осн. пр. 50 5 40 4

Всп. пр. 30 4 25 3

2 Осн.. пр. 40 4 30 3

Всп. пр. 25 3 20 2

3 Осн. пр. 30 3 20 2

Всп. пр. 20 2 15 2

Химическая 1 Осн. пр. 75 8 50 5

Всп. пр. 30 4 25 3

2 Осн. пр. 60 6 40 4

Всп. пр. 25 3 20 2

3 Осн. пр. 50 5 30 3

Всп. пр. 20 2 15 2

Цветная металлургия 1 Осн. пр. 75 8 60 6

Всп. пр. 30 4 25 3

2 Осн.. пр. 60 6 50 5

Всп. пр. 25 3 20 2

3 Осн. пр. 50 5 40 4

Всп. пр. 20 2 15 2

Целлюлозная и бумажная 1 Осн. пр. 50 5 40 4

Всп. пр. 30 4 25 3

2 Осн. пр. 40 4 30 3

Всп. пр. 25 3 20 2

3 Осн. пр. 30 3 20 2

Всп. пр. 20 2 15 2

Так, например, за выпуск 100% учеников учебной группы при сдаче ими выпускных экзаменов мастер производственного обучения мог рассчитывать на премию в размере 150% к окладу (в школах ФЗО угольной, горнорудной, металлургической промышленности и строительного дела) или 100% к окладу (в школах других отраслей промышленности). При выполнении тех же условий размер премии старшего мастера, помощника директора по культурно-воспитательной работе, директора школы ФЗО составлял 200 и 150% к окладу соответственно. Премия сокращалась на 25-50% в случае выбытия учеников. Мастер лишался премии в случае выбытия трех учеников, руководящий состав - в случае выбытия шести учащихся [12. Д. 341. Л. 91-98].

Были введены премии трудящимся за экономное расходование сырья, топлива, электроэнергии и т. п. Согласно постановлению СМ СССР № 1629 «Об изменении порядка премирования рабочих и инженерно-технических работников за экономное расходование топлива» от 21 мая 1947 г. ИТР получали в качестве премии «до 75% от стоимости сэкономленного топлива (по агрегату, бригаде, смене и т.п.)» [12. Д. 302. Л. 54]. Сбор отходов производства - лома черных и цветных металлов - также подкреплялся выплатами премий. В соответствии с постановлением СНК СССР № 433 «О мероприятиях по материально-техническому обеспечению предприятий Наркомчер-

мета в I квартале 1946 г.» от 20 февраля 1946 г., премировались партийные и комсомольские работники, успешно организовавшие сбор, переработку и отгрузку лома черных металлов [12. Д. 273. Л. 34].

Сотрудники получали премии в случае победы предприятия в социалистических соревнованиях. В постановлении СМ РСФСР № 307 от 25 марта 1948 г. «О порядке выплаты премий предприятиям республиканского (РСФСР) и местного подчинения - победителям в социалистическом соревновании» оговаривалось, что 60-70% от премии предприятия должно было направляться на индивидуальное премирование рабочих, ИТР и служащих, а 30-40% на жилищные нужды и улучшение культурно-бытового обслуживания сотрудников [13. С. 47-50].

В 1946-1948 гг. были установлены премии за достижения и новации в различных отраслях народного хозяйства. В 1946 г. были учреждены две премии К. Д. Ушин-ского, присуждаемые педагогическим работникам за выдающиеся труды в области педагогических наук, -25 тыс. руб. и 10 тыс. руб. [14. С. 67-68]. Начиная с 1947 г. Президиумом Академии наук СССР, ежегодно присуждались премии: им. А.П. Карпинского (за выдающиеся научные работы по геологии, палеонтологии и полезным ископаемым (25 тыс. руб.)), им. В.В. Докучаева (за выдающиеся научные труды в области почвоведения (20 тыс. руб.)) [12. Д. 281. Л. 311-316]. Согласно постановлению СМ СССР № 3583 от 17 октября 1947 г.

«О государственных вознаграждениях за открытие новых месторождений полезных ископаемых» были установлены премии, которые выплачивались геологам и отдельным гражданам за открытие месторождений золота, платины, вольфрама, молибдена, олова, слюды, нефти, а также новых редких металлов, при наличии в них промышленных запасов полезных ископаемых. Размеры вознаграждений геологов и отдельных граждан СССР ограничивались (25 тыс. и 20 тыс. руб.) [12. Д. 314. Л. 359-362]. 21 марта 1946 г. СМ СССР было принято постановление № 628-259сс «О премиях за открытие новых месторождений урана и тория», в котором устанавливались четыре денежных премии, выплачиваемые руководителям экспедиций (от 600 тыс. до 100 тыс. руб.) и работникам геологоразведочных партий (2-3 чел.) (от 300 тыс. до 50 тыс. руб.) [15. С. 152-155]. Премиальные выплаты ученым за научные открытия и техниче-

Размеры Сталинской

ские достижения в области использования атомной энергии составляли до 1 млн руб., помимо денежных выплат награжденные получали звания, различные льготы, квартиры, дачи, легковые автомобили и пр. [16. С. 421-428; 17. С. 120-121, 152-159]. Постановлением СМ № 3052 от 10 августа 1948 г. учреждались четыре ежегодные премии (100 тыс., 75 тыс., 50 тыс. и 35 тыс. руб.) за выведение быстрорастущих и высокопродуктивных пород рыб и за улучшение культивируемых пород рыб в прудовых и рыбоводных хозяйствах [12. Д. 342. Л. 201-202].

Наиболее престижной являлась Сталинская премия, вручаемая в 1940-1954 гг. за выдающиеся достижения в области науки и техники, литературы, искусства, усовершенствования методов производственной работы. Размер премий был дифференцирован по номинациям (табл. 2). Наибольшие премии выплачивались за выдающиеся работы в области науки.

Таблица 2

премии, тыс. руб. [18-30]

Сфера премирования Размер премии

Премия 1-й степени Премия 2-й степени Премия 3-й степени

1 За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы 150 100 50

2 За выдающиеся работы в области науки 200 100 50 (введена в 1950 г.)

3 За выдающиеся работы в области искусства и литературы 100 50 25 (введена в 1948 г.)

В рамках означенных крупных сфер премирования выделялись отдельные номинации по отраслям наук (физико-математических, биологических и т.д.), направлений искусства (музыки, живописи, скульптуры, поэзии и пр.). Лауреатами премий становились как ученые и артисты, так и инженеры, машинисты, бурильщики, директора предприятий и сотрудники лабораторий. Одна премия могла присуждаться отдельным гражданам (ученым, композиторам, исполнителям и др.), но значительно чаще премию получали коллективы (трудовые, творческие). Так, например, Б.И. Вронский (главный геолог, работавший на Колыме) писал в дневнике по поводу присвоения ему Сталинской премии: «В Мага-

Количество премий, лауреатов Сталинской прем

дане же получил неожиданное радостное известие о присвоении мне, в числе других 10 геологов, звания лауреата Сталинской премии. Эта высокая награда, которой оценена моя 15-летняя работа на Колыме, сильно растрогала меня, ибо никогда даже и в мыслях у меня не было, чтобы мой скромный труд был так вознагражден. Кроме меня, звание лауреата присвоено Цареградскому, Раковскому, Шаталову и Шумилову - по золоту, и Ерофееву, Флерову, Зубреву, Матвеенко и Дубовику - по олову» [31. Запись от 15 февраля 1946 г.].

Количество лауреатов Сталинской премии (19431951 гг.) по разным номинациям, степеням, а также суммы премирования приведены в табл. 3.

Таблица 3

[, объем премиального фонда 1943-1951 гг. [18-30]

Сфера премирования За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы За выдающиеся работы в области науки За выдающиеся работы в области искусства и литературы Общее количество

Год номинации Год награждения Степень премии Кол-во премий, шт. Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб. Кол-во премий, шт) Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб. Кол-во премий, шт. Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб. Кол-во премий, шт. Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб.

19431944 1946 1 30 141 4 500 16 21 3 200 35 70 3 500 81 232 11 200

2 40 155 4 000 24 39 2 400 45 87 2 250 109 281 8 650

3 73 265 3 650 73 265 3 650

Итого 143 561 12 150 40 60 5 600 80 157 5 750 263 778 23 500

1945 1946 1 4 22 600 7 12 1 400 24 63 2 400 35 97 4 400

2 23 73 2 300 18 22 1 800 27 55 1 350 68 150 5 450

3 34 89 1 700 34 89 1 700

Итого 61 184 4 600 25 34 3 200 51 118 3 750 137 336 11 550

Сфера премирования За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы За выдающиеся работы в области науки За выдающиеся работы в области искусства и литературы Общее количество

Год номинации Год награждения Степень премии Кол-во премий, шт. Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб. Кол-во премий, шт) Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб. Кол-во премий, шт. Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб. Кол-во премий, шт. Кол-во лауреатов, чел. Объем премиальн. фонда, тыс. руб.

1946 1947 1 8 19 1 200 8 8 1 600 25 31 2 500 41 58 5 300

2 24 100 2 400 20 22 2 000 79 73 3 950 123 195 8 350

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 42 128 2 100 42 128 2 100

Итого 74 247 5 700 28 30 3 600 104 104 6 450 206 381 15 750

1947 1948 1 10 45 1 500 11 14 2 200 27 76 2 700 48 135 6 400

2 27 112 2 700 28 31 2 800 41 100 2 050 96 243 7 550

3 84 311 4 200 13 13 325 97 324 4 525

Итого 121 468 8 400 39 45 5 000 81 189 5 075 241 702 18 475

1948 1949 1 8 39 1 200 14 14 2 800 25 76 2 500 47 129 6 500

2 40 220 4 000 19 26 1 900 72 156 3 600 131 402 9 500

3 111 489 5 550 13 15 325 124 504 5 875

Итого 159 748 10 750 33 40 4 700 110 247 6 475 302 1 035 21 925

1949 1950 1 10 79 1 500 11 12 2 200 23 120 2 300 44 211 6 000

2 47 302 4 700 28 41 2 800 53 130 2 650 128 473 10 150

3 175 698 8 750 7 7 350 46 82 1150 228 787 10 250

Итого 232 1 079 14 950 46 60 5 350 122 332 6 100 400 1 471 26 400

1950 1951 1 15 159 2 250 12 31 2 100 21 122 2 100 48 312 6 450

2 56 442 5 600 37 57 3 300 59 178 2 950 152 677 11 850

3 187 1 166 9 350 34 49 1 525 91 197 2 275 312 1 412 13 150

Итого 258 1767 17 200 83 137 6 925 171 497 7 325 512 2 401 31 450

1951 1952 1 11 122 1 650 11 13 2 000 11 64 1 100 33 199 4 750

2 52 397 5 200 35 73 3 150 28 72 1 400 115 542 9 750

3 133 779 6 650 47 84 1 925 64 165 1 600 244 1 028 10 175

Итого 196 1 298 13 500 93 170 7 075 103 301 4 100 392 1 769 24 675

Итого 1 244 6 352 87 250 387 576 41 450 822 1 945 45 025 2 453 8 873 173 725

Сокращение премиальных выплат в 1948 г.

26 декабря 1947 г. СМ СССР было принято постановление № 4115 «О выплате премий рабочим и служащим за ноябрь и предшествующие месяцы 1947 г.», в котором было отмечено, что государственные премии, начисленные рабочим и служащим до 1 декабря 1947 г., выплачиваются после проведения денежной реформы из расчета одной десятой причитающейся суммы [12. Д. 319. Л. 169]. Означенное сокращение премий проводилось в русле общей тенденции перерасчетов в соотношении 10:1, проведенных вследствие денежной реформы, и не являлось проявлением адресной политики снижения премий.

Целенаправленное снижение премиальных выплат за трудовые заслуги было проведено правительством во втором - третьем квартале 1948 г. В постановлении СМ СССР № 2395 «О частичном сокращении размеров премий» от 3 июля 1948 г. утверждалось, что «расходы на премирование по народному хозяйству чрезвычайно возросли, а именно: с 3,2 млрд рублей в 1940 году до 6,9 млрд рублей в 1946 году и 9,2 млрд рублей в 1947 году. СМ СССР считает действующие размеры премий завышенными... кроме того, в настоящее время уже преодолены трудности послевоенной перестройки народного хозяйства и условия для вы-

полнения и перевыполнения планов стали более благоприятными» [12. Д. 338. Л. 138]. Премии гражданам за перевыполнение плановых зданий были снижены на 25%, премии предприятиям - победителям в социалистическом соревновании сокращались на 50% (от сумм действующих премий за три месяца). Отменялась практика частичной выдачи премий за выполнение и перевыполнение плана при условии выполнения государственного задания по снижению себестоимости на 50% [12. Д. 338. Л. 138].

9 августа 1948 г. Советом Министров СССР было принято постановление № 3003 «Об изъятии в доход бюджета экономии, образующейся в связи с частичным сокращением размеров премий», в соответствии с которым с 16 августа 1948 г. сокращалось «на 50% выдача премий, установленных для промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро и других организаций. за разработку новых конструкций, за освоение новой техники, отдельных видов машин, оборудования и других изделий... а также по другим видам премий для руководящих, инженерно-технических работников и служащих» [12. Д. 342. Л. 88-89]. Предельный размер премий, выплачиваемых работникам, был уменьшен на 25%. В этом же месяце СМ РСФСР принял

постановление № 849 от 13 августа 1948 г. «О частичном сокращении размеров премий и об изменении порядка их выплаты» аналогичного содержания [13. С. 200-201].

Также в августе 1948 г. были сокращены отчисления в фонд директора по плановой прибыли на 50%, по сверхплановой - на 40% [12. Д. 342. Л. 78-81]. В сентябре 1948 г. была изменена система премирования руководящих работников предприятий потребительской кооперации - премии выплачивались «только при условии рентабельной, безубыточной работы данной кооперативной организации или предприятия за соответствующий квартал» [12. Д. 346. Л. 161]. Сократились размеры ежемесячных отчислений в фонд премирования проектировщиков с 5 до 3,5%. [12. Д. 338. Л. 1].

Тенденция сокращения объемов премий нашла отражение и в Сталинских премиях. Если общий объем премиального фонда по всем номинациям на протяжении периода 1946-1951 гг. увеличивался (несколь-

130 120 110 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

ко снизившись в 1952 г.) (см. табл. 3), то сумма премии, получаемой одним номинантом, ежегодно снижалась за счет увеличения количества награждаемых, между которыми она делилась. Если в качестве сравнительной величины взять средний объем индивидуальной премии, рассчитанный путем деления премиального фонда в отдельной сфере премирования (суммарно по всем трем степеням премии) на количество номинантов по каждому году, то «средняя индивидуальная» Сталинская премия, вручаемая в 1946 г. (за 1943-1944 гг.), составляла: за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - 21,6 тыс. руб.; за выдающиеся работы в области искусства и литературы -36,62 тыс. руб. за выдающиеся достижения в науке -93,3 тыс. руб. Объем «средней индивидуальной» Сталинской премии за достижения в науке и искусстве достиг максимальных показателей в 1947 г., за технические усовершенствования - в 1946 г. (рис. 1).

1943-1944

1945

1946

1947

1948

1949

1950

1951

- — — -За технические и производственные усовершенствования

—За достижения в науке

— • — За выдающиеся работы в искусстве

Средний объем по всем номинациям

Рис. 1. Динамика «средней индивидуальной» Сталинской премии в различных номинациях (1943-1951 гг.), тыс. руб.

В 1948 г. происходит резкое сокращение объемов «средней индивидуальной» Сталинской премии по всем номинациям: за достижения в науке - на 7,5%; за технические усовершенствования - на 22%, за достижения в искусстве - на 57,7%. Средний показатель снижения индивидуальной премии, произошедшего в 1948 г., по всем номинациям составил 36,3%. В последующие годы тенденция снижения продолжилась. Объем «средней индивидуальной» премии, выданной в 1952 г., составил: за технические усовершенствования - 10,4 тыс. руб. (снизившись по сравнению с объемом «средней индивидуальной» премии, выданной в 1946 г. за достижения 1943-1944 гг., на 51,8%); за достижения в науке -41,6 тыс. руб. (снизившись соответственно на 55,4%); за выдающиеся работы в искусстве - 13,6 тыс. руб. (снизившись соответственно на 62,8%) (см. рис. 1).

Вместе с сокращением размеров премий в 1948 г. были проведены масштабные проверки правильности их начисления. Факты нарушений, выявленные в результате проверок, нашли отражение в текстах правительственных постановлений. В постановлении СМ СССР № 1372 от 24 апреля 1948 г. «О грубых извращениях условий премирования в Министерстве строительства предприятий тяжелой индустрии» отмечались факты присуждения премий за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании вне зависимости от полноты выполнения условий премирования, что привело к перерасходу государственных средств в размере 12,045 млн руб. [12. Д. 332. Л. 6568]. В Постановлении СМ СССР от 29 мая № 1812 критиковались нарушения порядка расходования премиального фонда, допущенные в Министерстве

морского флота: премии из фонда министра выдавались отдельным работникам по несколько раз в год: «начальнику Главного управления флота и портов Северо-Западного бассейна т. Нестерову 7 государственных премий в сумме 17,3 тыс. руб. и... 4 премии из фонда министра на сумму 13,8 тыс. руб.; его заместителям: т. Канторовичу - 7 государственных премий в сумме 24,9 тыс. руб. и из фонда министра -3 премии в сумме 10,7 тыс. руб., т. Зеликману - 7 государственных премий в сумме 20,1 тыс. руб. и из фонда министра - 5 премий в сумме 12,4 тыс. руб.» [12. Д. 333. Л. 21]. В отдельных главных управлениях Министерства нефтяной промышленности южных и западных районов «имели место факты огульного премирования всех работников аппарата», а также «случаи выдачи премий по спискам и запискам министра и его заместителей без указания, за что работники премированы» [12. Д. 333. Л. 22].

Для понимания причинности произошедшего снижения премий важно отметить, что параллельно с сокращением объемов премиальных выплат правительством были проведены и другие мероприятия, косвенно ведущие к уменьшению денежных средств, находящихся на руках у населения. Во втором-третьем квартале 1948 г. были ограничены суммы персональных пенсий, сокращен административно-управленческий и подсобный персонал предприятий и учреждений, сокращены выплаты пенсионерам -инвалидам 3-й группы и студентам (за исключением обучающихся на приоритетных для государства направлениях и специальностях), снижены объемы командировочных расходов, повышены тарифы на коммунально-бытовые, транспортные услуги, услуги связи, ужесточены условия предоставления кредита на покупку жилья [11. С. 254-302]. Также в апреле 1948 г. было проведено снижение цен, в рамках которого на 20% уменьшалась стоимость алкоголя (в последующие несколько месяцев были приняты постановления правительства, направленные на увеличение производства алкоголя) [11. С. 233-236].

Обращение к историческим документам послевоенного периода позволяет заключить, что вышеозначенные мероприятия, касающиеся объемов денежных доходов и расходов населения, были связаны с денежной реформой, проведенной в декабре 1947 г. В документах, подготовленных разработчиками данного проекта, отмечены «необходимые мероприятия», которые следует провести (а также те, которые были проведены) для «закрепления» результатов денежной реформы. Так, например, министр финансов СССР А.Г. Зверев в записке И.В. Сталину «Итоги денежной реформы 1947 г.» от 3 января 1948 г. указывал: «Для закрепления результатов денежной реформы важнейшее значение имеет устойчивость баланса денежных доходов и расходов населения... Своевременным представляется снижение цен на водку, вино и пиво, реализация которых резко замедлилась... Важнейшей задачей является укрепление финансовой дисциплины в народном хозяйстве, борьба с неплатежами и недоимками» [32. С. 109]. В отчете об итогах проведения денежной реформы, подготовленном работниками

Госбанка СССР (4-й квартал 1948 г.), было отмечено: «В середине 1948 года начали образовываться известные трудности в области товарооборота по ряду продовольственных товаров... В этих условиях правительство признало необходимым проведение ряда мероприятий по некоторому ограничению денежных доходов населения, с тем, чтобы обеспечить выполнение задания по дальнейшему безэмиссионному выполнению кассового плана Госбанка... Были проведены мероприятия по некоторому повышению городских транспортных тарифов, которые были подтянуты к общему уровню изменения розничных цен и средней зарплаты» [32. С. 114]. Снижение премиальных выплат, наряду с остальными вышеприведенными мероприятиями, было направлено на приоритетное решение экономических задач государства - поддержание баланса доходов и расходов населения, укрепление финансовой системы.

Заключение

Таким образом, политика в области материального премирования граждан за трудовые заслуги характеризовалась разнонаправленной векторностью в рамках периода второй половины 1940-х гг. В 19461947 гг. был увеличен объем премиальных выплат за трудовые достижения горожан в различных отраслях народного хозяйства, призванный стимулировать производительность труда населения, являющуюся необходимым условием реализации задач мобилизационной экономики. Начиная с 1948 г. объемы премиальных выплат существенно сокращаются.

Рассмотрение данных мероприятий советской социально-экономической политики в русле концепта «мобилизационная система» позволяет обозначить некоторые тенденции. В послевоенный период власти использовали различные мобилизационные механизмы социального регулирования (экономические, административные, правовые), направленные на стимулирование трудовой активности граждан, контроль трудовой дисциплины, борьбу с экономическими девиациями и т. д. Премиальные выплаты за трудовые успехи, несомненно, являлись мобилизационным инструментом - они стимулировали производственную активность граждан, формировали до-стижительную трудовую стратегию. Максимальная интенсивность применения мобилизационных мер (как положительных, так и негативных) фиксировалась в 1946-1947 гг. Начиная с 1948 г. отмечается постепенное ослабление мобилизационного режима в социально-экономической сфере - спад кампании по борьбе с экономическими девиациями, смягчение законодательных норм, регулирующих трудовую дисциплину на предприятиях, начинают снижаться планы оргнабора, сокращается количество специальностей, учреждений и учащихся системы трудовых резервов, фиксируется смягчение мобилизационной риторики в советской прессе [33. С. 210-212], а также сокращаются премиальные выплаты горожанам, призванные материально стимулировать их трудовые подвиги. Синхронность данных мероприя-

тий позволяет говорить об отсутствии выраженной дифференциации позитивных и негативных стимулов труда в рамках мобилизационной экономической модели. В качестве причин некоторого ослабления мобилизационного режима в конце 1940-х гг. можно отметить достижение задач восстановления довоен-

ных объемов производства в ряде отраслей индустрии, преодоление голода и дефицита трудовых ресурсов, а также наличие существенных издержек в системе трудовой мобилизации и низкую эффективность репрессивных мер контроля трудовой дисциплины.

Список источников

1. Савицкий И.М. Важнейший арсенал Сибири: развитие оборонной промышленности Новосибирской области в годы Великой Отечествен-

ной войны. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. 447 с.

2. Соколов А.К. От военпрома к ВПК: Советская военная промышленность. 1917 - июнь 1941 гг. М. : Новый Хронограф, 2012. 527 с.

3. Романов Р.Е. Денежное премирование рабочих и инженерно-технических работников оборонных предприятий Новосибирска в годы

Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, № 8. С. 145-150.

4. Журавлев С.В., Мухин М.Ю. «Крепость социализма»: повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. М. :

РОССПЭН, 2004. 490 с.

5. Тогоева С.И. Факторы влияния на мотивацию труда (на материалах Тверского вагоностроительного завода в 1941-1951 гг.) // Экономи-

ческая история. Обозрение. М., 2002. Вып. 8. С. 39-56.

6. Прибыткова К.П. Мотивация труда рабочих Алтайского тракторного завода (1942 - середина 1950-х гг.) // Труды молодых ученых Ал-

тайского государственного университета. 2014. № 11. С. 57-61.

7. Аблаева Д.С. Реальный размер Сталинской премии в области литературы после денежной реформы 1947 г. // Современные аспекты эко-

номики. 2022. № 1 (293). С. 35-56.

8. Тихонов В.В. Сталинская премия как инструмент конструирования общей истории народов СССР // Исторический журнал : научные

исследования. 2016. № 2. С. 177-185.

9. Свиньин В.Ф. Сталинские премии геологам. Ч. 1. Наука о земле Сибирской // Геология и минерально-сырьевые ресурсы Сибири. 2012.

№ 3. С. 95-106.

10. Цыганов Д.М. Холодная война с «модернизмом»: международная Сталинская премия в контексте западно-советских литературных взаимодействий периода позднего сталинизма // Rossica. Литературные связи и контакты. 2022. № 2. С. 191-268.

11. Клинова М.А. Государственное регулирование экономических стратегий городского населения РСФСР в первое послевоенное десятилетие. Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2019. 428 с.

12. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5446. Совет Министров СССР. Оп. 1. Протоколы и постановления Совета Народных Комиссаров и Совета Министров СССР (подлинники). 1923-1991 гг.

13. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР : в 7 т. Т. 4: 1948-

1953. М. : Госюриздат, 1958. 618 с.

14. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР / сост. А.В. Бело-руссов [и др.] ; отв. ред. И.А. Басавин : в 5 т. Т. 5: 1946-1948 гг. М. : Юридическое изд-во, 1949. 511 с.

15. Атомный проект СССР : Документы и материалы : в 3 т. / под общ. ред. Л.Д. Рябева. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 2. М. : ФИЗМАТЛИТ, 2003. 636 с.

16. Атомный проект СССР : Документы и материалы : в 3 т. / под общ. ред. Л.Д. Рябева. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 1. М. : ФИЗМАТЛИТ, 2003. 718 с.

17. Атомный проект СССР : Документы и материалы : в 3 т. / под общ. ред. Л.Д. Рябева. Т. 2. Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 3. М. : ФИЗМАТЛИТ, 2003. 893 с.

18. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР О присуждении Сталинских премий в области искусства и литературы за

1943-1944 годы // Правда. 1946. № 23. 27 января.

19. В Совете Министров Союза ССР // Правда. 1946. № 151. 27 июня.

20. В Совете Министров СССР // Правда. 1947. № 143. 7 июня.

21. В Совете Министров СССР // Правда. 1948. № 93. 2 апреля.

22. В Совете Министров СССР // Правда. 1948. № 112. 21 апреля.

23. В Совете Министров СССР // Правда. 1948. № 151. 30 мая.

24. В Совете Министров СССР // Правда. 1948. № 155. 3 июня.

25. В Совете Министров СССР // Правда. 1949. № 99. 9 апреля.

26. В Совете Министров СССР // Правда. 1949. № 100. 10 апреля.

27. В Совете Министров СССР // Правда. 1950. № 63. 4 марта.

28. В Совете Министров СССР // Правда. 1951. № 74. 15 марта.

29. В Совете Министров СССР // Правда. 1951. № 76. 17 марта.

30. В Совете Министров Союза ССР // Правда. 1952. № 75. 15 марта.

31. Вронский Б.И. Дневники // Электронный корпус «Прожито». URL: https://prozhito.org/person/386.

32. По страницам архивных фондов Центрального Банка РФ. Вып. 3. Денежная реформа 1947 г. в документах: подготовка, проведение и оценка результатов / науч. ред. Ю.И. Кашин. М. : ЦБ РФ. 2007. 120 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Клинова М.А. Модели имплицитной риторики трудовой мобилизации населения: реконструкция на базе контент-анализа материалов прессы 1946-1956 гг. // Документальное наследие и историческая наука. Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2020. С. 204-212.

References

1. Savitsky, I.M. (2005) The Most important Arsenal of Siberia: the development of the defense industry of the Novosibirsk region during the Great

Patriotic War. Novosibirsk: SB RAS. (In Russian).

2. Sokolov, A.K. (2012) From the military industry to the military-industrial complex: Soviet military industry. 1917 — June 1941. Moscow: New

Chronograph. (In Russian).

3. Romanov, R.E. (2014) Monetary bonuses for workers and engineering and technical workers of defense enterprises of Novosibirsk during the

Great Patriotic War (1941-1945) Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. 8. рр. 145-150. (In Russian).

4. Zhuravlev, S.V. & Mukhin, M.Yu. (2004) "Fortress of socialism": everyday life and motivation of work at the Soviet enterprise, 1928—1938.

Moscow: ROSSPEN. (In Russian).

5. Togoeva, S.I. (2002) Factors of influence on labor motivation (based on the materials of the Tver Carriage Building Plant in 1941-1951).

Ekonomicheskaya istoriya. Obozrenie. 8. pp. 39-56. (In Russian).

6. Pribytkova, K.P. (2014) Motivation of the workers of the Altai Tractor Plant (1942 - mid-1950s). Trudy molodykh uchenykh Altayskogo

gosudarstvennogo universiteta. 11. рр. 57-61. (In Russian).

7. Ablaeva, D.S. (2022) The real size of the Stalin Prize in literature after the monetary reform of 1947. Sovremennye aspekty ekonomiki.1 (293). рр.

35-56. (In Russian).

8. Tikhonov, V.V. (2016) Stalin Prize as a tool for constructing the common history of the peoples of the USSR. Istoricheskiy zhurnal: nauchnye

issledovaniya — Historical Journal: scientific research. 2. 177-185. (In Russian).

9. Svinin, V.F. (2012) Stalin Prizes to geologists. Part 1. Science of the Siberian land. Geologiya i mineral'no-syr'evye resursy Sibiri. 3. рр. 95-106.

(In Russian).

10. Tsyganov, D.M. (2022) The Cold War with "Modernism": the International Stalin Prize in the context of Western-Soviet literary Interactions of the period of Late Stalinism. Rossica. Literaturnye svyazi i kontakty. 2. рр. 191-268. (In Russian).

11. Klinova, M.A. (2019) State regulation of economic strategies of the urban population of the RSFSR in the first post-war decade. Yekaterinburg: UMC UPI. (In Russian).

12. State Archive of the Russian Federation. Fund Р-5446. Council of Ministers of the USSR. List 1. Protocols and resolutions of the Council of People's Commissars and the Council of Ministers of the USSR (originals). 1923—1991. (In Russian).

13. Kopylovskaya, M.A. (ed.) (1958) Chronological collection of laws, decrees of the Presidium of the Supreme Soviet and resolutions of the Government of the RSFSR. Vol. 4: 1948-1953. Moscow: Gosyurizdat. (In Russian).

14. Kopylovskaya, M.A. (ed.) (1949) Chronological collection of laws, decrees of the Presidium of the Supreme Soviet and resolutions of the Government of the RSFSR. Vol. 5 : 1946-1948. Moscow: Gosyurizdat. (In Russian).

15. FIZMATLIT. (2003) The USSR Atomic Project: Documents and materials. In 3 vols. Vol. 2. The atomic bomb. 1945-1954. Book 2. Moscow: FIZMATLIT. (In Russian).

16. FIZMATLIT. (2003) The USSR Atomic Project: Documents and materials. In 3 vols. Vol. 2. The atomic bomb. 1945-1954. Book 1. Moscow: FIZMATLIT. (In Russian).

17. FIZMATLIT. (2003) The USSR Atomic Project: Documents and materials. In 3 vols. Vol. 2. The atomic bomb. 1945-1954. Book 3. Moscow: FIZMATLIT. (In Russian).

18. Pravda. (1946) Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR On awarding Stalin prizes ... for 1943-1944]. 27 January.

(In Russian).

19. Pravda. (1946) In the Council of Ministers of the USSR. 27 June. (In Russian).

20. Pravda. (1947) In the Council of Ministers of the USSR. 7 June. (In Russian).

21. Pravda. (1948) In the Council of Ministers of the USSR. 2 April. (In Russian).

22. Pravda. (1948) In the Council of Ministers of the USSR. 21 April. (In Russian).

23. Pravda. (1948) In the Council of Ministers of the USSR. 30 May. (In Russian).

24. Pravda. (1948) In the Council of Ministers of the USSR. 3 June. (In Russian).

25. Pravda. (1948) In the Council of Ministers of the USSR. 9 April. (In Russian).

26. Pravda. (1949) In the Council of Ministers of the USSR. 10 April. (In Russian).

27. Pravda. (1950) In the Council of Ministers of the USSR. 4 March. (In Russian).

28. Pravda. (1951) In the Council of Ministers of the USSR. 15 March. (In Russian).

29. Pravda. (1951) In the Council of Ministers of the USSR. 17 March. (In Russian).

30. Pravda. (1952) In the Council of Ministers of the USSR. 15 March. (In Russian).

31. Vronsky, B.I. (n.d.) Diaries [Online] Available from: https://prozhito.org/person/386 (In Russian).

32. Central Bank of the Russian Federation. (2007) According to the pages of the archival funds of the Central Bank of the Russian Federation. Issue 3. Monetary reform of 1947 in documents: preparation, implementation and evaluation of results. Moscow: Central Bank of the Russian Federation. (In Russian).

33. Klinova M. A. (2020) Models of implicit rhetoric of labor mobilization of the population: reconstruction based on content analysis of press materials of 1946-1956. In: Dokumental'noe nasledie i istoricheskaya nauka [Documentary heritage and historical science]. Yekaterinburg: UrFU. pp. 204-212. (In Russian).

Информация об авторе:

Клинова М.А. - д-р. ист. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург, Россия). E-mail: klinowa.m@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

M.A. Klinova, Dr. Sci. (History), leading research fellow, Institute of History and Archaeology of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: klinowa.m@yandex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 23.02.2023; одобрена после рецензирования 17.03.2023; принята к публикации 31.03.2023.

The article was submitted 23.02.2023; approved after reviewing 17.03.2023; accepted for publication 31.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.