Белоногова Юлия Игоревна, канд. ист. наук, доцент кафедры истории России, зам. декана Исторического факультета ПСТГУ, г. Москва, И-я ул. Текстильщиков, д. 8, кв. 140.
Материальное обеспечение церквей В XIX — НАЧАЛЕ ХХ В. НА ПРИМЕРЕ ХРАМОВ
Волоколамского благочиния Московской епархии
Статья посвящена проблеме материального обеспечения церквей и вопросам церковного землевладения на примере Волоколамского уезда в XIX — нач. ХХ в. Материальное обеспечение духовенства было одной из самых обсуждаемых проблем в последние полвека Синодального периода. С данной тематикой неизбежно сталкиваются все современные исследователи истории приходского духовенства. Земля была надежным и неоспоримым средством обеспечения приходских храмов и духовенства. Но на практике реализация права на владение землей столкнулась с устоявшейся традицией землевладения и не смогла решить проблему. Рассмотрев православные приходы одного из уездов Московской епархии, можно попытаться воссоздать картину церковного землевладения и положения духовенства более детально. Для анализа был выбран Волоколамский уезд, который по своему устройству является достаточно характерным для Московской епархии. В абсолютных цифрах приходское духовенство было обеспечено землями лучше среднестатистического крестьянина. При этом землевладельцы в Московской епархии не стремились передать землю церквям, а предпочитали выпаливать ругу. Земля эта распределялась неравномерно между причетником и священником. Само духовенство не могло обрабатывать ее так же активно, как крестьяне, так как их дети, как правило, обучались в духовных училищах или семинариях и не могли помогать в сельскохозяйственных работах. При этом средств на обучение нужно было не меньше, чем на содержание детей в семье, даже при казенном обеспечении.
Вопросы истории приходского духовенства и истории церквей не перестают быть актуальными в настоящее время. Большое внимание в историографии уделяется истории отдельных епархий и церковной жизни, в основном в духовном и социальном аспектах1. Также в литературе рассматривается материальное по-
1 Мангилева А. В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX — начале XX в. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2015; Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии второй половины XIX — начала XX века: Социокультурная характеристика: Автореф. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2015; Васильева А. В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX — начале ХХ в.: Дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2015.
Ю. И. Белоногова
ложение самого духовенства2. В то же время хозяйственной деятельности приходских храмов, земельному обеспечению в Синодальную эпоху было уделено меньше внимания.
Теме церковного землевладения посвящена монография О. П. Щенковой «Землевладения московских церковных приходов»3, где основное внимание автор уделяет архитектурной теме, ансамблям храмовой застройки и приходит к выводу, что для московских церквей пахотная земля не могла иметь того принципиального значения, которое она имела для провинциальных причтов. Вопросы церковного землевладения затрагивает в своих работах и Б. А. Ершов4, но он больше внимания уделяет монастырскому землевладению. Б. А. Ершов отмечает, что с начала XIX в. «проводилась политика по возврату церкви как религиозной организации экономической мощи»5. В соавторстве с В. П. Поповым им была написана статья о величине земельных наделов монастырей6. Авторы отмечают, что «передача земельных участков в собственность храму — реальная материальная поддержка церкви»7, но не уточняют, насколько рационально могли воспользоваться землей клирики. Непосредственно духовенству Волоколамского уезда посвящена работа С. А. Разумова «Духовенство Волоколамского уезда в XIX — начале XX века»8, но автор уделил основное внимание генеалогии священнических родов. В последнее время в работах на примере отдельных епархий рассматривается церковное землевладение как способ обеспечения приходского духовенства9. Исследователями сформирована общая картина церковного землевладения и положения духовенства. Но такие крупные штрихи не дают возможности увидеть картину более детально. Рассмотрев православные приходы одного из уездов Московской епархии, можно попытаться воссоздать ее более конкретно. Для анализа был выбран Волоколамский уезд Московской епархии.
Волоколамский уезд по своему устройству является достаточно характерным для Московской епархии. В центре уезда старинный русский город, ровесник Москвы — Волоколамск. Волоколамский собор является одним из памятников архитектуры конца XVI в. В уезде было несколько монастырей, некоторые из них были упразднены и превращены в приходские храмы. Сельские храмы в
2 Всеволодов А. В. Вопросы материального обеспечения православного приходского духовенства в региональной практике церковных преобразований 1860—70-х гг. (по материалам Вологодской губернии): Дис. ... канд. ист. наук. Череповец, 2015.
3 Щенкова О. П. Землевладения московских церковных приходов: «Поповка» конца XVII — начала XX в. М., 2010.
4 Ершов Б. А. Церковное землевладение русской провинции в XIX веке // Общество. Среда. Развитие. Сер.: История и современность. 2010. № 4. С. 38—42.
5 Там же. С. 42.
6 Попов В. П., Ершов Б. А. Земельная собственность церквей и монастырей в XIX веке // Вестник ВГУ. Сер.: История. Политология. Социология. 2007. № 2. С. 108—111.
7 Там же. С. 111.
8 Разумов С. А. Духовенство Волоколамского уезда в XIX — начале XX века: Генеалогический и культурологический аспект. М., 2013.
9 Иконников С. А. Роль землевладения в материальном обеспечении приходского духовенства Воронежской епархии во второй половине 19 — начале 20 века // Материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов ВГАУ. Воронеж, 2014. С. 130—133.
уезде в основном строились местными землевладельцами — помещиками. Таким образом, в одном уезде сосредоточены различные по своему обеспечению и устройству приходы. Ближайшее рассмотрение волоколамских храмов может помочь восстановлению картины церковно-храмовой жизни и материального обеспечения храмов Центральной России XIX в.
Волоколамский уезд делился на три благочиния, куда входили 45 храмов, а к концу XIX в. прибавилось еще пять10. В уезде была одна богадельня при Кресто-воздвиженском храме на 30 человек. Располагалась она в собственном двухэтажном доме и содержалась на средства благотворителей11.
По законодательству каждый храм имел право на определенное количество земли. Этому посвящена вторая глава второй книги IX тома (III часть) Свода законов Российской империи «О намежевании земель к домам Архиерейским, к монастырям и приходским церквам»12. Размер земельных участков установлен законами 1829 и 1837 гг.13 Традиционно он был равен 33 десятинам (десятина — 2400 кв. саженей, 1,093 га), хотя закон оговаривал возможность увеличения надела в три раза в малонаселенных районах: «...в селениях казенных, имеющих земли сверх 15-десятинной пропорции (имеется в виду на крестьянина. — Ю. б.), также при горных и соляных заводах, изобилующих землею, полагается тройная пропорция земли противу указанной, именно 99 десятин»14. Также необходимо учитывать, что пропорция давалась не на храм и приход, а на отдельный причт, т. е. если в храме несколько священников (комплектов причтов), то количество должно увеличиваться. Земля для духовенства была важным источником дохода, поэтому Духовная консистория постоянно фиксировала количество церковных земель, духовенство в отчетах приводило не только ее количество, но и качество: земли делились на усадебные, пахотные и сенокосные, иногда леса.
Часть земли, как правило 1—3 десятины, отводилась под усадьбы. Исключение составляли владения Воскресенского собора — церковные дома располагались на 15 240 кв. саженях — 6,35 десятин15, что было больше обычного размера усадьбы. Впрочем, по штату в соборе полагалось два причта и священник приписного Крестовоздвиженского храма16, но он был лишен своей усадьбы. И. Ф. Токмаков пишет о Крестовоздвиженском храме: «Земли при церкви 2 десятины 1681 кв. саж., но землей этой почему-то владеет, как упомянуто в той Кли-ровой Ведомости, Волоколамское Городское Общество. Клировая Ведомость за 1848 г. ... относительно усадьбы прибавляет следующее: "по указу Правительствующего Сената земля оная отчуждена во владении горожан и план остался в Волоколамском Уездном Суде при деле"»17.
10 ЦГАМ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 107.
11 Там же. Ф. 2093. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
12 Свод Законов Российской империи. Т. 9. Ч. 3. Кн. 2. Гл. 2.
13 Там же. Ст. 462, 463.
14 Там же. Ст. 463.
15 ЦГАМ. Ф. 207 Оп. 1. Д. 2737: О количестве земель при церквях г. Волоколамска и окрестностей. 1864 г.
16 Там же.
17 Токмаков И. Ф. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд. М., 1906. С. 11.
Для духовенства владение церковной усадебной землей было крайне важно, так как она не облагалась налогом. Например, в 70-е гг. XIX в. долго тянулось дело о доме на церковной земле. Пономарь Богоявленской церкви села Буй-города Волоколамского уезда Флегост Кондаровский в 1869 г. получил личное дворянство, был уволен за штат и исключен из духовного звания. Как клирик, он владел небольшим (32 кв. м) домом и хозяйственной постройкой на церковной земле18. После выхода из духовного сословия дом Ф. Кондаровский оставил за собой. Волоколамское духовное правление обращалось и к исправнику, и в полицейское управление, чтобы дом был или продан клиру, или перевезен. Но в течение четырех лет все было безуспешно. Тогда Волоколамское правление просило выделить духовенству крестьянской земли на два причта или обменять крестьянскую усадебную землю на церковную пахотную, но ему в этом было отказано, поскольку крестьяне не согласились выделить землю церкви19. Клирики могли приобретать землю на свое имя, но она не имела в этом случае статуса церковной20. Клирикам приходилось арендовать землю у крестьян: священнику за 5 руб., диакону за 3 руб. В 1873 г. в ходатайстве о продаже или переносе дома было отказано на основании того, что преемник сам должен хлопотать о передаче ему земли21.
В распоряжении церквей были пахотные земли. В Волоколамском уезде несколько храмов имели земельные владения выше утвержденной нормы. Например, у собора Воскресения Xристова было большое количество сенокосных земель — 237—239 десятин, доход с них составлял в 1871 г. 650 руб. серебром22, к 1916 г. доход с этой земли возрос до 1000 руб.23 Xрам Живоначальной Троицы в г. Волоколамске также владел большими землями в 186 десятин, не считая усадебной, и получал с них доход в 200 руб.24 Аренду в 500 руб. получал и городской храм Покрова Богородицы за 68 десятин пахотной земли25. Успенский храм села Левкоево имел 112 десятин земли. Но такие владения были нехарактерны для приходских церквей. Троицкий храм был до 1764 г. монастырским. Также до 1764 г. и храм Успения был монастырским. А храм Воскресения Xристова являлся соборным, к нему была приписана Крестовоздвиженская церковь упраздненного в 1677 г. монастыря26, хотя сам приписной храм имел 33 десятины, которые сдавал в аренду за 100 руб.27 Закон выступал на стороне Церкви: после упразднения монастырей и церквей пустующие земельные владения «приписывались
18 ЦГАМ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 2797: О побуждении бывшего пономаря Богоявленской села Буйгорода церкви, а ныне личного дворянина Флегоста Кондорского к продаже дома своего, построенного им (в бытность свою пономарем в том селе) на пономарском церковном участке, преемнику своему Николаю Малинину или к снесению того дома с церковной земли.
19 ЦГАМ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 2797. Л. 38.
20 СЗРИ. Т. 9. Ч. 3. Ст. 488.
21 ЦГАМ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 2797. Л. 38.
22 Там же. Д. 2794: О церквях, причтах и приходах за 1871 г. Л. 1.
23 Там же. Ф. 2093. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
24 Там же. Ф. 207. Оп. 1. Д. 2794. Л. 21.
25 Там же. Д. 1: Клировые ведомости 1916 г. Л. 4.
26 Там же. Л. 2.
27 Там же.
к той церкви, к которой упраздненный приход приписывался»28. Необходимо отметить, что это была не абсолютная закономерность. Городской храм на Воз-мище имел всего 11 десятин, и в 1825 г. к нему было приписано еще 22 десятины, хотя до XVII в. это был монастырь. За храмом села Никитское было всего 15 десятин пахотной земли, но 72 десятины леса29. Сдача в аренду земли не приносила клирикам достаточного дохода, и если мы видим крупные суммы, то они складываются благодаря количеству сдаваемой земли, обычные приходские храмы такими землями не располагали.
Были храмы, которые или не имели земли вовсе, или имели ее в очень малом количестве. Храм Петра и Павла в городе владел лишь одной десятиной 1560,5 саженей усадебной земли и дохода с нее никакого не имел30. Земли храма села Черленкова в 1839 г. были прирезаны по закону — 30 десятин 834 сажень, но «во владение священнослужителей не введено»31. Остальные храмы в среднем имели 30—33 десятины, что соотносилось с указанной нормой. В эту норму не входила усадебная земля, которая всегда показывалась отдельно и составляла 2—3 десятины.
Земли церквям нарезались у владельцев имений, которые ходили в приход храма. Владельцы могли оставлять землю за собой, выплачивая церкви ругу: «Узаконенное количество земли межевать так же и к ружным церквям, <...> и оную землю оставлять за владельцами, доколе взаимное согласие между ними и священнослужителями о руге будет»32. Часто церковные земли находились у помещика, который платил ругу. Например, причт храма Александра Свирско-го с. Александровского за свои 33 десятины получал ежегодно 24 четверти ржи (1 четверть примерно 210 л), 9 четвертей ячменя, 4 — овса, 2 — гречки, 1 — пшена, 300 пудов сена33. В 1859 г. помещик отказался выплачивать причту ругу, а землю не вернул, клирикам пришлось судиться за землю в течение нескольких десятилетий34. Ругу получали также клирики Богородице Рождественского храма в с. Суворово. Руга составляла 29 четвертей ржи, по 21 четверти ячменя и овса, 400 пудов сена и 50 руб. на причт35. В отчетах отмечается, что содержание этих причтов считается «посредственным»36. Также ругу за 35 десятин 864 сажени земли платили клиру Знаменской церкви с. Ивановское помещики Без-образовы: 20 руб., 20 четвертей ржи, 14 — ячменя, 10 — овса и 100 копен сена. Это содержание считалось «очень скудным»37. Церкви пророка Илии с. Ильинского помещики Чернышевы также платили ругу, которая составляла «посредственное содержание»38. Помещики Голицыны (с. Плоское) выплачивали ругу
28 СЗРИ. Т. 9. Ч. 3. Ст. 484.
29 ЦГАМ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 2737. Л. 41.
30 Там же. Д. 2794. Л. 14.
31 Там же. Д. 2737. Л. 44.
32 СЗРИ. Т. 9. Ч. 3. Ст. 469.
33 ЦГАМ. Ф. 207. Оп. 4. Д. 149. Л. 2-5 об.
34 Там же. Оп. 1. Д. 2737. Л. 8.
35 Там же. Ф. 207. Оп. 4. Д. 149. Л. 6-9 об.
36 Там же. Л. 5 об., 9 об.
37 Там же. Л. 14-17 об.
38 Там же. Л. 18-23 об.
клирикам деньгами (600 руб.)39. Для одноклирного причта это было «содержание нескудное»40. Из 11 церквей Волоколамской округи в 1843 г. ругу за землю получали восемь причтов.
Всей земли при церковных причтах Волоколамского уезда было 2061 десятин 2268 саженей41. Площадь Волоколамского уезда составляла 240 тыс. га. Таким образом, при грубых подсчетах земли приходских храмов составляли менее одного процента всех земель уезда.
Как отмечает О. Н. Яшина, «с конца XVIII в. и до начала военных событий Первой мировой войны происходит постепенный и неуклонный рост церковных земель, особенно интенсивный с начала царствования императора Николая I»42. В дальнейшем количество земли в течение века у приходских церквей практически не изменилось со времени наделения их участками в 30-е гг. Если такие наделы и происходили, они радикально не меняли материального положения духовенства и церквей. Например, в 1890 г. храму святителя Николая в селе Амельфино было пожертвовано 105 десятин леса, что превышало имеющееся количество земли в три раза, но доход с этой земли по клировым ведомостям получали только топливом (дровами)43. В абсолютных цифрах приходское духовенство было обеспечено землями лучше среднестатистического крестьянина (земельные наделы крестьян составляли в 60-е годы в среднем 4,8 десятины на душу мужского населения44). При этом землевладельцы в Московской епархии не стремились передать землю церквям, а предпочитали выпаливать ругу. Земля эта распределялась неравномерно между причетником и священником. Само духовенство не могло обрабатывать ее так же активно, как крестьяне, так как их дети, как правило, обучались в духовных училищах или семинариях, они не могли помогать в сельскохозяйственных работах, при этом средств на обучение необходимо было не меньше, чем на содержание детей в семье, даже при казенном обеспечении. А.В. Мангилева пишет: «Для того чтобы успешно справляться с подобными работами, необходимо иметь немалый практический опыт, который крестьяне приобретали еще в детские и юношеские годы, дети духовенства. это время проводили в школе, так что даже перенять навыки отцов, если те занимались земледелием, они не могли»45. Также духовенство, в отличие от крестьян, не могло полностью посвящать себя сельскому хозяйству, на нем лежали пастырские обязанности и большой объем государственного и церковного делопроизводства и отчетности по нему. Безусловно, в сложных социально-экономических
39 ЦГАМ. Ф. 207. Оп. 4. Д. 149. Л. 24-28 об.
40 Там же. Л. 28 об.
41 Там же. Оп. 1. Д. 2737: О количестве земель при церквях г. Волоколамска и окрестностей 1864 г.
42 Яшина О. Н. Земельная собственность Русской Православной Церкви в России в XVIП — первой половине XIX века: Автореф. ... канд. ист. наук // Научная библиотека диссертаций и авторефератов http://www.dissercat.com/content/zemelnaya-sobstvennost-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-rossii-v-xviii-pervoi-polovine-xix-vek.
43 ЦГАМ. Ф. 2093. Оп. 1. Д. 1. Л. 125 об.
44 Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801-1914). М.: Посев, 2001. С. 353.
45 Мангилева. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX — начале XX в. С. 336.
условиях наделение причтов землей было положительным и важным шагом обеспечения приходского духовенства, но оно не имело возможности воспользоваться данной землей в полной мере.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, церковное землевладение, храм, материальное обеспечение духовенства, приходской храм, духовенство.
Список литературы
Васильева А. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в
конце XIX — начале ХХ в. Дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2015. Всеволодов А. Вопросы материального обеспечения православного приходского духовенства в региональной практике церковных преобразований 1860—1870-х гг. (по материалам Вологодской губернии): Дис. ... канд. ист. наук. Череповец, 2015. Ершов Б. Церковное землевладение русской провинции в XIX веке // Общество. Среда.
Развитие. Сер. «История и современность». 2010. № 4. С. 38-42. Иконников С. Роль землевладения в материальном обеспечении приходского духовенства Воронежской епархии во второй половине 19 — начале 20 века // Материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов ВГАУ. Воронеж, 2014. С. 130-133. Иконников С. Приходское духовенство Воронежской епархии второй половины XIX — начала XX века: Социокультурная характеристика: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2015.
Мангилева А. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в
XIX — начале XX в. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801-1914). М.: Посев, 2001.
Разумов С. Духовенство Волоколамского уезда в XIX — начале ХХ века: Генеалогический
и культурологический аспект. М., 2013. Токмаков И. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд. М., 1906. Щенкова О. Землевладения московских церковных приходов: «Поповка» конца XVII — начала ХХ в. М., 2010.
Яшина О. Земельная собственность Русской Православной Церкви в России в XVIII — первой половине XIX века: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2003.
St. Tikhons University Review. Belonogova Yulia,
Series II: History. Russian Church History. Candidate of Sciences in History,
2017. Vol. 79. P. 46—54 Associate Professor, Faculty of History,
St. Tikhons Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 27051, Russian Federation [email protected]
Material Support of Churches IN THE 19th — EARLY 20TH CENTURIES as Exemplified by Churches in Volokolamsk Deanery
of Moscow Diocese
Yu. Belonogova
The article deals with material support of churches and with problems of church land ownership exemplified by Volokolamsk uyezd in the 19th — early 20th centuries. Material support of the clergy was one of the most discussed issues in the last fifty years of the Synodal period; all contemporary researchers of parish clergy have to deal with this subject. Land was a secure means of support for parish churches and the clergy. But in practice, the implementation of rights to land property encountered the long-established tradition of land ownership, and the problem was not solved. Having considered Orthodox parishes in one of the districts of Moscow diocese, one can attempt to reconstruct the picture of church land ownership and of the position of the clergy in more details. Volokolamsk district is rather typical of Moscow diocese; therefore it is highly appropriate for analysis. in absolute figures, parish clergy were provided with land better than the average peasant. However, landowners in the diocese did not seek to transfer the land to churches preferring to pay the allowance. This land was distributed unevenly between the clerk and the priest. The clergy themselves could not cultivate land as actively as peasants because children of priests, as a rule, studied at theological seminaries and could not help in agricultural work. in addition, the necessity to give children education did not require less money than to keep them at home, even when the cost of education and/or the accompanying expenses were covered by the state.
Keywords: Russian Orthodox Church, church estate, church, material support of the clergy, parish church, the clergy.
References
Ershov B., "Cerkovnoe zemlevladenie russkoj provincii v XIX veke", in: Obshhestvo. Sre-da. Razvitie. Serija "Istorija i sovremennost", 4, 2010, 38-42.
Ikonnikov S., "Rol' zemlevladenija v mate-rial'nom obespechenii prihodskogo duho-
venstva Voronezhskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX-nachale XX veka", in: Ma-terialy nauchnoj i uchebno-metodicheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, nauchnyh sotrudnikov i aspirantov, VGAU, Voronezh, 2014, 130-133.
Mangileva A., Sociokul'turny oblik prihodsko-go duhovenstva Permskoj gubernii v XIX — nachale XX v., Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015.
Pushkarev S., Rossija v XIX veke (1801— 1914g.), Moscow: Posev, 2001.
Razumov S., Duhovenstvo Volokolamskogo uez-da vXIX — nachale XXveka: genealogicheskj i kul'turologicheskj aspect, Moscow, 2013.
Shhenkova O., Zemlevladenja moskovskih cerk-ovnyh prihodov: «Popovka» konca XVII — nachala XXv., Moscow, 2010.