_____________________________________________________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
МАТЕРИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Б.К. Плоткин,
профессор кафедры логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук [email protected]
В статье изложены положения, согласно которым информация, используемая в производственно-коммерческой деятельности, обладает материальной ценностью. Выполнение требований полноты, достоверности и оперативности формируют информационный ресурс предприятия. Обосновывается существование объективного эквивалента информации и производства. Предлагаются корреляционно-регрессионные зависимости между объемами информации и производства. Положения и рекомендации направлены на повышение эффективности производственно-коммерческой деятельности за счет полного использования информационного ресурса предприятия.
Ключевые слова: материальная ценность информации, информационный ресурс предприятия, производственный эквивалент информации, корреляционно-регрессионные зависимости между объемами информации и производства.
УДК 330.3 ББК 65.01
Современная общественно-экономическая жизнь порождает огромные объемы информации, вследствие чего информация претерпела существенные качественные изменения — превратилась в ресурс экономики и, в частности, производственно-коммерческой деятельности. С помощью информации вырабатываются и принимаются управленческие решения во всех сферах предпринимательской деятельности: производства, торговли, обслуживания. А это означает, что информация в значительной мере определяет эффективность хозяйственной деятельности каждого субъекта предпринимательства.
Информация стала важнейшим фактором общественного производства — как информационный ресурс в форме знаний и умений, компетенций и сведений, а также всякого рода данных. Информация есть результат достижений науки и практической деятельности специалистов различных отраслей экономики.
Во второй половине ХХ века в полной мере была оценена роль науки как непосредственной производительной силы общества. Это означает, что эффективность экономики зависит не только от материально-вещественных ресурсов, но и в значительной мере от информации — от информационных ресурсов.
Качество информационных ресурсов определяется их соответствием отображаемой действительности и возможностью их использования в практической деятельности. Такая информация фиксируется и хранится на разнообразных носителях: в научной литературе, хозяйственной документации, а в современных условиях — на электронных носителях. Важным свойством информационных ресурсов является то, что они являются воспроизводимыми. В процессе воспроизводства информации происходит её совершенствование.
Управление производственно-коммерческой деятельностью предприятий осуществляется на основе концепций, принципов и методов логистики, которые по своей сущности носят информационный характер.
Логистическая система управления предусматривает выполнение следующих функций: планирование, регулирование, учет контроль и анализ.
Функция «Планирование» есть не что иное, как проект производственно-коммерческой деятельности данного предприятия и включает тщательную проработку всех его разделов.
Функция «Регулирование» предусматривает осуществление на практике запланированного режима производственнокоммерческой деятельности по всем её составляющим.
Функция «Учет» обусловлена тем, что производственные и коммерческие процессы порождают значительный объём разнообразной информации, которая нуждается в соответствующей обработке и упорядочению, что и достигается с помощью учета.
Функция «Контроль» выполняет мониторинг, т.е. непрерывное отслеживание возникающих отклонений с целью корректировки составляющих производственных и коммерческих процессов.
Функция «Анализ» предусматривает установление причинно-следственных связей в процессе управления и получения информации для следующего цикла планирования.
Функции логистической системы управления подразделяются на задачи, с помощью которых выполняются необходимые управленческие процедуры. Ниже приводится основная номенклатура задач по функциям управления [4, с. 76-78]:
Задачи функции «Планирование»:
— определение потребности в материальных ресурсах для нужд производственно-коммерческой деятельности;
— расчет денежных сумм для закупок материальных ресурсов и товаров;
— выбор поставщиков материальных ресурсов и товаров;
— определение необходимых сопутствующих услуг при поставках материальных ресурсов и товаров;
— формирование каналов распределения — дистрибьюции — продукции;
— определение параметров «узлов» — запасов;
— разработка маршрутов транспортировки продукции;
— рециклинг материальных ресурсов.
Задачи функции «Регулирование» (реализация на практике запланированных мероприятий):
— увязка специфицированной потребности календарным планом производства;
— диспетчеризация материального потока;
— регулирование хода поставок;
— регулирование уровня запасов;
— сбор и заготовка вторичных материальных ресурсов.
Задачи функции «Учет»:
По данной функции задачи представляют собой формы оперативного и бухгалтерского учета и отчетности, включая составление первичных документов. Например:
— составление отчета об остатках материальных ресурсов (продукции);
— составление бухгалтерского баланса;
— выписка счетов и других банковских документов;
— отчет об образовании и использовании вторичных материальных ресурсов и др.
Задачи по данной функции по форме и содержанию являются информационными и обусловлены тем, что управляемая система — материальные потоки порождают огромный объем информации о своем состоянии.
Задачи функции «Контроль»:
— мониторинг соответствия фактических показателей процесса товародвижения запланированным значениям с целью внесения в случае отклонений необходимых корректировок. Например:
— контроль за выполнением договорных обязательств по поставкам продукции;
— контроль за уровнем производственных и товарных запасов и др.
233
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА______________________
Задачи функции «Анализ»:
— анализ выручки (доходов) предприятий логистической системы: предприятий-товаропроизводителей, оптово-торговых предприятий и других предприятий логистической инфраструктуры;
— анализ общих и логистических издержек;
— анализ прибыли и рентабельности;
— анализ использования материальных ресурсов;
— анализ материальных затрат и материалоемкости;
— анализ запасов и запасоемкости;
— анализ качества и надежности поставок;
— анализ хозяйственных связей.
Задачи по функции «Анализ» выполняются на основе данных, полученных по функции «Учет». Результаты анализа используются для следующего цикла управления, а именно: для функции «Планирование».
Приведенный перечень задач по каждой функции управления является типовым и неполным. Конкретизация номенклатуры и содержания задачи зависит от реальных условий производственно-коммерческой деятельности субъектов интегрированного рынка.
Задачи по функции «Планирование» предусматривают получение оптимальных решений, а поэтому по своей сущности они являются оптимизационными. Для каждой из них строится модель, отражающая реальный логистический процесс товародвижения. С помощью модели и соответствующего ей алгоритма управляющая система и получает оптимальное решение.
Из представленного перечня следует, что все функции и содержащиеся в них задачи выполняются с помощью информации. В связи с этим в логистической системе управления весьма важную роль играет информационное обеспечение.
Информационное обеспечение как обеспечивающая подсистема представляет собой систему сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи информации порождаемой логистическими потоковыми процессами. Важнейшей частью информационного обеспечения является насыщение конкретными данными векторов, характеризующих данное предприятие как логистической системы — U («вход»), V («выход»), X (внутреннее состояние), F (влияние внешней среды), L (ограничения), E (показатели эффективности) [4, с.66-73]. На основании указанной информации принимаются управленческие решения Z, т.е.
Z = f (U, V, X, F, L, E, t).
Из этого следует, что эффективность принимаемых управленческих решений или логистического менеджмента зависит от качества используемой информации. Такая информация должна удовлетворять следующим характеристикам:
1) достоверность; 2) полнота; 3) оперативность, т.е. своевременность поступления информации.
Перечисленные свойства информации существуют объективно, однако их уровень оценивается субъективно через восприятие человеком и зависит от его квалификации, интеллекта и креативных способностей. Данное обстоятельство следует учитывать, характеризуя информационный ресурс предприятия.
Каждое требование к информации является одинаково важным, но при этом особое внимание следует обратить на её достоверность. Указанное свойство — это не только точное соответствие реальности, т.е. отсутствие искажений действительности. Из этого следует, что в достоверности самым главным является её содержательная сторона. Именно содержательность в значительной мере определяет материальную ценность — полезность логистической информации.
Достоверность, т.е. точность, объективность и содержательность логистической информации включает следующие составляющие:
1) точное определение потребности в материальных ресурсах для производства или товаров для торговой деятельности;
2) точный расчет денежных сумм на закупку материальных ресурсов или товаров;
3) расчет графика поставок, в том числе по системе «точно в срок»;
4) определение на стадии планирования полного комплекса логистических операций или элементарных логистических активностей;
234
5) точная и полная калькуляция логистических затрат;
6) обоснованная величина производственных и товарных запасов, вычисленных по нормативному уровню запасоемкости производства и реализации;
7) объективная оценка спроса и конкурентной среды;
8) достаточная глубина проработки трансакционных операций как основы для ведения деловых переговоров;
9) точная формулировка всех правовых положений производственно-коммерческой деятельности;
10) достоверность цифровой информации бухгалтерского, оперативного и статистического учета и отчетности.
Полнота информации характеризуется охватом данными и другими сведениями управляемых логистических процессов, прежде всего, базисных, к которым относятся:
1) закупки (снабжение);
2) сбыт (продажи, реализация);
3) перемещение (транспортировка);
4) запасы (хранение).
С точки зрения общей теории систем, экономическая информация в принципе не может быть абсолютно полной, поскольку экономические системы обладают свойством эмерджентности. Указанная часть информации восполняется креативностью управленческого персонала, в которой важную роль играет интуиция ЛПР — лица, принимающего решения. Следовательно, структура экономической информации выражается следующим образом:
I <z D и S и А,
где D — детерминированная (определенная) составляющая информации;
S — стохастическая (вероятностная) часть информации;
А — часть информации, обусловленная эмерджентностью.
Стохастическая составляющая информации порождает неопределенность экономических систем, в частности, производственно-коммерческой деятельности. Мерой неопределенности системы является энтропия — начальная энтропия выражается формулой:
n
H = ~Yj (р* log Pi+q log q),
i=1
где n — количество состояний логистической системы или логистических процессов;
p — вероятности каждого состояния логистической системы или вероятности безотказного функционирования логистических процессов;
q — вероятности отказов или иных нарушений функционирования логистических процессов (p + q = 1).
Из приведенного выражения следует весьма высокий уровень начальной неопределенности — энтропии, которая может достигать миллионы бит.
Неопределенность или энтропия преодолевается с помощью информации: по мере поступления и обработки информации (I) об управляемой системе её энтропия (H) уменьшается, т.е. H = f (l) [2, с.106-109].
Компетентное управление, основанное на достоверной и оперативной информации, позволяет довести надежность операций производственно-коммерческой деятельности до величины близкой к единице — соответственно энтропия будет стремиться к нулю.
Общий объем информации, необходимой для управления данным процессом, равен:
I = H (нач.) - Н(кон.),
где Н(нач.), Н(кон.) — энтропия соответственно начальная и конечная.
Весь объем информации, необходимый для управления, следует подразделить на три группы (рис. 1):
1) информация о конъюнктуре рынка, т.е. сведения об участниках логистических процессов товародвижения в рыночной среде;
2) нормативно-справочная информация, которая включает цены и тарифы, нормы материальных затрат и запасов, правовые нормы и др.;
Рис. 1. Влияние структуры информации на неопределенность системы.
3) аналитическая информация, т.е. полученная путем преобразования исходной информации о состоянии рынка.
Аналитическая информация есть результат обработки и обобщения первоначальной (первичной) информации о состоянии рынка с использованием данных нормативно-справочной информации. Именно эта информация существенно снижает энтропию, доводя её до минимального уровня.
Указанные три группы информации связаны между собой следующим образом:
1(1) = Н(нач.) - H(m): информация о конъюнктуре рынка;
I(2) = H(m) - H(n): нормативно-справочная информация;
I(3) = H(n) - Н(кон.): аналитическая информация,
при этом выполняется последовательность:
Н(кон.) < H(n) < H(m) < Н(нач.)
Величина остаточной энтропии Н (кон.) зависит от полноты и тщательности обработки имеющейся информации, что в свою очередь определяется профессионализмом персонала управляющей системы.
Весь комплекс работ с информацией, связанной с производственно-коммерческой деятельностью, относится к трансакционным работам или операциям. Как правило, управленческие решения служат основанием для заключения коммерческих сделок — отсюда их трансакционный смысл (transaction — сделка). Трансакционные операции порождают трансакционные издержки. Эти издержки являются полезными: их увеличение, обусловленное глубиной проработки и тщательностью выполнения соответствующих работ, компенсируется обоснованностью принимаемых решений и эффективностью реальных производственно-коммерческих процессов. Именно трансакционные операции доводят остаточную энтропию до минимума.
Важно отметить, что остаточная энтропия объективно существует, поскольку она обусловлена эмерджентностью системы.
Экспертные оценки показывают, что остаточная энтропия оказывает существенное влияние на качество принимаемых решений. Наличие эмерджентности является причиной неудачных или неэффективных решений, поэтому управление по праву считается не только наукой, но и искусством. Данное обстоятельство потребовало расширения инструментария управления. В связи с этим в процесс управления вводится креативная составляющая.
Креативность в производственно-коммерческой деятельности означает, что наряду с традиционными методами управления, следует применять творческий подход (creative — творчество). Благодаря такому подходу не только преодолеваются негативные проявления эмерджентности, но достигается увеличение эффекта полученного управленческого решения, что, как известно, именуется синергетикой.
Креативный подход базируется на профессионализме управленческого персонала, способного генерировать новые идеи и воплощать их в управляющие воздействия.
Согласно известной в теории управления теореме, эффективность управления достигается тогда и только тогда, когда количество управляющих воздействий больше количества со-
______________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
стояний, в котором находится управляемая система — «Закон необходимого разнообразия».
Весь объем используемой в управлении информации I = 1(1) + 1(2) + 1(3) переводит всю систему в детерминированное (а точнее: условно-детерминированное) состояние. А это означает, что полученные для этой части системы управленческие решения находятся в однозначном соответствии с состояниями управляемого процесса. Но при этом «неохваченными» управляющими воздействиями остаются состояния, порожденные эмерджентностью. Именно для таких состояний и предназначен креативный подход. Используя данный подход можно довести энтропию до нуля. В этом случае вся управляемая система становится условно-детерминированной, а, следовательно, управленческое решение принимается в условиях полной определенности.
Теоретически полезность логистической информации может быть выражена в форме множественного уравнения регрессии:
Y = a + bx1 + cx2 + dx3 ,
где Y — материальная полезность логистической информации;
х1 — достоверность информации;
х2 — полнота информации;
x3 — оперативность информации;
a — свободный член уравнения регрессии;
b, с, d — коэффициенты регрессии.
Важнейшей проблемой построения уравнения регрессии является измерение самой функции (Y) и факторов — регрессоров (х ). Согласно экспертной оценке, управление производственно-коммерческой деятельностью осуществляется при полноте и достоверности информации на уровне 60-80%.
В рассматриваемом аспекте материальная ценность информации Y эквивалентна показателям производственнокоммерческой деятельности E, т.е. Y = E, ибо логистические показатели отражают реальную производственно-коммерческую деятельность.
При принятии управленческих решений управляющая система ориентируются на показатели эффективности производственно-коммерческой деятельности Е [2, с. 69]:
— валовый доход — выручка от реализации продукции — товаров и услуг;
— общие издержки, в том числе логистические и трансакционные издержки;
— прибыль и её структура;
— рентабельность производственно-коммерческой деятельности, %%;
— себестоимость производимой продукции, руб./ед.;
— фондоемкость произведенной продукции — стоимость основных производственных фондов, отнесенная на 1 руб. продукции, руб. фондов/руб. продукции;
— фондоотдача — объем произведенной продукции, отнесенный на 1 руб. стоимости основных производственных фондов;
— удельные издержки торговых предприятий — сумма издержек обращения, отнесенная на 1 руб. товарооборота.
Кроме того, полезность логистической информации также определяется показателями, характеризующими «выход» V [2, с. 68] управляемой системы:
— скорость реализации продукции;
— скорость доставки продукции потребителям;
— уровень выполнения договорных обязательств перед потребителями, %%;
— величина сбытового запаса в стоимостном и натуральном выражении;
— запасоемкость реализации — величина товарного запаса, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции, коп./руб.;
— удельные издержки реализации в %% от общего объема товарооборота;
— конкурентоспособность произведенной продукции;
— удельный вес продукции, отгружаемой потребителям по системе «точно в срок»;
— уровень логистического обслуживания потребителей.
235
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА_____________________
Из изложенного следует, что логистические показатели составляют неотъемлемую часть информационного ресурса. Имеющиеся информационные ресурсы данного предприятия трансформируются в управленческие решения, которые и оцениваются с помощью системы показателей.
Важно отметить, что все логистические показатели объективно являются сбалансированными. Целью сбалансированности показателей является конкурентоспособность [1, с. 70-73].
Выполнение показателей — это не самоцель менеджмента, а средство для достижения эффективного управления. Директивность системы показателей ограничивается рамками данного предприятия как субъекта интегрированного рынка.
Таким образом, объективная сбалансированность логистических показателей обусловлена следующими факторами:
1) предприятие — производственное или торговое есть единый организм;
2) стабильно функционирующее предприятие находится в равновесном состоянии;
3) спрос, заказы и выручка являются основой сбалансированности показателей;
4) бухгалтерский учет есть фундамент общей сбалансированности;
5) все показатели производственно-коммерческой деятельности непосредственно или опосредовано корреспондируют между собой;
6) логистические показатели находятся между собой в корреляционной зависимости — при тесноте связи от «слабой» и до «очень сильной»;
7) все показатели производственно-коммерческой деятельности образуют свою систему, в которой элементы взаимосвязаны и имеют общую цель.
Управляющая система при выработке решений должна ориентироваться не только на систему показателей, но и на бенчмаркинг. Для логистики бенчмаркинг есть идеальная модель функционирования данного предприятия, к которой следует стремиться с помощью логистического менеджмента. Важным направлением креативной деятельности управленческого персонала предприятия является формирование такой идеальной модели, в том числе в форме «планки» («метки»). Следовательно, результатом поиска наилучшей практики в управлении производственно-коммерческой деятельности будет построение идеальной модели как эталона логистического менеджмента.
Исходя из сущности бенчмаркинга, для его построения рекомендуется следующий информационный инструментарий:
1) SWOT-анализ производственно-коммерческой деятельности;
2) логистические концепции, включая SCM, MRP, DRP, JiT, ECR и др.,
3) формирование системы логистических показателей;
4) разработка императивов логистики.
Одной из важнейших задач персонала логистического менеджмента является разработка для своего предприятия содержательного бенчмаркинга для оперативно-хозяйственной деятельности и перспективного развития.
Место бенчмаркинга в логистической системе управления представлено на рис. 2.
Из представленной схемы следует, что результат реализации на практике управленческих решений сопоставляется с бенчмаркингом, на основе чего оценивается его эффективность А:
А = В - Е, при этом должно выполняться условие: А ^ 0, где В — показатели (параметры) бенчмаркинга;
Е — показатели эффективности принимаемых управленческих решений, прежде всего, выручка (доход), издержки, прибыль, рентабельность.
Наличие бенчмаркинга следует также расценивать как часть информационного ресурса предприятия, поскольку в производственно-коммерческой деятельности предприятие должно знать, к чему следует стремиться, доводя свои организационно-технологические элементы до уровня, близкого к идеальному или предельно возможному. Прежде всего, работники предприятия — менеджеры, специалисты и рабочие, должны обладать высокой квалификацией и профессионализмом.
Рис. 2. Место бенчмаркинга в логистической системе управления
В повседневной производственно-коммерческой деятельности при принятии управленческих решений используются те модели, которые отображают управляемый процесс на уровне адекватности в понимании управленческого персонала. Адекватность применяемых моделей может быть выражена коэффициентом: a = X / M ,
где Х — информация, характеризующая внутреннее состояние управляемой системы — материальных потоков;
М — информация, характеризующая применяемые модели.
Внутреннее состояние управляемой системы Х также описывается совокупностью показателей [2, с. 68]:
— материалоемкость производимой продукции, коп./ руб.;
— коэффициент использования материальных ресурсов;
— лимит материальных затрат согласно межотраслевому балансу в руб. затрат данной номенклатурной группы на 1000 руб. произведенной продукции;
— длительность производственного цикла;
— срок хранения продукции на складе;
— оборачиваемость запаса;
— стоимость содержания единицы запаса в единицу времени, руб./ т-сутки;
— нагрузка в тоннах на 1 кв. м складской площади;
— товарооборот, приходящийся на 1 кв. м складской площади;
— потери от дефицита, руб. / сутки.
Из этого следует, что материальная ценность информационного ресурса предприятия также зависит от адекватности применяемых моделей, т.е. Y = f (а).
Применяемые модели также должны учитывать параметры бенчмаркинга как идеальной модели-эталона. В данном случае прослеживается последовательность:
I ^ M ^ B ^ Y ^ E, т.е.
«информация» ^ «модель» ^ «бенчмаркинг» ^ «информационная ценность» ^ «эффективность».
Таким образом, информационный ресурс предприятия включает:
— информация о рынке (вектор F): конкурентная среда, спрос и предложение, общая конъюнктура рынка;
— информация об управляемой логистической системе (векторы U, V, X);
— нормативно-справочная информация;
— аналитическая информация;
— используемые модели (векторы M, L, E);
— бенчмаркинг — идеальная модель (эталон);
— интеллектуальная собственность предприятия:
— научные знания, креатив, интеллектуальный потенциал;
— ноу-хау предприятия:
— применяемые методики расчета параметров производственно-коммерческой деятельности;
— рекламные сообщения;
— бренды.
Это далеко не полный перечень типологии информации, используемой в производственно-коммерческой деятельности.
236
Как уже отмечалось, качество информационного ресурса определяется характеристиками: полнота, достоверность, оперативность. Все они подвержены изменениям во времени в силу внешних и внутренних причин. А поэтому составляющие информационного ресурса должны подвергаться тщательному мониторингу с целью внесения необходимых корректив.
Информация, как ресурс, обладает своим жизненным циклом, который включает следующие этапы:
1) появление (зарождение) информации;
2) рост объемов информации;
3) зрелость информации;
4) спад полезности информации;
5) полная утеря актуальности (отмирание) информации.
В производственно-коммерческой деятельности жизненный цикл управленческой информации характеризуется относительно короткой продолжительностью, т.е. является краткосрочной, обладая свойством оперативности. Иными словами, для каждого цикла планирования используется своя информация.
Столь короткий жизненный цикл информации объясняется тем, что рассматриваемая информация отражает, по существу, рыночную ситуацию, которая объективно является весьма динамичной и подвержена всякого рода изменениям.
Однако информационный ресурс включает и относительно долгосрочную по ценности информацию. Прежде всего, к ней относятся научные знания, с помощью которых осуществляется управление производственно-коммерческой деятельностью — именно то, что является научным обеспечением.
В рамках научного обеспечения выполняется изучение макроэкономических и микроэкономических процессов и явлений, в том числе по литературным источникам и передовой практики, на основе чего формируются модели для принятия управленческих решений.
Стабильной также является нормативно-справочная информация, включая правовые нормы и правила. Однако и такая информация нуждается в мониторинге. Так, в частности, нормы расхода материальных ресурсов рекомендуется периодически корректировать для поддержания конкурентоспособного уровня материалозатрат.
Для мониторинга информации целесообразно использовать анализ АВС и XYZ. Такой анализ позволяет дифференцировать объекты информационного ресурса в зависимости от частоты их возникновения и использования. [4, с. 283-291].
В конечном счете, использование информационных ресурсов приводит к производству и реализации товаров и услуг. А это означает, что между объемами информации и производства существует, по крайней мере, корреляционная зависимость.
В настоящее время при полной компьютеризации производственно-коммерческой деятельности с помощью электронных носителей автоматически фиксируются объемы информации (в килобайтах). Последнее позволяет сформировать необходимый статистический массив для корреляционного анализа.
Теснота связи между объемами информации (I) и производства (Q) — коэффициент корреляции определяется по формуле:
Т(!ср -1 Щр - Q)
-1 )2 XQ - Q )2
(0 < r < 1),
где / , Qcp— соответственно средние значения объемов информации (в килобайтах) и производства (в тыс. руб.).
Согласно выполненным расчетам, величина коэффициента корреляции между объемами информации и производства находится в пределах от 0,3 до 0,7. Параллельный качественный анализ показывает, что с повышением качества информационного ресурса — по полноте, достоверности и оперативности — увеличивается величина тесноты связи с объемом производства.
______________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
Зависимость между объемами производства и информации может быть выражена следующим уравнением:
Q = a + b х In (1 < n < 2)
При квалификации и профессионализме управленческого персонала на уровне идеальной модели результативность производственно-коммерческой деятельности находится в квадратичной (n = 2) зависимости от объема информации.
Приведенные корреляционно-регрессионные зависимости отражают наличие объективного материального, т.е. производственного эквивалента информационного ресурса предприятия. Компьютерный учет управленческой информации позволяет определить её удельную ценность — стоимость произведенной продукции, отнесенной на 1 килобайт использованной информации:
I = Q / l , тыс. руб./ КБ.
С другой стороны, можно определить стоимость единицы объема информации путем прямой калькуляции за определенный период. Затраты на информацию включает следующие статьи:
1) оплата труда управленческого персонала на всех уровнях менеджмента с начислениями;
2) расходы на технические средства управления — РС, программные продукты и др.;
3) оплата услуг провайдеров и Интернета;
4) оплата услуг поисковых систем и справочной информации;
5) оплата телекоммуникационных услуг и операторов связи;
6) затраты на расходные материалы;
7) оплата электроэнергии;
8) прочие затраты, в том числе накладные расходы.
Если стоимость информации ЕС, а объем информации i, то удельная стоимость информации будет равна i = ЕС / l .
Таким образом, используемая на предприятии информация объективно и потенциально обладает материальной ценностью. Отсюда следует задача предпринимательского менеджмента — в максимальной степени использовать информационный ресурс для достижения эффективности производственно-коммерческой деятельности и обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Согласно экспертной оценке, прирост эффективности производственно-коммерческой деятельности за счет информационной составляющей равен 20-30% для товаропроизводителей и порядка 30-40% для торговых предприятий.
На практике основным информационным фактором прироста эффективности является высокий уровень адаптации закупочной деятельности к состоянию спроса на конкретные виды товаров, что наиболее полно проявляется в торговой деятельности. Определяющую роль в этом случае играет оперативность информации, которая поступает на предприятие в непрерывном режиме времени.
Для предприятий-товаропроизводителей информационный эффект достигается, прежде всего, за счет широкого использования расчетного начала и тщательной проработки трансакционных операций. Так, в частности, расчету подвергаются все логистические процессы и операции: определение потребности в материальных ресурсах; расчет денежных средств на их закупку; расчет графиков поставок по системе «точно в срок» и др.
Еще раз следует подчеркнуть, что эффективность производственно-коммерческой деятельности, достигаемая за счет информационного обеспечения, возможна только при наличии высококвалифицированного персонала. Важно понимать, что информация — категория сугубо субъективная, ибо она может существовать только при условии её восприятия и использования человеком.
Литература
1. Корпоративная логистика / Под ред. В.И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 976 с.
2. Плоткин Б.К. Научно-практические вопросы логистики и управления цепями поставок. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 79 с.
3. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Особенности принятия управленческих решений в производственно-коммерческой деятельности: «правило диктатора» // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4. — С. 106-109.
4. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Предпринимательский функционал логистики. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 325 с.
237