движения. Маркетинг отношений с контрагентами связан с формированием долгосрочных и взаимовыгодных отношений между торговым предприятием и контрагентами. Маркетинг отношений с персоналом или внутренний маркетинг направлен на введение культуры обслуживания, развитие маркетингового подхода к управлению кадрами, введение системы мотивации и др. [4].
Развитие трех сфер маркетинга отношений в торговом деле позволяет получать синергетический эффект от взаимодейс-
_____________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
твия торгового предприятия со всеми участниками маркетингового канала в условиях сохранения и приумножения конкурентных преимуществ торгового предприятия или розничной торговой сети. По мнению автора, при разработке комплекса маркетинга в торговом деле, при планировании маркетинговых мероприятий в розничных торговых сетях и др. целесообразно ориентироваться на маркетинг отношений как на концептуальную платформу, обеспечивающую системный эффект от реализации маркетинговых мероприятий в розничной торговле.
Литература
1. Брижашева О.В. Маркетинг торговли: учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 170 с.
2. Дежкина Т.Г., Егорова И.В. Развитие инновационных решений в концепции управления // Проблемы современной экономики. — 2009. — №2 (30). — С. 38-43.
3. История торгового маркетинга // Новости рекламы. — 2014. — №11 (100). — С. 6.
4. Марченко В.Н. Разработка комплекса маркетинга розничной торговой сети // Вестник ОГУ. — 2011. — №13 (132). — С. 349353.
5. Никишкин В.В., Твердохлебова М.Д. Современные тенденции маркетинга розничных торговых предприятий // Практический маркетинг. — 2012. — Спецвыпуск. — С. 1-11.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Л.А. Делюкин,
доцент кафедры логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье приведена классификация и функции анализа логистических систем управления, которые способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений и обеспечивают оптимизацию всех составляющих производственно-коммерческой деятельности в логистическом менеджменте, как необходимого условия достижения конкурентоспособности производственных или торговых предприятий.
Ключевые слова: информационно-логистическая система, анализ хозяйственной деятельности.
УДК 338.012 ББК 65.05.3
Логистическая система управления, как и любое управление, предусматривает выполнение определенных функций, каковыми являются: планирование, регулирование, учет, контроль и анализ. В этом ряду особо следует отметить функцию «Анализ».
Управляемой системой в логистике является производственно-коммерческая деятельность, в потоковой интерпретации — логистическая система. С точки зрения логистики, указанными системами являются субъекты интегрированного рынка, через которые проходят экономические потоки: материальные (товарные), финансовые, информационные, а также предприятия и организации, обеспечивающие прохождение такого потока. Следовательно, логистическими системами являются предприятия производственные, торговые и сферы обслуживания, а также предприятия логистической инфраструктуры (железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, базы, склады и др.). Деятельность каждого предприятия, как того требует логистика и общий менеджмент, в той или иной форме и объеме, подвергается анализу.
Любой анализ производственно-коммерческой деятельности выполняется на основе той информации, которую предоставляет функция «Учет». Непосредственно объектом анализа являются показатели, отражающие выполняемые процессы и операции в составе производственно-коммерческой деятельности предприятия. Основными показателями являются именно те, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия и его финансовую устойчивость в рыночной среде, это: выручка (валовый доход) от реализации товаров и услуг; общие издержки (Total Costs); прибыль от всех видов деятельности и рентабельность.
Кроме того, анализу подвергаются и специфические логистические показатели: материальные затраты, состояние запа-
сов, материалоемкость, запасоемкость и др. Результатом анализа также является информация, но в новом упорядоченном и оценочном виде для следующего цикла планирования или, что то же самое, выполнения функции «Планирования».
Говоря об информационном обеспечении анализа, следует отметить, что результатом функции «Планирование», является проект определенных действий и мероприятий в системе логистического менеджмента. По форме любой проект также представляет собой информацию на определенном её носителе, преимущественно, в виде совокупности документов. Поэтому в производственно-коммерческой деятельности в информационном обороте находится плановая и аналитическая документация в основном в электронном виде.
В общепринятом понимании анализ есть расчленение объекта или процесса на составляющие его элементы (от греч. Ananlisis — разложение). Благодаря такому расчленению выявляется влияние тех или иных факторов на анализируемый показатель. Иными словами, благодаря анализу выявляются причинно-следственные связи между показателями и факторами производственно-коммерческой деятельности, математически это положение может быть представлено следующим образом:
Из приведенного выражения следует: анализ есть оператор преобразования множества исходных данных в функцию, отражающую влияние факторов X") на анализируемые величины (Y). Наиболее явственно сформулированное положение выражается в корреляционно-регрессионном анализе.
205
^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА__________________
Практика аналитической работы выработала основные виды анализа: экономический; статистический; бухгалтерский — анализ баланса. В последнее время в производственно-коммерческой деятельности стал широко применяться SWOT-анализ. В логистической системе управления анализ как таковой характеризуется большим разнообразием, что предопределяет необходимость его классификации.
Для информационного обеспечения принципиальное значение имеет типология того или иного анализа, что и достигается с помощью классификации (табл. 1).
Таблица 1
Классификация анализа в логистической системе управления
№ Признаки классификации Классификационные группы анализа
1 По общей методологии — качественный и количественный.
2 По объектам — выручки (валового дохода) и издержек (затрат); — прибыли и рентабельности; — использования материальных ресурсов; — материальных затрат и материалоемкости; — запасов и запасоемкости; — качества и надежности поставок; — хозяйственных связей.
3 По методам — экономический; — статистический; — бухгалтерский; — SWOT-анализ; — математический (корреляционно-регрессионный); — комплексный.
4 По базисным логистическим процессам — закупок (снабжения); — сбыта (продаж); — транспортировки; — запасов.
5 По масштабу — внутрипроизводственный; — цепи поставок; — региональный; — межрегиональный; — внешнеэкономический (глобальный).
6 По времени (периоду) — оперативный (экспресс-анализ); — текущий; — перспективный.
7 По полноте информации — с полной информацией; — с неполной информацией; — с целенаправленной информацией.
8 По назначению — для оперативного планирования; — для текущего планирования; — для перспективного планирования; — для оценки эффективности инновационных мероприятий; — для прогнозов.
Представленные виды анализа носят типовой характер и могут пересекаться между собой в зависимости от конкретной производственно-коммерческой деятельности, специализации и размеров предприятия.
Поскольку анализ выполняется в рамках логистической системы управления, то его качество определяется следующими требованиями:
1) Результативность;
2) Полезность;
3) Достоверность;
4) Своевременность;
5) Полнота охвата;
6) Адресность;
7) Доступность.
Перечисленные требования к качеству анализа в значительной мере корреспондируют с качеством информации, которая должна быть достоверной, оперативной и полной. Краткое содержание требований к анализу представлено в табл. 2.
Таблица 2
Качество анализа в логистической системе управления
№ Характеристики качества анализа Краткое содержание
1 Результатив- ность Получение четко структурированной результатной информации согласно алгоритму (методике) выполнения анализа и обладающей высоким научным авторитетом.
2 Полезность Наличие материальной ценности для рационального использования ресурсов в производственно-коммерческой деятельности.
3 Достовер- ность Полная адекватность по отношению к фактическому состоянию логистических процессов и операций.
4 Своевремен- ность Строгое соблюдение сроков представления результатной информации.
5 Полнота охвата Наличие совокупности объектов и показателей, обусловленных требованиями планирования.
6 Адресность Строгое соблюдение требований к результатам анализа со стороны структур и подразделений, занятых выполнением работ по функции «Планирование».
7 Доступность Возможность в любой момент времени использовать аналитическую информацию для нужд широкого круга подразделений и иных структур.
8 Конфиденци- альность Необходимость конфиденциальности обусловлена конкуренцией — защитой от конкурентов некоторых данных, содержащихся в аналитической информации.
Важно отметить, что выполнение анализа требует высокого профессионализма и квалификации соответствующего персонала. В таком анализе определяющую роль играет человеческий фактор, ибо человек как специалист адекватным образом должен воспринимать, оценивать и обрабатывать исходную информацию.
Информационное обеспечение неразрывно связано с трудовым обеспечением систем управления, ибо информация проявляется только тогда, когда есть субъект её восприятия — человек. Место и значение человеческого фактора в логистике специально рассмотрено в статье автора [1].
В экономическом анализе сформировались стандартные минимальные требования, к которым относится оценка динамики изменения показателей. Это означает, что для анализируемого показателя устанавливается базисный период и соответствующая ему величина принимается за 100% или 1 (единицу) и обязательно те или иные изменения величин показателей должны быть объяснены всей совокупностью факторов производственно-коммерческой деятельности. Сформулированное требование предопределяет необходимость качественного анализа, основанного на научных положениях экономической теории, теории управления и теории и практики логистики.
Важное значение в информационном обеспечении анализа имеет первичная информация, достоверность которой определяет качество всего анализа. Поэтому первичные документы требуют к себе особого внимания и контроля.
В производственно-коммерческой деятельности первичная информация фиксируется в следующих документах [3 , с. 47]: товарно-транспортная накладная; приходный ордер; акт о приемке товарно-материальных ценностей; накладные; карточка складского учета; платежное поручение; платежное требование; счет-фактура; спецификации; товарный чек и др.
В настоящее время оформление первичных документов производится с помощью компьютерных технологий и в необходимых случаях выполняются распечатки на бумажных носителях. Современные информационные технологии одновременно с оформлением первичных документов ведут упорядочение, накопление и обобщение первичной информации — происходит формирование вторичной информации.
206
Более того, компьютерные программы также выполняют и аналитические операции, например: определяют динамику изменения величины показателей; рассчитывают уделенные веса (доли) в общем объеме тех или иных величин; рассчитывают прогнозные точки; составляют всякого рода ведомости (ведомости норм расхода, инвентаризационные ведомости, приходно-расходные ведомости и др.). В любом случае получаемая результатная аналитическая информация относится к классу вторичной информации.
В целом вся аналитическая информация является интеллектуальной собственностью данного предприятии как юридического лица.
С помощью компьютерных технологий происходит обмен аналитической информацией с другими предприятиями и, прежде всего, с предприятиями-звеньями данной цепи поставок. Кроме того, в рекламных целях аналитическая информация публикуется в интернете.
Согласно Гражданскому Кодексу (часть первая, ст. 97) публичные акционерные общества обязаны ежегодно публиковать для всеобщего сведения отчеты, бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков. Такая открытость («прозрачность») повышает доверие к предприятию и вместе с этим расширяется круг инвесторов, что является действенным фактором эффективности производственно-коммерческой деятельности. Подобная информация служит исходной для выполнения анализа реальными и потенциальными деловыми партнерами на предмет планирования и установления хозяйственных связей.
Таким образом, к настоящему времени высокого уровня достигли методы и средства выполнения работ по функции «Анализ» в логистической системе управления. В целом логистический анализ является весьма сложным, а поэтому требует, как уже отмечалось, затрат высокопрофессионального интеллектуального труда управленческого персонала. В связи с этим квалифицированный логистический анализ под силу специализированным структурам — аудиторским, консалтинговым, венчурным фирмам, а также научным организациям, включая профильные кафедры высших учебных заведений.
Современная ситуация характеризуется весьма существенным ослаблением внимания к аналитической работе в логистических службах предприятий, в частности, в отделах закупок (снабжения) производственных предприятий. Данное утверждение обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики снимается проблема дефицита материальных ресурсов.
В старой, административно-командной экономике в условиях тотального дефицита, органы снабжения строго контролировали расход материальных ресурсов и уровень производственных запасов, а поэтому предприятия должны были обосновывать и «защищать» свои заявки на материальные ресурсы в территориальных органах снабжения. По-существу, единственным способом такого обоснования был анализ. В связи с этим на предприятиях в отделах снабжения и вневедомственных снабженческо-сбытовых организациях работали весьма квалифицированные специалисты в области анализа, при этом привлекались научные организации, совершенствовались методы анализа. Тенденции недооценки анализа проявляется также и в том, что в диссертациях по специализации «Логистика» зачастую не в полном объеме представлена исследовательская, т.е. аналитическая часть.
_____________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д
Недооценка анализа в логистике не компенсируется тем, что в ряде крупных корпораций функционируют специальные аналитические службы со штатом специалистов-аналити-ков. Указанные службы анализируют, как правило, рыночную ситуацию в своем сегменте рынка с целью прогноза котировок ценных бумаг и курсов валют, что имеет весьма отдаленное отношение к логистике. Результаты подобного анализа являются интеллектуальной собственностью компаний и носят конфиденциальный характер. Общий вид логистического анализа может быть представлен в форме блок-схемы (рис. 1).
Рис. 1. Блок-схема логистического анализа
Необходимость логистического анализа в современных условиях обусловлена тем, что при ликвидации товарного дефицита возникает и объективно существует дефицит финансовый. Ослабление роли анализа неизбежно влечет увеличение расходования денежных средств на закупку материальных ресурсов и товаров. Так, оптимизация выбора поставщика должна осуществляться по 15-20 показателям-критериям, но численные значения критериев оптимальности могут быть определены только в результате логистического анализа. Более того, в современных условиях такой анализ целесообразно проводить специализированными фирмами в порядке аутсорсинга.
Таким образом, современная экономическая ситуация прямо требует усиления функции анализа в логистической системе управления на качественно более высоком уровне с использованием всего арсенала программного обеспечения информационных технологий. Результаты такого анализа должны быть использованы для оптимизации всех составляющих производственно-коммерческой деятельности в логистическом менеджменте как необходимого условия достижения конкурентоспособности данного предприятия — производственного или торгового.
Литература
1. Делюкин Л.А. Трудовое обеспечение и основы трудовой теории логистической деятельности // Журнал правовых и экономических исследований — 2014. — №2. — С.45-49.
2. Делюкин Л.А. Актуальные проблемы информации и информационного обеспечения логистической системы управления // Интегрированный потенциал логистики в глобальной экономике: Матер. междунар. науч.-практ. конф. 25 сентября 2014 г. / Отв. ред. В.В. Щербаков. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — С. 117-120.
3. Плоткин Б.К. Информационное обслуживание коммерческой деятельности. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 136 с.
207