МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Б.К. ПЛОТКИН
Борис Калъманоеич ПЛОТКИН — доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики СПбГЭУ.
В 1961 г. окончил Ленинградский институт водного транспорта, инженерно-экономический факультет.
Автор более 100 публикаций.
Сфера научных интересов — коммерция и логистика, управление запасами и теория управления.
^ ^ ^
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ, ПОЛЕЗНОСТЬ И ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поиск оптимальных решений в экономике носит всеобщий характер, что дает основание говорить об универсальной оптимизации.
Производственно-коммерческая деятельность даже на одном предприятии характеризуется большим разнообразием — отсюда следует множество вариантов, которые необходимо рассмотреть для принятия управленческих решений. Деятельность менеджеров на каждом уровне направлена на получение эффективных результатов.
Стремление к наилучшему — свойство человека, достижение наилучших результатов в предпринимательской деятельности — обязанность и профессиональный долг каждого специалиста. Стремление к наилучшему отразилось в повседневной лексике и специальной терминологии через использование слов «оптимум», «оптимальный», «оптимизация». Указанные слова широко употребляются не только в специальной литературе, но и в разговорной речи и входят в словарный запас современного русского языка.
В энциклопедиях оптимальный (лат. optimis) толкуется как лучший, а оптимизация — как выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных или улучшение какого-либо процесса для достижения его максимальной эффективности.
Выявление лучшего, или оптимума, подразумевает наличие множества вариантов, при этом каждый вариант имеет свои положительные и отрицательные характеристики («за» и «против») по отношению к выбранным показателям-критериям.
Оптимум уравновешивает противоположные — положительные и отрицательные — свойства данного множества вариантов. В таком случае «оптимальный», или «оптимум», может употребляться в смысле «золотая середина». Например, в управлении запасами: при малых запасах сокращаются расходы на их содержание, но увеличиваются транспортные расходы, при больших запасах, наоборот, сокращаются транспортные расходы, но увеличиваются расходы на их содержание, включая издержки от иммобилизации. Отсюда следует необходимость оптимизации размера запаса.
В большей мере слова «оптимум», «оптимизация», «оптимальный» употребляются в экономике, в частности в производственно-коммерческой деятельности. Здесь, по существу, к любому объекту, параметру или характеристике в необходимых случаях применяется определение «оптимальный». Например: оптимальная производственная структура предприятия; оптимальная система управления;
ГРНТИ 06.81.12 © Б.К. Плоткин, 2014
60
Б. К. Плоткин
оптимальный план производства; оптимальный уровень запаса; оптимальный размер партии поставки; оптимальные закупки; оптимальная ассортиментная загрузка производства; оптимальное размещение продукции на складе; оптимальные маршруты транспортировки; оптимальные хозяйственные связи; оптимальный размер транзакционных издержек; оптимальные условия поставок и др.
В подобных случаях атрибут «оптимальный» используется в качестве оценочного определения. Иными словами, «оптимальный» — это наивысшее качество процессов и операций коммерческой деятельности или логистики.
Для оптимизации тех или иных сторон производственно-коммерческой деятельности, например хозяйственных связей или закупок, совсем не обязательно использовать математические модели. На практике предприниматели или менеджеры руководствуются преимущественно вербальными моделями: важно, чтобы эти модели адекватно отражали хозяйственные ситуации и соответствовали необходимым и достаточным условиям оптимизации. Более того, зачастую строго формализованные математические модели непригодны для практического использования или трансформируются в модели вербальные (словесные).
В рассматриваемом аспекте показательной является математическая оптимизационная модель транспортной задачи линейного программирования. Данная модель предусматривает минимизацию затрат на перевозку грузов из пунктов отправления в пункты назначения.
В общем виде модель линейного программирования, как и любая оптимизационная модель, состоит из целевой функции и ограничений (условий). Для транспортной задачи целевая функция имеет следующий вид:
т п i=l 7=1
Целевая функция предусматривает минимизацию затрат на перевозку всех товаров из пункта / в пункт у, при этом стоимость перевозки единицы груза равна (';;.
Ограничения:
т п
*у-°-
i=1 1 =
Ограничения показывают, что все имеющиеся товары, сосредоточенные во всех i-x пунктах отправления, должны быть полностью доставлены в требуемых количествах в пункты потребления j.
Алгоритмы решения задач линейного программирования (например, метод потенциалов, симплекс-метод) предусматривают перебор возможных вариантов, ориентируясь на целевую функцию и ограничения.
В условиях рыночной экономики, когда действует рынок транспортных услуг, грузоотправители выбирают себе подходящего перевозчика согласно своим критериям оптимальности по Парето и независимо друг от друга. Однако за определенный период времени (например, за год) суммарный объем транспортной работы для совокупности грузоотправителей и грузополучателей установится на оптимальном уровне согласно модели транспортной задачи линейного программирования.
Следует отметить, что любая экономическая система, вплоть до национальной экономики, которая находится в равновесном состоянии, функционирует в оптимальном режиме. В этом случае имеет место оптимум по Парето, признаком которого является баланс (компромисс) интересов субъектов экономической системы.
Адекватность вербальных моделей определяется не только квалификацией персонала, но и уровнем их насыщенности маркетинговой и коммерческой информацией. Требуемый уровень полноты, достоверности и оперативности информации достигается также с помощью технических средств управления. Вследствие этого современные вербальные модели оптимизации, основанные на компьютерных технологиях, могут рассматриваться как математические, поскольку содержат обширный цифровой массив.
В производственно-коммерческой деятельности все процедуры, связанные с оптимизацией, должны иметь точный смысл, соответствовать четким правилам и условиям.
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
61
Необходимые и достаточные условия обоснованности оптимизации предусматривают выполнение следующих действий:
1) формулировка хозяйственной ситуации в виде задачи с точным экономическим смыслом;
2) выявление множества вариантов для выбора (поиска) наилучшего решения, т. е. наличие «поля решений»;
3) установление критериев оптимальности, т. е. оценок для определения наилучшего варианта;
4) построение целевой функции, которая может иметь вербальную форму, т. е. определение цели решения задачи;
5) формулировка условий или ограничений, с помощью которых устанавливаются границы множества вариантов для поиска оптимального;
6) разработка или выбор алгоритма оптимизации — правил решения задачи для достижения цели согласно целевой функции, т. е. получения оптимального управленческого решения.
Перечисленные условия отражают функционирование реального процесса или системы в рамках сформулированной задачи, а потому являются моделью данной задачи. В конечном счете для оптимизации требуется модель задачи — будь-то в математической или вербальной форме.
Таким образом, для оптимизации необходимо иметь задачу, варианты — поле решений, критерии оптимальности, целевую функцию и ограничения.
Основополагающим условием оптимизации является наличие вариантов для выбора, поскольку возможны случаи, когда сформулированная задача имеет одно определенное решение или когда наилучшее решение очевидно.
Оптимизация производственно-коммерческой деятельности базируется на том, что предприятия функционируют как логистические системы, поскольку через них проходят экономические потоки — материальные, финансовые, информационные (см. рис. 1). Любая система состоит из двух систем — управляемой и управляющей.
Внешняя среда
Рис. 1. Схема предприятия как логистической системы
Управляемой системой в логистике является производственно-коммерческая деятельность в форме потоковых процессов.
62
Б. К. Плоткин
Управляющей системой является определенным образом структурированный управленческий персонал, который есть не что иное, как трудовое обеспечение логистической системы управления.
Любая система имеет «вход», «выход», обладает внутренним состоянием и находится под влиянием внешней среды.
Представленные на рис. 1 параметры характеризуют структуру логистической системы управления и в полной мере определяют системный подход в управлении.
С точки зрения математики указанные параметры представляют собой векторы с конечным числом компонентов.
Вектор U характеризует «вход» управляемой системы — материальные ресурсы, поступающие на производственное или торговое предприятие.
Вектор V обозначает «выход» управляемой системы — готовая продукция или товары, направляемые покупателям.
Вектор X характеризует внутреннее состояние управляемой системы — внутрипроизводственные потоки, завершаемые сбытовыми запасами для производственных предприятий или товарными запасами для торговых предприятий.
Кроме того, управляющая система учитывает влияние внешней среды, выражаемое с помощью вектора F.
Влияние внешней среды включает общую конъюнктуру рынка, состояние конкурентной среды, работу транспорта, банков, состояние финансовой системы и др.
Вся перечисленная информация/в упорядоченном виде поступает в управляющую систему:
Указанная информация является основой для принятия управленческих решений. Кроме того, в управляющую систему вводится дополнительная информация постоянного характера:
1) информация, характеризующая имеющиеся ограничения Z;
2) информация, характеризующая показатели эффективности принимаемых управленческих решений Е.
Вектор L включает следующие компоненты:
1) квалификация и профессионализм персонала — менеджеров, специалистов, рабочего персонала;
2) финансовые возможности данного предприятия;
3) производственные мощности предприятия;
4) наличие складских и торговых площадей;
5) экологические требования;
6) требования органов надзора и инспекций;
7) положения законодательных актов как формы макроэкономического государственного регулирования производственно-коммерческой деятельности и др.
Перечисленные характеристики определяют лимитирующие факторы для производственнокоммерческой деятельности. Та роль, которую играют всякого рода ограничения в экономике, дает основание говорить о теории ограничений. Совокупность лимитирующих факторов, область их действия — все это входит в состав теории ограничений.
Основные положения теории ограничений восходят к объективной ограниченности ресурсов в глобальном масштабе.
Принципиально важно, что рассматриваемая система управления является оптимизационной. Это означает, что в результате перебора возможных вариантов выбирается наилучший, т. е. оптимальный. При рассмотрении возможных вариантов управляющая система ориентируется на показатели эффективности Е.
Основными показателями эффективности, прежде всего, являются стандартные экономические показатели:
— валовый доход (выручка) предприятия от всех видов своей деятельности;
— общие издержки (Total Costs);
— прибыль;
— рентабельность;
— запасоемкость производства или реализации;
— материалоемкость продукции;
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
63
— производительность труда персонала;
— фондоотдача.
Таким образом, управленческие решения получают следующее выражение:
Z =f(M, I, L, Е, t).
Необходимым условием для принятия управленческих решений является наличие модели М, отражающей управляемый процесс. В реальной производственно-коммерческой деятельности преобладают вербальные модели, которые есть не что иное, как сформулированные теоретические положения коммерции и логистики применительно к возникающим конкретным хозяйственным ситуациям.
Кроме того, при принятии управленческих решений следует также учитывать эталон деятельности данного предприятия — бенчмаркинг.
Для производственно-коммерческой деятельности бенчмаркинг — идеальная модель функционирования данного предприятия, к которой следует стремиться с помощью логистического менеджмента. Важным направлением креативной деятельности управленческого персонала предприятия является формирование такой идеальной модели, в том числе в форме «планки» («метки»).
Одной из важнейших задач персонала логистического менеджмента является разработка для своего предприятия содержательного бенчмаркинга как ориентира для оптимизации оперативнохозяйственной деятельности и перспективного развития.
Что касается управленческих решений в производственно-коммерческой деятельности, то здесь речь идет, прежде всего, о базисных логистических процессах, к каковым относятся:
1) закупки материальных ресурсов для производства или товаров для торговли;
2) продажи — сбыт или реализация готовой продукции;
3) транспортировка продукции;
4) управление запасами — складирование и хранение.
Поскольку специалисты управляющей системы при принятии решений руководствуются полезностью, то используемые при этом методы (преимущественно расчетные) и модели (в том числе и вербальные) по существу являются оптимизационными.
Принимаемые управленческие решения преобразуются в управляющие воздействия:
Z^ R.
Управляющие воздействия представляют собой документы, обладающие юридической, а потому обязательной силой: договоры, соглашения, контракты и т. п.
Таким образом, в общем виде целевая функция логистической системы управления представляет собой функционал:
Z=f{U,X, V, F,)= [it] —► extr (min — max) или Z=Yf (Ху) = [^?] при ограничениях ЕЕ; = const.
Представленные выражения означают, что целевая функция предусматривает достижение экстре-
мума для каждого показателя множества
[]
, при этом ограничения есть компоненты множества
[4
По своему экономическому смыслу целевая функция оптимизации предусматривает максимизацию полезности.
Экономическая теория оперирует субъективной полезностью. Это означает, что предприниматель, принимая конкретное управленческое решение, руководствуется той пользой, которую он принесет своему предприятию. Поэтому полезность есть универсальный критерий оптимальности — в этом случает целевая функция предусматривает максимизацию полезности. Что полезно для предприятия, то является оптимальным.
Всякое существенное отклонение от оптимальности с ее критерием полезности неизбежно приводит к возникновению у предприятия кризисной ситуации. Даже в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры предприятие должно пересмотреть содержание своей полезности, с помощью чего выполнить реорганизацию производственно-коммерческой деятельности, создав условия для оптимизации на новом уровне за счет необходимых инноваций.
В реальной предпринимательской практике полезность характеризуется обширной совокупностью показателей, в числе которых:
1) конкурентоспособность;
64
Б. К. Плоткин
2) выручка (валовый доход) от реализации товаров и услуг;
3) общие и логистические издержки;
4) прибыль и рентабельность;
5) результативность — достижение коммерческих целей;
6) удовлетворенность от деятельности партнеров;
7) интенсивность — скорость реализации товаров и услуг;
8) коммерческая выгода;
9) оборачиваемость оборотных средств;
10) надежность поставок — снабжения;
11) минимум предпринимательского риска;
12) минимум дефицита и дефицитных ситуаций;
13) товарная ликвидность;
14) оперативность;
15) длительность логистического цикла;
16) срок окупаемости инвестиций в инновационные мероприятия.
Все перечисленные показатели полезности в той или иной мере учитываются при принятии управленческих решений. Но при этом определяющее значение имеет показатель конкурентоспособности данного предприятия.
Можно утверждать, что те управленческие решения, которые обеспечивают конкурентоспособность данного предприятия, являются оптимальными, поскольку при этом прочие показатели и характеристики будут находиться на конкурентоспособном, а следовательно, оптимальном уровне.
Широкое распространение имеет коммерческая выгода, выступая основным критерием при осуществлении базисных логистических процессов, а взаимная коммерческая выгода сторон определяет оптимальность по Парето.
Составной частью менеджмента является четкое определение сущности и содержания полезности применительно к условиям деятельности данного предприятия как в текущем периоде, так и в перспективе, с учетом конъюнктуры рынка и общей рыночной ситуации.
Объектами оптимизации являются также ключевые модули ряда логистических концепций — технологий:
SCM — «Управление цепями поставок»;
MRP — «Система планирования потребностей в материалах / планирование потребностей производства в ресурсах»;
DRP — «Система распределения готовой продукции»;
ERP — «Интегрированное планирование ресурсов».
Другие концепции однозначно предписывают определенные действия логистического менеджмента. Управленческие решения, основанные на концепциях CSRP («Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем»), JiT («Точно в срок»), DDT («Логистика, ориентированная на спрос»), ECR («Эффективная реакция на запросы потребителей»), VMI («Управление запасами поставщиком») приводят к эффективному результату, а поэтому автоматически являются оптимальными.
Универсальная оптимизация требует развития основных положений теории ограничений. В состав данной теории входят:
1) объекты ограничений — выявление факторов, которые объективно лимитируют производственно-коммерческую деятельность во всех отраслях экономики;
2) реализация на практике противозатратных свойств рыночной экономики при конкуренции, близкой к совершенной с помощью макроэкономического воздействия;
3) формирование организационно-экономического механизма ресурсосбережения на микроэкономическом уровне;
4) рациональное использование материальных ресурсов — разработка мероприятий в хозяйственной деятельности предприятий, прежде всего производственных;
5) строгая регламентация использования материальных ресурсов, в том числе нормирование расхода материальных ресурсов в производственной деятельности;
6) рециклинг материальных ресурсов — использование вторичных материальных ресурсов (BMP);
7) проведение тендеров, аукционов, конкурсов при закупках ресурсов на государственные нужды;
МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ
65
8) природоохранные мероприятия;
9) плата за землю, на которой расположены здания и сооружения различного назначения. Выражением положений теории ограничений можно считать логистическую концепцию Lean
Production (в дословном переводе «тощее производство», а по существу «экономное производство»). Данное утверждение обосновывается тем, что большинство элементов указанной концепции направлено на выполнение требований ограничений. К таким элементам, в частности, относятся:
— малые производственные партии:
— минимальный уровень производственных запасов;
— минимум производственных издержек;
— сокращение подготовительно-заключительного времени;
— минимальные цены закупки за счет длительных хозяйственных связей с поставщиками;
— поставки по системе «точно в срок» и в максимальной технологической готовности и др.
В конечном счете степень приближения управленческих решений к абсолютному оптимуму определяется квалификацией персонала. В связи с этим для управляющей системы должен быть установлен минимально допустимый уровень компетенций.
Следовательно, в системе ограничений квалификация персонала трансформируется в первостепенное необходимое условие в оптимизационной вербальной модели.
Величина получаемого оптимума S есть функция от уровня квалификации Q управленческого персонала (см. рис. 2):
s =/(0, при этом Д = Saбс - S, где S абс — абсолютный («сильный») оптимум;
Q — квалификация и профессионализм управленческого персонала;
ДД
Q —» шах.
S
Рис. 2. Зависимость величины оптимальности принимаемых решений от уровня квалификации управленческого персонала
Универсальная оптимизация производственно-коммерческой деятельности, основанная на максимизации полезности, обеспечивает рациональное использование ограничений. Кроме того, наличие ограничений служит стимулом совершенствования логистического менеджмента, в том числе и за счет расширения креативного подхода. Квалификация определяет креативный потенциал управленческого персонала предприятия. По мере роста креатива оптимум принимаемых управленческих решений доводится до уровня, близкого к абсолютному, — такое увеличение происходит по асимптоте. Квалификация и обусловленный ею креатив — необходимое условие универсального оптимума.
66
Б. К. Плоткин
ЛИТЕРАТУРА
1. Корпоративная логистика / под ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2010. 976 с.
Экономико
СПбГУЭФ, 2010. 96 с.
Экономико
мизация по Парето). СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 92 с.