Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МИРА КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ'

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МИРА КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МИРА / ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / ТЕОРИЯ СИСТЕМ / РЕДУКЦИЯ / ДЕТЕРМИНИЗМ / ХОЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бессолицына Ригина Марселевна, Абросимова Мария Александровна, Клабукова Ирина Константиновна, Трапезников Михаил Владимирович

В статье рассматривается проблема взаимодействия философского и медицинского познания. Авторы показывают, что для взаимодействия между этими областями знания нужна соответствующая основа, в качестве которой может выступать материалистическое единство мира. Чтобы это доказать, авторы анализируют материалистическую позицию как одну из возможных позиций в философии и показывают, что именно из нее вытекают философские следствия, наиболее близкие интуициям науки вообще и медицины в частности. С другой стороны, показывается внутренняя научная тенденция к материализму как наиболее предпочтительной позиции, лучше всего согласующейся с научными практиками и идеалами. На конкретных примерах рассматриваются различные аспекты материализма в биологии и генетике, а также демонстрируется гибкость и открытость материалистической позиции коррективам в свете достижений различных наук, в частности тенденция к формулированию нередукционистских, недетерминистических холистких материалистических позиций, таких как теория самоорганизующихся систем, которые в большей мере соответствуют специфике и содержанию медицинского знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бессолицына Ригина Марселевна, Абросимова Мария Александровна, Клабукова Ирина Константиновна, Трапезников Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MATERIALISTIC UNITY OF THE WORLD AS AN OBJECTIVE BASIS FOR COLLABORATION BETWEEN PHILOSOPHICAL AND MEDICAL KNOWLEDGE

The article addresses the problem of the interaction of philosophical and medical cognition. The authors show that for the interaction between these fields of knowledge should be properly grounded, and that the notion of ther materialistic unity of the world can act as this necessary ground. To prove this, the authors analyze the materialistic position as one of the possible positions in philosophy and show that it is from it that philosophical consequences that are closest to the intuitions of science in general and medicine in particular follow. On the other hand, the internal scientific tendency towards materialism is shown as the most preferred position, best consistent with scientific practices and ideals. Using concrete examples, various aspects of materialism in biology and genetics are considered, and the flexibility and openness of the materialist position to adjustments in the light of the achievements of various sciences is demonstrated, in particular, the tendency to formulate non-reductionist, non-deterministic holistic materialistic positions, such as the theory of self-organizing systems, which are more consistent with the specifics and content of medical knowledge.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО МИРА КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ЗНАНИЯ»

Материалистическое единство мира как объективная основа взаимодействия философского и медицинского знания

The materialistic unity of the world as an objective basis for collaboration between

philosophical and medical knowledge

Бессолицына Ригина Марселевна

Специалист

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кировский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской

Федерации

610998, Россия, Кировская область, город Киров, улица К. Маркса, 112

e-mail: rega_29@mail.ru

Bessolitsyna Rigina Marselevna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kirov State Medical University " of the

Ministry ofHealthcare of the Russian Federation 112 K. Marx Street, Kirov City, Kirov Region, 610998, Russia

e-mail: rega 29mail.ru

Абросимова Мария Александровна

Специалист

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кировский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской

Федерации

610998, Россия, Кировская область, город Киров, улица К. Маркса, 112

e-mail: klabukovair29@yandex.ru

Abrosimova Maria Alexandrovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kirov State Medical University" of the

Ministry of Healthcare of the Russian Federation 112 K. Marx Street, Kirov City, Kirov Region, 610998, Russia

e-mail: klabukovair29@yandex. ru

Клабукова Ирина Константиновна

Специалист

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кировский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской

Федерации

610998, Россия, Кировская область, город Киров, улица К. Маркса, 112

e-mail: mariaabrosimiva17@yandex.ru

Klabukova Irina Konstantinovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kirov State Medical University" of the

Ministry of Healthcare of the Russian Federation 112 K. Marx Street, Kirov City, Kirov Region, 610998, Russia e-mail: mariaabrosimiva17@yandex.ru

Трапезников Михаил Владимирович

Кандидат наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кировский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской

Федерации

610998, Россия, Кировская область, город Киров, улица К. Маркса, 112

e-mail: med@kirovgma.ru

Trapeznikov Mikhail Vladimirovich

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kirov State Medical University" of the

Ministry of Healthcare of the Russian Federation

112 K. Marx Street, Kirov City, Kirov Region, 610998, Russia

e-mail: med@kirovgma.ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблема взаимодействия философского и медицинского познания. Авторы показывают, что для взаимодействия между этими областями знания нужна соответствующая основа, в качестве которой может выступать материалистическое единство мира. Чтобы это доказать, авторы анализируют материалистическую позицию как одну из возможных позиций в философии и показывают, что именно из нее вытекают философские следствия, наиболее близкие интуициям науки вообще и медицины в частности. С другой стороны, показывается внутренняя научная тенденция к материализму как наиболее предпочтительной позиции, лучше всего согласующейся с научными практиками и идеалами. На конкретных примерах рассматриваются различные аспекты материализма в биологии и генетике, а также демонстрируется гибкость и открытость материалистической позиции коррективам в свете достижений различных наук, в частности тенденция к формулированию нередукционистских, недетерминистических холистких материалистических позиций, таких как теория самоорганизующихся систем, которые в большей мере соответствуют специфике и содержанию медицинского знания.

Abstract.

The article addresses the problem of the interaction of philosophical and medical cognition. The authors show that for the interaction between these fields of knowledge should be properly grounded, and that the notion of ther materialistic unity of the world can act as this necessary ground. To prove this, the authors analyze the materialistic position as one of the possible positions in philosophy and show that it is from it that philosophical consequences that are closest to the intuitions of science in general and medicine in particular follow. On the other hand, the internal scientific tendency towards materialism is shown as the most preferred position, best consistent with scientific practices and ideals. Using concrete examples, various aspects of materialism in biology and genetics are considered, and the flexibility and openness of the materialist position to adjustments in the light of the achievements of various sciences is demonstrated, in particular, the tendency to formulate non-reductionist, non-deterministic holistic materialistic positions, such as the theory of self-organizing systems, which are more consistent with the specifics and content of medical knowledge.

Ключевые слова: материалистическое единство мира, философия, медицина, теория систем, редукция, детерминизм, холизм.

Key words: materialistic unity of the world, philosophy, medicine, systems theory, reduction, determinism,

holism.

Хорошо известно, что медицина и философия взаимосвязаны, что «медицина во взаимосвязи с философией изучает наисложнейший мир человечества» [8, с. 171]. Тем не менее, основание и степень глубины этой связи зачастую остаются непроясненными. Так, зачастую исследования остаются на уровне исторической связи между этими формами познания [8]. В лучшем случае будет установлена определенная познавательная иерархия, в которой будет указано, что «связь между философией и медициной такая же, как и между общим и частным», потому что «философия изучает наиболее общие законы развития природы и общества» [4]. Таким образом, исследования фундаментальной основы взаимосвязи между философией и медициной остаются в тени.

Тем не менее, нам представляется возможным показать, в чем именно заключается объективная основа взаимосвязи между философским и медицинским познанием, по отношению к которой исторические и эпистемологические отношения философии и медицины окажутся всего лишь вторичными эффектами. Такой основой является материализм, то есть точка зрения, согласно которой все существующее есть материя, и поэтому все объяснения характеристик и поведения вещей должны ссылаться только на материю и ее поведение [3].

Чтобы доказать, что именно материалистическое единство мира должно выступать основой связи между философией и медициной, мы должны ответить на два промежуточных вопроса. Во-первых, с точки зрения медицины мы должны спросить, почему для медицины как науки важен именно материализм? Почему науке свойственно тянуться именно к этой философской позиции? Во-вторых, с точки зрения философии мы должны задаться вопросом о том, как именно должен быть устроен материализм, способный стать общей площадкой для философии и медицины? Будет ли это классический механический материализм, или какие-то более сложные и

новые его версии? Ответив на эти вопросы, мы покажем, что именно материалистическое единство мира является точкой содержательной и актуальной связи между медициной и философией, потому что он не только отвечает базовым медицинским установками, но и стимулирует активные философские поиски.

Если история нас чему-то и научила, так это тому, что многие объяснения, которые приписывали различным явлениям нематериальные причины, оказались неверными. Следовательно, развитие науки должно заключаться в поиске материалистического объяснения. Возможно, есть некоторые явления, объяснение которых находится за пределами материального мира, но наука всегда должна исходить из того, что поиск материального объяснения является ее целью. Именно в этом русле движется большая часть современных научных исследований, причем не только физических, но и даже в области изучения сознания и ментальных феноменов [10].

Более того, чтобы представить еще более детальную картину научного материализма, нам нужно рассмотреть еще несколько взаимосвязанных понятий - понятие детерминизма, понятие онтологической и эпистемологической редукции, - которые проясняют материалистическую позицию в науке и показывают, почему ученые в своей деятельности делают ставку именно на материалистическое единство мира как на основу своей деятельности.

Так, почти всегда научный материализм идет рука об руку с другой философской позицией, которую можно назвать детерминизмом. Детерминизм — это позиция, согласно которой одни и те же причины всегда будут вызывать одни и те же следствия, и что мир исчерпывающим образом пронизан сетью таких причин. Если точно такие же причинно-следственные факторы дублируются, то будет иметь место точно такой же эффект. Конечно, здесь можно вспомнить квантовую механику, которая полностью материалистична, но, согласно наиболее распространенной интерпретации, не является детерминистской, и поэтому представляет собой пример разрыва связи между материализмом и детерминизмом. Тем не менее, если оставить в стороне этот случай, то для большей части науки приверженность материализму — это также приверженность детерминизму [7].

Кроме того, в контексте обсуждения материалистического единства мира следует вспомнить еще одно важное понятие, а именно понятие редукции [9], с помощью которого материализм утверждается как сведение, редукция нематериальных феноменов к их материальным основаниям и причинам. Существует два взаимосвязанных, но разных вида редукционизма. Один из них — онтологический (или сущностный) редукционизм; другой — теоретический редукционизм. Онтологический редукционизм — это точка зрения, согласно которой каждый уровень явлений имеет свое причинное объяснение на более низком уровне. В этом смысле все свойства обеденного стола объяснимы с точки зрения его молекулярной структуры. Его молекулярная структура объяснима с точки зрения свойств элементарных химических веществ и взаимодействия этих химических веществ. В свою очередь, молекулы, составляющие таблицу, и их взаимодействие можно объяснить с точки зрения фундаментальных элементов, составляющих молекулы. Древесина, например, в основном состоит из целлюлозы, нескольких гемицеллюлоз и лигнина. Процентное соотношение немного варьируется в зависимости от вида. Безусловно, самый высокий процент составляет целлюлоза (около 40-45%). Целлюлоза состоит из фундаментальных элементов — водорода, кислорода и углерода Ее химическая формула — (С6Н1005) и, где п обозначает количество повторяющихся цепей. Эти фундаментальные элементы (атомы) состоят из электронов, нейтронов и протонов. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Электроны вращаются вокруг ядра. Наконец, можно перевести это все на язык самых фундаментальных частиц, которые являются строительными блоками Вселенной. Согласно Стандартной модели, наиболее фундаментальными частицами являются фермионы и бозоны. Электроны, протоны и нейтроны являются фермионами, как и кварки и некоторые другие. Глюоны и фотоны являются бозонами, как и знаменитый бозон Хиггса.

То, что мы описали, - это редукция деревянного стола — его состава и свойств - до все более низких уровней. Благодаря ее осуществлению состав и свойства деревянного стола объясняются в терминах фермионов и бозонов. Это пример редукции сущностей (или онтологической редукции). Науке свойственно придерживаться такого вида редукционизма, и это сложно поставить ей в упрек, поскольку ее успех в значительной мере связан именно с таким поиском наиболее простых и элементарных законов реальности.

Все это позволяет нам перейти к рассмотрению всей нашей темы с другой стороны, и задаться вопросом не изнутри науки, а изнутри философии. Показав склонность науки к материализму, мы сейчас хотели бы показать, что философия тоже непосредственно связана с вопросами материального единства мира, что, в частности, заставляет философов разрабатывать более изощренные и гибкие материалистические позиции, которые будут учитывать открытия в области науки.

Так, в свете определенных научных открытий многие философы и ученые поставили под вопрос возможность и необходимость универсальной редукции сложных систем к более простым, заняв антиредукционистскую точку зрения, известную как холизм. Однако, сам этот факт не отверг физикалистско-материалистический подход, который может быть доработан с учетом требований холизма. Одним из таких примеров является работа Барбары Макклинток над кукурузой [1]. К 1930-м годам редукционистская наука привела к мнению, что гены являются фундаментальными и что фенотип (взрослый целостный организм) является результатом генов. Следовательно, фенотип был объясним с точки зрения более низкого уровня - генов. Макклинток получила докторскую степень по ботанике в Корнельском университете в 1927 году. Она работала на Zea mays («кукуруза» в большинстве стран мира, «маис» в Северной Америке). Она рассматривала весь организм и различные его части как равноправных партнеров, а не как уровни, лежащие в основе других уровней, как с редукционистской точки зрения. Ее исследования привели к появлению транспонируемых генов (так называемых прыгающих генов). Механизм требует, чтобы каждая часть целого - части нижнего уровня, составляющие целое, — функционировала частично автономно, а частично как элемент целого. То есть целое играет определяющую роль в функционировании части, а часть играет роль в определении функционирования целого. Нет частей (как в случае атомов), которые определяют целое (как в случае молекул). Целое и части находятся в системе обратной связи. Ее работа породила более полувека философских и теоретических исследований таких идей, как самоорганизующиеся системы и саморегулирующиеся системы. Ее работа также оказала преобразующее влияние на цитогенетику - область, происхождение которой она помогла установить. В 1983 году она была удостоена Нобелевской премии по физиологии и медицине за работу в области цитогенетики и транспонируемых генов.

Другой вид редукции — это редукция теории, или эпистемологическая редукция [9]. В этом случае одна теория сводится к более всеобъемлющей теории. Одним из примеров является взаимосвязь между популяционной генетикой (генетикой Менделя), которая фокусируется на хромосомах и объектах (аллелях), которые объединены в местоположениях на хромосоме, и молекулярной генетикой, которая фокусируется на ДНК. Все еще существует элемент более высокого уровня анализа, который сводится к более низкому уровню анализа. Анализ на уровне хромосом сводится к анализу молекул. Вот почему уместно назвать это редукцией. Тем не менее, здесь можно заметить целый ряд отличий от того, что мы выше разбирали в качестве примеров онтологической редукции отличается во многих отношениях. Во-первых, это попытка свести одну объяснительную структуру к другой объяснительной структуре, оставаясь на том же самом микроуровне. Во-вторых, все законы редуцированной теории должны быть выведены из законов редуцирующей теории. В-третьих, все сущности в редуцированной теории должны быть связаны с сущностями в редуцирующей теории. То есть все сущности в редуцированной теории должны быть определены в терминах одной или нескольких сущностей в

редуцирующей теории. Например, гены в популяционной / хромосомной теории (популяционная генетика и количественная генетика) должны быть связаны с объектами в молекулярной теории - например, с последовательностями нуклеотидов.

Следует признать, что такие редукции очень сложно осуществить в полной мере. Однако, это только доказывает важность самой нашей постановки вопроса о материалистическом единстве мира как основе взаимодействия медицины и философии. Ведь мы не можем исходя из одной только науки и научных практик установить точное положение медицины в ряду других наук. Действительно ли медицина полностью сводится к биологии и генетике? Сводятся ли биологические теории к химическим? Дает ли физика исчерпывающее объяснение химии? На уровне самой науки на все эти ответы приходится ответить отрицательно, и она пока что не дает нам права надеяться на появление какой-либо «теории всего» в ближайшем времени. Именно поэтому такие вопросы остаются в ведении философии, и именно из философского поиска демонстрируется необходимость исходить из материалистического мира, но не как из некоторой простой и фактической данности, а скорее как из некоторого идеала, некоторой цели, некоторой интуиции, которая мотивирует попытки найти точки пересечения разных наук и искать способы коммуникации между этими науками, например между теми же физикой и химией [5].

Мы указали, что редукционизм сущностей является точкой зрения по умолчанию в медицине. Есть ряд философов и врачей, которые оспаривали эту приверженность редукционизму - в медицине и в других науках, особенно в биологии. Ведущим сторонником холизма (и отказа от редукционизма) является Стюарт Кауфман, который имеет степень бакалавра философии и доктора медицины. Он, наряду со многими своими коллегами из Института Санта-Фе в Калифорнии, утверждает, что живые существа автокаталитичны исамоорганизуются [2]. Организм является автокаталитическим, если он катализирует свой собственный процесс. По сути, он контролирует свою собственную деятельность. Скорость обработки многих химических процессов повышается с помощью других химических веществ, называемых катализаторами. Клетки, которые являются автокаталитическими, регулируют свой собственный катализатор химических процессов. В результате процессы, происходящие в клетках, а также автокаталитические агрегации клеток, являются саморегулирующимися и должны изучаться как единое целое. Целое больше, чем сумма его частей, и это дополнительное "больше, чем" может быть понято только путем изучения целого. Самоорганизация — это немного сложнее. Живые клетки способны организовываться и изменять эту организацию. Илья Пригожин [6], физик-химик (1917-2003), был удостоен премии Франки в 1955 году, медали Румфорда в 1976 году и Нобелевской премии по химии в 1977 году за работу над термодинамическими системами, далекими от равновесия. Термодинамические системы могут быть закрытыми, что означает, что внешняя энергия не влияет на систему. Эти системы находятся в термодинамическом равновесии и подчиняются второму закону термодинамики. То есть со временем энергия в системе выравнивается: разница в энергии сводится к нулю. Классическим, хотя и упрощенным примером второго закона термодинамики является пианино. У него есть структура, которую он имеет, потому что кто-то его построил — вложил энергию в систему (пианино). Если оставить его на несколько сотен лет, он развалится. Разница в энергии, которая удерживала его структуру на месте, уменьшится. Существуют также открытые термодинамические системы. Эти системы улавливают энергию. Земля — это пример. Энергия солнца поддерживает жизнь и другие процессы на земле, обеспечивая энергию, которая поглощается открытыми системами. Далекая от равновесия система — это система, которая поглощает много энергии и отдает много энергии. Следовательно, его энергетическое состояние всегда находится в постоянном движении. Клетки и многие скопления клеток представляют собой системы, далекие от равновесия. Энергия всегда поступает в них и выходит из них. Пригожин обнаружил, что эти системы самоорганизуются, что также означает, что они могут

реорганизовываться. Эта особенность означает, что они должны изучаться как единое целое, поскольку то, как взаимодействуют части, зависит от организации целого, которое не зависит от частей. Исследование Барбары Макклинток, описанное выше, и ее модель молекулярной генетики кукурузы являются тому конкретным примером. Такой холистический взгляд представляет собой серьезный вызов редукционистской позиции в биологии и медицине

Таким образом, мы видим, что материализм и материалистическое единство мира были и остаются крайне важной площадкой для диалога между медициной и философией, на которой разрабатывались не только передовые философские направления, но и важные принципы медицинских исследований и практик, и в этом смысле исторические и методологические связи между философией и медициной оказываются всего лишь производным эффектом этой более фундаментальной основы.

Список используемой литературы:

1. Захаренко Л.П. Прыгающие гены // Наука из первых рук. 2007. №1 (13).

2. Климов Г. К. Прессинг на теорию эволюции Чарльза Дарвина продолжается: эволюция или революция видов? // НиКа. 2005.

3. Левин Г. Д. Материализм // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010.

4. Миролюбов Б. К вопросу о взаимосвязи философии и медицины // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №1

5. Печенкин А.А. Проблема редукции химии к физике: диалектика vs аналитическая философия // Epistemology & Philosophy of Science. 2014. №2 (40).

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Наука, 1986.

7. Сокулер З. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Онтология. Тексты философии: учебное пособие для вузов, М.: Академический проект, 2012.].

8. Старчикова М., Бендрикова А., Историческая взаимосвязь философии и медицины // Образование и проблемы развития общества. №4. (10). 2020.

9. Суровягин Д. Объяснительная модель редукции: эпистемологический и онтологический аспекты // Философская мысль. 2018. №12.

10. Юлина Н. «Научный материализм» и проблема психофизического тождества // Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.