Научная статья на тему 'МАТЕМАТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ'

МАТЕМАТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип / анализ / дифференциал / функция / предел / лимит / интегрирование / principle / analysis / differential / function / limit / limit / integration

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маммедова Г., Оразова М.

В этой статье представлен краткий обзор о математике в сфере социальных наук, а также введена информация о ее основных принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICS IN THE FIELD OF SOCIAL SCIENCES AND ITS BASIC PRINCIPLES

This article provides a brief overview of mathematics in the social sciences and introduces information about its basic principles.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ»

УДК 51

Маммедова Г.

преподаватель кафедры высшей математики Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Оразова М.

преподаватель кафедры математического анализа Туркменский государственный университет имени Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)

МАТЕМАТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация: в этой статье представлен краткий обзор о математике в сфере социальных наук, а также введена информация о ее основных принципах.

Ключевые слова: принцип, анализ, дифференциал, функция, предел, лимит, интегрирование.

Отличительной чертой развития науки XXI в. является изменение роли математических знаний в различных предметных областях, включая и социальную, являющуюся одной из важнейшей частью современной жизни человека. О.С. Тамер считает: «Знание математики перестает служить только целям общего развития и приобретения навыков элементарных расчетов, а математический метод мышления становится обязательным для всех направлений научной и практической деятельности. Модернизация математического образования, целью которого является: «...знакомство ... с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач, ... выработки навыков математического исследования прикладных, инженерно-технических вопросов и умения перевести задачу с

профессиональным содержанием на математический язык» Между математикой и социальной деятельностью человека существует двухсторонняя связь: социум формирует «заказ» на прикладные математические технологии, математика разрабатывает специальный аппарат, используемый для решения задач социальной практики. Наглядный пример тому - успешное применение статистических и теоретико-вероятностных концепций для нужд социальной сферы. В социуме особенно важна ясность и точность выражения мыслей. Язык специалиста социальной сферы не должен создавать дополнительных трудностей для восприятия сообщаемой информации, он должен однозначно и без потерь доносить до партнеров идеи и факты, не допускать искажений и возможности иносказательных толкований. Без этого не может быть социальной науки как системы знаний в целом, не может быть уверенности в том, что определенное социальное утверждение не будет искажено при передаче или в процессе рассуждений. Математическая символика позволяет сжимать запись социальной информации, делать её легко обозримой и доступной для последующей обработки. Обширные статистические сведения, используемые в социологии, удается посредством таблицы и аппроксимирующих распределений сжать в одну строку или в короткую таблицу. Оценивая роль математики в научных изысканиях, Е.С. Лихтенштейн писал: «... Алгебра, будучи из всех способов выражать мысль наиболее точным и лучше всего приспособленным к своему объекту, есть одновременно и язык, и аналитический метод; ...» . По мнению У.У. Сойера: «Математики решают проблемы, которые в прошлом не считались математическими, и трудно предсказать, чем они будут заниматься в будущем. Математика - это классификация всех возможных задач и методов их решения» В лексикон современной жизни прочно вошел термин «математизация знаний». Социальная структура нашего общества до самого последнего времени, находящаяся вдали от использования математических методов исследования, теперь усиленно стремится наверстать упущенное. «Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если не прошло через

математические доказательства» . Изучение сложных проблем общественной жизни стало невозможным без построения математических моделей реальных явлений. Построение математических моделей является мощным методом познания социальной действительности и управления ее различными сторонами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Овезов А. Обеспечение экономического образования подрастающего поколения на уроках математики. Научно-методический журнал «Знание», 2013, №3.

2. Аширов О. Основы математического анализа. Тома I-II. - А.: Туркменская государственная издательская служба, 2006.

Mammedova G.

Turkmen State Institute of Architecture and Construction (Ashgabat, Turkmenistan)

Orazova M.

Turkmen State University named after Magtymguly (Ashgabat, Turkmenistan)

MATHEMATICS IN THE FIELD OF SOCIAL SCIENCES AND ITS BASIC PRINCIPLES

Abstract: this article provides a brief overview of mathematics in the social sciences and introduces information about its basic principles.

Keywords: principle, analysis, differential, function, limit, limit, integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.