Секция прикладной математики
рем, сток рек: Дон, Ея, Кальмиус, Кагальник, Миус, Мокрый Еланчик, Самбек. Выполнено численное моделирование для задачи динамики фитопланктона при четырех различных направлениях ветра и при штиле с учетом температуры и солености. В результате численной реализации модели были получены значения концентраций основных групп фитопланктонных водорослей: диатомовых и синезеленых в акватории Таганрогского залива. Вектор скоростей водного потока, соленость и температура воды считались для описываемой модели входными данны.
средние данные значений по различным районам Таганрогского залива. С помощью построенных моделей можно прогнозировать влияние температуры и солености на гибель, размножение клеток фитопланктона и разложение биогенных веществ (солей азота и фосфора), а также на продукцию метаболита.
УДК 519.63:532.55
Т.В. Камышникова, А.В. Никитина
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТА ВЕТРОВЫХ ТЕЧЕНИЙ И ПЕРЕНОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ
Основным инструментом исследования процессов распространения загрязняющих веществ (ЗВ) от автотранспорта на фоне гидрометеорологического режима в реальных условиях городской застройки является метод математического моделирования, включающий в себя анализ физики явления, построение на этой основе математической модели процесса, разработку численных методов и алгоритмов решения задачи, разработку программного обеспечения и проведение вычис-
.
моделирования процессов распространения ЗВ от автотранспорта связано с ограниченными возможностями крупномасштабных натурных экспериментов с транс. , -мерениями на местности, должны служить основой для решения задач прикладной экологии. Основные требования, предъявляемые к данным моделям, заключаются
,
существенные факторы, определяющие рассеяние ЗВ в атмосфере городов. Настоящая работа посвящена разработке и исследованию математической модели для прогнозирования процессов распространения загрязнений от автотранспорта на фоне гидрометеорежима в условиях реальной городской застройки. Данная модель базируется на упрощенной модели локальных атмосферных процессов, используемых в задачах мезометеорологии и диффузионной модели рассеяния примесей в .
Целью работы являлись:
♦ построение и исследование не прерывных и дискретных моделей, описывающих 2- и 3-мерные процессы движения воздушной среды и распространения загрязнений в атмосфере;
♦
применительно к модельной и реальной областям.
Научная новизна работы состоит в следующем:
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
Предложена транспортная модель для прогнозирования процессов движения воздушной среды и ЗВ от автотранспорта в условиях реальной городской застройки. При этом учитывается ряд факторов, определяющих характер и основные закономерности распространения ЗВ от автотранспорта: метеоусловия, интенсивность и организация движения, планировка и ширина автомагистрали, наличие перекрестков, состав и скорость транспортного потока. Показана важность влияния город.
ББК 22.318, 22.161.7
..
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ САМООРГАНИЗОВАННОГО КРИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ОПИСАНИИ ,
СТРУКТУРЫ ТЕКТОНИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
Математическая модель скольжения тектонических блоков при рассмотрении их как отдельных объектов, обладающих локальными напряжениями и демонстрирующая степенной характер в пространственной, временной и энергетической области предложена Олами, Федер, Кристиансен (OFC модель) [1].
В простейшем случае рассматривается кубическая решетка с линейным размером L. Пусть в каждой г-й ячейке определен динамический параметр Ei (напри, ). добавочную величину приращения энергии Ei ^ Ег + АЕ. При выполнении
условия Е1 > Е^ ячейка сбрасывает накопленную энергию, часть из которой
В случае задания произвольного распределения начальных значений E, данная модель демонстрирует сходимость во времени к некоторому устойчивому состоянию, определяемому как состояние самоорганизованной критичности [2].
Проведенное численное моделирование двумерной OFC модели при различных параметрах показывает, что:
1. Достижение критического состояния и его устойчивость определяются граничными условиями модели. В случае периодических и свободных граничных условий система не демонстрирует критического состояния, либо оно является промежуточным при переходе к общему поведению всех ячеек. Только при открытых граничных условиях достигается критическое состояние со степенными законами распределения размеров сбросов и пространственной организацией.
2. Величина управляющего параметра диссипации а (а<1/4) определяет скорость перехода к критическому состоянию. При этом не выявлено предельно ми, .
БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Olami Z, Feder Christensen K. Self-organized criticality in a continuous, nonconserva-
tive cellular automaton modeling earthquakes, Phys.Rev. Lett. 68, 1244-1247. 1992.
2. Binney J.J., Dowrick N.J., Fisher A.J., Newman M.E. The Theory of Critical Phenomena. Oxford University Press. 1992.
передается соседним ячейкам: Et > Emax ^