Научная статья на тему 'Математические модели грузоподъемности пневмоколес'

Математические модели грузоподъемности пневмоколес Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
154
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПНЕВМОКОЛЕСО / КОЭФФИЦИЕНТ ЖЕСТКОСТИ / ПРОТЕКТОР / КАРКАС / ДЕФОРМАЦИЯ / MATHEMATICAL MODELING / PNEUMATIC WHEEL / STIFFNESS COEFFICIENT / PROTECTOR / FRAME / DEFORMATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тарасов Владимир Никитич, Бояркина Ирина Владимировна, Дегтярь Владимир Владимирович

Выполнен анализ математических моделей грузоподъемности пневмоколес, выявлены их особенности и практические возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тарасов Владимир Никитич, Бояркина Ирина Владимировна, Дегтярь Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical model of preumatic wheels capacity

The analysis of mathematical models of carrying capacity pneumatic wheels is done. There is revealed its features and practical ability.

Текст научной работы на тему «Математические модели грузоподъемности пневмоколес»

Библиографический список

1. Barabasi, A.-L. Albert, R. Emergence of scaling in random networks // Science. - 1999. - V. 286. - P. 509-512.

2. Введение в математическое моделирование транспортных потоков / А. В. Гасников [и др.] ; под ред. А. В. Гасникова. -М. : МФТИ, 2010. - 362 с.

3. Задорожный, В. Н. Случайные графы с нелинейным правилом предпочтительного связывания / В. Н. Задорожный // Проблемы управления. - 2011. - № 6. - С. 2-11.

4. Zadorozhnyi, V., Yudin, E. Growing Network: Nonlinear Extension of the Barabasi-Albert Model // Communications in Computer and Information Science. - 2014. - V. 487. -P. 432-439.

5. Юдин, Е. Б. Моделирование устойчивости Интернет в условиях распространении вирусов и случайных отказов элементов сети / Е. Б. Юдин // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2010. - № 1 (87). -С. 190-194.

6. Юдин, Е. Б. Генерация случайных графов предпочтительного связывания /Е. Б. Юдин // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2010. -№ 2 (90). - С. 188-192.

7. Erdos, P., Renyi, A. On random graphs I // Publ. Math. Debrecen. - 1959. - V. 6. - P. 290-297.

8. Clauset, A., Shalizi C. R., Newman M. J. Power-law distributions in empirical data // SIAM Rev. - 2009. - V. 51. -P. 661-703.

9. Krapivsky, P. L., Redner, S. Organization of growing random networks [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://physics.bu.edu/~redner/pubs/pdf/organization.pdf (дата обращения: 16.12.2014).

ЗАДОРОЖНЫЙ Владимир Николаевич, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Адрес для переписки: e-mail zwn@yandex.ru БАДРЫЗЛОВ Владимир Александрович, аспирант кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Адрес для переписки: e-mail v_bad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2014 г. © В. Н. Задорожный, В. А. Бадрызлов

УДК 519.6: 623.437.442 В. Н. ТАРАСОВ

И. В. БОЯРКИНА В. В. ДЕГТЯРЬ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

Омский автобронетанковый инженерный институт

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ПНЕВМОКОЛЕС

Выполнен анализ математических моделей грузоподъемности пневмоколес, выявлены их особенности и практические возможности.

Ключевые слова: математическое моделирование, пневмоколесо, коэффициент жесткости, протектор, каркас, деформация.

Колеса с пневматическими шинами получили широкое применение на автомобилях, тракторах и других наземных транспортных средствах. Основными достоинствами пневмоколесного ходового механизма являются малое сопротивление качению и, следовательно, малая мощность, потребляемая при передвижении транспортного средства; способность гашения вертикальных колебаний, а также простота конструкции и надежность эксплуатации. Изучению свойств и характеристик пневмошин посвящены работы [1—4].

Важнейшим параметром пневмоколеса является грузоподъемность, под которой понимается такая величина вертикальной нагрузки на оси колеса, при которой обеспечивается оптимальный срок службы и рациональное использование шины при заданной скорости движения с учетом эксплуатационных расходов. Превышение допустимой грузоподъемности приводит к чрезмерной деформации шины, увеличению работы внутренних сил трения в шине

и возрастанию напряжения в нитях корда. Эти факторы способствуют быстрому износу шин. Занижение грузоподъемности шины также нежелательно, т.к. связано с ростом размеров шин и удорожанием их стоимости.

Грузоподъемность является главным параметром пневмоколеса, однако достаточно надежных аналитических методов расчета грузоподъемности шин в настоящее время нет. На практике грузоподъемность шин определяют опытным путем при е помощи различных эмпирических и полуэмпириче- К ских формул. М

Основным геометрическим параметром шины | (рис. 1) является радиус го свободной окружности е шины; ширина профиля В, высота профиля Н; диа- С метр посадочного диска й; ширина диска с; шири- ! на беговой дорожки протектора Ьпр, измеряемая | по дуге, и др. е

В США и других странах для определения вертикальной нагрузки С на оси колеса используют

4

G, н

1000

750

500

250

/ 2 У/

Xj!

г

J г

/

Рис. 1. Основные геометрические параметры шины по ГОСТ 17697-72

0,005 0,01 0,015 Х,М

Рис. 3. Зависимость вертикальных нагрузок С на оси колеса от нормальной деформации шины X при разных давлениях воздуха рш: 1 — 0,28 МПа; 2 — 0,20 МПа; 3 — 0,16 МПа

Рис. 2. Фото стенда для исследования пневмоколес: 1 — колесо; 2 — рама; 3 — груз; 4 — измерительные устройства; 5 — опорная плита

3-10

2-10

0 3-Ю-8 6-Ю"8 9-Ю"8 А.,—

Pw Н

Рис. 4. Универсальная характеристика шины 3.00-8: зависимость X2/G от Х/р

эмпирические формулы, которые в общем случае имеют вид

G = f(pl, Bß, Dy, de, сf, ...),

(1)

где рw — давление воздуха в шине; В — ширина профиля; а, р, у — показатели степени в виде постоянных величин или некоторых функций.

Подробный анализ этих исследований и их оценка выполнены в работе [1].

При определении грузоподъемности шин для автокранов, прицепов, передвижных мастерских, кранов-манипуляторов и т. п., целесообразно увеличивать грузоподъемность шины с целью извлечения максимальной эффективности, т. к. в этих случаях шины приходят в негодность в результате временного старения, а не в результате износа протектора или каркаса. Из выполненных исследований наиболее значимым является метод расчета номинальных нагрузок, разработанный В. Л. Бидерманом [1].

Условия подобия шин характеризуются отношениями геометрических параметров: Н/В; d/B; c/B; t/B; Х/B и др. Для геометрически подобных шин с увеличением ширины профиля шины В увеличиваются размеры шины и число слоев корда.

Силовое подобие рассматривается при соответствующих давлениях воздуха и нагрузках на оси колеса.

Для этого необходимо и достаточно, чтобы отношение Х/B (Х — нормальная деформация колеса) было одинаковым для физической модели и натуры колеса.

На рис. 2 представлен изготовленный экспериментальный стенд, на котором выполнено физическое моделирование шины 3.00-8, с целью определения основных параметров и характеристик.

На рис. 3 представлены зависимости нормальной деформаций шины Х от вертикальных нагрузок G на оси колеса при разных давлениях воздуха в шине р =0,28; 0,20; 0,16 МПа.

Xw г г г г г

Таблица 1

Результаты математического моделирования пневмоколеса размером 3.00-8

Нормальная деформация пневмоколеса Деформация протектора и каркаса Коэффициенты жесткости протектора, каркаса и пневмоколеса

X, м ХП м Хк, м С , Н/м С, Н/м С, Н/м

0,014 0,001722 0,012275 0,7406 0,982405 0,86120405

Согласно В. Л. Бидерману [1], нормальная деформация шины X складывается из деформации протектора ХП и деформации каркаса

X = ХП +Х = С/ СП +С/ С,

П к П к

П ^к соответсвенно коэффициент жестко-

где СП, Ск

сти протектора и каркаса, которые представляют собой элементы жесткости, соединенные последовательно.

Коэффициент жесткости пневмоколеса при последовательном соединении элементов определяется по формуле

С =

Сп + С к

сп =Х/с;

С =р /с„

к ' ш 2

G =

X2

— = с, G 2

- + с,

Для шины 3.00-8 представлено уравнение регрессии этой зависимости с коэффиицентом корреляции R2=0,97

(2)

У2 X

— = 2,8508— + 2 • 10"8.

G Рш

(7)

(3)

Используя выражения (6) и (7), получили значения с,=2 . 10-8 м2/Н; с2 =2,8508 1/м. Найденные величины позволяют определять различные параметры и характеристики шины 3.00-8.

Используя выражения (4), можно определить коэффициенты жесткости протектора СП и каркаса Ск (табл. 1). Коэффициент жесткости пневмоколеса С вычисляется по формуле (3).

Деформации протектора и каркаса определяются по формулам:

Коэффициенты жесткости протектора СП и каркаса Ск можно представить в виде выражений

ХП =С/СП; X =С/С .

П П к к

(8)

(4)

где с,, с2 — постоянные величины.

Функцию Ск упростили путем исключения добавки ро к давлению рш в числителе формулы (4) путем исключения низких и нулевых давлений при экспериментальном исследовании работы шины.

Выражение (2) для нормальной деформации С С

приводится к виду X = —---I---. Полученные вы-

V с Р„/с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ражения позволяют определять деформации про-

С С тектора и каркаса X =_с, X = — С.

П X к Р„ Подставляя эти величины в выражение (2), после преобразований получим

На рис. 3 кривая 1 аппроксимирована уравнением регрессии С =532371 X2 + 66935X. Согласно ГОСТ 17697-72, производная от С по X есть функция коэффициента жесткости колеса: C=1064742X +66935.

Для деформации X = 0,014 м имеем коэффициент жесткости колеса 81840 Н/м. Нагрузка на оси пневмоколеса 3.00-8 равна С=CX = 86100 0,014 = = 1205,4 Н.

Рассмотренный метод В. Л. Бидермана для определения коэффициентов с, с2 по универсальной характеристике и предложенные методы физического моделирования имеют важное научное и практическое значение. В данной статье выполнены эксперименты с малой физической моделью шины 3.00-8, которые можно перенести на другие подобные шины.

Известны также формулы [1] для определения нормальной деформации шины

(5)

Р ]

2

Формулу (5) можно представить в следующем виде

X2 X

и давления воздуха в шине

(6)

р* =

с2 GX

X2 - с G

(9)

(10)

Выражение (6) рассматривается как аналитическая функция, в которой каждому значению величины X2/С соответствует одно определенное значение переменной X/рw. Выражение X2/С является зависимой переменной функцией, аX/рw — независимой переменной или аргументом.

Таким образом, выражение (6) является уравнением прямой линии в рассмотренных координатах [4].

На рис. 4 для шины 3.00-8 представлена зависимость X2/С от X/рш которая получила название «универсальная характеристика пневмоколеса» [1].

С помощью полученных экспериментально величин с, и с2 по формулам (9), (10) вычислены значения X = 0,015 и рш =0,28 МПа, которые обеспечивают достаточную точность расчетов.

Рассмотренный метод исследования позволяет определять важные параметры и величины пневмо-колеса.

Однако недостатком метода является малое число используемых параметров пневмоколеса (С, рш X), которые не позволяют в полной мере анализировать условия работы каркаса шины и рассматривать

СпСк

влияние геометрических и конструктивных параметров на грузоподъемность.

Библиографический список

1. Бидерман, В. Л. Автомобильные шины (конструкция, расчет, испытания, эксплуатация) [Текст] / В. Л. Бидерман. — М. : Госхимиздат, 1963. — 384 с.

2. Работа автомобильной шины [Текст] / В. И. Кнороз [и др.]. — Транспорт, 1976. — 238 с.

3. Ульянов, Н. А. Теория самоходных колесных землерой-но-транспортных машин [Текст] / Н. А. Ульянов. — М. : Машиностроение, 1969. — 520 с.

4. Выгодский, М. Я. Справочник по математике [Текст] / М. Я. Выгодский. - М. : АСТ; Астрель, 2011. - 1055 с. -ISBN 978-5-17-053833-1.

ТАРАСОВ Владимир Никитич, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры механики Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ).

БОЯРКИНА Ирина Владимировна, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры механики СибАДИ.

ДЕГТЯРЬ Владимир Владимирович, заведующий кафедрой эксплуатации автобронетанковой и автомобильной техники Омского автобронетанкового инженерного института.

Адрес для переписки: tarasov_vladimir07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2014 г. © В. Н. Тарасов, И. В. Бояркина, В. В. Дегтярь

УДК 519.6: 623.437.442

В. Н. ТАРАСОВ И. В. БОЯРКИНА В. В. ДЕГТЯРЬ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

Омский автобронетанковый инженерный институт

ФИЗИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ПНЕВМОКОЛЕС

Выполнено математическое моделирование грузоподъемности пневмоколеса на основе метода отсечения контакта от оболочки шины, рассмотрена методика физического моделирования пневмоколеса на экспериментальном стенде. Ключевые слова: грузоподъемность, оболочка, площадь контакта, подъемная сила, нормальная деформация.

Главным силовым параметром пневмоколеса является его грузоподъемность. Обзор выполненных работ позволил установить три основных направления развития теории грузоподъемности пневмоко-леса. Направление исследований с применением эмпирических зависимостей позволило накопить опыт создания шин для различных условий эксплуатации [1]. Второе направление базируется на использовании закона Гука и устанавливает связь грузоподъемности, нормальной деформации колеса и давления воздуха в шине. К этому направлению относятся работы В. Л. Бидермана и других авторов [2].

Третье направление составляют работы, связанные с применением законов Гука и Паскаля, использующие метод отсечения контакта шины от пневматической оболочки [3]. Работы этого направления позволяют установить связь грузоподъемности С с геометрическими параметрами и давлением воздуха в пневмоколесе.

Рассмотрим сущность явления грузоподъемности пневмоколеса и физическую сущность термина подъемная сила пневмоколеса. На рис. 1а показано равновесие оболочки шины с отсеченным

контактом, на рис. 1б представлено равновесие отсеченного контакта шины, на рис. 1в показано равновесие оболочки с вырезанным контактом в продольной плоскости колеса.

Отсечение контакта шины от оболочки выполнено вертикальной поверхностью, замкнутой по периметру контакта шины.

Для пояснения сущности термина «подъемная сила колеса» рассмотрим равновесие отсеченного контакта шины и действующие силы на рис. 1б.

Нормальные напряжения ст в поверхности сечения и элементарные моменты Мк по периметру контакта шины взаимно уравновешены на замкнутой траектории периметра контакта [4].

Неуравновешенными в замкнутом сечении остаются только касательные вертикальные напряжения, равнодействующая которых является дополнительной силой, воспринимаемой каркасом шины

AG

¡od ,

где ст — вертикальное касательное напряжение в поверхности сечения на замкнутом периметре

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.