Научная статья на тему 'Математическая модель упругого привода поршней микрокомпрессоров для криогенных установок и пневматических систем_'

Математическая модель упругого привода поршней микрокомпрессоров для криогенных установок и пневматических систем_ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / МИКРОКОМПРЕССОРЫ / ВИНТОВАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПРУЖИНА / ПРУЖИНА С МЕЖВИТКОВЫМ ДАВЛЕНИЕМ / ELASTIC ELEMENTS / MICROCOMPRESSOR / HELICAL COIL SPRING / SPRING COIL PRESSURE / PISTON MACHINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Аистов Игорь Петрович, Смирнов Вадим Дмитриевич

Приведена математическая модель упругого привода поршней микрокомпрессоров для криогенных установок и пневматических систем, выполненного в виде цилиндрической пружины с межвитковым давлением, которая может быть распространена на другие пружинные механизмы с винтовыми цилиндрическими пружинами, в том числе с разомкнутыми витками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Аистов Игорь Петрович, Смирнов Вадим Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mathematical model of elastic drive for pistons of microcompressors for cryogenic refrigerators and pneumatic systems

The mathematical model of elastic drive for the pistons of microcompressors for cryogenic refrigerators and pneumatic systems made as a cylinder with spring coil pressure, which can be used for different spring gears with spiral cylinder springs including springs with open turns.

Текст научной работы на тему «Математическая модель упругого привода поршней микрокомпрессоров для криогенных установок и пневматических систем_»

УДК 621.512: 62-8

И. П. АИСТОВ В. Д. СМИРНОВ

Омский государственный технический университет

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРУГОГО ПРИВОДА ПОРШНЕЙ МИКРОКОМПРЕССОРОВ ДЛЯ КРИОГЕННЫХ УСТАНОВОК И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ____________________________

Приведена математическая модель упругого привода поршней микрокомпрессоров для криогенных установок и пневматических систем, выполненного в виде цилиндрической пружины с межвитковым давлением, которая может быть распространена на другие пружинные механизмы с винтовыми цилиндрическими пружинами, в том числе с разомкнутыми витками.

Ключевые слова: упругие элементы, микрокомпрессоры, винтовая цилиндрическая пружина, пружина с межвитковым давлением.

Малогабаритные поршневые машины, привод поршней которых выполнен в виде кривошипношатунного механизма (КПМ), например, микрокомпрессоры, миниатюрные двигатели Стирлинга, газовые криогенные машины (ГКМ) [1], — нашли широкое применение в объектах, где масса, габариты и ресурс являются определяемыми факторами. Одним из путей миниатюризации малогабаритных поршневых машин является использование в передаточном механизме привода поршней гибких шатунов, выполненных в виде упругих элементов. Такой шатун может быть выполнен, в виде жестко закрепленного в поршне и на обойме шатуна тонкого стержня (плоской пружины) [2], или в виде пружины с межвитковым давлением (ПМВД) [3, 4], для использования которых в практических целях, требуется разработка математической модели с целью оценки его работоспособности.

При составлении математической модели и расчетной схемы шатуна, выполненного в виде пружины с межвитковым давлением (рис. 1) приняты следующие допущения: ПМВД заменялась эквивалентным стержнем (ЭС) с приведенными характеристиками жесткости стержня на сдвиг А1 изгиб А2 и растяжение А3 [5, 6]:

А, =-

8 • Н0 • В,

Jb

p • D3 • i

А3 = -

4•Bp Но

p

p • D3

А2 =

2 • И,

о

p • D • ip І / Bp + І/ Bn витки ПМВД - разомкнуты 3 + Bp / Bn Bp h

І + Bp / Bn p

D

витки ПМВД - сомкнуты

где Н0 = 1=ір ї — начальная длина ПМВД; ір — число рабочих витков ПМВД; ї — высота (диаметр) сечения витка ПМВД; Д = 2Л — средний диаметр навивки ПМВД (Я — средний радиус ПМВД); Бр — кру-

тильная жесткость сечения витка ПМВД; Бп и Bb — изгибные жесткости сечения витка ПМВД относительно ее нормали и бинормали; изгибающий момент М (z), действующий в сечениях ЭС, равен крутящему моменту Mpj, действующему в j-ом витке, т.е. M(z) = =Mpj. Распорными («цепными») усилиями, возникающими в пружине вследствие изменения длины упругой линии ЭС при размыкании витков с изгибом: l 2

рцепн = А3 • J (v'(z))2dz /21 (здесь v(z) — прогиб оси 0

ЭС, l — длина ЭС), пренебрегаем [5].

Ввиду особенности конструкции КПМ привода поршней микрокомпрессоров, прогибы v(z) ЭС принимаются малыми.

На рис. 1 введены следующие обозначения: х, у, z — система координат, в пространстве которых записываются уравнения равновесия шатуна (начало отсчета от заделки витка ПМВД в поршне); v (l) и 0 (l) — прогиб и угол поворота сечения ЭС с координатой z = l ; Q(z) и N(z) — поперечная и продольная силы, действующие в сечении ЭС; l — длина ЭС (или «гибкой» части шатуна); f — длина «жесткой» части шатуна, в которую включается не раскрытые при изгибе ПМВД витки; f0 — радиус обоймы шатуна; r — радиус кривошипа КПМ; D(t) = r • sin(Q-f) — текущее отклонение кривошипа от оси поршня (W — угловая скорость вращения кривошипа); P(D) — сила, действующая на поршень КПМ.

Принимаем, что при стационарном режиме работы ГКМ: v(z, f) = v(z); 0(z, f) = 0(z); N(z, t)=N(z); M(z, t) = M(z).

Закон движения поршня кривошипа ГКМ известен:

N(z)=P(t)=P(D),

где D = r • sin(W • t), r — радиус кривошипа; W = const — угловая скорость кривошипа.

Принимается, что при N(z) > 0 — происходит растяжение шатуна, при N(z) < 0 — сжатие шатуна:

N(z) > P0 + P*;

p

І

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

133

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012

dulzjli ~ dz Ы

Рис. 1. Расчетная схема упругого привода поршня микрокомпрессора, выполненного в виде ПМВД

р, = 1 + Бр / Вп _ | М(2)|

3 + Вр / Вп 0,5 • В

где Р0 — величина предварительного поджатия витков ПМВД; Р — сила взаимодействия витков вследствие изгиба ПМВД; условие раскрытия витков ПМВД без их размыкания относительно друг друга

М №>М0,

где М0 = 0,5 • Р0 • Б — величина момента предварительного поджатия витков пружины.

Рассмотрим дифференциальное уравнение прогибов у^) ЭС в статике, на которые заменяется ПМВД

[5]:

vIV(z) - ^

А2

Ґ

І-

N (z) Аі

л

v'' (z) = о,

(1)

с зависимостями для балки Тимошенко

0(2) = -у'(г)/(1 - N(2)/Д); М(г) = Л2-0'(2);

0(2) = -Л • (у'(2) - 0(2)).

Дифференциальное уравнение (1) является нелинейным, вследствие переменной по длине ЭС продольной силы Ы^) =уаг:

А3 1-

N(z) =

P(Л) - Pо-----3 J(v'(z))2dz,

2I о

витки ПМВД - разомкнуты

|M(z)| 1 + Bp / Bn

± Po ± P(^ - -L-LL----------------p-n

о,5 • D 3 + Bp / Bn витки ПМВД - сомкнуты

и следующих краевых условий закрепления шатуна: v (о) = о; v (I) - в(!) • f = Л - r • (1 - cos в(I)) (2) в (о) = о; M (I) + Q (I) • f + N(I) • R = о;

Нелинейное дифференциальное уравнение (1) с краевыми условиями (2) можно свести к решению задачи Коши:

dv * — = в ;

dz

dв*

dz

= M *;

dM* q* dQ* *

-----= Q ; -----= j ,

dz

dz

с начальными условиями

V(0) = 0; Є * (0) = 0; М* (0) = т; О*(0) = q, (3)

где

* Р(А) + Р0 *

р -—-----------0 • (1 + к1) • М +

А

2

+ — • (1 + 2 • k,) • (M)2 + -А-

■(M*)3;

А2

АІ • А2

m = -M(0) • (1 + k,)/ А2; q = -Q^) • (1 + k,)2/ А2;

А2 1 + Bp / Bn

АК -■

Я 3 + Бр / Бп 1 + к1

кі - (Р(А) + Р0)/ Аі.

Поиск начальных условий (3) осуществлялся по схеме последовательных приближений метода Ньютона [7]:

m<2» m1

q(2) q(1)

дУі дУі

дm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дУ2 дУ2

дm дq

где у1, у2 — функции, зависящие от неизвестных начальных условий т и q и условий закрепления шатуна:

у1(т, q) = у (I, т, q) + 0 (I, т, q) • f * -А;

y 2(m, q) = M (l, v, q) + Q (l, m, q) • f - MR;

f' = f /(1 + *j); MR = P(D + P° • (1 + kt) • R

Ao

В качестве первого приближения рассматривалась линейная постановка с допущением о постоянстве по длине ЭС продольной силы — N(z) =P(A) = = const, что позволило свести уравнение (1) к линейному виду

vIV (z) - k2 • v"(z) = °,

(4)

В формулах (7) введены следующие обозначения: N(l, t) , N(l, t)

MR = ^ • (1 + k1) • R; k1

A2

A,

где k2 = (P(D)/ A2) • (1 + P(D)/ A1).

Решение уравнения (4) может быть предоставлено с помощью нормальной системы фундаментальных функций Vi (z )(i = 1,4) в виде [8]:

v(z) = С1 • V1 (z) + С2 • V2 (z) + C3 • V3 (z) + C3 • V3 (z) ,(5)

где постоянные интегрирования Ct (i = 1,4) получены из условия закрепления шатуна (2).

В работе [9] показано, что основное влияние на динамические нагрузки упругого привода микрокомпрессоров, оказывают угловые колебания нижней обоймы шатуна КПМ. Для учета динамических напряжений, возникающих в витках шатуна — ПМВД КПМ от угловых колебаний нижней обоймы, вместо условий закрепления шатуна (7) в статике рассматривались следующие условия закрепления шатуна:

0(0, t) = 0;

v(l,t)- 0(l,t) • f = r • sin(Q • t); (6)

M(l, t) + Q(l, t) • f + N(l, t) • R = (jm + mf • fm) • 0(1, t) +

+ Вд • 0(l,t) + mf • fm • Q2 • r • sin(Q • t),

где Jm — момент инерции головки шатуна относительно оси вращения кривошипа; m, fm — масса нераскрытых витков пружины, отнесенных к «жесткой» части шатуна и расстояние от центра тяжести нераскрытых витков до оси вращения кривошипа, соответственно; Вд — коэффициент демпфирования, характеризующий диссипативные силы сопротивления.

1. Считаем, что периодическое усилие на поршень P(t) с периодом T=2p/W — задано.

2. Прогибы упругой линии шатуна v(z, t) удовлетворяют решению дифференциального уравнения равновесия шатуна в статике (4), записанного с использованием нормальной системы фундаментных функций (5), то есть рассматривается дорезонансный режим кинематического возбуждения шатуна от кривошипа с угловой скоростью W по отношению к собственным частотам самого шатуна.

Учитывая соотношения балки Тимошенко и пренебрегая массой витков ПМВД, включенную в «жесткую» часть шатуна fm, перепишем граничные условия (6) в виде:

v (0, t) = 0; 0(0, t ) = 0;

C3 • V3(l, t) + C4 • V4(l, t) = A + 0(l, t) • f;

- (v "(l,t)+ v "'(l,t)• f /(1 + kj)) + MR =

= Jm • 0' (l, t)+ Вд • 0(l, t) (7)

•Гт = — •(! +

А2

Учитывая соотношение:

сз • У3(1,г) + С4 • У4(I,г) = -0(1,г)• (1 + к)

Решаем его совместно с третьим уравнением краевого условия (7), относительно постоянных С3 и С4 через А и 0 (1, г)

С3 =_ °(»)(■ + ) -л-_^_ )

ф.М ф.(0

0(1, г )^1 + к) _ А

C4 =

V3(l, t)

(8)

Ф.() Ф*!)

где в = V3 (/, г) + V3 (/, г) • /^; (1 = V4 (1, f) + V4 (1, f) • /^;

Ф. () = Vз' (1,г) • ^ (1,г) - Vз (1,г) • V/ (1,1);

/ = //(1 + к!).

Подставляя полученное решение (8) в четвертое граничное условие (7), получаем уравнение угловых колебаний нижней обоймы шатуна — ПМВД в виде:

9(1, г) + вд • 9(1, г) + — •• 0(1, г) =

■*т Ф.( )

= -Al JNM ^ + k.) • R + A • Ш \ Jm J A2 Ф() J

(9)

где ф(г) = в • д - 1 • 1;

0а (1, г ) = д • V 3 '(1, г)- /•V4 '(1, г) д = v^’{l, г) + V4-(l1 г )• /,;

1 = Vз ' (1, г) + Vз ''(1, г )• /1

Уравнение (9) содержит периодический коэффициент при члене 0 (1, г)

Q2 (t )=i^

)

Jm Ф.(0

(10)

Считаем, что 0 (l, t) » -Q2 • 0(l, t).

Тогда, с учетом обозначений (10), можно записать:

0(l, t )•

1 - -

Q2

F(t) F(t)

(11)

Правая часть уравнения (18) представляет собой статический угол поворота нижней обоймы:

0cm (l) = -

A •

0a(1 )

Ф

Ф.

Ф

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

135

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012

Рис. 2. Расчетные касательные напряжения для шатуна упругого привода поршня, выполненного в виде ПМВД, газовой криогенной машины

Таким образом, решение уравнения (11) можно представить приближенно в виде

в(!, t ) = вcm (I)/(! -——)

W02 (t) ■

(12)

Тогда по заданному отклонению Д и найденному повороту нижней обоймы 0сш (7) по формулам (8) находим постоянные интегрирования С3 и С4. Затем определяем изгибающий момент, действующий в сечениях ЭС

M (z, t ) = - А2 •

С3 • V3''(z, t) + С4 • V4'' (z, t)

І + k

Принимая, что изгибающий момент М (z,г), действующий в сечениях ЭС, равен

MPj(t> =

M (z, t) • sin (2л- • j) + N (z, t) • (1 - cos (2л •j)) витки ПМВД - сомкнуты M (z, t) • sin (2л • j) - N (z, t) • R • cos 0 (z, t), витки ПМВД - разомкнуты

где Мр — крутящий момент, действующему в 7'-ом витке пружины, оценить напряженное состояние в витках ПМВД с учетом угловых колебаний нижней обоймы можно определить по следующей формуле:

тдин j(t) kp

M - M Mpj Mo

Wp

j = 1,2................г'р,

где М0=0,5Р0Я. — величина момента сил предварительного поджатия витков ПМВД (Р0 — сила предварительного поджатия витков ПМВД), кр — коэффициент, учитывающий кривизну витков ПМВД; W —

полярный момент сопротивления сечения витка ПМВД; гр — число рабочих витков ПМВД.

На рис. 2 представлены результаты расчетов касательных напряжений для шатуна упругого привода, выполненного в виде ПМВД, ГКМ КВО 630 [10] при следующих условиях: А =1 * 103 м; /0= 15* 103 м; 1 = 23* •103 м; р = 0,304; 1 = 1* 103 м; В = 5*103 м; гр = 8; Р(г) = = 14,7 Н. В расчетах учтены дополнительные динамические напряжения, возникающие вследствие вращения обоймы шатуна малогабаритной поршневой машины.

Полученные результаты хорошо согласуются с комплексом ресурсных испытаний шатунов, выполненных в виде ПМВД, работающих в составе малогабаритных поршневых машин [4].

Библиографический список

1. Грезин, А. К. Микрокриогенная техника / А. К. Грезин,

B. С. Зиновьев. — М. : Машиностроение, 1977. — 232 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. А. с. 1101632 СССР, МКИ4. Газовая криогенная машина / А. В. Бородин и др. (СССР) // Открытия. Изобретения, 1984. - № 25.

3. А. с. 1101632 СССР, МКИ4. Газовая криогенная машина / А.В. Бородин и др. (СССР) // Открытия. Изобретения, 1989. - № 34.

4. Применение пружин растяжения в приводе вытеснителя криогенного охладителя / А.В. Бородин [и др.] // Химическое и нефтяное машиностроение. — 1989. — № 5. — С. 17.

5. Хвингия, М. В. Вибрации пружин / М. В. Хвингия. — М. : Машиностроение, 1969. — 288 с.

6. Губанова, И. И. Устойчивость пружин с соприкасающимися витками при сжатии / И. И. Губанова. // Вопросы динамики и прочности. — Рига : АН Латв. ССР, 1962. — Вып. 8. —

C. 52 — 64.

7. На, Ц. Вычислительные методы решения прикладных граничных задач / Ц. На. — М. : Мир, 1984. — 296 с.

8. Вибрации в технике : справочник. В 6 т. Т. 1. Колебания линейных систем / Под ред. В. В. Болотина ; ред. совет: В. Н. Че-ломей (пред.). — М. : Машиностроение, 1978. — 352 с.

9. Учет динамических нагрузок в кривошипно-шатунном механизме с гибким шатуном / А. В. Бородин [и др.] // Химическое и нефтяное машиностроение. — 1989. — № 10. — С. 18 — 20

10. Абакумов, Л. Г. Открытое акционерное общество «Сиб-риотехника» / Л. Г. Абакумов, П. К. Карелин // Омский научный вестник. — 1999. — Вып. 8. — С. 98 — 99.

АИСТОВ Игорь Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры «Промышленная экология и безопасность».

СМИРНОВ Вадим Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности ».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10*02*2012 г*

© И* П* Аистов, В* Д* Смирнов

УДК 621.891:51.001.57 Д. Д. ГЛАДЕНКО

Ю. К. МАШКОВ Н. А. ПРОКУДИНА

Омский государственный технический университет

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ___________________________________________

Рассмотрены результаты расчетно-аналитического исследования влияния конструктивных параметров и свойств сырой нефти на режим трения и герметичность торцовых уплотнений нефтеперекачивающих насосов. Показана эффективность такого метода исследования и совершенствования конструкции с целью повышения надежности и долговечности уплотнений.

Ключевые слова: торцовые уплотнения, моделирование, утечки нефти, торцовый зазор, температура, коэффициент гидравлического нагружения.

Введение* Проблему повышения надежности и долговечности технологического оборудования для транспорта углеводородов целесообразно рассмотреть на примере оборудования нефтеперекачивающих станций магистральных нефтепроводов.

Эффективность эксплуатации гидромеханических систем технологического оборудования определяется надежностью и ресурсом их агрегатов и устройств. Основным агрегатом нефтеперекачивающих гидромеханических систем являются высокопроизводительные центробежные насосы.

Наиболее нагруженными и ответственными элементами конструкции насосов являются торцовые уплотнения приводных валов насосов, которые значительно чаще, чем другие элементы, выходят из строя и подлежат замене и ремонту. Проблема повышения надежности и оптимизации характеристик торцовых уплотнений рассматривалась в ряде работ [1—4], однако до настоящего времени до 30 % досрочного вывода из эксплуатации нефтеперекачивающих насосов связано с неисправностями и отказами торцовых уплотнений валов.

В настоящее время широко применяются торцовые уплотнения в виде герметизирующих устройств (ГУ) типов: ТН1, ТМ, Т2. Они рассчитаны для уплотнения валов при перепаде давления нефти и нефтепродуктов до 6,0 МПа при температуре от — 15 до

80 оС и частоте вращения 3000 об/мин. Допускаемая перетечка уплотняемой среды — не более 0,25 л/ч [5].

Торцовые уплотнения представляют собой трибо-систему, обеспечивающую герметизацию соединения неподвижной и вращающейся торцовых кольцевых поверхностей. Они также выполняют функции подшипника и теплообменника.

Согласно техническим условиям, ревизия технического состояния и замена изношенных деталей торцового уплотнения насосных агрегатов при необходимости должна производиться через каждые 8000 часов работы. Следовательно, в течение этого периода торцовые уплотнения должны обеспечивать заданную степень герметичности (перетечки не должны превышать 0,25 л/ч). Анализ данных об эксплуатации насосных агрегатов показывает, что более половины из них при наработке 4000 — 5000 часов (5,5 — 7,5 месяцев) выводятся из эксплуатации или подвергаются ремонту для замены узла торцового уплотнения вследствие значительного увеличения перетечек нефти по уплотнению. Это означает, что в среднем каждый второй узел торцового уплотнения без ремонта вырабатывает только половину межремонтного ресурса.

Основной причиной увеличения негерметичности (перетечек жидкости) торцового уплотнения является абразивный и коррозионно-механический износ трущихся поверхностей контактных колец вследствие

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.