Научная статья на тему 'Математическая модель шатуна кривошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде пружины с межвитковым давлением'

Математическая модель шатуна кривошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде пружины с межвитковым давлением Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
209
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ВИНТОВАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПРУЖИНА / ПРУЖИНА С МЕЖВИТКОВЫМ ДАВЛЕНИЕМ / ПОРШНЕВАЯ МАШИНА / ELASTIC ELEMENTS / THE HELICAL COIL SPRING / SPRING TO INTERTURN PRESSURE / PISTON MACHINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Аистов Игорь Петрович, Смирнов Вадим Дмитриевич

Приведена математическая модель шатуна кривошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде цилиндрической пружины с межвитковым давлением, которая может быть распространена на другие пружинные механизмы с винтовыми цилиндрическими пружинами, в том числе с разомкнутыми витками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Аистов Игорь Петрович, Смирнов Вадим Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces the mathematical model of slider-crank mechanism rod in small-sized piston machines made in the form of spring with interturn pressure. It may be distributed to the other spring mechanisms with the helical coil springs including those with the open loop

Текст научной работы на тему «Математическая модель шатуна кривошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде пружины с межвитковым давлением»

УДК 530.3:621.826.2

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШАТУНА КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННОГО МЕХАНИЗМА МАЛОГАБАРИТНЫХ ПОРШНЕВЫХ МАШИН, ВЫПОЛНЕННОГО В ВИДЕ ПРУЖИНЫ

С МЕЖВИТКОВЫМ ДАВЛЕНИЕМ

И.П. Аистов, В.Д. Смирнов

Омский государственный технический университет E-mail: aistov_i@mail.ru

Приведена математическая модель шатуна кривошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде цилиндрической пружины с межвитковым давлением, которая может быть распространена на другие пружинные механизмы с винтовыми цилиндрическими пружинами, в том числе с разомкнутыми витками.

Ключевые слова:

Упругие элементы, винтовая цилиндрическая пружина, пружина с межвитковым давлением, поршневая машина Key words:

Elastic elements, the helical coil spring, spring to interturn pressure, piston machine

Малогабаритные поршневые машины, привод поршней которых выполнен в виде кривошино-ползунного механизма (КПМ), например, микрокомпрессоры, миниатюрные двигатели Стирлинга, газовые криогенные машины (ГКМ) [1], нашли широкое применение в объектах, где масса, габариты и ресурс являются определяющими факторами. Одним из путей миниатюризации малогабаритных поршневых машин является использование в передаточном механизме привода поршней, гибких шатунов, выполненных в виде упругих элементов. Такой шатун может быть выполнен, в виде жестко закрепленного в поршне и на обойме шатуна тонкого стержня (плоской пружины) [2], или в виде пружины с межвитковым давлением (ПМВД) [3, 4], для использования которых в практических целях, требуется разработка математической модели с целью оценки его работоспособности.

При составлении математической модели и расчетной схемы шатуна, выполненного в виде пружины с межвитковым давлением (рисунок) приняты следующие допущения: ПМВД заменялась эквивалентным стержнем (ЭС) с приведенными характеристиками жесткости стержня на сдвиг А1, изгиб А2 (верхняя строчка в формуле - относится к случаю разомкнутых витков ПМВД, нижняя -к сомкнутым виткам) и растяжение А3 [5, 6]:

А - *НЛ_ ■ А =

і т-чЗ • ; А3

пВ3.

^ H,

пВ3 і

А -

п Dip 1/Bp+\/Bn

З+Bp/Bn

BP h

п D

где Н0=/=ірН, ір, Н, Б=2Я, Вр, Вп и Вь - начальная длина, число рабочих витков, высота (диаметр) сечения витка, средний диаметр навивки (Я - сред-

ний радиус); крутильная жесткость сечения витка, изгибная жесткость сечения витка относительно ее нормали и изгибная жесткость сечения витка относительно ее бинормали для ПМВД, соответственно; изгибающий момент М(г), действующий в сечениях ЭС, равен крутящему моменту МрР действующему в у-м витке, т. е. М(т)=Ма.

Распорными («цепными») усилиями, возникающими в пружине вследствие изменения длины упругой линии ЭС при размыкании витков с изги-/

бом Рцнш = А31(у'(г))2^ /2/ (здесь \(т) - прогиб

0

оси ЭС, I - длина ЭС), пренебрегаем [5].

Виду особенности конструкции кривошипно-ползунного механизма (КПМ), прогибы у(%) ЭС принимаются малыми.

На рис. 1 введены следующие обозначения: х, у, I - система координат, в пространстве которых записываются уравнения равновесия шатуна (начало отсчета от заделки витка ПМВД в поршне); у(!) и

0(1) - прогиб и угол поворота сечения ЭС о координатой 1=1; й(т) и N(1) - поперечная и продольная силы, действующие в сечении ЭС; I — длина ЭС (или «гибкой» части шатуна); £ - длина «жесткой» части шатуна, в которую включается нераскрытые при изгибы ПМВД витки; £ - радиус обоймы шатуна; г - радиус кривошипа КПМ; Л(/)=гет(О/) - текущее отклонение кривошипа от оси поршня (О - угловая скорость вращения кривошипа); Р(Л) - сила, действующая на поршень КПМ.

Принимаем, что при стационарном режиме работы ГКМ: у(г,1)=у(г); 0(г,0=0(г); Щг,()=Щг); Ы(1,1)=И(1).

Закон движения поршня кривошипа ГКМ известен:

м;г)=Р(0=Р(Л), где Л=гет(П0, г - радиус кривошипа; П=сопй -угловая скорость кривошипа.

Принимается, что при N (¿)>0 - происходит растяжение шатуна, при N(г)<0 - сжатие шатуна:

Щ^+Р';

р. = 1 + ВР/Вп \М(г)|

3 + Вр/Вп 0,5В ’

где P0 - величина предварительного поджатия витков; P * - сила взаимодействия витков вследствие изгиба шатуна. Условие раскрытия витков пружины без их размыкания относительно друг друга запишем в виде:

И^Ио,

где Ы0=0,5Р0Б - величина момента предварительного поджатия витков пружины.

Рассмотрим дифференциальное уравнение прогибов у(^) ЭС в статике, на которые заменяется ПМВД [5]:

d4 v( z) N (z)

dz4

A

1-

N ( z) A

d 2v( z)

dz2

= 0,

(1)

с зависимостями для балки Тимошенко [5]

0( г) = -у'( г)/(1 - N ( г)/Д);

М(г) = А20(г); $(г) = -а1(у,(г) -0(г))-

Дифференциальное уравнение (1) является нелинейным вследствие переменной по длине ЭС продольной силы Д^)=уаг (верхняя строчка в формуле - относится к случаю разомкнутых витков ПМВД, нижняя - к сомкнутым виткам):

Р(Д) - Po - A J(v’(z))2dz,

±Po ± P(Д)-

|M(z)|1 + Bp / Bn

0,5D 3 + Bp / B„

и следующих краевых условий закрепления шатуна:

v (0) = 0; v (/) - в (/) f = Д- r(1 - cos в(/)); в (0) = 0; M(/) + Q(/)f + N(/)R = 0. (2)

Нелинейное дифференциальное уравнение (1) с краевыми условиями (2) можно свести к рению задачи Коши:

dv

— = I

dz

de* _ dM * _ dQ *

-----= M ; -----------= Q ; = 9 ,

dz dz dz

с начальными условиями

v(0) = 0; 0*(0) = 0; М*(0) = т; $ (0) = д, (3)

где

Р(Л) + Р0

А

(1 + k) M +

A (M*)3;

+ AR (1 + 2k,)(M *)2 +

A A A

m = - M (0)(1 + k1) / A2;

q = -Q(0)(1 + k)2/ A2; A _A21 + Bp / Bn 1

Я 3 + Вр / Вп 1 + к к = (Р( Л)+Р,)/ а-

Поиск начальных условий (3) осуществлялся по схеме последовательных приближений метода Ньютона [7]:

dwL dWi

(2) m m(1) dm dq W1

(2) q q(1) 8^2 8^2 W2

dm dq

где щ1, щ2 - функции, зависящие от неизвестных начальных условий т и q и условий закрепления шатуна:

Wi(m,q) - v(l,m, q) + 0*(l, m, q)f *-A;

¥2 (m, q) - M*(l, v, q) + Q*(l, m, q)f * -MR;

f* - f/(1 + ki); Mr -

P(A) + P

A2

(1 + ki) R.

В качестве первого приближения, рассматривалась линейная постановка с допущением о постоянстве по длине ЭС продольной силы -^¿)=Р(Л)=сош^ что позволило свести уравнение (1) к линейному виду

d4 v(z) - k2 d2v(z) - 0

(4)

v(0, t) - 0; 0(0, t) - 0;

Сз^з(1, t) + C4V4(l, t) -A+0(l, t)f;

-(v"(l, t) + v'"(l, t) f/(1 + ki)) + Mr -

- 7„0'(і, t) + B0(l, t), (7)

В формулах (7) введены следующие обозначения:

м„ -а+ki)r; ki--N(l,t).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A2

Ai

Jm - Jf (i + ki).

A,

йг4 йг2

где £2=(Р(А)М)(1+Р(А)М).

Решение уравнения (4) может быть предоставлено с помощью нормальной системы фундаментальных функций ¥(і) (і =1,4) в виде [8]:

у(г) = су, (г) + С2У2 (г) + Су (г) + Су (г), (5)

где постоянные интегрирования Сі (і =1,4) получены из условия закрепления шатуна (2).

В работе [9] показано, что основное влияние на динамические нагрузки шатуна ГКМ, оказывают угловые колебания нижней обоймы шатуна КПМ ГКМ. Для учета динамических напряжений, возникающих в витках шатуна-ПМВД КПМ от угловых колебаний нижней обоймы, вместо условий закрепления шатуна (2) в статике рассматривались следующие условия закрепления шатуна:

0(0,і) = 0; у(/, і) -0(1,і)/ = Г БІп( Оі);

(6)

М (1,і) + б(/, і) / + N(1,і) Я =

= (Л, + Щ^)0(1 , і) + В0 (7, і) + Ш/Ут п2г втСО?),

где 1т - момент инерции головки шатуна относительно оси вращения кривошипа; т, /т - масса нераскрытых витков пружины, отнесенных к «жесткой» части шатуна и расстояние от центра тяжести нераскрытых витков до оси вращения кривошипа, соответственно; Вд - коэффициент демпфирования, характеризующий диссипативные силы сопротивления.

1. Считаем, что периодическое усилие на поршень Р(і) с периодом Т=2п/О - задано.

2. Прогибы упругой линии шатуна у(^,/) удовлетворяют решению дифференциального уравнения равновесия шатуна в статике (4), записанного с использованием нормальной системы фундаментных функций (5), то есть рассматривается дорезонансный режим кинематического возбуждения шатуна от кривошипа с угловой скоростью О по отношению к собственным частотам самого шатуна.

Учитывая соотношения балки Тимошенко и пренебрегая массой витков ПМВД, включенную в «жесткую» часть шатуна /т, перепишем граничные условия (6) в виде:

Учитывая соотношение:

С3 7з'(/, I) + с4 V (/, I) = -0(/, 0(1 + и

Решаем его совместно с третьим уравнением краевого условия (7), относительно постоянных С3 и С4 через Л и 0(1,1)

Сз --

0(l, t)(i + ki)- A

Ф. (t)

Ф. (t)

- V4 (l,t);

C4 -0{l,t)(i + ki)_+ _^_v/(/,t), (8)

Ф. (t)

Ф. (t)

где

в = Уз(/, і) + у (1, і) у, й = У4(1, і) + У4 ' (1, і) у Ф, (і) = у' (1, і Щ/, і) -УД і)У,' (1, і);

/ = //(1 + *,).

Подставляя полученное решение (8) в четвертое граничное условие (7), получаем уравнение угловых колебаний нижней обоймы шатуна -ПМВД в виде:

00(1, і) + В (0(1, і) 0(1, і) =

Jm Ф. (t)

--У_ |_Ж(/,0 (i + kj R + a0M

J

A

Ф(t)

(9)

где

Ф(і) = ві - й1; 0а (1, і) = (1, і) -1^4 (1, і);

І = У4 " (1, і) + V? (1, і/ 1 = Уз" (1, і) + V" (1, і)У Уравнение (9) содержит периодический коэф-

фициент при члене 0(l, t) «2(0 -

2,Л_ A2 Ф(t)

Jm ф. (t)

(10)

Считаем, что 0 (/,0«-020(/,0. Тогда, с учетом обозначений (10), можно записать:

0(l, t)

i -

Q

2 Л

Q2(t) ,

-- M

Ф. (t) |A0A (l, t)

O(t) Ф(t) _

. (11)

Правая часть уравнения (11) представляет собой статический угол поворота нижней обоймы:

XI) = -|а5а (/)

,, ф.

+ Mr -----

Ф R Ф

Таким образом, решение уравнения (11) можно представить приближенно в виде

в(1, t) = вст (I)/

1 --

Q2

ЧКО

Тогда по заданному отклонению А и найденному повороту нижней обоймы 0Ш(/) по формулам (8) находим постоянные интегрирования С3 и С4. Затем определяем изгибающий момент, действующий в сечениях ЭС

М (z, t) = - A

CV"(z, t) + C4V/( z, t)

1 + k1 '

МPj (t) =

полненных в виде ПМВД, работающих в составе малогабаритных поршневых машин [4].

Таблица. Результаты прочностного расчета шатуна - ПМВД при продольно-поперечном изгибе

Принимая, что изгибающий момент M(z,t), действующий в сечениях ЭС, равен (верхняя строчка в формуле - относится к случаю разомкнутых витков ПМВД, нижняя - к сомкнутым виткам):

M(z, t)sin(2n j) - N(z, t)Rcos 9(z, t),

M (z, t)sin(2n j) + N (z, t)(1 - cos(2n j)),

где Mpj - крутящий момент, действующий в j-м витке пружины, оценить напряженное состояние в витках ПМВД с учетом угловых колебаний нижней обоймы можно по следующей формуле:

M .-M

тj(t) = кр ш ; j = 1>2-4 ,

WP

где M0=0,5P0R - величина момента сил предварительного поджатия витков (P0 - сила предварительного поджатия витков); кр - коэффициент, учитывающий кривизну витков; Wp - полярный момент сопротивления сечения витка; ip - число рабочих витков.

В таблице представлены результаты расчетов касательных напряжений.

В расчетах учтены дополнительные динамические напряжения, возникающие вследствие вращения обоймы шатуна малогабаритной поршневой машины.

Полученные результаты хорошо согласуются с комплексом ресурсных испытаний шатунов, вы-

Параметры КПМ и значение сжимающей силы

ГКМ КВО 630: А=1'103м /о=15-103 м ¿=23'103м ß=0,304 d=1-103 м 0=Б'103м ip=8 P(t)=14,7 Н

Расчетная модель Касательные напряжения т по j-м виткам, МПа

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Линейная в статике: Л/и)=соп$1 275 225 230 205 175 140 105 65 30

Нелинейная в статике: Л(г)=уаг 115 112 109 106 104 100 97 94 90

Линейная, с учетом угловых колебаний обоймы 250 220 215 195 170 160 175 80 42

Нелинейная, с учетом угловых колебаний обоймы 112 111 110 108 106 103 97 97 95

Выводы

Приведена математическая модель шатуна кри-вошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде цилиндрической пружины с межвитковым давлением. Уравнение прогибов пружины представляет собой нелинейное дифференциальное уравнение четвертого порядка с нелинейными краевыми условиями. Решение нелинейного дифференциального уравнения сводилось к задаче Коши с поиском начальных условий методом Ньютона. В качестве первого приближения рассматривалась линейная постановка задачи с допущением о постоянной продольной силы, действующей на пружину. Предложенная модель может быть использована в проектировочных и прочностных расчетах упругого привода скоростных малогабаритных поршневых машин в микрокомпрессорной и микрокриоген-ной технике.

Статья рекомендована Организационным комитетом V Международной научно-технической конференции «Современные проблемы машиностроения».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грезин А.К., Зиновьев В.С. Микрокриогенная техника. - М.: Машиностроение, 1977. - 232 с.

2. Газовая криогенная машина: авт. свид. 1101632 СССР.

№ 3752941/23-06; заявл. 15.11.83; опубл. 06.05.84 // Открытия. Изобретения, 1984. - № 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Газовая криогенная машина: авт. свид. 1508057 СССР.

№ 4321211/23-06; заявл. 27.10.87; опубл. 23.08.89 // Открытия. Изобретения, 1989. - № 34.

4. Бородин, А.В. и др. Применение пружин растяжения в приво-

де вытеснителя криогенного охладителя // Химическое и нефтяное машиностроение. - 1989. - № 5. - С. 7-8.

5. Хвингия М.В. Вибрации пружин. - М.: Машиностроение,

1969. - 288 с.

6. Губанова И.И. Устойчивость пружин с соприкасающимися витками при сжатии // Вопросы динамики и прочности. - Рига: АН ЛатвССР, 1962. - Вып. 8. - С. 52-64.

7. На Ц. Вычислительные методы решения прикладных граничных задач. - М.: Мир, 1984. - 296 с.

8. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: В.Н. Челомей (предс.) - Т. 1. Колебания линейных систем / под ред. В.В. Болотина. - М.: Машиностроение, 1978. - 352 с.

9. Бородин А.В. и др. Учет динамических нагрузок в кривошипно-шатунном механизме с гибким шатуном // Химическое и нефтяное машиностроение. - 1989. - № 10. - С. 18-20.

Поступила 22.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.