УДК 530.3:621.826.2
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШАТУНА КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННОГО МЕХАНИЗМА МАЛОГАБАРИТНЫХ ПОРШНЕВЫХ МАШИН, ВЫПОЛНЕННОГО В ВИДЕ ПРУЖИНЫ
С МЕЖВИТКОВЫМ ДАВЛЕНИЕМ
И.П. Аистов, В.Д. Смирнов
Омский государственный технический университет E-mail: [email protected]
Приведена математическая модель шатуна кривошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде цилиндрической пружины с межвитковым давлением, которая может быть распространена на другие пружинные механизмы с винтовыми цилиндрическими пружинами, в том числе с разомкнутыми витками.
Ключевые слова:
Упругие элементы, винтовая цилиндрическая пружина, пружина с межвитковым давлением, поршневая машина Key words:
Elastic elements, the helical coil spring, spring to interturn pressure, piston machine
Малогабаритные поршневые машины, привод поршней которых выполнен в виде кривошино-ползунного механизма (КПМ), например, микрокомпрессоры, миниатюрные двигатели Стирлинга, газовые криогенные машины (ГКМ) [1], нашли широкое применение в объектах, где масса, габариты и ресурс являются определяющими факторами. Одним из путей миниатюризации малогабаритных поршневых машин является использование в передаточном механизме привода поршней, гибких шатунов, выполненных в виде упругих элементов. Такой шатун может быть выполнен, в виде жестко закрепленного в поршне и на обойме шатуна тонкого стержня (плоской пружины) [2], или в виде пружины с межвитковым давлением (ПМВД) [3, 4], для использования которых в практических целях, требуется разработка математической модели с целью оценки его работоспособности.
При составлении математической модели и расчетной схемы шатуна, выполненного в виде пружины с межвитковым давлением (рисунок) приняты следующие допущения: ПМВД заменялась эквивалентным стержнем (ЭС) с приведенными характеристиками жесткости стержня на сдвиг А1, изгиб А2 (верхняя строчка в формуле - относится к случаю разомкнутых витков ПМВД, нижняя -к сомкнутым виткам) и растяжение А3 [5, 6]:
А - *НЛ_ ■ А =
і т-чЗ • ; А3
пВ3.
^ H,
пВ3 і
А -
2Н
п Dip 1/Bp+\/Bn
З+Bp/Bn
BP h
п D
где Н0=/=ірН, ір, Н, Б=2Я, Вр, Вп и Вь - начальная длина, число рабочих витков, высота (диаметр) сечения витка, средний диаметр навивки (Я - сред-
ний радиус); крутильная жесткость сечения витка, изгибная жесткость сечения витка относительно ее нормали и изгибная жесткость сечения витка относительно ее бинормали для ПМВД, соответственно; изгибающий момент М(г), действующий в сечениях ЭС, равен крутящему моменту МрР действующему в у-м витке, т. е. М(т)=Ма.
Распорными («цепными») усилиями, возникающими в пружине вследствие изменения длины упругой линии ЭС при размыкании витков с изги-/
бом Рцнш = А31(у'(г))2^ /2/ (здесь \(т) - прогиб
0
оси ЭС, I - длина ЭС), пренебрегаем [5].
Виду особенности конструкции кривошипно-ползунного механизма (КПМ), прогибы у(%) ЭС принимаются малыми.
На рис. 1 введены следующие обозначения: х, у, I - система координат, в пространстве которых записываются уравнения равновесия шатуна (начало отсчета от заделки витка ПМВД в поршне); у(!) и
0(1) - прогиб и угол поворота сечения ЭС о координатой 1=1; й(т) и N(1) - поперечная и продольная силы, действующие в сечении ЭС; I — длина ЭС (или «гибкой» части шатуна); £ - длина «жесткой» части шатуна, в которую включается нераскрытые при изгибы ПМВД витки; £ - радиус обоймы шатуна; г - радиус кривошипа КПМ; Л(/)=гет(О/) - текущее отклонение кривошипа от оси поршня (О - угловая скорость вращения кривошипа); Р(Л) - сила, действующая на поршень КПМ.
Принимаем, что при стационарном режиме работы ГКМ: у(г,1)=у(г); 0(г,0=0(г); Щг,()=Щг); Ы(1,1)=И(1).
Закон движения поршня кривошипа ГКМ известен:
м;г)=Р(0=Р(Л), где Л=гет(П0, г - радиус кривошипа; П=сопй -угловая скорость кривошипа.
Принимается, что при N (¿)>0 - происходит растяжение шатуна, при N(г)<0 - сжатие шатуна:
Щ^+Р';
р. = 1 + ВР/Вп \М(г)|
3 + Вр/Вп 0,5В ’
где P0 - величина предварительного поджатия витков; P * - сила взаимодействия витков вследствие изгиба шатуна. Условие раскрытия витков пружины без их размыкания относительно друг друга запишем в виде:
И^Ио,
где Ы0=0,5Р0Б - величина момента предварительного поджатия витков пружины.
Рассмотрим дифференциальное уравнение прогибов у(^) ЭС в статике, на которые заменяется ПМВД [5]:
d4 v( z) N (z)
dz4
A
1-
N ( z) A
d 2v( z)
dz2
= 0,
(1)
с зависимостями для балки Тимошенко [5]
0( г) = -у'( г)/(1 - N ( г)/Д);
М(г) = А20(г); $(г) = -а1(у,(г) -0(г))-
Дифференциальное уравнение (1) является нелинейным вследствие переменной по длине ЭС продольной силы Д^)=уаг (верхняя строчка в формуле - относится к случаю разомкнутых витков ПМВД, нижняя - к сомкнутым виткам):
Р(Д) - Po - A J(v’(z))2dz,
±Po ± P(Д)-
|M(z)|1 + Bp / Bn
0,5D 3 + Bp / B„
и следующих краевых условий закрепления шатуна:
v (0) = 0; v (/) - в (/) f = Д- r(1 - cos в(/)); в (0) = 0; M(/) + Q(/)f + N(/)R = 0. (2)
Нелинейное дифференциальное уравнение (1) с краевыми условиями (2) можно свести к рению задачи Коши:
dv
— = I
dz
de* _ dM * _ dQ *
-----= M ; -----------= Q ; = 9 ,
dz dz dz
с начальными условиями
v(0) = 0; 0*(0) = 0; М*(0) = т; $ (0) = д, (3)
где
Р(Л) + Р0
А
(1 + k) M +
A (M*)3;
+ AR (1 + 2k,)(M *)2 +
A A A
m = - M (0)(1 + k1) / A2;
q = -Q(0)(1 + k)2/ A2; A _A21 + Bp / Bn 1
Я 3 + Вр / Вп 1 + к к = (Р( Л)+Р,)/ а-
Поиск начальных условий (3) осуществлялся по схеме последовательных приближений метода Ньютона [7]:
dwL dWi
(2) m m(1) dm dq W1
(2) q q(1) 8^2 8^2 W2
dm dq
где щ1, щ2 - функции, зависящие от неизвестных начальных условий т и q и условий закрепления шатуна:
Wi(m,q) - v(l,m, q) + 0*(l, m, q)f *-A;
¥2 (m, q) - M*(l, v, q) + Q*(l, m, q)f * -MR;
f* - f/(1 + ki); Mr -
P(A) + P
A2
(1 + ki) R.
В качестве первого приближения, рассматривалась линейная постановка с допущением о постоянстве по длине ЭС продольной силы -^¿)=Р(Л)=сош^ что позволило свести уравнение (1) к линейному виду
d4 v(z) - k2 d2v(z) - 0
(4)
v(0, t) - 0; 0(0, t) - 0;
Сз^з(1, t) + C4V4(l, t) -A+0(l, t)f;
-(v"(l, t) + v'"(l, t) f/(1 + ki)) + Mr -
- 7„0'(і, t) + B0(l, t), (7)
В формулах (7) введены следующие обозначения:
м„ -а+ki)r; ki--N(l,t).
A2
Ai
Jm - Jf (i + ki).
A,
йг4 йг2
где £2=(Р(А)М)(1+Р(А)М).
Решение уравнения (4) может быть предоставлено с помощью нормальной системы фундаментальных функций ¥(і) (і =1,4) в виде [8]:
у(г) = су, (г) + С2У2 (г) + Су (г) + Су (г), (5)
где постоянные интегрирования Сі (і =1,4) получены из условия закрепления шатуна (2).
В работе [9] показано, что основное влияние на динамические нагрузки шатуна ГКМ, оказывают угловые колебания нижней обоймы шатуна КПМ ГКМ. Для учета динамических напряжений, возникающих в витках шатуна-ПМВД КПМ от угловых колебаний нижней обоймы, вместо условий закрепления шатуна (2) в статике рассматривались следующие условия закрепления шатуна:
0(0,і) = 0; у(/, і) -0(1,і)/ = Г БІп( Оі);
(6)
М (1,і) + б(/, і) / + N(1,і) Я =
= (Л, + Щ^)0(1 , і) + В0 (7, і) + Ш/Ут п2г втСО?),
где 1т - момент инерции головки шатуна относительно оси вращения кривошипа; т, /т - масса нераскрытых витков пружины, отнесенных к «жесткой» части шатуна и расстояние от центра тяжести нераскрытых витков до оси вращения кривошипа, соответственно; Вд - коэффициент демпфирования, характеризующий диссипативные силы сопротивления.
1. Считаем, что периодическое усилие на поршень Р(і) с периодом Т=2п/О - задано.
2. Прогибы упругой линии шатуна у(^,/) удовлетворяют решению дифференциального уравнения равновесия шатуна в статике (4), записанного с использованием нормальной системы фундаментных функций (5), то есть рассматривается дорезонансный режим кинематического возбуждения шатуна от кривошипа с угловой скоростью О по отношению к собственным частотам самого шатуна.
Учитывая соотношения балки Тимошенко и пренебрегая массой витков ПМВД, включенную в «жесткую» часть шатуна /т, перепишем граничные условия (6) в виде:
Учитывая соотношение:
С3 7з'(/, I) + с4 V (/, I) = -0(/, 0(1 + и
Решаем его совместно с третьим уравнением краевого условия (7), относительно постоянных С3 и С4 через Л и 0(1,1)
Сз --
0(l, t)(i + ki)- A
Ф. (t)
Ф. (t)
- V4 (l,t);
C4 -0{l,t)(i + ki)_+ _^_v/(/,t), (8)
Ф. (t)
Ф. (t)
где
в = Уз(/, і) + у (1, і) у, й = У4(1, і) + У4 ' (1, і) у Ф, (і) = у' (1, і Щ/, і) -УД і)У,' (1, і);
/ = //(1 + *,).
Подставляя полученное решение (8) в четвертое граничное условие (7), получаем уравнение угловых колебаний нижней обоймы шатуна -ПМВД в виде:
00(1, і) + В (0(1, і) 0(1, і) =
Jm Ф. (t)
--У_ |_Ж(/,0 (i + kj R + a0M
J
A
Ф(t)
(9)
где
Ф(і) = ві - й1; 0а (1, і) = (1, і) -1^4 (1, і);
І = У4 " (1, і) + V? (1, і/ 1 = Уз" (1, і) + V" (1, і)У Уравнение (9) содержит периодический коэф-
фициент при члене 0(l, t) «2(0 -
2,Л_ A2 Ф(t)
Jm ф. (t)
(10)
Считаем, что 0 (/,0«-020(/,0. Тогда, с учетом обозначений (10), можно записать:
0(l, t)
i -
Q
2 Л
Q2(t) ,
-- M
Ф. (t) |A0A (l, t)
O(t) Ф(t) _
. (11)
Правая часть уравнения (11) представляет собой статический угол поворота нижней обоймы:
XI) = -|а5а (/)
,, ф.
+ Mr -----
Ф R Ф
Таким образом, решение уравнения (11) можно представить приближенно в виде
в(1, t) = вст (I)/
1 --
Q2
ЧКО
Тогда по заданному отклонению А и найденному повороту нижней обоймы 0Ш(/) по формулам (8) находим постоянные интегрирования С3 и С4. Затем определяем изгибающий момент, действующий в сечениях ЭС
М (z, t) = - A
CV"(z, t) + C4V/( z, t)
1 + k1 '
МPj (t) =
полненных в виде ПМВД, работающих в составе малогабаритных поршневых машин [4].
Таблица. Результаты прочностного расчета шатуна - ПМВД при продольно-поперечном изгибе
Принимая, что изгибающий момент M(z,t), действующий в сечениях ЭС, равен (верхняя строчка в формуле - относится к случаю разомкнутых витков ПМВД, нижняя - к сомкнутым виткам):
M(z, t)sin(2n j) - N(z, t)Rcos 9(z, t),
M (z, t)sin(2n j) + N (z, t)(1 - cos(2n j)),
где Mpj - крутящий момент, действующий в j-м витке пружины, оценить напряженное состояние в витках ПМВД с учетом угловых колебаний нижней обоймы можно по следующей формуле:
M .-M
тj(t) = кр ш ; j = 1>2-4 ,
WP
где M0=0,5P0R - величина момента сил предварительного поджатия витков (P0 - сила предварительного поджатия витков); кр - коэффициент, учитывающий кривизну витков; Wp - полярный момент сопротивления сечения витка; ip - число рабочих витков.
В таблице представлены результаты расчетов касательных напряжений.
В расчетах учтены дополнительные динамические напряжения, возникающие вследствие вращения обоймы шатуна малогабаритной поршневой машины.
Полученные результаты хорошо согласуются с комплексом ресурсных испытаний шатунов, вы-
Параметры КПМ и значение сжимающей силы
ГКМ КВО 630: А=1'103м /о=15-103 м ¿=23'103м ß=0,304 d=1-103 м 0=Б'103м ip=8 P(t)=14,7 Н
Расчетная модель Касательные напряжения т по j-м виткам, МПа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Линейная в статике: Л/и)=соп$1 275 225 230 205 175 140 105 65 30
Нелинейная в статике: Л(г)=уаг 115 112 109 106 104 100 97 94 90
Линейная, с учетом угловых колебаний обоймы 250 220 215 195 170 160 175 80 42
Нелинейная, с учетом угловых колебаний обоймы 112 111 110 108 106 103 97 97 95
Выводы
Приведена математическая модель шатуна кри-вошипно-ползунного механизма малогабаритных поршневых машин, выполненного в виде цилиндрической пружины с межвитковым давлением. Уравнение прогибов пружины представляет собой нелинейное дифференциальное уравнение четвертого порядка с нелинейными краевыми условиями. Решение нелинейного дифференциального уравнения сводилось к задаче Коши с поиском начальных условий методом Ньютона. В качестве первого приближения рассматривалась линейная постановка задачи с допущением о постоянной продольной силы, действующей на пружину. Предложенная модель может быть использована в проектировочных и прочностных расчетах упругого привода скоростных малогабаритных поршневых машин в микрокомпрессорной и микрокриоген-ной технике.
Статья рекомендована Организационным комитетом V Международной научно-технической конференции «Современные проблемы машиностроения».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грезин А.К., Зиновьев В.С. Микрокриогенная техника. - М.: Машиностроение, 1977. - 232 с.
2. Газовая криогенная машина: авт. свид. 1101632 СССР.
№ 3752941/23-06; заявл. 15.11.83; опубл. 06.05.84 // Открытия. Изобретения, 1984. - № 25.
3. Газовая криогенная машина: авт. свид. 1508057 СССР.
№ 4321211/23-06; заявл. 27.10.87; опубл. 23.08.89 // Открытия. Изобретения, 1989. - № 34.
4. Бородин, А.В. и др. Применение пружин растяжения в приво-
де вытеснителя криогенного охладителя // Химическое и нефтяное машиностроение. - 1989. - № 5. - С. 7-8.
5. Хвингия М.В. Вибрации пружин. - М.: Машиностроение,
1969. - 288 с.
6. Губанова И.И. Устойчивость пружин с соприкасающимися витками при сжатии // Вопросы динамики и прочности. - Рига: АН ЛатвССР, 1962. - Вып. 8. - С. 52-64.
7. На Ц. Вычислительные методы решения прикладных граничных задач. - М.: Мир, 1984. - 296 с.
8. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. совет: В.Н. Челомей (предс.) - Т. 1. Колебания линейных систем / под ред. В.В. Болотина. - М.: Машиностроение, 1978. - 352 с.
9. Бородин А.В. и др. Учет динамических нагрузок в кривошипно-шатунном механизме с гибким шатуном // Химическое и нефтяное машиностроение. - 1989. - № 10. - С. 18-20.
Поступила 22.03.2011 г.