Научная статья на тему 'Математическая модель циркуляции мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора'

Математическая модель циркуляции мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
251
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСМИССИЯ / КОЛЕСНЫЙ ТРЕЛЕВОЧНЫЙ ТРАКТОР / ЦИРКУЛЯЦИЯ / МОЩНОСТЬ / TRANSMISSION / WHEELED SKIDDER / CIRCULATION / POWER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кочнев А. М.

Предложены методика и математические модели оценки циркуляции мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора, позволяющие выбирать оптимальные конструктивные параметры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кочнев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical Model of Power Circulation in Wheeled Skidder Transmission

Technique and mathematical models for power circulation assessment in wheeled skidder transmission are offered allowing to select the optimal design parameters.

Текст научной работы на тему «Математическая модель циркуляции мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора»

УДК 630*377 А.М. Кочнев

С.-Петербургская государственная лесотехническая академия

Кочнев Александр Михайлович родился в 1958 г., окончил в 1981 г. Ленинградскую лесотехническую академию, доктор технических наук, профессор кафедры технологии лесозаготовительных производств С.-Петербургской государственной лесотехнической академии, член-корреспондент РАЕН, академик МАН ВШ, почетный машиностроитель. Имеет более 110 печатных работ в области исследования технического уровня и эксплуатационной эффективности лесосечных машин. E-mail: kama_npk@mail.ru

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦИРКУЛЯЦИИ МОЩНОСТИ В ТРАНСМИССИИ КОЛЕСНОГО ТРЕЛЕВОЧНОГО ТРАКТОРА

Предложены методика и математические модели оценки циркуляции мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора, позволяющие выбирать оптимальные конструктивные параметры.

Ключевые слова: трансмиссия, колесный трелевочный трактор, циркуляция, мощность.

В моторно-трансмиссионных установках мобильных колесных машин с блокированными приводами ведущих мостов движителя возникает «паразитная» мощность, циркулирующая в трансмиссии, вызывающая дополнительный расход топлива, износ шин и увеличение напряженности элементов конструкции. Источниками возбуждения этой мощности в основном являются микронеровности опорной поверхности, конструкция подвески, динамические радиусы шин, зависящие от распределения веса машины по осям. Циркуляцию паразитной мощности в трансмиссии автомобиля с блокированным приводом мостов основательно исследовал акад. АН СССР Е.А. Чудаков [4, 5].

У колесных трелевочных тракторов в отличие от автомобилей трансмиссия и ходовая система имеют конструктивные особенности. Так, связь среднего и заднего ведущих мостов является блокированной, функции подвески (рессоры и амортизаторы) выполняют шины низкого и сверхнизкого давления, а внутримолекулярное трение в материале шины обеспечивает диссипацию энергии. Кроме этого, микропрофиль трелевочного волока и лесовозной дороги создает более интенсивное возбуждающее воздействие на систему трактор - пачка древесины, чем микропрофиль автомобильной дороги [1, 3].

Целью наших исследований является разработка математической модели для оценки циркуляции мощности в трансмиссии трелевочного трактора колесной формулы 6К6, позволяющей на стадии проектирования

оценивать влияние конструктивных параметров трактора и режимов его эксплуатации на величину циркулирующей мощности, а также назначать рациональные технические решения по ее снижению.

Примем следующие обоснованные допущения: трактор совершает установившееся прямолинейное движение по горизонтальной поверхности; нормальная нагрузка на колеса правого и левого бортов распределяется равномерно; давление воздуха в шинах одинаковое; динамическим радиусом качения каждой оси является среднее значение для левого и правого бортов. Основным отличием трелевочного трактора ОАО ОТЗ колесной формулы 6К6 от 4К4 служит дополнительная балансирная тележка привода среднего и заднего мостов. Отсутствие межосевого дифференциала в приводе как переднего, так среднего и заднего мостов вызывает, в зависимости от режима движения трактора, возникновение циркулирующей паразитной мощности между передним и задним мостами, а также внутри самой балансирной тележки между средним и задним мостами.

Схема сил и моментов, действующих на трелевочный трактор колесной формулы 6К6 при движении с пачкой древесины по волоку, представлена на рис. 1.

Распределение нагрузок по ведущим осям - величина переменная, зависящая как от Ркр, Спв, /кр, так и от коэффициента качению и коэффициента сцепления ф. Пренебрегая сопротивлением воздушной среды (Р„ = 0) и учитывая первоначальные условия ^ = 0 и Р, = 0), определяем реакции,

действующие на ведущие мосты трактора:

Рис. 1. Схема сил и моментов, действующих на трелевочный трактор колесной формулы 6К6 при движении с пачкой древесина по волоку: От - эксплуатационный вес трактора; РкЬ Рк2, Рк3 - касательные силы тяги; Я1, Я2, Я3 - вертикальные реакции; гдЬ гд2, гд3 - динамические радиусы качения колес; Спв - часть веса пачки древесины, передаваемая на трактор; Ркр - горизонтальная составляющая

крюковой силы тяги; Р^, Р/2, Р/з - силы сопротивления качению колес; Рг - сила сопротивления подъему; Р,- - сила инерции; Рк - сила лобового сопротивления воздушной среды; кг, ^ - координаты центра тяжести трактора; ккр, /кр - координаты точки приложения крюковой силы тяги; а1, а2, а3 - расстояния от ведущих осей до точек приложения вертикальных реакций грунта

Я, + ^ + Я3 - О - О* = 0; (1)

'кр ккр - ^п (1 кр +

Я1 (Ь + а1 + 1з) + Я2 (аг + \г + ¡з) + Я3аз + Р'к^ - Оъп (!_ + д3) -

(2)

- От (Ь - ¡1 + ¡3)+(От + опв )/щ + (От + опв / + (От + оп / = о,

где /к1, /к2, /к3 - коэффициенты сопротивления качению колес передней, средней и задней осей трактора. Распределение суммарной радиальной реакции Я2 + Я3 по осям 2 и 3 зависит от соотношения между плечами ¡2 и ¡3. Обычно у балансирных тележек эти плечи равны, тогда с известной долей приближения можно принять Я2 « Я3.

Сделав необходимые преобразования с учетом принятых допущений:

(От + оп )/к1 = я/к Гд ;(От + оп )/к2 = Я2 /к % и(От + оп /; Я2 = Я3 ; /к1 = /кг = /щ = /к ,

получим

Я 2 = Яз = 0,5(ОТ + Опв - Я1). (3)

Исходя из особенностей взаимодействия колесного трелевочного трактора с пачкой древесины и волоком, анализа результатов экспериментальных исследований нагруженности элементов трансмиссии трактора 6К6 [2]

Рис. 2. Схема распределения мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора 6К6: N - мощность, подведенная от двигателя; N1', - мощности, передаваемые к главным передачам осей 1 и 2, 3; Ы1, N - мощности, подведенные к колесам осей 1 и 2; Ы'г1, Ыг'2,з - мощности, теряемые на трение в главных передачах осей 1 и 2-3; Ы/, Ыг", Ыг"' - мощности, расходуемые на качение, проскальзывание и пробуксовку колес осей 1, 2, 3; Ыа1, Ыа2 - мощность, отведенная от осей 1, 2 к трактору; Ыа3 = Ы3 - мощность, подведенная от трактора к оси 3; Ыа - мощность, передаваемая от всех осей к трактору; N3 = Ыц - мощность, циркулирующая в замкнутом контуре балансирной тележки; N2 - мощность, переданная через главную передачу осей 2, 3

и с учетом рекомендаций [4, 5] рассмотрим следующий случай движения колесного трелевочного трактора по волоку: колеса оси 1 пробуксовывают, ведущие; колеса оси 2 имеют чистое качение, ведущие; колеса оси 3 имеют чистое качение, тормозящие.

При этом Гд1 >гд2 > гд3. Схема распределения мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора 6К6 ОАО ОТЗ с пачкой древесины, соответствующая рассматриваемому случаю движения, представлена на рис. 2.

Запишем выражения для определения всех перечисленных выше мощностей, приняв = Х2 = Х3 = X:

г г г

Ые = N1 + N2 N = [фу б1 + /к (у + у б)]

N2 = /к к2у;Ы 2 = /к Я3У;

=— (/к + фМ (у+у б1); N = (Ф+/к М (у+у б1 );

Пт

N2 =

'Г 1 >

V Пт - 1 у

N1 ^а! =фЯ1у^к = Р£ у;

N 2 = 0,5у

( 1 ^

+ Л т '[рк2 -фЙ1 + / + Я3 )] + (— -Л т'

1л т

' 1 П т

N 2 =— N2;

N 2 = 0,2

р^-ФЯ + /к + Я;+С2

V;

N. 2 = 0,5

Рк2-фЯ + С2

V;

N; 2,3 =

Ц. -

V п т

С

N 2;

N.3 = N 3 = 0,5|^ - Рк2+Ф^1 IV.

с,

(4)

Л

V >т у

И наконец

Гг. „ 1

(5)

^ц = = 0,5

г

г - Р^Ф - гк+ *з)

где V - скорость движения трактора;

vб1 = со\г1 - г30 -Х(Рк1 - Ргз )] - скорость пробуксовывания колес оси 1;

Лт - КПД главной передачи; Лт' - то же при передаче мощности от колес;

С2 = - г20 - коэффициент, равный разности радиусов свободного качения колес осей 1 и 2;

X - коэффициент тангенциальной эластично -

сти шин; с - частота вращения колеса;

РкЕ - суммарная сила тяги, РкЕ =Рк1+Рк2+ Рк3;

г2°, г30 - свободные радиусы колес осей 1, 2 и 3.

Анализ уравнения (5) показывает, что паразитная мощность, циркулирующая в замкнутом контуре балансирной тележки, растет с увеличением разности радиусов свободного качения колес осей 1 и 2, поступательной скорости движения трактора и сцепной силы тяги переднего моста, уменьшением тангенциальной эластичности шин, вертикальных реакций на колесах балансирной тележки (нагрузки на крюке), силы сопротивления качению трактора, свободной суммарной касательной силы тяги.

Выводы о влиянии конструктивных параметров и режимов эксплуатации трелевочного трактора колесной формулы 6К6 на характер и значение паразитной мощности, циркулирующей в трансмиссии, подтверждаются

Показатели работы МТУ и значения мощности, циркулирующей в балансирной тележке трактора ТКЛ-6-02

№ опыта Характер проведения опыта v , м/с (км/ ч) M т Н • м n т, мин-1 N т кВт M Е У Н • м n'j с-1 N Е У кВт N з.к.в кВт N кр кВт N к кВ т N бт ц кВт

1 ТКЛ-6- 02 I п —» ТКЛ-6-04 н.п. 1,19 (4,3) 153 1909 29, 8 51 1,3 0 4,0 21,4 8,8 14, 2 7,6

2 ТКЛ-6- 02 II п —» ТКЛ-6-04 н.п. 2,51 (9,1) 294 1832 54, 9 670 2,7 4 11, 2 53,3 21,1 32, 3 32,2

3 ТКЛ-6- 02 III п —» ТКЛ-6-04 н.п. 4,23 (15, 2) 589 1574 94, 5 789 4,6 2 22, 3 120,2 38,9 59, 3 83,2

4 ТКЛ-6-02 IV п. — ТКЛ-6-04 н.п. 5,03 (18, 1) 938 1109 106 ,0 589 5,4 9 19, 8 130,7 44,2 66, 7 83,8

результатами испытаний трактора ТКЛ-6-02 (6К6) ОАО ОТЗ, выполненными под руководством автора [2] (см. таблицу и рис. 3).Условия испытаний: лесная дорога плотная песчано-гравийная, передний мост трактора включен, математические ожидания: V — поступательной скорости движения тракторов; М т - крутящего момента на валу турбинного колеса гидротрансформатора гидротрансформатора; пт - частоты вращения вала турбинного колеса ГТ; Nт - мощности на валу турбинного

колеса ГТ; Му - суммарного крутящего момента на полуосях переднего моста трактора; П^ - частоты вращения перед-

них колес трактора; - суммарной

мощности на полуосях переднего моста; ' з.кв - крутящего момента на заднем

N з

карданном валу (привода балансирной

тележки); N кр - мощности на крюке

Рис. 3. Зависимость мощности, циркулирующей и балансирной тележке и между ведущими мостами трактора ТКЛ-6-02 от скорости движения, Ркр = 9,0 кН

— —бт

трактора; Nk - мощности на ведущих колесах трактора; Nu^ - мощности, циркулирующей в балансирной тележке. Кроме того: 1п, IIn, IIIn, IV - номер включенной передачи; н. п. - нейтральная передача.

Анализ результатов исследований показывает, что паразитная мощность, циркулирующая в балансирной тележке колесного трелевочного трактора, существенно зависит от скорости его поступательного движения, увеличиваясь, например для трактора ТКЛ-6-02, от 7,6...11,5 кВт на скорости 4,3 км/ч до 84,0...90,0 кВт на скорости 18,0 км/ч при практически близкой к постоянной нагрузке на крюке трактора (8,9...9,4 и 9,1 кН соответственно). Попытки варьирования нагрузки на крюке трактора ТКЛ-6-02 при заданной скорости его движения, близкой к постоянной, показали, что увеличение Ркр не оказывает существенного влияния на значение паразитной мощности, циркулирующей в балансирной тележке.

Полученные результаты исследований паразитной мощности, а также ее зависимости от поступательной скорости движения и нагрузки на крюке совпадают с основными теоретическими положениями Е. А. Чудакова [5], а также результатами его экспериментальных исследований применительно к трансмиссиям автомобилей колесной формулы 6К6, оснащенных баланси-ными тележками [4].

Выводы

1. В трансмиссии трелевочного трактора колесной формулы 6К6 возникает циркулирующая паразитная мощность, зависящая в первую очередь от поступательной скорости движения, нагрузки на крюке и достигающая 65...70 % от номинальной мощности двигателя.

Разработанная математическая модель циркуляции мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора 6К6 дает возможность: оценивать паразитную мощность; выбирать основные параметры трактора на стадии проектирования и принятия к серийному производству, включая массовые и геометрические показатели базовой машины и технологического оборудования, упруго-демпфирующие характеристики шин, параметры трансмиссии, введение дополнительных конструктивных решений; оценивать влияние различных технических решений для трансмиссии и ходовой системы на значение циркулирующей «паразитной» мощности; определять область оптимальных конструктивных решений, дающих возможность ее снижения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуков, А.В. Основы проектирования специальных лесных машин с учетом их колебаний [Текст] / А.В. Жуков, А.И. Кадолко. - Минск: Наука и техника, 1978. - 264 с.

2. Кочнев, А.М. Рабочие режимы отечественных колесных трелевочных тракторов [Текст] / А.М. Кочнев. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2008. - 520 с.

3. Кочнев, А.М. Теория движения колесных трелевочных систем [Текст] / А.М. Кочнев. - Там же, 2007. - 612 с.

4. Чудаков, Е.А. Циркуляция мощности в системе бездифференциальной тележки с эластичными колесами [Текст] / Е.А. Чудаков. - М.: Изд-во АН СССР, 1947. - 216 с.

5. Чудаков, Е.А. Циркуляция паразитной мощности в механизмах бездифференциального автомобиля [Текст] / Е.А. Чудаков. - М.: Машгиз, 1950. - 80 с.

Поступила 19.11.08

гч о

« Н

Л

а. о

н

и

Л

а. н о

и П

а

н «

о я а. я

о

я а

Ю

а «

и

а 2 а.

Ч

И а.

н и о я 3

о

и В" Л

Л

н о

Ю Л

а.

ч

и

н

Л

И О

В

н Ю -г н я чо сч" сп" сп" 1 сп оо оо

1>Г ^ ^ ^ <м" сТ чсГ ^н СП "О ЧО

Л кг 00 1 <4 оо" ^ 00 °° <М СП

аа Г) ^ СП <4 ^ © о ^ £ 2 2

и <—, СЧ^ сп^ ОС ^ -ч СМ -ч

1« О О ^ N О* СП г- ЧО

И ^ ^ К о о\ о\ ПГ Г- 00 00 ■»' ЧО г-

кВт 00 Оч "О °„ оС ^ тг § <м «1 о\ 3

н7я 1К В Л N ^ № О СП г о Оч 00 "О ^н

; з к сп о\ оо о\ оо сп ^н (М «-) 0\

V , м/с (км/ч) 1 ^ <4 «-Г о оо" ч н .л н

Характер проведения опыта в в в . в .в .в в в в в ьчОЫОДОмО 11 1 1 ГЧчОг^Ю^ЧО^ЧО 5Н5Н5Н5Н н 1 Р 1 н 1 н 1

03 £ § ' в о 1 {Ч со ^

о И

ю о о <и Я О

и

£ И

оо О

ю

о «

§

ч

<и &

О

в

И

03

в

в а С

Выводы

В трансмиссии трелевочного трактора колесной формулы 6К6 возникает циркулирующая паразитная мощность, зависящая в первую очередь от поступательной скорости движения, нагрузки на крюке и достигающая 65...70 % от номинальной мощности двигателя.

Разработанная математическая модель циркуляции мощности в трансмиссии колесного трелевочного трактора 6К6 дает возможность: оценивать паразитную мощность; выбирать основные параметры трактора на стадии проектирования и принятия к серийному производству, включая массовые и геометрические показатели базовой машины и технологического оборудования, упруго-демпфирующие характеристики шин, параметры трансмиссии, введение дополнительных конструктивных решений; оценивать влияние различных технических решений для трансмиссии и ходовой системы на значение циркулирующей паразитной мощности; определять область оптимальных конструктивных решений, дающих возможность ее снижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.