Научная статья на тему 'Математическая модель процесса изменения дохода торговой компании, расширяющей свое присутствие на рынке'

Математическая модель процесса изменения дохода торговой компании, расширяющей свое присутствие на рынке Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМО С НЕОГРАНИЧЕННЫМ ЧИСЛОМ ЛИНИЙ И ПОВТОРНЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ / МЕТОД ПРЕДЕЛЬНОЙ ДЕКОМПОЗИЦИИ / QS WITH AN UNLIMITED NUMBER OF LINES AND REPEATED REFERENCES / A METHOD OF LIMITING DECOMPOSITION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ананина Ирина Алексеевна

Рассматривается задача определения средней величины дохода торговой компании и его изменение при проведении маркетинговой акции «Подарок за покупку». В качестве математической модели процессов изменения числа клиентов компании рассматриваются потоки двухфазной системы массового обслуживания с неограниченным числом линий и реализацией повторных обращений к фазам. Исследование суммарного потока системы проводится методом предельной декомпозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ананина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of determining the average income of a trading company and its change during the marketing campaign "gift for your purchase» is considered. As mathematical model of number of companys clients change processes we consider the streams of two-phase queuing system with unlimited number of lines and realization of repeated references to phases. The flow of customers for the first time shopping in a trading company, is modeled by the elementary flow of events with parameter ƒ. Having made purchase, the client considers some time, whether to apply to this company again or choose another. We assume that the duration of time intervals thinking customers are independent identically distributed random variables with arbitrary distribution function B1( x). After considering, with probability 1− r1 the client won't address any more in the given trading company, preferring it another, and with the probability of r1 customer returns. At the moment of returning of the client in the company, with probability 1−q purchases already made by the client in the sum don't exceed some set size. In this case the client is the client of the first category and the probability of returning in the company at it remains the same, r1. If the amount of customer purchase in the company exceeds the specified threshold, and it will happen with probability q, then a client becomes a client of the second category, and probability of returning in the company and time of considering for it change on r2 and B2(x) respectively. Thus, a flow of repeat clients' appeals, described by random processesn1(t), n2(t), where nk(t) number of client calls of the k-th category, received by the trading company for the observation time t. The research problem of total random process n(t) = ƒ(t) +n1(t) +n2(t) in considered system, where ƒ(t ) is the number of initial references to system, and a finding of its generating function is put. Using the method of limiting decomposition, the form of generating function of the numbers of all clients of the trading company is found. The form of characteristic function of the income of the company and its expectation and variance is received. The research of the companys income change process under conditions of carrying out of the marketing action «the gift for purchase» is made. An expression for determining the optimal cost of the gift maximizing the income of the company is received. The example of use of the received analytical expressions for calculation of desirable cost of a gift, for the purpose of attraction of the maximum number of clients or for the associated maximizing monetary profit from the action carrying out is resulted.

Текст научной работы на тему «Математическая модель процесса изменения дохода торговой компании, расширяющей свое присутствие на рынке»

2011

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Управление, вычислительная техника и информатика

№ 2(15)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

УДК 519.872

И.А. Ананина МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ИЗМЕНЕНИЯ ДОХОДА ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ, РАСШИРЯЮЩЕЙ СВОЕ ПРИСУТСТВИЕ НА РЫНКЕ

Рассматривается задача определения средней величины дохода торговой компании и его изменение при проведении маркетинговой акции «Подарок за покупку». В качестве математической модели процессов изменения числа клиентов компании рассматриваются потоки двухфазной системы массового обслуживания с неограниченным числом линий и реализацией повторных обращений к фазам. Исследование суммарного потока системы проводится методом предельной декомпозиции.

Ключевые слова: СМО с неограниченным числом линий и повторными обращениями, метод предельной декомпозиции.

Теория массового обслуживания как аппарат математического моделирования хорошо зарекомендовала себя во многих сферах человеческой деятельности. Широко используется этот аппарат в сетях связи, при решении некоторых экономических задач, задач управления промышленного сектора. Благодаря непрерывному развитию этих и многих других отраслей нашей деятельности и постоянному усложнению возникающих задач, не снижается потребность в создании новых математических моделей и развитии методов их исследования.

Маркетинг - одна из областей экономической науки, в которой теория массового обслуживания до сих пор не применялась в качестве аппарата математического моделирования. Между тем средства ТМО позволяют моделировать потоки клиентов торговой компании с учетом их категорий и оптимизировать на этих моделях условия проведения различных маркетинговых акций, отслеживая их влияние на величину дохода компании.

В настоящей работе проводится исследование потоков клиентов некоторой торговой компании, расширяющей свое присутствие на рынке, то есть желающей привлечь как можно больше клиентов, проводя, в частности, маркетинговую акцию «Подарок за покупку». Определяется процесс изменения дохода этой компании, его среднее значение и дисперсия, рассматривается влияние на доход проводимой акции.

1. Математическая модель

Пусть поток клиентов, впервые совершивших покупку в некоторой торговой компании, моделируется простейшим с параметром X. Совершив покупку, клиент некоторое время обдумывает, обращаться ли ему в эту компанию повторно или выбрать другую. Будем считать, что продолжительности интервалов времени

обдумывания клиентов являются независимыми одинаково распределенными случайными величинами с произвольной функцией распределения Б1 (х). После обдумывания с вероятностью 1 - г1 клиент больше не обратится в данную торговую компанию, предпочитая ей другую, а с вероятностью г1 клиент вернется. На момент возвращения клиента в компанию, с вероятностью 1 - q уже совершенные клиентом покупки в сумме не превышают некоторую заданную величину. В этом случае клиент является клиентом первой категории и вероятность возвращения в компанию у него остается та же, г1. Если же сумма покупок клиента в данной компании превышает эту заданную пороговую величину, а произойдет это с вероятностью q, то такой клиент становится клиентом второй категории, причем вероятность возвращения в компанию и функция распределения времени обдумывания для него меняются на г2 и Б2(х) соответственно. Время обдумывания для клиентов каждой категории стохастически независимы и одинаково распределены. Таким образом, формируются потоки повторных обращений клиентов, описываемые случайными процессами п1 (ґ), п2 (ґ), где пк (ґ) - число обращений клиентов к-й категории, поступивших в торговую компанию за время наблюдения ґ. Обозначим v(t) - число обращений новых клиентов в компанию. Таким образом, модель изменения числа клиентов некоторой торговой компании можно представить в виде двухфазной системы массового обслуживания (СМО) с неограниченным числом линий, произвольным временем обслуживания на фазах, с повторными обращениями (рис. 1).

Рис. 1. Потоки клиентов торговой компании в виде двухфазной бесконечнолинейной СМО

Ставится задача исследования суммарного случайного процесса

n(t) = v(t) + n1 (t) + n2 (t)

в рассматриваемой системе, где v(t ) - число первичных обращений к системе, и нахождение его производящей функции.

2. Метод предельной декомпозиции

Для решения поставленной задачи предлагается метод предельной декомпозиции [1]. Суть этого метода заключается в следующем.

Входящий поток по равномерной полиномиальной схеме делится на N независимых простейших потоков с параметром Х/N, заявки каждого потока направля-

ются для обслуживания на соответствующий прибор. Таким образом, получаем совокупность N независимых однолинейных СМО. Будем полагать, что эти СМО с отказами. То есть новая заявка, поступившая в систему, занятую обслуживанием, теряется. При N^1^ вероятностью потерь заявок можно пренебречь, и тогда суммарные характеристики совокупности N однолинейных СМО сходятся к характеристикам исходной модели. Таким образом, задача нахождения распределения вероятностей числа обращений в СМО с неограниченным числом линий сводится к решению задачи нахождения распределения вероятностей числа обращений в однолинейной СМО с отказами.

Согласно алгоритму предложенного метода предельной декомпозиции, от рассмотренной математической модели перейдем к рассмотрению однолинейной двухфазной СМО, на вход которой поступает простейший с параметром XN поток заявок. Для этой системы рассмотрим соответствующий суммарный случайный процесс n(t,N) = v(t,N) + n (t,N) + n2 (t,N). Введем следующие обозначения: k(t) - состояние прибора, то есть

г(0 - длина интервала от момента времени t до момента окончания текущего обслуживания, если прибор занят. Полученный трехмерный случайный процесс {к(),п(/,N),г()} является марковским.

Тогда Р0 (п, t, N) = Р{к() = 0,п(, N) = п} - вероятность того, что в момент времени t линия свободна и за это время к системе обратилось п заявок.

Рк (п, г,t, N) = Р{к{) = к,п (^ N) = п, г()< г} - вероятность того, что занят прибор к-й фазы обслуживанием заявки соответствующего типа, за время t поступило п заявок и до конца обслуживания остается времени меньше г, к = 1, 2 .

Составим прямую систему дифференциальных уравнений Колмогорова [2, с. 317] для распределения вероятностей {Р0 (п,t,N),Рк (п,г,t,N) трехмерного

случайного процесса {к(t),п(^N),г^)} :

3. Нахождение производящей функции суммарного числа клиентов компании

NPo(n> t, N ),

+ (1 - q )r1B1( z )

ôPl(n -1,0,t,N) dz

3P2 (n, z, t, N) dP2 (n, z, t, N) dP2 (n, 0, t, N) „ _ dp (n -1,0, t, N) +

Рассмотрим производящие функции

ад

£ хпР0 (п,t,N) = Н0 (х,t,N),

п

п=0

ад

£ хпР1 (п, 2, t, N ) = Н1 (х, г, t, N), (1)

п=0

ад

£хпР2 (п,2,t,N) = Н2 (х,2,t,N).

п=0

Функции Н0 (х, t, N), Н1 (х, г, t, N) и Н2 (х, г, t, N) удовлетворяют системе дифференциальных уравнений в частных производных [3]:

=_А Н0 (х,,, N ) + £ (1 _гк )дНк(хА t,Л'1,

д N к=1 д2

дН, (х, г, t, N) дН, (х, г, t, N) X , ч , ч

П > > > ! =----П > > > > + _ в (г) хН 0 (х, t, N) +

дt дг N и ' 0 ^ '

, , ч , ч ч дН (х,0,;,N)

+(I1 _ я )хВ1 (2)_1)—-----------------, (2)

дг

дН2(x,2t,N) = дН1(х12,Г1М) + ^ (,)дН1 (x,0,t,N) +

дt дг дг

, , ч ч дН2 (х,0,;,N)

+ (Г2хВ2 (г)_ 1) ^ д, ’

решение которой будем искать в виде

Н0 (x,t,N) = 1 _N^ (x,t) + с(N) ,

Н (х,г,t,N) = N^ (х,г,t) + °(^) > (3)

Н 2 (x, 2,1-, N )= N ^ (x, 2, t )+0^ -1 ) .

Тогда уравнения для функций ¥0 (х,t), Р1(х,2,t) и ¥2 (х,2,t) имеют вид

дй^=х_£(|_'к)/к(х.О; (4)

д к=1

д^ 2, t) + ХхВ1 (2 ) + ( (1 _ я )хВ1 (2)_ ^ (x, t); (5)

дЕг ( ^ t) = др2 ((22,) + Г1дхВ2 (2)^ (x, ^ + (2хВ2 (2) _^2 (х t) , (6)

. , ч дк (х,0,;)

где ./к (x, t)=——, к=1,2.

дг

Решение линейного дифференциального уравнения первого порядка в частных производных (5) определяется решением системы обыкновенных дифференциальных уравнений для характеристических кривых

Ж = d2 = dF| (х, 2, t)

1 -1 ХхВ1(г) + (г1 (1 _ я)хВ1(г) _ 1) /1(х, {)

Тогда общее решение Е1 (х, 2,t) уравнения (5) запишем следующим образом:

;

^1(х, 2, t) = Ф(2 + t) +|[ХхВ1(2 + t _ 5) + (Г1 (1 _ Я)хВ1(2 + t _ 5) _ 1)/ (х, 5)]? , (7)

0

где Ф(г) - произвольная дифференцируемая функция.

Для определения частного решения необходимо воспользоваться начальными условиями

* ^ N), 7Д

(8)

р2 ( -,o, N )={0!

(0, п > 0,

(Я2 (2, N), п = 0;

Я0 ^) + Я (ад, N)+ Я2 (ад, N) = 1.

Рассмотрим стационарное распределение вероятностей состояния линии обслуживания. Из (1) следует, что выполняются равенства

Н 0(1, t, N) = Л0( N),

Нк (1,2, t, N) = Як (2, N), к = 1, 2. (9)

Стационарные вероятности Я0 ^), Я1 (2, N) и Я2 (2, N) можно представить в виде

Я0 <* > =1 _ NЯ’Ч N),

Я (•'," )= 1^Я‘ (2 > + °(^) ' к = ^ 2. <10)

Тогда, согласно (3), (7) и (8),

^( х, 2,0) = Ф( 2) = Я1 (2 ) .

Вероятности Я0, Я1 (2) и Я2 (2) с учетом (9) определяются решением системы (4) - (6) при х=1:

0 = Х-£ (1 -Гк )Як'(0),

к=1

0=я1 (2)+щ (2)+((1 - я)В (2) - 1)Я1Г (0) ,

0 = Я2 (2) + ГЯВ2 (2)Я1 (0) + (Г2В2 (2)- 1))2 (0).

А именно:

R (z ) =1—0 I ( - B (s )); ()

1 - ri(1 - q )

R (z) = (^ (1 )0 I(1 -B2 (s))ds ; ()

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1 - r2 X1 - ri (1 - q ))0

R -[(1 - r2 )b1 + mh ] ,10)

(1 - r1(1-q))(1-r2Г

где b1 и b2 это математические ожидания случайных величин, имеющих функции распределения B1 (x) и B2 (x) соответственно.

Таким образом, частное решение дифференциального уравнения (5) принимает вид

Л z + t

F1(x, z, t) = -------- I (1 - B1(y))dy +

1 - r1(1 - q) 0

t

+| [-xB1 (z +1 - s) + (r1 (1 - q) xB1 (z +1 - s) -1) f1 (x, s) ] ds. (11)

0

Аналогичным образом находим частное решение уравнения (6):

Л z+t

F2( x z, t) =71-( (1-------) I (1 - B2( y))dy +

(1 -r2X1 -r1 (1 -q)) 0

t

+| [rjqxB2 (z +1 - s) f (x, s) + (r2 xB2 (z +1 - s) -1) f2 (x, s)]ds. (12)

0

И, следовательно, подставляя решения (11,12) в уравнение (4), получаем его решение:

Fo(x,t) = (r2)b) + -t + ( - 1)[f (x,s)ds + (r2 - 1)_[f2(x,s)ds. (13)

i1 - r2 )(1 - r111 - q)) 0 0

При этом неизвестные функции f(x, t) и f2(x, t) являются решениями интегральных уравнений

f (x,t)=1—-—0+-fx-1—1—o!B1(t)+xri (1-q0Ibi(t-s)1(x,)ds; (14)

1 - r1(1 - q0 I 1 - r1(1 - q )) 0

f2 (x, t) = (1 - r (1 -rqq)1 - r ) (1 - B2 (t)) + xr\q[b2 (t - s)f (x s)ds +

t

+ xr21b2 (t - s)of2 (x, s)ds (15)

0

соответственно.

При z^œ имеем

F (х, t) = -F0( x, t) + F1( x, да, t) + F2( x, да, t) = t t

= Xt(x-1) + rj (x-1)If (x,s)ds +r2 (x-1) | f2 (x,u)du .

0 0

Учитывая, что

( 1 1 1 ( 1 ^N G (x, t)=йда^ - N Fo(x,t)+n F <xда,')+F2(x,да, ^+°Ь JJ ,

можно найти производящую функцию G (x, t) исследуемого случайного процесса n(t):

G (x, t) = exp j(x - 1) jxt + r1 |f (x, s )ds + r21 f2 (x, s )dsJJ. (16)

Знание найденной производящей функции суммарного числа клиентов необходимо для определения основных числовых характеристик дохода торговой компании.

4. Процесс изменения дохода торговой компании

Обозначим S(t) - доход компании, полученный за время работы t. Как мы уже договорились, n(t) - суммарное количество клиентов, обратившихся в данную торговую компанию за время t. Пусть стоимость отдельной совершаемой покупки есть случайная величина 4 с математическим ожиданием a.

Тогда очевидно, что

n(t )

S (t ) = Цг . (17)

i=0

Рассмотрим характеристическую функцию величины дохода компании, полученного за время t:

n(t) ( n(t )

-а 2 œ -а 2

H (а, t ) = Me~aS (t ) = Me i=0 i =2 M \e i=1 '

n=0

n(t) = n >P(n,t) =

= 2Mjne aq‘\n(t) = nJP(n,t) = 2ф”(a)P(n,t). (18)

n=0 [ i=1 J n=0

Здесь ф(а) = Me~a - характеристическая функция случайной величины £.

Производящая функция суммарного числа клиентов, совершивших покупку за время t, согласно (16), имеет вид

да j ( t t ^J

Mxn(t ^ = 2 xnP (n, t) = G (x, t) = exp j (x -1) Xt + r1 | f (x, s)ds + r21 f2 (x, s)ds

n=0 [v 0 0 V

Из (18) следует, что

H (a, t) = Me^a(t ^ = G (ф(а), t) = j ( t t ^J

= exp<!(ф(а)-1) Xt + r11f (ф(а),s)ds + r21f2 (ф(а),s)ds

Так как среднее значение суммарного дохода компании, полученного за время /, есть

MS (t ) = -

dH (a, t)

да

при этом

а=0

ф(0) = 1, ф'(0) = -а,

t t

то

MS (t) = a <Xt + r11 f1 (1,5)ds + r21 f2 (1, s)ds >.

Величина дисперсии дохода компании

DS(t) = M|2 jit + r1|f (1,s)ds + r2|f2 (1,s)dsj

2a І ds+r21

df2 (1, s) d a

ds

(19)

(20)

5. Исследование изменения дохода торговой компании при проведении маркетинговой акции «Подарок за покупку»

Пусть с целью привлечения клиентов компания проводит акцию «Подарок за покупку». При этом вероятность возвращения клиента к-й категории в данную компанию возрастает. При стоимости подарка т рублей предположим следующую зависимость:

rk(м)=rk ,1- (,1- rk ,0) )- m )

(21)

где m < a, rk 0 - вероятность повторного обращения клиента к-й категории в данную компанию, работающую в обычном режиме, гк 1 - максимально возможная

вероятность повторного обращения клиента к-й категории за время проведения акции.

Суммарный доход торговой компании S(t), полученный за время t проведения акции, определяется выражением

n(t)

S(t) = £&■ -m). (22)

i=0

Ставится задача нахождения оптимального отношения цены подарка к средней стоимости покупки y=M/a, обеспечивающего максимальный доход компании за время t проведения акции.

Рассмотрим характеристическую функцию величины суммарного дохода компании, полученного за время t проведения акции «подарок за покупку». Аналогично (18) получим

n(i)

" / ч afrt-I -a Z -m)

H (a, t )= Me (t> = Me '=0 =

Г ( t t M

= exp <j(y(a)-1) Xt + r11 f (y(a),s)ds + r21f2 (y(a),s)ds

I ( 0 0 У

Здесь у (а) = Ме а('^‘ т) - характеристическая функция разности цены покупки и величины т - бонуса выдаваемого покупателю при совершении им покупки величиной 4-

Аналогично рассуждениям пункта 4, находим математическое ожидание и дисперсию величины дохода компании, полученного за время ґ проведения акции:

МБ(ґ) = (а - т иХґ + г1 |/ (1,5)ds + г21/ (1,5)ds 1; (23)

ВБ(ґ) = (М( + т2 - 2ат) Хґ + г11/ (1,5)ds + г21/2 (1,5)ds

I о о і

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ( ) '^/х (1,5 Ь , Ґ / (1,5)/

- 2(а-т) I г ----- —1 ds + г2 ---- —1 ds

у Л ^ dа 21 dа

(24)

6. Оптимальное отношение цены подарка к средней стоимости покупки

Теперь определим оптимальное значение величины у отношения цены подарка т к среднему значению стоимости покупки а, обеспечивающее максимальную прибыль компании.

Будем рассматривать среднюю величину дохода компании, полученного за время проведения акции t, как функцию от величины у:

М( ) = /(у) = а(1 -у)|^ + Г (у)}./; (l,5)ж + г2 (у)}/ (l,5(25)

где гк (У) = гк;-(,; -гк,о)(1 -У)2 (26)

для к-й категории покупателей, к = 1, 2.

Согласно виду интегральных уравнений (14-15), функции /к (1,5) будут зависеть от вероятностей возвращения клиентов, а следовательно, в условиях акции, и от величины у.

Тогда

/'(у) = а (1 -у) X гк (у)/л(^5)ж+£гк(^^у5)*

к=1

к=1

(27)

-^ -Х гк (у)} л(1,5

к=1 0 у

Из необходимого условия / '(у) = 0 можно найти оптимальное значение у.

Приведем численный пример. В случае экспоненциального распределения времени обдумывания клиентов, при вероятности смены категории клиента Я = 0,3, с начальными вероятностями возвращения г10 = 0,225 , г20 = 0,4 и максимальными г11 = 0,8 и г21 = 0,7 в случае проведения акции, при средней стоимости покупки 3000 рублей и около 10 обращений новых клиентов в день, за месяц работы компания, не проводя акции, получит доход 1,2 млн рублей. Количество продаж при этом составит около 400. При проведении акции «Подарок за по-

купку» число продаж может превысить 680 в месяц, и при этом компания получит чистую прибыль в 146 тысяч рублей. Стоимость подарка при этом должна составлять 1000 рублей. Если же компания не желает получать никакой прибыли, а только увеличить число своих клиентов, то при стоимости подарков равной 1700 рублей, число продаж компании возрастет более чем в два раза, превысив 880 обращений в месяц. Дальнейшее же увеличение стоимости подарка будет уменьшать доход компании.

Заключение

Проведено исследование суммарного потока обращений в двухфазной СМО с неограниченным числом линий и повторными обращениями к фазам как математической модели суммарного потока клиентов торговой компании. Найдена производящая функция суммарного числа клиентов компании, математическое ожидание и дисперсия дохода компании в условиях обычного функционирования и в условиях проведения маркетинговой акции «Подарок за покупку». Приведен пример использования полученных аналитических выражений для расчета желательной стоимости подарка, с целью привлечения максимального числа клиентов или для попутного получения некоторой денежной прибыли от проведения акции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова А.С., Моисеева С.П., Назаров А.А. Исследование СМО с повторным обращением и неограниченным числом обслуживающих приборов методом предельной декомпозиции // Вычислительные технологии. 2005. Т. 13. Вып. 5. С. 88-92.

2. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1969. 448 с.

3. Эльцгольц Л.Э. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление. М.: Наука, 1969. 424 с.

Ананина Ирина Алексеевна Томский государственный университет E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 10 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.