2016
ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Математика. Механика. Информатика
Вып.3(34)
УДК 519.86; 519.87
Математическая модель плана трансляции передач средств массовой информации
О. Г. Пенский
Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 [email protected]; +7 342 2396309
Предложены математические модели построения плана выпуска передач длительных проектов СМИ, воздействующих на эмоции человека, с целью обеспечения высокого рейтинга проектов и, как следствие, наиболее эффективного формирования общественного сознания.
Ключевые слова: СМИ; телевизионные передачи; математическое моделирование; рейтинг; математическая теория эмоций.
DOI: 10.17072/1993-0550-2016-3-61-65
Введение
Одной из задач государства является задача формирования общественного сознания [1]. Немаловажную роль в решении этой задачи играют средства массовой информации. Но зачастую проекты СМИ, например проекты телевидения, которые, прежде всего, воздействуют на эмоции человека и которые первоначально вызывали положительные эмоции и интерес у зрителей, с течением времени начинают вызывать отторжение у тех же зрителей, а поэтому теряют свою эффективность при формировании нужного государству общественного сознания у граждан и даже меняют первоначальную воспитательную цель на противоположную.
Настоящая статья посвящена описанию математического способа оценки популярности программ СМИ и математическим рекомендациям по построению оптимальной "траектории" выпуска передач этих программ в эфир.
Описание математической модели
В работе [2] приведено соотношение, позволяющее вычислять воспитание человека, получаемое им в результате непрерывного воздействия на него телесюжетами, и порож-
дающимися в результате этого у него эмоциями:
R = r + в, R
(1)
где i - порядковый номер сюжета, воздействующего на человека и порождающего у него элементарное воспитание ri; R - суммарное воспитание человека, полученное им в результате воздействия на него общего количества сюжетов, равных величине i; 0i - коэффициент памяти, характеризующий долю предыдущего суммарного воспитания, которую помнит человек к моменту воздействия на него сюжетом с порядковым номером i , вг е (0,1 - д], 0 < д < 1, д = const.
Предположим, что
ri = q = const, q > 0, 0i = в, R0 = 0.
Легко видеть, что в рамках этих допущений соотношение (1) представляет собой сумму членов геометрической прогрессии, которая описывается известной формулой [3]:
R, = q
1 -в' 1 -в
(2)
© Пенский О. Г., 2016
Пусть значение / определяет порядковый номер передачи проекта, транслируемого в СМИ, т. е., каждая передача является сюжетом, порождающим положительное элементарное воспитание q.
Очевидно, что согласно законам геометрической прогрессии суммарное воспитание при непрерывной трансляции передач проекта СМИ имеет предел R, который удовлетворяет соотношению
R = lim R = .
г^ш 1 _ Q
Таким образом, воспитание обладает сходимостью.
Ю.А. Шарапов в работе [4] предложил в качестве показателя а сходимости воспитания к своему предельному значению использовать соотношение, которое для положительной величины q принимает вид
о = R _ R _i =
= q
i _ вг i _ в1
-Л
i _ в i _ в
=q
в1 _1 _вг i _ в
= q&
_i. (3)
Отметим, что согласно соотношению (2), с ростом i скорость увеличения значений суммарного воспитания Ri становится медленней, lim а = 0, а поэтому воспитательный
г^ш
эффект передач на зрителя уменьшается.
Согласно гипотезе грузинского психолога Г.М.Узнадзе [5] эффект от воспитания при неправильном проведении воспитательных мероприятий может мгновенно поменяться на противоположный. В нашем случае гипотеза Г.М. Узнадзе эквивалента тому, что положительный знак суммарного воспитания Ri меняется на отрицательный тогда, когда
передача надоела зрителю.
Величину а в формуле (3) назовем параметром "надоело".
Нетрудно заметить, что, зная величины параметра "надоело" а , элементарного воспитания q и коэффициента памяти в, можно согласно равенству (3) определить порядковый номер i трансляции передачи, начиная с которого положительное отношение зрителей к передаче может поменяться на отрицательное, а, значит, передача может потерять свою популярность, что повлечет собой падение ее рейтинга.
Легко видеть, что этот порядковый номер определяется формулой
а
i = 1 + log в .
q
Отметим, что для того, чтобы передачи оставили положительное воспоминание у зрителей после их завершения, их количество не должно превышать величину 1, удовлетворяющую равенству (4).
Опишем математическую модель, позволяющую определять величину ожидания зрителями трансляции передачи после ее последнего выпуска в эфир.
Во время перерыва трансляции зритель частично забывает эмоциональное состояние, которое возникло у него после последней передачи в эфире.
Согласно формулам (1) и (2) через j временных пропусков трансляции передач воспитание зрителя R]- будет определяться формулой
R, = в}q
1 _вг 1 _в
Эта формула соответствует формуле расчета фиктивных воспитательных тактов, предложенной К.В. Черниковым в работе [6]. Пусть величина ¡3, задаваемая соотно-
шением
¡3 = R] - R]+l = q(1 - в1 )в\ (5)
определяет величину ожидания передачи после перерыва трансляции передач.
Очевидно, что, чем меньше величина ожидания ¡3, тем с большим желанием зритель воспримет начало трансляции передач в эфире.
Минимальное количество временных пропусков j трансляции передач в эфире, необходимое для доброжелательного восприятия зрителями возобновления трансляции передач, можно получить из равенства (5):
3
q(l-в).
Предложенная модель является математической записью гипотезы советского психолога Г.М. Узнадзе о так называемых психологических установках человека [5].
Однако для необходимых расчетов встает проблема разработки методов измерения таких психологических параметров, как элементарное воспитание q, коэффициента памяти в, параметра "надоело" О, величины ожидания ¡3 .
В настоящее время К.В. Черниковым предложены методики измерения значений q
j = loge
и в для эмоциональных роботов [6], Ю.А. Шараповым предложен способ измерения способности человека к обучению [7]. Обе методики могут быть модернизированы для вычисления необходимых входных параметров, описанных в статье математических моделей.
В качестве обобщения предложенных моделей построения плана выпуска передач в эфир на случай неравенства элементарных воспитаний друг к другу могут быть использованы работы Н.В. Попова [8].
В приближенном варианте можно считать справедливым равенство
« = Р , (6)
так как и « , и Р определяют, в общем-то, одно и то же понятие "надоело", только в первом случае "надоело" соответствует наступлению эмоционального отрицания передачи, а во втором случае - ситуации, когда зрителю "надоело" то, что в эфире нет передачи.
Исходя из соотношения (6) и учитывая формулы (3) и (5), можем записать следующее равенство:
qe1 -1 = q(l - в')в} . (7)
Разрешив уравнение (7) относительно j, получим соотношение
j = i -1 - loge (l - в' ). (8)
Отметим, что формула (8) определяет необходимое количество пропусков передачи j при выполнении условий j > 0 и положительного восприятия аудиторией передачи в результате ее непрерывной трансляции i раз, что соответствует выполнению неравенства q > 0.
Заметим также, что для практического использования можно определять минимальное количество пропусков передач J, большее на единицу расчетного количества пропусков j , при этом величина J вычисляется по формуле
J = ant[ j] +1. (9)
Легко видеть, что в силу выполнения условия в G (0,1 — ô ] при больших значениях величины i соотношение (8) можно записать в приближенном виде следующим образом:
j « i -1. (10)
В работе [6] показано, что коэффициенты памяти человека в в большинстве случаев
удовлетворяют условию в е [0,7, 0,9]. Несложные вычисления, выполненные на основе формулы (8), позволяют построить таблицу, описывающую план оптимального количества выходов / и минимального количества пропусков J передач в эфире для этих коэффициентов памяти.
План оптимальной трансляции передач в эфире
Коэффициент Памяти в Количество непрерывных выходов i передач в эфире Минимальное количество пропусков J передач в эфире
0,7 3 1
- 5 4
- 7 6
- 9 8
- 11 10
- 31 30
0,9 9 4
- 11 7
- 13 10
- 15 12
- 17 15
- 19 17
- 21 20
- 25 24
- 27 26
- 29 28
- 31 30
Анализ таблицы позволяет утверждать, что при в = 0,7 , начиная с передачи 5, а при значении в = 0,9, начиная с передачи 21, формула (9) дает те же результаты вычислений, что и соотношение (10).
Назовем полным воспитательным циклом суммарное количество непрерывных выходов передач в эфире и пропусков передач до их нового возобновления в эфире.
Пусть п - количество полных воспитательных циклов трансляции передачи; тп -количество непрерывных трансляций передачи в воспитательном цикле с номером п; kn
- количество пропущенных трансляций в этом же воспитательном цикле.
Нетрудно заметить, что для вышеописанных соотношений справедливы равенства * = Щ, j =
Согласно работе [2], воспитание Wm . 1, полученное в результате непрерывных трансляций тп в воспитательном цикле п , удовлетворяет соотношению
Wm, , k._, = q
1 _в"
1 _в
■ + в'п"Гг
,kn
где
Fm, = qвkl
Fm k = в
1 _ в"' 1 _ в
q-
1 _ в'
1 _ в
■ + в'-1 F
n_2 '' П~2
F „ = 0 .
(11)
Аналогично формуле (3) можем написать соотношение для параметра "надоело" О„ для полного воспитательного цикла с по-
рядковым номером n:
о = W _ W
n mn, kn_1 mn _1, kn_1
= q^mn _1 + вmn _1(в_ 1) F^
im„ _1
(12)
Соотношение (12) позволяет вычислить величину mn:
mn = 1 + loge
а,„
q + (в_ 1)
Аналогично равенству (5) можем записать формулу величины ожидания ¡¡п для
этого же полного воспитательного цикла:
ß = F _ F
г n m„ ,ки m
= вК (1 _в)
q-
1 _вmn
- + вmnF
(13)
Соотношение (13) дает возможность вычислить значение к :
kn = logi
ßn
f 1 _ в^ ^ q-___+ вm"F
V 1 _в У
(1 _ в)
Пусть справедлива цепочка равенств
О = ßi, l = 1, n,
которая влечет соотношение
qвmn 1 + вmn_1(в _ =
= вК (1 _в)
q
1 _вmn 1 _ в
- + вmnFm
Л (14)
n~1' n_1
Равенство (14) позволяет записать формулу для вычисления kn :
kn = logf
_1 в 1(в_ 1) Fm^
(1 _в)
q
1 _om-1 _в
+ 0m'F
.(15)
На основе соотношения (15) можно рассчитать приближенное минимальное количество kn необходимых пропусков в трансляции передач, зная коэффициент памяти в зрителя передачи, количество передач ml,
вызывающих положительные эмоции в каждом полном воспитательном цикле и используя рекуррентные формулы (11). Для вычисления параметра kn целесообразно разработать компьютерную программу, позволяющую определять значения к1 и Fm, к , последовательно увеличивая l от 1 до n. Очевидно, что эта программа также позволит оперативно управлять планом выхода передач в эфире.
Легко видеть, что при преобразовании соотношения (15) его правая часть перестает зависеть от величины q . Поэтому в программе можно задать входной параметр q равным любому положительному числу.
Заключение
Предложенная математическая модель представляет собой одну из первых попыток построения плана выхода передач в эфир для успешного функционирования долгосрочных проектов СМИ, воздействующих, прежде всего, на эмоциональную сферу человека. В частности, модель позволяет сделать качественный вывод о том, что в любом долгосрочном проекте для хорошего восприятия передач зрителями необходимы перерывы в вещании, и предлагает приближенные формулы для вычисления длительности перерывов в зависимости от памяти зрителя и количества выпущенных в эфир передач проекта.
Список литературы
1. Домарев А.В. Информационная безопасность. Донецк, 2005. 485 с.
2. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы математической теории эмоциональных ро-
n
k
n_1
n~1
0-'*0
k
n-Т'' n_1
ботов. Пермь: изд-во Перм. гос. ун-та, 2010. 256 с.
3. URL: http://pm298.ru/algeb4.php (дата обращения 28.05.2016).
4. Михайлов В.О., Пенский О.Г., Черников К.В. и др. Модели восприимчивости робота к псевдовоспитанию // Вестник Пермского университета. Сер. Математика. Механика. Информатика. 2013. Вып. 3(22). С. 63-67.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000. 464 с.
6. Черников К.В. Математические модели роботов с неабсолютной памятью: дис. ... канд. физ.-мат. наук. Пермь, 2013. 139 с.
7. Шарапов Ю.А., Пенский О.Г. Математические модели долговременной и кратковременной памяти робота // Фундаментальные исследования. Пенза: Изд-во РАЕ, 2012. № 11, ч. 6. С. 1509-1513.
8. Попов Н.В. Исследование математической модели эмоционального воспитания робота // Современные наукоемкие технологии. Пенза: Изд-во РАЕ, 2015. № 12, ч. 3. С.439-443.
Mathematical model of a broadcasting plan for media programs
O. G. Pensky
Perm State University; 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia +7 342 2396309, [email protected]
The article presents mathematical models of developing a plan for broadcasting long-run media projects that affect human emotions in order to ensure high ratings for the projects and, as a result, the most effective shaping of social consciousness.
Keywords: media, television programs; mathematical modeling; rating; mathematical theory of emotion.
Mathematical model of plan of broadcasting media
O. G. Pensky
Perm State University; 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia +7 342 2396309, [email protected]
In the article the mathematical model of construction of the plan of long transmission media projects that affect human emotions in order to ensure a high ranking projects and, as a result, the most effective form of social consciousness.
Keywords: media; television programs; mathematical modeling; rating; mathematical theory of emotion.