Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНА ТРАНСЛЯЦИИ МЕДИА-ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ'

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНА ТРАНСЛЯЦИИ МЕДИА-ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS MEDIA / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MATHEMATICAL MODELING / РЕЙТИНГ / RATING / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ / MATHEMATICAL THEORY OF EMOTION / TELEVISION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пенский О.Г., Шафер А.Е.

Предложены математические модели построения плана выпуска медиа-проектов в эфир при неодинаковом эмоциональном воздействии передач на человека, описана компьютерная программа, позволяющая строить план выпуска медиа-проектов, обеспечивающего постоянный интерес аудитории к проекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL MODEL OF THE PLAN OF BROADCASTING MEDIA PROJECTS AND ITS SOFTWARE IMPLEMENTATION

The article presents mathematical models of making a plan for broadcasting media projects, with an emotional impact on a human being unequal, and describes a computer program that allows one to form a media projects roadmap providing a constant interest of spectators to the project.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНА ТРАНСЛЯЦИИ МЕДИА-ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016 Математика. Механика. Информатика Вып. 4(35)

МЕХАНИКА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

УДК 519.86; 519.87

Математическая модель плана трансляции медиа-проектов и программная реализация модели

О. Г. Пенский, А. Е. Шафер

Пермский государственный национальный исследовательский университет Россия, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 ogpensky@mail.ru; +7 342 2396309

Предложены математические модели построения плана выпуска медиа-проектов в эфир при неодинаковом эмоциональном воздействии передач на человека, описана компьютерная программа, позволяющая строить план выпуска медиа-проектов, обеспечивающего постоянный интерес аудитории к проекту.

Ключевые слова: СМИ; телевизионные передачи; математическое моделирование; рейтинг; математическая теория эмоций.

DOI: 10.17072/1993-0550-2016-4-25-29

Введение

Одной из сфер деятельности телевизионных каналов и радиостанций является поддержание к своим медиа-проектам постоянного интереса у зрителей и радиослушателей [1]. В настоящее время в РФ появились первые научные публикации, посвященные математическим моделям и алгоритмам построения плана выпуска медиа-проектов в эфир [2, 3], обеспечивающего достижение этой цели, что, в числе прочего, важно при формировании нужного общественного сознания [4]. Однако математические модели, создаваемые в РФ, практически не учитывают эмоциональное воздействие проектов СМИ на аудиторию и основываются только лишь на анализе существующих рейтингов передач. За рубежом математическим моделированием эмоционального поведения больших групп людей активно занимаются, например, в Калифор-

© Пенский О. Г., Шафер А. Е., 2016

нийском университете [5, 6]. Но, насколько известно автору статьи, публикаций, посвященных вопросам математического описания влияния СМИ на воспитание этих групп, а также математизации организации этого воспитания, в научных журналах США не появлялось. Настоящая статья является одной из первых попыток математического описания влияния медиа-проектов на эмоциональную сферу человека и построения плана выхода передач СМИ в эфир, обеспечивающего постоянный эмоциональный интерес у аудитории.

Описание математической модели

Введем следующее определение: назовем полным воспитательным циклом суммарное количество непрерывных выходов передач в эфире и пропусков передач до их нового возобновления в эфире.

В рассматриваемой ниже математической модели будем предполагать последовательную смену одного полного воспитатель-

ного цикла другим полным воспитательным циклом.

Пусть п - количество полных воспитательных циклов трансляции передачи, mn -количество непрерывных трансляций передачи в воспитательном цикле с номером п , kn - количество пропущенных трансляций в этом же воспитательном цикле, вп - коэффициент памяти зрителя или радиослушателя в полном воспитательном цикле с номером п , qn - элементарное воспитание (эмоциональное воздействие) у зрителя в результате ознакомления с передачей в полном воспитательном цикле с номером п .

Согласно работам [7, 8], обобщая формулу воспитания Жт к 1, полученного в результате непрерывных трансляций тп в полном воспитательном цикле п, можем запи-

сать соотношения:

Жтп ,кп-1 qn 1

1 -вт

■+втпя,

п тп

п-1 п-1

где

= яв

1 -в

т

1-в

F - Д*п-1

тп-1,К-1

= в^ п-1

1-в

1 в

т,-1

п-1 +втп-1 я

Г т

, (1)

тп-2,кп-2

^ „ = 0 .

Обобщая модели, предложенные в работе [8], для параметра "надоело" ап и параметра величины ожидания В„ зрителем или

слушателем передачи в полном воспитательном цикле с порядковым номером п , можно записать следующие равенства:

а = Ж - Ж =

п тп Лп-1 тп-1,кп-1

=Чпвтп 1 + втп -1(вп -1) в = я - я =

гп т. ,к. т. ,к. +1

(2)

(

=в. (1 -вп)

Яп

1 -вт-1 -в

+ втпЯ

Л. (3)

п тп-1,кп-1

Поделив обе части соотношения (2) на соотношение (3), получим

в- +вт-\вп -1^

=а= Уп в

в (1-вп)

Яп

1-в

\

. (4)

+вт'Я к

1-в п тп-1,кп-1

Величину Д = — = назовем пара-

п у а

I п п

метром интереса к передаче медиа-проекта. Будем считать что, чем интереснее передача, тем больше значение Дп, и наоборот.

Зная величину уп, из равенства (4) нетрудно найти величину кп, которая будет удовлетворять формуле

явт-1 + (вп -в

кп =10§вп

У,

{1-вп )

Яп

1-в.

т

\

. (5)

+втпЯ к

1- в п тп-1,кп-1

Отметим, что при известных величинах

у±, qi, вi, т^, где / = 1, п, можно вычислить количество необходимых пропусков кп передач в полном воспитательном цикле с порядковым номером п , обеспечивающих заданную величину уп.

Программа реализации модели

В настоящем разделе приведем описание разработанной автором программы при

условии уi = у = сот(, i = 1, п, позволяющей при известных у, qi, вi, mi, где i = 1, п, вычислять необходимое количество кп пропусков передач в полном воспитательном цикле с порядковым номером п .

Отметим, что при выполнении условия

у, = у1 = сот1, где / = 1, п, согласно формуле (4), справедливо соотношение

у1 = у г = ок,

(6)

в.1 (1 - в1т1). Программа предполагает выполнение равенства (6) и позволяет вычислять значения кп при п > 1.

Приведем краткое описание алгоритма программы:

1. В качестве входных параметров программы задаются численные значения п, qi,

в,, т,, где 1 = 1,п, к,, где ] = 1,п -1.

г^г-' У"' ^

2. По формуле (6) вычисляется значение у .

3. Согласно соотношению (5) вычисляется параметр кп.

4. Конец.

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я

п-1

и-"0

Математическая модель плана трансляции медиа-проектов...

Заметим, что программа, прежде всего, позволяет оперативно планировать выход медиа-проектов в эфир за счет вычисления необходимого числа пропусков kn трансляции передач в текущем полном воспитательном цикле п, где п > 1, при условии поддержания заданного интереса у1, вычисленного по результатам оценки популярности проекта в первом полном воспитательном цикле. Для расчета всех параметров полного воспитательного цикла с порядковым номером п программу необходимо отправить на выпол-

нение n -1 раз, последовательно рассчитывая воспитательные циклы, начиная со второго.

Программа написана на языке программирования Delphi 7, выполняется под управлением ОС не ниже Windows XP. Объем загрузочного модуля программы равен 368 Кб. Время выполнения программы при расчете сотого полного воспитательного цикла не превышает 3 с. Для работы программы можно использовать компьютеры небольшой вычислительной мощности.

На рисунке приведена форма программы.

7' ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПУСКОВ ПЕРЕДАЧ МЕДИА ПРОЕКТОВ В ЭФИРЕ __ П X

Форма программы

Способ приближенного определения входных параметров модели и вычислительный эксперимент

Для выполнения программы необходим ввод входных параметров модели qi, вi, где

/ = 1, п .

Для определения этих параметров предложим использовать программу Санкт-Петербургской компании ЭЛСИС, позволяющую численно измерять эмоциональное состояние человека с помощью количества микровибраций его головы [9].

Мы предлагаем в каждом полном воспитательном цикле производить три измерения эмоционального состояния человека с помощью программы компании ЭЛСИС: в начале трансляции первой передачи полного воспитательного цикла, в конце передачи трансляции первой передачи полного воспитательного цикла и через один пропуск передачи после второго измерения.

Пусть 1 1 - соответствующие измеренные значения для воспитательного цикла с порядковым номером I где 1 - порядковый

номер измерения в этом цикле, 1 = 1,3.

Согласно соотношениям (1) можем записать формулы, определяющие эмоциональные состояния для трех измерений:

Я,[1] = Fm

m,_, .fc

R\2] = 4i + OFm

i mi _ ,kj_

R[3] = etqt + в; F^.

(7)

(8) (9)

Решая систему уравнений (7)-(9), получим соотношения

R[3]

0t = R^, qt = R2] -01R]l]. (10)

Заметим, что при предположениях в = в1 = const, qi = q1 = const, где i = 1, n, для работы программы достаточно измерить R1[2] и R[3], а значению q1 присвоить любое положительное число. Возможность произвольного численного присвоения q1 объясняется тем, что при перечисленных предположениях правые части расчетных формул (4) и (5), используемых в алгоритме программы, перестают зависеть от величины q1 .

В качестве примера использования математической модели приведем таблицу расчетов, выполненных с помощью описанной выше программы.

В таблице размещены числа, полученные при постоянных коэффициентах памяти и эмоциональных воздействиях передач для четырех полных воспитательных циклов (n = 4).

Пример использования математической модели

в 0,6 0,7 0,8 0,9

mx 5 5 5 5

k\ 6 6 4 4

m2 5 5 5 5

k 2 7 7 7 11

m3 5 5 5 5

ks 7 7 6 9

m4 5 5 5 5

k 4 7 7 6 9

Заключение

Пока вопрос о построении плана выпуска медиа-проектов, обеспечивающего постоянный интерес массовой аудитории к проекту для разных коэффициентов памяти зрителей или слушателей передач, остается открытым. Но, по крайней мере, описываемый способ построения такого плана может использоваться главными редакторами проектов для оценки аудиторией эмоционального восприятия долговременных медиа-проектов на основе личного восприятия этих проектов самими главными редакторами.

Список литературы

1. URL: http://allbest.ru/o-2c0b65635a2ac68b4c43b89421306d27.html (дата обращения: 14.07.2016).

2. Бахитова Р.Х, Исламов И.Я. Региональные телеканалы: роль и место в медиаэко-номике (на примере Башкирского спутникового телевидения) // Вестник УГАЭС. Наука и образование. Серия: Экономика. 2014. № 2(8). С.70-74.

3. Исламов И.Я. Развитие региональной ме-диаэкономики на примере Башкирского спутникового телевидения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2011. № 2. С. 346-353.

4. Домарев А.В. Информационная безопасность. Донецк. 2005. 485 с.

5. Лефевр В., Смолян Г. Алгебра конфликта. Либроком. 2012. 72 с.

6. Лефевр В. Рефлексия. Когито-Центр. 2003. 496 с.

7. Пенский О.Г., Черников К.В. Основы математической теории эмоциональных роботов. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та. 2010. 256 с.

8. Пенский О.Г. Математическая модель плана трансляции передач средств массовой информации // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2016. Вып. 3(34). С. 61-65.

9. ЭЛСИС. URL: http://www.elsys.ru/ (дата обращения 15.07.2016).

Математическая модель плана трансляции медиа-проектов.

Mathematical model of the plan of broadcasting media projects and its software implementation

O. G. Pensky, A. E. Shafer

Perm State University; 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia ogpensky@mail.ru; +7 342 2396309

The article presents mathematical models of making a plan for broadcasting media projects, with an emotional impact on a human being unequal, and describes a computer program that allows one to form a media projects roadmap providing a constant interest of spectators to the project.

Keywords: mass media; television programs; mathematical modeling; rating; mathematical theory of emotion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.