УДК 656.13
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ В ОСТАНОВОЧНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ ПУНКТАХ ПРИ МНОГОКРАТНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПАССАЖИРОПОТОКОВ
М. А. Арсланов1, Ш. М. Минатуллаев2, А. А. Филиппов3
1 2ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет
имени М.М. Джамбулатова», Республика Дагестан, г. Махачкала, Российская Федерация 3ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,
г. Оренбург, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье рассмотрены особенности математического моделирования организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в остановочно-пересадочных пунктах (ОПП) при многократном изменении пассажиропотоков, что характерно для курортных муниципальных образований, а также при организации спортивных, культурных и других массовых мероприятий.
Материалы и методы. Представлены материалы и разработана математическая модель, основанная на формализации функционирования ОПП как инфраструктурного объекта, предназначенного для реализации перевозочного процесса различных видов пассажирского транспорта в точке их притяжения. В качестве основного условия функционирования рассматривается соблюдение условия ритмичности подвижного состава (ПС) на ОПП. Результаты. Теоретически решена задача поиска оптимальной структуры и количества единиц ПС автобусного транспорта по параметрам функционирования ОПП и условию полного и своевременного освоения многократно меняющихся пассажиропотоков в нём. Обсуждение и заключение. С помощью математической модели организации перевозок пассажиров в остановочно-пересадочных пунктах определяются параметры функционирования ОПП и эффективность управления ими в условиях многократно изменяющихся пассажиропотоков. В качестве управляющих воздействий рассмотрено привлечение дополнительных перевозчиков, гибкое планирование маршрутов и расписания при соблюдении регулярности движения автобусов, ритмичности взаимодействия автобусов между собой и другими видами пассажирского транспорта в ОПП в пиковые периоды загрузки, что в конечном счёте обеспечивает эффективность и качество транспортного обслуживания населения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пассажирские перевозки, остановочно-пересадочный пункт, пассажиропоток, структура подвижного состава, ритмичность функционирования остановочно-пересадочного пункта, многократное увеличение пассажиропотоков.
© М. А. Арсланов, Ш. М. Минатуллаев, А. А. Филиппов, 2018
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
MATHEMATICAL MODEL OF THE ORGANIZATION OF PASSENGERS’ TRANSPORTATION IN STOPPING-TRANS-RELOCATION POINTS WITH A MULTIPLE CHANGE OF PASSENGER TRAFFIC
M.A. Arslanov, Sh.M. Minatullaev
Dagestan State Agricultural University named after M.M. Dzhambulatov,
Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia
A.A. Filippov Orenburg State University, Orenburg, Russia
ABSTRACT
Introduction. The article concentrates on the mathematical modeling features of the organization of passengers’ transportations by motor transport in stop-transfer point (STP) with the multiple change of passenger traffic, which is characteristic for resort municipal formations, and also at the organization of sports, cultural and other mass actions.
Materials and methods. Materials are presented and a mathematical model is developed, based on the formalization of the STP functioning, as an infrastructural object intended for realization of the transportation process by various types of passenger transport. In addition, compliance with the conditions of the rolling stock rhythmicity on the STP is considered as the basic operating condition. Results. Consequently, the problem of finding the optimal structure and number of bus transport substation units for the STP functioning parameters and the condition for full and timely development of the repeatedly changing passenger flows in it is solved.
Discussion and conclusions. The results of mathematical modeling of passengers’ transportations by motor transport allow estimating parameters of functioning of STP and efficiency of management in the conditions of repeatedly changing passenger flows. Therefore, the involvement of additional carriers, flexible planning of routes and schedules according to the regularity of bus traffic, the rhythm of the buses interaction and other types of passenger transport interaction in the STP during peak periods of loading, which ultimately ensures the efficiency and quality of transport services to the population, are considered as control actions.
KEYWORDS: passenger transportation, stop-transfer point, development of passenger traffic, mathematical model of transportation, rolling stock structure, rhythm of STP functioning, regularity of buses movement, passenger traffic, multiple increase in passenger traffic.
© M.A. Arslanov, Sh.M. Minatullaev, 2018
Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.
ВВЕДЕНИЕ
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в современных условиях - это динамично развивающаяся сфера, в которой сталкиваются взаимоисключающие интересы, но от которой во многом зависит социально-экономическое благополучие населения. Основной задачей перевозчиков является извлечение максимальной прибыли при наименьшем расходовании ресурсов. Пассажиры стремятся к максимально быстрому перемещению с наименьшими затратами в денежном эквиваленте, а также с высоким уровнем комфорта и безопасности. Государственные регулирующие органы создают условия для того, чтобы пассажирский транспорт стал максимально доступным и безопасным при наиболее полном соблюдении интересов всех сторон. В этой связи возникает множество взаимосвязанных теоретических и практических задач, от полноты решения которых зависит эффективность функционирования системы пассажирских перевозок.
В число важных задач входит исследование процесса перевозки пассажиров автомобильным транспортом на основе математического моделирования, что позволяет, изменяя параметры системы в разных комбинациях, находить оптимальные их сочетания. При решении таких задач система получает формализованное описание в виде математических моделей, которые отражают основные закономерности её функционирования. Для представления математических моделей используются инвариантные, аналитические, алгоритмические и схемные (графические) формы записи.
Анализ состояния вопроса в данной области показал значительную его проработку в части формирования критериев, показателей и методик, позволяющих оценить качество транспортного обслуживания населения в го-
родах1 и эффективность работы городского пассажирского общественного транспорта2. Данные научные исследования, результаты которых используются при моделировании транспортных процессов и систем, освещены в работах В.А. Гудкова. Важно отметить, что его научные разработки позволяют решать задачу подбора типа и количества автобусов в соответствии с пассажиропотоком на маршруте [1].
Имеется значительный задел и в области моделирования дорожного движения. Авторами3 [2] опубликованы работы, посвящённые моделированию транспортных потоков в городах, где существенное влияние оказывает организация маршрутов движения пассажирского общественного транспорта. В работе [2], например, представлены результаты имитационного моделирования организации дорожного движения при проведении масштабных массовых спортивных мероприятий.
Существенный вклад в исследование транспортных систем и транспортных потоков крупных городов внёс М.Р Якимов4 [3, 4, 5]. В его работах рассмотрена оценка транспортной подвижности населения крупных городов для последующего формирования прогнозных и оптимальных моделей функционирования и развития транспортной системы. Автором построены прогнозные математические модели транспортного спроса и транспортного предложения в крупных городах.
Вопросам моделирования маршрутных сетей крупных городов посвящены также исследования О.Н. Ларина [6]. Им, в частности, предложена математическая модель, позволяющая рассчитать оптимальное количество автовокзалов и автостанций, а также определить наиболее рациональное месторасполо-
1 Крашенинников А.В., Раюшкина А.А., Ширяев С.А., Гудков В.А. Исследование качества транспортного обслуживания населения в городах // Прогресс транспортных средств и систем - 2013: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного технического университета, 2013. С. 18-20.
2 Гудков В.А., Водолажский И.С. Состояние городского пассажирского транспорта в городе Волгограде // Транспортные и транспортно-технологические системы: материалы Международной научно-технической конференции. Тюмень: Изд-во Тюменского индустриального университета, 2013. С. 22-27.
3 Zyryanov V., Kocherga V., Topilin I. Investigation of dependencies between parameters of two-component models of the kinetic theory of traffi flow and traffi characteristics. Transportation Research Procedia. 12th international conference “Organization and traffic safety management in large cities”, SPBOTSIC 2016. St. Petersburg, 2017, рр. 746-75
4 Yakimov M. Optimal Models used to Provide Urban Transport Systems Efficienc and Safety. Transportation Research Procedia. 12th international conference “Organization and traffi safety management in large cities”, SPBOTSIC 2016. St. Petersburg, 2017, pp. 702-708.
жение для них с точки зрения минимизации затрат времени пассажиров5.
Совершенствованием процесса повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регуляриым маршрутам успешно занимаются роёнвю Оренбургского государственного университета под научным руководством Н.Н. Якунина [7, 8, 9, 10, 11]. Разработанную модели ив-пользуются для решения широкого спектра прикладных задач, связан ных е определением структуры подвижного состава п<^(НС£):ч<носрого автомобильного транспорта, обeепeчёниeм регулярности и безопасное™ тpaоcпopтнoгo процесса, а также формиро1^<ани^м мудвтимо-далоных транспортныp систем.
Важно отметить, что рассмотренныо выше транспортные модели нспуетлоны но рocpин жение целей безопасности, обпcпeчeтче ига-чества, снижение затрат. Для бoлытJннcтоa городов в крупных ОРФ papёнтирнa вообдемр задержки РС при заезде на инсртм- ииеЕи ет-суисивия свободных г^ocaдёчны>- рющасрк, что увеличивает времо пeуемощeнвя вассл-жиров и затраты перевозчи-оВн -рюме этого г необходимо учитыватпyолoвоeпeптpовeоее-носии многокраиного лвeлиилнво нёеcа>lM1po-поиоков, которое отразите, но cтpycтyоо ПСе о характере взаимодейатити оотлпчныp пидрр иранспориа. Указанные осоНенностт учтены в маиемаиической модвpи, поа1оеиднорпнеВ н данной статье.
МЕТОДЫ И МАТЕРИ-Лн!
Построение матемa™члскoВ моеаон в нашем случае - это формалнпнция функуиоеи-рования ОРР как инфpaстаекнyовoго ов-зекте. предназначенного дло peaлнтёпив oo^-px-очного процесса разлимсым ви1оoн проcaжиpи ского иранспориа в точке их пpитяжинид. ЕВ процессе функционирлнснис OИIП вфи>pлнои-ванные в нём пассажиpикотoни одвaивеюёcсд полном объеме и своеносменно, что нщпионем в следующем виде:
(Q = WOyy-t
J дОуу = J ,
t Q * const ^ *
ще Q - сформированный в ОРР пассажиропоток, псоо.;
^ОУп - производииелпносип ОРР, пасс./ч;
t - время, в течение которого пассажиро-потнк <^<^^£*пиг^|Егт^5ч 00—00™—;
дтпп - ТитМИЧНОети Ip^П,HI^LJ.BЕOIЕИае^^l^l^^H ОПП, 1\>0'1н;
н - вобкаоcд срЕш:--(^ния автобусов, мин.
0loлнотё еонлоинё ^a<-(ВcЕт^cиа<тиспои:о хера^ тёонкyeоио cоот■ррнстинeм объёма пассажи-
fDOE^, OбеД-ЖeHMПIСB OlёП, ПеOИЗBOДИTOЛИBёCTР TиlёП. тс- есть уырржен -см
<с = О-СР ■ ч. (н)
Спoеиолмяиcрcмр РOопдитр еваолpиёoпOн пова аOёУСёттпaотоя ёoответстниям рвтмич-нёятз фани-ненияомания ^ПС тидярдооaм мевмвмни овтё-оёов, тп ботн клода
(3)
Выполнение данного псловия харак/елие зуоо ёвтиипнооён пквиРёдиИстпиё гат(‘о£)’пг^<ов лвепыд (\лга|:)1.1^|:)(^то1^ между месаё т т друкммн Ридами нваяaжмрснoo пеёсасооеё ж ОПГ-- [Ю, 13,10,15].
Риимичностп функционирования ОРР Дтпп м это ияемя,чeиеи ко)тoёоe oчоссдноп авоеёес Жодди .^<диип у: отпpеилаоию, мтсепpeдопяeтcя:
- своевременным прибытием и отправ-л(5ни^1м автлдусов пы вcим таpдвнеёaм и ио-cидoчнЕнlм плещадкам ОРР в сооивеиствии с плеооиыои интс.маламв движесия л с-вусти-мыми отклонодноми он ни:^;
-согласованным взаимодействием различ-пых сидут пёccвжиpикопх ёванадсаеa о ОПд.
Q Ф- const. /о)
5 Тазарев А.С., Тарин д.Н. KpHtPHcn оыбкp;к oпииёомеиегт ёгкниивcгилдждЕмн канимп<тдcмв в н<^вел(^ниьз1х пункиах // Акиуалоные проЛлеоы лвиетккххднpинoEн кoенмккеX: MeдвезииcтЩ пик[)нлl нл^-чнох длкоид (п пзивн-народныо учасииеc). Сатара: Изд-вн ёaаaвcкoЕп гхтхдмиктчндиoзх ткиничин ксгс хлмддpcиеeдa. 2OT3. С. 2е6-И30. Тазарев А.С., Тарин О.Н. Аналнз суоот.нрго в^мпви в иути тни птccиондoв ы сви^ хтиегк о фвнкмнпн комховлхиoгн расповоеения авиовокзава в услнвикн кеyпвкгo города т Aиг■yкинкдх пддMпнвпl онептиaнcеидтнoзн зомпплпхы Мгжв^гв-ский сборник научных (с междинттктным очам™--). Oкондa: Ипд-нo ёaмр™) Еoдддарсивенноro чес кого
универсииеиа. 2015. С. 156-1
6 Минаиуллаев Ш.М., Нестеревки ДР.С-т-рнса кппиххивгoгo ееиaвсгххя ноroбггвоав перннoвчaми в нcмиEкчиx иы сенения пассаеиропоиоков // Нкуе^^ыд иcкиeдоддние нынpхлал—пы по пдлopииeмкдё импениикгидс деаин и плxекке: саиериавы Меедународной ихунне-идaЕиичкжмlЕ кмсMвпнн;-^еи. уМл IеЭЕ(-lЕе пM(Дё «еёreднд», Й018. сс. мг-ев.
РЕ ВПH'4-^B-р Вестссс ПиTAДИ евтtхiП £5ilэMTH
lavqis >i!uissa
Mt/V9M0 >1ИН1Э0а 81-02-^002 ©
99C
oi ‘1Л1эинвУижо о винваижАиэдо oJoaoooeiAi biai -эюио fcJBHSLrBHBMOJOHiAi явя BOioAdMhi^MOOB^ KBdoio» ‘В1Л10ЮИО oie - UUO явя явх ULIO a вин -ваижАиэдо сняюонаи!>10ффе и BoAgoiaB сняю -oiAiMio0iAia uoiouuoyoduo 1Л10Н а №пз dioiAiBd -вы явя »bi ‘иинаьвне xiaHHomoaeaoHyodo виУ о»я1Ю1 ou oJOHumoHEBd виУ вэ1эва1яэииве (д) 0MH0HaBdA ‘daiAinduBH 1лпянжо1Л1еоа вэювиавю -yodu вйаэа 0Н эУиа i/\io>iO0hmmjBHB lAioJodio а виаоиэА те Я1вэииве ояяио! ‘[люнювь а и oih ‘((1-) В1ЛЮ1ЭИЭ) виаоиэА 01Я1Л1во 0Ж 01 bosibhuou -1яа 1янжиоУ OBhAuo iAi0tngo a oih ‘онУиаоко OBhAuo lAiotngo a uuo fc^инвaodинoиhянAф Booahodu аинвоиио эояээьи1В1Л101В1Л1 онэиавю -yodu ажин июо1Л1И1О01Л1а MOHCBd И1Л1воАдо1ав о оиэУ ЯЮ1Л1И boiMb'oxMdu авьАоо lAiotngo а он OU шянииюнУо ьоюваижАоодо UUO а вУюя ‘ивьАоо И1янювь ю)ва1яоиио ию0ьи1иовнв от -odox июо1Л1иоиаве эгтяа aiaHHadioiAiooBd
(б) 0LrAlЛldoф ou UUO а яоУвУюии Х1ян -ыэУвэои ваюаьиио» oJoi/\myoxgo0H эинэиэУ -aduo вн ажяв! uoaiMHBdiooduoBd оно аооАд -01ав ваюаьиио» oJoiAiMb'oxgoaH lAioMHauatfaduo ятии BoaiBaMhMHBdJO 1эУАд ан мивУве эинэт -ad и вУюх -xvm <- ЭЛ виаоиэА ошнэниошяа я ojodio aoBBaiaeuaMdu эн aiMmad 0НЖ01/4 вяоюи -odижвooвu uooj0hio)HH0iAi oHiBd^oJOHiAi вмнэоа -оо oJOHHOiAiadaaoao и ojohuou виУ aooAgoiaB ваюэьииоя и MiooiAiMiooiAia Bdogiaa АивУве 01 ‘zsuoo ф ¥д^яю0О1‘з MHOiAioda 0MH0h0ia НОЯ1НН -Э1Л1 1ЭЖ01Л1 оаюэьииоя oie oih ‘aiiwououyadu HU03 'ЧМ ЯОУвУюии Х1ЯНМ)УВЭОи И aOUBHMIAldOl UUO a иинваижАиодо ndu х1яннваоаюмэУве оаюэьииоя вн юнииа ‘(б) lяuAlЛldoф ем 1эАУэиэ явя ‘3Uv BdioiAiBdBu 0инэн01Л1еи ‘xiadoia-og
(l) эuAlЛldoф
ou ваюэьииоя хи oJoi/\myoxgo0H BMHouayaduo ятии loAgodiou вяolouodижвooвu эинэнэ1Л1ем aooAgoiaB MiooiAiMiooiAia adogiaa lAioHaunaBdu ndu вУюх HMHBOMuoBd oJoнlЯ0ddoя винэиавю -oo 10ho ве иинэжиаУ AuBadaiHM и MiooHhMiAiiMd ou (£) виаоиэА эинэниои1яа aiMhouoogo эжяв!
OlAIMtfOXgOOH BldOUOHBdl OJOЯOdИЖBOOBU MIAIBf
-иа MiAiMjAdb1 и иодоо АУжэ1/\| aooAgoiaB laiogBd ионнваоовшоо виУ 01 ‘UUO UMHBaodMHOMh -янАф июонаи1яэффе и aooAgoiaB miooiaimio -0iAia MOHHBdgiaa 10 июо!Л1иоиаве a koiokhoiai №пз явя яв! 'jsuod = vN UUO lAioftioiAaioaftiAo a oih ‘iaiobjbuou (б) и (l) ииаоиэА вэя1вниошяа 1янжиоУ lAioie ndu 3UV и Hb ladioiAiBdBU aiMh -внеодо яюэ 01 ‘UUO a иэя1ваижАиэдо lAPAg oisdoiox ‘aooAgoiaB оаюэьииоя и яюо1Л1ию -oiAia aiMuotfoduo 01/\1иУохдоэн ‘xiaadou-og ииаоиэА Btfud эинэниои1яа uoiouuau 1/\пян -auoiBeugo иинэнэ1Л1еи lлloнlвdяoJoнlлl ojo ndu вяolouodижвooвu oJOHHouauBe винэоаэо ojoh
-HoiAiodaooao и ojohuou виУ oih ‘онУмаэко
(6) . 109
(8)
. = V,
N
вУАяю
нМ.нЯ.(а)и2
‘з ■ ЭА ■ Hb--------— = ЭА ■ Hb ■ V
09VW JU
Ума loiAindu (2)
0ин0жвdlяa (1) и (g) иА1/\^оф lAioiohA о вйох
(l)
-x.=b.3Uv = &
: oobu ‘AuAlЛldoф о)АУю)АУ0ио [лютииве и 3Uv lAiMhBHeogo д ея -olouodижвooвu UUO a OJOHнвaodиlЛldoфo кин -эоаэо ниУ aodижвooвu (ияУво1яа) ияУвоои Аю -Э1Л1 я я!вУои 01лшУохдоэн oodo^ ‘BidouoHBdi OJOHoAgoiaB ои УиниУэ oaioohnuo»
h/OOBU ‘(ИИН
-ouaBduio) MMiiagudu jv ayondou [люннэианве a Я010U0dИЖBЭЭBU MOaOOBh MMHyodO -
lh/ оови ‘(иинouaBduio) MMiiagudu jv ayondou 1/\юннэиакве a яolouod -ижвоови MoaooBh И1яняив1лшэяв1Л1 - ayj
(9) , d-e H
OU 1яУиниУэ MiooiAiMiooiAia нинва -оеяиоиои oJoяo0hИlBlo 1ноиУиффеоя - эх
I oobu ‘ou
1яУиниУо aiooiAiMiooiAia ubhsubhmiaioh - Hfo !(g) 0uAlлldoф ou uoiouuoyoduo ‘BidouoHBdi oj -oяodижвooвu аоУма xujAdy (иинouaBduio) mmi -isgudu oyondou 1люнноиаиве a вяolouodижвo -obu MiooHdoiAioHaBdoH 1ноиУиффеоя -
!aodижвooвu ияУвэ1яа и ияУвоои ииУ ияУвУюии э1янм)Увэои вн aooAgoiaB uimiagudu (иинва1яУевиве) MiooHdoiAioHaBdoH 1ноиУиффе -оя - нв !ни1Л1 ‘aodижвooвu (ияУво1яа) ияУво -ou oooohodu a ou boioodu mAioda - (я)п? oyj
(9)
‘ЭА■
09-VM
uuoM
DDVUJVl
:h/ ooBU ‘оУиа
lAiohioiAyouo а 1/\1этииве ‘яоУвУюии х1яньоУвоои и aouBHMi/\id0ivAf OJohioioiAiM ‘UUO яюоняио!иУ -oaenodu вУюх MiooiAiMiooiAia иоаоявниУо isoAg -oiaB яюо 01 ‘ou и1янииюнУо ноюваижАиодо UUO a BУJOЯ ‘MBhAuO MISHlOBh IAIMdl01AI00Bd
OBhAuo 1лютвн a UUO t^инвaodинoиhянAф ииоУо!Л1 MMHOodioou ndu iaio -иаоиэА 1Л11чнаоноо uoiouuau oih ‘aoяolouodиж -BOOBU UMHOHOiAien OJOHlвdяoJOHlЛl ииаоиоА оин -эжвdlяa 0ояооьи1В1Л101В1Л1 oie - (^) euAi/\idocj>
IdOUOHVdl
11 uaUevd
Z9C
lavqis >uujs0A
Mt/v9Mo >1ин1ээа 8 юг-юог ©
■0>ihAomcI вн eHauaeiotfedu мивУве эггпяа ионнвэ -иио ьинэгпэс! HMhBiadudaiHM HB»oahi^Bdj
(ei-) 'ЭиУТ=Л = я и а и э и д и v
яюэ 01 ‘з ‘а ‘о ‘g ‘v э±ээжон1Л1 эинэь -aoadau яюэ ваюэииио» и iadAi»Adio ио^иУох -доэн еаеюоэ оюнжиаЬ'ои 0MHBaodm/\ido0 '3‘ '‘узооови» тни ей О-Юйжв» ou нИиниУэ яюо1Л1июэ1Л1а нвняивншлюн - J?b‘■■■‘JFb
!3‘ " ‘\/аооови>1 и±ьи ей lAiotj^BM а эи НиниУэ оаюэииио» -!д‘ '‘узооови» иши ей iaioI^kb» а эи ИиниУэ оаюэииио» эийо!В91яев»ои ‘aooAgoiae BdaiAioH 8iaao»tfHdou - О......эЙУ) ‘-‘UV.....ЭцУ) эй
{gofo = dfobuV..duV} = Г
{gfo = «&|э uV..» = а
(21-) ‘{”fo = ^|“V.....duV} = D >
{nb = ”foUv.....» = a
[mSb = *b\mV....duV} = У-
UUO a о.Ю1Л1эеаиж -Auogo ‘BidouoHBdi оюнэАдоюв OU AdAi»Adio снАннэаюэьв» и снАннэаюэьиоо» снАйснвьвне -одо ‘яэииве 0iA»08hmBi/\i8iBi/\i снАйснАУэоо 1Л1ИЬ -Аиои вйо_|_ aiooiAimoaiAiaodiwBOOBU Аоэви» AiAioie снАУпснАаююаюоэ ‘снАаоявниУо 1снэ1Л1и воэви» oJOHtfo laoAgoiaB oih ‘lAimoAuot/1
О‘УЗ'9‘91- иотяиод одооо 3
о'гуо'и. иотяиод а
o‘ors‘8 иинЬ'эсЬ 0
О) О -si сл И1ЯиБ1Л1 a
д‘д otf и1яиБ1Л1 одооо V
и‘едоеЛм пнииВ ноевивиу еоЛдохае 00Би>1 Б910ЭЖ0Н1Л1 эинэьБнеодо
lAldON AdlSflONI 99-0Z2 S20II
hum 3GNvayooov ni sasna зо Nonvoidissvio
i 3i avi
99-0Z2 S20 HO CHSUVIAIdOH MOaaLTOVdlO 0
ииаюхэаюоо a aooAaoiav Hi/itivai/ioi/ioovu» i vhi/iuavi
(l- вИиодвх) 99-0/2 920 HO oiauBiAidoH MO90LTOBdlO О ИИ91О1091ООО 9 900Ag019B 1Л1ВО -эви» тни хийснАаююаюоо ‘аю0жон1Л1 яхни lAiMhBHeogo и lAiMuafiaa вннэд^эиие iai/\n/\iBdJ
-виУ и 9ЮЭЖ0Н1Л1 cHMdoai 1/\1эАеяиоиэи эгтяа oj -оннвев»э нинэиавюЬ^и о-ЮнУншви nutf
iqiviquA£3d
A»oiouodiwBOOBU А|люннэианве ои о»яиш. ЭН В ‘UUO fc^ИHB90dИH0Иh>IHAф I'llOOHhl'IIAIll'ld июо1Л1ию01Л1а MOHEBd аооАдохав нинэжиаЬ1 аои -BadaiHM ниаююаюоэ ей нйохэи эжявх noiaBd -идУои эи оаюэииио» и BdAi»Adio яюэ ох
■{“/...V} э ^эУл'ццоУ <- Ч
lattna lAiatnoiAfaLro а но -ютииве (g) иоиА|/\^оф о ииюивнв ou aodoio» ‘ниаоиоА oJOHtfo эйэ эинэниои1яа loAgodi oih
‘>l010U0dИЖB00BU НЭИИЙ01ННЭ1Л1еИ OHlBd»OJOHIAI Я1В9ИВ900 OHH0IAI0d90O9O ОН ‘Э1Л|0ЧдО IAIOHUOU
а ояяиох эн oiAiMtfoxgoaH A»oiouodiwBOOBU Aiai -оннэианве 1Л1эиаю1Э9юоо хи о»яиш. нохэваии -MHBdJO эн BidouoHBdi оюнэАдоюв эи НиниУэ ваюэьиио» и iadAi»Adio ионяив1Л1тио»эиои
(01.) эиаоиоА яэоинниошяа iaioic udu lagoih ‘онжвд 'аоэАдоюв оаюэьиио» и яхиаон -вюА юниоаеои ?Л и “fo ladiaiAisdsu eadah usd -010» ‘эи edAi»Adio оннэ1/\ш ноюниан иэйожи -atfaduo иинвюьоо iaioic a lAiahudu BidouoHBdi OJOHoAgoiaB эи ваюэьиио» ‘оннэаююаюоо ‘и iadAi»Adio эинвюьоо эоииУохдоэн нохиУох -вн 1 MHaiAiada В1НЭ1ЛЮ1Л1 ojoIMb» ниУ ‘lAioeBdgo |Л1И»в_|_ ',э/(и®Ь ladiaiAiBdBU AiAia anhioiAaioiaaio -оо ojodio Ю1Э1Л1И ИЮ01Л1ИЮЭ1Л19 и-| laoAgoiay июо1Л1июэ1Л1а MOHhMueBd аооАдоюв эи ad -Ai»Adio a xiaHHEacaioMayBe оаюэьиио» - u
!ВЭАд019В ЯЮ01Л1ИЮЭ1Л19 - г эй
(0|,) 'G3X-”b-3iiv)T=^ = &
:УИ9 MMhioiAtj'auo i0Bi8dgoMdu (/) иouAlлldoф о ишоивнв ou oih ‘Эи indAi»Adio нинэнэ1Л1еи igho ве и ‘аооАдоюв ваюэьиио» нинэнэ1Л1еи хэьо ве и ноюваиьэио -эдо oie эвьАио lAiatngo д UUO июоняиэхиУоа -enodu нинэнэ1Л1еи oJOHauBHOMhdouodu laAgadi в»olouodижвooвu эинэнэ1Л1еи 80HiBd»0J0HiAi oih ‘юАУэио ниаоиоА oJOHHadioiAiooBd ей b»oi -ouodижвooвu oJOHHauauBe нинэоаоо ojohuou ниаоиоА lЛlэинэжвdlЯ9 1Л1и>юэьи1В1Л1Э1В1Л1 ною -ниан HBdoio» ‘(з) AuAlЛldoф lAindioiAiooBd
нинваижАиодо odoaoooBiAi nudoai но -laAgadiou ‘ »оУвйоии xiaHhoPBOOU вахоэииио» daiAinduBH ‘aodiaiAiBdBu BtfHd HMHauayaduo ниУ
IdOUOHVdl II U3tf£Vd
Рисунок 1 - Формирование структуры и количества ПС Figure 1 - Formation of the structure and number of PS
Пять множеств пересекутся (см.рисунок), и, соответственно, решение будет найдено, когда одновременно выполнятся условия (10), (11) и (13). Тогда будет сформирована оптимальная структура ПС как по вместимости, так и по количеству автобусов, способная обеспечить освоение многократно меняющегося пассажиропотока в полном объёме и своевременно.
ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, представленная в статье математическая модель организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в
ОПП позволяет оценивать параметры функционирования ОПП и эффективность управления ими в условиях многократно изменяющихся пассажиропотоков. В качестве управляющих воздействий рассмотрено привлечение дополнительных перевозчиков, гибкое планирование маршрутов и расписания при соблюдении регулярности движения автобусов, ритмичности взаимодействия автобусов между собой и другими видами пассажирского транспорта в ОПП в пиковые периоды загрузки, что в конечном счёте обеспечивает эффективность и качество транспортного обслуживания на-
селения. При моделировании использованы элементы теории множеств, массового обслуживания, пассажирских автомобильных перевозок. Следовательно, представленные в статье результаты математического моделирования теоретически обоснованы и сами являются мощной теоретической базой для разработки методов и алгоритмов повышения эффективности перевозок пассажиров автомобильным транспортом в условиях многократно изменяющихся пассажиропотоков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Давиденко А.С., Ширяев С.А., Гудков
B. А., Раюшкина А.А., Устинова О.В. Соответствие типа и количества автобусов пассажиропотоку на основных маршрутах г. Волгограда // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Наземные транспортные системы. 2012. Т.5. № 2 (89).
C. 56-58.
2. Зырянов В.В., Загидуллин РР Методика оценки и выбора варианта организации движения транспорта при проведении масштабных массовых мероприятий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 2. С. 43-47.
3. Якимов М.Р, Арепьева А.А. Транспортное планирование: особенности моделирования транспортных потоков в крупных российских городах: монография. Москва: Изд-во Логос, 2016. 281 с.
4. Трофименко Ю.В., Якимов М.Р Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов: монография. Москва: Изд-во Логос, 2013. 447 с.
5. Якимов М.Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография. Москва: Изд-во Логос, 2013. 187 с.
6. Ларин О.Н., Кажаев А.А. Совершенствование маршрутных сетей крупных городов: монография. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. 148 с.
7. Якунин Н.Н., Якунина Н.В., Спирин А.В. Модель организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок // Грузовое и пассажирское хозяйство. 2013. № 3. С. 78-83.
8. Якунина Н.Н., Якунина Н.В., Спирин А.В. Технологические особенности модели организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок // Грузовое и пассажирское хозяйство. 2013. № 4. С. 70-74.
9. Якунина Н.В. Теоретическое обоснование модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам // Автотранспортное предприятие. 2014. № 11. С. 47-48.
10. Якунина Н.В. Методологические основы модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам // Вестник СибАДИ. 2014. № 6 (40). С. 61-66.
11. Якунина Н.В. Методология повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам:-монография. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. 262 с.
12. Минатуллаев Ш.М., Данилов С.В., Рябов И.М. Оптимизация работы автобусов при их взаимодействии с другими видами пассажирского транспорта в транспортно-пересадочных узлах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 6 (2016) http://naukovedenie. ru/PDF/04TVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
13. Рябов И.М., Данилов С.В., Минатул-лаев Ш.М. Моделирование работы мультимодальной перевозочной системы в период проведения массовых мероприятий в курортной зоне // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. 2016. № 4 (16).
С. 50-54.
14. Kohler, U. Wermuth, M.: Analyse der Anwendung von Verkehrsnachfragemodellen, Schriftenreihe Forschung StraBenbau und Stra-Benverkehrswesen Heft 804. Bonn. Bundesmin-isterium fur Verkehr. Bau- und Wohnungswesen, 2001.
15. Landmann, J. Aufbereitung und Un-tersuchungen derEebungsdaten „Kraftfahr/ eugverkehr in Deutschland” zur Nutzung fur verkehrsplanerische Berechnungen. Studienar-beit. TU Dresden, Institut fur Verkehrsplanung und StraBenverkehr, 2005.
REFERENCES
1. Davidenko A.S., Shirjaev S.A., Gudkov V.A., Rajushkina A.A., Ustinova O.V. The type and number of bus passenger traffi on the main routes in the city of Volgograd. Izvestija Volgo-gradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo uni-versiteta. Serija: Nazemnye transportnye sistemy, 2012, V.5, no. 2 (89), pp. 56-58. (In Russian).
2. Zyrjanov V.V., Zagidullin R.R. Methodology for the evaluation and selection of the organization of traffi during large-scale mass events. Intellekt. Innovacii. Investicii, 2017, no. 2, pp. 43-47. (In Russian).
3. Yakimov M.R., Arep’eva A.A. Transportnoe planirovanie: osobennosti modelirovanija trans-portnyh potokov v krupnyh rossijskih gorodah [Transport planning: modelling the transport flows in major Russian cities]. Moscow, Logos, 2016.
281 p.
4. Trofimenko Ju.V., Yakimov M.R. Transportnoe planirovanie: formirovanie jeffektivnyh trans-portnyh sistem krupnyh gorodov [Transport planning: formation of efficien transport systems of large cities]. Moscow, Logos, 2013. 447 p.
5. Yakimov M.R. Transportnoe planirovanie: sozdanie transportnyh modelej gorodov [Transport planning: creation of transport models of cities]. Moscow, Logos, 2013. 187 p.
6. Larin O.N., Kazhaev A.A. Sovershenstvo-vanie marshrutnyh setej krupnyh gorodov [Improving route networks of major cities]. Chelyabinsk, Publishing center JuUrGU, 2013. 148 p.
7. Yakunin N.N., Yakunina N.V., Spirin A.V. The Model of organization of transport service of the population motor transport on routes of regular transportations. Gruzovoe i passazhirskoe hozjajstvo, 2013, no. 3, pp. 78-83. (In Russian).
8. Yakunin N.N., Yakunina N.V., Spirin A.V. Technological features of the model of organization of transport service of the population motor transport on routes of regular transportations. Gruzovoe i passazhirskoe hozjajstvo, 2013, no. 4, pp. 70-74. (In Russian).
9. Yakunina N.V. Theoretical substantiation of the model of improving the quality of passenger transportation by road on regular routes. Avtotransportnoe predprijatie, 2014, no. 11, pp. 47-48. (In Russian).
10. Yakunina N.V. Methodological basis of the model of improvement of quality of transportations of passengers by motor transport on regular routes. Vestnik SibADI , 2014, no. 6 (40), pp. 61-66. (In Russian).
11. Yakunina N.V. Metodologija povyshenija kachestva perevozok passazhirov avtomobil’nym transportom po reguljarnym marshrutam [Methodology of improvement of quality of transportations of passengers by motor transport on regular routes]. Orenburg, 2015. 262 p.
12. Minatullaev Sh.M., Danilov S.V., Rjabov I.M. Optimization of the bus in their interaction with other types of passenger transport in transport hubs. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2016, vol. 8, no 6 (2016). Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/04TVN616.pdf (accessed 6 April 2011).
13. Rjabov I.M., Danilov S.V., Minatullaev Sh.M. The simulation of multimodal transport system during mass events in the resort area. Jenergo- i resursosberezhenie: promyshlen-
nost’ i transport, 2016, no. 4 (16), pp. 50-54. (In Russian).
14. Kohler, U. Wermuth, M. Analyse der An-wendung von Verkehrsnachfragemodellen, Schriftenreihe Forschung StraBenbau und Stra-Benverkehrswesen Heft 804. Bonn. Bundesmin-isterium fur Verkehr. Bau- und Wohnungswesen, 2001.
15. Landmann, J. Aufbereitung und Untersu-chungen derEebungsdaten „Kraftfahr/eugverkehr in Deutschland” zur Nutzung fur verkehrsplaneri-sche Berechnungen. Studienarbeit. TU Dresden, Institut fur Verkehrsplanung und StraBenverkehr, 2005.
Поступила 10.04.2018, принята к публикации 25.06.2018.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Прозрачность финансовой деятельности: Никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Арсланов Мурат Арсланович - кандидат технических наук, д-р сельскохозяйственных наук, доц., проф. кафедры технической эксплуатации автомобилей ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, д. 180. e-mail: arsmurat@ yandex.ru).
Минатуллаев Шамиль Минатуллаевич -старший преподаватель кафедры технической эксплуатации автомобилей ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, д. 180. e-mail: interpol1199@ mail.ru).
Филиппов Андрей Александрович - кандидат технических наук, доц. кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (460018, г. Оренбург, проспект Победы, д. 13, e-mail: aafilippov1979@ gmail.com).
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Arslanov Murat Arslanovich - Candidate of Technical Sciences, Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor, Professor of the Technical Operation of Automobiles Department, Dagestan State Agricultural University named
after M.M. Dzhambulatov (367032, Republic of Dagestan, Makhachkala, 180, M. Gadzhiev St., email: arsmurat@yandex.ru, phone:
89604101444).
Minatullaev Shamil’ Minatullaevich - Senior Lecturer of the Technical Operation of Automobiles Department, Dagestan State Agricultural University named after M.M. Dzhambulatov (367032, Republic of Dagestan, Makhachkala, 180, M. Gadzhiev St., email: interpol1199@mail. ru, phone: 89634066630).
Filippov Andrey Aleksandrovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Technical Operation and Repair of Automobiles Department, Orenburg State University (460018, Orenburg, 13, Pobedy Av., email: aafilippov1979@ gmail.com, phone: 89128487472).
ВКЛАД СОАВТОРОВ
Арсланов М.А., Минатуллаев Ш.М., Филиппов А.А. имеют на статью равные авторские права и несут равную ответственность за плагиат.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
AUTHOR CONTRIBUTION
Arslanov M.A., Minatullaev Sh.M., Filippov A.A have equal author’s rights and equal responsibility for plagiarism.
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.