_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
основе математических моделей.// Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2010. № 1. С. 45-47.
2. Осипов Б.М., Титов А.В., Хамматов А.Р. Инструментальная среда исследования газотурбинных установок // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2009. № 1. С. 22-25.
3. Титов A.B., Осипов Б.М., Хамматов А.Р., Желтухин В.И., Ахметов К.Н. Применение программного комплекса град для исследований стационарных энергетических установок. // Тяжелое машиностроение. 2009. № 6. С. 9-11.
4. Осипов Б.М., Титов А.В., Хамматов А.Р. Математическое моделирование в энергетическом аудите агрегатов с газотурбинным приводом. // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2008. № 3. С. 14-16.
5. Осипов Б.М., Осипов А.Б., Сафонов И.В., Титов А.В. Математическая модель ГТУ для исследования процесса запуска. // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2005. № 3. С. 8-11.
© Титов А.В., Осипов Б.М., 2017
УДК 51-74
А.В. Титов
к.т.н., профессор Б.М. Осипов
к.т.н., профессор
Казанский государственный энергетический университет,
г. Казань, РФ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
Аннотация
В статье изложен алгоритм расчета термогазодинамических параметров в математической модели камеры сгорания.
Ключевые слова
Математическая модель, камера сгорания, газотурбинный двигатель.
В алгоритме модуля узла «Основная камера сгорания» производится расчет расхода углеводородного горючего [1] и параметров газа на заданную температуру Т* (в области а > 1). Входные данные:
Тг - температура торможения за камерой сгорания, К. Она либо является параметром, задающим режим работы двигателя, либо задается в нулевом приближении, а затем уточняется из условия получения других параметров, задающих режим;
Ни - низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг;
Lo - количество воздуха теоретически необходимого для сжигания 1 кг топлива, кг/кг;
Fl - площадь проходного сечения на входе в камеру сгорания, м2;
ДG - количество охлаждающего воздуха, ранее отобранного в компрессоре и подводимого для охлаждения каких-либо деталей камеры сгорания или лопаток первого соплового аппарата турбины. Характеризуется четырьмя параметрами: номером подвода, признаком подвода, подогревом подводимого воздуха и количеством подводимого воздуха.
Коэффициенты восстановления полного давления с и полноты сгорания ^ могут быть заданы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
постоянными, или в виде Пкс = f(x) , Окс = f(x) [2,3]. Алгоритм модуля:
1. По характеристикам (при их наличии) определяется полнота сгорания и коэффициент восстановления полного давления:
Пкс = f(Xi), Окс = f(Xi).
2. Рассчитываются энтальпии воздуха и чистых продуктов сгорания при температуре на выходе из камеры сгорания:
Н*вг = f (Тг, qTi = 0), Н*чпс = f (Гт, qTi = 1).
Нг - Н*
3. Относительный расход топлива q'x = jj и* тт
Ни 'Vre - Нчпс + Н 0
4. Коэффициент избытка воздуха а = —- .
qT ' L0
5. Часовой расход топлива G т = 3600-Gi-q'x.
6. Отбор или подвод охлаждающего воздуха G т = Gi+AG.
7. Относительный расход топлива на выходе из камеры сгорания
, _ G'T
= G.
8. Расход газа на выходе из камеры сгорания G2 = G'i + G't.
9. При подводе охлаждающего воздуха Н*<жл = f (Т^охл, qT = 0).
10. Энергия смешения Е = ff*i-Gi + Н*охл•AG.
11. Энтальпия, температура и энтропия газа на выходе из камеры сгорания
E
Н*2 = —- ; Т*2 = f (Н*2, qT2); S2 = f (7*2, qT2). G2
12. Давление торможения Р*2 = РгОкс .
При задании площади входного сечения рассчитываются статистические параметры на входе в камеру сгорания. Предусмотрены возможности отбора воздуха из входного сечения и подвод воздуха в выходном сечении, имитирующем сброс охлаждающего воздуха через сопловые лопатки в проточную часть до сечения горла соплового аппарата [4,5]. Предусмотрена возможность расчета статических параметров во входном и выходном сечениях камеры сгорания.
Список использованной литературы:
1. Осипов Б.М., Титов А.В., Хамматов А.Р. Исследование энергетических газотурбинных приводов на основе математических моделей.// Известия высших учебных заведений. Авиационная техника. 2010. № 1. С. 45-47.
2. Осипов Б.М., Титов А.В., Хамматов А.Р. Инструментальная среда исследования газотурбинных установок // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2009. № 1. С. 22-25.
3. Титов A.B., Осипов Б.М., Хамматов А.Р., Желтухин В.И., Ахметов К.Н. Применение программного комплекса град для исследований стационарных энергетических установок. // Тяжелое машиностроение. 2009. № 6. С. 9-11.
4. Осипов Б.М., Титов А.В., Хамматов А.Р. Математическое моделирование в энергетическом аудите агрегатов с газотурбинным приводом. // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2008. № 3. С. 14-16.
5. Осипов Б.М., Осипов А.Б., Сафонов И.В., Титов А.В. Математическая модель ГТУ для исследования процесса запуска. // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2005. № 3. С. 8-11.
© Титов А.В., Осипов Б.М., 2017