Научная статья на тему 'Исследование впрыска воды и подвода пара в проточную часть энергетической газотурбинной установки ГТЭ-65'

Исследование впрыска воды и подвода пара в проточную часть энергетической газотурбинной установки ГТЭ-65 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1122
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА / ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА / ВПРЫСК ВОДЫ И ПОДВОД ПАРА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / COMBINED CYCLE GAS TURBINE / GAS TURBINE POWER PLANT / WATER INJECTION AND STEAM SUPPLY / THE MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шишин Александр Анатольевич, Титов Александр Вячеславович, Осипов Борис Михайлович, Кривоносова Виктория Владимировна

Рассмотрены вопросы повышения эффективности газотурбинной установки (ГТУ) с подводом воды и пара в проточную часть. Представлены результаты расчетного исследования увеличения КПД и номинальной мощности газотурбинной энергетической установки ГТЭ-65 с впрыском воды и подводом пара в проточную часть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шишин Александр Анатольевич, Титов Александр Вячеславович, Осипов Борис Михайлович, Кривоносова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of injection water and steam flow in part of energy gas turbine GTE-65

Questions of increase of efficiency of gas-turbine installation (GTU) with a supply of water and pair in a flowing part are considered. Presents the results of current research to increase efficiency and nominal power of gas turbine power plant of GTE-65 with injection of water and the supply of steam in the flow part.

Текст научной работы на тему «Исследование впрыска воды и подвода пара в проточную часть энергетической газотурбинной установки ГТЭ-65»

УДК 621.577

ИССЛЕДОВАНИЕ ВПРЫСКА ВОДЫ И ПОДВОДА ПАРА В ПРОТОЧНУЮ ЧАСТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ

УСТАНОВКИ ГТЭ-65

А.А. ШИШИН*, А.В. ТИТОВ*, Б.М. ОСИПОВ*, В.В. КРИВОНОСОВА**

*Казанский государственный энергетический университет ** ОАО «Силовые машины» (ЛМЗ)

Рассмотрены вопросы повышения эффективности газотурбинной установки (ГТУ) с подводом воды и пара в проточную часть. Представлены результаты расчетного исследования увеличения КПД и номинальной мощности газотурбинной энергетической установки ГТЭ-65 с впрыском воды и подводом пара в проточную часть.

Ключевые слова: парогазовая установка, газотурбинная установка, впрыск воды и подвод пара, математическая модель.

Одним из перспективных направлений развития современной энергетики является применение на тепловых электростанциях надежных и экологически чистых парогазовых установок (ПГУ - STIG), с впрыском воды и подводом пара в воздушный и/или газовый тракт энергетической газотурбинной установки (ГТУ). Такие установки характеризуются относительной простотой технологического процесса и высокими показателями экономичности [1].

Варианты тепловых схем ПГУ-STIG c отводом парогазовой смеси в атмосферу (открытая схема) показаны на рис. 1.

Том.мши

Рис. 1. Тепловые схемы ПГУ - БТЮ: В - воздух; ОК - осевой компрессор; КС - камера сгорания; ГТ - газовая турбина; КУ - котел-утилизатор; ПТ - паровая турбина; ЭГ - электрогенератор; ПЕ - пароперегреватель; ПП - промежуточный пароперегреватель; И - испаритель; ЭК - экономайзер; ХВО - химводоочистка; УхГ - уходящие газы; Н - насос © А.А. Шишин, А. В. Титов, Б.М. Осипов, В.В. Кривоносова Проблемы энергетики, 2012, № 9-10

В летнее время года мощность газовых турбин резко падает с повышением температуры воздуха. Форсировать ГТУ можно либо охлаждением воздуха в тракте компрессора, либо вводом в расширительную часть тракта ГТУ дополнительного рабочего тела - воды или водяного пара. Впрыск воды во входное устройство (ВУ) ГТУ позволит снизить температуру воздуха на входе в компрессор, уменьшая, тем самым, работу компрессора на сжатие, и повысить мощность газовой турбины, что особенно актуально в жаркое время года, когда проблематично покрытие пиковой потребности в электроэнергии.

В современных газотурбинных установках подвод пара непосредственно в двигатель преследует две цели:

- повышение мощности и КПД установки («энергетический впрыск»);

- снижение выбросов оксида азота NOx («экологический впрыск»).

В результате смешения газа и пара в потоке объем рабочего тела, проходящего через турбину, увеличивается при неизменной мощности воздушного компрессора, что приводит к значительному повышению мощности турбины.

Использование водяного пара в качестве охлаждающего агента высокотемпературных элементов проточной части ГТУ (вместо обычно применяемого воздуха) позволяет увеличить эффективность охлаждения и избежать больших затрат мощности на сжатие охлаждающего воздуха.

Ведущие зарубежные фирмы в своих стационарных газотурбинных установках широко используют ввод воды и пара для увеличения мощности и снижения оксидов азота в уходящих газах.

Один из вариантов развития газотурбинной технологии с впрыском воды подводом пара осуществлен в системе SPRINT, предусматривающей промежуточное охлаждение воздуха между ступенями компрессора ГТУ в процессе сжатия путем инжекции (впрыска) воды - мельчайших капель размером менее 25 мк. Понижение температуры воздуха при этом уменьшает работу сжатия. В ГТУ типа LM2500 + (General Electric) использование этой технологии увеличивает массовый расход воздуха через компрессор на 23%, повышает электрическую мощность на 28%, а КПД производства электроэнергии - до 40 % (показатели «брутто»).

Фирма Siemens применила в компрессорах своих ГТУ так называемое влажное сжатие: водная аэрозоль направляется на вход компрессора для увеличения расхода рабочего тела и снижения удельной работы сжатия воздуха. Опресненная вода фильтруется и направляется в водяной коллектор. Группа регулирующих электрических клапанов подает эту воду через форсунки во входной воздуховод компрессора. При сжатии смеси воздуха и воды последняя испаряется, охлаждая воздух в первых ступенях компрессора. Такое техническое решение по данным фирмы снижает расход топлива в ГТУ на 1,5 %, а генерацию оксидов азота на 20 - 40 % [1].

Экспериментальные исследования впрыска воды в газовый тракт после компрессора выполнялись в нашей стране на установках, работающих на газоперекачивающих станциях. В стационарных энергических ГТУ применение впрыска пара в камеру сгорания (КС) впервые было осуществлено на ГТУ типа ГТ-IOO (ПО ЛМЗ) на Краснодарской ТЭЦ и на ГРЭС №3 ОАО «Мосэнерго» [7].

В качестве объекта исследования впрыска воды и подвода пара была выбрана газотурбинная установка ГТЭ-65 разработки ОАО «Силовые машины».

Современная стационарная газотурбинная установка ГТЭ-65 предназначена для привода электрического генератора при несении базовой, полупиковой и пиковой нагрузок как автономно, так и в составе парогазового цикла. Установка выполнена по

простой тепловой схеме в виде одновального двухопорного турбокомпрессора с частотой вращения ротора 5441 об/мин и приводом электрогенератора через редуктор.

Газотурбинная установка ГТЭ-65 имеет широкую область применения как при техническом перевооружении существующих энергетических объектов, так и при строительстве новых. Наиболее актуально применение ГТЭ-65 на объектах, имеющих существенные габаритные ограничения на размещаемое оборудование. ГТЭ-65 может быть применена в различных типах ПГУ как для модернизации старых, так и для строительства новых электростанций [3].

Исследование впрыска воды и подвода пара в различные сечения проточной части установки производилось с помощью программного комплекса «ГРАД ЭУ» [5] на базе математической модели ГТЭ-65 с учетом всех ее технических характеристик и параметров.

Математическая модель составляется на основании конструктивной схемы установки ГТЭ-65. В соответствии с ней вычерчивается функциональная схема (рис. 2), которая включает в себя: входное устройство (ВхУ), компрессор (К), агрегаты (А), переходной канал (ПК), камеру сгорания (КС), переходной канал (ПК), турбину (Т), выходной патрубок (ВП).

Рис. 2. Функциональная схема ГТЭ-65

В функциональной схеме обозначают передачу информации между узлами по газу, валу, отборам и подводам рабочего тела. Необходимо учесть возможные места отборов и подводов воздуха, впрыска воды и пара в различные сечения проточной части двигателя, баланс мощностей, наличие или отсутствие характеристик отдельных узлов [4].

С помощью исходных данных составляется система уравнений, на решении которых основан вычислительный процесс данного комплекса.

Так при расчете установки ГТЭ-65 в исходном варианте без впрыска система уравнений будет состоять из следующих параметров:

Х {^в, ^отб, пт турб.' ^прив.турб^ ДРвых;

Х {^в, ^отб, пт турб.' ^прив.турб^ Д^гтурб;

Х {^в, ^отб, Пт турб.' ^прив.турб^ Д^вкомпр; (1)

Х {^в, ^отб, Пт турб.' ^прив.турб^ Д^Гвых;

Х{&в, ^отб, пт турб., Кп, ^прив.турб^ ДТСА турб,

где Ов - расход воздуха на входе в двигатель; ТГкс - температура в камере сгорания; Сприв - приведенный расход через турбину, характеризующий ее пропускную способность; Кп - параметр, характеризующий положение на напорной ветке компрессора; ЛР^х - равенство статических давлений на входе и на выходе из двигателя; ЛОвк - рассогласование между величиной расхода воздуха, подошедшего к входному сечению компрессора б\ и рассчитанного по характеристике - б\х; ЛОгт - невязка между подошедшим расходом газа - б\ и определенным по пропускной способности б1Р; Лбгпк -невязка по заданному расходу газа через выходное сечение.

Определены основные параметры газотурбинной установки ГТЭ-65: Левв=63,35 МВт, Пэф=33,757%.

При впрыске воды и пара в проточную часть ГТЭ-65 система уравнений будет выглядеть следующим образом:

/ботб, -^агр, Кп бприв.турб^ ЛКу компр;

Х (бв, ботб, -^агр, Кп бприв.турб^ ЛРвых;

Х(бв, ботб, -^агр, Кп бприв.турб^ ЛТСА турб; (2)

Х(бв, ботб, -^агр, Кп бприв.турб^ ЛбГтурб;

Х(бв, ботб, -^агр, Кп бприв.турб^ ЛбВкомпр.

где Ов - расход воздуха на входе в двигатель; Оотб - количество отбираемого или подводимого воздуха (газа);^^ - потребная мощность для привода агрегатов; бприв.турб - приведенный расход через турбину, характеризующий ее пропускную способность; Кп - параметр, характеризующий положение на напорной ветке компрессора; ЛКУ компр - коэффициент устойчивости компрессора; ЛРвых - равенство статических давлений на входе и на выходе из двигателя; ЛТСА турб - температура газов на входе в турбину; ЛбВкомпр - рассогласование между величиной расхода воздуха, подошедшего к входному сечению компрессора б\ и рассчитанного по характеристики б\х; ЛбГтурб -невязка между подошедшим расходом газа б\ и определенным по пропускной способности

При впрыске воды с температурой 15°С на входе в компрессор (перед ВНА) максимальное количество воды, которое теоретически возможно испарить в компрессоре до входа в камеру сгорания, составляет 7,91 кг/с.

-^воды

= (бвСрв (40з-?кип)/(Ср воды (/кип - ?вод)+г), (3)

где Ов - расход воздуха на входе в двигатель, кг; Срв - теплоемкость воздуха, КДж/кгК; ?воз - температура воздуха, "С; ?кип - температура кипения воды, "С; Срводы - теплоемкость воды, "С; ?воды = 15 "С - температура впрыскиваемой воды; г - теплота парообразования, КДж/кг.

Пар подводится в камеру сгорания и перед турбиной. Параметры пара: Р=1,5МПа, /=200"С. Максимальное количество подвода пара определяется из условия пропускной способности газовой турбины.

Результаты расчетов в виде зависимостей КПД, мощности ГТУ, часового расхода топлива от количества впрыскиваемого вещества в различные сечения проточной части установки показаны на рис. 3 - 6.

N МВт 100

90

80

70

60

4 о *

—Л

г с

1 Г г г L f- с г с Ь- с ь- с ь- С г г

КПД, % 40

39 38 37 36 35 34 33 32

7

8

9

0 1 2 3 4 5 6

О _ Мощность на выводном валу " Потребная мощность компрессора —А— Эффективный КПД

Рис.3. Изменение параметров ГТЭ-65 при впрыске воды во входное устройство

N МВт

90 85 80 75 70 65 60

п

-г -С i- о

J^J

с » "

40 КПД, %

30

6

8

10

12

14

16

18

—С— Мощность на выводном валу —□— Эффективный КПД

Рис.4. Изменение параметров ГТЭ-65 при подводе пара в зону горения с поддержанием температуры

газа перед турбиной, равной 1553,15К

Тг, 1С

1800 1750 1700 1650 1600 1550 1500

=0-

7 9 11

- Температура газа в зоне горения "

13 15 17

■ Температура газов на входе в 1СА

5

<5впр, кг/с

Рис.5. Изменение температуры газа в камере сгорания ГТЭ-65, с подводом пара в зону горения, при постоянной температуре газа перед турбиной © Проблемы энергетики, 2012, № 9-10

N, МВт 74 72 70 68 66 64 62 60

- С >- т —

О Ф 1 —

Li

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КПД, % 40

36 35 34

6 8 10 12 14 16 18 20

Овпр, кг/с

—С^ Мощность на выводном валу —□— Эффективный КПД

Рис.6. Изменение параметров ГТЭ-65 при подводе пара перед турбиной

Анализ результатов проведенных исследований показывает:

1. Максимально возможный впрыск воды в количестве 7,91 кг/с (теоретически возможно испарить в компрессоре до входа в камеру сгорания) с температурой 288,15 К (15 °С) на входе в компрессор низкого давления позволяет повысить эффективный КПД на 3,56 % по сравнению с базовым двигателем. Потребная мощность на привод компрессора с увеличением впрыска снижается, мощность установки увеличивается до 96,13 МВт (см. рис. 4).

2. Подвод пара в зону горения, при условии поддержания температуры 1553К на входе в турбину, ведет к повышению мощности ГТЭ-65 до 79,8 МВт, эффективный КПД увеличивается до 36,97%, при этом геометрия проточной части турбины остается неизменной (см. рис. 5,6).

3. При подводе пара перед турбиной эффективный КПД установки увеличивается до 36,79%, мощность увеличивается до 69,79МВт. Геометрия проточной части турбины остается базовой (см. рис.7).

Summary

Questions of increase of efficiency of gas-turbine installation (GTU) with a supply of water and pair in a flowing part are considered. Presents the results of current research to increase efficiency and nominal power of gas turbine power plant of GTE-65 with injection of water and the supply of steam in the flow part.

Keywords: combined cycle gas turbine, gas turbine power plant, water injection and steam supply, the mathematical model.

Литература

1. Фаворский О.Н., Цанев С.В., Карташев Д.В. Технологические схемы и показатели экономичности ПГУ с впрыском пара в газовый тракт // Теплоэнергетика. 2005. №4.

2. Голованов А.В., Зейгарник Ю.А., Поляков А.Ф. Сравнительная эффективность парового и воздушного охлаждения лопаток газовых турбин // Теплоэнергетика. 1996. №10.

3. Лебедев А. С., Варламов И. С., Росляков М. В. Энергетическая газотурбинная установка среднего класса мощности ГТЭ-65 // Электрические станции. 2007. №1.

4. Результаты моделирования тепловых схем ГТУ с помощью программы ГРАД Б.М. Осипов, А.В. Титов, В.В. Кривоносова, А.П. Петров. Казанский Государственный Энергетический Университет, Россия ОАО «Силовые машины» Филиал «Ленинградский Металлический завод», Россия.

5. CAD/CAM центр - программный комплекс «ГРАД». Руководство программиста. Казань:

Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ) 1998 г.

6. Осипов Б.М., Титов А.В., Тунаков А.П. и др. Автоматизированное проектирование двигателей: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. 166 с.

7. Цанев С.В., Буров В.Д., Ремезов А.Н. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.В. Цанева. М.: Издательство МЭИ, 2002. 584 с.

Поступила в редакцию 16 июня 2012 г.

Титов Александр Вячеславович - канд. техн. наук, доцент, профессор, зав. кафедрой «Газотурбинные энергоустановки и двигатели» (ГТЭУД) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (843) 2141134. E-mail: [email protected].

Осипов Борис Михайлович - канд. техн. наук, доцент кафедры «Газотурбинные энергоустановки и двигатели» (ГТЭУД) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (917) 2845107. E-mail: [email protected].

Шишин Александр Анатольевич - аспирант кафедры «Газотурбинные энергоустановки и двигатели» (ГТЭУД) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (927) 0365435. E-mail: [email protected].

Кривоносова Виктория Владимировна - начальник группы теплогидравлических и газодинамических расчетов Специального конструкторского бюро газовых турбин ОАО "Силовые машины" «Ленинградский металлический завод» в Санкт-Петербурге. E-mail:[email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.